Котор Фрегат класса
![]() Также (П-34)
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Класс Котор (проект 1159) |
Операторы | |
Предшественник | Кони класс |
Построен | 1985–1989 |
Завершенный | 2 |
Активный | 0 |
Общие характеристики | |
Тип | Фрегат |
Смещение |
|
Длина | 91,8 м (301 фут 2 дюйма) |
Луч | 12,8 м 11,66 |
Черновик | 4,2 м |
Движение |
|
Скорость | 27 узлов |
Диапазон | 1800 морских миль на скорости 14 узлов |
Датчики и системы обработки | МР-302 Рубка, Decca RM 1226, МПЗ-301, 9ЛВ-200 МК-2, МР-104 Рис |
Вооружение |
|
Класс Котор» « ( югославское обозначение: Veliki Patrolni Brod (VPBR) ) — пара лёгких фрегатов, построенных для ВМС Югославии в 1980-х годах на верфи Кралевица в СР Хорватия .
История
[ редактировать ]Разработка класса «Котор» началась в конце 1970-х годов, когда ВМС Югославии запросили класс кораблей, которые могли бы проводить операции за пределами прибрежных районов Югославии и заменить стареющие эсминцы. Проектирование нового корабля было завершено в Загребском военно-морском институте в 1982 году. На основе корпуса советского фрегата класса «Кони» противолодочного был спроектирован и построен югославский класс «Котор» с модифицированной надстройкой и передним расположением его SS-N- 2 противокорабельные ракеты .
История обслуживания
[ редактировать ]Постройка P-33 была завершена 29 декабря 1986 года для ВМС Югославии на верфи Кралевица и отправлена в свой первый порт военно-морской базы Лора в Сплите . Получивший название Veliki Patrolni Brod (большой патрульный катер) VPBR-33 Kotor, в тот же день он был зарегистрирован в составе флота Югославии. [ 1 ] Введенный в эксплуатацию как VPBR-34 Pula , P-34 был построен 28 февраля 1988 года и в тот же день вошел в состав флота Югославии. [ 1 ]
После распада Югославии 31 мая 1992 года оба P-33 и P-34 были переведены в Военно-технический и ремонтный институт «Сава Ковачевич» в Тивате, Черногория, а затем позже переведены в порт Бар , где они были приняты на вооружение. ВМС РФ Югославии Сербии и Черногории . В 2006 году корабли были переданы ВМС Черногории после распада Сербии и Черногории, а в 2018 году правительство Черногории объявило о своем намерении продать два корабля, при этом в качестве потенциального покупателя был указан Израиль. [ 2 ] [ 3 ] По состоянию на сентябрь 2019 года оба корабля используются в качестве морских патрульных кораблей ВМС Черногории на военно-морской базе Бар. [ 4 ]
В 2005 году P-34 участвовал в совместных военно-морских учениях Сербии, Черногории и Италии «Общий горизонт» в порту Бриндизи в Италии, а затем в 2007 году в странах ADRION (Адриатическая Ионическая инициатива) «ADRION 11 LIVEX» в окрестностях Регион острова Корфу под флагом Черногории.
В 2009 году Р-34 участвовал в двух совместных морских учениях, организованных Черногорией с участием кораблей США и Франции, а в 2010 году — с кораблями Германии и Турции.
Оба корабля были выведены из эксплуатации в 2019 году и выставлены на продажу. [ 5 ] [ нужно обновить ]
Дизайн
[ редактировать ]В корпусе использована листовая сталь толщиной от 3 до 15 мм, а надстройка изготовлена из алюминиевого сплава толщиной от 2 до 10 мм. Надстройка была спроектирована так, чтобы уменьшить отражение радаров.
Фрегаты вооружены четырьмя ракетами корабельного класса Р-21 или Р-22 ( код НАТО SS-N-2 Styx). Масса ракет составляет 2607 кг, масса боевой части 480 кг, дальность полета от 8 до 80 км, высота полета 25 или 50 метров, скорость 0,9 Маха. Они имеют инфракрасные системы самонаведения (П-22) или активного радиолокационного наведения (П-21).
Для ПВО корабли используют ракетные комплексы ОСА-М ( код НАТО SA-N-4 Gecko). В его состав входят радиоуправляемая управляемая зенитная ракета РЗ-13, смонтированная на двухракетной направляющей эжекторного типа ЗИФ-122, устройство управления и подготовки оператора стрельбы. Ракета РЗ-13 способна эффективно поражать цели, летящие на высоте 50-6000 м, на расстоянии до 15 км.

