Бразильская романтическая живопись
Бразильская романтическая живопись была ведущим художественным выражением в Бразилии во второй половине XIX века, что совпало со Вторым правлением . Это представляло собой уникальную эволюцию романтического движения ; оно значительно отличалось от своего европейского аналога и даже от параллельного романтического движения в бразильской литературе . Характеризуясь роскошной и сдержанной эстетикой, он включал в себя сильное неоклассическое влияние и постепенно интегрировал элементы реализма , символизма и других школ, что привело к эклектичному синтезу, который доминировал на бразильской художественной сцене до начала 20-го века.
Бразильская романтическая живопись находилась под сильным влиянием националистического движения, возглавляемого императором Педро II . Стремясь объединить культурно разнообразную и географически обширную нацию после обретения независимости, он осознал потенциал искусства в формировании сплоченной национальной идентичности. Это художественное движение было направлено на создание имиджа Бразилии как цивилизованной и прогрессивной страны на мировой арене. Это националистическое настроение проявилось в трех основных художественных темах: исторических реконструкциях, изображении природы и людей и переоценке образа коренного населения. Эти темы привели к созданию значительного корпуса произведений искусства, которые продолжают занимать значительное место в бразильских музеях. Признано, что символика, использованная в этих произведениях, сыграла значительную роль в формировании национальной идентичности. [1] [2]
Международный романтизм
[ редактировать ]Художественное движение, известное как живописный романтизм, процветавшее в Европе с середины 18 до конца 19 веков, не поддается однозначному определению. Хотя критический дискурс обычно воспринимается как единое движение, ему не хватает консенсуса как в отношении определяющих характеристик романтического стиля, так и в отношении самого существования такого движения. Несмотря на это отсутствие согласия, объединяющим элементом, по-видимому, является акцент на уникальной перспективе и творческом видении отдельного художника. Художники-романтики, отличавшиеся повышенным осознанием своего внутреннего мира и эмоций, воспринимали себя свободными от прежних художественных ограничений. Их художественные суждения руководствовались не преобладающим рационализмом или заранее заданными эстетическими программами, а, скорее, собственным субъективным опытом, который мог охватывать широкий спектр эмоций, включая стремление к связи с природой или трансцендентным. [3] По словам Бодлера :
Романтизм заключается не в выборе тем и не в их объективной истине, а в образе чувств. Для меня романтизм — самое новое и актуальное выражение красоты. И тот, кто говорит о романтизме, говорит о современном искусстве, то есть о интимности, духовности, цвете и стремлении к бесконечности, выраженных всеми средствами, которыми искусство располагает. [4] [5]
Акцент на индивидуальном самовыражении в романтизме иногда проявлялся в художественных проектах, раздвигающих границы условностей. Эти проекты охватывали нетрадиционное, экзотическое и эксцентричное, иногда граничащее с мелодраматичным, болезненным или даже истеричным. Более того, преобладающее настроение той эпохи, часто называемое « mal du siècle» , характеризующееся чувством пустоты, тщетности и меланхолической неудовлетворенности, пронизало работы многих художников. Об этом свидетельствует высказывание Жерико : «Что бы я ни делал, мне хотелось бы, чтобы я делал по-другому», отражающее это преобладающее настроение. [6] [7]
Акцент романтизма на природе часто проявляется в пантеистическом мировоззрении и новом подходе к ландшафтному дизайну. Более того, внимание движения к историческому контексту произвело революцию в понимании места человечества в истории и ценности таких устоявшихся институтов, как государство и церковь . Этот гуманистический идеализм, стремящийся к социальным реформам, побудил многих романтиков создать чувствительные изображения людей, их обычаев, фольклора и истории. Эти изображения, возможно, послужили основой для возникновения или усиления националистических движений во многих странах. Однако после бурного периода Французской революции и Наполеоновской империи дальновидный, гуманистический и состязательный дух ранних романтиков пошел на убыль. Предмет стал менее значимым по сравнению с техническими навыками и формальными проблемами. Многие художники отступили к идеализированным изображениям Востока или Средневековья , в то время как другие поддались буржуазной сентиментальности и условностям, подчеркивая декоративность, экзотику и живописный . Технически романтическая живопись отошла от неоклассического акцента на линии, а не на цвете и рациональной композиции. Романтики предпочитали более запоминающиеся композиции, призванные вызвать более сильный эмоциональный отклик. Цвет и светотени (использование света и тени) стали более заметными элементами, способствуя созданию впечатляющей атмосферы и световых эффектов. [8]
Романтизм возникает как многогранное и внутренне противоречивое художественное течение. Хотя он явно находится под влиянием классицизма и в некотором смысле является его продолжением, он также противостоит некоторым аспектам этой традиции. Присущая этому напряженность далее отражается в приверженности движения индивидуализму, который способствовал появлению замечательного разнообразия эстетических подходов и идеологических взглядов. Этот акцент на видении отдельного художника, возможно, способствовал возникновению чувства безродности, отчуждения и непонимания среди романтиков. Как отмечает Хаузер , глубоко личный характер художественных целей и крайне индивидуализированные критерии художественных достоинств внутри романтизма делают выделение отдельных школ внутри движения несколько проблематичным. [9]
