Jump to content

Лифт на виселицу

Лифт на виселицу/
Поднимитесь на эшафот
Оригинальный театральный плакат
Режиссер Луи Малль
Автор сценария Луи Малль
Роджер Нимье
На основе Лифт для строительных лесов
роман 1956 года
от Рождества Калефа
Продюсер: Жан Тюилье
В главных ролях
Кинематография Анри Декаэ
Под редакцией Леонид Азар
Музыка Майлз Дэвис
Распространено Французская кинокомпания Люкс
Дата выпуска
  • 29 января 1958 г. ( 29 января 1958 г. )
Время работы
91 минута
Страна Франция
Язык Французский

«Лифт на виселицу» ( фр . Ascenseur pour l'échafaud ), также известный как «Неистовый» в США и «Лифт на эшафот» в Великобритании — французский криминальный триллер 1958 года режиссёра Луи Маля в главных ролях с Жанной Моро и Морисом Роне в роли незаконных преступников. любовники, чей заговор об убийстве начинает раскрываться после того, как один из них оказывается в ловушке в лифте. Сценарий был адаптирован из одноименного романа Ноэля Калефа 1956 года.

Ассоциируется некоторыми критиками с фильмом нуар . [ 1 ] и представляющий новые методы повествования, кинематографии и монтажа, фильм считается важной работой в создании французской новой волны и нового современного кино . [ 2 ] Импровизированный саундтрек и Майлза Дэвиса связь, которую фильм устанавливает между музыкой, изображением и эмоциями, были признаны новаторскими.

Влюбленные Флоранс Карала и Жюльен Тавернье составляют план убийства мужа Флоренс Симона, богатого французского промышленника, который также является боссом Жюльена. Однажды в субботу, задерживаясь в офисе допоздна, Жюльен, бывший парашютист Иностранного легиона и ветеран войн в Индокитае и Алжире , использует веревку, чтобы подняться по внешней стороне здания к офису Саймона, и стреляет в Саймона из собственного пистолета Саймона, после чего устраивает место, чтобы это выглядело как самоубийство. Затем он возвращается в свой офис и покидает здание вместе с секретарем и охранником, которые должны быть его алиби. Садясь в свой кабриолет , он поднимает взгляд и видит, что оставил веревку свисающей со здания. Оставив двигатель включенным, он мчится обратно в здание и садится в лифт. Когда он поднимается, охранник выключает электричество и запирает его на выходные, запирая Жюльена между этажами.

Спустя несколько мгновений машину Жюльена угоняют Луи, молодой мелкий мошенник, и его подруга Вероника, продавщица цветочного магазина. Ожидая Жюльена в ближайшем кафе, Флоренс видит проезжающую машину, а Вероник высунулась из окна. Предполагая, что Жюльен не смог осуществить их план и забрал Вероник, она в отчаянии всю ночь бродит по улицам Парижа , разыскивая его в местных барах и клубах.

Луи надевает пальто Жюльена и кладет в карман револьвер Жюльена , который Вероника находит в бардачке. Они часами ездят взад и вперед по шоссе, пока какие-то немцы в спортивном «Мерседесе» не вызывают Луи на гонку. Он следует за ними в мотель недалеко от шоссе, и немецкий водитель, веселый Хорст Бенкер, приглашает Луи и Вероник выпить с ним и его женой Фридой. Обе пары регистрируются, и пока они болтают, Фрида делает несколько фотографий Луи и ее мужа на камеру Жюльена. Она заканчивает рулон, поэтому Вероник оставляет пленку в фотолаборатории мотеля.

После того, как Бенкеры ложатся спать, Луи, обеспокоенный тем, что Хорст понял, что он не Жюльен Тавернье, и раздраженный тем, что Хорст не воспринял его более серьезно, пытается украсть «Мерседес», но Хорст ловит его и угрожает трубкой от сигары, которую держит как пистолет. Луи импульсивно стреляет и убивает Хорста и Фриду из пистолета Жюльена, стреляя до тех пор, пока он не опустеет. Он и Вероник возвращаются в Париж на «Мерседесе» и прячутся в квартире Вероники. Убежденная, что их поймают и разлучят, Вероника убеждает Луи покончить жизнь самоубийством, поэтому они оба глотают таблетки фенобарбитала и засыпают.

