Jump to content

Ханс-Хассо фон Вельтхайм

Ханс-Хассо фон Вельтхайм, живая маска (1927)

Ханс-Хассо Людольф Мартин фон Вельтхайм-Острау (родился в Кёльне 15 октября 1885 года , умер Утерсум 13 августа 1956 года ) — немецкий индолог , антропософ , дальневосточный путешественник, оккультист и писатель .

Он происходил из старой нижнесаксонской семьи дворянской , которая впервые была задокументирована в 1160 году в Вельтхайме в Нижней Саксонии. Он был сыном королевского прусского подполковника и землевладельца Франца фон Вельтхайма (1856–1927), лэрда Острау и Вейсандта и герцога-камергера Ангальта , и его первой жены Клары Гербертц (1860–1925) из Кельна.

Вельтхайм женился 7 октября 1916 года в Леверкузене на Хильдегард Дуйсберг (18 ноября 1893 года в Эльберфельде, умер в 1964 году), дочери Йоханны Зеебом и Карла Дуйсберга , генерального директора IG Farben . Брак был расторгнут 28 января 1924 года в Берлине . Его дочь Микаэла фон Буссе умерла 11 февраля 1940 года в результате рождения внука, сына Михаэля.

Вельтхейм привлекал друзей по всему миру, а его известность принесла ему множество контактов. философ Герман Граф Кейзерлинг и главный раввин Берлина Лео Бек Среди его друзей были . Он посвятил себя восточной культуре, антропософии , оккультизму и духовности . Он был другом таких авторов, как Герман Казак , Ганс Хенни Ян и Григол Робакидзе, которые писали книги, когда Вельтхайм был гостем в Острау. Художник Аластер был другом его ранних лет в Мюнхене, которого он поддерживал на протяжении всей своей жизни.

За пределами Острау и во время своих путешествий он познакомился с такими личностями, как Махатма Ганди , Аристид Бриан , Энтони Иден , Вальтер Ратенау , Густав Штреземан , с многочисленными учеными и художниками, такими как Герхарт Гауптман , Райнер Мария Рильке , Стефан Георг , Рихард Штраус , Арно. Брекер и Освальд Шпенглер . Он был другом поэта сэра Мухаммада Икбала еще со студенческих времен в Мюнхене и случайно навестил Икбала за день до его смерти в Индии.

Он изучал историю искусств и получил докторскую степень по Burgundische Kleinkirchen bis zum Jahre 1200 (небольшие церкви в Бургундии до 1200 года). Во время дела Эйленбурга он пытался убедить Максимилиана Хардена в долгой беседе в апреле 1908 года. С 1907 года его хобби было раздувание воздушного шара , в результате чего он сражался в качестве офицера дирижабля во время Первой мировой войны. Затем он стал стипендиатом Рудольфа Штайнера и был пожизненным последователем его эзотерического духовного движения, антропософии . После войны он сначала был главой небольшого издательства в Мюнхене, затем торговцем произведениями искусства и антиквариатом в Берлине. В Мюнхене он познакомился с влиятельной литературной группой Георг-Крейс . Писатель Альфред Шулер умер у него на руках в 1923 году. В 1925 году он финансово поддержал врача Магнуса Хиршфельда , откровенного защитника сексуальных меньшинств, с которым поддерживал контакты с 1909 года. Он заступался за многих своих друзей-художников-гомосексуалистов, финансово и с моральным мужеством, когда их привлекали к ответственности.

Острауский замок
Комната в Острау

В 1927 году он унаследовал замок Острау и его большое сельскохозяйственное поместье недалеко от Галле . Он тщательно отремонтировал замок и снабдил его коллекциями антиквариата, экспрессионистскими картинами (такими как « Марсдена Хартли » Маяк ), а также этнологическими предметами со всего мира. До Второй мировой войны он превратил свой дом в место встреч ученых, писателей, художников, эзотериков, политиков, музыкантов, танцоров и многочисленных гостей из Азии, особенно Индии. Первоначально его интересы вращались вокруг Китая, в который ему так и не довелось ступить и чье искусство и философию ему преподавал китаевед Рихард Вильгельм , но постепенно на первый план вышла Индия, особенно благодаря теософским и духовным контактам. Через Анни Безант , которая называла гигантского великого сеньора «моим крестоносцем», он приблизился к теософии , особенно к спасителю мира , которого она временно постулировала, Джидду Кришнамурти , который пробыл в Острау неделю в 1931 году. контакты с влиятельными политиками Веймарской республики , таких как президент Рейхстага Пауль Лёбе и ряд министров кабинета, а также с отечественными и иностранными дипломатами, которые посетили и пригласили его. Папский нунтий (а позже и папа Пий XII ) Эудженио Пачелли был ему известен еще со времен Мюнхена и Берлина.

