Гази (воин)
Гази ( араб . гази , Арабское произношение: [ɣaːziː] , множественное число ġuzāt ) — человек, участвовавший в газаве ( غزو , ġazw ), что означает военные экспедиции или набеги. Последний термин применялся в ранней исламской литературе к экспедициям, возглавляемым исламским пророком Мухаммедом , а позже был использован тюркскими военачальниками для описания их завоевательных войн. [1]
В контексте войн между Россией и мусульманскими народами Кавказа , начавшихся еще в конце 18 века, когда шейх Мансур сопротивлялся российской экспансии, это слово обычно появляется в форме газават ( газават ). [2]
В англоязычной литературе газв часто встречается как раззия , заимствованное во французском языке из магрибского арабского языка .
В современном турецком языке гази используется для обозначения ветеранов , а также как титул для тюркских мусульманских чемпионов, таких как Эртугрул и Осман I. [3] [4]
Газва как рейд-раззия
[ редактировать ]В доисламской бедуинской культуре газва была формой ограниченной войны, граничащей с разбоем , которая избегала лобовых столкновений и вместо этого делала упор на набеги и грабежи, обычно домашнего скота (см. Набеги на скот ). Бедуинский Омейядов поэт периода аль-Кутами написал часто цитируемые стихи: «Наше дело — совершать набеги на врага, на нашего соседа и на нашего собственного брата, в случае, если мы не найдем никого, кто мог бы совершить набег, кроме брата». [5] [6] Уильям Монтгомери Уотт выдвинул гипотезу, что Мухаммед счел полезным направить эту непрерывную междоусобную войну на своих врагов, сделав ее основой своей военной стратегии; [7] по мнению Уатта, знаменитая битва при Бадре началась как одна из таких раззиа . [8] как форме войны разции затем подражали Христианские государства Иберии в своих отношениях с государствами таифа ; [9] грубыми синонимами и схожей тактикой являются иберийская кавальгада и англо-французское шевоши . [10]
Слово razzia использовалось во французском колониальном контексте, особенно для набегов с целью грабежа и захвата рабов из числа жителей Западной и Центральной Африки , также известных как rezzou , когда их практиковали туареги . Это слово было заимствовано из языка «газия» алжирского арабского и позже стало образным названием любого акта грабежа с глагольной формой « раззиер» . [11]
Историческое развитие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2015 г. ) |
Гази ( араб . غازي , ġāzī ) — арабское слово, активное причастие от глагола ġazā , означающего «проводить военную экспедицию или набег»; тот же глагол может также означать «стремиться», и Гази, таким образом, может иметь то же значение, что и «Муджахид » или «тот, кто борется». Газа Отглагольное существительное слова — это Газв или Газаван , что означает «набег». Производное единственное число в языке газва относится к одному сражению или набегу. Термин «гази» восходит, по крайней мере, к периоду Саманидов , когда он появляется как наемник и пограничный боец в Хорасане и Трансоксиане . Позже до 20 000 из них приняли участие в индийских походах Махмуда Газни .
Гази Средства к существованию воинов зависели от грабежа и были склонны к разбою и мятежу в мирное время. Корпорации, в которые они организовались, привлекали авантюристов, фанатиков и религиозных и политических диссидентов всех национальностей. Однако со временем преобладали солдаты тюркской национальности, что отражало приобретение мамлюков, тюркских рабов в мамлюкских свитах и охранных корпусах халифов и эмиров, а также в рядах корпорации гази , некоторые из которых в конечном итоге дослужились до военных, а позже политическое доминирование в различных мусульманских государствах.
На западе тюркские гази совершали постоянные вторжения вдоль византийской приграничной зоны , находя в акритах ( акритой ) своих греческих собратьев. После битвы при Манцикерте эти вторжения усилились, и жители региона увидели, как корпорации гази объединяются в полурыцарские братства с белыми колпаками и дубинками в качестве своих эмблем. Расцвет организаций пришелся на период монгольского завоевания, когда многие из них бежали из Персии и Туркестана в Анатолию.
Как организации, корпорации гази были подвижными, что отражало их популярный характер, и отдельные воины- гази переходили между ними в зависимости от престижа и успеха конкретного эмира , подобно бандам наемников вокруг западных кондотьеров . Именно на этих анатолийских территориях, завоеванных во время газва , возникла Османская империя, и в ее легендарных традициях говорится, что ее основатель Осман I выступил в качестве гази благодаря вдохновению шейха Эде Бали.
В более поздние периоды исламской истории почетный титул гази присваивался тем мусульманским правителям, которые добились заметных успехов в расширении владений ислама, и в конечном итоге этот почетный титул стал эксклюзивным для них, подобно тому, как римский титул император стал исключительной собственностью верховного правителя. правитель Римского государства и его семья.
Османы , вероятно, были первыми, кто принял эту практику, и в любом случае институт газв восходит к истокам их государства:
- К началу османских времен это звание стало почетным титулом и претензией на лидерство. В надписи 1337 года [о строительстве мечети Бурса ] Орхан , второй правитель Османской линии, описывает себя как «Султан, сын султана Гази, Гази, сын Гази… пограничный владыка горизонтов».
Османский историк Ахмеди в своей работе объясняет значение Гази: [13]
Гази – орудие религии Аллаха, слуга Бога, очищающий землю от скверны многобожия. Гази – меч Божий, он – защитник и убежище верующих. Если он станет шахидом на пути Бога, не верьте, что он умер, он живет в блаженстве с Аллахом, у него есть вечная жизнь.
