Раннее языческое царство
Раннее королевство Баган Ранний Баган | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
т. 650 г. н. э. – 1044 г. | |||||||||
![]() | |||||||||
Капитал | Аримаддана , Тири Пьиссая , Тампавадди , Паган (Баган) | ||||||||
Общие языки | бирманский | ||||||||
Религия | буддизм , анимизм , индуизм | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
• 107–152 гг. н.э. (хроники) | Тамоддарит | ||||||||
• 167–242 (летописи) | Пьюсавти | ||||||||
• 613–640 (летописи) | Попа Саврахан | ||||||||
• 846–886 | Пьинбья | ||||||||
• 956–1001 | Ресторан Курица | ||||||||
Историческая эпоха | Классическая античность | ||||||||
• Фундамент | ок. 650 г. н. э. | ||||||||
• Основание Тири Пьиссая | 344–387 (летописи) | ||||||||
• Основание Тампавадди | 516–523 (летописи) | ||||||||
• Запущен бирманский календарь. | 21 марта 640 г. (хроника) | ||||||||
• Основание Пэгана | 23 декабря 849 г. | ||||||||
• Упразднено | 16 декабря 1044 г. | ||||||||
|
Раннее Языческое Королевство ( бирманский : ခေတ်ဦး ပုဂံ ပြည် ) было городом-государством, существовавшим в первом тысячелетии нашей эры до возникновения Языческой Империи в середине 11 века. Бирманские хроники утверждают, что «королевство» было основано во втором веке нашей эры. Центр власти маленького королевства сначала располагался в Аримаддане , Тири Пьиссая и Тампавадди до 849 г. н.э., когда он был перенесен в Паган (Баган).
Радиоуглеродное датирование показывает, что самое раннее человеческое поселение в Языческом регионе датируется только серединой VII века нашей эры. Он существовал рядом с городами-государствами Пью , которые доминировали в Верхней Бирме. Город-государство Паган, согласно общепринятым научным данным, был основан в середине 9 века Мранмой из королевства Наньчжао . Бирманцы в Пагане расширили земледелие, основанное на ирригации, при этом широко заимствовав преимущественно буддийскую культуру Пю. Это был один из многих конкурирующих городов-государств в царстве Пью до конца 10 века, когда княжество начало поглощать окружающие его государства. Расширение ускорилось в 1050-х и 1060-х годах, когда король Анаврахта основал Языческую империю, первое в истории объединение долины Иравади и ее периферии.
Летописная традиция
[ редактировать ]Формирование
[ редактировать ]Различные бирманские хроники не сходятся во мнениях относительно даты основания Пагана. В одной из самых ранних хроник, Язавин Кьяу, составленной в 1520 году, говорится, что королевство Паган было основано в 156 году нашей эры королем Пьюсавти . [ Примечание 1 ] Хроника 18-го века Маха Язавин связывает языческих монархов с Королевством Шри Кшетра , заявляя, что Паган был основан в 107 году нашей эры королем Тамоддаритом , отпрыском Королевства Шри Кшетра . Будда посетил будущее место Пагана еще при своей жизни и предсказал, что великий город возникнет на том самом месте через 651 год после его смерти (107 г. н. э.). [ 1 ] Хроника XIX века Хманнан Язавин пошла еще дальше, утверждая, что основатели языческой династии в конечном итоге ведут свое происхождение от клана Будды . [ 2 ]
Тем не менее, согласно стандартным хроникам, Тамоддарит установил столицу в Аримаддана-пуре ( အရိမဒ္ဒနာပူရ ), («Город, попирающий врагов»), недалеко от современного Ньяунг У , и назвал свое королевство Пугарама. В его «королевство» входило 19 деревень региона. Этими 19 деревнями были: (1) Ньяунг У, (2) Нага Сое, (3) Нага Кьит, (4) Магьи Кьи, (5) Хтуде, (6) Кьяук Зага, (7) Оте Тейн, (8) Ньяунгвун. , (9) Анурадха, (10) Дазаунгкун, (11) Ива Мон, (12) Кьинло, (13) Кокко, (14) Таунгпа, (15) Мьегедвин, (16) Тайет Я, (17) Сингу, (18) ) Йонлут и (19) Ива Заик. [ 3 ]
Согласно бирманской буддийской традиции, Паган был известен под разными классическими именами даже во времена предыдущих Будд (т.е. до нынешней эпохи Гаутамы Будды ). [ 4 ] Имена ниже представляют собой бирманские версии палийских имен.
