Ayaks
« Аякс» ( по-русски : АЯКС, что также означает «Аякс» ) — это программа гиперзвуковых волнопланов, начатая в Советском Союзе и в настоящее время разрабатываемая Научно-исследовательским институтом гиперзвуковых систем (НИГС) холдинговой компании «Ленинец» в Санкт-Петербурге , Россия . [1] [2] [3]
Цель
[ редактировать ]Первоначально «Аякс» представлял собой засекреченный проект советского космического самолета , целью которого было создание нового типа гиперзвукового крылатого корабля глобального радиуса действия, способного летать и выполнять различные военные миссии в мезосфере . Первоначальная концепция вращалась вокруг проекта гиперзвукового самолета-разведчика , но позже была расширена до более широкой концепции гиперзвуковых многоцелевых военных и гражданских самолетов, а также платформы SSTO для запуска спутников.
Мезосфера — это слой земной атмосферы высотой от 50 километров (160 000 футов) до 85 километров (279 000 футов), расположенный над стратосферой и под термосферой . Летать в мезосфере очень сложно — воздух слишком разрежен , чтобы крылья самолетов могли создавать подъемную силу , но достаточно плотный, чтобы вызывать аэродинамическое сопротивление спутников. Кроме того, части мезосферы попадают внутрь ионосферы , а это означает, что воздух ионизируется за счет солнечной радиации.
Возможность вести военную деятельность в мезосфере дает стране значительный военный потенциал.
История
[ редактировать ]В конце 1970-х годов советские ученые начали исследовать новую концепцию гиперзвуковой двигательной установки, впервые представленную в российской газете в коротком интервью изобретателя Аякса проф. Владимир Львович Фрайштадт. Фрайштадт работал в это время в авиационном филиале ПКБ «Невское-Невское ОКБ» в Ленинграде . [4] Он разработал концепцию Аякса, основанную на идее о том, что эффективный гиперзвуковой аппарат не может позволить себе терять энергию в окружающую среду (т.е. преодолевать сопротивление воздуха ), а вместо этого должен использовать энергию, переносимую высокоскоростным входящим потоком. В то время вся концепция была неизвестна Западу , хотя ранние разработки предполагали сотрудничество советских промышленных предприятий, технических институтов, Военно-промышленной комиссии СССР (ВПК) и Российской академии наук .
В 1990 году две статьи оборонного специалиста и писателя Николая Новичкова дали более подробную информацию о программе «Аякс». Второй был первым документом, доступным на английском языке. [5] [6]
Вскоре после распада Советского Союза финансирование было сокращено, и программу «Аякс» пришлось развивать, особенно после того, как правительство США объявило о программе Национального аэрокосмического самолета (NASP). В то время Фрайштадт стал директором ОКБ-794 , известного как «Ленинец» , холдинговой компании, управляющей открытым акционерным обществом научно-исследовательский институт гиперзвуковых систем » (НИПГС « Государственный . пр «НИПГС») в Санкт-Петербурге. Петербург.
В начале 1993 года, в ответ на объявление Америкой Х-30 НАСП, проект «Аякс» интегрируется в более широкую национальную « ОРёл программу » демонстратора , объединяя все российские гиперзвуковые разработки в разработать конкурирующий космический самолет в качестве многоразовой системы запуска .
В сентябре 1993 года программа была обнародована, и первая мелкосерийная модель «Аяка» впервые была публично показана на стенде «Ленинец» на 2-м авиасалоне МАКС в Москве.
В 1994 году Новичков сообщил, что Российская Федерация готова финансировать программу «Аякс» в течение восьми лет и что многоразовый малосерийный летно-испытательный модуль был построен ОКБ «Арсенал» . Он также заявил, что принципы работы «Аякса» были проверены на испытательном стенде двигателя в аэродинамической трубе . В том же году американский проект NASP был отменен и заменен Программой технологий гиперзвуковых систем (HySTP), также отмененной через три месяца. В 1995 году НАСА запустило программу «Передовые многоразовые транспортные технологии » (ARTT), являющуюся частью инициативы «Highly Reusable Space Transportation» (HRST), но эксперты консалтинговой фирмы ANSER, оценивающие технологии «Аякса», сначала не поверили в заявленные россиянами характеристики и не поверили. рекомендуют развитие по тому же пути.
