Магнитогидродинамический привод
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Апрель 2020 г. ) |

Магнитогидродинамический привод или МГД-ускоритель — метод приведения в движение транспортных средств с использованием только электрического и магнитного полей без движущихся частей , ускоряющий электропроводящее топливо ( жидкость или газ ) с помощью магнитогидродинамики . Жидкость . направляется назад, и в результате реакции автомобиль ускоряется вперед [1] [2]
Исследования по изучению МГД в области морских двигателей начались в конце 1950-х годов. [3] [4] [5] [6] [7]
Было построено несколько крупномасштабных морских прототипов, что ограничено низкой электропроводностью морской воды . Увеличение плотности тока ограничено джоулевым нагревом воды и электролизом вблизи электродов , а увеличение напряженности магнитного поля ограничено стоимостью, размером и весом (а также технологическими ограничениями) электромагнитов и доступной мощностью для их питания. [8] [9] В 2023 году DARPA запустило программу PUMP по созданию морского двигателя с использованием сверхпроводящих магнитов, который, как ожидается, достигнет напряженности поля 20 Тесла . [10]
Более строгие технические ограничения применяются к МГД-двигателям с воздушным дыханием (где окружающий воздух ионизирован), которые все еще ограничены теоретическими концепциями и ранними экспериментами. [11] [12] [13]
Плазменные двигательные установки, использующие магнитогидродинамику для освоения космоса, также активно изучались, поскольку такая электромагнитная двигательная установка обеспечивает высокую тягу и высокий удельный импульс одновременно , а срок службы топлива будет намного дольше, чем в химических ракетах . [14]
Принцип
[ редактировать ]
Принцип работы включает в себя ускорение электропроводящей жидкости (которая может быть жидкостью или ионизированным газом , называемым плазмой ) силой Лоренца , возникающей в результате векторного произведения электрического тока (движение носителей заряда, ускоренное электрическим полем) приложенным . между двумя электродами ) с перпендикулярным магнитным полем . Сила Лоренца ускоряет все заряженные частицы , как положительные, так и отрицательные (в противоположных направлениях). Если преобладают положительные или отрицательные виды, транспортное средство приводится в движение в направлении, противоположном чистому заряду.
Это тот же принцип работы, что и у электродвигателя (точнее, линейного двигателя ), за исключением того, что в МГД-приводе твердотельный движущийся ротор заменен жидкостью, действующей непосредственно в качестве топлива . Как и все электромагнитные устройства, МГД-ускоритель является обратимым: если окружающая рабочая жидкость движется относительно магнитного поля, разделение зарядов вызывает разность электрических потенциалов , которую можно использовать с помощью электродов : тогда устройство действует как источник энергии , не двигаясь. части, преобразующие кинетическую энергию поступающей жидкости в электричество , называемую МГД-генератором .

Поскольку сила Лоренца в МГД-преобразователе действует не на одну изолированную заряженную частицу и не на электроны в твердом электрическом проводе , а на непрерывное распределение заряда в движении, то это «объемная» (объемная) сила, сила на единицу объем:
где f - плотность силы (сила на единицу объема), ρ - ( плотность заряда заряд на единицу объема), E - электрическое поле , J - плотность тока (ток на единицу площади) и B - магнитное поле . [ нужны разъяснения ]
Типология
[ редактировать ]МГД-двигатели подразделяются на две категории в зависимости от способа действия электромагнитных полей:
- Устройства проводимости , когда постоянный ток из-за приложенного напряжения между парами электродов, при этом магнитное поле является постоянным. в жидкости течет
- Индукционные устройства при переменном токе наводятся быстро меняющимся магнитным полем, как вихревые токи . В этом случае электроды не требуются.
Поскольку индукционные МГД-ускорители являются безэлектродными, они не имеют типичных проблем, связанных с проводящими системами (особенно джоулевым нагревом, пузырьками и окислительно-восстановительным потенциалом в результате электролиза), но для работы им необходимы гораздо более интенсивные пиковые магнитные поля. Поскольку одной из самых больших проблем с такими двигателями является ограниченность бортовой энергии, индукционные МГД-приводы не разрабатывались за пределами лаборатории.
Обе системы могут приводить рабочее тело в движение по двум основным схемам:
- Внутренний поток , когда жидкость ускоряется внутри и выбрасывается обратно из сопла трубчатого или кольцевого сечения , при этом МГД-взаимодействие концентрируется внутри трубы (аналогично ракетным или реактивным двигателям ).