Эра | Имя | Значение |
---|---|---|
Эра Будды Какусандхи | Пандупалааш (Пандупалаш) | Увядшая листва |
Эра Конагамана Будды | Дхармакути (Дхармакути) | Дом праведности |
Эра Кассапы Будды | Тамбадвипа (Тамбадвипа) | земля бронзы |
Эра Гаутамы Будды | Аримардан ( अरिमर्दन ) | Поддробилка |
Затем Тамоддарит назначил Пьюсавити , основателя Пагана, согласно Язавину Кьяу , наследником храбрости простолюдина в победе над врагами государства. Пьюсаухти пришел к власти в 167 году нашей эры. Он правил 45 лет, реализовав основные институты государства, в том числе его первый юридический трактат ( дхамматхат ). [ 5 ]
В хрониках говорится, что король Тили Кьяунг I (годы правления 344–387) перенес дворец в Тири Пьиссая , недалеко от городища Пугама. В 439 году король Тихтан умер, не оставив наследника, и за трон при дворе оспаривались три старших министра. Победитель борьбы за власть, министр Туйе правил до своей смерти в 494 году. Линия Пьюсавти была восстановлена, когда короля Тарамон Пья суд привел к власти , внука Тихтана. Преемник Тарамона Пья Тайг Таинг (годы правления 516–523) перенес дворец в Тампавадди , недалеко от Тири Пьиссая. [ 6 ]
Ниже приводится список языческих царей, приведенный в основных хрониках. [ 7 ]
Имя | Царствование по Затадавбону Язавину | Царствование Маха Язавина , Язавина Тита и Хманнана Язавина | Отношения с предшественником |
---|---|---|---|
Тамоддарит | 80–125 | 107–152 | Племянник Тупьинни Шри Кшетры. |
Ятекьяунг | 125–140 | 152–167 | смотритель |
Пьюсавти | 140–222 | 167–242 | Зять Тамоддарита |
Хти Мин Инь | 222–249 | 242–299 | Сын |
Инь Мин Пайк | 249–334 | 299–324 | Сын |
Пайк Тинли | 334–371 | 324–344 | Сын |
Тили Кьяунг I | 371–415 | 344–387 | Сын |
Кьяунг Ту Йит | 415–440 | 387–412 | Сын |
Тихтан | 440–477 | 412–439 | Сын |
Туи | 477–492 | 439–494 | Узурпатор |
Тарамон Пья | 492–514 | 494–516 | Внук Тихтана |
Спасибо | 514–521 | 516–523 | Сын |
Тинли Кьяунг II | 521–530 | 523–532 | Сын |
Тинли Пайк | 530–535 | 532–547 | Брат |
Хан Лаунг | 535–545 | 547–557 | Брат |
Khan Lat | 545–557 | 557–569 | Брат |
Хтун Тайк | 557–570 | 569–582 | Сын |
Хтун Пьит | 570–586 | 582–598 | Сын |
Хтун Чит | 586–613 | 598–613 | Сын |
Среднеранний языческий
[ редактировать ]Следующим важным королем был Попа Саврахан (годы правления 613–640). Бывший монах захватил трон после смерти короля Хтун Чита в 613 году нашей эры. Он запустил бирманский календарь 21 марта 640 г. н.э. с начальной датой 22 марта 638 г. [ Примечание 2 ] (Согласно ученым, бирманский календарь был фактически запущен в Шри Кшетре (Пьяй/Проме) Пью . [ 8 ] Попа Саврахан заключил мир с королевской линией, отдав свою дочь Шве Онти , сыну Хтун Чита и законному наследнику, и сделав наследником своего зятя. Попа Саврахан умер в 640 году вскоре после того, как был запущен его новый календарь, и Шве Онти преуспел, восстановив линию Пьюсаути. В 846 году нашей эры за Шве Онти последовала еще дюжина королей. [ 9 ] В 846 г. к власти пришел король Пьинбья (годы правления 846–886). Через три года своего правления, 23 декабря 849 года, он перенес столицу на место современного Пэгана.
