Джон Фаркухарсон (иезуит)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Джон Фаркухарсон ( шотландский гэльский : Мастер Иэн, [ 1 ] ан-татайр Иэн Мак Ферчейр ) (19 апреля 1699 — 13 октября 1782) — представитель шотландской знати и сын вождя клана Фаркухарсон . После учебы в Шотландском колледже в Дуэ и рукоположения в римско-католического священника Общества Иисуса Фаркухарсон вернулся в Шотландию. Живя в горной пещере в Глен-Канниче , он служил объявленным вне закона «вересковым священником». [ 2 ] клану Чизхолм и клану Фрейзер из Ловата в Эйрде и Стратглассе между 1729 и 1753 годами, в эпоху уголовных законов и восстания якобитов 1745 года . Отец Фаркухарсон был также одним из первых фольклористов и кельтистов , а также поэтом на шотландском гэльском языке . остается народным героем Лочабера Стратгласса и Он . [ 3 ] [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фаркухарсон родился в долине Бремар, Абердиншир , в семье вождя клана Фаркухарсон и лэрда Инвери , букв . 19 апреля 1699 года. Его отец, Льюис Фаркухарсон из Окиндрина ( шотландский гэльский : Ach'an Droighinn «Торнфилд»), сказал, что, несмотря на то, что в то время он был чрезвычайно пожилым, он поднял свой клан и лично повел его в битву во время восстания якобитов в 1715 году . [ 5 ]
Его старший брат, Льюис Фаркухарсон, по прозвищу «Молодой Окиндрин» на шотландском языке, позже унаследовал мантию своего отца в качестве вождя клана Фаркухарсон. Через своего брата отец Иоанн приходился дядей будущему вождю Александру Фаркухарсону. [ 6 ]
Джон Фаркухарсон вступил в Общество Иисуса в Турне . Он закончил свое богословие в Шотландском колледже Дуэ в 1729 году, а в октябре того же года высадился в Эдинбурге, чтобы служить подпольным католическим священником-миссионером. Его разместил епископ Хью Макдональд , столь же подпольный апостольский викарий Хайлендского округа, в Стратглассе и Лочабере .
По словам известного историка католической церкви Шотландии Дома Одо Бланделла, о. Фаркухарсон, несмотря на то, что это был его собственный язык , по прибытии не знал местного разговорного языка , «пришлось начать систематическое его изучение с помощью миссис Фрейзер из Калбоки». [ 7 ]
Однако уже будучи подготовленным изучением церковной латыни и греческого койне в семинарии, о. Фаркухарсон быстро овладел беглостью речи и чрезвычайно редким в то время навыком. [ 8 ] грамотности . на шотландском гэльском языке 2 февраля 1735–1736 гг. он произнес четыре обета. [ 9 ] [ 6 ]
Пещера в Глен Каннич
[ редактировать ]Когда Джон Фаркухарсон был арестован отрядом правительственных войск по приказу вождя клана Чисхолм во время совершения тридентской мессы в тайном мессы в Баланахауне , только угроза священника отлучить от церкви любого из прихожан-мужчин, применивших насилие для защиты он спас жизни солдат. Несколько присутствующих женщин все равно последовали за своим священником, и когда они достигли ожога, известного как Allt a bhodaich , Майри ни'н Эйлейн, тетя будущего канадского епископа Александра Макдоннелла , была ранена саблей, пытаясь снять ризу Фаркухарсона . Майри выжила, но ее скальп и череп остались в шрамах на всю жизнь. Фаркухарсон сначала был заключен в тюрьму в резиденции вождя замка Эрчлесс , а затем допрошен в форте Огастус , но затем был освобожден. [ 10 ] клана Чисхолм благодаря заступничеству таксиста из Стратгласса и вернулся к своему служению. [ 11 ]