Бразильская версия
[ редактировать ]Эстетическая и идеологическая подоплека
[ редактировать ]Корни бразильской романтической живописи, хотя и достигли господства только между 1850 и 1860 годами, можно проследить до начала 19 века, что совпало с прибытием многочисленных иностранных натуралистов в научные экспедиции. Среди них были художники и иллюстраторы, привлеченные в Бразилию растущим романтическим акцентом на ценности природы и очаровании экзотики. В число этих художников входил Томас Эндер , участник Австро-германской художественной миссии . Его работа была сосредоточена на изображении «этнических встреч» в городском пейзаже и прилегающих районах Рио-де-Жанейро . Другой заметной фигурой был Иоганн Мориц Ругендас , который сопровождал экспедицию Лангсдорфа . По словам Пабло Динера, его работы «охвачены эмоциями, которые немецкий романтизм определяет как Fernweh , то есть ностальгию по далёкому». Акварели Ругендаса, позже воспроизведенные в виде гравюр, часто изображали коренные народы и лиц африканского происхождения в идеализированной манере. Однако в его работах также признавались их трудности, демонстрируя определенную степень социального комментария. Более того, он продемонстрировал характерно романтический дух художественной независимости, отдав предпочтение собственному творческому видению требованиям строгой научной точности. [10] [11]
Эме-Адриан Тонэ , также участник экспедиции Лангсдорфа, был сыном Николя-Антуана Тоне , принадлежавшего к Французской художественной миссии . Его работы примечательны монументальным изображением природы, в частности пейзажами, практически не затронутыми колонизацией. Этот подход соответствует эстетике возвышенного, важной концепции европейского романтизма. Его картины включали в себя как описательные, так и запоминающиеся элементы, укрепляя связь между пейзажем и историческими темами. [11] Кроме того, значительный вклад в развитие бразильского романтизма внес в 1826 году атташе французского консульства Фердинанд Дени. Он выступал за отход от преобладающих тенденций классицизма, призывая художников учитывать местные особенности. Он особенно выступал за изображение природы и местных обычаев, предлагая признать коренные народы исконными и наиболее аутентичными жителями Бразилии. [2]
Заслуживает упоминания художественный путь Жана-Батиста Дебре . Хотя его работы изначально придерживались строгого неоклассического стиля, его приезд в Бразилию привел к стилистическому сдвигу. Искусство Дебре адаптировано к климату и неформальности тропической среды. Примечательно, что его поразила концепция « банзо », термина, используемого порабощенными людьми для описания своей меланхолии, и он изобразил эту тему в нескольких акварелях, в том числе в известной « Татуированной черной женщине, продающей кешью» . Дебре акварелей Обширная коллекция , собранная в его публикации «Живописные и исторические путешествия в Бразилию» , представляет собой ценный человеческий и художественный документ о бразильской жизни того времени. Эта работа знаменует собой значительный отход от неоклассицизма, замененного чутким и натуралистическим изображением порабощенных людей, отражающим характерно романтическую гуманистическую точку зрения. [12] [13]
Эти артисты, возможно, сыграли роль в процессе «занового открытия» Бразилии как для европейской, так и для бразильской публики. Предыдущие 300 лет колонизации не дали особенно яркого изображения бразильской действительности. Более того, зарождающийся процесс урбанизации с его развивающимися границами предоставил благодатную почву для изображения городской жизни, согласуясь с объединяющим духом, традиционно связанным с европейской романтической пейзажной живописью. Однако, как предполагает ученый Вера Сикейра, отличительная черта бразильского опыта заключается в следующем:
Все это живописное видение города связано с европейской интеллектуальной схемой, которая, начиная с Руссо, склонна думать о природе как о пространстве чистоты, физического и духовного здоровья. Однако в следах путешественников мы не всегда можем уловить этот тип буржуазной идеализации, поскольку она требовала, по предположению, гражданского опыта современного города. В тропической почве такое отсутствие в конечном итоге приводит к постулированию недостаточного различия между природой и городом, на которые глубоко влияет своего рода первоначальная неопределенность. Идеальность не может быть перенесена ни на природу, ни на городской опыт, который должен быть помещен в будущее прошлого обещания, на кончики нереализованной истории, признаки которой остаются неизвестными, чтобы их можно было открыть заново. [13]
Помимо вклада странствующих художников и предшествующих поэтов, таких как Масиэль Монтейру , [14] группа интеллектуалов, действовавшая с 1830-х годов, после обретения Бразилией независимости , сыграла ключевую роль в инициировании национального романтического движения. Император Педро II стал важным покровителем этого движения, вызвав серию дебатов относительно политического, экономического, культурного и социального пути, который они представляли для новой нации. Эти интеллектуалы заложили основу для интерпретации, через которую Бразилия будет восприниматься в официальных кругах в последующие десятилетия. Их усилия привели к созданию «мифической конфигурации» бразильской реальности, основанной на возможностях, открывающихся благодаря политической автономии. Это идеализированное изображение, подчеркивающее природную красоту страны и коренное население, будет постоянно воспроизводиться на протяжении периода с 1840 по 1860 год, что совпало с консолидацией бразильской монархии. [15]