Все четыре основные летописи согласуются с датами правления в этот период. [ 7 ]
Имя | Царствование Затадавбона Язавина , Маха Язавина , Язавина Тита и Хманнана Язавина | Отношения с предшественником |
---|---|---|
Попа Саврахан | 613–640 | Узурпатор |
Шве Онти | 640–652 | Зять |
домашнее животное | 652–660 | Брат |
Пейт Таунг | 660–710 | Сын |
Мин Форест | 710–716 | Брат |
Майингуэй | 716–726 | Узурпатор |
Вещь | 726–734 | Избирается судом; королевской крови |
Тейн Кхун | 734–744 | Сын |
Шве Лаунг | 744–753 | Сын |
Хтун Хтвин | 753–762 | Сын |
Шве Хмаук | 762–785 | Сын |
Хтун Лут | 785–802 | Брат |
Пила Хин Хнит | 802–829 | Сын |
Хелу | 829–846 | Сын |
Поздний ранний языческий
[ редактировать ]После того, как преемник и сын Пьинбья Таннет умер в 904 году нашей эры, трон перешел к череде узурпаторов почти на столетие до 1001 года нашей эры. [ Примечание 3 ] Ньяунг-у Саврахан (годы правления 956–1001), самый ранний царь, подтвержденный письменными сведениями, правил 45 лет. Потомок Пьюсаухти, Кунсау Кьяунгпью восстановил старую королевскую линию в 1001 году, но 20 лет спустя он был вытеснен сыновьями Ньяунг-у Саврахана. В 1044 году Анаврахта , сын Кунсау Кьяунгпью, победил Соккате , сына Ньяунг-у Саврахана, и захватил трон. в единоборстве [ 10 ]
Летописи вновь не согласуются с датами этого периода. Даты в более поздних хрониках Язавин Тит и Хманнан Язавин теперь отходят от дат Маха Язавина , начиная с 846 года нашей эры. [ 7 ]
Имя | Царствование по Затадавбону Язавину | Царствование по Маха Язавину | Царствование Язавина Тита и Хманнана Язавина | Отношения с предшественником (ами) |
---|---|---|---|---|
Пьинбья | 846–886 | 846–858 | 846–878 | Брат |
Таннет | 886–904 | 858–876 | 878–906 | Сын |
Продажа Нгахкве | 904–934 | 876–901 | 906–915 | Узурпатор |
Тейнко | 934–956 | 901–917 | 915–931 | Сын |
Ресторан Курица | 956–1001 | 917–950 | 931–964 | Узурпатор |
Кунсо Кьяунгпю | 1001–1021 | 950–971 | 964–986 | Сын Таннет |
Глаз | 1021–1038 | 971–977 | 986–992 | Сын Ньянг-у Саврахана |
Соккате | 1038–1044 | 977–1002 | 992–1017 | Брат |
Стипендия
[ редактировать ]Поселение в царстве Пью
[ редактировать ]
Однако современные ученые считают, что языческая династия была основана Мранмой ( бирманцами) из королевства Наньчжао в середине-конце 9 века нашей эры; что более ранние части хроники представляют собой истории и легенды народа Пью , первых жителей Бирмы, о которых сохранились записи; и что языческие короли включили истории и легенды Пью как свои собственные. [ 11 ] [ 12 ]
Самое раннее человеческое поселение в Пэгане датировано радиоуглеродом ок. 650 г. н.э. Но доказательства того, что это было именно бирманское поселение, а не просто еще одно поселение Пью, неубедительны. [ 13 ] Поселение 7-го века было частью царства Пью, которое к тому времени существовало в долине Иравади со 2-го века до нашей эры. (Археологические данные показывают, что еще во 2 веке до нашей эры народы Пю построили системы водопользования вдоль второстепенных ручьев в центральной и северной частях бассейна Иравади и основали один из первых городских центров Юго-Восточной Азии. К началу веков нашей эры, появилось несколько городов-крепостей и поселков, архитектурные и художественные свидетельства, указывающие на контакт царства Пью с индийской культурой к 4 веку нашей эры. Города-государства могли похвастаться королями и дворцами, рвами и массивными деревянными воротами, и всегда по 12 ворот на каждый из них. знаки зодиака, один из многих устойчивых образцов, которые продолжались до британской оккупации Шри Кшетра стал главным городом-государством Пью в 7 веке н.э., хотя размер городов-государств и масштаб политической организации росли. в период с 7 по начало 9 веков к 9 веку еще не возникло ни одного значительного королевства. [ 11 ] [ 14 ] )
Прибытие Мранмы
[ редактировать ]Согласно реконструкции GH Luce , тысячелетнее царство Пю рухнуло под неоднократными нападениями Королевства Наньчжао в Юньнани между 750-ми и 830-ми годами нашей эры. Как и у пью, первоначальным домом бирманцев до Юньнани считается нынешние Цинхай и провинции Ганьсу . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] После того, как нападения Наньчжао значительно ослабили города-государства Пью, большое количество бирманских воинов и их семей впервые вошли в царство Пю в 830-х и 840-х годах и поселились в месте слияния рек Иравади и Чиндвин, возможно, чтобы помочь Наньчжао усмирить окружающих. сельская местность. [ 18 ] Действительно, система именования ранних языческих царей — Пьюсавти и его потомков на протяжении шести поколений — была идентична системе именования царей Наньчжао, где фамилия отца становилась именем сына. [ 19 ] [ 20 ]