Поскольку Вероник зарегистрировалась в мотеле под именами «мистер и миссис Жюльен Тавернье», чтобы избежать проблем для Луи, разыскиваемого за мелкие преступления, а машина, пистолет и плащ Жюльена обнаружены рядом с трупами Бенкеров, полиция назовите Жюльена главным подозреваемым. Офицеры идут обыскивать его офис в сопровождении охранника, который в конце концов обнаруживает тело Саймона. Тем временем, когда в здании снова включается электричество, Жюльен наконец сбегает из лифта. Не зная, что его фотография появилась в утренних газетах в связи с делом Бенкера, он идет в кафе позавтракать, но его быстро узнают, арестовывают и обвиняют в убийстве Бенкеров, а полиция отказывается верить его алиби о том, что он застрял в лифт.

Флоренс, решившая оправдать Жюльена, получает от флориста адрес Вероники. Она находит Веронику и Луи сонными, но живыми и звонит в полицию с анонимным сообщением. Луи читает газету и думает, что убийство ему сошло с рук, пока Вероник не напоминает ему о пленке. Он мчится в фотолабораторию мотеля, преследуемый Флоренс, но обнаруживает, что фотографии уже проявлены, и его арестовывают. Флоренс входит в лабораторию, и полиция показывает ей фотографии ее и Жюльена, которые были в списке, что дает понять, что они были тайными любовниками, и дает им повод для убийства ее мужа. Комиссар Шерье говорит, что Флоренс, вероятно, получит более суровый приговор, чем Жюльен, но она, почти в трансе, отвечает, что сделала то, что сделала из любви, и однажды они с Жюльеном воссоединятся.

Жан-Клод Бриали в титрах не указан как гость мотеля.

Производство

[ редактировать ]

Эта малобюджетная черно-белая постановка стала 24-летнего Луи Маля первым полнометражным фильмом . Ранее он несколько лет работал с Жаком Кусто и был сорежиссером документального фильма «Безмолвный мир» (1956).

Малле выбрал Моро после того, как увидел ее в парижской постановке « Кота Теннесси Уильямса » на раскаленной крыше . Она уже снялась в ряде фильмов, но роль в этом фильме часто считают ее прорывом. Малле снимал ее без тяжелого грима и чрезмерного освещения, как того требовали предыдущие режиссеры. Сцены Моро, блуждающего по Елисейским полям ночью, были сняты на светосильную пленку из детской коляски с использованием только уличного света и витрин.

Саундтрек

[ редактировать ]

Музыку Майлза Дэвиса к фильму многие считают новаторской. [ 2 ] джазовый критик Фил Джонсон описал его как «самый одинокий звук трубы, который вы когда-либо слышали, и с тех пор образец грустной музыки. Слушайте его и плачьте». [ 3 ] Ричард Броуди, кинокритик и писатель журнала New Yorker, написал, что сама музыка «намного лучше, чем фильм». [ 4 ]

Организация записи

[ редактировать ]

Дэвис, уже хорошо известный и уважаемый джазовый исполнитель и композитор, в 1957 году получил приглашение поехать в Европу в качестве сольного исполнителя, чтобы выступить в трехнедельном туре по Европе. Дэвис только что покинул свой первый великий квинтет 1955-56 годов, в который входил легендарный саксофонист Джон Колтрейн , из-за их пристрастия к героину. Он начал стараться вести более здоровый образ жизни, хотя все еще употреблял кокаин. [ 5 ] Кроме того, Дэвис ежедневно сталкивался с огромным количеством расизма во время своего выступления в качестве джазового исполнителя, поэтому он был рад возможности на время покинуть Америку. [ 6 ]