В основном они распространяли свои идеи через широко распространенные периодические издания того времени, в том числе Revista Nitheroy , Jornal de Debates Políticos e Literários и Revista do Instituto Histórico e Geográfico do Brasil. Гонсалвеш Наиболее активными участниками этих дебатов были де Магальяйнс , Франсиско де Салес Торрес Омем и Мануэль де Араужо Порту-Алегри . [15]
Социальная, экономическая и культурная конъюнктура
[ редактировать ]До обретения Бразилии независимости экономический и социальный ландшафт отражал упор на добычу ресурсов. Природные богатства, такие как бразильское дерево, золото и алмазы, в первую очередь направлялись в Португалию. До прибытия короля Иоанна VI в 1808 году Бразилия оставалась колонией, основной целью которой была добыча ресурсов на благо метрополии. Высшее образование активно не поощрялось, а ресурсов даже для базового образования для постоянного населения было недостаточно. Прибытие короля Иоанна VI ознаменовало сдвиг в политике. Столкнувшись с неопределенными обстоятельствами своего возвращения в Португалию, король инициировал период большей международной открытости и придерживался более прогрессивного подхода к экономическому развитию. Однако этот период относительного процветания был недолгим. После Либеральной революции в Португалии король Жуан VI был вынужден вернуться, и португальские революционеры попытались восстановить предыдущую колониальную модель. Эта попытка в конечном итоге провалилась перед лицом независимости Бразилии. [2]
Приезд португальского двора в Рио-де-Жанейро в 1808 году действительно имел некоторые художественные последствия. Одним из примечательных событий стало создание Королевской школы наук, искусств и ремесел, предшественницы Императорской академии , что способствовало временному расцвету культурной жизни в Рио-де-Жанейро. [2] Однако отъезд короля Иоанна VI в 1821 году имел быстрые и значительные последствия. Процесс обеспечения независимости Бразилии также наложил тяжелое финансовое бремя на недавно сформированную империю. Вывод королем Иоанном VI значительной суммы из Банка Бразилии после его ухода фактически спровоцировал почти банкротство. Более того, признание независимости Бразилии со стороны Англии стоило двух миллионов фунтов стерлингов. Более того, отсутствие устоявшейся традиции художественного образования и практики высшего уровня внутри страны ограничивало художественное развитие. Даже местная элита в целом демонстрировала провинциальный взгляд на художественные вопросы. [16] [17] [18] [2]
Ситуация улучшилась в период политической стабилизации, известный как Второе Царствование . Однако императорский покровительство искусству оставалось скромным. В общей культурной среде все больше царило чувство финансовой сдержанности. В отличие от богатства европейских дворов, бразильские императорские резиденции напоминали величественные дома мелкой знати. Даже корона для коронации Педро II была изготовлена из материалов короны его отца, что отражает бюджетные ограничения. Годовые расходы Академии, включая стипендии, зарплату, содержание оборудования и зданий, а также пенсии, не превышали восьмисот двадцати миллионов риалов . Эта сумма была сопоставима с летними расходами императорской семьи в Петрополисе и половиной расходов на содержание императорских конюшен. Внутренний рынок искусства оставался ограниченным на протяжении всего этого периода, и главным покровителем была императорская семья. [2] [1]
Создание лица Бразилии
[ редактировать ]Бразильский романтизм достиг своего пика в период, когда движение в Европе уже вступило в свои более поздние стадии, характеризующиеся сдвигом в сторону удовлетворения вкусов богатого и устоявшегося среднего класса. Этот «буржуазный» романтизм в значительной степени отказался от прежнего акцента на эгалитаризме, вдохновленном Французской революцией и мощной энергией, связанной с наполеоновским империализмом. Это была более консервативная и сентиментальная версия романтизма, которая в первую очередь повлияла на развитие бразильской романтической живописи. Это художественное движение процветало почти исключительно в пределах Императорской Академии изящных искусств в Рио-де-Жанейро. [1] [19]
Несмотря на структурное сходство с Французской академией, Императорская академия изящных искусств в Рио-де-Жанейро столкнулась с серьезными проблемами, поскольку у нее не было устоявшихся традиций, она работала с нестабильной структурой и ограниченными ресурсами. Более того, бразильское общество в целом не полностью осознало ценность образовательного проекта Академии. Точно так же многим начинающим художникам, за некоторыми заметными исключениями, не хватало базового образования, чтобы в полной мере извлечь выгоду из обучения Академии. Документы того периода постоянно подчеркивают повторяющиеся трудности, в том числе нехватку квалифицированных инструкторов и оборудования, а также недостаточную подготовку учащихся, некоторые из которых демонстрировали элементарную неграмотность. Достижения Академии во многом зависели от личного покровительства императора Педро II. Являясь ярым сторонником искусства и науки, он позиционировал Академию как художественный двигатель своего националистического проекта. [1] [19]
