Марта Кларк
Марта Кларк (родилась 3 июня 1944 г.) - американский театральный режиссер и хореограф, известный своим междисциплинарным подходом к театральным, танцевальным и оперным постановкам. Ее самая известная оригинальная работа - «Сад земных наслаждений» (1984, переосмысление 2008), исследование в театре, танце, музыке и полетах знаменитой одноименной картины Иеронима Босха . Спектакль был удостоен премии Drama Desk Award за уникальный театральный опыт, премии Оби за оригинальную музыку Ричарда Писли и премии кружка драматических критиков Лос-Анджелеса за хореографию.
В 1990 году Кларк получил Премию Макартура . [1] более известный как Грант гения.
Обучение и начало карьеры
[ редактировать ]Родилась и выросла в Пайксвилле, штат Мэриленд ( Балтимор ), она училась танцу у Кэрол Линн и Дейла Сенерта на подготовительной программе консерватории Пибоди . [2] Затем она поступила в Джульярдскую музыкальную школу и в 1965 году окончила танцевальную программу. Ее самыми влиятельными учителями были известный британский хореограф Энтони Тюдор и преподаватель музыкальной композиции Луи Хорст . Затем она три года выступала с современного танца хореографом Анной Соколовой и Мастерской театра танца . Позже она стала одним из основателей Театра танца Pilobolus и основала танцевальное трио Crowsnest (оба гастролировали по всему миру). Кларк продолжает делать весьма оригинальную карьеру режиссера и хореографа. [3] [4]
Театральная, танцевальная и оперная карьера
[ редактировать ]Многие оригинальные постановки Марты Кларк включают «Сад земных наслаждений» (с музыкой Ричарда Писли ), [5] [6] Вена: Люстхаус [7] Чудо любви , Вымирающие виды , Неопределенный час , Голодный художник , Верс ла Фламм , Шери [8] и Божий шут . Она поставила премьеру « Хэмптона Кристофера Приключений Алисы в подземелье» в Королевском национальном театре в Лондоне . [9] «Ангела-Жнеца» (с текстом Альфреда Ури – Пулитцеровская премия за вождение мисс Дейзи Премьера ) состоялась в Нью-Йорке в театре Джойс с 29 ноября по 11 декабря 2011 года. [10] Весной 2012 года она создала полноценную вечернюю работу L'altra metá del cielo в опере Ла Скала в Милане, Италия.
Ее оригинальные постановки были представлены в Общественном театре , Театре Линкольн-центра , Бруклинской музыкальной академии , Нью-Йоркской театральной мастерской , Signature Theater Company , Кеннеди-центре , Ла МаМа и Ла Скала и других.
Мел Гуссов написал в журнале The New York Times Magazine : «В творчестве Марты Кларк театр и танец неразделимы, объединены в стиль исполнения, у которого нет названия, но нет измерения. Ее произведения, отмеченные своей точностью и визуальной красотой, являются перформансами. предметы искусства». [11]
С 12 июня по 2 июля 2022 года последняя междисциплинарная театральная работа Кларка « Божий дурак» была представлена в La MaMa в Нью-Йорке. Цикл песен God's Fool включает в себя партитуру а капелла, исполняемую вживую, на основе музыки, охватывающей период 800 лет.
Кларк ставил хореографию для Нидерландского театра танца , балета Джоффри , Американского театра балета , танцевальной труппы Рамберта , труппы Марты Грэм и других.
Кларк поставил «Волшебную флейту» Моцарта для Glimmerglass Opera и Канадской оперной труппы . [12] Cosi fan tutte для Glimmerglass, « Тан Дуна » Марко Поло для Мюнхенской биеннале , Гонконгского фестиваля и Нью-Йоркской городской оперы , а также Глюка » «Орфей и Эвридика для Английской национальной оперы и Нью-Йоркской городской оперы.
