Лифт на виселицу
Лифт на виселицу/ Поднимитесь на эшафот | |
---|---|
Режиссер | Луи Малль |
Автор сценария | Луи Малль Роджер Нимье |
На основе | Лифт для строительных лесов роман 1956 года от Рождества Калефа |
Продюсер: | Жан Тюилье |
В главных ролях | |
Кинематография | Анри Декаэ |
Под редакцией | Леонид Азар |
Музыка | Майлз Дэвис |
Распространено | Французская кинокомпания Люкс |
Дата выпуска |
|
Время работы | 91 минута |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
«Лифт на виселицу» ( фр . Ascenseur pour l'échafaud ), также известный как «Неистовый» в США и «Лифт на эшафот» в Великобритании — французский криминальный триллер 1958 года режиссёра Луи Маля в главных ролях с Жанной Моро и Морисом Роне в роли незаконных преступников. любовники, чей заговор об убийстве начинает раскрываться после того, как один из них оказывается в ловушке в лифте. Сценарий был адаптирован из одноименного романа Ноэля Калефа 1956 года.
Ассоциируется некоторыми критиками с фильмом нуар . [ 1 ] и представляющий новые методы повествования, кинематографии и монтажа, фильм считается важной работой в создании французской новой волны и нового современного кино . [ 2 ] Импровизированный саундтрек и Майлза Дэвиса связь, которую фильм устанавливает между музыкой, изображением и эмоциями, были признаны новаторскими.
Сюжет
[ редактировать ]Влюбленные Флоранс Карала и Жюльен Тавернье составляют план убийства мужа Флоренс Симона, богатого французского промышленника, который также является боссом Жюльена. Однажды в субботу, задерживаясь в офисе допоздна, Жюльен, бывший парашютист Иностранного легиона и ветеран войн в Индокитае и Алжире , использует веревку, чтобы подняться по внешней стороне здания к офису Саймона, и стреляет в Саймона из собственного пистолета Саймона, после чего устраивает место, чтобы это выглядело как самоубийство. Затем он возвращается в свой офис и покидает здание вместе с секретарем и охранником, которые должны быть его алиби. Садясь в свой кабриолет , он поднимает взгляд и видит, что оставил веревку свисающей со здания. Оставив двигатель включенным, он мчится обратно в здание и садится в лифт. Когда он поднимается, охранник выключает электричество и запирает его на выходные, запирая Жюльена между этажами.
Спустя несколько мгновений машину Жюльена угоняют Луи, молодой мелкий мошенник, и его подруга Вероника, продавщица цветочного магазина. Ожидая Жюльена в ближайшем кафе, Флоренс видит проезжающую машину, а Вероник высунулась из окна. Предполагая, что Жюльен не смог осуществить их план и забрал Вероник, она в отчаянии всю ночь бродит по улицам Парижа , разыскивая его в местных барах и клубах.
Луи надевает пальто Жюльена и кладет в карман револьвер Жюльена , который Вероника находит в бардачке. Они часами ездят взад и вперед по шоссе, пока какие-то немцы в спортивном «Мерседесе» не вызывают Луи на гонку. Он следует за ними в мотель недалеко от шоссе, и немецкий водитель, веселый Хорст Бенкер, приглашает Луи и Вероник выпить с ним и его женой Фридой. Обе пары регистрируются, и пока они болтают, Фрида делает несколько фотографий Луи и ее мужа на камеру Жюльена. Она заканчивает рулон, поэтому Вероник оставляет пленку в фотолаборатории мотеля.
После того, как Бенкеры ложатся спать, Луи, обеспокоенный тем, что Хорст понял, что он не Жюльен Тавернье, и раздраженный тем, что Хорст не воспринял его более серьезно, пытается украсть «Мерседес», но Хорст ловит его и угрожает трубкой от сигары, которую держит как пистолет. Луи импульсивно стреляет и убивает Хорста и Фриду из пистолета Жюльена, стреляя до тех пор, пока он не опустеет. Он и Вероник возвращаются в Париж на «Мерседесе» и прячутся в квартире Вероники. Убежденная, что их поймают и разлучят, Вероника убеждает Луи покончить жизнь самоубийством, поэтому они оба глотают таблетки фенобарбитала и засыпают.