Клерк Фаркухарсона, Александр Чизхолм ( шотландский гэльский : Аластер Бан МакДомхнуилл 'ик Уиллеам ), был арестован и заключен в тюрьму в «Красной темнице» в замке Боль лордом Ловатом , вождем ( шотландский гэльский : Мак Шимид Мор ) клана Фрейзер из Ловата . Клерк якобы без разрешения ловил атлантического лосося в реке Гласс недалеко от массового дома, который стоял рядом с современным мостом в Фаснакайле. Когда лорд Ловат, несмотря на то, что сам был католиком, отклонил личную просьбу об освобождении своего клерка, Фаркуарсон, который не был носителем этого языка, сочинил сатирическое гэльское стихотворение, оскорбляющее Ловата. Фаркухарсон также правильно предсказал, что лорд Ловат вскоре потеряет голову и будет презираться как предатель «обоих королей». Услышав стихотворение, которое было очень совершенным литературным произведением и прочитанное ему во время званого обеда в Эскадейле , Ловат сначала подумал, что это произведение известной местной поэтессы, миссис Фрейзер из Гисачана, пока не услышал имя настоящего автора. Сатирическая поэзия и ее авторы традиционно воспринимались в Gàidhealtachd со сверхъестественным ужасом еще с дохристианских времен, и, поскольку Ловат не желал ссылаться на себя «больше неприятных пророчеств», он немедленно приказал освободить клерка. В XIX веке Стратглассе родившийся в фольклорист Колин Чизхолм собрал стихотворение и стоящую за ним историю из семейной устной традиции внучатого племянника клерка, Александра Чизхолма, лэрда Краски, и впервые опубликовал гэльский текст с английским литературным текстом. перевод в The Celtic Magazine в ноябре 1881 года. [ 12 ] [ 13 ]
В конце концов к нему присоединились два товарища-иезуита; его брат Чарльз Фаркуарсон и будущий католический мученик Александр Кэмерон . [ 14 ] По словам Колина Чизхолма и дома Одо Бланделла из аббатства Форт-Огастус , резиденция трех священников и секретная месса находились внутри пещеры, известной как ( шотландский гэльский : Glaic na h'eirbhe [ 15 ] [ 16 ] горит. «пустота тяжелой жизни»), [ 17 ] [ 18 ] который находился под утесом большого валуна в Брей-оф-Краски, недалеко от Боль ( шотландский гэльский : Gleann ) в Глен Каннич ( шотландский гэльский : A'Manachainn Chanaich ). [ 19 ] [ 20 ]
По словам монсеньора Томаса Винна, «это было что-то вроде летнего шейлинга , командного центра для наблюдения за традиционной деятельностью погонщиков скота ; как таковое оно сочетало в себе цивилизаторскую роль с созданием католической миссии за пределами территории Кэмерона». что, должно быть, успокоило Лохила в обоих случаях». [ 21 ]
Это секретное жилище оставалось в то время центром католической миссии, где Кэмерон и два брата тайно служили местным католикам и тайно посещали тайные « массовые дома » в Фаснакиле , Крочайле , Стратфарраре ( шотландский гэльский : Срат Фарайр ). [ 1 ] Вход в пещеру был настолько хорошо спрятан, что трое священников успешно ускользнули «от всех попыток местного гарнизона их найти». [ 22 ]
Всякий раз, когда трем священникам не удавалось безопасно покинуть Глен Каннич, их прихожане приходили в пещеру в Брей-оф-Краски на мессу, таинства и, особенно, на незаконные католические крещения своих детей. В таких случаях используется буллаун , или натуральный чашечный камень, известный как ( шотландский гэльский : Clach a Bhaistidh , [ 23 ] горит. «камень крещения») [ 24 ] использовался тремя священниками в качестве купели. [ 25 ]
По словам Колина Чисхолма, чаша из камня использовалась для проведения крещений в Стратглассе «с незапамятных времен». [ 26 ] Это может означать, что, подобно тому, что было обычной практикой в то время среди преследуемых католических гэлов в Ирландии, [ 27 ] природный чашечный камень был привезен в пещеру из руин местной церкви или монастыря, построенных еще до Шотландской Реформации . Одним из возможных мест происхождения мог быть ныне разрушенный кельтской церкви монастырь христианского паломничества X века и место ( шотландский гэльский : Kilbeathan ) в ( шотландский гэльский : Clachan Comar ), [ 28 ] который, как утверждается, был основан святым Бином , настоятелем аббатства Иона , родственником святого Колумбы и одним из первых миссионеров в Стратглассе, недалеко от святого колодца , известного как ( шотландский гэльский : Sputan Bhain ). [ 29 ] [ 30 ] Другим возможным источником камня-чаши мог быть монастырь Больи , валлискаульский монастырь 13-го века, также расположенный недалеко от современного города Боль .
