Бела Тарр
Бела Тарр | |
---|---|
Рожденный | |
Национальность | венгерский |
Занятие | Кинорежиссер |
Годы активности | 1971 – настоящее время |
Заметная работа |
|
Бела Тарр (родился 21 июля 1955 г.) - венгерский режиссер. Дебютировав в фильме «Семейное гнездо» (1979), Тарр начал свою режиссерскую карьеру с короткого периода того, что он называет «социальным кино», направленного на рассказывание повседневных историй об обычных людях, часто в стиле « кино верите» . В течение следующего десятилетия он изменил кинематографический стиль и тематические элементы своих фильмов. Тарра интерпретировали как человека с пессимистическим взглядом на человечество; Персонажи его произведений часто циничны и имеют бурные отношения друг с другом, которые критики сочли мрачно комичными . Осенний альманах (1984) рассказывает о жителях ветхой квартиры, которые изо всех сил пытаются жить вместе, разделяя при этом свои враждебные действия. Драма «Проклятие» (1988) получила высокую оценку за вялое и контролируемое движение камеры, благодаря которому Тарр стал известен во всем мире. Sátántangó (1994) и Werckmeister Harmonies (2000) продолжили его мрачные и пустынные представления реальности, включив при этом апокалиптические обертоны. Первый иногда фигурирует в научных опросах величайших когда-либо созданных фильмов , а второй получил широкое признание критиков. Позже Тарр участвовал в Каннском кинофестивале 2007 года со своим фильмом «Человек из Лондона» , который получил умеренно положительные отзывы.
Тарр часто сотрудничал с писателем Ласло Краснахоркаем , кинокомпозитором Михаем Вигом , оператором Фредом Келеменом , актрисой Эрикой Бок и Агнес Границки (тогда его партнершей). Иногда ее называют сорежиссером трех его последних работ.
После выхода на экраны своего фильма «Туринская лошадь» (2011), который по итогам года попал в списки «лучших» критиков, Тарр объявил о своем уходе из режиссуры полнометражных фильмов. В феврале 2013 года он открыл киношколу в Сараево , известную как «film.factory», и переехал в 2016 году. С тех пор он создал инсталляцию, включающую недавно снятые эпизоды фильмов, представленные на выставке в Амстердаме в 2017 году под названием « До конца света». . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Тарр родился в Пече , но вырос в Будапеште . [2] Его родители работали и в театре, и в кино: отец занимался декорациями, а мать более 50 лет работала суфлером в театре. В возрасте 10 лет Тарр был взят на кастинг Венгерского национального телевидения (MTV) его матерью, и в конечном итоге он получил роль сына главного героя в теледраматической адаптации романа Смерть Толстого « Ивана Ильича» . За исключением небольшой роли в Миклоша Янчо фильме « Сезон монстров» , 1986) и нескольких эпизодических эпизодов (например, в » Габора Боди [ «Песне собачьей ночи 1983]), Тарр не искал других актерских ролей. По его собственным словам, изначально он стремился стать философом и считал кинопроизводство чем-то вроде хобби. Однако после создания короткометражных фильмов на 8-миллиметровой пленке венгерское правительство не разрешило Тарру учиться в университете, поэтому вместо этого он решил заняться кинопроизводством.
Ранние работы
[ редактировать ]Тарр начал реализовывать свой интерес к кинопроизводству в возрасте 16 лет, снимая любительские фильмы, а затем работая смотрителем в национальном Доме культуры и отдыха. [3] Большинство его любительских работ представляли собой документальные фильмы, в основном о жизни рабочих и бедняков городской Венгрии. Его любительская работа привлекла к нему внимание студии Béla Balázs Studios (названной в честь венгерского теоретика кино ), которая помогла профинансировать полнометражный дебют Тарра 1977 года «Családi tűzfészek» , который Тарр начал снимать в 22 года. [3] Он снял фильм с небольшим бюджетом и с использованием непрофессиональных актеров за шесть дней. Фильм был верен « будапештской школе » или стилю «документалиста», популярному в то время на студии Белы Балаша, сохраняя абсолютный соцреализм на экране. Критики сочли, что в фильме присутствует влияние американского режиссера Джона Кассаветиса . [3] [4] хотя Тарр отрицал, что видел какие-либо фильмы Кассаветиса до съемок «Чалади тузфешек» , вышедшего на экраны в 1979 году. [ нужна ссылка ]
После окончания «Чалади тузфешек» Тарр начал обучение в Венгерской школе театрального и кинематографического искусства. Фильм 1980 года «Сабадгьялог» ( «Чужой» ) и вышедший в следующем году «Панелькапсолат» ( «Сборные люди» ) продолжился во многом в том же духе, с небольшими изменениями в стиле. Последний стал первым фильмом Тарра, в главных ролях которого играли профессиональные актеры. После телеадаптации «Макбета» в 1982 году его творчество начало резко меняться. Фильм состоит всего из двух кадров: первый кадр (до основного названия) длится пять минут, второй — 67 минут. [3]
Более поздняя работа
[ редактировать ]» 1984 года альманаха После выхода « Осеннего Тарр (написавший только свои первые четыре полнометражных фильма) начал сотрудничать с венгерским писателем Ласло Краснахоркаем ») 1988 года для работы над «Кархозатом» ( «Проклятие . запланированной адаптации эпического романа Краснахоркая «Сатантанго» На реализацию ушло более семи лет; наконец, в 1994 году 415-минутный фильм получил международное признание. [3] После этой эпопеи он выпустил 35-минутное «Путешествие по равнине» в 1995 году, но замолчал до выхода в 2000 году «Werckmeister Harmóniák» ( Werckmeister Harmonies ). Он получил признание критиков и участников фестиваля в целом.