Марсель Романо, промоутер и энтузиаст джаза, забрал Дэвиса из аэропорта в ноябре 1957 года с первоначальным намерением сказать ему, что он снимется в фильме о джазе. [ 6 ] Однако этот план провалился еще до прибытия Дэвиса. Вместо этого кинотехник проекта Жан-Клод Раппено, которого Романо нанял для проекта, упомянул, что он работал над художественным фильмом с молодым режиссером Луи Малем, который интересовался джазовой музыкой. [ 6 ] Романо рассказал Дэвису о фильме и сказал, что Дэвис, похоже, заинтересовался проектом, поэтому они организовали для него частный показ. Дэвис делал записи, задавал вопросы об отношениях между персонажами и объяснениях сюжета. Позже в своей автобиографии он написал, что согласился на эту работу, потому что никогда раньше не писал музыку для фильмов, и это стало для него отличным опытом обучения. [ 5 ]

Во время турне по Европе Дэвис попросил принести в его гостиничный номер пианино и в течение следующих двух недель начал импровизировать некоторые темы, которые будут использованы в фильме. [ 4 ] Дэвис решил использовать для этого проекта свою группу музыкантов, с которой он выступал во время своего европейского турне. В состав группы входили Барни Вилен , саксофонист, Рене Уртрегер , пианист, Пьер Мишло , басист, и Кенни Кларк , барабанщик. Их проинформировали о проекте всего за пару дней до этого, и они пришли на сеанс неподготовленными, еще даже не посмотрев фильм.

4 декабря 1957 года в 22:00 Дэвис вместе со своей группой парижских музыкантов и американским барабанщиком отправился в парижскую студию Le Post, чтобы записать партитуру. Группа пила вместе час, играла четыре часа, затем потратила два часа на монтаж и покинула студию к 5 утра следующего дня, закончив партитуру для Ascender Pour L'Échafaud. [ 7 ]

Музыкальный анализ

[ редактировать ]

В саундтрек вошли восемь расширенных импровизаций Дэвиса, все они были записаны за четырехчасовую сессию. Единственной песней, которая была детально продумана, была «Sur L'Autoroute», и Дэвис дал группе минимальные инструкции по остальной части саундтрека. Он дал им две аккордовые структуры: ре минор и септаккорд до, и они импровизировали вокруг них. [ 8 ] Преобладали гаммы, а не аккорды, сохраняя гармоническую простоту и фрагментируя темы. [ 4 ] [ 6 ] Пьер Мишло сказал в интервью 1988 года: «Что характеризовало сессию, так это отсутствие определенной темы». [ 4 ]

Настроение саундтрека в целом описывается как «мрачное и мрачное». [ 8 ] но темп увеличивается на таких треках, как «Dîner au Motel». Песни «Générique» и «L'Assassinat de Carala» отражают характерный стиль игры Дэвиса на трубе, который отражается в тяжелых обстоятельствах или мотивах желания смерти. [ 8 ] Фил Джонсон далее охарактеризовал саундтрек как «мощно выразительное, высококонцентрированное, свободно вдохновленное исполнение». [ 4 ]

Наследие партитуры

[ редактировать ]

Лифт на виселицу стал свидетелем развития культовой теории модального джаза Дэвиса. [ 4 ] Модальный джаз становится очень влиятельным в конце 50-х и 60-х годах, переходя от хорового плотного звучания бибопа. В этом саундтреке Дэвис открыл новый путь между композицией и импровизацией, новый путь, который он исследует в типичном модальном джазовом альбоме Kind of Blue . [ 6 ] Этот стиль музыки повлиял не только на будущих джазовых музыкантов, но и на звучание самого фильма-нуар. Ричард Броуди подчеркивает это в своей статье, написав: «Использование джаза и его саундтреков стало настолько преобладающим, что джаз стал казаться естественным фоном для высокоскоростных погонь, массовых беспорядков и хладнокровных убийств, потому что фильмы, для съемок которых были задействованы джазмены, были одинаково жестокими». [ 4 ]

Критический ответ

[ редактировать ]

Для Time журналист Барри Фаррелл написал:

За плечами Моро было 20 незабываемых фильмов... Малле представил Моро в честном свете и мудро позволил камере задержаться. В фильме не было ничего особенного, но он достиг одного: предложил новый идеал кинематографического реализма, новый взгляд на женщину. Весь драматизм этой истории заключался в лице Моро – лице, которое во всех ее ранних фильмах было скрыто за косметикой и ярким светом. Когда в следующем году Малле [снял] «Любовников» , было очевидно, кем будет его женщина. Во-первых, он открыл ее, а во-вторых, они были влюблены друг в друга. [ 9 ]