Незадолго до восстания якобитов в 1745 году Фаркухарсон сообщил двум своим коллегам, что отряд, посланный главой клана Чисхолм, направляется для их ареста. Фаркухарсон предложил: «Тогда пойдём им навстречу и избавим их от необходимости проделывать весь этот путь ради нас». Александр и Чарльз отклонили это предложение, и, стремясь выиграть время для побега своих собратьев-священников, Фаркухарсон подошел к отряду, встретил их и сдался им на поле, известном как ( шотландский гэльский : Ахад беулат ан туим ). [ 26 ]
Известно, что Чарльз Фаркухарсон был спрятан своими родственниками в долине Бремар . Александр Кэмерон, который отказался оставить свои священнические обязанности в пещере, несмотря на то, что заболел, предположительно пневмонией , как известно, искал и получил защиту своего старшего брата, Дональда Кэмерона из Лохиела , в замке Ахнакарри в Лочабер . [ 31 ]
По словам монсеньора Томаса Винна, « епископ Хью, должно быть, был в равной степени опечален известием об аресте Джона Фаркухарсона, а также тронут его героизмом и самопожертвованием ради своих собратьев-священников. Он знал, что потерял одного из своих лучших священников, из-за которого Однако он был бы утешен тем фактом, что Кэмерон в безопасности и наслаждается заслуженным отдыхом со своей семьей в Ахнакарри, где он будет в безопасности, о нем будут хорошо заботиться и вылечить его. ." [ 32 ]
Узник совести
[ редактировать ]После того, как ему удалось отправить сообщение своим товарищам-подпольным священникам в Гленгарри, чтобы они присматривали за миссией в Стратгласе до его возвращения, [ 33 ] о. Джона Фаркухарсона доставили в Эдинбург в священническом облачении. [ 34 ]
Должно быть, он был освобожден самое позднее, когда Эдинбург пал перед якобитской армией , поскольку он и о. Чарльз вернулся к служению в Стратглассе после битвы при Каллодене . [ 35 ]
По словам каноника Александра Мак-Вильяма, «согласно письму, написанному отцом Джоном Риддоком, ректором колледжа Дуэ, Генералу Общества от 23 октября 1747 года, два брата рассказали им о своих злоключениях. После катастрофы Отряды солдат Каллодена прочесывали Хайленд в поисках священников. Одна такая рота пришла в Стратгласс. Фаркухарсоны направились в лес, но когда командующий офицер объявил о своем намерении сжечь все католические усадьбы и, если они, перегнать их скот и овец в лагерь. священники не сдались сразу, они сдались красным мундирам, чтобы не вовлекать свой народ в полное разорение». [ 36 ]
По словам каноника Мак-Вильяма, «их доставили в Лондон из Инвернесса на корабле HMS Pamela и держали в течение двух с половиной месяцев в трюме военного корабля на Темзе, где им приходилось терпеть оскорбления своей охраны и даже физическое насилие». [ 37 ] В течение длительного периода после битвы при Каллодене HMS Pamela служила, как и многие корабли Королевского флота, заполненные более чем 900 реальными и воображаемыми якобитами, в качестве тюремного корпуса, стоящего на якоре у Грейвсенда на реке Темзе .
