Колумбийский типль
![]() тройной | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | тройной |
Классификация | Струнный инструмент (щипковые хордофоны с металлическими струнами, на которых обычно играют медиатором ; иногда перебором пальцев). |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.322 (Композитный хордофон ) |
Диапазон игры | |
С3 - А5 | |
Связанные инструменты | |
Типле- requinto Американский Типл; Темпл |
Часть серии о |
Культура Колумбии |
---|
![]() |
Общество |
Темы |
Символы |
Колумбийский типле (по-испански: типле , произносится: те-пле ) — щипковый струнный инструмент семейства гитарных , распространённый в Колумбии , где он считается одним из национальных инструментов. Примерно три четверти размера классической гитары, она имеет двенадцать струн, расположенных в четыре ряда по три струны . На ней играют как на основном инструменте, так и в качестве аккомпанирующего инструмента к гитаре.
Этимология
[ редактировать ]Согласно РАЭ, слово типле обозначает острый звук (тройной). Он также определяет типле как гитары с очень острым звуком; это, однако, противоречиво, поскольку сегодняшний типль нельзя отнести к инструментам острого звука. Термин типле также считается испанским словом, обозначающим тройной . [1] Традиционный колумбийский типле не следует путать с американским типле (он же типле «Мартин» ), которые сильно отличаются по размеру, струнам, настройке, звучанию, применению и технике.
История
[ редактировать ]Мало что известно о зарождении колумбийского типа и его использовании в Колумбии. Первые отчеты существуют в статье Хосе Кайседо Рохаса, опубликованной в 1849 году; в нем он рассказывает историю, происходящую в Читараке , недалеко от Сан-Хила , Сантандер ; о некоторых солдатах, которые дезертировали из армии после того, как впали в меланхолию во время вечеринки. В рассказе он описывает типле и то, как с его помощью пели коплы .
В своем упоминании о типле Рохас поясняет: «В Новой Гранаде есть типле и бандола. Они представляют собой имитацию испанской виуэлы » . В 1923 году известный музыкант Гильермо Урибе Ольгин цитирует сочинение Кайседо во время конференции, в котором он критикует колумбийский типле как более плохую версию испанской гитары, говоря: «Типле — это примитивная форма гитары, другими словами, это гитара без ноты E и A (...) [2]
В 1951 году боготский музыкант Хорхе Аньес цитирует в своей книге Canciones y recuerdos (Песни и воспоминания) наблюдение профессора Роберта Пизано, в котором он указывает, что художник из Неогранадина Грегорио Васкес Себальос нарисовал несколько типлов в руках ангелов внутри купола церкви. Святого Игнация . [3]
Колумбийский священник-историк Хосе Игнасио Пердомо Эскобар цитирует иезуитскую идиому, в которой указывается, что к 1680 году типле уже продавались в магазинах муниципалитета Топага , в департаменте Бояка . Такой идиомой было «продаются гитары и напитки, чтобы умножить счастье хороших людей» . Это подтверждается информацией, найденной в архивах собора Боготы . [4]
Колумбийский историк Гильермо Эрнандес де Альба в 1954 году выдвигает совершенно иную теорию в статье, опубликованной в El Espectador в Боготе. «На Канарских островах есть типичный маленький инструмент, называемый тампл , на нем играют как аккомпанирующий инструмент... не может ли быть так, что наш типле — это не просто эволюция канарского темпла?» [5] [6]
Исследователь и композитор Мигель Анхель Мартин пишет в своей книге Del Folclor llanero: [7] ( Фольклор восточных равнин ) с 1978 года: «Я считаю, что типле был завезен к нам с Канарских островов, и я считаю, что первые типле были изготовлены в поселениях Тамара, Моркоте, Пауто и Таме в Казанаре » . [8]
В 1970 году Гарри К. Дэвидсон публикует обширную монографию об этом типле в своей книге Diccionario Folclorico de Colombia (Колумбийский фольклорный словарь). В нем Дэвидсон анализирует концепции, высказанные Аньесом о картинах в церкви Святого Игнаса, и приходит к выводу, что источников недостаточно, чтобы принять его теории, а затем утверждает, что «этот инструмент вошел в историческое наследие Колумбии в начале XIX век» . [9]
Такое богатство теорий может указывать на то, что весьма вероятно, что на протяжении 19 века типль уже был частью культуры Колумбии. Нет четкого вывода о том, где в Колумбии впервые возник этот типль, поскольку документация отрывочна. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что типль связан с испанской гитарой и храмом с Канарских островов.
