Глен Каннич
Глен Каннич ( шотландский гэльский : Gleann Chanaich ) — длинная долина в западном нагорье Шотландии северо - , через которую протекает река Каннич . Вытекая из водохранилища Лох-Муллардок , река течет на восток и сливается с рекой Аффрик в деревне Каннич , их объединенные воды образуют реку Гласс .
Ниже по течению от Лох-Муллардоха расположены меньшие по размеру естественные озера Лох-а'Бана, Лох-Селбханах, Лох-Кэрри и Лох-Краски, через каждое из которых протекает река. Другие озера в пределах водосбора Каннич включают (с запада на восток) Лох-ан-Фраойх-Шуар, Койр-Лочан, Лох-а-Чойр Домейн, Лох-а-Чойр-Большой, Лох-Туильбернах и Лохан-а-Миллдуибх. В узких пределах восточного конца долины река впадает в два водопада; Эас Маол Мхайри и Ис ан Фитич. Бесчисленные ожоги истощают горные склоны к северу и югу от реки, крупнейшие из которых — Абхайнн-Койлич и Абхайнн-Ситхид, возникающие на восточных склонах вершины Сгурр-нан-Китримхнан .
Второстепенная дорога общего пользования ведет вверх по Глен-Каннич от Каннича до плотины Муллардок. Помимо сбора воды для гидроэлектростанций, основными видами использования земель в долине являются лесное хозяйство и охота на оленей. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Помимо важности для шотландской гэльской литературы и шотландской традиционной музыки , Глен Каннич также является важным местом для истории Хиберно-Шотландской миссии , Кельтской церкви и Католической церкви в Шотландии .
Ныне разрушенный монастырь кельтской церкви и христианского паломничества место ( шотландский гэльский : Kilbeathan ) в ( шотландский гэльский : Clachan Comar ) рядом со святым местом, известным как ( шотландский гэльский : Sputan Bhain ), предположительно был основан святым Бином , второй аббат аббатства Иона , родственник святого Колумбы и миссионер, который, как говорят местные жители, возглавил христианизацию Стратгласса. [ 2 ] [ 3 ] Приорат Боль , валлискаульский монастырь 13-го века, расположенный недалеко от Боль , как утверждается в некоторых источниках, получил свое название от Марии, королевы Шотландии .
После шотландской Реформации в 1560 году вожди клана Чисхолм и клана Фрейзер из Ловата решили, несмотря на официальные опровержения, незаконно предоставить религиозную терпимость членам своего клана. [ 4 ] До подавления иезуитов в конце 18-го века о большом католическом населении в Глен-Канниче и его окрестностях тайно заботились подпольные священники Общества Иисуса . [ 5 ]
Между 1735 и 1746 годами Глен был домом и базой для трех объявленных вне закона римско-католических священников Общества Иисуса ; о. Чарльз ( шотландский гэльский : Майгстир Чарльз, отец Чарльз Мак Фаркуар ) и Джон Фаркухарсон ( шотландский гэльский : Мастер Иэн, [ 6 ] отец Иоанн Фаркуар ) и будущий католический мученик о. Александр Кэмерон ( шотландский гэльский : Майгстир Сандаид, отец Аласдер Кэмерон ). [ 7 ]
По словам Колина Чизхолма и дома Одо Бланделла из аббатства Форт-Огастус , резиденция трех священников и секретная месса находились внутри пещеры, известной как ( шотландский гэльский : Glaic na h'eirbhe , [ 8 ] [ 9 ] горит. «пустота тяжелой жизни») [ 10 ] [ 11 ] который находился под утесом большого валуна в Брей-оф-Краски, недалеко от Боль ( шотландский гэльский : А'Маначайн ) в Глен-Каннич. [ 12 ] [ 13 ]
По словам монсеньора Томаса Винна, «это было что-то вроде летнего шейлинга , командного центра для наблюдения за традиционной деятельностью погонщиков скота ; как таковое оно сочетало в себе цивилизаторскую роль с созданием католической миссии за пределами территории Кэмерона». что, должно быть, успокоило Лохила в обоих случаях». [ 14 ]
Это тайное жилище в то время оставалось центром католической миссии в Лохабере, где о. Кэмерон и два брата Фаркуарсон тайно служили местным католикам и тайно посещали тайные « массовые дома » в Фаснакайле , Крочайле и Стратфарраре ( шотландский гэльский : Срат Фарайр ). [ 15 ] [ 6 ] Вход в пещеру, по словам историка Джона Уоттса, был настолько хорошо спрятан, что трое священников успешно ускользнули «от всех попыток местного гарнизона их найти». [ 16 ]
Всякий раз, когда трем священникам не удавалось безопасно покинуть пещеру, их прихожане приходили в пещеру в Брей-оф-Краски на мессу, таинства и, особенно, на незаконные католические крещения их детей. Натуральный камень-чаша, известный как ( шотландский гэльский : Clach a Bhaistidh ), использовался тремя священниками в качестве купели для крещения. [ 17 ]
По словам Колина Чисхолма, чаша из камня использовалась для совершения крещений «с незапамятных времен». [ 18 ] Это может означать, что, подобно тому, что было обычной практикой в то время среди преследуемых католических гэлов в Ирландии, [ 19 ] природный чашечный камень был привезен в пещеру из руин местной церкви или монастыря, построенных до Шотландской Реформации , таких как Клачан Комар или Приорат Боль.