Поскольку Вероник зарегистрировалась в мотеле под именами «мистер и миссис Жюльен Тавернье», чтобы избежать проблем для Луи, разыскиваемого за мелкие преступления, а машина, пистолет и плащ Жюльена обнаружены рядом с трупами Бенкеров, полиция назовите Жюльена главным подозреваемым. Офицеры идут обыскивать его офис в сопровождении охранника, который в конце концов обнаруживает тело Саймона. Тем временем, когда в здании снова включается электричество, Жюльен наконец сбегает из лифта. Не зная, что его фотография появилась в утренних газетах в связи с делом Бенкера, он идет в кафе позавтракать, но его быстро узнают, арестовывают и обвиняют в убийстве Бенкеров, а полиция отказывается верить его алиби о том, что он застрял в лифт.
Флоренс, решившая оправдать Жюльена, получает от флориста адрес Вероники. Она находит Веронику и Луи сонными, но живыми и звонит в полицию с анонимным сообщением. Луи читает газету и думает, что убийство ему сошло с рук, пока Вероник не напоминает ему о пленке. Он мчится в фотолабораторию мотеля, преследуемый Флоренс, но обнаруживает, что фотографии уже проявлены, и его арестовывают. Флоренс входит в лабораторию, и полиция показывает ей фотографии ее и Жюльена, которые были в списке, что дает понять, что они были тайными любовниками, и дает им повод для убийства ее мужа. Комиссар Шерье говорит, что Флоренс, вероятно, получит более суровый приговор, чем Жюльен, но она, почти в трансе, отвечает, что сделала то, что сделала из любви, и однажды они с Жюльеном воссоединятся.
Бросать
[ редактировать ]- Жанна Моро в роли Флоренс Карала
- Морис Роне в роли Жюльена Тавернье
- Жорж Пужули, как Луи
- Йори Бертен в роли Вероники
- Джин Уолл в роли Саймона Каралы
- Лино Вентура — комиссар полиции Шерье
- Феликс Мартен в роли Кристиана Сюберви
- Иван Петрович в роли Хорста Бенкера
- Эльга Андерсен в роли Фриды Бенкер
- Мишлин Бона — Женевьева, секретарь
- Жерар Дарье — Морис, дневной охранник
- Чарльз Деннер - заместитель комиссара Черрье
- Юбер Дешам — заместитель прокурора
Жан-Клод Бриали в титрах не указан как гость мотеля.
Производство
[ редактировать ]Эта малобюджетная черно-белая постановка стала 24-летнего Луи Маля первым полнометражным фильмом . Ранее он несколько лет работал с Жаком Кусто и был сорежиссером документального фильма «Безмолвный мир» (1956).
Малле выбрал Моро после того, как увидел ее в парижской постановке « Кота Теннесси Уильямса » на раскаленной крыше . Она уже снялась в ряде фильмов, но роль в этом фильме часто считают ее прорывом. Малле снимал ее без тяжелого грима и чрезмерного освещения, как того требовали предыдущие режиссеры. Сцены Моро, блуждающего по Елисейским полям ночью, были сняты на светосильную пленку из детской коляски с использованием только уличного света и витрин.
Саундтрек
[ редактировать ]Музыку Майлза Дэвиса к фильму многие считают новаторской. [ 2 ] джазовый критик Фил Джонсон описал его как «самый одинокий звук трубы, который вы когда-либо слышали, и с тех пор образец грустной музыки. Слушайте его и плачьте». [ 3 ] Ричард Броуди, кинокритик и писатель журнала New Yorker, написал, что сама музыка «намного лучше, чем фильм». [ 4 ]
Организация записи
[ редактировать ]Дэвис, уже хорошо известный и уважаемый джазовый исполнитель и композитор, в 1957 году получил приглашение поехать в Европу в качестве сольного исполнителя, чтобы выступить в трехнедельном туре по Европе. Дэвис только что покинул свой первый великий квинтет 1955-56 годов, в который входил легендарный саксофонист Джон Колтрейн , из-за их пристрастия к героину. Он начал стараться вести более здоровый образ жизни, хотя все еще употреблял кокаин. [ 5 ] Кроме того, Дэвис ежедневно сталкивался с огромным количеством расизма во время своего выступления в качестве джазового исполнителя, поэтому он был рад возможности на время покинуть Америку. [ 6 ]
Марсель Романо, промоутер и энтузиаст джаза, забрал Дэвиса из аэропорта в ноябре 1957 года с первоначальным намерением сказать ему, что он снимется в фильме о джазе. [ 6 ] Однако этот план провалился еще до прибытия Дэвиса. Вместо этого кинотехник проекта Жан-Клод Раппено, которого Романо нанял для проекта, упомянул, что он работал над художественным фильмом с молодым режиссером Луи Малем, который интересовался джазовой музыкой. [ 6 ] Романо рассказал Дэвису о фильме и сказал, что Дэвис, похоже, заинтересовался проектом, поэтому они организовали для него частный показ. Дэвис делал записи, задавал вопросы об отношениях между персонажами и объяснениях сюжета. Позже в своей автобиографии он написал, что согласился на эту работу, потому что никогда раньше не писал музыку для фильмов, и это стало для него отличным опытом обучения. [ 5 ]
Во время турне по Европе Дэвис попросил принести в его гостиничный номер пианино и в течение следующих двух недель начал импровизировать некоторые темы, которые будут использованы в фильме. [ 4 ] Дэвис решил использовать для этого проекта свою группу музыкантов, с которой он выступал во время своего европейского турне. В состав группы входили Барни Вилен , саксофонист, Рене Уртрегер , пианист, Пьер Мишло , басист, и Кенни Кларк , барабанщик. Их проинформировали о проекте всего за пару дней до этого, и они пришли на сеанс неподготовленными, еще даже не посмотрев фильм.
