Jump to content

Гази (воин)

(Перенаправлено с Газва )
«Гази-султан» Мурад II и Владислав III Польши .

Гази ( араб . гази , Арабское произношение: [ɣaːziː] , множественное число ġuzāt ) — человек, участвовавший в газаве ( غزو , ġazw ), что означает военные экспедиции или набеги. Последний термин применялся в ранней исламской литературе к экспедициям, возглавляемым исламским пророком Мухаммедом , а позже был использован тюркскими военачальниками для описания их завоевательных войн. [1]

В контексте войн между Россией и мусульманскими народами Кавказа , начавшихся еще в конце 18 века, когда шейх Мансур сопротивлялся российской экспансии, это слово обычно появляется в форме газават ( газават ). [2]

В англоязычной литературе газв часто встречается как раззия , заимствованное во французском языке из магрибского арабского языка .

В современном турецком языке гази используется для обозначения ветеранов , а также как титул для тюркских мусульманских чемпионов, таких как Эртугрул и Осман I. [3] [4]

Газва как рейд-раззия

[ редактировать ]

В доисламской бедуинской культуре газва была формой ограниченной войны, граничащей с разбоем , которая избегала лобовых столкновений и вместо этого делала упор на набеги и грабежи, обычно домашнего скота (см. Набеги на скот ). Бедуинский Омейядов поэт периода аль-Кутами написал часто цитируемые стихи: «Наше дело — совершать набеги на врага, на нашего соседа и на нашего собственного брата, в случае, если мы не найдем никого, кто мог бы совершить набег, кроме брата». [5] [6] Уильям Монтгомери Уотт выдвинул гипотезу, что Мухаммед счел полезным направить эту непрерывную междоусобную войну на своих врагов, сделав ее основой своей военной стратегии; [7] по мнению Уатта, знаменитая битва при Бадре началась как одна из таких раззиа . [8] как форме войны разции затем подражали Христианские государства Иберии в своих отношениях с государствами таифа ; [9] грубыми синонимами и схожей тактикой являются иберийская кавальгада и англо-французское шевоши . [10]

Слово razzia использовалось во французском колониальном контексте, особенно для набегов с целью грабежа и захвата рабов из числа жителей Западной и Центральной Африки , также известных как rezzou , когда их практиковали туареги . Это слово было заимствовано из языка «газия» алжирского арабского и позже стало образным названием любого акта грабежа с глагольной формой « раззиер» . [11]

Историческое развитие

[ редактировать ]
Молодой Акбар принял титул Бадшаха Гази после того, как возглавил армию Великих Моголов численностью 70 000 человек во время второй битвы при Панипате против 30 000 , в основном индуистов, противников во главе с Хему .
Османские гази побеждают крестоносцев в битве при Никополе . [12]

Гази ( араб . غازي , ġāzī ) — арабское слово, активное причастие от глагола ġazā , означающего «проводить военную экспедицию или набег»; тот же глагол может также означать «стремиться», и Гази, таким образом, может иметь то же значение, что и «Муджахид » или «тот, кто борется». Газа Отглагольное существительное слова это Газв или Газаван , что означает «набег». Производное единственное число в языке газва относится к одному сражению или набегу. Термин «гази» восходит, по крайней мере, к периоду Саманидов , когда он появляется как наемник и пограничный боец ​​в Хорасане и Трансоксиане . Позже до 20 000 из них приняли участие в индийских походах Махмуда Газни .

Гази Средства к существованию воинов зависели от грабежа и были склонны к разбою и мятежу в мирное время. Корпорации, в которые они организовались, привлекали авантюристов, фанатиков и религиозных и политических диссидентов всех национальностей. Однако со временем преобладали солдаты тюркской национальности, что отражало приобретение мамлюков, тюркских рабов в мамлюкских свитах и ​​охранных корпусах халифов и эмиров, а также в рядах корпорации гази , некоторые из которых в конечном итоге дослужились до военных, а позже политическое доминирование в различных мусульманских государствах.