Согласно местной устной традиции, отец Джон или Чарльз Фаркухарсон были прерваны отрядом красных мундиров во время службы мессы в Клачан-Комаре после битвы при Каллодене в 1746 году. Хотя на этом месте все еще виден знак офицерской сабли, Сообщается, что иезуит скрылся с места происшествия и сумел уйти невредимым. [ 20 ] [ 21 ]
Кроме того, Буллаун , или натуральный камень-чаша, известный как ( шотландский гэльский : Clach a Bhaistidh ) и использовавшийся тремя иезуитами для совершения тайных католических крещений в пещере в Глен-Каннич, был удален из пещеры, «чтобы защитить его». от повреждений», выполненный капитаном полка «Черного дозора» Арчибальдом Макрэем Чизхолмом и помещенный на каменную колонну, [ 22 ] [ 23 ] где сейчас он почитается как реликвия Римско-католической епархией Абердина в Римско-католической церкви Святой Марии и Св. Бина в Мэридейле, Больи , Глен Каннич. [ 24 ] Несмотря на обезлюдение большей части сельской местности Глен Каннич, Глен Стратфаррар и Стратгласс как в результате добровольной эмиграции в 1801–1855 годах , так и в результате массовой расчистки поместий по приказу Арчибальда Кэмпбелла Фрейзера из Ловата и миссис Уильям Чисхолм из Чизхолма, [ 25 ] Строительство здания церкви началось после освобождения католиков в 1829 году. Церковь была завершена в 1866 году и торжественно освящена в 1868 году. [ 26 ]
После запоздалого вступления во владение Гленом в 1826 году, г-жа Уильям Чизхолм из Чизхолма подождала до 1830 года, пока истечет срок действия оставшихся договоров аренды, а затем вызвала всех мужчин, владевших там землей, на встречу в гостинице в Канниче . поместья сообщили им, По прибытии представители что все их фермы были тайно сданы в аренду овцеводам из Шотландской низменности и что все присутствующие и их семьи должны покинуть Глен Каннич без каких-либо переговоров или апелляций. Услышав эту новость, Томас Фрейзер, 12-й лорд Ловат , предложил им весьма выгодные условия для переселения в его собственное поместье в Стратфарраре . Несмотря на то, что это означало переезд его существующих арендаторов в регион, предложение лорда Ловата было принято, и новые арендные договоры с бывшими арендаторами Глена Каннича начались в Троицу 1831 года. [ 27 ]
В 1883 году Александр Маккензи писал: «Чтобы дать читателю представление о классе людей, населявших этот район, можно сказать, что потомки тех, кто жил в Глен-Канниче, когда-то густо населенном в Страте , а теперь совершенная пустыня — жило в нынешнем поколении не менее трёх полковников, одного майора, трёх капитанов, трёх поручиков, семи прапорщиков, одного епископа и пятнадцати священников». [ 28 ]
коллега отца Джона и Чарльза Фаркухарсонов Иезуитский , отец Александр Кэмерон (1701-1746), который делил пещерное жилище и апостольство с кланами Фрейзер и Чисхолм и которого лорд Ловат описал в письме своему старшему брату Дональду Кэмерону из Лохила как подорвал свое здоровье, выполняя священническую работу за десять человек, [ 29 ] с 2020 года активно продвигается рыцарями Святого Колумбы для канонизации как римско-католический святой и мученик . [ 30 ]
В настоящее время разрушенный монастырь кельтской церкви в Клачан-Комаре считается важным памятником местного наследия и находится под присмотром местных защитников исторического наследия. В зависимости от наличия священников мессы на месте ежегодно проводятся на открытом воздухе. Кроме того, в настоящее время обсуждается возможность возведения крыши над бывшей монастырской часовней. [ 31 ] [ 32 ]
Фольклор
[ редактировать ]В местном шотландском фольклоре о. Джон Фаркухарсон остается популярным народным героем . Говорят, что однажды он столкнулся лицом к лицу с Дьяволом на мосту Каннич и с шипением заставил своего противника нырнуть в реку Каннич. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Листы карт Ordnance Survey Explorer 414, 415, 430
- ^ Clachan Comar , Ассоциация наследия Strathglass
- ^ Христианство в Стратглассе , Веб-сайт Римско-католической церкви Святой Марии и Святого Бина, Боль.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 191.