Сегодняшний колумбийский типль — результат длительной модификации гитар, завезенных конкистадорами в Новый Свет . Исторически трудно точно сказать, что такое типль, поскольку на протяжении веков многие хордофоны приняли такие названия. Существуют также расхождения в названиях одного и того же инструмента в разных частях Колумбии. В своей книге Cancionero of Antioquia ( «Шансонье Антиокии») автор Антонио Хосе Рестрепо перечисляет хордофоны, в том числе:
- Виуэла
- Cuatro (что означает четыре, потому что у него было всего четыре струны)
- Гитара
- Виуэла брава (или бандола )
- Типле (имеется в виду старый пятиструнный колумбийский инструмент)
Пять типов струн сейчас относительно неизвестны, за исключением упоминаний в исторических публикациях. Однако четырехструнный типл по-прежнему популярен на восточных равнинах Колумбии и в Венесуэле .
Непосредственным предшественником сегодняшних колумбийских типле и рекинто является восьмиструнный типле. Это подтверждается свидетельствами, найденными среди публикаций 1868 и 1877 годов, целью которых было обучение игре на таких инструментах. Их редактировали Хосе Элеутерио Суарес, Хосе Витери и Телесфоро Д'Алеман. Первой из этих публикаций является Metodo facil para aprender los tonos del Tiple («Простой метод изучения тонов типле»), и в настоящее время ее можно найти в Луис Анхеле Аранго и Национальной библиотеке Боготы в качестве исторического материала.
В 1868 году Хосе Витери публикует сборник под названием Metodo completo para aprender a tocar Tiple o Bandola Sin necesidad de Maestro (Полный метод обучения игре на типле или бандоле без учителя), в котором он объясняет, как в то время некоторые авторы использовали термин бандола. и типль взаимозаменяемы.
В течение 20 века типль приобрел свой нынешний вид. В первые годы 20 века типл все еще развивался. Создатели добавили струны, чтобы сохранить гармонию нот, в результате чего получилось четыре курса: две струны - три струны - три струны - две струны.
В 1915 году писатель Сантос Сифуэнтес написал статью под названием «Hacia el americanismo music — La musica en Colombia» (К музыкальному американизму — Музыка в Колумбии). В ней он упоминает колумбийский типл. Незнакомый с инструментом Сифуэнтес указывает на пару недостатков, но его сочинение имеет историческую ценность, поскольку объясняет, что к этому времени типпл имеет 12 струн. [10] (Десятиструнный типл до сих пор сохранился как «Американский типл», часто также известный как «Мартин типл», в честь главного производителя этого типа в штатах, компании Martin Guitar Company. Американский типл отличается не только меньшим количеством струн, но и тем, что он меньше, чем типл Colombiano, ближе к размеру баритоновой гавайской гитары , чем гитары.)
Последний шаг на пути к сегодняшнему типлу заключается в замене деревянной головки машины на механическую с металлическими шестернями, позволяющую игроку найти правильную настройку, мало чем отличающуюся от сегодняшних гитар.
На фотографии 1921 года изображена «Колумбийская лира» в той форме, которая известна сегодня. По прошествии этого времени колумбийский типле сохраняет свою нынешнюю форму, но производственный процесс с годами совершенствуется, в результате чего появляются типле более высокого качества, достигающие уровня высокого качества, такие как те, которые в настоящее время производятся Альберто Паредесом в Боготе или Карлосом Норато и Эрнандо Гусманом в Кали, среди других. страна. [11]
Хронология типла
[ редактировать ]Хронология колумбийского типа (нажмите «показать» или «скрыть», чтобы переключить эту таблицу) |
---|
Описание
[ редактировать ]Как родственник гитары, колумбийский типл похож по внешнему виду, хотя и немного меньше (около 18%), чем стандартная классическая гитара. Типичный масштаб грифа составляет около 530 мм (чуть менее 21 дюйма), а гриф соединяется с корпусом на 12-м ладу. Всего 12 струн, сгруппированных в четыре тройных ряда. Обычно он изготавливается из многих материалов, которые также используются для изготовления гитар: например, звуковая коробка часто изготавливается из ореха или кедра, а гриф обычно изготавливается из кедра. Лады традиционно изготавливались из красной или желтой меди, но в современных инструментах чаще встречается латунь или сталь. Рисунок струн представляет собой одно из основных отличий колумбийского типле от других хордофонов, таких как двенадцатиструнная гитара : металлические струны расположены в четыре ряда по три струны в каждом (трехструнные ряды). [12]
Дэвид Пелэм говорит о колумбийском типле:
- «Типль — это колумбийская адаптация испанской виуэлы эпохи Возрождения, привезенная в Новый Свет в XVI веке испанскими конкистадорами. В конце XIX века она приобрела свою нынешнюю форму. Ее двенадцать струн расположены в четыре группы. три: первая группа состоит из трех стальных струн, настроенных на ноту ми, вторая, третья и четвертая группы имеют медную струну в середине двух стальных струн. Центральные настроены на октаву ниже окружающих струн группы. аранжировка создает набор гармоник, которые придают инструменту уникальный голос». [13]
За пределами Колумбии «медные» струны чаще всего представляют собой стандартные стальные гитарные струны с латунной или бронзовой обмоткой.