Однако в период с октября 1995 г. по апрель 1997 г. ряд российских патентов, касающихся технологий «Аякс», был выдан компании «Ленинец HLDG Co.» и, следовательно, доступен публично, причем самый старый из них был подан 14 лет назад. [7] [8] [9] [10]
По мере того как информация, доступная за пределами России, начала расти, три западных академических исследователя начали собирать скудные данные об аяках: Клаудио Бруно, профессор Римского университета Сапиенца ; Пол А. Чиш, профессор Паркового колледжа инженерии, авиации и технологий Университета Сент-Луиса ; и СНБ Мурти, профессор Университета Пердью . В сентябре 1996 года в рамках курса Capstone Design и курса интеграции гиперзвуковых авиационных двигателей в Паркс-колледже Чиш поручил своим студентам проанализировать собранную информацию в рамках проекта ODYSSEUS . [11] После этого трое исследователей совместно опубликовали доклад на конференции, в котором резюмируется западный анализ принципов аяка. [12]
Имея такую информацию, давний главный эксперт ANSER Рамон Л. Чейз пересмотрел свою прежнюю должность и собрал команду для оценки и разработки американских версий технологий Ayaks в рамках программы HRST. Он нанял Х. Дэвида Фронинга-младшего, генерального директора Flight Unlimited ; Леон Э. МакКинни, мировой эксперт в области гидродинамики ; Пол А. Чиш; Марк Дж. Льюис , аэродинамик из Университета Мэриленда, Колледж-Парк , специалист по волновым движителям и воздушным потокам вокруг передних кромок и директор спонсируемого НАСА Мэрилендского центра гиперзвукового образования и исследований ; Доктор Роберт Бойд из Lockheed Martin Skunk Works, способный построить реальные рабочие прототипы с выделенными бюджетами из тайных проектов , чей подрядчик General Atomics является мировым лидером в области сверхпроводящих магнитов (которые использует Аякс); и доктор Дэниел Своллоу из Textron Systems , одной из немногих фирм, до сих пор обладающих опытом в области магнитогидродинамических преобразователей , которые Аякс широко использует. [13] [14]
Новые технологии
[ редактировать ]МГД-шунт
[ редактировать ]Предполагалось, что на «Аяках» будет использоваться новый двигатель, использующий магнитогидродинамический генератор для сбора и замедления сильно ионизированного и разреженного воздуха перед воздушно-реактивными двигателями , обычно ГПВРД , хотя руководитель проекта HSRI Владимир Л. Фрайштадт сказал в интервью 2001 года, что «Аяки» MHD обходят Система могла бы замедлять набегающий гиперзвуковой поток воздуха настолько, что можно было бы использовать почти обычные турбомашины . [15] [16] Это было бы неожиданным техническим решением, учитывая такие гиперзвуковые скорости, но его осуществимость подтверждена независимыми исследованиями с использованием турбореактивных двигателей со скоростью 2,7 Маха. [17] [18] [19] или даже дозвуковые ПВРД . [20]
Воздух смешивается с топливом в смесь , которая сгорает в камере сгорания , в то время как электричество, вырабатываемое входным МГД-генератором, питает МГД-ускоритель, расположенный за реактивным двигателем рядом с соплом с единственной рампой расширения, для обеспечения дополнительной тяги и удельного импульса . Плазменная воронка , возникшая над воздухозаборником за счет сил Лоренца, значительно увеличивает способность двигателя собирать воздух, увеличивая эффективный диаметр воздухозаборника до сотен метров. Это также расширяет режим Маха и высоту, на которой может летать самолет. Таким образом, предполагается, что двигатель «Аяка» может работать на атмосферном кислороде даже на высоте более 35 километров (115 000 футов). [21]
Неравновесный МГД-генератор обычно производит 1–5 МВт при таких параметрах (сечение канала, напряженность магнитного поля, давление, степень ионизации и скорость рабочего тела), но увеличенном за счет виртуальной плазмы эффективном диаметре воздухозаборника. воронка значительно увеличивает вырабатываемую мощность до 45–100 МВт на двигатель. [12] [22] Поскольку «Аяки» могут использовать от двух до четырех таких двигателей, часть электроэнергии может быть перенаправлена на мирные или военные устройства направленной энергии . [2]
Термохимические реакторы