- Внешний поток , когда жидкость ускоряется вокруг всей смачиваемой зоны транспортного средства, а электромагнитные поля распространяются вокруг кузова транспортного средства. Движущая сила возникает в результате распределения давления на панцире (как подъемная сила на крыле или то, как инфузорные микроорганизмы, такие как Paramecium, перемещают воду вокруг себя).
Системы внутреннего потока концентрируют МГД-взаимодействие в ограниченном объеме, сохраняя скрытности характеристики . Системы внешнего поля, напротив, обладают способностью воздействовать на очень большой объем окружающей воды с более высокой эффективностью и способностью уменьшать сопротивление , еще больше повышая эффективность. [15]
Морская силовая установка
[ редактировать ]

В MHD нет движущихся частей, а это означает, что хорошая конструкция может быть бесшумной, надежной и эффективной. Кроме того, конструкция MHD исключает многие изнашиваемые и фрикционные детали трансмиссии благодаря прямому приводу гребного винта от двигателя. Проблемы нынешних технологий включают стоимость и низкую скорость по сравнению с пропеллером, приводимым в движение двигателем. [8] [9] Дополнительные расходы связаны с большим генератором, который должен приводиться в движение двигателем. Такой большой генератор не требуется, когда двигатель напрямую приводит в движение гребной винт.
Первый прототип, 3-метровая (10-футовая) подводная лодка под названием EMS-1, был спроектирован и испытан в 1966 году Стюартом Уэйем, профессором машиностроения Калифорнийского университета в Санта-Барбаре . Уэй, находившийся в отпуске в Westinghouse Electric , поручил своим студентам старших курсов построить операционный блок. Эта подводная лодка MHD работала от батарей, подающих энергию на электроды и электромагниты, которые создавали магнитное поле силой 0,015 Тл. Крейсерская скорость составила около 0,4 метра в секунду (15 дюймов в секунду) во время испытаний в заливе Санта-Барбара, штат Калифорния , в соответствии с теоретическими прогнозами. [16] [17] [18] [15]
Позже японский прототип ST-500 длиной 3,6 метра в 1979 году достиг скорости до 0,6 м/с. [19]
первый в мире полноразмерный прототип Yamato 1 был построен В 1991 году в Японии после 6 лет исследований и разработок (НИОКР) Фондом кораблей и океанов (позже известным как Фонд исследований океанической политики ) . Корабль успешно перевез экипаж из десяти человек и пассажиров на скорости до 15 км/ч (8,1 узла) в гавани Кобе в июне 1992 года. [2] [20]
Позже были построены и тщательно изучены в лаборатории небольшие модели кораблей, что привело к успешному сравнению измерений и теоретическому прогнозированию конечной скорости корабля. [8] [9]
Военные исследования подводных МГД-двигателей включали высокоскоростные торпеды , подводные аппараты с дистанционным управлением (ROV), автономные подводные аппараты (AUV), вплоть до более крупных, таких как подводные лодки . [21]
Силовая установка самолета
[ редактировать ]Пассивное управление потоком
[ редактировать ]Первые исследования взаимодействия плазмы с гиперзвуковыми потоками вокруг транспортных средств относятся к концу 1950-х годов, когда была разработана концепция нового типа системы тепловой защиты космических капсул при высокоскоростном входе в атмосферу . Поскольку воздух низкого давления естественным образом ионизируется на таких очень высоких скоростях и высоте, считалось, что можно использовать эффект магнитного поля, создаваемого электромагнитом, для замены термоабляционных щитов «магнитным экраном». Гиперзвуковой ионизированный поток взаимодействует с магнитным полем, индуцируя вихревые токи в плазме. Ток в сочетании с магнитным полем создает силы Лоренца, которые противодействуют потоку и отделяют головную ударную волну дальше от транспортного средства, снижая тепловой поток , который возникает из-за резкого повторного сжатия воздуха за точкой застоя . Подобные исследования пассивного управления потоком все еще продолжаются, но крупномасштабный демонстратор еще не построен. [22] [23]
Активный контроль потока
[ редактировать ]Активное управление потоком с помощью силовых полей МГД, напротив, предполагает прямое и властное действие сил для локального ускорения или замедления воздушного потока , изменения его скорости, направления, давления, трения, параметров теплового потока, чтобы предохранить материалы и двигатели от напряжений. , позволяющий осуществлять гиперзвуковой полет . Это область магнитогидродинамики, также называемая магнитогазодинамикой , магнитоаэродинамикой или магнитоплазменной аэродинамикой , поскольку рабочей жидкостью является воздух (газ вместо жидкости), ионизированный и становящийся электропроводящим (плазма).
