Элхонон Голдберг
Элхонон Голдберг | |
---|---|
Рожденный | 1946 (возраст 77–78 лет) |
Альма-матер | Московский Государственный Университет |
Научная карьера | |
Поля | Нейропсихология |
Элхонон Голдберг (род. 1946) — нейропсихолог и когнитивный нейробиолог, известный своими работами в области специализации полушарий и теорией «новизны-рутинизации».
Биография [ править ]
Голдберг учился в Московском государственном университете у великого нейропсихолога Александра Лурии и переехал в Соединенные Штаты в 1974 году. В настоящее время он является клиническим профессором неврологии на медицинском факультете Нью-Йоркского университета, дипломантом Американского совета профессиональной психологии по клинической нейропсихологии и Соучредитель и главный научный консультант SharpBrains, онлайн-центра фитнеса для мозга. Он предлагает постдокторскую подготовку по нейропсихологии в аспирантуре Филдингского университета . Элхонон Голдберг — директор-основатель Института нейронаук Лурии (LNI), [1] организация, основанная с целью продвижения исследований и распространения знаний о мозге и разуме. Он описывает себя как атеиста «с агностическими наклонностями». [2]
Научная работа [ править ]
В Московском государственном университете Голдберг изучал психологию и математику и был одним из первых сторонников дисциплины, известной сегодня как вычислительная нейробиология. В Соединенных Штатах работа Голдберга носила более клинический характер. Его исследования сосредоточены на функции лобных долей , специализации полушарий , памяти , когнитивном старении и общей теории функциональной корковой организации .
Среди первых критиков модного понятия неокортикальной модульности он ввел понятие «когнитивного градиента», чтобы отразить распределенные и возникающие свойства функциональной кортикальной организации. [3]
Работа Гольдберга по функциям лобных долей включает открытие синдрома «ретикуло-фронтального разъединения», функциональной латерализации и гендерных различий в префронтальной коре . Его работа по памяти включает описание относительно чистой ретроградной амнезии без антероградной амнезии , что, в свою очередь, привело к выяснению роли ствола мозга механизмов активации в памяти.
В клинической практике Голдберг был одним из первых сторонников « когнитивной приспособленности », стремившейся использовать эффекты нейропластичности на протяжении всей жизни , чтобы задержать и даже обратить вспять эффекты когнитивного старения. Впервые представленная Майклом Мерценихом , эта концепция получила поддержку ряда ведущих нейробиологов. Тем не менее, это остается спорным, и для его подтверждения необходимы дальнейшие исследования.
Гольдберг является автором ряда статей в научных журналах и глав книг, а также трех книг: « Современная нейропсихология и наследие Лурии»; Исполнительный мозг: лобные доли и цивилизованный разум; и «Парадокс мудрости: как ваш разум может стать сильнее по мере взросления мозга» .
новизны рутинизации - Теория
Его работа по специализации полушарий завершилась выработкой теории «новизны-рутинизации», утверждающей, что (для преимущественно правшей) два полушария головного мозга по-разному участвуют в обработке новой, неизвестной информации (правое полушарие) и в обработке с точки зрения стабильного паттерна. -устройства распознавания известных ситуаций психической рутины (левое полушарие). Что касается левшей и амбидекстров, Голдберг указывает, что два полушария менее дифференцированы по функциям и структуре. У этих людей могут быть случаи, когда левое полушарие берет на себя роль обработки новых данных, а правое — рутинной обработки.
В частности, правое полушарие отдает предпочтение «гетеромодальной ассоциативной коре», а левое — «модальной ассоциативной коре», и оба участвуют в сложной обработке информации. Последний занимается исключительно обработкой информации, поступающей от отдельных сенсорных систем, таких как зрительная, слуховая и сенсорная. Этот тип коры, предпочитающий более локальные связи между соседними областями коры, «разбирает мир вокруг нас на отдельные представления... представьте себе объект в трехмерном пространстве, спроецированный на x , y , z координаты ...» . С другой стороны, гетеромодальная ассоциативная кора, отдавая предпочтение отдаленным межкорковым связям, интегрирует информацию, поступающую из сенсорных каналов, или собирает воедино «синтетическую картину окружающего нас мультимедийного мира». Голдберг сравнивает эти различия в связях следующим образом: левое полушарие похоже на парк такси, преодолевающий короткие расстояния, подобные городским, а правое — на парк самолетов, преодолевающих большие континентальные расстояния. [4]
Теория новизны-рутинизации включает в себя более традиционное различие между вербальными и невербальными функциями как особый случай, но она более динамична по своей природе, допускает эволюционную преемственность и обеспечивает основу нейроразвития.
Книги [ править ]
- Элхонон Гольдберг. Современная нейропсихология и наследие Лурии , Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1990. ISBN 978-0-8058-0334-1
- Элхонон Гольдберг. Исполнительный мозг: лобные доли и цивилизованный разум , Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001; мягкая обложка 2002. ISBN 978-0-19-515630-0
- Элхонон Гольдберг. Парадокс мудрости: как ваш разум может стать сильнее по мере взросления мозга , Нью-Йорк: Penguin, 2005; мягкая обложка, 2006 г. Издание для Великобритании: Free Press, Simon & Schuster, 2005. ISBN 1-59240-187-2
- Элхонон Гольдберг. Новый исполнительный мозг: лобные доли в сложном мире , Нью-Йорк: Oxford University Press, 2009. ISBN 978-0-19-532940-7
- Элхонон Гольдберг. Творчество: человеческий мозг в эпоху инноваций», Нью-Йорк: Oxford University Press, 2018. ISBN 978-0-19-046649-7
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Институт нейронаук Лурии» . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Мэтлок, Марк (6 марта 2012 г.). Воспитание мудрых детей: передача истории мудрости . Зондерван. ISBN 9780310296560 .
- ^ О. У. Сакс, «Скотома: забвение и пренебрежение в науке», в « Скрытых историях науки» , под ред. Р.Б. Сильвер (Нью-Йорк: Нью-Йоркское обозрение книг, 1996), 141–187.
- ↑ Голдберг, Элхонон, Парадокс мудрости: как ваш разум может стать сильнее по мере взросления вашего мозга , Готэм (16 февраля 2006 г.), стр. 195-196