Jump to content

Футува

(Перенаправлено с Футувы )

Футувва (арабский: فتوة, «молодая мужественность») [1] была концепция морального поведения подростков, вокруг которой развивались бесчисленные институты средневекового братства. Обладая характеристиками, подобными рыцарству и добродетели , эти общинные объединения арабских мужчин приобрели значительное влияние как стабильные социальные единицы, которые оказывали религиозное, военное и политическое влияние в большей части исламского мира.

История и развитие

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

В самом буквальном смысле Футувва описал качество молодости. Лишь в восьмом веке н.э. это слово стало обозначать нечто вроде морального кодекса. [2] Эволюция этого слова от прилагательного до моральной основы была вызвана слиянием и исламизацией персидских и арабских традиций. [3]

Распространение ислама сопровождалось распространением определения идеального арабского мужчины, или фата. [4] Даже в доисламскую эпоху эта тема представляла собой популярную форму поэзии, вращавшуюся вокруг личности Хатима ат-Таи , известного арабского поэта, известного своей щедростью. [5] Ат-Таи снова появляется в ранней литературе Футувва как доисламский предок рыцарского морального кодекса, который позже нашел выражение в аналогичных исламских иконах, а именно в Али ибн Абу Талибе . Со временем эта поэзия придаст фате, эпитету, используемому в Коране, чтобы прославить праведность таких фигур, как Юсуф и Ибрагим в « Спящих в пещере» , более глубокое моральное значение. [6] На развитие арабского представления об идеальном человеке дальнейшее влияние оказали персидские концепции Джаванмарди , аналогичной системы идеалов, тесно связанной с суфийскими орденами. [ нужна ссылка ]

Среди первых попыток кристаллизовать концепцию футувва в литературную форму был трактат Абу аль-Фатика девятого века, связывающий поведение фата с ожиданиями, определяющими поведение за столом. [7] Ассоциации молодых людей, упомянутые в кодексе аль-Фатика, предшественники более формально организованных братств последующих веков, впервые описаны в « Китаб аль-Агани» , антологии стихов и песен арабского мира девятого века. Хотя в стихотворении прямо не упоминается футувва, оно описывает новый класс молодых людей в Сирии, которые регулярно собирались вместе, чтобы выпить и повеселиться, и критиковали их склонность пренебрегать законами местного губернатора. [8] Эта явная стандартизация ранее туманной концепции моральной праведности задала тон для более обширных кодексов футува, которые начали развиваться между 11 и 14 веками нашей эры.

Халифская реформа

[ редактировать ]

К XII веку концепция футуввы и организаций, основанных на ее предписаниях, распространилась по всему исламскому миру. [9] Свидетельством быстрого роста влияния в регионе является то, что халиф Ан-Насир иль-Дин Аллах одобрил и поддержал футувву. В 1182 году ан-Насир был принят в ряды футувва, облачился в их одежды и пил соленую воду от имени своего главы Шейха. [10] Со временем халиф будет использовать футувву как хитроумное средство утверждения халифской власти посредством религиозной иерархии, а не региональной власти. Он был особенно известен тем, что раздавал облачения футувва региональным лидерам в подтверждение своего более высокого ранга. [11] Хотя первоначальный текст реформ халифа 1207 года был утерян, репродукции описывают попытку реструктуризации и институционализации футуввы таким образом, чтобы это было выгодно власти халифа. Например, одна миссия 1221 года в Анатолию стремилась распространить эту реформу на исламские границы. [12] Его содержание включает такие меры, как усиление важности распределения брюк футувва халифом и утверждение ответственности халифа за защиту зданий футуввы. [13]

В конечном итоге присвоение футуввы халифом привело к расцвету литературы об этом учреждении. Однако вместо того, чтобы превратить братства в монолитные единицы халифского контроля, реформаторские меры породили беспрецедентное разнообразие мыслей относительно организаций, а также появилось множество новых инноваций и интерпретаций. [14] Оно продолжалось некоторое время после смерти его основателя. Попытка ан-Насира реструктурировать институт таким образом, чтобы укрепить свой контроль над исламским обществом. [15]

Футувва в Анатолии

[ редактировать ]

«Ахизм» — это термин, используемый учеными, чтобы отличить организации футувва Анатолии от других ассоциаций футувва на остальной территории Ближнего Востока. [16] Ко времени путешествий Ибн Баттуты по Малой Азии в начале 14 века Ахият аль-Фитьян, или Братство молодежи, существовало в каждом крупном городе Анатолии. [17] Эти Братства Ахи ​​приобрели известность в 13 веке после падения Великой Империи Сельджуков . [18] В отсутствие мощной центральной власти эти братства будут осуществлять стабилизирующее религиозное, политическое, экономическое и военное присутствие в Анатолии.