Ионизация воздуха достигается на большой высоте (электропроводность воздуха увеличивается по мере снижения атмосферного давления в соответствии с законом Пашена ) с использованием различных методов: высокого напряжения электрического дугового разряда , радиочастотного ( микроволнового диапазона ) электромагнитного тлеющего разряда , лазера , электронного луча или бетатрона , радиоактивного источника. ) или без него . веществ с низким потенциалом ионизации щелочных (например, цезия … с внесением в поток [24] [25]
Исследования МГД, применяемые в аэронавтике, пытаются расширить область применения гиперзвуковых самолетов до режимов с более высокими Махами:
- Воздействие на пограничный слой для предотвращения турбулентности ламинарного потока. [26]
- Смягчение ударных волн для термоконтроля и уменьшения волнового сопротивления и сопротивления формы. Некоторые теоретические исследования предполагают, что скорость потока можно контролировать повсюду в смачиваемой зоне самолета, поэтому ударные волны можно полностью устранить при использовании достаточной мощности. [27] [28] [29]
- Управление входным потоком. [25] [30] [31]
- Снижение скорости воздушного потока на входе для питания ГПВРД за счет использования секции МГД-генератора в сочетании с МГД-ускорителем на выходе из выхлопного сопла, питаемого от генератора через байпасную систему МГД. [32] [33] [34] [35]
Российский проект «Аякс» («Аякс») является примером концепции гиперзвукового самолета с МГД-управлением. [13] В США также существует программа по разработке гиперзвуковой МГД-системы байпаса — Hypersonic Vehicle Electric Power System (HVEPS). Рабочий прототип был завершен в 2017 году в рамках разработки General Atomics и Космического института Университета Теннесси при финансовой поддержке Исследовательской лаборатории ВВС США . [36] [37] [38] Эти проекты направлены на разработку МГД-генераторов, питающих МГД-ускорители для высокоскоростных транспортных средств нового поколения. Такие двухконтурные системы МГД часто проектируются на основе прямоточного воздушно-реактивного более простые в конструкции турбореактивные двигатели . двигателя, но также рассматриваются и [39] [40] [41] а также дозвуковые ПВРД . [42]
Такие исследования охватывают область резистивной МГД с магнитным числом Рейнольдса ≪ 1 с использованием нетепловых слабоионизованных газов, что делает разработку демонстраторов гораздо более сложной для реализации, чем МГД в жидкостях. «Холодная плазма» с магнитными полями подвержена электротермической нестабильности, возникающей при критическом параметре Холла, что затрудняет полномасштабные разработки. [43]
Перспективы
[ редактировать ]МГД двигательная установка рассматривалась в качестве основной двигательной установки как для морских, так и для космических кораблей, поскольку нет необходимости создавать подъемную силу для противодействия гравитации Земли ни в воде (из-за плавучести ), ни в космосе (из-за невесомости ), что исключено. в случае полета в атмосфере .
Тем не менее, учитывая нынешнюю решенную проблему источника электроэнергии (например, наличие до сих пор отсутствующего компактного термоядерного реактора мощностью в несколько мегаватт ), можно представить себе будущие самолеты нового типа, бесшумно работающие на МГД-ускорителях, способные ионизировать и направлять энергию. достаточно воздуха вниз, чтобы поднять несколько тонн . Поскольку внешние системы потока могут контролировать поток по всей смачиваемой площади, ограничивая тепловые проблемы на высоких скоростях, окружающий воздух будет ионизирован и радиально ускорен силами Лоренца вокруг осесимметричного тела (в форме цилиндра , конуса , сферы …), весь планер является двигателем. Подъемная сила и тяга возникнут в результате разницы давлений между верхней и нижней поверхностями, вызванной эффектом Коанды . [44] [45] Чтобы максимизировать такую разницу давлений между двумя противоположными сторонами, а также поскольку наиболее эффективные МГД-преобразователи (с высоким эффектом Холла ) имеют форму диска, такие МГД-леты желательно сплющивать, чтобы принять форму двояковыпуклой линзы . Не имея ни крыльев, ни воздушно-реактивных двигателей , он не имел бы никакого сходства с обычными самолетами, но вел бы себя как вертолет которого , лопасти были бы заменены «чисто электромагнитным ротором» без движущихся частей, всасывающим воздух вниз. Такие концепции летающих МГД-дисков были разработаны в экспертной литературе с середины 1970-х годов, в основном физиками Лейком Мирабо с Lightcraft , [46] [47] [48] [49] [50] и Субрата Рой с бескрылым электромагнитным летательным аппаратом (WEAV). [51] [52] [53]
Эти футуристические видения рекламировались в средствах массовой информации, хотя они все еще остаются вне досягаемости современных технологий. [54] [11] [55]
Движение космического корабля
[ редактировать ]Ряд экспериментальных методов движения космических аппаратов основан на магнитогидродинамике. Поскольку в этом типе МГД-движения используются сжимаемые жидкости в виде плазмы (ионизированных газов), его также называют магнитогазодинамикой или магнитоплазмодинамикой .