После интервью с выжившими в тюрьме Дональдом и Малкольмом МакЛаудами журнал Forbes написал: «Они месяцами лежали вместе в крайне плачевном состоянии, их одежда (так в оригинале) была настолько изношена, что у многих, наконец, не осталось ни одной тряпки, чтобы прикрыть свои Здесь с ними обращались с крайним варварством и жестокостью, с целью (как они предполагают) истощить их жизни и по частям уничтожить каждого из них. И действительно, замысел имел большой успех для многих из них. погибло не менее четырехсот человек Дональд Маклауд сказал, что у него есть основания полагать, что на борту трех кораблей напротив форта Тилбери ». [ 38 ]
Историк Дж. Макбет Форбс также подтверждает нечеловеческие условия, в которых находились 72 заключенных, содержащихся в тесном трюме « Памелы» . Осмотрев их 20 августа 1746 года, правительственный хирург доктор Миншоу был настолько напуган зловонием, исходившим из трюма, а также истощенным и больным состоянием отца Джона Фаркухарсона и других заключенных, что приказал немедленно вывести всех заключенных на берег в форт Тилбери . [ 39 ]
После того, как крики умирающего заключенного-католика о священнике были услышаны капитанами окрестных тюремных корпусов, [ 40 ] Капитан Королевского флота Джон Фергюссон неохотно разрешил о. Джон Фаркуарсон отправился на борт HMS Furnace, чтобы служить умирающему заключенному, и иезуит оказался лицом к лицу с истощенным о. Александр Кэмерон. После первого причастия и последнего обряда о. Камерон совершил Тридентскую мессу , а о. Джон Фаркухарсон служил ему у алтаря. Вскоре после этого о. Александр Кэмерон умер вместе с о. Фаркуарсон рядом с ним [ 41 ] [ 42 ] 19 октября 1746 г. о. Останки Кэмерона были вывезены на берег и похоронены на ближайшем к кораблю кладбище; при кладбище англиканской церкви церкви Святого Георгия в Грейвсенде , [ 43 ] где также находится могила Покахонтас .
По словам каноника Мак-Вильяма, «условия [священников] постепенно облегчались, пока после пятнадцати месяцев тюремного заключения они не были освобождены при условии, что они покинут страну и никогда не вернутся». [ 37 ]
По словам отца Чарльза Макдональда, «после длительного заключения в Лондоне выжившие предстали перед герцогом Ньюкаслом , который сообщил им, что правительство склонно отнестись к их делу снисходительно и поэтому приговорит их к вечному изгнанию из страны». друзей , . Поскольку это было абсурдное предложение, поскольку у этих бедных священников не было ни друга ни денег, герцог пошел на компромисс, попросив их внести залог друг за Голландии , но большинство из них вернулись снова». [ 44 ]
Несмотря на то, что все первоисточники той эпохи подтверждают достоверность первого рассказа братьев Фаркухарсон о своем заключении в жестоких, антисанитарных и бесчеловечных условиях, по словам корреспондента The Celtic Magazine Колина Чисхолма, отец Джон Фаркухарсон в последующие годы утверждал католикам из Стратгласса, что условия на борту HMS Pamela были вовсе не такими плохими, как он заявлял ранее. Отец Фаркухарсон, который, возможно, страдал от психологической травмы и не хотел вновь переживать свои настоящие воспоминания, позже утверждал, что в Эдинбурге было решено перевести его в « исправительное поселение » в избирательном округе Ганновера . [ 34 ]
По словам Колина Чисхолма, «капитан судна, которое доставило его в это исправительное учреждение, был человеком проницательным и справедливо рассудил, что ему может быть полезно общество заключенного. Поэтому он предоставил ему отдельную койку и поместил его в все питание в каюте с самим собой». Эти якобы роскошные условия продолжались, пока HMS Pamela служила остовом-тюрьмой, стоявшим на якоре в Темзе. [ 34 ]