В рецензии, написанной для театрального переиздания фильма в 2005 году, Роджер Эберт заметил, что лицо Моро, когда Флоренс размышляет о местонахождении Жюльена, «часто освещается только огнями кафе и магазинов, мимо которых она проходит; в то время, когда актрисы были освещены и сфотографированные с осторожностью, эти сцены произвели шокирующее впечатление и повлияли на многие последующие фильмы». Он также утверждал, что Луи и Вероника были предшественниками молодой пары в фильме Жана-Люка Годара « На последнем дыхании» (1960). [ 10 ] В статье 2016 года из Нью-Йорка кинокритик Ричард Броуди заявил, что фильм более важен из-за своего места в истории французского кино, чем из-за его собственных художественных достоинств, за исключением музыки Дэвиса, которую, по его словам, «стоит послушать отдельно. Это намного лучше, чем сам фильм, и есть лучший способ услышать его, чем в фильме, а именно, прослушав компакт-диск, на котором записаны все студийные сессии, с которых была смонтирована музыка». Затем Броуди более подробно обсудил музыку. [ 11 ]

На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 93% на основе 56 рецензий со средневзвешенной оценкой 8,08 из 10. [ 12 ] На Metacritic он имеет рейтинг 94/100. [ 13 ]

После версии Малле было две экранизации романа Калефа: «Сикейдай Но Эребета » (2010) японского режиссера Акиры Огаты и «Уикенд» (2013) российского режиссера Станислава Говорухина .

  1. ^ Расмуссен, Линда. «Ascenseur Pour L'Echafaud - краткий обзор» . AllMovie . Проверено 5 октября 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б Даниэле, Ромина (2011). Ascenseur pour l'échafaud, Место музыки в аудиовидении . Милан, Италия: RDM. ISBN  9788890490590 . Подробный анализ фильма и этих взаимоотношений с критической, лингвистической и эстетической точки зрения можно найти в этой книге.
  3. ^ Джонсон, Фил (14 марта 2004 г.), «Диски: Джаз — Майлз Дэвис / Ascenseur Pour L'Echafaud (Фонтана)», Independent on Sunday
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Броуди, Ричард (3 августа 2016 г.). «Лифт на виселицу» Луи Маля и саундтрек к нему «Исторический Майлз Дэвис» . Житель Нью-Йорка . Проверено 31 октября 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Дэвис, Майлз (1989). Майлз: Автобиография (Первое изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 209. ИСБН  978-0-671-72582-2 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Уоринг, Чарльз. « 'Ascenseur Pour L'Échafaud': новаторский набег Майлза Дэвиса в модальный джаз» . UDiscoverMusic . Проверено 31 октября 2023 г.
  7. ^ Мас, Саймон (10 июля 2023 г.). «Заброшенная жемчужина дискографии МАЙЛЗА ДЭВИСА» . Ютуб . Проверено 31 октября 2023 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Настос, Майкл. G. «Обзор Ascenseur pour l'Echafaud [оригинальный саундтрек к фильму]» . Вся музыка . Проверено 31 октября 2023 г.
  9. Фаррелл, Барри , «Актрисы: Максимально использовать любовь» (только по подписке) , Time Cover Story, стр. 4–5, 5 марта 1965 г. Проверено 21 марта 2015 г.
  10. ^ Эберт, Роджер (15 сентября 2005 г.). Рецензия на фильм «Лифт на виселицу (2005)» . Проверено 26 июля 2016 г.
  11. ^ Броуди, Ричард (3 августа 2016 г.). «Лифт на виселицу» Лу Малля и его исторический саундтрек Майлза Дэвиса» . Житель Нью-Йорка . Проверено 17 ноября 2020 г.
  12. ^ «Ascenseur pour l'échafaud (Лифт на виселицу) (Лифт на эшафот) (Неистовый)» . Гнилые помидоры. 10 июня 1958 года . Проверено 7 июля 2019 г.
  13. ^ «Неистовый [переиздание]» . Метакритик.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 764576a5d3a597d03d94407099d4ec92__1722296100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/92/764576a5d3a597d03d94407099d4ec92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elevator to the Gallows - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)