Несмотря на легендарный характер как добуддийских, так и вдохновленных буддизмом историй Хманнана, исторический Пьюсаути, вероятно, существовал. Историки предполагают, что исторический Пьюсаути, вероятно, был второстепенным вождем королевства Наньчжао , который был в авангарде вторжений Наньчжао в верхнюю долину Иравади, которые начались в 754 году (и продолжались до 830-х годов). Победа Пьюсаути над китайцами, вероятно, относится к победе Наньчжао над китайцами в ту же эпоху, в которой, возможно, участвовали Пьюсаути и его отряды. [ 21 ]
Языческое «королевство», которым руководил Пьюсавти, вероятно, было небольшим поселением среди многих других небольших поселений в этом районе. (В летописях насчитывается 19 поселений.) В VIII веке Паган еще не был ни городом, ни даже городом-государством, не говоря уже о «царстве». До 10 века город был всего лишь одним из нескольких конкурирующих городов-государств. [ 22 ] Более того, 38 царей языческой династии - от Пьюсавхти до Соккате, до исторически подтвержденного царя Анаврахты - вероятно, были современными главами поселений языческой территории. По словам британского историка колониальной эпохи Дж. Э. Харви, бирманские летописцы, вероятно, составили списки правителей ранних бирманских государств последовательно, «желая изобразить непрерывную родословную, восходящую к божественной древности». [ 23 ]
Однако некоторые ученые полагают, что бирманцы прибыли в Мьянму намного раньше, чем считается общепринятое мнение. Хтин Аунг утверждает, что прибытие бирманцев могло произойти на несколько столетий раньше, возможно, в начале VII века. [ Примечание 4 ] Историки Майкл Аунг-Твин и Матрии Аунг-Твин пишут, что 19 деревень, которые первыми образовали город Паган, согласно хроникам, «вероятно» «легендарны», но «происхождение бирманцев, говорящих на бирманском языке, в Мьянме вполне может быть раньше, и не имел ничего общего с набегом на Наньчжао в 832 году нашей эры». [ 24 ]
Тан Мьинт-У резюмирует распространенное мнение о том, что «Империя Наньчжао была выброшена на берег Иравади и обретет новую жизнь, смешанную с существующей древней культурой, чтобы создать одно из самых впечатляющих маленьких королевств средневековья». В результате этого слияния возник бирманский народ и основы современной бирманской культуры». [ 19 ]
Восстание Пэгана
[ редактировать ]Факты показывают, что фактические темпы миграции бирманцев в царство Пью были постепенными. Действительно, ни в Шри Кшетре, ни в каком-либо другом месте Пью не было обнаружено никаких твердых признаков, позволяющих предположить насильственное свержение. Радиоуглеродное датирование показывает, что человеческая деятельность существовала до ок. 870 г. в Халине , городе Пю, как сообщается, разрушенном в 832 г. рейдом Наньчжао. [ 25 ] В регионе Пагана в середине-конце 9-го века, а возможно, и в 10-м веке, появилось множество бирманских поселений. К середине X века бирманцы в Пагане расширили земледелие, основанное на ирригации, при этом широко заимствовав преимущественно буддийскую культуру Пью. Ранняя иконография, архитектура и письменность Пэгана предполагают небольшую разницу между ранними культурными формами Бирмы и Пью. Более того, никаких резких этнических различий между бирманцами и лингвистически связанными пиусами, похоже, не существовало. [ 22 ]
Начиная с конца X века княжество росло в авторитете и величии. [ 22 ] Самое раннее упоминание о Пагане во внешних источниках встречается в китайских записях Сун, в которых сообщается, что послы Пагана посетили столицу Сун Бяньцзин в 1004 году. [ 26 ] Город к этому времени был укреплен. Радиоуглеродное датирование стен Пэгана показывает, что Пэган был укреплен, скорее всего, ок. 1020 год нашей эры. [ 27 ] Бирманское письмо использовалось уже в 1035 году, а возможно, и в 984 году нашей эры. [ Примечание 5 ] К моменту воцарения Анаврахты в 1044 году Паган превратился в небольшое княжество - около 320 км (200 миль) с севера на юг и около 130 км (80 миль) с востока на запад, включающее примерно нынешние районы Мандалай , Мейктила , Мингьян , Кьяуксе . , Яметин , Магве , Сагаинг и прибрежные части Минбу и Паккоку . На севере лежало королевство Наньчжао, на востоке — все еще в значительной степени необузданные холмы Шан , на юге и западе — Пюс, а еще южнее — Монс . [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Генеалогическое древо языческих царей
- Языческое королевство
- Пью города-государства
- Королевство Шри Кшетра
- Королевство Тагаунг
Примечания
[ редактировать ]- ^ (Язавин Кьяу 2010: 139–140): Пэган был основан через 700 лет после смерти Будды.