По словам Колина Чизхолма, «после благоприятного перехода капитан высадил мистера Фаркуарсона в Ганновере и при этом прошептал ему на ухо, что его помолвка подошла к концу; что он покинет Ганновер в такое-то время и что он был бы рад своей компании на обратном пути. Намека было достаточно. Как только судно отошло от ганноверского побережья, священник внезапно появился у капитанского стола, и его благополучно доставили обратно на родину. понес какую-либо реальную опасность или расходы. Вскоре он направился в Стратгласс, где оставался до тех пор, пока не был выбран префектом обучения католического колледжа в Дуэ». [ 45 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]Сообщается, что братья Фаркухарсоны поселились в Шотландском колледже в Дуэ, где, по словам историка А.С. МакВильяма, сохранившиеся письма показывают, что ректор о. Живоглот отчаянно хотел избавиться от них. о. Джон Фаркухарсон оставался в Дуэ до тех пор, пока, согласно письму о. Крукшанк генералу, он покинул Францию, чтобы вернуться в Шотландию и выполнить свою миссию в Стратгласе 5 июля 1748 года. [ 37 ]
В отчете епископов Хью Макдональда и Александра Смита Конгрегации пропаганды веры от 1 ноября 1753 г. было объявлено, что о. Фаркухарсона снова арестовали: «В течение нескольких последних лет мы страдаем от обычных преследований... солдаты тоже в надежде получить столько денег, сколько, как им известно, уже было выплачено их товарищам за захваченных священников, постоянно стремившийся схватить духовенство, отец Джон Фаркухарсон, SJ, был заключен в тюрьму, но после внесения залога теперь был освобожден, поскольку подписка о невыезде была утрачена, и неизвестно, чем дело закончится». [ 37 ] Обвинения, содержащиеся в отчете епископов, подтверждаются шотландскими юридическими документами, касающимися ареста отца Фаркухарсона и слушаний об освобождении под залог. [ 46 ]
Однако вместо того, чтобы оставаться беглецом в Шотландии, о. Фаркуарсон вернулся в шотландский колледж в Дуэ, где был назначен префектом по учебе. Миссия в Стратглассе была передана товарищу-иезуиту о. Норман МакЛауд ( шотландский гэльский : Майгстир Тормод ) (около 1717–1777), сын Тормода Ойга МакЛауда, клана Маклеода Таксмана из Гаррабоста на острове Льюис . [ 47 ]
После подавления королем Людовиком XV иезуитов во Французском королевстве в 1763 году о. Фаркухарсон, который был человеком «элегантных манер и пользовался большим уважением всех», был временно защищен от ареста и изгнания местным населением Дуэ и парламентом графства Артуа , который отказался обеспечить исполнение указа короля. [ 48 ] В конце концов, иезуитам пришлось переместить колледж в Динан , на территории тогдашнего независимого князя-епископства Льежа , но это была лишь временная передышка, и в 1773 году, когда о. Фаркухарсону было 74 года, Папа Климент XIV объявил о роспуске иезуитов, а также пришлось закрыть Колледж в Динане. [ 49 ]
Отец Джон Фаркуарсон вернулся в Шотландию, где священники-иезуиты продолжали служить в округах Хайленд и Лоуленд, несмотря на подавление. [ 50 ] в 1773 году и жил в основном в долине Бремар, одновременно служа капелланом и наставником своего племянника, лэрда Инвери . и Балморала духовным После его смерти в замке Балморал 13 октября 1782 г. [ 9 ] Епископ Иоанн Геддес восхвалял о. Джон Фаркухарсон как «человек первобытной простоты и образцовой добродетели». [ 51 ]
о. Фаркуарсон похоронен на кладбище в Каслтауне, на территории нынешней деревни Бремар . Его брат, о. Чарльз Фаркухарсон продолжал служить подпольным католическим миссионером до своей смерти в Ардеарге 30 ноября 1799 года. [ 52 ]
Наследие