[ редактировать ]Новизной также является система подачи топлива двигателя «Аякс». На сверхзвуковых скоростях воздух резко сжимается после точки застоя ударной волны, выделяя тепло. На гиперзвуковых скоростях тепловой поток от ударных волн и трения воздуха о корпус самолета, особенно в носовой и передней кромках, становится значительным, температура пропорциональна так квадрату как числа Маха . Вот почему гиперзвуковые скорости проблематичны с точки зрения прочности материалов и их часто называют тепловым барьером . [23]
«Аякс» использует термохимические реакторы (TCR): тепловая энергия от трения воздуха используется для увеличения теплоемкости топлива путем крекинга топлива с помощью каталитической химической реакции . Самолет имеет двойную защиту, между которой вода и обычный дешевый керосин в горячих частях планера циркулирует . Энергия нагрева поверхности поглощается через теплообменники , вызывая серию химических реакций в присутствии никелевого катализатора, называемых углеводородов паровым риформингом . Керосин и вода выплескиваются в новый риформат топлива: метан (70–80% по объему) и углекислый газ (20–30%) на первой стадии:
- С н Н м + Н 2 О СН 4 + СО 2
Затем метан и вода, в свою очередь, на втором этапе превращаются в водород , новое топливо лучшего качества, в результате сильной эндотермической реакции :
- СН 4 + Н 2 О СО + 3Н 2
- СО + Н 2 О СО 2 + Н 2
Таким образом, нагревательная способность топлива увеличивается, а поверхность самолета остывает. [24]
Теплотворная способность смеси CO + 3H 2 , полученной из 1 кг метана водяным паровым риформингом (62 900 кДж ), на 25 % выше, чем у только метана (50 100 кДж). [16]
Помимо более энергичного топлива, смесь населена множеством свободных радикалов , которые повышают степень ионизации плазмы, которая еще больше увеличивается за счет комбинированного использования электронных лучей , которые контролируют концентрацию электронов, и высокочастотных импульсных повторяющихся разрядов (PRD), которые контролируют электроны. температура. Такие системы создают стримерные разряды , которые орошают ионизированный поток свободными электронами, увеличивая эффективность сгорания — процесс, известный как плазменное горение (PAC). [25] [26] [27] [28]
Первоначально такая концепция получила название «Магнито-плазменно-химический двигатель » (MPCE). [29] [30] [31] и принцип работы, называемый химической регенерацией тепла и преобразованием топлива (CHHRFT). [32] В последующей литературе акцент был сделан больше на магнитогидродинамику, чем на химическую часть этих двигателей, которые теперь называются просто ГПВРД с МГД-байпасом, поскольку эти концепции тесно требуют друг друга для эффективной работы. [33]
Идея тепловой защиты двигателя подробно описана в фундаментальном анализе идеального турбореактивного двигателя для анализа максимальной тяги в литературе по аэротермодинамике . [34] То есть поставить турбину (отбор работы) вверх по потоку, а компрессор (добавление работы) — вниз по потоку. Для обычного реактивного двигателя термодинамика работает, однако расширенный анализ терможидкостей показывает, что для того, чтобы добавить достаточно тепла для питания самолета без термического дросселирования потока (и запуска двигателя), камера сгорания должна увеличиться, а количество тепла добавленное тоже растет. Он более «эффективно» использует тепло, просто ему нужно много тепла. Хотя с термодинамической точки зрения он очень надежен, настоящий двигатель слишком велик и потребляет слишком много энергии, чтобы когда-либо летать на самолете. В концепции «Аякса» этих проблем не возникает, поскольку плазменная воронка практически увеличивает сечение воздухозаборника при сохранении его ограниченных физических размеров, а дополнительная энергия забирается из самого потока. Как сказал Фрайштадт: «Поскольку «Аякс» использует преимущества технологии CHRFT, его нельзя рассматривать как классический тепловой двигатель». [16]
Плазменная оболочка
[ редактировать ]С увеличением высоты электрическое сопротивление воздуха уменьшается согласно закону Пашена . Воздух в носовой части Аякса ионизирован. Помимо электронных пучков и ВЧ-импульсных разрядов, высокое напряжение создается за счет эффекта Холла плоский тлеющий разряд в МГД-генераторе, что позволяет излучать из острого носа самолета и тонких передних кромок его крыльев с помощью St. .Огненный эффект Элмо . Говорят, что такая плазменная подушка спереди и вокруг самолета дает несколько преимуществ: [2] [35] [36]
- Ионизированный воздух становится электропроводным, что позволяет работать МГД-генератору и замедлять поток вниз к воздушно-реактивным двигателям.