4 декабря 1957 года в 22:00 Дэвис вместе со своей группой парижских музыкантов и американским барабанщиком отправился в парижскую студию Le Post, чтобы записать партитуру. Группа пила вместе час, играла четыре часа, затем потратила два часа на монтаж и покинула студию к 5 утра следующего дня, закончив партитуру для Ascender Pour L'Échafaud. [ 7 ]
Музыкальный анализ
[ редактировать ]В саундтрек вошли восемь расширенных импровизаций Дэвиса, все они были записаны за четырехчасовую сессию. Единственной песней, которая была детально продумана, была «Sur L'Autoroute», и Дэвис дал группе минимальные инструкции по остальной части саундтрека. Он дал им две аккордовые структуры: ре минор и септаккорд до, и они импровизировали вокруг них. [ 8 ] Преобладали гаммы, а не аккорды, сохраняя гармоническую простоту и фрагментируя темы. [ 4 ] [ 6 ] Пьер Мишло сказал в интервью 1988 года: «Что характеризовало сессию, так это отсутствие определенной темы». [ 4 ]
Настроение саундтрека в целом описывается как «мрачное и мрачное». [ 8 ] но темп увеличивается на таких треках, как «Dîner au Motel». Песни «Générique» и «L'Assassinat de Carala» отражают характерный стиль игры Дэвиса на трубе, который отражается в тяжелых обстоятельствах или мотивах желания смерти. [ 8 ] Фил Джонсон далее охарактеризовал саундтрек как «мощно выразительное, высококонцентрированное, свободно вдохновленное исполнение». [ 4 ]
Наследие партитуры
[ редактировать ]Лифт на виселицу стал свидетелем развития культовой теории модального джаза Дэвиса. [ 4 ] Модальный джаз становится очень влиятельным в конце 50-х и 60-х годах, переходя от хорового плотного звучания бибопа. В этом саундтреке Дэвис открыл новый путь между композицией и импровизацией, новый путь, который он исследует в типичном модальном джазовом альбоме Kind of Blue . [ 6 ] Этот стиль музыки повлиял не только на будущих джазовых музыкантов, но и на звучание самого фильма-нуар. Ричард Броуди подчеркивает это в своей статье, написав: «Использование джаза и его саундтреков стало настолько преобладающим, что джаз стал казаться естественным фоном для высокоскоростных погонь, массовых беспорядков и хладнокровных убийств, потому что фильмы, для съемок которых были задействованы джазмены, были одинаково жестокими». [ 4 ]
Критический ответ
[ редактировать ]Для Time журналист Барри Фаррелл написал:
За плечами Моро было 20 незабываемых фильмов... Малле представил Моро в честном свете и мудро позволил камере задержаться. В фильме не было ничего особенного, но он достиг одного: предложил новый идеал кинематографического реализма, новый взгляд на женщину. Весь драматизм этой истории заключался в лице Моро – лице, которое во всех ее ранних фильмах было скрыто за косметикой и ярким светом. Когда в следующем году Малле [снял] «Любовников» , было очевидно, кем будет его женщина. Во-первых, он открыл ее, а во-вторых, они были влюблены друг в друга. [ 9 ]
В рецензии, написанной для театрального переиздания фильма в 2005 году, Роджер Эберт заметил, что лицо Моро, когда Флоренс размышляет о местонахождении Жюльена, «часто освещается только огнями кафе и магазинов, мимо которых она проходит; в то время, когда актрисы были освещены и сфотографированные с осторожностью, эти сцены произвели шокирующее впечатление и повлияли на многие последующие фильмы». Он также утверждал, что Луи и Вероника были предшественниками молодой пары в фильме Жана-Люка Годара « На последнем дыхании» (1960). [ 10 ] В статье 2016 года из Нью-Йорка кинокритик Ричард Броуди заявил, что фильм более важен из-за своего места в истории французского кино, чем из-за его собственных художественных достоинств, за исключением музыки Дэвиса, которую, по его словам, «стоит послушать отдельно. Это намного лучше, чем сам фильм, и есть лучший способ услышать его, чем в фильме, а именно, прослушав компакт-диск, на котором записаны все студийные сессии, с которых была смонтирована музыка». Затем Броуди более подробно обсудил музыку. [ 11 ]