Многие, если не большинство, кадры в этих более поздних фильмах длятся от шести до одиннадцати минут. Возможно, у кого-то на один кадр ушел месяц. Во многих из этих кадров камера пикирует, скользит, панорамирует и/или поднимается. Часто оно окружает персонажей, а иногда даже охватывает несколько сцен. Кадр может, как в начале «Сатантанго» , путешествовать со стадом коров вокруг деревни или следовать за ночными странствиями пьяницы, который вынужден покинуть свой дом, потому что у него закончился алкоголь. Американская писательница и критик Сьюзан Зонтаг назвала Тарра одним из спасителей современного кино, заявив, что она с радостью будет смотреть «Сатантанго» раз в год.
После Werckmeister Harmonies он начал сниматься в Лондона « Человек из » экранизации романа Жоржа Сименона . Его планировалось показать на Каннском кинофестивале 2005 года в мае, но производство было отложено из-за февральского самоубийства продюсера Умберта Бальсана . Кроме того, были споры с другими продюсерами по поводу возможного изменения финансирования фильма. [5] Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2007 года. [6] и был выпущен во всем мире в 2008 году. Затем Тарр начал работать над фильмом под названием A torinói lo ( «Туринская лошадь »), который, по его словам, станет для него последним.
В течение многих лет ни одна из его работ не была доступна на DVD (кроме Японии), но Werckmeister Harmonies and Damnation были доступны на двухдисковом DVD в Европе благодаря компании Artificial Eye (которая также выпустила The Man From London ). и оба фильма теперь доступны в Северной Америке на отдельных DVD от Facets Video. Ранние работы Тарра; «Семейное гнездо» , «Аутсайдер » и «Сборные люди» также доступны на DVD в США благодаря компании Facets. Компания Facets должна была выпустить Sátántangó на DVD 28 ноября 2006 года, но была отложена до 22 июля 2008 года. «Искусственный глаз» выпустил фильм 14 ноября 2006 года. Сравнение двух выпусков DVD было опубликовано на DVD Beaver. [7] В 2020 году реставрация Сатантанго в разрешении 4K была выпущена на Blu-ray компанией Curzon Artificial Eye и доступна для онлайн-трансляции на канале Criterion Channel.
В сентябре 2012 года он получил специальную награду BIAFF за заслуги перед жизнью.
В июне 2017 года он получил пожизненное достижение на XII кинофестивале в Сардинии. [8]
В июле 2021 года он выступил исполнительным продюсером исландско-шведско-польского драматического фильма ужасов «Ягненок» , снятого его бывшим студентом на Film.Factory Валдимаром Йоханнссоном . [9] Он должен быть выпущен 8 октября 2021 года компанией A24 .
В декабре 2022 года он получил награду за выдающиеся достижения на Международном кинофестивале в Керале IFFK. 27-м [10]
Влияние
[ редактировать ]Гас Ван Сент часто упоминает, что Тарр оказал огромное влияние на его более поздние работы. [11] начиная с Джерри , когда Ван Сент начал использовать очень длинные непрерывные дубли.