- Головная ударная волна отрывается дальше от самолета, выделение энергии в этой области действует как виртуальный притупленный нос , хотя физически нос остается очень острым. Это минимизирует тепловой поток на материалы. [35]
- Градиент температуры в воздухе локально изменяется, отсюда и значение скорости звука , которое смягчает и смягчает ударную волну. Это еще больше снижает тепловое воздействие на материалы, а также волновое сопротивление . [35] [37] [38]
- Плазменный кокон, окружающий весь самолет, обеспечивает плазменную скрытность . В сочетании с гиперзвуковой скоростью и маневренностью такую платформу будет очень сложно обнаружить, отследить и нацелить.
Технические характеристики
[ редактировать ]Согласно данным, представленным на авиасалоне МАКС 2001 года , технические характеристики «Аяков» следующие:
Параметр | Гиперзвуковая спутниковая пусковая установка | Многоцелевой гиперзвуковой корабль | Транспортный гиперзвуковой корабль |
---|---|---|---|
Максимальная взлетная масса , тонны | 267 | 200 | 390 |
Масса в снаряженном состоянии, тонны | 113 | 85 | 130 |
Пустой вес, тонны | 76 | ||
Масса второй ступени, тонны | 36 | ||
Грузоподъемность, тонны | 10 | 10 | |
Масса спутника, тонны | 6 | ||
Турбореактивные двигатели | 4 | 4 | 4 |
Магнито-плазмохимические двигатели | 4 | 6 | 4 |
Тяга ТРДД, тонн | 4×25 | 4×25 | 4×40 |
Тяги магнито-плазмохимических двигателей | 4×25 | 6×14 | 4×40 |
Максимальная скорость, м/с | 4000 | 4000 | 4600 |
Практический потолок , км | 36 | 36 | 36 |
Практическая дальность на М=8...10 и высоте 30 км, км | 14200 | 10000 | 12000 |
В более поздних публикациях приводятся еще более впечатляющие цифры: ожидаемый практический потолок в 60 км, крейсерская скорость 10–20 Маха, а также возможность достичь орбитальной скорости 28 440 км/ч с добавлением ракет-носителей , на которых космический самолет тогда летал. по траекториям ускоренного планирования (последовательные отскоки или «пропуски» по верхним слоям атмосферы, чередование режимов безмоторного и моторного планирования) аналогично американскому гиперзвуковому волноплану проекта HyperSoar с высоким качеством планирования 40:1. [15] [39] [40]
Спекуляции
[ редактировать ]В этом разделе может быть придан чрезмерный вес определенным идеям, происшествиям или противоречиям . Пожалуйста, помогите создать более сбалансированную презентацию . Обсудите и решите эту проблему, прежде чем удалять это сообщение. ( май 2021 г. ) |
В 2003 году исследование французского инженера Жан-Пьера Пети было основано на статье опубликованной в январе 2001 года во французском журнале Air et Cosmos : Александра-Давида Самеса, [15] и в том же месяце на основе информации, собранной на небольшом семинаре по усовершенствованным двигателям в Брайтоне , Англия, [41] особенно после обсуждения с Дэвидом Фронингом-младшим из Flight Unlimited его предыдущей работы по электрическим и электромагнитным разрядам в гиперзвуковых потоках, представленной во время семинара. [35]