[ редактировать ]Во время своей тайной миссионерской работы в Лохабере и Стратглассе о. Джон Фаркухарсон также увлекался своим хобби, будучи новаторским фольклористом и кельтистом . Фаркухарсон переписал огромную рукописную коллекцию местной устной литературы и устной поэзии . Сообщается, что рукопись включала множество рассказов из фенийского цикла шотландской мифологии ; Сообщается, что все стихи Оссиана вошли в этот сборник, а также другие сочинения, не опубликованные Джеймсом Макферсоном и которые о. Фаркухарсон считал, что во многих случаях они значительно превосходят печатные. [ 9 ] [ 53 ] Рукопись, написанная его собственным почерком, позже была описана как «ин-фолио, большая бумага толщиной около трех дюймов, написанная мелкими буквами», была подарена в 1772 году Шотландскому колледжу в Дуэ . Однако вместо того, чтобы тщательно сохранять рукопись, она использовалась для разжигания пожаров в колледже теми, кто не был знаком ни с гэльским языком, ни с большим значением рукописи для шотландской гэльской литературы . [ 1 ] [ 53 ]
Буллаун ) и использовавшийся тремя иезуитами для совершения тайных крещений в пещере в Глен-Каннич , , или природный камень-чаша, известный как ( шотландский гэльский : Clach a Bhaistidh был удален из пещеры, «чтобы защитить его от повреждений». капитаном полка «Черного дозора» Арчибальдом Макрэем Чизхолмом и помещенным на каменную колонну, [ 54 ] [ 26 ] благодаря чему он до сих пор сохраняется и почитается как реликвия Римско-католической епархией Абердина в Святой Марии и Римско-католической церковью Св. Бина в Мэридейле. Боль , Глен Каннич. [ 1 ] [ 26 ]
По словам Одо Бланделла, по состоянию на 1908 год и фляжка, и копия « Духовных упражнений Игнатия Лойолы», ранее принадлежавшие отцу Джону Фаркухарсону, находились во владении преподобного Арчибальда Чизхолма, священника римско-католической епархии Антигониш, тогда назначенного на Жюдик , Кейп-Бретон , Новая Шотландия . [ 55 ]
Фольклор
[ редактировать ]В местном шотландском фольклоре о. Сообщается, что Фаркуарсон в сопровождении своего клерка Александра Чизхолма столкнулся лицом к лицу с Дьяволом на мосту Каннич и заставил своего противника нырнуть в реку Каннич «с шумом, подобным тысяче громов, и извергающий огонь, пламя и дым». [ 1 ] [ 56 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Христианство в Стратгласе , с веб-сайта Римско-католической церкви Святой Марии, Боль .
- ^ «План первого этажа Скалана» . www.scalan.co.uk .
- ^ «Саймон, предупреждение лорда Ловата», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, ноябрь 1881 г., стр. 49-52.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 141-146.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 205.
- ^ Перейти обратно: а б «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласса», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882 г., стр. 141–142.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 195.
- ↑ , современник Джона Фаркухарсона, поэт из Норт-Уиста и шончайд Иэн Мак Фирчайр , псевдоним Джон МакКодрам, Джон Лорн Кэмпбелл объяснил, что когда горца той эпохи описывали как « неграмотного », то это означает, что он никогда не изучал английский язык. ... Во времена Маккодрама горцам было мало образования, и вообще его не было на их родном языке». Кэмпбелл (1979), Хайлендские песни сорока пяти , стр. 246, сноска 1.
- ^ Перейти обратно: а б с В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : « Факухарсон, Джон ». Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 142–143.
- ^ Джон Уоттс (2004), Хью Макдональд: горец, якобит, епископ , Джон Дональд Пресс . стр. 120.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 204–205.
- ^ «Саймон, предупреждение лорда Ловата», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, ноябрь 1881 г., стр. 49–52.