На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 93% на основе 56 рецензий со средневзвешенной оценкой 8,08 из 10. [ 12 ] На Metacritic он имеет рейтинг 94/100. [ 13 ]
Ремейки
[ редактировать ]После версии Малле было две экранизации романа Калефа: «Сикейдай Но Эребета » (2010) японского режиссера Акиры Огаты и «Уикенд» (2013) российского режиссера Станислава Говорухина .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Расмуссен, Линда. «Ascenseur Pour L'Echafaud - краткий обзор» . AllMovie . Проверено 5 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Даниэле, Ромина (2011). Ascenseur pour l'échafaud, Место музыки в аудиовидении . Милан, Италия: RDM. ISBN 9788890490590 .
Подробный анализ фильма и этих взаимоотношений с критической, лингвистической и эстетической точки зрения можно найти в этой книге.
- ^ Джонсон, Фил (14 марта 2004 г.), «Диски: Джаз — Майлз Дэвис / Ascenseur Pour L'Echafaud (Фонтана)», Independent on Sunday
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Броуди, Ричард (3 августа 2016 г.). «Лифт на виселицу» Луи Маля и саундтрек к нему «Исторический Майлз Дэвис» . Житель Нью-Йорка . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Майлз (1989). Майлз: Автобиография (Первое изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 209. ИСБН 978-0-671-72582-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Уоринг, Чарльз. « 'Ascenseur Pour L'Échafaud': новаторский набег Майлза Дэвиса в модальный джаз» . UDiscoverMusic . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ Мас, Саймон (10 июля 2023 г.). «Заброшенная жемчужина дискографии МАЙЛЗА ДЭВИСА» . Ютуб . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Настос, Майкл. G. «Обзор Ascenseur pour l'Echafaud [оригинальный саундтрек к фильму]» . Вся музыка . Проверено 31 октября 2023 г.
- ↑ Фаррелл, Барри , «Актрисы: Максимально использовать любовь» (только по подписке) , Time Cover Story, стр. 4–5, 5 марта 1965 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Эберт, Роджер (15 сентября 2005 г.). Рецензия на фильм «Лифт на виселицу (2005)» . Проверено 26 июля 2016 г.
- ^ Броуди, Ричард (3 августа 2016 г.). «Лифт на виселицу» Лу Малля и его исторический саундтрек Майлза Дэвиса» . Житель Нью-Йорка . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Ascenseur pour l'échafaud (Лифт на виселицу) (Лифт на эшафот) (Неистовый)» . Гнилые помидоры. 10 июня 1958 года . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ «Неистовый [переиздание]» . Метакритик.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1958 года
- Режиссерские дебютные фильмы 1958 года
- Криминальные триллеры 1950-х годов
- Психологические триллеры 1950-х годов
- Фильмы о супружеской измене во Франции
- Французские черно-белые фильмы
- Французские психологические триллеры
- Французскоязычные фильмы 1950-х годов
- Французские криминальные триллеры
- Фильм нуар
- Лауреаты премии Луи Деллюка
- Фильмы по французским романам
- Фильмы по криминальным романам
- Фильмы Луи Маля
- Фильмы, написанные Майлзом Дэвисом
- Фильмы, действие которых происходит в Париже
- Фильмы, снятые в Париже
- Фильмы по сценарию Роже Нимье
- Французские фильмы 1950-х годов.