История Хайфы
История Хайфы эры восходит к III веку до нашей . С тех пор он находился под контролем нескольких цивилизаций, в том числе хананеев , римлян , византийцев , мусульман , крестоносцев , курдов , мамлюков , -османов турок и британцев; в настоящее время это крупный город Израиля .
Ранняя история
[ редактировать ]

Небольшой портовый город Телль-Абу-Хавам существовал в районе Хайфы в эпоху поздней бронзы (14 век до н.э.). [ 1 ] Географ VI века до н. э. Скилакс описывает город «между заливом и мысом Зевса» (т. е. горой Кармель ), что может быть отсылкой к поселению на месте современной Хайфы в персидский период. [ 1 ] Город переехал на новое место к югу от нынешнего Бат-Галима в эллинистический период, после того как старый порт был забит илом. [ 1 ] Археологический памятник Шикмона находится к юго-западу от района Бат-Галим в Хайфе . [ 2 ] Гора Кармель и река Кишон также упоминаются в Библии. [ 3 ] [ 4 ] Геология горы Кармель привела к тому, что гора пронизана пещерами. Грот на вершине горы Кармель известен как «Пещера Илии», традиционно связанная с пророком Илией и его учеником Елисеем. [ 3 ] По-арабски самая высокая вершина хребта Кармель называется Эль-Мухрака , или «место сожжения», отсылая к всесожжениям и жертвоприношениям на этой вершине холма в доеврейские времена. [ 5 ] Считается, что именно в этом и заключалась библейская конфронтация Илии с сотнями жрецов Ваала ; Ваалом, о котором идет речь, вероятно, был Мелькарт . [ нужна ссылка ]
Существуют споры о точном местонахождении ранней Хайфы, при этом многие исследователи полагают, что название «Хайфа» идентично поселению, останки которого были найдены на территории, простирающейся от современной больницы Рамбам до кладбища на улице Яфо. . [ 6 ] Считалось, что жители того времени занимались различными прибрежными отраслями промышленности, включая рыболовство и сельское хозяйство, а также работали в качестве порта. [ 6 ] Считается, что до 600 г. н.э. население Хайфы было широко рассредоточено по территории. [ 6 ]
Город не упоминается в еврейской литературе до III века нашей эры. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Эллинизированное население, проживавшее в это время вдоль побережья, занималось торговлей. [ 9 ] Хайфа располагалась недалеко от города Шикмона , главного города региона в то время.
Под византийским правлением Хайфа продолжала процветать, хотя так и не приобрела большого значения из-за своей близости к Акре . [ 10 ]
Средневековая эпоха
[ редактировать ]Византийское правление закончилось в VII веке, когда город был завоеван персами , а затем арабами в 640-х годах . Во время раннего арабского правления Хайфа в значительной степени игнорировалась в пользу портового города Акка . [ 11 ] При халифате Рашидун город начал развиваться, а в 9 веке при халифате Аббасидов Хайфа установила торговые отношения с египетскими портами, а в городе было несколько верфей. Жители занимались торговлей и морской торговлей. Производство стекла и изготовление красителей из морских улиток были самыми прибыльными отраслями промышленности города. [ 12 ] Насир-и-Хусров посетил в 1047 году; он отметил, что «Хайфа лежит на берегу моря, и здесь много пальмовых садов и деревьев. В этом городе есть кораблестроители, которые строят очень большие суда». [ 13 ]
В 1100 году он был снова завоеван крестоносцами после ожесточенной битвы с еврейскими жителями и сарацинским гарнизоном. [ 14 ] Под властью крестоносцев город входил в состав Галилейского княжества -мусульмане , пока в 1265 году его не захватили мамелюки . [ 15 ]
Кармелиты были основаны на горе Кармель и названы в ее честь в 12 веке. [ 16 ] С этого времени на вершине горы недалеко от Хайфы исторически стояло здание, которое по-разному было мечетью , монастырем и больницей ; в XIX веке он был реконструирован как монастырь кармелитов, а расположенная там пещера, выполняющая роль монастырского склепа , считалась когда-то пещерой Илии.