После прихода к власти Адольфа Гитлера многие члены его круга друзей эмигрировали с 1933 года, такие как танцоры Харальд Кройцберг и Курт Йосс или индолог Генрих Циммер и антропософ Ойген Колиско , другие подвергались преследованиям со стороны нацистского режима. Тем не менее, он пытался сохранить свое космополитическое место интеллектуальных встреч, что ему удалось сделать благодаря умной частной дипломатии и влиятельным контактам. Он организовал синод Христианской общины в 1935 году, когда ей уже грозило закрытие. Многие из его гостей оставались там на недели, а иногда и на месяцы. Днем люди работали, по вечерам проходили большие дискуссии или артистические представления. Вельтхейм обладал, помимо высокого интеллекта и глубокого образования, талантом внимательно реагировать на каждого гостя и уделять ему все свое внимание. Харизма Острау как места интеллектуальной встречи вскоре распространилась далеко за пределы Германии. Среди его гостей были Амбалал Сарабхай , Биджой Прасад Сингх Рой , Рам Натх Чопра. и многие другие индийские посетители.

Несмотря на валютный контроль и ограничения на поездки, ему удалось совершить ряд поездок за границу при поддержке друга из Министерства иностранных дел. Чтобы сделать это возможным, а также защитить свой космополитический центр, он даже вступил в НСДАП в 1937 году. Эти поездки включали две поездки в Лондон на Всемирный конгресс религий, организованный Фрэнсисом Янгхасбэндом , и в Чикаго на Всемирную выставку «Век прогресса». и две поездки в Азию. В первый раз в 1935/36 году он встретил Шивананду Сарасвати, чье деловое расширение и культ личности он позже раскритиковал. Во второй, 1937–39, он отправился в Бомбей и Калькутту на конференцию Ассоциации Индийского научного конгресса , затем в Афганистан (где Шах Махмуд Хан , бывший его гостем в Острау в 1936 году, принял его как государственного гостя, как и несколько индийских судов), далее в Непал (тогда почти недоступный), Бирму, Британскую Малайю, Голландскую Ост-Индию, Яву, Сингапур и Бали (где он посетил Уолтера Спайса ). Начало Второй мировой войны помешало его запланированному дальнейшему путешествию в Китай, Японию и США. Ему пришлось вернуться в Германию через Египет, Ливию, Италию, Францию, Бельгию и Нидерланды (где он еще раз посетил изгнанного императора Вильгельм II , которого его мать хорошо знала).

Он отправлял свои путевые дневники домой, где они дублировались на матрицах и рассылались в количестве от 500 до 750 экземпляров своему кругу знакомых, включая министерство иностранных дел. По возвращении он приступил к редактированию и поиску возможностей публикации книг. Война помешала этому проекту, а также продолжению его конференционной деятельности. Военные годы он провел в своем поместье, его посещали лишь несколько друзей, но он всегда был хорошо информирован о военной ситуации через зарубежные радиовещатели и контакты с солдатами на фронте. Он оказывал духовную поддержку своей кузине Элизабет фон Тадден в письмах до того, как она была казнена как борец сопротивления нацистскому режиму в сентябре 1944 года, как и его близкий друг Карл Вентцель .

Марсден Хартли : Маяк (1915), из коллекции Вельтхейма.

После Второй мировой войны американские оккупационные силы немедленно последовали совету Вельтхайма по управлению регионом. В июне 1945 года он вместе с Эрхардом Хюбенером назначил Хюбенера губернатором провинции Саксония отправился в штаб-квартиру США во Франкфурте-на-Майне, где генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр . Там, однако, они также получили уверенность в том, что части Центральной Германии будут переданы советской оккупационной зоне Германии , что было запланировано на июль. Тем не менее Вельтхейм отказался бежать, как ему неоднократно рекомендовали, и остался. Сначала Советы предоставили ему почетный караул, как и американцы до них, в результате суверенной частной дипломатии, которую Вельтхайм использовал против национал-социализма. Власти советской оккупационной зоны, которые еще не полностью присоединились к коммунистической партии, первоначально наняли Вельтхайма в качестве попечителя и управляющего его дворцом и парком; ему даже предложили должность профессора в университете Галле; его отказ принять сделал невозможным его пребывание, и он сбежал в британскую зону Оккупированная союзниками Германия в ноябре 1945 года. Его замок был разграблен, а земля конфискована.