Несмотря на свои ограничения, Имперская Академия вступила в свой самый стабильный и продуктивный период во время Второго правления. Под непосредственным руководством императора Педро II Академия достигла большей степени оперативной стабильности. Этот период улучшения ресурсов обеспечил благодатную почву для расцвета бразильской романтической живописи, способствуя появлению таких выдающихся деятелей, как Виктор Мейреллес , Педро Америко , Родольфо Амоэдо и Алмейда Хуниор . Эти художники опирались на фундаментальную работу Мануэля де Араужо Порту-Алегри , чей вклад сыграл важную роль в разработке символического визуального языка, способного объединить националистическое движение, действовавшее в этот период. Националистические устремления были направлены на установление эквивалентности Бразилии с наиболее «цивилизованными» европейскими государствами. Жануарио да Кунья Барбоза, секретарь Бразильского историко-географического института , поддержал это мнение, выступая против того, чтобы иностранцы формировали историческое повествование Бразилии. [2] [19] [20]
Художественная программа Императорской Академии действовала в четко определенных идеологических рамках и отдавала приоритет конкретным темам. Этот подход отличался от более ранних, более независимых и страстных работ, созданных странствующими художниками начала XIX века. Их работы, в первую очередь ориентированные на европейские научные круги, интересующиеся естествознанием, не создали устойчивой художественной школы в Бразилии. Их влияние, если таковое вообще имеется, похоже, ограничивается международной пропагандой природных красот Бразилии, что впоследствии привлечет большее количество художников, которые окажут более существенное влияние на развитие особой бразильской художественной идентичности. Основное внимание Академии было сосредоточено на портретной живописи, особенно членов нового правящего дома, и исторических сценах, изображающих ключевые национальные события, такие как сражения, которые обеспечили территориальную целостность и суверенитет Бразилии, движение за независимость и роль коренных народов. Бразильская романтическая живопись характеризовалась явными националистическими настроениями, дидактическим и прогрессивным уклоном, а также последовательным идеализмом, очевидным в выборе тем и их выражении. Заметный сдвиг произошел в предпочтительных художественных техниках. Давидианская модель неоклассической живописи, подчеркивающая линию над цветом, уступила место большему акценту на цвете и светотени (свет и тень). Это изменение отразило новую чувствительность, отличную от неоклассицизма, которая лучше подходила для изображения бразильских особенностей. Стоит отметить расхождение между бразильской романтической живописью и литературным романтизмом. Академия, финансируемая государством, не приняла байронического влияния, которое пронизало бразильскую литературу. Националистический проект императора Педро II был по своей сути оптимистичным и принципиально противоречил ультрасентиментальным и болезненным характеристикам второго поколения писателей-романтиков, которых часто называли «богемой», боровшейся с зло века . [21] [20]
Хотя акцент Императорской Академии на жестких эстетических принципах и ее зависимость от одобрения правительства действительно ограничивали выражение художественной независимости и оригинальности, что является отличительной чертой европейского романтизма. Кроме того, движению не хватало состязательного и революционного духа, который часто ассоциируется с ранними, более страстными фазами европейского романтизма. Однако объяснять сдержанный и условный характер бразильской романтической живописи исключительно официальными ограничениями было бы чрезмерным упрощением. Как отмечалось ранее, позднее появление романтизма в Бразилии означало, что на него в первую очередь повлияли затухающие этапы движения в Европе, особенно французское Помпье искусство , которое характеризуется своей буржуазной природой, акцентом на конформизм, эклектизм и сентиментальность. [21] [13]
Хотя стипендиальная программа предлагала поездку в Европу наиболее перспективным художникам, такая поездка была призвана расширить их художественный кругозор в определенных пределах. Были даны рекомендации избегать воздействия потенциально разрушительных влияний, таких как работы Эжена Делакруа . Его искусство, с его акцентом на свободу личности, вполне могло поставить под сомнение легитимность недавно созданного бразильского правительства после его длительного периода зависимости от Португалии. В этом контексте примечательной характеристикой бразильского романтизма было систематическое нежелание использовать португальские художественные традиции. Вместо этого бразильские художники искали образовательные и вдохновляющие модели во Франции и, в меньшей степени, в Италии. [1]
Несмотря на усилия по созданию национальной идентичности, бразильские элиты, боровшиеся с этим процессом, не обошлись без «слепых пятен» в отношении подводных камней подражания иностранным моделям. Ученый Лилия Шварц утверждает, что в попытке Бразилии создать собственную визуальную иконографию возник парадокс. С одной стороны, националистический проект императора Педро II явно обладал искренностью и возник из явной необходимости. Однако его понимание прогресса и цивилизации оставалось прочно укорененным в европейских моделях. Следовательно, образ Бразилии, который он стремился представить миру, неизбежно был избирательным, отдавая предпочтение изображениям ландшафта, которые придерживались европейских формальных стилей и игнорировали негативные социальные реалии, такие как рабство . В бразильской академической живописи, за некоторыми исключениями, изображение чернокожих людей в основном ограничивалось их ролью анонимных фигур в пейзаже. Только с растущим импульсом аболиционистского движения и последующей республиканской эпохой черные фигуры начали занимать центральное место. Важно отметить, что к этому моменту романтизм как художественное движение подходил к концу, и новые эстетические школы приобретали известность. [22] [2] [1]