В таких электромагнитных двигателях рабочей жидкостью в большинстве случаев является ионизированный гидразин , ксенон или литий . В зависимости от используемого топлива в него можно добавить щелочь, например калий или цезий, для улучшения его электропроводности. Все заряженные частицы внутри плазмы, от положительных и отрицательных ионов до свободных электронов, а также нейтральные атомы в результате столкновений ускоряются в одном направлении под действием «теловой» силы Лоренца, которая возникает в результате сочетания магнитного поля. с ортогональным электрическим полем (отсюда и название «ускоритель перекрестного поля»), причем эти поля не направлены в направлении ускорения. Это фундаментальное отличие от ионных двигателей , которые используют электростатику для ускорения только положительных ионов с использованием кулоновской силы вдоль электрического поля высокого напряжения .
Первые экспериментальные исследования с использованием плазменных ускорителей перекрестного поля (квадратных каналов и сопел ракет) относятся к концу 1950-х годов. Такие системы обеспечивают большую тягу и более высокий удельный импульс , чем обычные химические ракеты и даже современные ионные двигатели, за счет более высокой необходимой плотности энергии. [56] [57] [58] [59] [60] [61]
Некоторые устройства, изучаемые в настоящее время, помимо ускорителей перекрестного поля, включают магнитоплазмодинамический двигатель , иногда называемый силовым ускорителем Лоренца (LFA), и безэлектродный импульсный индуктивный двигатель (PIT).
Даже сегодня эти системы не готовы к запуску в космос, поскольку им все еще не хватает подходящего компактного источника энергии, обеспечивающего достаточную плотность энергии (например, гипотетические термоядерные реакторы ), чтобы питать энергоемкие электромагниты , особенно импульсные индуктивные. Также вызывает беспокойство быстрая абляция электродов под интенсивным тепловым потоком. По этим причинам исследования остаются в основном теоретическими, а эксперименты по-прежнему проводятся в лаборатории, хотя с момента первых исследований двигателей такого типа прошло более 60 лет.
Вымысел
[ редактировать ]«Орегон», корабль из серии книг «Файлы Орегона» автора Клайва Касслера , имеет магнитогидродинамический привод. Это позволяет кораблю очень резко развернуться и мгновенно затормозить, вместо того чтобы скользить несколько миль. В «Восстании Валгаллы » Клайв Касслер вкладывает тот же импульс в привод « капитана Немо Наутилуса» .
В экранизации «Охоты за Красным Октябрем» магнитогидродинамический привод популяризировался как «гусеничный привод» для подводных лодок , почти незаметный «бесшумный привод», предназначенный для достижения скрытности в подводной войне . В действительности ток, проходящий через воду, создаст газы и шум, а магнитные поля создадут обнаруживаемую магнитную сигнатуру. В фильме высказывалось предположение, что этот звук можно спутать с геологической активностью. В романе, по которому снят фильм, гусеница, которую «Красный Октябрь» использовал , на самом деле представляла собой водомет так называемого «туннельного привода» (туннели обеспечивали акустическую маскировку кавитации от винтов).
В Бена Бовы романе «Обрыв» корабль , на котором происходили некоторые действия, «Starpower 1», построенный, чтобы доказать, что исследование и добыча полезных ископаемых в Поясе астероидов осуществимы и потенциально прибыльны, имел магнитогидродинамический привод, соединенный с термоядерной электростанцией .
