Футува
Футувва (арабский: فتوة, «молодая мужественность») [1] была концепция морального поведения подростков, вокруг которой развивались бесчисленные институты средневекового братства. Обладая характеристиками, подобными рыцарству и добродетели , эти общинные объединения арабских мужчин приобрели значительное влияние как стабильные социальные единицы, которые оказывали религиозное, военное и политическое влияние в большей части исламского мира.
История и развитие
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В самом буквальном смысле Футувва описал качество молодости. Лишь в восьмом веке н.э. это слово стало обозначать нечто вроде морального кодекса. [2] Эволюция этого слова от прилагательного до моральной основы была вызвана слиянием и исламизацией персидских и арабских традиций. [3]
Распространение ислама сопровождалось распространением определения идеального арабского мужчины, или фата. [4] Даже в доисламскую эпоху эта тема представляла собой популярную форму поэзии, вращавшуюся вокруг личности Хатима ат-Таи , известного арабского поэта, известного своей щедростью. [5] Ат-Таи снова появляется в ранней литературе Футувва как доисламский предок рыцарского морального кодекса, который позже нашел выражение в аналогичных исламских иконах, а именно в Али ибн Абу Талибе . Со временем эта поэзия придаст фате, эпитету, используемому в Коране, чтобы прославить праведность таких фигур, как Юсуф и Ибрагим в « Спящих в пещере» , более глубокое моральное значение. [6] На развитие арабского представления об идеальном человеке дальнейшее влияние оказали персидские концепции Джаванмарди , аналогичной системы идеалов, тесно связанной с суфийскими орденами. [ нужна ссылка ]
Среди первых попыток кристаллизовать концепцию футувва в литературную форму был трактат Абу аль-Фатика девятого века, связывающий поведение фата с ожиданиями, определяющими поведение за столом. [7] Ассоциации молодых людей, упомянутые в кодексе аль-Фатика, предшественники более формально организованных братств последующих веков, впервые описаны в « Китаб аль-Агани» , антологии стихов и песен арабского мира девятого века. Хотя в стихотворении прямо не упоминается футувва, оно описывает новый класс молодых людей в Сирии, которые регулярно собирались вместе, чтобы выпить и повеселиться, и критиковали их склонность пренебрегать законами местного губернатора. [8] Эта явная стандартизация ранее туманной концепции моральной праведности задала тон для более обширных кодексов футува, которые начали развиваться между 11 и 14 веками нашей эры.
Халифская реформа
[ редактировать ]К XII веку концепция футуввы и организаций, основанных на ее предписаниях, распространилась по всему исламскому миру. [9] Свидетельством быстрого роста влияния в регионе является то, что халиф Ан-Насир иль-Дин Аллах одобрил и поддержал футувву. В 1182 году ан-Насир был принят в ряды футувва, облачился в их одежды и пил соленую воду от имени своего главы Шейха. [10] Со временем халиф будет использовать футувву как хитроумное средство утверждения халифской власти посредством религиозной иерархии, а не региональной власти. Он был особенно известен тем, что раздавал облачения футувва региональным лидерам в подтверждение своего более высокого ранга. [11] Хотя первоначальный текст реформ халифа 1207 года был утерян, репродукции описывают попытку реструктуризации и институционализации футуввы таким образом, чтобы это было выгодно власти халифа. Например, одна миссия 1221 года в Анатолию стремилась распространить эту реформу на исламские границы. [12] Его содержание включает такие меры, как усиление важности распределения брюк футувва халифом и утверждение ответственности халифа за защиту зданий футуввы. [13]
В конечном итоге присвоение футуввы халифом привело к расцвету литературы об этом учреждении. Однако вместо того, чтобы превратить братства в монолитные единицы халифского контроля, реформаторские меры породили беспрецедентное разнообразие мыслей относительно организаций, а также появилось множество новых инноваций и интерпретаций. [14] Оно продолжалось некоторое время после смерти его основателя. Попытка ан-Насира реструктурировать институт таким образом, чтобы укрепить свой контроль над исламским обществом. [15]
Футувва в Анатолии
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]«Ахизм» — это термин, используемый учеными, чтобы отличить организации футувва Анатолии от других ассоциаций футувва на остальной территории Ближнего Востока. [16] Ко времени путешествий Ибн Баттуты по Малой Азии в начале 14 века Ахият аль-Фитьян, или Братство молодежи, существовало в каждом крупном городе Анатолии. [17] Эти Братства Ахи приобрели известность в 13 веке после падения Великой Империи Сельджуков . [18] В отсутствие мощной центральной власти эти братства будут осуществлять стабилизирующее религиозное, политическое, экономическое и военное присутствие в Анатолии.