Шекспира Она поставила «Сон в летнюю ночь» для Американского репертуарного театра. [13] и музыкально-театральная работа Belle Epoque , основанная на жизни Тулуз-Лотрека в Линкольн-центра Театре .
Она сотрудничала с драматургами Кристофером Хэмптоном , Ричардом Гринбергом , Чарльзом Л. Ми и Альфредом Ури .
Хотя Кларк не сочиняет партитуры или тексты (если они есть) для своих оригинальных произведений, она занимается всеми аспектами производства и режиссуры, от концепции и структуры до деталей музыки, текста, освещения и костюмов. Britannica Online резюмирует свой хореографический подход, говоря, что ее «эмоционально вызывающая воспоминания работа во многом основана на театральных элементах». [14]
Работы Кларка в основном черпают вдохновение из изобразительного искусства, особенно живописи. В этой озабоченности Кларка можно сравнить с такими разрозненными художниками, как Питер Селларс , Пина Бауш и Роберт Уилсон . New York Times Критик Майкл Киммельман писал о ее «Чудесе любви» в 1988 году, что ее «... можно причислить к недавним оперным постановкам, фильмам и театральным представлениям, которые так или иначе имитируют живопись. Франко Дзеффирелли , Джордж Лукас , Пина Бауш , Эндрю Ллойд Уэббер , Роберт Уилсон и Питер Селларс разделяют с Кларком одну поразительную особенность: они рассматривают исполнительское искусство как предлог для постановки визуальных зрелищ». [15]
В июне 2007 года версия шоу «Сад земных наслаждений» открыла 30-летний юбилей Американского танцевального фестиваля . [16] 19 ноября 2008 года обновленный « Сад земных наслаждений» открылся вне Бродвея в театре «Минетта Лейн» в Нью-Йорке и продлился до 5 апреля 2009 года.
В 2011 году Кларк создал «Angel Reapers » в сотрудничестве с лауреатом Пулитцеровской премии Альфредом Ури . Спектакль проходил в Signature Theater Company (Нью-Йорк) со 2 февраля по 20 марта 2016 года. Этот спектакль получил две премии Люсиль Лортель в категориях «Выдающийся альтернативный театральный опыт» и «Выдающаяся хореография». Angel Reapers также гастролировали по Новой Англии с выступлениями в Театре Джойс в 2011 году. [17]
Личная жизнь
[ редактировать ]Кларк была замужем за скульптором Филипом Граусманом и имеет сына - джазового музыканта и актера Дэвида Граусмана. [8]
Награды и почести
[ редактировать ]Кларк получил несколько наград, в том числе премию Макартура (1990), премию Сэмюэля Х. Скриппса / Американского танцевального фестиваля за заслуги перед жизнью (2010), [18] Премия журнала Dance Magazine (2013 г.) и две премии Джо А. Каллауэя за хореографию (2009 и 2014 гг.) от Фонда режиссеров и хореографов , единственный человек, дважды получивший награду за свою хореографию. [19]
Кларк получил два гранта от Фонда Гуггенхайма , а также пятнадцать грантов от NEA . Она получила премию Drama Desk Award , две премии Obie Awards и премию кружка драматических критиков Лос-Анджелеса 1985 года. [20] [21] В 2016 году Кларк выиграла две премии Люсиль Лортель за «Жнецы ангелов »: одну за «Выдающуюся хореографию», а другую вместе с соавтором Альфредом Ури за «Выдающийся альтернативный театральный опыт». [22] В июле 2019 года Кларк получила Премию Флоры Робертс, присуждаемую Фондом Гильдии драматургов, вручаемую театральному профессионалу в знак признания выдающейся работы в театре и поощрения продолжения этой работы. [23]
Скарке является героем фильма «Марта Кларк: Свет и тьма» для PBS , а ее «Сад земных наслаждений» был снят BBC . [24]
«Каос» , адаптированный по рассказам Луиджи Пиранделло , получил первую Тони Рэндалла премию Фонда ; и был представлен на Нью-Йоркской театральной мастерской в 2006 году.