- ^ Маквильям, AS (1973). Миссия в Хайленде: Стратгласс, 1671–1777 гг. Обзор Иннес XXIV. стр. 75–102.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 203.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 141-146.
- ^ Малкольм МакЛеннан (2001), Гэльский словарь / Faclair Gàidhlig , Mercat и Acair. Страница 182.
- ^ Собрано о. Аллан Макдональд (1958, 1972, 1991), Гэльские слова из Южного Уиста и Эрискея - под редакцией, Дублинский институт перспективных исследований . Второе издание с приложением, опубликованное издательством Oxford University Press . п. 113.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Лондон, стр. 203.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласса», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 141–146.
- ↑ Винн, Томас (30 августа 2010 г.). Обращение Александра Кэмерона . Обзор Иннес . 45 (2): 178–187.
- ^ Джон Уоттс (2004), Хью Макдональд: горец, якобит, епископ , Джон Дональд Пресс . стр. 120.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 143-144.
- ^ Малкольм МакЛеннан (2001), Гэльский словарь / Faclair Gàidhlig , Mercat и Acair. Страницы 27, 85.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 143–144.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 144.
- ^ Ньюджент, Тони (2013). Вы были на Скале? История массовых камней в Ирландии , Liffey Press. п. 5
- ^ Одо Бланделл (1917), Католическое нагорье Шотландии. Том II: Западное Хайлендс и острова , Sands & Co., Джордж-стрит, 37, Эдинбург , Кинг-стрит, 15, Ковент-Гарден , Лондон . стр. 193-194.
- ^ Clachan Comar , Ассоциация наследия Strathglass
- ^ Христианство в Стратглассе , Веб-сайт Римско-католической церкви Святой Марии и Святого Бина, Боль.
- ^ Томас Винн (2011), Забытый Кэмерон 45-го: Жизнь и времена Александра Кэмерона, SJ , Print Smith, Форт-Уильям, Шотландия . стр. 50–51.
- ^ Томас Винн (2011), Забытый Кэмерон 45-го: Жизнь и времена Александра Кэмерона, SJ , Print Smith, Форт-Уильям, Шотландия . п. 51.
- ^ Католическая миссия в Стратглассе. От о. Мемуары Энеаса Маккензи 1846 года , Международное общество клана Чисхолм.
- ^ Перейти обратно: а б с «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882 г., стр. 144–145.
- ^ «Горная миссия: Стратгласс, 1671-1777», преподобный Александр Кэнон Мак Уильям, том XXIV, Innes Review , стр. 92.
- ^ «Горная миссия: Стратгласс, 1671–1777», преподобный Александр Кэнон Мак Уильям, том XXIV, Innes Review , стр. 98–99.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Горная миссия: Стратгласс, 1671–1777», преподобный Александр Канон Мак Уильям, том XXIV, Innes Review , стр. 99.
- ^ Роберт Форбс (1895), Лион в трауре: или сборник речей, писем, журналов и т. д., касающихся дел принца Чарльза Эдварда Стюарта. Том I , напечатано в Университетском издательстве Т. и А. Констеблем для Шотландского исторического общества. п. 181.
- ^ Дж. Макбет Форбс (1903), Крупицы якобитов из государственных рукописей: Краткие очерки якобитов; Перевозки 1745 года , стр. 33–35.
- ^ Джон Уоттс (2004), Хью Макдональд: горец, якобит, епископ , Джон Дональд Пресс . стр. 121.
- ^ По данным Б. Г. Сетона и Дж. Г. Арно, «Узники-якобиты 45-го года», Vol. I (Эдинбург, 1928), 224 года, Александр Кэмерон «умер в море» (на борту «Печи», не дойдя до устья Темзы)
- ^ Бланделл, Католическое Хайлендс, 188.
- ^ Томас Винн (2011), Забытый Кэмерон 45-го: Жизнь и времена Александра Кэмерона, SJ , Print Smith, Форт-Уильям, Шотландия . п. 89.