Тюнинг
[ редактировать ]Традиционная настройка от самого низкого до самого высокого курса - это CEA D. Две внешние струны каждого курса настраиваются на октаву выше, чем средняя струна в курсе, что дает C4 C3 C4 • E4 E3 E4 • A4 A3 A4 • D4 D4 D4. Накладка на грифе с 18 или 19 ладами дает типу колумбиано диапазон примерно 2-2/3 октавы, от C3 до G#5 (или A5).
Современные музыканты часто используют альтернативный строй, при котором струны настраиваются на целую ступень выше, как четыре верхние струны современной гитары или как баритоновая гавайская гитара : DGB E. С октавными струнами это дает: D4 D3 D4 • G4 G3 G4 • B4 B3 B4 • E4 E4 E4; однако, B4 во втором курсе могут быть проблематичными (например, рвутся струны). Чтобы решить эту проблему, либо все струны второго курса могут быть настроены в унисон B3, либо инструмент может быть настроен на полтона или на целый тон ниже (по сути, традиционная настройка), а каподастр помещен на первый или второй лад, чтобы инструмент возвращается к гитарному тону или имеет меньшую длину мензуры и/или более тонкие струны, например 0,007, 0,006 или 0,005. [12]
Колумбийский типль по сути считается концертным инструментом (в тональности до), хотя он, как и гитара, имеет нотную запись на одну октаву выше фактического звука.
Макет строк типа (нажмите «показать» или «скрыть», чтобы переключить эту таблицу) |
---|
Игра на колумбийском типле
[ редактировать ]Как и на большинстве хордофонов семейства гитар, на колумбийском типле можно играть либо пальцами, либо плектром, либо комбинацией того и другого.
Говоря об игре в колумбийский типл, Гарри Дэвидсон сказал:
- «Секрет игры на типле заключается в правой руке. Издавать звуки левой рукой более или менее подходящим и быстрым способом — это то, чего даже человек, страдающий параличом нижних конечностей, может достичь с приемлемой эффективностью. Но побаловать его, лаская его струны в с любовью топать ее, создавая колодцы чарующей тишины, играть ее с бравадой в йоропо и торбеллино , выбирать между пением и пением, неся мелодию. Это, дорогой читатель, требует большего, чем просто навыки, особого дара, уникального волшебства. в этом играют роль очень немногие, игра запястья, разгибание пальцев веером, посадка ладони, которая падает на пульсирующие от волнения струны, ногти, сцарапывающие чудо. Из нот заставить типл издавать звуки - это то, чего может добиться каждый, но заставить его говорить, смеяться, петь, стонать, плакать... этого может добиться не тот, кто хочет это сделать, а тот, кто может это сделать. это." [14]
Обучение
[ редактировать ]На сегодняшний день процесс обучения варьируется, и их много. С 1936 г. некоторые методы были опубликованы в виде книг и буклетов. Многие учатся игре на ней у своих родителей, бабушек и дедушек, что является частью семейной традиции, которая в некоторых случаях также является источником дохода, поскольку типлы популярны в трио или серенадах .
Культура
[ редактировать ]
Типле используется во многих традиционных колумбийских музыкальных произведениях, включая бамбуко и пасильо, где он служит как аккомпанирующим инструментом, так и для соло. Одним из выдающихся композиторов стилевой музыки является Пачо Бенавидес. [12]
Сегодня типль рассматривается как инструмент, связанный с фольклором сельской Колумбии, где он остается популярным, хотя современные исполнители используют его для исполнения других жанров, таких как джаз. Изначально типл был скромным инструментом людей из низших экономических слоев. Со временем он стал более важным и в конечном итоге был принят как инструмент уровня гитары. Демографически типле произошел от метисов вице - королевства Новая Гранада , где на него смотрели свысока белые люди несмешанного происхождения. [15]
Говоря о социальной разнице между типле и гитарой, Антонио Хосе Рестрепо писал:«Но [типле] был широко распространен среди людей бронзового цвета, тех, кто был в рабочей ткани и руане , [с] сумкой, полной сплетен, [и с] мачете, привязанным к талии, [с] палкой гуаско или верракильо висит на руке, глаз крестьянина, [который] то босой, то в эспадрильях , [с] шапкой из иракского тростника, злонамеренно наклоненной набок, под полями сломанной короны она всегда оставалась; с ними, говорю я, пузатая виуэла, типле, всегда в компании бубна (на случай, если будет вечеринка)». [16]
В Сантандере к 1840 году в типле все еще играли на «танцах третьего класса» — вечеринках для людей низшего сословия. Обычно его сопровождал бубен . Впервые этот типль был упомянут только Томаса Карраскильи в романе «Frutos de mi tierra » («Плоды моей земли»). В этом романе он пишет, что на типле играл каждый артист, тогда как на гитарах до сих пор играли только в жокей-клубе Медельина . [17]
На юго-западе Антьокии небольшой муниципалитет стал первым в стране, включившим типле в свой герб. Это результат деятельности многих художников этого региона, которые с нежностью отнеслись к этому типлу и приняли его как символ своего культурного наследия.