Пети писал о большом и длинном многополюсном настенном МГД-преобразователе на верхней плоской поверхности самолета, контактирующем с набегающим потоком , вместо линейных преобразователей Фарадея с поперечным полем, расположенных внутри обычно рассматриваемого канала. В таком многополюсном преобразователе магнитное поле создается множеством параллельных сверхпроводящих тонких проводов, а не парами более крупных электромагнитов. Эти провода проходят под поверхностью, непосредственно контактируя с потоком воздуха, их профиль повторяет форму кузова автомобиля. Воздух постепенно замедляется в пограничном слое в ламинарном потоке без слишком большого повторного сжатия, вплоть до дозвуковых значений, когда он поступает во входное отверстие, а затем в воздушно-реактивные двигатели. Такой открытый стенной МГД-управляемый воздухозаборник будет аналогичным образом открыт двумя учеными программы «Аякс» два года спустя, хотя они предлагают расположить его на поверхности наклонной передней рампы под самолетом, чтобы направить ударную волну по удар по воздухозаборнику, независимо от скорости и высоты. [42]
Поскольку дозвуковые скорости могут быть достигнуты внутри, в то время как внешний поток все еще является гиперзвуковым, Пети предполагает, что такая платформа могла бы использовать почти обычные турбореактивные и прямоточные воздушно-реактивные двигатели вместо более сложных в управлении прямоточных воздушно-реактивных двигателей, и такой самолет больше не нуждался бы в вертикальных стабилизаторах и килях , как это было бы маневрировать за счет локального увеличения или уменьшения сопротивления на определенных участках смоченной зоны с помощью электромагнитных сил. Затем он описывает аналогичный многополюсный МГД-ускоритель, расположенный на физической поверхности полунаправляющего сопла рампы , который ускоряет проводящие выхлопные газы после реактивных двигателей.
За десять лет до Пети доктор Владимир Кременцов, руководитель Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники (НИИРТ), и доктор Анатолий Климов, руководитель Московского радиотехнического института Российской академии наук (МРТИ РАН), подверглись воздействию Уильям Кауфманн сообщил, что система обхода MHD концепции «Аякса» уже была бы встроена в секретный космический самолет «Аврора» , преемник Lockheed SR-71 Blackbird . [40] [43] [44]
Упоминания в популярной культуре
[ редактировать ]- Программа «Аякс» занимает видное место в книге Сломанный меч империи» « Максима Калашникова . [45]
См. также
[ редактировать ]- Магнитогидродинамический преобразователь
- Советская космическая программа
- Авангард (гиперзвуковой планирующий аппарат)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Веб-сайт Института исследований гиперзвуковых систем (HSRI)» . Hypersonics.ru . Холдинговая компания "Ленинец".
- ^ Перейти обратно: а б с Чиш, Пол А. (2006). Будущие двигательные установки космических аппаратов: технологии для космоса . Спрингер . ISBN 978-3540231615 . См. стр. 185–195.
- ^ «Что такое российский самолет «Аякс»?» . Североатлантический блог . 30 марта 2015 г.
- ^ «Невское проектно-конструкторское бюро» . GlobalSecurity.org .
- ^ Novichkov, N. (September 1990). "Космические Крылья России И Украины (tr. Space Wings of Russia and the Ukraine )". Эхо планеты (tr. Echo Planet) Аэрокосмос (tr. Aerospace special issue) (in Russian). Vol. 42, no. 237. TASS. pp. 4–8. translated in: Новичков, Н. (1992). На гиперзвуковых скоростях (Репортаж). База ВВС Райт-Паттерсон, Огайо: Центр зарубежной аэрокосмической науки и технологий. FASTC-ID(RS)T-0972-92.
- ^ Новичков, Н. (6–12 октября 1990 г.). Частное общение . 41-й Международный астронавтический конгресс (МАК). Дрезден, Германия.