Структура и членство

[ редактировать ]

Путешествуя по Анатолии, Баттута регулярно останавливался в домиках Ахи и восхищался гостеприимством хозяев. [19] Лидер каждого братства обустраивал хоспис, где в конце рабочего дня члены собирали вместе деньги для приобретения еды и питья. Когда путешественники, такие как Баттута, приезжали в город, они развлекали их изысканными банкетами, религиозными дебатами, песнями и танцами. Хотя членство в этих организациях в конечном итоге сильно сместилось в сторону торгового класса, многие из них по-прежнему могли похвастаться разнообразным членством. Фактически, вполне вероятно, что среди преимущественно аграрного населения Анатолии большинство братств не смогли бы состоять из членов исключительно одной профессии. [20]

Религиозный

[ редактировать ]

Во многих отношениях религиозная структура ахи была усилена заметным распространением суфийских дервишей по всей Анатолии, одновременно с падением византийского контроля и ростом политического влияния ахи. [2] Преимущественно суфийские по своей природе, многие члены Ахьята пылко выражали свою религию, участвуя в эзотерических ритуалах, песнях и танцах. [20] Теологи-ахи были интегрированы в высший слой Османской империи при Орхане . В начале правления Османской династии на их территории проживало множество христиан. Эрудиты-ахи были направлены Орханом для публичных дебатов с христианскими богословами в надежде склонить местное население на сторону ислама. [21]

После политического упадка Ахията аль-Фитьяна многие из его наиболее духовных членов присоединились к таким дервишским орденам, как Мевлевис , Халветис и Бекташи . [22]

Отношения Ахията аль-Фитьяна с войной сильно различались в зависимости от местных условий. Внутри городов братства проявили ярую преданность своим городам и часто приходили на их защиту от агрессоров. [23] В то время как некоторые братства мирно объединялись вокруг торговли или суфизма, другие были тесно связаны с теми, кто вел газв , или священную войну, совершая набеги на города и деревни в Дар-эль-Харбе и собирая значительные суммы добычи. Оба эти союза обогатили ахи за счет боевых действий, приемлемых по законам шариата . [24]

Политический

[ редактировать ]

Хотя турецкая экспансия в Западную Анатолию произошла быстро после краха византийского контроля там в 13 веке н. э., политика децентрализации сельджуков и монголов позволила братствам ахи оказывать значительное влияние. [25] Для поддержания этой системы требовалась обширная сеть покровительства сельджуков, обеспечивающая лояльность отдаленных групп посредством строительства общественных сооружений, домиков ахи и дервишей, а также гробниц. [26] Внутри городов братства стремились сохранить порядок и стабильность, в некоторых случаях действуя в качестве дипломатов с иностранными лидерами и центральным государством для поддержания мира. . [27]

Социально-экономический

[ редактировать ]

Необходимость турецких ремесленных союзов конкурировать с византийскими мастерами в Малой Азии. [16] внес большой вклад в создание братств, объединенных общими профессиями, а заметное влияние Братства Ахи ​​на Османскую империю можно увидеть в интеграции традиции футувва в систему гильдий Османской империи . Хотя изначально Братство Ахи было открыто для людей разных профессий, по мере того как османы укрепили свое правление в Анатолии, организация была преобразована в гильдии ремесленников и торговцев. [2] Во время правления Османской империи правительство не обучало общественность вопросам профессии. Профессиональное обучение проводилось гильдиями, а «трактаты Футувва использовались в качестве конституций гильдий Османской империи». [2]

Отношения с Османским государством и политический упадок

[ редактировать ]

Во время образования Османского государства в 14 веке Братство Ахи было чрезвычайно влиятельным учреждением по всей Анатолии. Однако как независимые единицы местного влияния имперская власть осознавала потенциал Братьев Ахи стать мятежными очагами революционной агитации и религиозной ереси. [28] Обвиненные в заговоре против государства, многие братства оказались поглощены агрессивно экспансионистским Османским государством, однако при Мураде I и его преемнике Байзиде Громовержце недовольство и негодование Ахи по поводу имперских попыток контроля в конечном итоге привели к открытому восстанию. По мере того как имперское влияние возрастало, эти восстания подавлялись со все большей и большей легкостью, и Ахият аль-Фитьян все более полно использовали свою экономическую или религиозную основу, объединяясь в гильдии или суфийские ордена.