См. также
[ редактировать ]- Электрогидродинамика
- Сила Лоренца связывает электрические и магнитные поля с движущей силой.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дейн, Абэ (август 1990 г.). «Реактивные корабли со скоростью 100 миль в час» (PDF) . Популярная механика . стр. 60–62 . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нормил, Деннис (ноябрь 1992 г.). «Сверхпроводимость уходит в море» (PDF) . Популярная наука . Компания Бонньер. стр. 80–85 . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Уэй, С. (15 октября 1958 г.). Исследование биполярных электрических и магнитных полей для подводных лодок (отчет). Бюро кораблей ВМС США. Предварительный меморандум. Сообщение.
- ^ Патент США 2997013 , Уоррен А. Райс, «Движительная система», выдан 22 августа 1961 г., передан Карлу Э. Гребе.
- ^ Фриауф, Дж. Б. (февраль 1961 г.). «Электромагнитная двигательная установка корабля» (PDF) . Журнал Американского общества военно-морских инженеров . 73 (1): 139–142. дои : 10.1111/j.1559-3584.1961.tb02428.x . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Филлипс, О.М. (1962). «Перспективы магнитогидродинамического судового движения». Журнал исследований кораблей . 43 : 43–51.
- ^ Дораг, РА (ноябрь 1963 г.). «Магнитогидродинамическое движение корабля с использованием сверхпроводящих магнитов». Труды Общества военно-морских архитекторов и морских инженеров (SNAME) . 71 : 370–386.
- ^ Перейти обратно: а б с Себрон, Дэвид; Вируле, Сильвен; Видаль, Жереми; Массон, Жан-Поль; Вируле, Филипп (2017). «Экспериментальное и теоретическое исследование магнитогидродинамических моделей кораблей» . ПЛОС ОДИН . 12 (6): e0178599. arXiv : 1707.02743 . Бибкод : 2017PLoSO..1278599C . дои : 10.1371/journal.pone.0178599 . ПМЦ 5493298 . ПМИД 28665941 .
- ^ Перейти обратно: а б с Овердуин, Джеймс; Поляк, Виктор; Рута, Анджали; Себастьян, Томас; Селуэй, Джим; Зиле, Дэниел (ноябрь 2017 г.). «Охота за Красным Октябрем II: демонстрация магнитогидродинамической лодки для вводного курса физики» . Учитель физики . 55 (8): 460–466. Бибкод : 2017PhTea..55..460O . дои : 10.1119/1.5008337 .
- ^ Ван, Брайан (25 мая 2023 г.). «DARPA работает над созданием практичного сверхтихого сверхпроводящего магнитного привода для подводных лодок | NextBigFuture.com» . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Папа, Грегори Т. (сентябрь 1995 г.). «Полет на микроволнах» (PDF) . Популярная механика . стр. 44–45.
- ^ Вейер, Том; Шатров, Виктор; Гербет, Гюнтер (2007). «Управление потоком и движение в плохих проводниках». Молоков Сергей С.; Моро, Р.; Моффатт, Х. Кейт (ред.). Магнитогидродинамика: историческая эволюция и тенденции . Springer Science+Business Media. стр. 295–312. дои : 10.1007/978-1-4020-4833-3 . ISBN 978-1-4020-4832-6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Что такое российский самолет «Аякс»?» . Североатлантический блог . 30 марта 2015 г.
- ^ Шуейри, Эдгар Ю. (февраль 2009 г.). «Новый рассвет электрической ракеты» . Научный американец . Том. 30, нет. 2. С. 58–65. Бибкод : 2009SciAm.300b..58C . doi : 10.1038/scientificamerican0209-58 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2016 г. Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уэй, С. (1968). «Электромагнитная силовая установка для грузовых подводных лодок» (PDF) . Журнал гидронавтики . 2 (2): 49–57. дои : 10.2514/3.62773 . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ «Беги тихо, беги электромагнитно» . Время . 23 сентября 1966 г. Архивировано из оригинала 14 января 2009 года.