- ^ патент RU 2046203 , Фрайштадт, ВЛ; Тимофи Г.А., Исаков Виктор Н. и др., «Способ подачи углеводородного топлива в реактивную двигательную установку летательного аппарата и реактивную двигательную установку летательного аппарата», выдано 20 октября 1995 г., поручено Государственному научно-исследовательскому институту гиперзвуковых систем им. холдинговая компания «Ленинец»
- ^ Патент RU 2042577 , Фрейштадт, Владимир. Л.; Исаков Виктор Н., Корабельников Алексей В. и др., «Способ создания тяги гиперзвукового летательного аппарата в условиях полета в крейсерской атмосфере», выдано 27 августа 1995 г., поручено Государственному научно-исследовательскому институту гиперзвуковых систем холдинговой компании «Ленинец».
- ^ Патент RU 2059537 , Фрейштадт, Владимир. Л.; Исаков Виктор Н. и Корабельников Алексей В. и др., «Гиперзвуковой летательный аппарат», выдан 10 мая 1996 г., передан Государственному научно-исследовательскому институту гиперзвуковых систем холдинговой компании «Ленинец».
- ^ патент RU 2076829 , Кирилкин В.С.; Лешуков В.С., Ушаков В.М. и др., «Композитный прямоточный воздушно-реактивный двигатель», выдан 10 апреля 1997 г., передан Государственному научно-исследовательскому институту гиперзвуковых систем холдинговой компании «Ленинец».
- ^ Эстеве, Мария Долорес; и др. (май 1997 г.). ОДИССЕЙ, Интеграция технологий одноступенчатого космического транспорта на орбиту с использованием МГД-движения (отчет). Парксский колледж аэрокосмической и авиационной промышленности, Университет Сент-Луиса, Сент-Луис, Миссури. Старшее исследование дизайна.
- ^ Перейти обратно: а б Бруно, Клаудио; Чиш, Пол А.; Мурти, СНБ (июль 1997 г.). Электромагнитные взаимодействия в гиперзвуковой двигательной установке (PDF) . 33-я совместная конференция и выставка по двигательной технике. Сиэтл, Вашингтон. дои : 10.2514/6.1997-3389 .
- ^ Чейз, РЛ; Бойд, Р.; Чиш, Пенсильвания; Фронинг-младший, HD; Льюис, М.; МакКинни, Луизиана (сентябрь 1997 г.). Усовершенствованная космическая транспортная система многократного использования: исследование определения и оценки (отчет). АНСЕР, Арлингтон, Вирджиния. Технический отчет ANSER 97-1. Итоговый отчет по Соглашению о сотрудничестве НАСА NCC8-104.
- ^ Чейз, РЛ; МакКинни, Ю.Л.; Фронинг-младший, HD; Чиш, Пенсильвания; Бойд, Р.; Льюис, М. (январь 1999 г.). «Сравнение выбранных вариантов воздушно-реактивных двигателей для аэрокосмического самолета» (PDF) . Материалы конференции AIP . 458 : 1133–1138. Бибкод : 1999AIPC..458.1133C . дои : 10.1063/1.57719 .
- ^ Перейти обратно: а б с Самес, Александр-Давид (январь 2001 г.). «Расследование загадки: гиперзвуковой самолет Ajax». Воздух и космос (на французском языке). № 1777. с. 22–24.
- ^ Перейти обратно: а б с Самес, Александр-Давид (октябрь 2001 г.). «Изучаемый термохимический двигатель». Воздух и космос (на французском языке). № 1816. с. 14–15.
- ^ Адамович Игорь Владимирович; Рич, Дж. Уильям; Шнайдер, Стивен Дж.; Бланксон, Исайя М. (июнь 2003 г.). «Магнитогазодинамический отбор энергии и подготовка потока для газовой турбины» (PDF) . АИАА 2003-4289 . 34-я конференция AIAA по плазмодинамике и лазерам. Орландо, Флорида. дои : 10.2514/6.2003-4289 .
- ^ Бланксон, Исайя М.; Шнайдер, Стивен Дж. (декабрь 2003 г.). «Гиперзвуковой двигатель с использованием MHD Energy Bypass с обычным турбореактивным двигателем» (PDF) . АИАА 2003-6922 . 12-я Международная конференция AIAA по космическим самолетам, гиперзвуковым системам и технологиям. Норфолк, Вирджиния. дои : 10.2514/6.2003-6922 .