Коренные народы преуспели в бразильском романтическом искусстве лучше, чем в изображениях чернокожих. После столетий конфликтов и насилия правительство теперь продвигает их идеализированное изображение. Эти изображения представили их как воплощение чистой культуры, живущей в гармонии с окружающей средой, и позиционировали их как еще одну признанную этническую группу, вносящую вклад в формирование новой нации. Это привело к возникновению индийского движения, известного канала выражения романтических идеалов, находящего еще более сильный резонанс в литературе и графическом искусстве . Акцент на культуре коренных народов нашел отражение даже в регалиях дона Педро II. Его церемониальная булава была украшена перьями тукана, вдохновленными перьями вождей коренных народов. [2] [1]
Помимо основных тематических областей исторических сцен, пейзажей, портретов императорской семьи и изображений коренных народов и рабочего класса, бразильская романтическая живопись охватывала более широкий спектр сюжетов. Сюда входили натюрморты, жанровые сцены (повседневная жизнь), религиозные произведения и даже случайные набеги на мифологические аллегории , востоковедные темы и средневековье. Эти разнообразные сюжеты обогатили панораму бразильского романтического искусства. [23] [24] Влияние романтизма и академической модели, которую он отстаивал, сохранялось в бразильской живописи до начала 20 века, несмотря на появление новых художественных течений, таких как реализм , натурализм , импрессионизм и символизм в конце 19 века . По словам ученого Коэльо де Са, последние десятилетия XIX века стали свидетелями «процесса деакадемизации», когда художественное обучение постепенно отошло от традиционных методологий. Эти методологии были сосредоточены на изучении человеческой фигуры, техник рисования и иллюзионистских цветовых палитр эпохи Возрождения. Этот сдвиг также включал в себя отход от идеологических, технических и формальных ограничений романтизма. [23]
Популярные имена
[ редактировать ]Араужо Порту-Алегри
[ редактировать ]«Порту-Алегри» обладал разносторонним талантом. Он был дипломатом, искусствоведом, историком, архитектором, сценографом, поэтом и писателем. Хотя его вклад в живопись был ограничен, он признан наставником следующего поколения и, возможно, наиболее типичной фигурой бразильского романтизма. Его длительное влияние было обусловлено его усилиями по организации академии, продвижению национализма, защите социальной значимости искусства и поддержке прогресса в целом. Основание периодического издания Nitheroy в 1836 году считается поворотным моментом на ранних этапах бразильского романтизма. [25] В речи на торжественном заседании академии в 1855 году он сказал:
Новые классы, которые имперское правительство предлагает сегодня молодежи в рамках этой образовательной реформы, откроют новую эру для бразильской промышленности и дадут молодежи надежное существование. Они дадут искусству новый свет, который тридцать лет отрицали те, кто живет за счет своего пота; они вычтут еще часть долга, образовавшегося в Ипиранге; потому что нация независима только тогда, когда она обменивается продуктами своего интеллекта, когда она удовлетворяет себя или когда она поднимает свое национальное сознание и покидает шумную арену, где обсуждаются внутренние и внешние противоречия, чтобы заняться своим материальным прогрессом, поскольку основу его нравственного счастья. В этих новых занятиях у него будет благодатная весна во всем его будущем, новый взгляд на изучение природы и восхищение ее бесконечным разнообразием и красотой. [...] Молодые люди, оставьте предрассудки тоски по общественным должностям, телемарафон по офисам, который преждевременно старит вас и обрекает на бедность и на постоянное рабство; займитесь искусством и промышленностью: рука, рожденная оселом или мастерком, не должна держать перо. Изгоните предрассудки упадочной расы, принципы лени и коррупции: художник, ремесленник и ремесленник — такие же хорошие работники в строительстве возвышенной нации, как священник, судья и солдат: работа — это сила, сила разум, а также разумная сила и божественность. [26]
Педро Америкако
[ редактировать ]Историческая картина Педро Америко « Битва при Аваи» получила значительное признание в Европе после своего создания во Флоренции . Это признание предшествовало публичной выставке в Бразилии и укрепило репутацию Америки и там. Работа вызвала оживленную дискуссию по эстетике и идеологии, дискуссию, которая считается решающей в формировании траектории бразильского искусства. Примечательно, что художественные занятия Америко отличались от занятий его современников. Он явно занимался жанрами востоковедной и религиозной живописи, выражая личное предпочтение этим стилям. Однако в контексте национальной истории искусства Бразилии эти работы не имеют такого же уровня значимости, как другие его произведения. Несмотря на это, они остаются интересным свидетельством сентиментализма, преобладающего среди более поздних европейских романтиков, движения, с которым Америка провел значительную часть своей карьеры. [27]
Виктор Мейреллес