- ^ "Электромагнитная подводная лодка EMS-1 на телевидении США (1966)" на YouTube
- ^ Путь, С.; Девлин, К. (июль 1967 г.). «Перспективы электромагнитной подводной лодки». Статья 67-432 . AIAA 3-я Объединенная специализированная конференция. Вашингтон, округ Колумбия
- ^ А. Ивата, Ю. Саджи и С. Сато, «Строительство модели корабля ST-500 со сверхпроводящей электромагнитной системой тяги», в материалах 8-й Международной конференции по криогенной инженерии (ICEC 8), под редакцией К. Риццуто (IPC Science). и технологии, 1980), стр. 775–784.
- ^ Такезава, Сэцуо; Тамама, Хироши; Сугавава, Кадзуми; Сакаи, Хироши; Мацуяма, Чиаки; Морита, Хироаки; Сузуки, Хироми; Уэяма, Ёсихиро (март 1995 г.). «Работа двигателя сверхпроводящей электромагнитогидродинамической двигательной установки корабля ЯМАТО-1» (PDF) . Бюллетень Общества морской инженерии Японии . 23 (1): 46–55. Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2017 г. Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Лин, Т.Ф.; Гилберт, Дж. Б.; Коссовский, Р. (февраль 1990 г.). Магнитогидродинамическая двигательная установка на морской воде для подводных аппаратов нового поколения (PDF) (Отчет). Лаборатория прикладных исследований Пенсильванского государственного университета. S2CID 35847351 . Годовой отчет ВМС США/ONR AD-A218 318. Архивировано из оригинала (PDF) 5 апреля 2018 г. Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Стеркин, Кэрол К. (декабрь 1965 г.). Взаимодействие космических аппаратов и других движущихся тел с естественной плазмой (PDF) (Отчет). НАСА. 19660007777. НАСА-CR-70362. JPLAI/LS-541.
- ^ «Магнитогидродинамическое управление потоком при входе в атмосферу» . Европейское космическое агентство . Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ Фронинг, HD; Роуч, РЛ (ноябрь 1999 г.). «Влияние ЭМ разрядов на подъемную силу, сопротивление и тягу гиперзвукового аппарата» (PDF) . АИАА-99-4878 . 9-я Международная конференция «Космические самолеты, гиперзвуковые системы и технологии». Норфолк, Вирджиния. дои : 10.2514/6.1999-487 .
- ^ Перейти обратно: а б Линеберри, Джон Т.; Роза, Р.Дж.; Битюрин В.А.; Бочаров А.Н.; Потебня, В.Г. (июль 2000 г.). «Перспективы МГД-управления потоками для гиперзвука» (PDF) . АИАА 2000-3057 . 35-я Межобщественная конференция и выставка по вопросам преобразования энергии. Лас-Вегас, Невада. дои : 10.2514/6.2000-3057 .
- ^ Улла, Л.; Самад, А.; Наваз, А. (2021). «Конвективная неустойчивость течения пограничного слоя над вращающимся конусом в однородном магнитном поле и выходе из него» . Европейский журнал механики B/Fluids . 87 : 12–23.
- ^ Пети, Ж.-П. (сентябрь 1983 г.). Возможен ли сверхзвуковой полет без ударной волны? (PDF) . 8-я Международная конференция по МГД-генерации электроэнергии. Москва, Россия.
- ^ Пети, Ж.-П.; Лебрен, Б. (1989). «Аннигиляция ударной волны под действием МГД в сверхзвуковом потоке. Квазиодномерный устойчивый анализ и тепловая блокировка» (PDF) . Европейский журнал механики Б. Б/Жидкости. 8 (2): 163–178.
- ^ Пети, Ж.-П.; Лебрен, Б. (1989). «Аннигиляция ударной волны под действием МГД в сверхзвуковых потоках. Двумерный устойчивый неизоэнтропический анализ. Противоударный критерий и моделирование ударной трубы для изэнтропических потоков» (PDF) . Европейский журнал механики Б. Б/Жидкости. 8 (4): 307–326. Бибкод : 1989EJMF....8..307L .
- ^ Шейкин Евгений Георгиевич; Куранов, Александр Л. (2005). «ГПВРД с МГД-управляемым входом» (PDF) . АИАА 2005-3223 . 13-я Международная конференция AIAA/CIRA по космическим самолетам, гиперзвуковым системам и технологиям. Капуя, Италия. дои : 10.2514/6.2005-3223 .
- ^ Пети, Ж.-П.; Джеффрэ, Дж. (июнь 2009 г.). «МГД-управление потоком для гиперзвукового полета» (PDF) . Acta Physica Polonica А. 115 (6): 1149–1513. Бибкод : 2009AcPPA.115.1149P . дои : 10.12693/aphyspola.115.1149 .