- ^ Шнайдер, Стивен Дж. «Кольцевая МГД-физика для обхода энергии турбореактивных двигателей» (PDF) . АИАА–2011–2230 . 17-я Международная конференция AIAA «Космические самолеты, гиперзвуковые системы и технологии». Сан-Франциско, Калифорния. дои : 10.2514/6.2011-2230 . hdl : 2060/20110016528 .
- ^ Чейз, РЛ; Бойд, Р.; Чиш, П.; Фронинг-младший, HD; Льюис, Марк; МакКинни, Луизиана (сентябрь 1998 г.). «Усовершенствованная концепция дизайна SSTO на основе технологии AJAX» (PDF) . Анахайм, Калифорния . AIAA и SAE, Всемирная авиационная конференция 1998 г. дои : 10.2514/6.1998-5527 .
- ^ Битюрин В.А.; Зейгарник, В.А.; Куранов А.Л. (июнь 1996 г.). О перспективах применения МГД-технологии в аэрокосмической отрасли (PDF) . 27-я конференция по динамике плазмы и лазерам. Новый Орлеан, Луизиана. дои : 10.2514/6.1996-2355 .
- ^ Бруно, Клаудио; Чиш, Пол А. (апрель 1998 г.). Электромагнитно-химическая гиперзвуковая двигательная установка (PDF) . 8-я Международная конференция AIAA «Космические самолеты, гиперзвуковые системы и технологии». Норфолк, Вирджиния. дои : 10.2514/6.1998-1582 .
- ^ Хеппенхаймер, Т.А. (ноябрь 2013 г.). Лицом к тепловому барьеру: история гиперзвука . Серия историй НАСА. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. ISBN 978-1493692569 .
- ^ Корабейников А.В.; Куранов А.Л. (июнь 1999 г.). «Термохимическая конверсия углеводородного топлива для концепции AJAX» (PDF) . АИАА 99-3537 . 30-я конференция по плазмодинамике и лазерам. Норфолк, Вирджиния. дои : 10.2514/6.1999-3537 .
- ^ Самес, Александр-Давид (февраль 2002 г.). «Экзотическое горение: leplasma séduit l'hypersonique» [Гиперзвуковая технология ищет ускорение за счет плазменного горения]. Воздух и космос (на французском языке). № 1829. С. 16–17.
- ^ Климов А.; Бытурин, В.; Кузнецов А.; Толкунов Б.; Недоспасов А. ; Вятавкин Н.; Ван Ви, Д. (январь 2002 г.). «Плазменное горение» (PDF) . АИАА 2002-0493 . 40-я встреча и выставка AIAA по аэрокосмическим наукам. Рено, Невада. дои : 10.2514/6.2002-493 .
- ^ Климов Анатолий Иванович (январь 2005 г.). Исследование внутреннего и внешнего плазменного горения в сверхзвуковом потоке газа (PDF) (Отчет). ИВТАН РАН. Итоговый технический отчет МНТЦ по проекту № 2127П.
- ^ Матвеев Игорь Борисович; Розоча, Луи А. (декабрь 2010 г.). «Классификация плазменных систем плазменного горения» от гостевой редакции. Транзакции IEEE по науке о плазме . 38 (12): 3257–3264. Бибкод : 2010ITPS...38.3257M . дои : 10.1109/TPS.2010.2091153 .
- ^ Гуриджанов, Е.П.; Харша, ПТ (июнь 1996 г.). AJAX: новые направления в гиперзвуковых технологиях (PDF) . 27-я конференция по динамике плазмы и лазерам. Новый Орлеан, Луизиана. дои : 10.2514/6.1996-4609 .
- ^ Битюрин В.А.; Линеберри, Дж.; Потебня, В.; Алферов В.; Куранов А.; Шейкин, Е.Г. (июнь 1997 г.). Оценка концепций гиперзвуковой МГД (PDF) . 28-я конференция «Плазмодинамика и лазеры». Атланта, Джорджия. дои : 10.2514/6.1997-2393 .