Корабль имеет две счетверенные пусковые установки МТУ-IV с четырьмя зенитными ракетами 9К32 «Стрела-2М» . Пусковые установки совместимы с другими, более современными ПЗРК.
Две реактивные двенадцатиствольные пусковые установки глубинных бомб РБУ-6000 предназначены для противолодочной борьбы. Их дальность действия составляет от 350 до 5500 м, максимальная глубина цели — 400 м.
Фрегаты также вооружены артиллерийским вооружением, состоящим из спаренной универсальной автоматической пушки АК-726 и двух 30-мм пушек АК-230 .
Фрегаты «Котор» оснащены датчиками обнаружения и сопровождения целей. Для обнаружения надводных и воздушных целей используется РЛС MR-302 Rubka (кодовое название НАТО Strut Curve) с дальностью действия около 110 км, а для навигации предназначена РЛС RM 1226 Decca. Для стрельбы ракетами «Оса-М» используется радиолокационный комплекс МПЗ-301 (код НАТО Pop Group), а для управления работой артиллерийского огня наблюдательно-прицельные радиолокационные системы 9ЛВ-200 МК-2 и прицельная РЛС МР-104 «Рис». Корабли также оснащены активным гидролокатором, радиологическими детекторами, лазерными детекторами и детектором радиолокационного излучения. Для защиты от противокорабельных ракет фрегат оснащен инфракрасными лазерными и радиолокационными ловушками типа «Баррикада».
Корабли двигатель оснащены двигателем CODAG (комбинированным), состоящим из одной газовой турбины M8G, обеспечивающей максимальную мощность 14 720 киловатт (19 740 л.с. Pielstick SEMT 12 PA 6V ) и двух дизельных двигателей , обеспечивающих мощность 280 кВт на 3648. Корабли имеют три гребных винта – два для дизелей и один для газовой турбины. Главный привод представляет собой дизельные двигатели и используется большую часть времени, а газовая турбина предназначена для обеспечения дополнительной скорости при выполнении боевых задач.
В состав остальных корабельных систем входят устройство размагничивания корабля, два устройства опреснения для получения питьевой воды, устройства радиосвязи, устройство приема данных от гидроакустических буев, устройства подводной связи, пожарные и дренажные насосы, топливный насосы для тяги и масла, системы кондиционирования, противопожарные системы на основе галогенов, оборудование для производства электроэнергии и другие.
Операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]- Югославия (СФРЮ и СРЮ) - 2 корабля, Котор (RF-33) и Пула (RF-34) ( Нови Сад с 1992 г.)
- Черногория — 2 корабля, бывший «Котор» (P-33) и бывший «Пула» (P-34) — на время выведены из состава флота. [ 5 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Оператор | Имя | Строитель | Запущен | Введен в эксплуатацию | Статус |
---|---|---|---|---|---|
![]() |
P-33 (бывший Котор ) | Кралевицкая верфь | 21 мая 1985 г. | 29 декабря 1986 г. | Выведен из эксплуатации в 2019 году. [ 5 ] |
![]() |
Р-34 (из Пулы ) | Кралевицкая верфь | 18 декабря 1985 г. | 25 марта 1988 г. | Выведен из эксплуатации в 2019 году. [ 5 ] |
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Патрульные катера» . Министерство обороны Вооружённых Сил Черногории . 08.07.2010 . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Сербия, РТС, Радио Телевидение Сербии, Радио Телевидение. «Подгорица продает фрегаты бывшего JRM» . www.rts.rs. Проверено 14 ноября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гор, Д.Д. / Фото: Black Army (25 февраля 2019 г.). «Черногория продает последние оставшиеся фрегаты, украденные из Сплита, а Хорватия хранит молчание» . ДАЛМАЦИЯ СЕГОДНЯ - побережье, острова, Загора. Последние новости из Далмации. (на хорватском языке) . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ «Джейн от IHS Markit» . my.ihs.com . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Лукович, Синиша (16 февраля 2020 г.). «Военно-морской флот снова боеспособен, и боеспособен только «Дурмитор» . Новости . Проверено 18 марта 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Сондерс, Стивен, изд. (2013). Боевые корабли Джейн 2013–2014 гг . np: IHS Jane's. ISBN 978-0-7106-3048-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Форум PALUBAinfo (на сербском языке)
- ВМС Черногории (на черногорском языке)