Ян Каллум
![]() Ян Каллум в ноябре 2013 года | |
Рожденный | Дамфрис , Шотландия | 30 июля 1954 г.
Национальность | Британский |
Альма-матер | Королевский колледж искусств |
Занятие | Автомобильный дизайнер |
Работодатель | Ягуар Ленд Ровер |
Веб-сайт | www |
Ян Стюарт Каллум CBE FRSE RDI (родился 30 июля 1954 года) — британский автомобильный дизайнер, работавший в компаниях Ford , TWR и Aston Martin . В 1999 году он стал директором по дизайну Jaguar Cars , позже Jaguar Land Rover , и занимал эту должность до середины 2019 года.
В 2019 году Каллум основал собственную одноименную компанию по дизайну автомобилей и продуктов Callum.
Фон
[ редактировать ]Каллум родился в Дамфрисе , Шотландия . [1] в 1954 году. В 1968 году (в возрасте 14 лет) он представил Jaguar проект автомобиля в надежде получить работу. [1] Каллум учился в Ланчестерского политехнического института (ныне Университет Ковентри Школе транспортного дизайна ) в Ковентри, Абердинском художественном колледже и Школе искусств Глазго , которую он окончил со степенью в области промышленного дизайна. Впоследствии он окончил Королевский колледж искусств в Лондоне со степенью магистра в области дизайна транспортных средств.
Младший брат Каллума Морей был вице-президентом по дизайну Ford до своего выхода на пенсию в 2021 году.
Карьера
[ редактировать ]Форд
[ редактировать ]С 1979 по 1990 год Каллум работал для Ford, работая в Дантоне, Японии, Италии и Австралии, в основном над «частями автомобилей, в основном рулевыми колесами». [2] Помимо работы над обычными Fiesta и Mondeos , он внес свой вклад в создание таких имиджевых моделей, как RS200 и Escort RS Cosworth , последними из которых он особенно гордится и с которыми он сотрудничал с коллегой-выпускником RCA Питером Хорбери . [2] Затем он был назначен менеджером по дизайну, ответственным за дизайн-студию Ghia в Турине , где он работал над концептами шоу-каров Via, Zig и Zag.
ДВР
[ редактировать ]После одиннадцати лет работы в корпоративной среде Каллум покинул Ford в 1990 году, чтобы присоединиться к Питеру Стивенсу и Тому Уолкиншоу и основать TWR Design. Он сказал:
Некоторые из моих коллег приехали ко мне из Форда, и я ушел из этой гигантской студии в Дантоне, корпорации и всего такого в этот маленький консервный сарай в Кидлингтоне. Они думали, что я совершенно сумасшедший. Но я был настолько счастлив, насколько мог, я делал то, что хотел. [3]
В 1991 году он был назначен главным конструктором и генеральным директором компании TWR Design. В этот период он частично отвечал за разработку Aston Martin DB7 , вероятно, именно этим дизайном он в настоящее время наиболее известен. Он также разработал Aston Martin Vanquish , DB7 Vantage с двигателем V12 и концептуальный автомобиль Aston Martin Project Vantage, а также взял на себя ответственность за широкий спектр дизайнерских программ для других клиентов TWR, включая Volvo , Mazda и HSV . В 1995 году он был награжден Премией памяти Джима Кларка в знак признания его работы над дизайном DB7. В 1996 году он разработал купе Volvo C70 , а в 1998 году — Nissan R390 . [4]
Ягуар
[ редактировать ]

В 1999 году, после смерти Джеффа Лоусона , Каллум был назначен его преемником в Jaguar, которая в то время была дочерней компанией Ford Motor Company (ныне дочерней компанией Tata Group ). Некоторое время Каллум руководил дизайном Jaguar и Aston Martin. Каллум утверждал, что в это время он отвечал за большую часть дизайна DB9 и V8 Vantage , несмотря на то, что оба проекта после их представления официально приписывались Хенрику Фискеру , последующему директору по дизайну Aston Martin. В интервью Car and Driver в 2010 году, когда его спросили, какая часть DB9 и V8 Vantage была спроектирована под его часами, Каллум ответил: «DB9, я бы сказал, почти на 100 процентов, включая интерьер. Возможно, не цвет и отделка. и отделка деревом, но, конечно, поверхности автомобиля. И V-8, я бы сказал, хорошие 80 процентов. Фактически, мы сначала запустили V-8, а затем отложили его, пока делали DB9 - вот почему они. очень похожи». [5] В Jaguar, поскольку Лоусон разработал X-Type 2001 года и XJ 2002 года , они были хорошо развиты, его влияние первоначально ощущалось через серию концептов: R-Coupe 2001 года и R-D6 2003 года . Первым серийным Jaguar, на который оказало его влияние, был обновленный S-Type в 2004 году , за которым последовал универсал X-Type 2004 года , над дизайном задней двери которого он курировал.