Структура и членство
[ редактировать ]Путешествуя по Анатолии, Баттута регулярно останавливался в домиках Ахи и восхищался гостеприимством хозяев. [19] Лидер каждого братства обустраивал хоспис, где в конце рабочего дня члены собирали вместе деньги для приобретения еды и питья. Когда путешественники, такие как Баттута, приезжали в город, они развлекали их изысканными банкетами, религиозными дебатами, песнями и танцами. Хотя членство в этих организациях в конечном итоге сильно сместилось в сторону торгового класса, многие из них по-прежнему могли похвастаться разнообразным членством. Фактически, вполне вероятно, что среди преимущественно аграрного населения Анатолии большинство братств не смогли бы состоять из членов исключительно одной профессии. [20]
Религиозный
[ редактировать ]Во многих отношениях религиозная структура ахи была усилена заметным распространением суфийских дервишей по всей Анатолии, одновременно с падением византийского контроля и ростом политического влияния ахи. [2] Преимущественно суфийские по своей природе, многие члены Ахьята пылко выражали свою религию, участвуя в эзотерических ритуалах, песнях и танцах. [20] Теологи-ахи были интегрированы в высший слой Османской империи при Орхане . В начале правления Османской династии на их территории проживало множество христиан. Эрудиты-ахи были направлены Орханом для публичных дебатов с христианскими богословами в надежде склонить местное население на сторону ислама. [21]
После политического упадка Ахията аль-Фитьяна многие из его наиболее духовных членов присоединились к таким дервишским орденам, как Мевлевис , Халветис и Бекташи . [22]
Военный
[ редактировать ]Отношения Ахията аль-Фитьяна с войной сильно различались в зависимости от местных условий. Внутри городов братства проявили ярую преданность своим городам и часто приходили на их защиту от агрессоров. [23] В то время как некоторые братства мирно объединялись вокруг торговли или суфизма, другие были тесно связаны с теми, кто вел газв , или священную войну, совершая набеги на города и деревни в Дар-эль-Харбе и собирая значительные суммы добычи. Оба эти союза обогатили ахи за счет боевых действий, приемлемых по законам шариата . [24]
Политический
[ редактировать ]Хотя турецкая экспансия в Западную Анатолию произошла быстро после краха византийского контроля там в 13 веке н. э., политика децентрализации сельджуков и монголов позволила братствам ахи оказывать значительное влияние. [25] Для поддержания этой системы требовалась обширная сеть покровительства сельджуков, обеспечивающая лояльность отдаленных групп посредством строительства общественных сооружений, домиков ахи и дервишей, а также гробниц. [26] Внутри городов братства стремились сохранить порядок и стабильность, в некоторых случаях действуя в качестве дипломатов с иностранными лидерами и центральным государством для поддержания мира. . [27]
Социально-экономический
[ редактировать ]Необходимость турецких ремесленных союзов конкурировать с византийскими мастерами в Малой Азии. [16] внес большой вклад в создание братств, объединенных общими профессиями, а заметное влияние Братства Ахи на Османскую империю можно увидеть в интеграции традиции футувва в систему гильдий Османской империи . Хотя изначально Братство Ахи было открыто для людей разных профессий, по мере того как османы укрепили свое правление в Анатолии, организация была преобразована в гильдии ремесленников и торговцев. [2] Во время правления Османской империи правительство не обучало общественность вопросам профессии. Профессиональное обучение проводилось гильдиями, а «трактаты Футувва использовались в качестве конституций гильдий Османской империи». [2]
Отношения с Османским государством и политический упадок
[ редактировать ]Во время образования Османского государства в 14 веке Братство Ахи было чрезвычайно влиятельным учреждением по всей Анатолии. Однако как независимые единицы местного влияния имперская власть осознавала потенциал Братьев Ахи стать мятежными очагами революционной агитации и религиозной ереси. [28] Обвиненные в заговоре против государства, многие братства оказались поглощены агрессивно экспансионистским Османским государством, однако при Мураде I и его преемнике Байзиде Громовержце недовольство и негодование Ахи по поводу имперских попыток контроля в конечном итоге привели к открытому восстанию. По мере того как имперское влияние возрастало, эти восстания подавлялись со все большей и большей легкостью, и Ахият аль-Фитьян все более полно использовали свою экономическую или религиозную основу, объединяясь в гильдии или суфийские ордена.