[ редактировать ]Виктор Мейреллес, современник Педро Америко, также создавал исторические картины, которые стали символом национальной идентичности Бразилии. Ярким примером является « Первая месса в Бразилии» , которая включает в себя элементы индианизма. Эта работа сочетает в себе лирический стиль Мейреллеса с его влияниями классицизма и необарокко, способствуя визуальному представлению мифа о бразильском происхождении. Историк искусства Хорхе Коли утверждает, что « Первая месса в Бразилии» представляет собой редкое слияние формы, замысла и значения, укрепляя мощное влияние картины на бразильскую культуру. Коли предполагает непреходящее влияние этой работы, заявляя: «Этот образ открытия вряд ли когда-либо будет стерт или заменен. Это первая месса в Бразилии. Это сила искусства, фабрикующая историю». [2]
Родольфо Амоэдо
[ редактировать ]В творчестве Амоедо широко представлены мифологические и библейские темы. Однако в начале 1880-х годов он продемонстрировал особый интерес к движению индианизма . Эта направленность очевидна, по крайней мере, в одной значительной пьесе, которую он поставил, « Последний Тамойо» . В этой работе Амоедо включает элементы натурализма в богатую и элегическую романтическую структуру. [28] Художественный стиль Амоэдо позже развился, включив в себя влияние импрессионизма и нотки ориентализма . Несмотря на этот стилистический сдвиг, его работы сохранили характерное мечтательное и интроспективное качество, напоминающее определенное направление романтизма. Искусствовед Гонзага Дуке предполагает, что художественные достижения Амоэдо достигли своего пика в таких картинах, как « Отъезд Иакова» , « Повествование о Филектасе» и « Плохие новости» . В этих работах, утверждает Дуке, Амоедо формулирует «утонченное и менее материалистическое искусство, в котором доминирующей темой является воплощение мирской утонченности или, говоря более кратко, некий элегантный эпикуреизм. Это отражается через изображение культурной среды, населенной утонченная элита, глубоко затронутая эмоциональными потрясениями, но обладающая наследственной сущностью». [29]
Алмейда Джуниор
[ редактировать ]Алмейда Жуниор, еще одна выдающаяся фигура этого периода, явно перешел от явно романтического стиля, в котором он создал известные произведения, к реализму. Его художественный фокус сместился в сторону изображения простых жителей сельской местности Бразилии. Он прославился своими картинами, передавшими суть бразильского пейзажа, его уникальный свет и национальный характер. Этот постоянный акцент на бразильских темах является основной причиной его классификации как национального художника-романтика. [30]
Другие художники
[ редактировать ]Другие известные бразильцы также работали в романтическом направлении, по крайней мере, часть своей карьеры. Среди них Жеронимо Жозе Теллес Жуниор, Аурелиу де Фигейреду, Энрике Бернарделли , Антониу Паррейрас , Антониу Фирмино Монтейро , Жоау Сеферино да Кошта , Бельмиро де Алмейда , Элисеу Висконти , Артур Тимотео да Коста , Педро Вайнгертнер и Десиу Вилларес . [ устаревший источник ]
Помимо ранее упомянутых художников-исследователей, сыгравших новаторскую роль в бразильском романтизме, значительное количество иностранных художников внесли свой вклад в это движение во время его расцвета и деятельности Императорской академии. Эти художники, некоторые из которых постоянно проживали в Бразилии, а другие были временными, сыграли жизненно важную роль в исторической живописи и пейзажной живописи. Они также служили инструкторами, распространяя художественные практики. Яркие примеры включают художников-пейзажистов Анри Николя Вине , Георга Гримма и Никола Антонио Факкинетти. Среди исторических художников были Эдоардо де Мартино , Джованни Баттиста Кастаньето , Хосе Мария де Медейрос, Педро Перес, Луи-Огюст Моро, Франсуа-Рене Моро и Аугусто Родригес Дуарте. [31] [32] Пейзажный жанр пользовался особой популярностью у зарубежных художников. Привлеченные экзотическими и живописными качествами природы Бразилии с ее незнакомой флорой и фауной, они внесли значительный вклад в развитие пейзажной живописи в Бразилии. [33]
Наследие
[ редактировать ]Подобно продолжающимся дебатам среди искусствоведов относительно точного определения и хронологических границ международного романтизма, анализ бразильской живописи XIX века остается нюансированным и является предметом постоянных дискуссий. [34] Некоторые ученые ставят под сомнение художественные достоинства бразильской романтической живописи и даже не решаются отнести ее к истинно романтической. Они указывают на наличие явных неоклассических и реалистических элементов, влияние государственного контроля и глубокую связь с Императорской Академией художеств. Эта критическая точка зрения доминировала в историко-художественном дискурсе до второй половины 20 века. Однако более поздние исследования, проведенные в более широком историческом контексте, признают наличие четко определенного романтического стиля в бразильском искусстве, хотя и ограниченного сферой «академического романтизма». Этот стиль сыграл значительную роль в свой исторический период. [1]
В конце XIX века усилилась критика как Императорской академии, так и романтического движения. Молодое поколение писателей, в том числе Гонзага Дуке и Анджело Агостини , нацелилось на то, что они считали слабостями бразильского романтизма. Они критиковали его утопический идеализм как слабый, элитарный и устаревший. Они также утверждали, что он подчиняется европейским стилям, не имеет отношения к национальной культуре и не соответствует современным тенденциям. В своем стремлении увидеть быстрый художественный прогресс в Бразилии этим критикам не хватало необходимой исторической перспективы, чтобы высказать взвешенное суждение. Их сосредоточенность на непосредственном контексте и собственном окружении ограничивала их понимание исторических сил, которые сформировали бразильское искусство XIX века. Они также недооценили проблемы содействия широкомасштабному культурному обновлению в стране, все еще укрепляющей свою независимость. Более того, они упустили из виду непреходящее влияние бразильского наследия барокко, которое продолжало проявляться в различных региональных художественных проявлениях и популярной культуре, практически не затронутое событиями в Рио-де-Жанейро. [35] [36] [37] [38]
