Святость жизни
В религии и этике святость жизни , иногда описываемая как неприкосновенность жизни , [ 1 ] [ 2 ] — это принцип подразумеваемой защиты аспектов разумной жизни, которые считаются святыми, священными или имеют иную ценность , которую нельзя нарушать. Это можно применить к людям, животным или микроорганизмам; например, в религиях, практикующих ахимсу , оба считаются святыми и достойными жизни. Святость жизни находится в центре дебатов по поводу абортов и эвтаназии. [ 3 ]
В христианстве
[ редактировать ]![]() |
Часть серии статей о |
Аборт и католическая церковь |
---|
Официальная оппозиция |
Философия и теология |
Активизм |
Несогласие |
См. также |
![]() |
Фраза « святость жизни» относится к идее о том, что человеческая жизнь священна , свята и драгоценна. Хотя эта фраза использовалась в основном в 19 веке в протестантском дискурсе, после Второй мировой войны эта фраза использовалась в католической моральной теологии и, после дела Роу против Уэйда , в евангелической христианской моральной риторике. [ 4 ]
Принцип святости жизни, который часто в той или иной степени противопоставляется « качеству жизни », лежит в основе всего католического учения о пятой заповеди в Десяти заповедях . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
В иудаизме
[ редактировать ]Пикуах нефеш позволяет еврею игнорировать все другие еврейские законы и обычаи, чтобы сохранить человеческую жизнь. Он ставит сохранение человечества и выживание человека превыше всего остального. Это касается как спасения жизней евреев, так и неевреев. [ 9 ]
Все конфессии иудаизма допускают аборт для спасения жизни матери, но нет единого мнения относительно других ситуаций, в которых можно использовать аборт. Из-за того, что к плоду относятся как к части матери, а не как к отдельному человеческому существу, еврейский народ часто упоминает об этом как о разрешении абортов. [ 10 ]
В исламе
[ редактировать ]Ислам считает все формы жизни священными, но ставит человека выше других живых существ. Ислам приравнивает незаконное убийство человека к убийству всего человечества. То же самое применимо и наоборот: спасение жизни так же важно, как и спасение всего человечества. [ 11 ] [ 12 ]
Коран никогда прямо не упоминает об абортах, но к этому вопросу можно применить и другие учения. [ 13 ] Мусульмане верят, что одушевление происходит на 120-й день беременности. [ 14 ] До одушевления допускается аборт при аномалиях развития плода. После одушевления все школы ислама разрешают аборт для спасения жизни матери, а также в случае внутриутробной смерти (выкидыша), но по небольшим другим причинам. Однако растет движение за разрешение абортов у уродливых плодов, смерть которых неизбежна вскоре после рождения. [ 15 ] Неспособность обеспечить плод обычно отвергается как приемлемая причина, но некоторые школы мысли более снисходительны в этом вопросе. [ 13 ] [ 14 ]
В восточных религиях
[ редактировать ]В западной мысли святость жизни обычно применяется исключительно к человеческому виду ( антропоцентризм , иногда называемый доминионизмом ), что резко контрастирует со многими школами восточной философии , которые часто считают, что вся жизнь животных священна — в некоторых случаях до такой степени. что, например, последователи джайнизма носят с собой щетки, чтобы сметать насекомых со своего пути, чтобы те случайно не наступили на них. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]- Движения за право на аборт
- Движения против абортов
- буддизм
- Джайнизм
- Последовательная жизненная этика
- Культура жизни
- Защита плода
- Медицинская этика
- Национальный день святости человеческой жизни (в США)
- Религия и аборты
- Право на жизнь
- Закон о святости жизни , законопроект США, неоднократно вносимый с 1995 года, но так и не ставший законом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киоун, Джон (1 мая 2012 г.). Закон и этика медицины . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199589555.001.0001 . ISBN 978-0-19-958955-5 .
- ^ Киоун, Джон (2012). Закон и этика медицины: очерки о неприкосновенности человеческой жизни . Оксфорд (Великобритания): Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-958955-5 .