Футувва в Армении
[ редактировать ]Еще в XII веке армянский священник Матфей Эдесский описал армянские молодежные объединения, напоминающие то, что позже станет Братством Ахи в Анатолии. В своем дневнике священник ведет хронику ссоры между группой из восьмидесяти молодых торговцев рыбой и местными горожанами. В тексте отражено множество моделей поведения, которые очень похожи на аналоги из Ахи, в частности, употребление алкоголя, танцы и физические бои. [29]
После сельджукской оккупации армянский народ за пределами Киликийского королевства оказался под влиянием исламского права. Благодаря межкультурному обмену или инновациям армянские братства становились все более светскими. Фактически, настолько, что в 1280 году Армянская церковь предприняла попытку реформы, мало чем отличающуюся от будущей реформы халифа ан-Насира. Вскоре были написаны конституции, подобные тем, которые управляют исламскими группами футувва, в частности, священником-поэтом Ованесом Эрзнкаци . [30]
Структурно и функционально армянские братства имели много общего с другими группами футувва. Как и ахи Ахията ал-Фитяна, армянскими братствами руководил манктаваг, имевший как религиозное, так и светское влияние. [31] Было также много параллелей между произведениями Ованеса и произведениями Шихаба ад-Дина Умара ас-Сухраварди (1144–1234), человека, написавшего первые мусульманские футувва трактаты в Анатолии. Во-первых, религия составила основу футуввы . Оганес писал о важности религиозных обрядов, таких как трижды в день молитва. Он также изложил правила «открытия и закрытия частей тела». [32] Но самое главное, объединение было невозможно для нехристиан. Во-вторых, Ованес подчеркнул, что членам братства важно поддерживать друг друга. Например, в трактатах говорилось, что члены должны объединять свои прибыли и жить за счет них. [33] Эта практика особенно поразительно напоминала мусульманские братья-ахи, члены которых приносили свои ежедневные доходы в домик гильдии для его улучшения и для оказания гостеприимства гостям. Наконец, главной целью футуввы было поддержание морального поведения ее членов. Оганес писал, что важно иметь сильное тело и душу, подобную хорошо организованному городу с «одним укреплением и пятью воротами, окружающими его». [34] Пять ворот, представляющих глаза, уши, нос, руки и ноги, которые отвечают за чувства. «Все добро и зло, — утверждал Йованнес, — входило через эти врата. [34] Членам Церкви необходимо было правильно тренироваться и использовать свои чувства, чтобы защитить себя от греха. Например, в трактатах упоминалась важность целомудрия. Если член был женат, ему советовали соблюдать чистоту и держаться подальше от «чужих» кроватей. [33] Членам также не рекомендовалось употреблять вино, поскольку это могло привести к плохому поведению. Армянские братства обычно были связаны с торговлей и преданно защищали свои города от вторжений. [35]
Историография
[ редактировать ]Футувва стала темой для европейских востоковедов после упоминания в работе Франца Тэшнера. Позднее оно изучалось Клодом Каэном как социальный феномен средневекового Ирака и Турции.
Современное повторное использование названия
[ редактировать ]Парижская компания Al-Futuwa.
[ редактировать ]Аль-Футува также было арабским названием арабской националистической Ассоциации молодых арабов, основанной в 1913 году в Париже во время Первой мировой войны . [ нужна ссылка ]
Иракский Аль-Футува (1930-е и 1940-е годы)
[ редактировать ]Это также было название фашистского молодежного движения в стиле гитлерюгенда националистического панарабского , которое существовало в Ираке в 1930-х и 1940-х годах. [36] [37] В 1938 году молодёжная организация «Аль-Футувва» направила делегата на в Нюрнберге митинг нацистской партии и, в свою очередь, приняла у себя лидера гитлерюгенда Бальдура фон Шираха . [38]
Фашист [39] Панарабистский клуб «Аль-Мутанна» и его тип «Аль-Футува» («Гитлерюгенд») [40] движение, участвовал в нападении Фархуда на общину Багдада в еврейскую 1941 году . [41] [42]
Помимо поддержки фанатичного панарабизма, Футувва приняла откровенно тоталитарную идеологию. [43]
Иракская Футувва (1950-е)
[ редактировать ]Газета Daily Telegraph писала, что, хотя Саддам Хусейн никогда не признавал факт подготовки молодежной бригады, в нескольких прошлых выступлениях он с восхищением отзывался о гитлерюгенде. Широко распространено мнение, что он принадлежал к военизированной молодежной организации Футува , созданной по образцу Гитлерюгенда и сформированной в Багдаде в конце 1950-х годов. [44]
Использование концепции в Египте
[ редактировать ]В современном Египте этот термин используется для обозначения молодых людей, которые пытаются совершать квазирыцарские поступки, например помогать другим противостоять запугиванию со стороны конкурирующей группы.