- ^ Чарльз Макдональд (2011), Мойдарт: Среди Кланранальдов , Birlinn Press . стр. 176–177.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 145.
- ^ Уильям Форбс Лейт (1909), Мемуары шотландских католиков XVII и XVIII веков. Том II От Содружества к эмансипации: 1647–1793 , Лонгман, Грин и компания, Патерностер Роу , 39, Лондон. п. 405.
- ^ «Горная миссия: Стратгласс, 1671–1777», преподобный Александр Кэнон Мак Уильям, том XXIV, Innes Review , стр. 99–102.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 198–199.
- ^ «Горная миссия: Стратгласс, 1671-1777», преподобный Александр Кэнон Мак Уильям, том XXIV, Innes Review , стр. 99-100.
- ^ «Горная миссия: Стратгласс, 1671-1777», преподобный Александр Кэнон Мак Уильям, том XXIV, Innes Review , стр. 101.
- ^ «Горная миссия: Стратгласс, 1671-1777», преподобный Александр Кэнон Мак Уильям, том XXIV, Innes Review , стр. 102.
- ^ «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласа», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7, 1882, стр. 145-146.
- ^ Перейти обратно: а б Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 194–195.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 202.
- ^ Одо Бланделл (1917), Католическое нагорье Шотландии. Том II: Западное Хайлендс и острова , Sands & Co., Джордж-стрит, 37, Эдинбург , Кинг-стрит, 15, Ковент-Гарден , Лондон . п. 211.
- ^ Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии , Том I, Лондон, стр. 195–196.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : « Факухарсон, Джон ». Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Одо Бланделл (1909), Католическое нагорье Шотландии. Том I: The Central Highlands , Sands & Co., Ганновер-стрит, 21, Эдинбург , Кинг-стрит, 15, Лондон .
- Одо Бланделл (1917), Католическое нагорье Шотландии. Том II: Западное Хайлендс и острова , Sands & Co., Джордж-стрит, 37, Эдинбург , Кинг-стрит, 15, Ковент-Гарден , Лондон .
- Уильям Форбс Лейт (1909), Мемуары шотландских католиков XVII и XVIII веков. Том II От Содружества к эмансипации: 1647–1793 , Лонгман, Грин и компания, Патерностер Роу , 39, Лондон.
- Джон Уоттс (2004), Хью Макдональд: горец, якобит, епископ , Джон Дональд Пресс .
- Томас Винн (2011), Забытый Кэмерон 45-го: Жизнь и времена Александра Кэмерона SJ , Принт Смит, Форт-Уильям, Шотландия
Периодические издания
[ редактировать ]- «Саймон, предупреждение лорда Ловата», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7 , ноябрь 1881 г., стр. 49–52.
- «Преподобный Джон Фаркухарсон, священник Стратгласса», Колин Чисхолм, The Celtic Magazine , том 7 , 1882 г., стр. 141–146.
- «Горная миссия: Стратгласс, 1671–1777», преподобный Александр Кэнон Мак Уильям, том XXIV, Innes Review , стр. 75–102.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Католическая миссия в Стратглассе. От о. Мемуары Энеаса Маккензи 1846 года , Международное общество клана Чисхолм
- История церкви Мэридейл , с веб-сайта «Христианство в Стратглассе». (Включает фотографию крестильной купели из пещеры Брей в Краски в Глен-Каннич).
- 1699 рождений
- 1782 смерти
- Иезуиты 18 века
- Шотландские гэльские поэты XVIII века
- Шотландское духовенство XVIII века
- Шотландские римско-католические священники XVIII века
- Ученые-кельтологи
- Преступления против военнопленных
- Люди из Бремара
- Религия в Инвернессе
- шотландские католические поэты
- шотландские фольклористы
- Шотландские иезуиты
- Шотландские католики
- Шотландские римско-католические писатели
- шотландские сатирики
- Шотландские солдаты
- Жертвы пыток в Шотландии