На западе тюркские гази совершали постоянные вторжения вдоль византийской приграничной зоны , находя в акритах ( акритой ) своих греческих собратьев. После битвы при Манцикерте эти вторжения усилились, и жители региона увидели, как корпорации гази объединяются в полурыцарские братства с белыми колпаками и дубинками в качестве своих эмблем. Расцвет организаций пришелся на период монгольского завоевания, когда многие из них бежали из Персии и Туркестана в Анатолию.

Как организации, корпорации гази были подвижными, что отражало их популярный характер, и отдельные воины- гази переходили между ними в зависимости от престижа и успеха конкретного эмира , подобно бандам наемников вокруг западных кондотьеров . Именно на этих анатолийских территориях, завоеванных во время газва , возникла Османская империя, и в ее легендарных традициях говорится, что ее основатель Осман I выступил в качестве гази благодаря вдохновению шейха Эде Бали.

В более поздние периоды исламской истории почетный титул гази присваивался тем мусульманским правителям, которые добились заметных успехов в расширении владений ислама, и в конечном итоге этот почетный титул стал эксклюзивным для них, подобно тому, как римский титул император стал исключительной собственностью верховного правителя. правитель Римского государства и его семья.

Османы , вероятно, были первыми, кто принял эту практику, и в любом случае институт газв восходит к истокам их государства:

К началу османских времен это звание стало почетным титулом и претензией на лидерство. В надписи 1337 года [о строительстве мечети Бурса ] Орхан , второй правитель Османской линии, описывает себя как «Султан, сын султана Гази, Гази, сын Гази… пограничный владыка горизонтов».

Османский историк Ахмеди в своей работе объясняет значение Гази: [13]

Гази – орудие религии Аллаха, слуга Бога, очищающий землю от скверны многобожия. Гази – меч Божий, он – защитник и убежище верующих. Если он станет шахидом на пути Бога, не верьте, что он умер, он живет в блаженстве с Аллахом, у него есть вечная жизнь.

Все первые девять османских вождей использовали Гази как часть своего полного тронного имени (как и во многих других титулах, это назначение было добавлено, хотя оно и не соответствовало должности), а часто и впоследствии. Однако он так и не стал официальным титулом в формальном стиле правителя, в отличие от Султана уль-Муджахидина , который использовал султан Мурад Хан II Ходжа-Гази, шестой правитель Дома Османа (1421–1451), прозванный «Абул Хайрат». Султан уль-Муджахиддин, хан ханов, великий султан Анатолии и Румелии, а также городов Адрианополя и Филипполя.

Из-за политической легитимности, которая доставалась тем, кто носил этот титул, мусульманские правители соперничали между собой за превосходство в газии , причем османские султаны, как правило, признавались превосходящими всех остальных в этом подвиге:

По политическим причинам османские султаны — также являвшиеся последней династией халифов — придавали величайшее значение сохранению и укреплению репутации, которой они пользовались как гази в мусульманском мире. Когда они одерживали победы в Газе на Балканах, они отправляли отчеты о них (единственном числе, фет-наме ), а также о рабах и добыче восточным мусульманским правителям. Христианские рыцари, захваченные Баязидом I во время его победы над крестоносцами в Никополе в 1396 году и отправленные в Каир, Багдад и Тебриз, маршировали по улицам и вызвали большие демонстрации в пользу османов. ( Кембриджская история ислама , стр. 290)

Гази также использовался как почетный титул в Османской империи, обычно переводимый как «Победитель», для высокопоставленных офицеров, отличившихся в боях против врагов-немусульман; он был вручен Осман-паше после его знаменитой защиты Плевны таким образом , в Болгарии. [14] и Мустафе Кемалю-паше (позже известному как Ататюрк) за победу в битве при Сакарье . [15]

Некоторые мусульманские правители (в Афганистане) лично использовали вспомогательный стиль Падшах-и-Гази .