См. также
[ редактировать ]- Аман (ислам) или аман , гарантия безопасности или милосердия, предоставляемая врагам, ищущим защиты.
- Кодексы чести бедуинов
- Фурусия , конные боевые упражнения Золотого века ислама и периода мамлюков.
- Гази , воин, участвовавший в военных экспедициях или набегах.
- Иззат (честь) , концепция чести в Северной Индии, Бангладеш и Пакистане, применяемая в разных религиях (индуистах, мусульманах и сикхах).
- Джаванмарди , персидское слово, почти синоним арабского слова Футувва.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Футуа , Google Translate
- ^ Перейти обратно: а б с д Гошгарян, Рэйчел. «За пределами социального и духовного: новое определение городских братств позднесредневековой Анатолии». Докторская диссертация, Гарвардский университет, 2008 г. Proquest (AAT 3295918).
- ^ Гошгарян 2008, с. 22.
- ^ Гошгарян 2008, с. 23.
- ^ Гошгарян 2008, с. 32.
- ^ Гошгарян 2008, с. 35.
- ^ Гошгарян 2008, с. 47.
- ^ Гошгарян 2008, с. 44-45.
- ^ Гошгарян 2008, с. 90.
- ^ Гошгарян 2008, с. 93.
- ^ Гошгарян 2008, с. 94.
- ^ Гошгарян 2008, с. 99.
- ^ Гошгарян 2008, с. 100.
- ^ Гошгарян 2008, с. 91.
- ^ Гошгарян 2008, с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б Шахин, Рукие; Озтюрк, Сафак; Уналмис, Мехмет (2009). «Профессиональная этика и моральные ценности в учреждении Ахи» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 1 : 801. doi : 10.1016/j.sbspro.2009.01.143 .
- ^ Арнакис 1953, с. 232.
- ^ Арнакис 1953, с. 234.
- ^ Баттута, Ибн (2013). Путешествия по Азии и Африке: 1325-54 . Нью-Йорк: Рутледж. п. 140.
- ^ Перейти обратно: а б Арнакис 1953, с. 239.
- ^ Г. Г. Арнакис, «Традиции футува в Османской империи: ахис, дервиши-бекташи и мастера», Журнал ближневосточных исследований, 12, № 4 (октябрь 1953 г.): 241, доступно на сайте jstor.org.
- ^ Арнакис 1953, с. 241.
- ^ Гошгарян, Рэйчел (01 января 2013 г.). «Открытие и закрытие: сосуществование и конкуренция в ассоциациях, основанных на футувве, в позднесредневековых анатолийских городах». Британский журнал ближневосточных исследований . 40 (1): 36–52. дои : 10.1080/13530194.2012.734957 . ISSN 1353-0194 . S2CID 144419443 .
- ^ Гошгарян 2008, с. 193.
- ^ Арнакис 1953, с. 238.
- ^ Гошгарян 2008, с. 172.
- ^ Гошгарян 2008, с. 174.
- ^ Арнакис 1953, с. 235
- ^ Гошгарян 2008, с. 250.
- ^ Гошгарян 2008, с. 233.
- ^ Гошгарян 2008, с. 256.
- ^ Гошгарян, Рэйчел. «Открытие и закрытие: сосуществование и конкуренция в ассоциациях, основанных на футувве, в анатолийских городах позднего средневековья». Лафайет-Колледж (2013).
- ^ Перейти обратно: а б Гошгарян 2013, с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Гошгарян 2013, с. 8.
- ^ Гошгарян 2008, с. 253.
- ^ Эллиот, Мэтью (15 августа 1996 г.). Независимый Ирак: британское влияние в 1941-1958 годах . ИБТаурис. ISBN 9781850437291 .
- ^ Коммунизм и национализм на Ближнем Востоке , Уолтер Лакер, Прегер, 1956, с. 179
- ^ Энциклопедия Холокоста , 1990, Том 2, Исраэль Гутман, стр. 716
- ^ Башкин, Орит (20 ноября 2008 г.). Другой Ирак: плюрализм и культура в Хашимитском Ираке . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804774154 .
- ^ Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки: DK Por Philip Mattar, стр. 860
- ^ Воспоминания о государстве: политика, история и коллективная идентичность в современном Ираке Эрика Дэвиса Эрик Дэвис, University of California Press, 2005, стр. 14
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2010 г. Проверено 24 апреля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Ось и арабский Ближний Восток: 1930-1945 , Роберт Льюис Мелка, Univ. Миннесота, 1966, с. 62
- ^ telegraph.co.uk: «Вы, мальчики, вы — семена, из которых снова восстанет наш великий президент Саддам»» 27 апреля 2003 г.