Соната для фортепиано № 16 (Моцарт)
Соната для фортепиано до мажор | |
---|---|
№ 16 | |
Моцарта В. А. | |
![]() Начало | |
Другое имя | Легкая соната Простая соната |
Ключ | До мажор |
Каталог | К. 545 |
Стиль | Классический период |
Составленный | 1788 |
Опубликовано | 1805 |
Движения | Три ( Аллегро , Анданте , Рондо ) |
Соната для фортепиано № 16 до мажор , K. 545, Вольфганга Амадея Моцарта была описана Моцартом в его собственном тематическом каталоге как «для начинающих», и она очень широко известна под прозвищем «Соната легкая» или «Соната простая» . [ 1 ] Несмотря на это, соната на самом деле является произведением непростым в исполнении и вряд ли ее можно назвать «для начинающих».
Моцарт добавил это произведение в свой каталог 26 июня 1788 года, в тот же день, что и его Симфония № 39 . Точные обстоятельства создания произведения неизвестны. Хотя сегодня это произведение хорошо известно, оно не было опубликовано при жизни Моцарта и впервые появилось в печати в 1805 году. Типичное исполнение занимает около 11 минут.
Музыка
[ редактировать ]В произведении три части :
- Аллегро ,
- Анданте , 3
4 - Рондо : Аллегретто , 2
4
И. Аллегро
[ редактировать ]Первая часть написана в сонатной форме и в тональности до мажор . Знакомая вступительная тема сопровождается басом Альберти , играемым левой рукой.
Далее следует переходный пассаж , состоящий из гамм , достигающий каденции соль мажор , тональности, в которой затем исполняется вторая тема. Далее следует кодетта , завершающая изложение , затем изложение повторяется. Развитие несколькими начинается соль минор и модулируется тональностями. Перепросмотр начинается необычно в субдоминантной тональности фа мажор . Бас Альберти, который в этот момент начинался как трезвучие до мажор, превращается в трезвучие фа мажор, за которым следует образец гаммы фа мажор для левой руки, который имитирует ритм предыдущей гаммы ля минор для правой руки .
По словам Чарльза Розена , практика начала перепросмотра в субдоминанте была «редкой в то время, когда [соната] была написана», хотя позже эту практику перенял Франц Шуберт . [ 2 ]
II. Анданте
[ редактировать ]Вторая часть исполнена в тональности соль мажор , доминирующей тональности до мажор. Музыка модулируется до доминирующей тональности ре мажор , а затем снова до соль мажора, в которой снова слышна экспозиция. Для развития музыка модулируется до соль минор , затем си ♭ мажор , затем до минор , затем соль минор и, наконец, снова до соль мажор, после чего происходит перепросмотр, за которым следует короткая кода.
III. Рондо: Аллегретто
[ редактировать ]Третья часть имеет форму рондо и находится в тонике до мажор. Первая тема жива и задаёт настроение произведения. Вторая тема написана соль мажор и содержит бас Альберти в левой руке. Первая тема появляется снова, а за ней следует третья тема. Третья тема написана в минорной тональности и модулируется множеством разных тональностей, прежде чем перейти в до мажор. Снова появляется первая тема, за ней следует кода и, наконец, заканчивается до мажор.
Финал был транспонирован в фа мажор и объединен с сольной фортепианной аранжировкой второй части скрипичной сонаты фа мажор, чтобы сформировать посмертно составленную и, таким образом, поддельную сонату для фортепиано фа мажор, K. 547a .
Другие договоренности
[ редактировать ]
В 1876–1877 годах Эдвард Григ аранжировал эту сонату для двух фортепиано, добавив дополнительный аккомпанемент ко второй фортепианной партии, в то время как первая фортепианная партия воспроизводит оригинал в том виде, в каком его написал Моцарт. [ 3 ] Намерением Грига было «придать нескольким сонатам Моцарта тональный эффект, подходящий нашему современному уху». [ 4 ]
Джазовый музыкант Рэймонд Скотт адаптировал вступительную тему первой части своего произведения «В гостиной восемнадцатого века».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пажо, Деннис. «К545 «Легкая соната для фортепиано» до мажор» . mozartforum.com . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 25 мая 2007 г.
- ^ Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 52. ИСБН 978-0-5712-28-126 .
- ^ «Полный список сочинений Эдварда Грига для фортепианного дуэта» (PDF) . oslogriegselskap.no.
- ^ хфинч (9 января 2013 г.). «Моцарт, аранжировка фортепианных сонат Грига» . Граммофон . Проверено 17 июля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Соната in C KV 545 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe.
- Соната для фортепиано до мажор, K. 545 (интерактивная партитура) на Verovio Humdrum Viewer ( Alte Mozart-Ausgabe ) версия
- Соната для фортепиано № 16 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Полную партитуру можно получить в проекте Mutopia.