Газва Мухаммеда

[ редактировать ]

Газва , что буквально означает «походы», обычно используется биографами для обозначения всех путешествий Пророка из Медины, будь то заключение мирных договоров и проповедь ислама племенам, совершение умры , преследование врагов, напавших на Медину, или участвовать в девяти битвах. [16]

Мухаммед участвовал в 27 Газве. Первой газвой, в которой он принял участие, было вторжение в Ваддан в августе 623 года. [17] [18] он приказал своим последователям атаковать караван курайшитов. [17]

Оперативно

[ редактировать ]

, выполняемая в контексте исламской войны, Функция газв заключалась в том, чтобы ослабить оборону врага для подготовки к его возможному завоеванию и подчинению. Поскольку типичный рейдовый отряд газв часто не имел достаточного размера или силы для захвата военных или территориальных объектов, это обычно означало внезапные атаки на слабо защищенные цели (например, деревни) с целью деморализации противника и уничтожения материалов, которые могли бы поддержать их вооруженные силы. . Хотя исламские правила ведения войны обеспечивали защиту невоюющим сторонам, таким как женщины, монахи и крестьяне, поскольку их нельзя было убивать, их собственность все равно могла быть разграблена или уничтожена, а их самих можно было похитить и поработить ( Кембриджская история ислама , стр. .269):

Единственным способом избежать нападений гази было стать подданными Исламского государства. Немусульмане получили статус зимми , живущих под его защитой. Большинство христианских источников путают эти два этапа османских завоеваний. Османы, однако, старались соблюдать эти правила... Столкнувшись с ужасающим натиском гази , население, жившее за пределами империи , в « обители войны », часто отказывалось от неэффективной защиты христианских государств. и искал убежища в подчинении Османской империи. Крестьяне на открытой местности особенно ничего не потеряли от этой перемены.
Кембриджская история ислама , с. 285

Хорошим источником информации о проведении традиционных рейдов газв являются средневековые исламские юристы, чьи дискуссии о том, какие действия разрешены, а какие запрещены в ходе войны, раскрывают некоторые практики этого института. Одним из таких источников является Аверроэса « Бидаят аль-Муджтахид ва-Нихаят аль-Муктасид» (переведено в книге Питерса « Джихад в классическом и современном исламе: читатель» , глава 4).

Использование в современную эпоху

[ редактировать ]

В XIX веке мусульманские боевики на Северном Кавказе , сопротивлявшиеся военным операциям России, объявили газават (понимаемый как священная война) против вторжения русских православных. Хотя доподлинно это неизвестно, но считается, что дагестанский исламский учёный Мухаммад аль-Яраги идеологом этой священной войны был . В 1825 году съезд улемов в селе Яраг объявил газават против русских. Его первым лидером был Гази Мухаммад ; после его смерти имам Шамиль в конечном итоге продолжил его. [19]

Сообщается, что после террористических атак на Париж в ноябре 2015 года группировка «Исламское государство» назвала свои действия «газвой». [20]

В современной Турции гази используется для обозначения ветеранов. [21] 19 сентября в Турции отмечается День ветеранов. [22]

Яркие примеры

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Акынджи : (турецкий) «налетчик», более поздняя замена гази.
  • аль-Авасим : сирийско- анатолийская пограничная территория между Византийской и различными халифальными империями.
  • рибат : укрепленный монастырь, используемый воинствующим религиозным орденом; наиболее часто используется в Северной Африке
  • тугур : передовая/пограничная крепость.
  • uc : турецкий термин, обозначающий границу; uc beği (пограничник) - титул, присвоенный ранними османскими правителями; позже заменен на серхадд (граница)
  • моджахеды