Несмотря на продолжающуюся критику, бразильскую романтическую живопись, созданную во второй половине XIX века, можно рассматривать как значительное достижение. Возникнув из зарождающейся художественной традиции, он стал поворотным моментом и оставил неизгладимое впечатление в коллективной памяти нации. Это художественное движение, возможно, символизирует вступление Бразилии в современность. Общественное влияние таких работ, как изображения исторических сражений Виктора Мейреллеса и Педро Америко, было неоспоримо. Эти картины, выставленные в Салоне 1879 года, привлекли замечательную аудиторию, превышающую 292 000 посетителей за 62-дневный период. Такой уровень вовлеченности остается непревзойденным даже для современных мероприятий, таких как биеннале искусств в Сан-Паулу , учитывая, что население Рио-де-Жанейро насчитывает чуть более 300 000 человек. время. [39] Первый набег Бразилии на престижный Парижский Салон произошел с романтической работой « Первая месса в Бразилии ». Точно так же « Битва при Аваи » стала первым случаем, когда бразильский художник получил международное признание, хотя и скромное, за свои работы. Эти события представляли собой первые шаги на пути к активному участию Бразилии в мировой арт-сцене. Многие ключевые романтические картины, в том числе « Моэма », « Последний Тамойо », « Независимость или смерть ! » и « Речь императора », стали знаковыми визуальными изображениями истории Бразилии. Об их непреходящей популярности свидетельствует постоянное включение их в школьные учебники, которые ежегодно изучают миллионы учащихся. Такое широкое распространение говорит о художественных достоинствах этих произведений, эффективности романтического стиля в передаче исторических повествований и дальновидности правительственного художественного проекта, который способствовал их созданию. Изображение коренных народов в романтическом движении в более сочувственном свете, наряду с позитивными изображениями других деятелей рабочего класса, можно рассматривать как ранний шаг на пути к большей национальной интеграции. Более того, акцент на национализме в романтическом искусстве, возможно, заложил основу для современной концепции бразильской идентичности. [27] [2] [1]
Галерея
[ редактировать ]- Николя-Антуан Тонэ: Тропейрос торгует лошадью . Императорский музей Бразилии
- Мануэль де Араужо Порту-Алегри: Пещера . Национальный музей изящных искусств
- Агостиньо да Мота: вид на Рио-де-Жанейро
- Виктор Мейреллес: Моэма , 1866. Художественный музей Сан-Паулу.
- Алмейда Жуниор: Девушка с книгой , Художественный музей Сан-Паулу.
- Аугусто Родригеш Дуарте: Похороны Аталы , 1878 год. Национальный музей изящных искусств.
- Алмейда-младший: Бегство Святого Семейства в Египет , 1881 год. Национальный музей изящных искусств.
- Аурелио де Фигейредо: Франческа да Римини , 1883. Национальный музей изящных искусств.
- Хосе Мария де Медейрос: Ирасема , 1884. Национальный музей изящных искусств.
- Педро Америко: Игрок-ребек , 1884 год. Национальный музей изящных искусств.
- Теллес Жуниор: Пейзаж . Музей штата Пернамбуку
- Энрике Бернарделли: Мессалина , 1878–1886. Национальный музей изящных искусств
- Антонио Паррейрас: Буря , 1888 г.
- Тимотео да Коста: Перед Аллилуйей , 1907. Национальный музей изящных искусств.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я БИСКАРДИ, Афранио и РОША, Фредерико Алмейда. Художественный покровительство Д. Педро II и Имперский проект . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том I, нет. 1 мая 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к ФРАНЦ, Терезина Суэли. Виктор Мейреллес и формирование бразильской идентичности . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том II, нет. 3 июля 2007 г.
- ^ Романтизм . Словарь истории идей. Библиотека Университета Вирджинии
- ^ Каррасса, Фрид Р. и Маркаде, Изабель. Живописные движения . Spes Editorial, SL, 2004, с. 41, ISBN 84-8332-596-9
- ^ Филибер, Корали (9 ноября 2021 г.). «Шарль Бодлер, искусствовед» . Галлика . Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ Западная живопись: романтизм . Британника онлайн
- ^ ХАУЗЕР, Арнольд. Социальная история литературы и искусства . Сан-Паулу: Местре Жу, 1980–82. Том II. п. 872
- ^ ХАУЗЕР. стр. 826-27; 830-31; 836-сс; 871
- ^ ХАУЗЕР. стр. 871-2
- ^ АМБРИЗЦИ, Мигель Луис. Между взглядами - Романтик, натуралист. Путешествующие художники в экспедиции Лангсдорфа: 1822-1829 гг . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том III, вып. 4 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б РИБЕЙРО, Монике Гарсия. Австрийская миссия в Бразилии и акварели художника Томаса Эндера XIX века . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том II, нет. 2 апреля 2007 г.
- ^ ДАНЦИГЕР, Лейла. Бразильская меланхолия: Татуированная черная акварель, продающая кешью, автор Дебре . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том III, вып. 4 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с СИКЕЙРА, Вера Беатрис. Откройте для себя Рио-де-Жанейро заново . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том I, № 3, ноябрь 2006 г.