Османская эпоха
[ редактировать ]
В 1761 году Захир аль-Умар , арабский правитель Акры и Галилеи , разрушил старый город Хайфы под названием «Хайфа Эль-Атика» и восстановил город на новом месте, окружив его стеной. [ 17 ] Это событие считается началом современной эпохи города. После смерти Захира в 1775 году город оставался под властью Османской империи до 1918 года, за исключением двух коротких периодов: в 1799 году Наполеон Бонапарт завоевал Хайфу в рамках своей неудачной кампании по завоеванию Палестины и Сирии , но в том же году отступил; а между 1831 и 1840 годами правил египетский наместник Мехмет Али после того, как его сын Ибрагим-паша вырвал контроль у османов. [ 18 ] [ 19 ]
В годы после египетской оккупации население и значение Хайфы выросло, в то время как Акра пережила упадок. Прибытие немецких темплеров в 1868 году, которые поселились в месте, известном сейчас как немецкая колония Хайфа , стало поворотным моментом в развитии Хайфы. [ 19 ] Храмовники построили и управляли паровой электростанцией, открыли фабрики и открыли транспортное сообщение с Акрой , Назаретом и Тверией , сыграв ключевую роль в модернизации города. [ 20 ]
В конце 19 века этот район приобрел значение для Веры Бахаи , поскольку останки Баба были перенесены сначала в Акко , а в 1909 году в Хайфу воздвиг специальную гробницу. , где для этой цели на горе Кармель Абду 'л-Баха . Хайфа остается важным местом поклонения, паломничества и управления для представителей религии. Всемирный центр бахаи (включающий Храм Баба , террасные сады и административные здания ) расположен на северном склоне горы Кармель . Расположение святых мест бахаи в Хайфе уходит корнями в изгнание основателя религии Бахауллы Хайфы/ Акки в район во время османского владычества над Палестиной . [ 21 ] Святые места бахаи также являются самой посещаемой туристической достопримечательностью Хайфы.
В начале 20 века первые мусульмане-ахмади мигрировали в Кабабир , небольшой пригород Хайфы, сегодня состоящий из евреев и ахмадийцев. С годами община развивалась и теперь действует как арабский центр общины. Сообщество транслирует свои программы на арабский мир через канал MTA 3 из Хайфы. Кабабир также известен своей мечетью Махмуд , уникальной архитектурной достопримечательностью. [ 22 ]
20 век
[ редактировать ]
В начале 20 века Хайфа превратилась в промышленный портовый город и растущий населенный пункт. В это время были созданы Хиджазская железная дорога и Технион . [ 19 ] В Хайфском округе проживало около 20 000 жителей, 96 процентов которых составляли арабы (82 процента мусульмане и 14 процентов христиане) и четыре процента евреев. По мере роста алии баланс смещался. К 1945 году население составляло 53 процента арабов (33 процента мусульман и 20 процентов христиан) и 47 процентов евреев . [ 23 ] [ 24 ] Перепись 1922 года зафиксировала население Хайфы в 25 000 человек, из которых более 9 000 были мусульманами, немного меньше арабов-христиан и более 6 000 евреев. По переписи 1931 года в нем проживало 50 403 жителя, в том числе около 20 000 мусульман, 15 923 еврея и около 14 000 христиан. В 1947 году население составляло 70 910 арабов (41 000 мусульман и 29 910 христиан) и 74 230 евреев. Христиане принадлежат в основном к Греческой православной церкви ( арабской православной церкви ). Хайфа была включена в состав еврейского государства в Плане раздела ООН 1947 года , который предлагал разделить подмандатную Палестину на два государства.
24 декабря 1947 года арабские снайперы убили четырех евреев в Хайфе; В отместку еврейские боевики убили четырех арабов. [ 25 ] 30 декабря еврейская боевая группировка «Иргун» бросила две бомбы в группу арабов, ожидающих строительных работ возле Объединенного нефтеперерабатывающего завода в Хайфе, в результате чего шесть человек погибли и сорок два получили ранения. Вспыхнули беспорядки, в ходе которых 2000 арабских сотрудников убили тридцать девять своих еврейских коллег в результате так называемой резни на нефтеперерабатывающем заводе в Хайфе . Еврейские силы ответили набегом на арабскую деревню Балад аль-Шейх 31 декабря 1947 года. Контроль над Хайфой был важнейшей целью в арабо-израильской войне 1948 года , поскольку это был главный промышленный порт страны.
Британцы в Хайфе передислоцировались 21 апреля 1948 года, выйдя из большей части города, сохранив при этом контроль над портовыми сооружениями. Город был захвачен 23 апреля 1948 года бригадой Кармели Хаганы , которой Мордехай Маклеф приказал действовать в 10:30 21 апреля после трех месяцев безуспешных атак арабских войск. Большая часть мусульманского населения бежала через порт, контролируемый британцами. Однако к июню 1948 года в городе все еще проживало около 2000 христиан и 1300 мусульман. К концу июня оставшиеся британские войска покинули Хайфу.
Сегодня в Хайфе проживает около 266 300 человек. Примерно 90% населения составляют израильские евреи, преимущественно те, кто не имеет религиозной принадлежности, и в основном иммигранты из бывшего Советского Союза из смешанных семей еврейского происхождения. [ нужна ссылка ] По данным Центрального статистического бюро Израиля , израильские арабы составляют 9% населения Хайфы, большинство из которых проживает в Вади-Ниснас , Аббас и Халиса . районах [ 26 ]
Археология
[ редактировать ]В 2020 году археологи из Института морских исследований Леона Реканати при Хайфском университете обнаружили 25-метровый корабль седьмого века. Корабль был построен методом «сначала ракушка» и содержит крупнейшую коллекцию византийской и ранней исламской керамики, обнаруженную в Израиле . множество надписей греческими и арабскими буквами, имя Аллаха Было обнаружено и многочисленные христианские кресты, в том числе 103 амфоры 6 типов, из которых 2 типа ранее никогда не были обнаружены. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с д Энциклопедия иудаики, Хайфа, издательство Keter Publishing, Иерусалим, 1972, том. 7, стр. 1134-1139.