Международный фонд кино
[ редактировать ]В январе 2011 года Тарр вошел в совет директоров недавно созданного кинофонда и неправительственной организации по правам человека Cine Foundation International . В пресс-релизе от 24 января 2011 года Тарр сделал следующее заявление относительно тюремного заключения режиссеров Джафара Панахи и Мохаммеда Расулофа :
- Кинематография – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры! Нападение на кинематограф оскверняет общечеловеческую культуру! Это не может быть оправдано никакими понятиями, идеологиями или религиозными убеждениями! Наш друг, брат и уважаемый коллега Джафар Панахи сегодня находится в тюрьме по надуманным и вымышленным обвинениям! Джафар не сделал ничего, кроме того, что является долгом каждого из нас; говорить честно, справедливо о своей стране и близких, проявлять ко всему, что нас окружает, нежную терпимость и суровую строгость! Настоящее преступление Джафара состоит в том, что он сделал именно это; изящно, элегантно и с плутовской улыбкой в глазах! Джафар заставил нас полюбить своих героев, народ Ирана; он добился того, что они стали членами наших семей! МЫ НЕ МОЖЕМ ЕГО ПОТЕРЯТЬ! Это наша общая ответственность, поскольку, несмотря на все внешние проявления, мы принадлежим друг другу. [12] [13] [14]
Личные взгляды
[ редактировать ]В более поздние школьные годы Тарр становился все более радикальным в своих анархистских и крайне левых взглядах. О своих последних годах обучения в средней школе Тарр сказал: «Я даже не взял с собой школьную сумку, у меня в кармане была Библия Мао, и этого мне было более чем достаточно». [15] В интервью 2023 года Тарр сказал: «Я все еще считаю себя анархистом». [16]
Тарр — критик национализма. В интервью 2016 года он сказал: « Трамп — это позор Соединенных Штатов. Господин Орбан — это позор Венгрии. Марин Ле Пен — это позор Франции. И так далее». [17] В письме, висевшем у входа на выставку в поддержку миграции перед венгерским парламентом, Тарр написал: «Мы поставили планету на грань катастрофы своей жадностью и нашим неограниченным невежеством. Ужасными войнами, которые мы вели с цель ограбить тамошних людей. [...] Теперь мы столкнулись с жертвами наших действий. Мы должны задаться вопросом: кто мы и какую мораль мы представляем, когда строим забор, чтобы не пускать этих людей? " [18]
В декабре 2023 года вместе с 50 другими кинематографистами Тарр подписал открытое письмо, опубликованное в журнале Libération, с требованием прекращения огня и прекращения убийств мирных жителей в условиях израильского вторжения в сектор Газа в 2023 году , а также создания гуманитарного коридора в сектор Газа для гуманитарной помощи. помощь и освобождение заложников. [20] [21] [22]
Фильмография
[ редактировать ]Художественные фильмы
[ редактировать ]- ( Семейное гнездо 1979)
- ( Аутсайдер 1981)
- Panelkapcolat / Сборные люди (1982)
- Альманах осени (1984)
- Проклятие ( 1988 )
- ) Сатанинское танго (1994
- Веркмейстерские гармонии / Werckmeister Harmonies (2000)
- Человек из Лондона (2007)
- Туринская лошадь (2011)
Телевизионные фильмы
[ редактировать ]- Макбет (1982)
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]- Отель Магнезит (1978)
- Синемарксизм (1979)
- ( Путешествие по равнине 1995)
- Видения Европы (фильм) (2004)
- сегмент: Пролог
Документальные фильмы
[ редактировать ]- Последняя лодка (1990, 31 минута), отрывок из «Городской жизни»
- Мухаммед (2017, 10 мин)
- Пропавшие люди (2019, 95 мин)
Источники
[ редактировать ]- Рамон Андрес, [23] "Ничего. О «Туринской лошади » Белы Тарра в книге «Думать и не падать » [24] Барселона, Акантиладо, 2016, стр. 195–220.
- Торстен Ботц-Борнштейн , Органическое кино: киноархитектура и работы Белы Тарра (Нью-Йорк: Berghahn, 2017)
- Жак Рансьер , Бела Тарр, Время после (Миннеаполис: Univocal, 2013)
- Андраш Балинт Ковач, Кино Белы Тарра: Круг замыкается» (Лондон: Wallflower, 2013)
- Ира Джаффе: Медленные фильмы, противодействие кинематографу действия (Нью-Йорк: Wallflower Press, 2014)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бела Тарр — До конца света — W86th» . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Адам Бингхэм (июль 2011 г.). Справочник мирового кино . Интеллектуальные книги. стр. 206–. ISBN 978-1-84150-518-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Анкени, Джейсон. «Бела Тарр > Обзор» . Allmovie (Все медиа-гиды) . Проверено 22 января 2011 г.