- ^ Масиэль Монтейро . Виртуальная литературная библиотека
- ^ Jump up to: а б ТЕЙШЕЙРЕНСЕ, Педро Иво. Игра традиций: Идея Бразилии на страницах журнала «Нитерой» (1836 г.) . Университет Бразилиа, 2006 г.
- ^ ЛОЙОЛА, Леандро. Дом Жуан VI толкал вещи животом . Журнал «Эпока», номер 506, 28.01.2008
- ^ Независимость Бразилии . Открытая линия. Выпуск 121, сентябрь 2008 г.
- ^ МАРИЗ, Васко. История музыки в Бразилии . Рио-де-Жанейро: Нова Фронтейра, 2006. стр. 65–66.
- ^ Jump up to: а б с ФЕРНАНДЕС, Кибела В.Ф. Символическое строительство нации: Живопись и скульптура на Генеральной выставке Императорской Академии Художеств . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том II, нет. 4 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б ШВАРЦ, Лилия Мориц. Тропический романтизм: эстетизация политики и гражданства в бразильском имперском институте . Пенелопа, 2000 г.
- ^ Jump up to: а б ДЮК ЭСТРАДА, Луис Гонзага. Бразильское искусство . Рио-де-Жанейро: Х. Ломбертс, 1888 г.
- ^ ЛИМА, Элоиза Пирес. Присутствие черного цвета на экранах: посещение выставок на территории Императорской Академии Художеств 1880-х годов . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том III, вып. 1 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Са, Иван Коэльо де. «Процесс деакадемизации посредством изучения живых моделей в Академии / школе изящных искусств в Рио-де-Жанейро» . 19 и 20 , Рио-де-Жанейро, с. IV, нет. 3 июля 2009 г.
- ^ ЛЕИТЕ, Режинальдо да Роша. «Живопись на религиозные темы в Императорской Академии Художеств: современный подход» . 19 и 20 , Рио-де-Жанейро, с. II, нет. 1 января 2007 г.
- ^ Мануэль де Араужо Порту-Алегри . 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте.
- ^ ПОРТО-АЛЕГРИ, Маноэль де Араужо. Речь, произнесенная г-ном Комдором на торжественном заседании 2 июня 1855 года в Академии изящных искусств. Маноэлю де Араужу Порту-Алегри по случаю открытия классов математики, эстетики и т. д. и т. п.
- ^ Jump up to: а б ЗАККАРА, Мадалена де Ф.П. Тема бразильской живописи XIX века как средство утверждения и выживания: Педро Америко де Фигейредо и Мелло . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том III, вып. 3 июля 2008 г.
- ^ ХОРХЕ, Марсело Гончаровска. Как индийские картины Родольфо Амоедо . 19 и 20, Рио-де-Жанейро, с. В, н. 2 апреля 2010 г.
- ^ ДЮК ЭСТРАДА, Луис Гонзага. Родольфо Амоедо. Мастер, надо добавить . В Contemporâneos – Художники и скульпторы . Рио-де-Жанейро: Тип. Бенедикто де Соуза, 1929 год.
- ^ ГАЛЬВИО, Альфредо. Алмейда Жуниор – Его техника, его работа
- ^ СИЛЬВА, Андерсон Мариньо да. Маноэль Игнасио де Мендонса Фильо и морская живопись в Баии . Федеральный университет Баии, 2017, стр. 57-80
- ^ ОЛИВЕЙРА, Рафаэль Брага де. Пейзажная живопись и война: Эдуардо Де Мартино и мир искусства Бразилии (1868-1877) . Степень магистра. Федеральный университет Флуминенсе, 2020, стр. 26; 129
- ^ ОЛИВЕЙРА, с. 135
- ^ ВПЕРЕД, Стефани. Наследие романтиков . Открытый университет. Би-би-си
- ^ КАРДОЗО, Рафаэль. Императорская Академия художеств и технического образования . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том III, вып. 1 января 2008 г.
- ^ ЭУЛАЛИО, Александр. 19 век . В традиции и разрыве. Синтез бразильского искусства и культуры . Сан-Паулу: Fundação Bienal de São Paulo, 1984–85. стр. 118-119
- ^ ДЮК-РОУД. Бразильское искусство: Прогресс VII: Бельмиро де Алмейда . Рио-де-Жанейро: Х. Ломбертс, 1888 г.
- ^ КИРИКО, Тамара. Комментарии и критика от Гонзаги Дуке Педро Америко . В: 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том I, нет. 1 мая 2006 г.
- ^ КАРДОЗО, Рафаэль. Возрождение старого боевого коня: новые измерения исторической живописи Второго правления . 19&20 - Электронный журнал ДезеновеВинте. Том II, нет. 3 июля 2007 г.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- A Revista Eletronica de 19 и 20 - Большая база данных статей о бразильском искусстве 19 и начала 20 веков.
- Питореско - Статьи и биографии бразильских художников
- Фрейре, Лауделино - Um Século de Pintura (1816-1916) - Один из первых и наиболее важных справочных источников по бразильскому искусству XIX века.
- Портал Бразилии
- Портал искусств