Футувва в Армении

[ редактировать ]

Еще в XII веке армянский священник Матфей Эдесский описал армянские молодежные объединения, напоминающие то, что позже станет Братством Ахи в Анатолии. В своем дневнике священник ведет хронику ссоры между группой из восьмидесяти молодых торговцев рыбой и местными горожанами. В тексте отражено множество моделей поведения, которые очень похожи на аналоги из Ахи, в частности, употребление алкоголя, танцы и физические бои. [29]

После сельджукской оккупации армянский народ за пределами Киликийского королевства оказался под влиянием исламского права. Благодаря межкультурному обмену или инновациям армянские братства становились все более светскими. Фактически, настолько, что в 1280 году Армянская церковь предприняла попытку реформы, мало чем отличающуюся от будущей реформы халифа ан-Насира. Вскоре были написаны конституции, подобные тем, которые управляют исламскими группами футувва, в частности, священником-поэтом Ованесом Эрзнкаци . [30]

Структурно и функционально армянские братства имели много общего с другими группами футувва. Как и ахи Ахията ал-Фитяна, армянскими братствами руководил манктаваг, имевший как религиозное, так и светское влияние. [31] Было также много параллелей между произведениями Ованеса и произведениями Шихаба ад-Дина Умара ас-Сухраварди (1144–1234), человека, написавшего первые мусульманские футувва трактаты в Анатолии. Во-первых, религия составила основу футуввы . Оганес писал о важности религиозных обрядов, таких как трижды в день молитва. Он также изложил правила «открытия и закрытия частей тела». [32] Но самое главное, объединение было невозможно для нехристиан. Во-вторых, Ованес подчеркнул, что членам братства важно поддерживать друг друга. Например, в трактатах говорилось, что члены должны объединять свои прибыли и жить за счет них. [33] Эта практика особенно поразительно напоминала мусульманские братья-ахи, члены которых приносили свои ежедневные доходы в домик гильдии для его улучшения и для оказания гостеприимства гостям. Наконец, главной целью футуввы было поддержание морального поведения ее членов. Оганес писал, что важно иметь сильное тело и душу, подобную хорошо организованному городу с «одним укреплением и пятью воротами, окружающими его». [34] Пять ворот, представляющих глаза, уши, нос, руки и ноги, которые отвечают за чувства. «Все добро и зло, — утверждал Йованнес, — входило через эти врата. [34] Членам Церкви необходимо было правильно тренироваться и использовать свои чувства, чтобы защитить себя от греха. Например, в трактатах упоминалась важность целомудрия. Если член был женат, ему советовали соблюдать чистоту и держаться подальше от «чужих» кроватей. [33] Членам также не рекомендовалось употреблять вино, поскольку это могло привести к плохому поведению. Армянские братства обычно были связаны с торговлей и преданно защищали свои города от вторжений. [35]

Историография

[ редактировать ]

Футувва стала темой для европейских востоковедов после упоминания в работе Франца Тэшнера. Позднее оно изучалось Клодом Каэном как социальный феномен средневекового Ирака и Турции.

Современное повторное использование названия

[ редактировать ]

Парижская компания Al-Futuwa.

[ редактировать ]

Аль-Футува также было арабским названием арабской националистической Ассоциации молодых арабов, основанной в 1913 году в Париже во время Первой мировой войны . [ нужна ссылка ]

Иракский Аль-Футува (1930-е и 1940-е годы)

[ редактировать ]

Это также было название фашистского молодежного движения в стиле гитлерюгенда националистического панарабского , которое существовало в Ираке в 1930-х и 1940-х годах. [36] [37] В 1938 году молодёжная организация «Аль-Футувва» направила делегата на в Нюрнберге митинг нацистской партии и, в свою очередь, приняла у себя лидера гитлерюгенда Бальдура фон Шираха . [38]

Фашист [39] Панарабистский клуб «Аль-Мутанна» и его тип «Аль-Футува» («Гитлерюгенд») [40] движение, участвовал в нападении Фархуда на общину Багдада в еврейскую 1941 году . [41] [42]

Помимо поддержки фанатичного панарабизма, Футувва приняла откровенно тоталитарную идеологию. [43]

Иракская Футувва (1950-е)

[ редактировать ]

Газета Daily Telegraph писала, что, хотя Саддам Хусейн никогда не признавал факт подготовки молодежной бригады, в нескольких прошлых выступлениях он с восхищением отзывался о гитлерюгенде. Широко распространено мнение, что он принадлежал к военизированной молодежной организации Футува , созданной по образцу Гитлерюгенда и сформированной в Багдаде в конце 1950-х годов. [44]

Использование концепции в Египте

[ редактировать ]

В современном Египте этот термин используется для обозначения молодых людей, которые пытаются совершать квазирыцарские поступки, например помогать другим противостоять запугиванию со стороны конкурирующей группы.