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Абул-Энейн, Х. Юсуф и Зухур, Шерифа, « Исламские правила ведения войны », Институт стратегических исследований, Военный колледж армии США, Diane Publishing Co., Дарби, Пенсильвания, ISBN   1-4289-1039-5 стр. 6.
  2. ^ Куллберг, Ансси (1 октября 2003 г.). «История движения за независимость Чечни II: суфийское сопротивление» . Евразийский политик .
  3. ^ «Гази - Ассоциация турецкого языка | Словарь» . sozluk.gov.tr ​​(на турецком языке) . Проверено 31 января 2020 г.
  4. ^ «Чем отличается мученик от ветерана» . Разница между 19 ноября 2014 г. Проверено 31 января 2020 г.
  5. ^ Пол Уитли (2001). Места, где мужчины молятся вместе: города в исламских странах, VII-X века . Издательство Чикагского университета. п. 11. ISBN  978-0-226-89428-7 .
  6. ^ Эй Джей Кэмерон (1973). Абу Зарр аль-Гифари: исследование его образа в агиографии ислама . Королевское азиатское общество: [распространяется] Лузаком. п. 9. ISBN  978-0-7189-0962-8 .
  7. ^ Уильям Монтгомери Ватт; Пьер Качья (1996). История исламской Испании . Издательство Эдинбургского университета. стр. 6–7. ISBN  978-0-7486-0847-8 .
  8. ^ Уильям Монтгомери Ватт (1978). «Мухаммед» . В Энн Кэтрин Суинфорд Лэмбтон; Бернард Льюис (ред.). Центральные исламские земли от доисламских времен до первой мировой войны . Издательство Кембриджского университета. п. 45. ИСБН  978-0-521-29135-4 .
  9. ^ Катал Дж. Нолан (2006). Эпоха религиозных войн, 1000–1650: энциклопедия глобальных войн и цивилизации . Издательская группа Гринвуд. п. 724. ИСБН  978-0-313-33734-5 .
  10. ^ Катал Дж. Нолан (2006). Эпоха религиозных войн, 1000–1650: энциклопедия глобальных войн и цивилизации . Издательская группа Гринвуд. п. 718. ИСБН  978-0-313-33734-5 .
  11. ^ Сешнс, JE (2017). Мечом и плугом: Франция и завоевание Алжира . Издательство Корнельского университета. п. 227. ИСБН  978-0-8014-5446-2 .
  12. ^ Локман (1588). «Битва при Никополе (1396 г.)» . Хюнернаме . Архивировано из оригинала 29 мая 2013 г.
  13. ^ Пол Виттек, (2013), Возвышение Османской империи: исследования по истории Турции, Книги Королевского азиатского общества тринадцатого – пятнадцатого веков , стр. 44
  14. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гази ». Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 916.
  15. ^ Шоу, Стэнфорд Джей (1976), «История Османской империи и современной Турции», Cambridge University Press, ISBN   978-0-521-21280-9 , с. 357
  16. ^ Ахмед Аль-Давуди (2011), Исламский закон войны: обоснования и правила , стр. 22. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN   9780230111608 .
  17. ^ Jump up to: а б Саад, Ибн (1967). Китаб ат-табакат аль-Кабир, Ибн Саад, Том 2 . Пакистанское историческое общество. п. 4. АСИН   B0007JAWMK . ГАЗВА АЛЬ-АБВЫ* Затем (произошла) газва Посланника Аллаха, да благословит его Аллах, в аль-Абве в Сафаре (август 623 г. н.э.)
  18. ^ Табари, Эл (2008), Фонд сообщества , State University of New York Press, стр. 12, ISBN  978-0887063442 В Сафаре (который начался 4 августа 623 г.), почти через двенадцать месяцев после его прибытия в Медину двенадцатого числа Раби аль-Авваля, он совершил набег до Ваддана.
  19. ^ Емельянова Галина Михайловна (2002 г.). Россия и ислам: исторический обзор . Пэлгрейв Макмиллан. п. 50. ISBN  978-0-333-68354-5 .
  20. ^ Ибрагим, Айман С. (16 ноября 2015 г.). «Четыре способа, которыми ИГИЛ обосновывает свои действия религией, и почему это должно иметь значение (КОММЕНТАРИЙ)» . Вашингтон Пост . Проверено 17 ноября 2015 г.
  21. ^ «Гази - Ассоциация турецкого языка | Словарь» . sozluk.gov.tr ​​(на турецком языке) . Проверено 31 января 2020 г.
  22. ^ «Турция чтит память ветеранов в День ветеранов - Новости Турции» . 19 сентября 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4d0543319265b0f1511e95e8b9f6817__1715935380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/17/c4d0543319265b0f1511e95e8b9f6817.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghazi (warrior) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)