- ^ Фрайштадт, В.Л.; Куранов А.Л.; Шейкин Е.Г. (ноябрь 1998 г.). «Использование МГД-систем в гиперзвуковых самолетах» (PDF) . Техническая физика . 43 (11): 1309–1313. Бибкод : 1998JTePh..43.1309F . дои : 10.1134/1.1259189 . S2CID 122017083 .
- ^ Холдинговая компания «Ленинец» - НИПГС (2000 г.). Термохимические процессы в аэродинамике плазмы (Доклад). АСИН B00JBMQ48K .
- ^ Шейкин Е.Г.; Куранов А.Л. (октябрь 2003 г.). Анализ ГПВРД с МГД-байпасом . 3-й семинар «Термохимические процессы в плазменной аэродинамике». Санкт-Петербург, Россия. S2CID 10143742 .
В статье для обозначения двигателя использовалось название «Магнито-плазменный химический двигатель». В настоящее время для обозначения двигателя часто используется название «ГПВРД с МГД-байпасом».
- ^ Оутс, Гордон К. (декабрь 1984 г.). Аэротермодинамика газовых турбин и ракетных двигателей (1-е изд.). Американский институт аэронавтики и астронавтики. ISBN 978-0915928873 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Фронинг, HD; Роуч, РЛ (ноябрь 1999 г.). «Влияние ЭМ разрядов на подъемную силу, сопротивление и тягу гиперзвукового аппарата» (PDF) . АИАА-99-4878 . 9-я Международная конференция «Космические самолеты, гиперзвуковые системы и технологии». Норфолк, Вирджиния. дои : 10.2514/6.1999-487 .
- ^ Пети, Ж.-П.; Джеффрей, Дж. (2009). «МГД-управление потоком для гиперзвукового полета» . Acta Physica Polonica А. 115 (6): 1149–1151. Бибкод : 2009AcPPA.115.1149P . дои : 10.12693/aphyspola.115.1149 .
- ^ Авраменко, РФ; Рухадзе А.А.; Теселкин С.Ф. (ноябрь 1981 г.). «Структура ударной волны в слабоионизированной неизотермической плазме» (PDF) . Письма ЖЭТФ . 34 (9): 463–466.
- ^ Гордеев, В.П.; Красильников А.В.; Лагутин, В.И.; Отменников В.Н. (март 1996 г.). «Экспериментальное исследование возможности снижения сверхзвукового сопротивления за счет использования плазменных технологий» (PDF) . Гидродинамика . 31 (2): 313–317. Бибкод : 1996FlDy...31..313G . дои : 10.1007/BF02029693 . S2CID 122867178 .
- ^ Научно-консультативный совет ВВС США (1996). Перспективы нового мира: воздушная и космическая мощь XXI века - сводный том (PDF) (отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Центр технической информации Министерства обороны. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пети, Жан-Пьер (январь 2003 г.). «Проект Аякс» ( PDF) . НЛО и секретное оружие США: необычное свидетельство ученого ( на французском языке). Издания Альбин Мишель. ISBN 978-2226136169 .
- ^ 1-й международный семинар по полевым двигателям и технологиям (20–22 января 2001 г.). Институт исследований развития (IDS), кампус Фалмер, Университет Сассекса, Брайтон, Великобритания. Встреча проводится при поддержке Британского национального космического центра (BNSC) и Общества британских аэрокосмических компаний (SBAC).
- ^ Шейкин Евгений Георгиевич; Куранов, Александр Л. (2005). «ГПВРД с МГД-управляемым входом» (PDF) . АИАА 2005-3223 . 13-я Международная конференция AIAA/CIRA по космическим самолетам, гиперзвуковым системам и технологиям. Капуя, Италия. дои : 10.2514/6.2005-3223 .
- ^ АНСЕР (8 октября 1993 г.). Московский отчет №52 о деятельности АНСЭР в России (Отчет).
- ^ Миллс, Деннис К. (апрель 2012 г.). «Глава 5: Аякс» (PDF) . Аэродинамика плазмы со времен окончания холодной войны (Диссертация). Колледж искусств и наук Университета штата Флорида. стр. 121–157.
- ^ Kalashnikov, Maxim (1998). Сломанный меч Империи [ The Broken Sword of the Empire ] (in Russian). The Great Resistance. ISBN 978-5897470273 .