См. также

[ редактировать ]
  • Аман (ислам) или аман , гарантия безопасности или милосердия, предоставляемая врагам, ищущим защиты.
  • Кодексы чести бедуинов
  • Фурусия , конные боевые упражнения Золотого века ислама и периода мамлюков.
  • Гази , воин, участвовавший в военных экспедициях или набегах.
  • Иззат (честь) , концепция чести в Северной Индии, Бангладеш и Пакистане, применяемая в разных религиях (индуистах, мусульманах и сикхах).
  • Джаванмарди , персидское слово, почти синоним арабского слова Футувва.
  1. ^ Футуа , Google Translate
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Гошгарян, Рэйчел. «За пределами социального и духовного: новое определение городских братств позднесредневековой Анатолии». Докторская диссертация, Гарвардский университет, 2008 г. Proquest (AAT 3295918).
  3. ^ Гошгарян 2008, с. 22.
  4. ^ Гошгарян 2008, с. 23.
  5. ^ Гошгарян 2008, с. 32.
  6. ^ Гошгарян 2008, с. 35.
  7. ^ Гошгарян 2008, с. 47.
  8. ^ Гошгарян 2008, с. 44-45.
  9. ^ Гошгарян 2008, с. 90.
  10. ^ Гошгарян 2008, с. 93.
  11. ^ Гошгарян 2008, с. 94.
  12. ^ Гошгарян 2008, с. 99.
  13. ^ Гошгарян 2008, с. 100.
  14. ^ Гошгарян 2008, с. 91.
  15. ^ Гошгарян 2008, с. 92.
  16. ^ Перейти обратно: а б Шахин, Рукие; Озтюрк, Сафак; Уналмис, Мехмет (2009). «Профессиональная этика и моральные ценности в учреждении Ахи» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 1 : 801. doi : 10.1016/j.sbspro.2009.01.143 .
  17. ^ Арнакис 1953, с. 232.
  18. ^ Арнакис 1953, с. 234.
  19. ^ Баттута, Ибн (2013). Путешествия по Азии и Африке: 1325-54 . Нью-Йорк: Рутледж. п. 140.
  20. ^ Перейти обратно: а б Арнакис 1953, с. 239.
  21. ^ Г. Г. Арнакис, «Традиции футува в Османской империи: ахис, дервиши-бекташи и мастера», Журнал ближневосточных исследований, 12, № 4 (октябрь 1953 г.): 241, доступно на сайте jstor.org.
  22. ^ Арнакис 1953, с. 241.
  23. ^ Гошгарян, Рэйчел (01 января 2013 г.). «Открытие и закрытие: сосуществование и конкуренция в ассоциациях, основанных на футувве, в позднесредневековых анатолийских городах». Британский журнал ближневосточных исследований . 40 (1): 36–52. дои : 10.1080/13530194.2012.734957 . ISSN   1353-0194 . S2CID   144419443 .
  24. ^ Гошгарян 2008, с. 193.
  25. ^ Арнакис 1953, с. 238.
  26. ^ Гошгарян 2008, с. 172.
  27. ^ Гошгарян 2008, с. 174.
  28. ^ Арнакис 1953, с. 235
  29. ^ Гошгарян 2008, с. 250.
  30. ^ Гошгарян 2008, с. 233.
  31. ^ Гошгарян 2008, с. 256.
  32. ^ Гошгарян, Рэйчел. «Открытие и закрытие: сосуществование и конкуренция в ассоциациях, основанных на футувве, в анатолийских городах позднего средневековья». Лафайет-Колледж (2013).
  33. ^ Перейти обратно: а б Гошгарян 2013, с. 18.
  34. ^ Перейти обратно: а б Гошгарян 2013, с. 8.
  35. ^ Гошгарян 2008, с. 253.
  36. ^ Эллиот, Мэтью (15 августа 1996 г.). Независимый Ирак: британское влияние в 1941-1958 годах . ИБТаурис. ISBN  9781850437291 .
  37. ^ Коммунизм и национализм на Ближнем Востоке , Уолтер Лакер, Прегер, 1956, с. 179
  38. ^ Энциклопедия Холокоста , 1990, Том 2, Исраэль Гутман, стр. 716
  39. ^ Башкин, Орит (20 ноября 2008 г.). Другой Ирак: плюрализм и культура в Хашимитском Ираке . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  9780804774154 .
  40. ^ Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки: DK Por Philip Mattar, стр. 860
  41. ^ Воспоминания о государстве: политика, история и коллективная идентичность в современном Ираке Эрика Дэвиса Эрик Дэвис, University of California Press, 2005, стр. 14
  42. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2010 г. Проверено 24 апреля 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  43. ^ Ось и арабский Ближний Восток: 1930-1945 , Роберт Льюис Мелка, Univ. Миннесота, 1966, с. 62
  44. ^ telegraph.co.uk: «Вы, мальчики, вы — семена, из которых снова восстанет наш великий президент Саддам»» 27 апреля 2003 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e80b36b422f133a3a223b3160da46e9__1720479180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/e9/8e80b36b422f133a3a223b3160da46e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Futuwwa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)