В следующем поколении моделей Jaguar Каллум увел Jaguar от ретроизма эпохи Лоусона, который создавал более традиционные X-Type, S-Type и XJ, в сторону нового стиля. Это началось со второго поколения XK 2006 года , которое имеет поразительное сходство с Aston Martin DB9, который Каллум описывает как результат современного законодательства по безопасности. [3] Это новое направление продолжилось в XF 2008 года , предвестником которого стал концепт C-XF, который Каллум описывает как «следующий значительный шаг вперед» в направлении дизайна Jaguar. [6] 2010 года и XJ . [7] Он также курировал дизайн концепт-кара C-X75 2010 года . [8] обновление Jaguar XF 2012 года и представление Sportbrake, F-Type 2013 года , Jaguar XE 2015 года , Jaguar XF второго поколения 2015 года (первый дизайн под руководством Каллума, который заменил другой дизайн под руководством Каллума), Jaguar F-Pace 2016 года. и Jaguar I-Pace 2018 года .
По словам Каллума, «Jaguar следует воспринимать как крутую машину, а крутые машины привлекают интересных, острых людей». [9] Качество работы Каллума в Jaguar было признано двукратным победителем «24 часов Ле-Мана» и уроженцем Дамфриса Алланом Макнишем . [10]
Каллюс
[ редактировать ]В начале июня 2019 года Каллум объявил, что уходит из Jaguar, но продолжит работать в компании в качестве консультанта по дизайну. «Разработка автомобилей Jaguar была для меня мечтой всей жизни, и я рад продолжать участвовать в качестве консультанта бренда», — сказал он в интервью. [11] Вскоре после этого он основал независимое агентство по дизайну автомобилей и продукции под названием просто Callum , базирующееся в Уорике и специализирующееся на изготовлении продукции на заказ и ограниченном выпуске продукции. [12]
Каллум был назначен кавалером Ордена Британской Империи (CBE) в честь Дня рождения 2019 года за заслуги перед британской автомобильной промышленностью. [13]
Известный дизайн
[ редактировать ]- Форд РС200 (1984)
- Форд Эскорт Косворт (1989)
- Астон Мартин DB7 (1993)
- Ниссан Р390 (1997)
- Форд Пума (1997)
- Астон Мартин Ванквиш (2001)
- Ягуар Р-Купе (2001)
- Ягуар Р-Д6 (2003)
- Ягуар Х-Тип Универсал (2004)
- Астон Мартин ДБ9 (2004 г.)
- Ягуар ХК (2005)
- Ягуар ХФ (2008)
- Ягуар XJ (2009)
- Ягуар С-Х75 (2010)
- Ягуар С-Х16 (2012)
- Ягуар Ф-Тип (2013)
Награды
[ редактировать ]
В 2006 году он был удостоен награды Королевского промышленного дизайнера (RDI) от Королевского общества искусств и вместе со своим братом Мореем Каллумом получил Мемориальный трофей Джима Кларка, ежегодно вручаемый шотландцам, внесшим большой вклад. в мир автомобилей. [14]
В 2016 году его пригласили прочитать лекцию, посвященную памяти Макмиллана, в Институте инженеров и судостроителей в Шотландии . Он выбрал тему «Дизайн автомобилей в 21 веке». [15]
В 2018 году он был избран членом Королевского общества Эдинбурга . [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Паттон, Фил (25 октября 2006 г.). «Золотое прикосновение, которое передается в семье» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б «Выходной день Яна Каллума…» Джона Смита (стр. 98–104), журнал CAR, февраль 2007 г., стр. 104
- ^ Jump up to: а б Интервью Яна Каллума Эндрю Ноукса [1] , по состоянию на 30 января 2007 г.
- ^ Nissan R390 GT1 1998 г. [2] , по состоянию на 16 апреля 2016 г.
- ↑ Ян Каллум: Что бы я сделал по-другому, Майк Дафф, Car & Driver , апрель 2010 г. [3] , по состоянию на 16 апреля 2016 г.
- ^ «Jaguar XF», Гэвин Грин (стр. 44–55), журнал CAR, февраль 2007 г., стр. 48
- ^ Бейкер, Эрин (26 февраля 2010 г.). «Обзор Jaguar XJ» . Телеграф . Телеграф Медиа Группа . Проверено 18 марта 2013 г.
- ^ «Наши любимые дизайны Jaguar Яна Каллума | Автомобильный журнал» . Автомобиль . 6 июня 2019 года . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Франкель, Эндрю (7 января 2007 г.). «У кота появились крутые когти» . Санди Таймс . Таймс Газетс Лтд . Проверено 16 февраля 2010 г.
- ↑ Интервью Аллана Макниша, часть 2, на qosfc.com. Архивировано 23 марта 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ «Иэн Каллум покидает Jaguar после 20 лет работы директором по дизайну» . Автокар Великобритания . Медиа-группа Хеймаркет. 4 июня 2019 г. Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Поллард, Тим (17 июля 2019 г.). «Что сделал Ян Каллум дальше: основал собственное агентство по дизайну автомобилей» . Автомобильный журнал . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ «№62666» . Лондонская газета (Приложение). 8 июня 2019 г. с. Б8.
- ↑ Братья оставляют свой след в международном автомобильном дизайне, The Scotsman , 3 июня 2006 г., The Scotsman, 4 июня 2006 г. , по состоянию на 16 апреля 2016 г.
- ^ «Хью Миллер Макмиллан» . Лекции памяти Макмиллана . Институт инженеров и судостроителей Шотландии . Архивировано из оригинала 4 октября 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ «Г-н Ян Стюарт Каллум - Королевское общество Эдинбурга» . Королевское общество Эдинбурга . Проверено 14 марта 2018 г.