- ^ (Маха Язавин, том 1, 2006: 143): Календарь был сброшен, осталось два года - 640 год нашей эры. Начальной датой бирманского календаря было 22 марта 638 года; Второй год бирманского календаря начался 21 марта 640 г. (Eade 1989: 39).
- ^ (Маха Язавин, том 1, 2006: 346–349): Даты согласно Затадавбону Язавину , наиболее точной хронике ранних языческих дат.
- ^ (Хтин Аунг 1967: 367): «Появление бирманцев» ок. 600 г. н.э. (Хтин Аунг 1970: 11–15): Глава под названием «Приход бирманцев» разбирает теорию Наньчжао Люси 9-го века и, кажется, указывает на даже более раннюю дату прибытия, чем дата 600 г. н.э., которую он предложил в (Хтин Аунг 1967). .
- ^ (Аунг-Твин 2005: 167–178, 197–200): Самая ранняя бирманская письменность (позолоченная медная зонтичная надпись храма Махабодхи) датируется 1035 годом. Если допустима переработанная копия оригинальной каменной надписи XVIII века. В качестве доказательства можно отметить, что бирманское письмо уже использовалось, по крайней мере, с 984 года нашей эры.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маха Язавин 2006: 132–133.
- ^ Чем Тун 1964: ix – x
- ^ Маха Язавин Том. 1 2006: 133–134.
- ^ Маха Язавин Том. 1 2006: 136
- ^ Маха Язавин Том. 1 2006: 135–138.
- ^ Маха Язавин Том. 1 2006: 139–141.
- ^ Jump up to: а б с Маха Язавин Том. 1 2006: 343–347.
- ^ Холл 1960: 8–10.
- ^ Маха Язавин Том. 1 2006: 143–146.
- ^ Маха Язавин Том. 1 2006: 147–154.
- ^ Jump up to: а б Мьинт-У 2006: 44–45.
- ^ Зал 1960: 7
- ^ Аунг-Твин 2005: 185
- ^ Либерман 2003: 89.
- ^ Мур 2007: 236.
- ^ Харви 1925: 3
- ^ Зал 1960: 11
- ^ Либерман 2003: 90.
- ^ Jump up to: а б Мьинт-У 2006: 56–57.
- ^ Аунг-Твин 1985: 205
- ^ Харви 1925: 308.
- ^ Jump up to: а б с Либерман 2003: 90–91.
- ^ Харви 1925: 364.
- ^ Аунг-Твин и др. 2012: 77–78.
- ^ Аунг-Твин 2005: 36–37.
- ^ Аунг-Твин 1985: 21
- ^ Аунг-Твин 2005: 38
- ^ Харви 1925: 24–25.
Библиография
[ редактировать ]- Аунг-Твин, Майкл А. (2005). Туманы Раманьи: Легенда о Нижней Бирме (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 9780824828868 .
- Аунг-Твин, Майкл А.; Майтрий Аунг-Твин (2012). История Мьянмы с древних времен (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-1-86189-901-9 .
- Ид, Дж. К. (1989). Эфемериды Юго-Восточной Азии: положение Солнца и планет, 638–2000 гг . н.э. Итака: Корнельский университет. ISBN 0-87727-704-4 .
- Холл, DGE (1960). Бирма (3-е изд.). Библиотека Университета Хатчинсона. ISBN 978-1-4067-3503-1 .
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Хтин Аунг, Маунг (1970). История Бирмы до 1287 года: защита хроник . Оксфорд: Общество Ашоки.
- Кала, У (1724 г.). Маха Язавин Джи (на бирманском языке). Том. 1–3 (2006, 4-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80496-7 .
- Маха Тилавунта, Шин (1928). Пе Маунг Тин (ред.). Язавин Кьяу (на бирманском языке) (4-е издание, изд. 2010 г.). Янгон: Бирманское исследовательское общество (первоначальный издатель), Я-Пей (4-е издание).
- Мур, Элизабет Х. (2007). Ранние пейзажи Мьянмы . Бангкок: River Books. ISBN 978-974-9863312 .
- Мьинт-У, Тан (2006). Река потерянных шагов — истории Бирмы . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-16342-6 .
- Королевская историческая комиссия Бирмы (1832 г.). Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации Мьянмы.
- Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.