Варианты
[ редактировать ]Ряд инструментов носят название «типль», некоторые из которых не имеют тесного отношения к колумбийскому типлу . Например, американский типл, созданный компанией RR Martin в 1919 году, по размеру ближе к теноровой гавайской гитаре и имеет десять струн, сгруппированных 2-3-3-2. [18] Современный вариант, наиболее тесно связанный с колумбийским типле, — это типле рекинто .
Рекинто Типле
[ редактировать ]Колумбийский типле рекинто ( tiple Colombiano requinto ) часто называют просто типле рекинто. Этот инструмент примерно на 10-15% меньше, чем типле колумбиано, и часто имеет форму скрипки или «песочных часов» (похоже на пуэрториканский куатро ). Как и типичный колумбиано, он имеет двенадцать струн, разделенных на четыре трехструнных ряда; однако струны в каждом тройном ряду настраиваются в унионы, давая либо строй C4 C4 C4 • E4 E4 E4 • A4 A4 A4 • D4 D4 D4 (традиционный), либо D4 D4 D4 • G4 G4 G4 • B4 B4 B4 • E4 Е4 Тюнинг Е4 (современный). Эти различия придают ему, как правило, более тонкий и высокий звук, чем у типичного колумбийского инструмента, хотя большая часть его настройки находится в том же диапазоне, что и у более крупного инструмента. В типле requinto используется повторная настройка , при которой первый курс настроен на более низкую высоту, чем некоторые курсы «ниже» его (см. таблицу настройки). [19]
Расположение строк Requinto Tiple (нажмите «показать» или «скрыть», чтобы переключить эту таблицу) |
---|
См. также
[ редактировать ]- Четыре (инструмент)
- Четыре (Пуэрто-Рико)
- Настройка струнных инструментов
- Высокие частоты
- Двенадцатиструнная гитара
Примечания
[ редактировать ]- ^ ГЛАВА ТРЕТЬЯ | Banrepcultural.org
- ^ ГЛАВА ПЕРВАЯ | Banrepcultural.org
- ^ Аньес, Хорхе; Песни и воспоминания ; Распечатать Национальный; Богота: 1951. 485 стр.
- ^ Эскобар, Хосе Игнасио Пердомо; История музыки в Колумбии , 3-е изд.; Издательство ABC Богота; Богота: 1963.
- ^ "История типа"
- ^ Лопес, Хавьер Окампо; Музыка и фольклор Колумбии ; Плаза и Джейнс; Барселона: 1984. стр. 49.
- ^ ЛЛАНЕРО ФОЛЛКЛОР
- ^ ЧАСТЬ 3 | Banrepcultural.org
- ^ Дэвидсон, Гарри К.; Фольклорный словарь Колумбии ; Банк Республики, Департамент Талль. Граф.; Богота: 1970.
- ^ Сифуэнтес, Сантос; К музыкальному американизму: Музыка в Колумбии ; Южноамериканская музыкальная почта I:37:8 ; Венесуэла: декабрь 1915 года.
- ^ ЧАСТЬ 4 | Banrepcultural.org
- ^ Jump up to: а б с Зулуанга, Дэвид Пуэрта; Лос Каминос дель Типле [Эволюция Типле]; Дамель Паблишерс; Богота, Колумбия: 1988. 208 стр.
- ^ Моралес, Абадия; Instrumentos Musicales del Folklore Colombiano [Музыкальные инструменты колумбийского фольклора]; Популярный банк; Богота, Колумбия: 1991.
- ^ Дэвидсон, Гарри К.; Фольклорный словарь Колумбии: III, Том 2 ; Опубл. из Банка Республики; Богота: 1970.
- ^ ГЛАВА ВОСЬМАЯ | Banrepcultural.org
- ^ Рыцарь, внук; Либеральные идеи ; Зритель; Богота: 1922 год.
- ^ Карраскилья, Томас; Плоды моей земли ; Издательская группа Норма; Богота: 1997.
- ^ Мартин Типл
- ^ Дэвисон, Гарри С.; Diccionario Folklorico de Colombia: Musica, Instrumentos y Danza [Фольклорный словарь Колумбии: музыка, инструменты и танцы]; Республиканский банк; Богото, Колумбия: 1970.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Интернет-ресурсы