В 2007 году Национальный фонд искусств предоставил грант на перемонтаж «Сада земных наслаждений» в рамках программы, посвященной перемонтажу американских шедевров.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Марта Кларк» . www.macfound.org . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ Расмуссен, Фредерик Н. (4 апреля 2016 г.). «Умер Дейл В. Зенерт, давний преподаватель танцев Пибоди» . Балтимор Сан . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Бернэм, Линда Фрай (весна 1986 г.). « Высокая производительность , перформанс и я». Обзор драмы: TDR . 30 (1): 15–51. дои : 10.2307/1145710 . JSTOR 1145710 .
- ^ Кригсман, Алан М. (28 октября 1983 г.). «Танцоры Вороньего гнезда: гениально странно» . Вашингтон Пост . Проверено 6 июня 2023 г.
- ↑ Стэнли Кауфманн писал в The New Republic : «Сад изменил «все наше представление о театре». Он олицетворял все, что уникально и подражаемо в театре». [ нужна полная цитата ]
- ^ Смит, Динита. «Мечта среднего возраста Марты Кларк». Нью-Йорк Таймс . [ нужна полная цитата ]
- ^ Рич, Фрэнк (21 апреля 1986 г.). «Сцена: «Вена» от Марты Кларк» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кауфман, Сара (27 сентября 2014 г.). «Марта Кларк сделала карьеру в движении. Теперь она ценит тишину» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «После невзгод в Нью-Йорке режиссер возвращается в Лондон» . АП НОВОСТИ . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Выпускница танцев Марта Кларк о своей совместной карьере | Джульярдская школа» . www.juilliard.edu . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Гусов, Мел (18 января 1987 г.). «Кларк Уорк» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Даннинг, Дженнифер (11 июля 1993 г.). «ТАНЕЦ. Оправляясь от слоновьей катастрофы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Марта Кларк» . Оксфордский справочник . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Марта Кларк» . Британская энциклопедия . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Киммельман, Майкл (6 июля 1988 г.). «Записная книжка критика» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Вудс, Байрон (13 июня 2007 г.). «Независимый обзор: «Сад земных наслаждений» Марты Кларк » . ИНДИ-неделя . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Клемент, Оливия (2 февраля 2016 г.). «Возвращение Ангелов-Жнецов начинается сегодня вечером за пределами Бродвея» . Афиша . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ^ «Марта Кларк получит награду в размере 50 000 долларов на фестивале Сэмюэля Х. Скриппса / Американского танцевального фестиваля 2010 года» . Треугольник искусств и развлечений . 26 марта 2010 года . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ «Премия Джо А. Каллауэя | Фонд режиссеров и хореографов» . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Макколи, Мэри Кэрол (16 ноября 2008 г.). «О рае и аде» . Балтимор Сан . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Награды 1980–1989 годов :: Круг драматических критиков Лос-Анджелеса» . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Получатели по категориям» . Премия Люсиль Лортель . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Премия Гильдии драматургов» . Гильдия драматургов . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Манникка, Элеонора. «Марта Кларк, Свет и Тьма» . АллРови . Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года . Проверено 4 февраля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео - Интервью «Женщины в театре»: Марта Кларк, режиссер/хореограф
- Интервью в книге Энн Богарт «Беседы с Анной».
- «Божий шут» был представлен с 12 июня по 2 июля 2022 года в La MaMa в Нью-Йорке.
- Юродивый - Мнение Лирический пересказ жизни святого Франциска завораживает в La MaMa | Вера имеет значение
- Хореографы современного танца
- Американские хореографы
- Американские театральные режиссеры
- Американские женщины-режиссёры
- Американские оперные режиссеры
- Женщины-оперные режиссёры
- Американские современные танцоры
- Художники из Балтимора
- Макартур Феллоуз
- 1944 года рождения
- Живые люди
- Выпускники Института Пибоди
- Выпускники Парковой школы Балтимора