- ^ «Горная миссия: Стратгласс, 1671-1777», преподобный Александр Кэнон Мак Уильям, том XXIV, Innes Review , стр. 75-102.
- ^ Jump up to: а б с Христианство в Стратгласе , с веб-сайта Римско-католической церкви Святой Марии, Боль .
- ^ Маквильям, AS (1973). Миссия в Хайленде: Стратгласс, 1671–1777 гг. Обзор Иннес XXIV. стр. 75–102.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 203.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 141-146.
- ^ Малкольм МакЛеннан (2001), Гэльский словарь / Faclair Gàidhlig , Mercat и Acair. Страница 182.
- ^ Собрано о. Аллан Макдональд (1958, 1972, 1991), Гэльские слова из Южного Уиста и Эрискея - под редакцией, Дублинский институт перспективных исследований . Второе издание с приложением, опубликованное издательством Oxford University Press . п. 113.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 203.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 141-146.
- ↑ Винн, Томас (30 августа 2010 г.). Обращение Александра Кэмерона . Обзор Иннес . 45 (2): 178–187.
- ↑ Винн, Томас (30 августа 2010 г.). Обращение Александра Кэмерона . Обзор Иннес . 45 (2): 178–187.
- ^ Джон Уоттс (2004), Хью Макдональд: горец, якобит, епископ , Джон Дональд Пресс . стр. 120.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 143-144.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 144.
- ^ Ньюджент, Тони (2013). Вы были на Скале? История массовых камней в Ирландии , Liffey Press. п. 5
- ^ Clachan Comar , Ассоциация наследия Strathglass
- ^ Христианство в Стратглассе , Веб-сайт Римско-католической церкви Святой Марии и Святого Бина, Боль.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 202.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 144.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 144.
- ^ Александр Маккензи (1914), История горных просветов , П. Дж. О'Каллаган, 132–134 West Nile Street, Глазго . стр. 187-194.
- ^ История церкви Мэридейл , с веб-сайта «Христианство в Стратглассе».
- ^ Александр Маккензи (1914), История горных просветов , П. Дж. О'Каллаган, 132–134 West Nile Street, Глазго . стр. 188-190.
- ^ Александр Маккензи (1914), История горных просветов , П. Дж. О'Каллаган, 132–134 West Nile Street, Глазго . стр. 190-191.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, страницы 187-188.
- ↑ «Цветок Шотландии» , Джозеф Пирс , из серии эссе «Невоспетые герои христианского мира», журнал Crisis Magazine , 18 мая 2024 г.
- ^ Clachan Comar , Ассоциация наследия Strathglass
- ^ Христианство в Стратглассе , Веб-сайт Римско-католической церкви Святой Марии и Святого Бина, Боль.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии. Том I: The Central Highlands , Sands & Co., Ганновер-стрит, 21, Эдинбург , Кинг-стрит, 15, Лондон .
- Колин Чизхолм (1885), Неопубликованные старые гэльские песни с иллюстративными традициями , напечатанные в курьерской службе Инвернесса .
- Роберт Форбс (1895), Лион в трауре: или сборник речей, писем, журналов и т. д., касающихся дел принца Чарльза Эдварда Стюарта. Том I , напечатано в Университетском издательстве Т. и А. Констеблем для Шотландского исторического общества.
- Томас Винн (2011), Забытый Кэмерон 45-го: Жизнь и времена Александра Кэмерона SJ , Принт Смит, Форт-Уильям, Шотландия
Периодические издания
[ редактировать ]- «Саймон, предупреждение лорда Ловата», Колин Чизхолм, The Celtic Magazine , том 7, ноябрь 1881 г., стр. 49–52.
- «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882 г., стр. 141–146.
- «Горная миссия: Стратгласс, 1671–1777», преподобный Александр Кэнон Мак Уильям, том XXIV, Innes Review , стр. 75–102.
- «Обращение Александра Кэмерона», Томас Винн, том XLV, Innes Review , осень 1994 г., стр. 178–187.