- ^ Битюрин В.А.; Зейгарник, В.А.; Куранов А.Л. (июнь 1996 г.). О перспективах применения МГД-технологии в аэрокосмической отрасли (PDF) . 27-я конференция по динамике плазмы и лазерам. Новый Орлеан, Луизиана. дои : 10.2514/6.1996-2355 .
- ^ Битюрин В.А.; Линеберри, Дж.; Потебня, В.; Алферов В.; Куранов А.; Шейкин, Е.Г. (июнь 1997 г.). Оценка концепций гиперзвуковой МГД (PDF) . 28-я конференция «Плазмодинамика и лазеры». Атланта, Джорджия. дои : 10.2514/6.1997-2393 .
- ^ Фрайштадт, В.Л.; Куранов А.Л.; Шейкин Е.Г. (ноябрь 1998 г.). «Использование МГД-систем в гиперзвуковых самолетах» (PDF) . Техническая физика . 43 (11): 1309–1313. Бибкод : 1998JTePh..43.1309F . дои : 10.1134/1.1259189 . S2CID 122017083 .
- ^ Шейкин Е.Г.; Куранов А.Л. (октябрь 2003 г.). Анализ ГПВРД с МГД-байпасом (PDF) . 3-й семинар «Термохимические процессы в плазменной аэродинамике». Санкт-Петербург, Россия. S2CID 10143742 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2018 г.
- ^ «Дженерал Атомикс» выходит на первое место в производстве электроэнергии» . Дженерал Атомикс . 21 марта 2017 года . Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ Уортон, Марк (2 июля 2017 г.). «Электроэнергетическая система гиперзвукового транспортного средства (HVEPS)» . Космический институт Университета Теннесси . Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ «ГПВРД МГД-система генерирует электроэнергию» . База ВВС Райт-Паттерсон . 7 июня 2017 года . Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ Адамович Игорь Владимирович; Рич, Дж. Уильям; Шнайдер, Стивен Дж.; Бланксон, Исайя М. (июнь 2003 г.). «Магнитогазодинамический отбор энергии и подготовка потока для газовой турбины» (PDF) . АИАА 2003-4289 . 34-я конференция AIAA по плазмодинамике и лазерам. Орландо, Флорида. дои : 10.2514/6.2003-4289 .
- ^ Бланксон, Исайя М.; Шнайдер, Стивен Дж. (декабрь 2003 г.). «Гиперзвуковой двигатель с использованием MHD Energy Bypass с обычным турбореактивным двигателем» (PDF) . АИАА 2003-6922 . 12-я Международная конференция AIAA по космическим самолетам, гиперзвуковым системам и технологиям. Норфолк, Вирджиния. дои : 10.2514/6.2003-6922 .
- ^ Шнайдер, Стивен Дж. «Кольцевая МГД-физика для обхода энергии турбореактивных двигателей» (PDF) . АИАА–2011–2230 . 17-я Международная конференция AIAA «Космические самолеты, гиперзвуковые системы и технологии». Сан-Франциско, Калифорния. дои : 10.2514/6.2011-2230 . hdl : 2060/20110016528 .
- ^ Чейз, РЛ; Бойд, Р.; Чиш, П.; Фронинг-младший, HD; Льюис, Марк; МакКинни, Луизиана (сентябрь 1998 г.). «Усовершенствованная концепция дизайна SSTO на основе технологии AJAX» (PDF) . Анахайм, Калифорния . AIAA и SAE, Всемирная авиационная конференция 1998 г. дои : 10.2514/6.1998-5527 .
- ^ Парк, Чул; Богданов, Дэвид В.; Мехта, Унмил Б. (июль 2003 г.). «Теоретические характеристики магнитогидродинамического двухконтурного прямоточного воздушно-реактивного двигателя с неравновесной ионизацией» (PDF) . Журнал движения и мощности . 19 (4): 529–537. дои : 10.2514/2.6156 .
- ^ Патент США 2108652 , «Требковое устройство», опубликован 15 января 1936 г., выдан 16 февраля 1938 г.
- ^ Пети, Ж.-П. (август 1974 г.). «Исследования и разработки летающих тарелок: эффект Коанды (английская версия)» (PDF) . Наука и жизнь (683): 68–73.