- ^ Уилмингтон, Майкл (10 мая 1996 г.). «ВЕНГЕРСКИЙ ГЕНИЙ БЕЛЫ ТАРРА НА ВИДЕ ВО ВРЕМЯ РЕТРОСПЕКТИВЫ FACETS». Чикаго Трибьюн .
- ^ Гайдос, Стивен; Хофманн, Катя (20 марта 2005 г.). « Человек за бортом на Корсике» . Разнообразие .
- ^ «Каннский фестиваль: Человек из Лондона» . фестиваль-канны.com . Проверено 20 декабря 2009 г.
- ^ «Сатантанго - Михай Виг» . DVDbeaver.com. Архивировано из оригинала 11 февраля 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ «ФЕСТИВАЛИ: Гран-при BIAFF достаётся In Darkness» . Архивировано из оригинала 2 октября 2012 года.
- ^ « 'Баранчик' ('Dýrið'): обзор фильма | Канны 2021» . Голливудский репортер . 14 июля 2021 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2012 г.
- ^ Бюро, The Hindu (29 ноября 2022 г.). «Награда IFFK за заслуги перед венгерским режиссером Белой Тарром» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Джонс, Дженни (17 марта 2008 г.). «Гас Ван Сент в свете Белы Тарра» . blogs.walkerart.org . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года . Проверено 21 февраля 2011 г.
На меня повлияли фильмы Белы Тарра, и после просмотра трех последних работ «Проклятие», «Сатантанго» и «Гармонии Веркмейстера» я обнаружил, что пытаюсь переосмыслить грамматику кино и влияние, которое индустрия оказала на нее.
- ^ Гараж. «Бела Тарр присоединяется к совету директоров Cine Foundation International по производственным вопросам» . Муби.com. Архивировано из оригинала 4 января 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ «Бела Тарр присоединяется к совету директоров Cine Foundation International | Cine Foundation International» . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ «Кинопремия Берлинале, 2011» . Дохинский институт кино . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Партизан (24 марта 2023 г.). «Космическое дерьмо» | Интервью о жизненном путешествии с Белой Тарром [интервью с англоязычными субмаринами с Белой Тарром] . Проверено 20 мая 2024 г. - через YouTube. (отрывок о политических взглядах Тарра в молодые годы, начало в 5:40)
- ^ Партизан (24 марта 2023 г.). «Космическое дерьмо» | Интервью о жизненном путешествии с Белой Тарром [интервью с англоязычными субмаринами с Белой Тарром] . Проверено 20 мая 2024 г. - через YouTube. (отрывок о текущих политических взглядах Тарра, начиная с 1:19:17)
- ^ Макфарлейн, Стив (6 декабря 2016 г.). «Международный кинофестиваль в Марракеше: интервью с режиссером Белой Тарром» . Наклон . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ Грей, Кармен (16 февраля 2017 г.). «Бела Тарр: что новая сцена может добавить к наследию великого режиссера?» . Фонд Кальвина 22 . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Мартин Кудлак (18 июля 2016 г.). «Интервью в блокноте — «Будь радикальнее меня!»: Разговор с Белой Тарром» . МУБИ . МУБИ . Проверено 15 июля 2021 г.
Блокнот: «Вы светский кинорежиссер?» Тарр: «Я простой атеист. Я не верю в Бога, окей. Это просто».
- ^ «Газа: Кинематографисты всего мира требуют немедленного прекращения огня» . Освобождение (на французском языке). 28 декабря 2023 г. . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Ньюман, Ник (29 декабря 2023 г.). «Клэр Дени, Рюсуке Хамагути, Киёси Куросава, Кристиан Петцольд, Апичатпонг Вирасетакул и другие подписывают требование о прекращении огня в секторе Газа» . Киноэтап . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ «Директора кино подписывают петицию о немедленном прекращении огня» . «Джерузалем Пост» . 31 декабря 2023 года . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ «ramonandres.info» . ramonandres.info .
- ^ «Энсайос» . 28 января 2019 г. Архивировано из оригинала 28 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- медиафайлы по теме: Беллы Тарр Викискладе есть
- Бела Тарр на IMDb
- Бела Тарр в совете директоров Cine Foundation International
- Интервью Brightlightsfilm.com
- Киноглазное эссе
- Декларация солидарности с Белой Тарром , автор: Фред Келемен, веб-сайт ФИПРЕССИ , март 2005 г., получено 17 апреля 2006 г.
- Vajramedia представляет: Документацию форума Сатантанго Берлинале 1994 г.
- Тарр со своими студентами из DFFB Film