- ^ Кларк, Стив (январь 2023 г.). «Святость жизни как священная ценность» . Биоэтика . 37 (1): 32–39. дои : 10.1111/bioe.13094 . ISSN 0269-9702 . ПМЦ 10087279 . ПМИД 36131633 .
- ^ Друтчас, Джеффри Гилберт (1996). Жизнь священна? Непоследовательность святости жизни как морального принципа в христианских церквях . Ланкастерская духовная семинария.
- ^ Рональд М. Грин (1999). «Еврейское учение о святости и качестве жизни». У Эдмунда Д. Пеллегрино ; Алан И. Фейден (ред.). Еврейская и католическая биоэтика: экуменический диалог . Издательство Джорджтаунского университета . стр. 25–26. ISBN 9781589013506 .
- ^ Энтони Фишер (2011). Католическая биоэтика для нового тысячелетия . Издательство Кембриджского университета . стр. 238–239. ISBN 9781139504881 .
- ^ Дэвид Ф. Келли; Джерард Мэгилл; Хенк тен Хаве (2013). Современная католическая этика здравоохранения . Издательство Джорджтаунского университета. стр. 32–38. ISBN 9781589019614 .
- ^ Скария Каннияконил (2007). Основы биоэтики: правовые перспективы и этические подходы . Восточный институт религиоведения Индии. стр. 100-1 229–230. ISBN 9788188456284 .
- ^ «Пикуах Нефеш: еврейская ценность спасения жизни» . Мое еврейское образование . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Фельдман, Дэвид М. (23 августа 1983 г.). « Аборт: еврейский взгляд» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Святость жизни | Факты о мусульманах и религии ислам» . Почему ислам? . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Адиль, Аднан (14 июля 2017 г.). «Святость жизни» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Би-би-си – Религии – Ислам: Аборт» . www.bbc.co.uk. Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Аюби, Захра (8 июля 2022 г.). «Не существует единой исламской интерпретации этики абортов, но вера в милость и сострадание Бога является важной частью любого рассмотрения» . Разговор . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Аль-Матари, Абдулрахман; Али, Джаффар (5 февраля 2014 г.). «Споры и соображения относительно прерывания беременности при аномалиях плода в исламе» . Медицинская этика BMC . 15 (1): 10. дои : 10.1186/1472-6939-15-10 . ISSN 1472-6939 . ПМЦ 3943453 . ПМИД 24499356 .
- ^ «Литературный центр джайнизма – джайнское образование» . сайты.fas.harvard.edu . Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 г. Проверено 28 ноября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барри, Роберт Лоуренс (2002). Святость человеческой жизни и ее защита . Лэнхэм: Университетское издательство Америки.
- Байерц, Курт, изд. (1996). Святость жизни и человеческое достоинство . Философия и медицина; т. 52. Дордрехт; Бостон: Kluwer Academic.
- Бернардин, Жозеф Луи; и др. (1988). Последовательная этика жизни . Канзас-Сити, Миссури: Шид и Уорд.
- Касс, Леон Р. (март 1990 г.). «Смерть с достоинством и святость жизни». Комментарий . 89 (3). Нью-Йорк: Американский еврейский комитет: 33–43. ISSN 0010-2601 . ПМИД 11652555 .
- Кейзерлингк, Эдвард В. (1979). Святость жизни: или Качество жизни в контексте этики, медицины и права: исследование . Серия «Защита жизни». Оттава: Комиссия по правовой реформе Канады. ISBN 9780662104452 .
- Коль, Марвин (1974). Мораль убийства; Святость жизни, аборты и эвтаназия . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса. ISBN 9780391001954 .
- Кузе, Хельга (1987). Доктрина святости жизни в медицине: критика . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Маккормик, Ричард А. (1981). «Качество жизни и святость жизни». Насколько храбр новый мир?: Дилеммы биоэтики . Нью-Йорк: Даблдей: 383–402.
- Певец, Питер (2002). Неосвящающая человеческая жизнь: очерки по этике . Оксфорд: Блэквелл.
- Уайлдс, Кевин Вм .; Франческ Абель; Джон К. Харви (1992). Рождение, страдания и смерть: католические взгляды на грани жизни . Дордрехт; Бостон: Kluwer Academic.