- ^ Мирабо, Л.Н. (1976). «МГД-движение за счет поглощения лазерного излучения» (PDF) . Журнал космических кораблей и ракет . 13 (8): 466–472. Бибкод : 1976JSpRo..13..466M . дои : 10.2514/3.27919 .
- ^ Мирабо, Луизиана; Керл, Дж. М.; и др. (июнь 1999 г.). «Исследование МГД-ускорителя в гиперзвуковом ударном туннеле RPI» (PDF) . АИАА-1999-2842 . 35-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательной технике. Лос-Анджелес, Калифорния. дои : 10.2514/6.1999-2842 .
- ^ Мирабо, Луизиана; и др. (январь 2000 г.). «Экспериментальное исследование двумерного МГД-генератора и ускорителя попутного потока с Маха набегающего потока = 7,6 и T (0) = 4100 К» (PDF) . АИАА-00-0446 . 38-е совещание и выставка по аэрокосмическим наукам. Рено, Невада. дои : 10.2514/6.2000-446 .
- ^ Мирабо, Луизиана; и др. (июль 2000 г.). «Экспериментальное исследование двумерного МГД-ускорителя и генератора скольжения» (PDF) . АИАА-00-3486 . 36-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам. Хантсвилл, Алабама. дои : 10.2514/6.2000-3486 .
- ^ Мирабо, Лейк Н.; Льюис, Джон С. (май 2009 г.). Справочник по полетам Lightcraft LTI-20: Гиперзвуковой летательный аппарат в эпоху за пределами нефти . Издательство «Справочник коллекционера». ISBN 978-1926592039 .
- ^ Рой, Субрата; Арнольд, Дэвид; Лин, Дженшан; Шмидт, Тони; Линд, Рик; и др. (20 декабря 2011 г.). Управление научных исследований ВВС; Университет Флориды (ред.). Демонстрация бескрылого электромагнитного летательного аппарата (PDF) (Отчет). Центр оборонной технической информации. АСИН B01IKW9SES . AFRL-OSR-VA-TR-2012-0922. Архивировано (PDF) из оригинала 17 мая 2013 г.
- ^ Патент США 8382029 , Субрата Рой, «Бескрылый парящий микровоздушный аппарат», выдан 26 февраля 2013 г., передан Исследовательскому фонду Университета Флориды Inc.
- ^ Патент США 8960595 , Субрата Рой, «Бескрылый парящий микровоздушный аппарат», выдан 24 февраля 2015 г., передан Исследовательскому фонду Университета Флориды Inc.
- ^ Пети, Жан-Пьер (март 1976 г.). «Плазменный двигатель для НЛО» ( PDF) . Наука и жизнь (на французском языке). № 702. с. 42–49.
- ^ Гринмайер, Ларри (7 июля 2008 г.). «Первая в мире летающая тарелка: сделана прямо здесь, на Земле» . Научный американец .
- ^ Реслер, Э.Л.; Сирс, WR (1958). «Течение в магнитогазодинамическом канале». Журнал прикладной математики и физики . 9б (5–6): 509–518. Стартовый код : 1958ЗаМП....9..509Р . дои : 10.1007/BF02424770 . S2CID 97266881 .
- ^ Уилсон, Т. А. (декабрь 1958 г.). «Замечания о ракетных и аэродинамических применениях магнитогидродинамического течения в канале». ТН-58-1058, АСТИЯ 207 228 . Корнелльский университет.
- ^ Вуд, врач общей практики; Картер, А.Ф. (1960). «Аспекты проектирования генератора плазмы постоянного тока». Динамика проводящих газов (Материалы 3-го двухгодичного симпозиума по газодинамике) .
- ^ Керреброк, Джек Л. (август 1961 г.). «Пограничные слои электродов в плазменных ускорителях постоянного тока» (PDF) . Журнал аэрокосмических наук . 28 (8): 631–644. дои : 10.2514/8.9117 .
- ^ Оутс, Гордон К. (1962). «Течение в магнитогазодинамическом канале в постоянном электрическом и постоянном магнитном поле» (PDF) . Журнал аэрокосмических наук . 29 (2): 231–232. дои : 10.2514/8.9372 .
- ^ Рощишевский, Ян (март 1965 г.). «Ракетный двигатель с электрическим ускорением в горле» (PDF) . Журнал космических кораблей и ракет . 2 (2): 278–280. Бибкод : 1965JSpRo...2..278R . дои : 10.2514/3.28172 .