- ^ «Два надгробия из Сигора в собрании музея Гехта» (PDF) . Университет Хайфы . Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2008 г. Проверено 25 января 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б 3 Царств 19:9
- ^ «Кишон» . Энциклопедия.com . Проверено 20 марта 2008 г.
- ^ «Путеводитель Фроммера по Израилю» .
- ^ Перейти обратно: а б с «Старая Хайфа» . Тур-Хайфа.co.il. Архивировано из оригинала 15 апреля 2008 г. Проверено 20 января 2008 г.
- ^ «Хайфа» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 20 января 2008 г.
- ^ «История и культура хананеев и финикийцев» . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 г. Проверено 9 апреля 2008 г.
- ^ Хайфа, Путеводитель по Израилю, Зев Вильней, Иерусалим, 1970, стр.382.
- ^ Негев, Авраам; Гибсон, Шимон (январь 2005 г.). Археологическая энциклопедия Святой Земли . Международная издательская группа «Континуум». п. 213. ИСБН 978-0-8264-8571-7 .
- ^ Клиффорд Эдмунд Босворт (2007). Исторические города исламского мира (Иллюстрированное изд.). БРИЛЛ. стр. 149–151. ISBN 9789004153882 . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Город Хайфа: историческая перспектива . Фонд Хайфы
- ^ Насир-и-Хусров (1897 г.). Ле Стрэндж, Гай (ред.). Том IV. Путешествие по Сирии и Палестине. Насир-и-Хусров [1047 г. н.э.]. Паломничество Зевульфа в Иерусалим. Паломничество русского игумена Даниила . Перевод Гая Ле Стрэнджа. Лондон: Общество текстов палестинских паломников . стр. 19 - 20 .
- ^ Кармель, Алекс (2002). История Хайфы под турецким правлением (4-е изд.). Хайфа: Пардес. п. 14. ISBN 965-7171-05-9 . (перевод с иврита)
- ^ «Хайфа в средние века» . Tour-Haifa.co.il . Проверено 15 февраля 2008 г.
- ^ «ИСТОРИЯ КАРМЕЛИТОВ» . Кармелит.org.uk. Архивировано из оригинала 10 мая 2013 г. Проверено 20 марта 2008 г.
- ^ «Эпохи мамелюков и османов» . Tour-Haifa.co.il . Проверено 15 февраля 2008 г.
- ^ «Хайфа в период британского мандата» . Tour-Haifa.co.il . Проверено 15 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Современная Хайфа» . Tour-Haifa.co.il . Проверено 15 февраля 2008 г.
- ^ «Тамплиеры» . Университет Хайфы . Архивировано из оригинала 15 апреля 2008 г. Проверено 27 января 2008 г.
- ^ «Всемирный центр бахаи» . Международное сообщество бахаи . Проверено 20 марта 2008 г.
- ^ «Кабабир» . тур-haifa.co.il . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ Дополнение к «Обзору Палестины» (стр. 12–13), подготовленному в соответствии с британским мандатом для Организации Объединенных Наций в 1946–47 годах.
- ^ Сейкали, май (2002 г.) Хайфа: трансформация арабского общества 1918-1939 гг. IBTauris, ISBN 1-86064-556-9
- ^ Гилберт, Мартин (2005). Рутледж Атлас арабо-израильского конфликта
- ^ «Арабское население Израиля, 2003 г.» (PDF) . Центральное статистическое бюро Израиля . Архивировано из оригинала (PDF) 1 декабря 2007 г. Проверено 3 января 2008 г.
- ^ «Христианские и мусульманские символы найдены на месте кораблекрушения VII века в Израиле» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ «Археологи обнаружили у берегов Израиля «прекрасно сохранившееся» затонувшее 1300-летнее судно» . Все это интересно . 03.08.2020 . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Цвикель, Дебора (01 марта 2020 г.). «Позднеантичное кораблекрушение Мааган Михаил Б., Израиль». Ближневосточная археология . 83 (1): 30–37. дои : 10.1086/707313 . ISSN 1094-2076 . S2CID 216173267 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- энциклопедия Британская Том. 12 (11-е изд.). 1911. с. 820 »
- Майкл РТ Дампер; Брюс Э. Стэнли, ред. (2008), «Хайфа», Города Ближнего Востока и Северной Африки , Санта-Барбара, США: ABC-CLIO