На Западе о Хансе-Хассо фон Вельтхайме заботились его бывшая жена и друзья из дома и за границей. В течение многих лет он жил у разных хозяев, которые когда-то были его гостями. Особые отношения существовали с Лео Беком , еврейским раввином, ученым и богословом, которого он знал с 1923 года и который несколько раз приезжал в Острау после 1933 года. Несмотря на строжайший запрет, Вельтхайм продолжал посещать президента головной организации немецких евреев. в Берлине до конца 1942 года, и ему доставляли еду до его депортации в январе 1943 года. Бек, в свою очередь, отправил ему недавно созданные рукописные главы своей работы «Этот народ Израиля: смысл еврейского существования», чтобы сохранить их в безопасности. . Прежде чем бежать в 1945 году, Вельтхайм передал его государственному куратору. После того, как Бек чудом пережил конец войны в концентрационном лагере и смог эмигрировать в Англию и США, они возобновили переписку, и теперь Бек в ответ поддержал беженца Вельтхайма финансово.

С 1948 года он работал над новыми рукописями на основе присланных отчетов и своих воспоминаний, поскольку его записи и кинозаписи остались (и утеряны) в Острау. Дневники путешествий, сначала опубликованные Greven-Verlag в Кельне, а затем Claassen-Verlag в 1951 году, получили большое внимание в прессе и имели успех в продажах. Его отчеты написаны ясно, понятно, но от многих других путевых отчетов они отличаются глубокими познаниями и глубоким сопереживанием духовности Востока. Духовные лидеры обнаружили в Вельтхайме качества, которые они обычно тщетно искали в белых людях: необычное сочувствие, определенная умственная подготовка, чувство оккультизма, знакомство с медитацией, способность распознавать ауру людей и мест и противостоять ей. почтение. В их глазах никто не впитал в себя столько просвещенной Азии , как он.

Тяжело страдая от астмы, он умер в 1956 году. Его друг Удо фон Альвенслебен писал: «Жизнь в изгнании санньясина , неимеющего паломника к Абсолюту, казалась азиатским финалом. Конечно, он оставался европейцем в этой проблеме . смятение нашего мира продолжало беспокоить его сердце, пока его дух осуществлял окончательное прояснение». Его урна была возвращена в Острау в 1990 году, после падения Берлинской стены , и похоронена в склепе часовни Замковой церкви, которую он превратил в комнату для антропософских медитаций в 1933 году.

Работает

[ редактировать ]
Могильный алтарь Ганса-Хассо фон Вельтхайма в его погребальной часовне в Острау, окно, созданное Марией Стракош-Гислер, студенткой Кандинского, в 1933 году.
  • Маленькие бургундские церкви до 1200-го года, 1912 г.
  • Дневники из Азии. Бали. Берлин: Зуркамп, 1943 г.
  • Дневники из Азии. Первая часть: Бомбей, Калькутта, Кашмир, Афганистан, Гималаи, Непал, Бенарес. 1935–1939. Грив: Кельн, 1952 г.
  • Дыхание Индии. Дневники из Азии. Новый эпизод: Цейлон и южная Индия. Гамбург: Клаасен 1954 г.
  • Боги и люди между Индией и Китаем. Дневники из Азии. Часть третья: Бирма, Таиланд, Камбоджа, Малайя, Ява и Бали. Гамбург: *Клаасен, 1958 г. (посмертно)
  • Какими мы выглядим [,] мы и будем. Афоризмы. Франкфурт-на-Майне: Атхарва-Верлаг, 1956 г.
  • Генеалогический справочник дворянства, дворянских домов A Том I, стр. 398, Том 5 от общего числа, CA Starke Verlag, Лимбург (Лан) 1953, ISSN 0435-2408
  • Карл Клаус Вальтер : Ханс Хассо фон Вельтхайм (биография), Mitteldeutscher Verlag (центральногерманское издательство), Галле (Заале) , 2005 (308 страниц)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79f3840dc798b7a528f14a75de7ae7fa__1674299040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/fa/79f3840dc798b7a528f14a75de7ae7fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hans-Hasso von Veltheim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)