Все первые девять османских вождей использовали Гази как часть своего полного тронного имени (как и во многих других титулах, это назначение было добавлено, хотя оно и не соответствовало должности), а часто и впоследствии. Однако он так и не стал официальным титулом в формальном стиле правителя, в отличие от Султана уль-Муджахидина , который использовал султан Мурад Хан II Ходжа-Гази, шестой правитель Дома Османа (1421–1451), прозванный «Абул Хайрат». Султан уль-Муджахиддин, хан ханов, великий султан Анатолии и Румелии, а также городов Адрианополя и Филипполя.
Из-за политической легитимности, которая доставалась тем, кто носил этот титул, мусульманские правители соперничали между собой за превосходство в газии , причем османские султаны, как правило, признавались превосходящими всех остальных в этом подвиге:
- По политическим причинам османские султаны — также являвшиеся последней династией халифов — придавали величайшее значение сохранению и укреплению репутации, которой они пользовались как гази в мусульманском мире. Когда они одерживали победы в Газе на Балканах, они отправляли отчеты о них (единственном числе, фет-наме ), а также о рабах и добыче восточным мусульманским правителям. Христианские рыцари, захваченные Баязидом I во время его победы над крестоносцами в Никополе в 1396 году и отправленные в Каир, Багдад и Тебриз, маршировали по улицам и вызвали большие демонстрации в пользу османов. ( Кембриджская история ислама , стр. 290)
Гази также использовался как почетный титул в Османской империи, обычно переводимый как «Победитель», для высокопоставленных офицеров, отличившихся в боях против врагов-немусульман; он был вручен Осман-паше после его знаменитой защиты Плевны таким образом , в Болгарии. [14] и Мустафе Кемалю-паше (позже известному как Ататюрк) за победу в битве при Сакарье . [15]
Некоторые мусульманские правители (в Афганистане) лично использовали вспомогательный стиль Падшах-и-Гази .
Газва Мухаммеда
[ редактировать ]Газва , что буквально означает «походы», обычно используется биографами для обозначения всех путешествий Пророка из Медины, будь то заключение мирных договоров и проповедь ислама племенам, совершение умры , преследование врагов, напавших на Медину, или участвовать в девяти битвах. [16]
Мухаммед участвовал в 27 Газве. Первой газвой, в которой он принял участие, было вторжение в Ваддан в августе 623 года. [17] [18] он приказал своим последователям атаковать караван курайшитов. [17]
Оперативно
[ редактировать ], выполняемая в контексте исламской войны, Функция газв заключалась в том, чтобы ослабить оборону врага для подготовки к его возможному завоеванию и подчинению. Поскольку типичный рейдовый отряд газв часто не имел достаточного размера или силы для захвата военных или территориальных объектов, это обычно означало внезапные атаки на слабо защищенные цели (например, деревни) с целью деморализации противника и уничтожения материалов, которые могли бы поддержать их вооруженные силы. . Хотя исламские правила ведения войны обеспечивали защиту невоюющим сторонам, таким как женщины, монахи и крестьяне, поскольку их нельзя было убивать, их собственность все равно могла быть разграблена или уничтожена, а их самих можно было похитить и поработить ( Кембриджская история ислама , стр. .269):
- Единственным способом избежать нападений гази было стать подданными Исламского государства. Немусульмане получили статус зимми , живущих под его защитой. Большинство христианских источников путают эти два этапа османских завоеваний. Османы, однако, старались соблюдать эти правила... Столкнувшись с ужасающим натиском гази , население, жившее за пределами империи , в « обители войны », часто отказывалось от неэффективной защиты христианских государств. и искал убежища в подчинении Османской империи. Крестьяне на открытой местности особенно ничего не потеряли от этой перемены.
- Кембриджская история ислама , с. 285
Хорошим источником информации о проведении традиционных рейдов газв являются средневековые исламские юристы, чьи дискуссии о том, какие действия разрешены, а какие запрещены в ходе войны, раскрывают некоторые практики этого института. Одним из таких источников является Аверроэса « Бидаят аль-Муджтахид ва-Нихаят аль-Муктасид» (переведено в книге Питерса « Джихад в классическом и современном исламе: читатель» , глава 4).
Использование в современную эпоху
[ редактировать ]В XIX веке мусульманские боевики на Северном Кавказе , сопротивлявшиеся военным операциям России, объявили газават (понимаемый как священная война) против вторжения русских православных. Хотя доподлинно это неизвестно, но считается, что дагестанский исламский учёный Мухаммад аль-Яраги идеологом этой священной войны был . В 1825 году съезд улемов в селе Яраг объявил газават против русских. Его первым лидером был Гази Мухаммад ; после его смерти имам Шамиль в конечном итоге продолжил его. [19]
Сообщается, что после террористических атак на Париж в ноябре 2015 года группировка «Исламское государство» назвала свои действия «газвой». [20]
В современной Турции гази используется для обозначения ветеранов. [21] 19 сентября в Турции отмечается День ветеранов. [22]
Яркие примеры
[ редактировать ]- Баттал Гази , 8 век, арабский военачальник.
- Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази , генерал XVI века и имам султаната Адал.
- Белек Гази , бей Артукидов
- Гази Гюмюштигин , второй правитель Данишмендидов .
- Данишменд Гази 12 век, основатель Данишмендидов .
- Эртугрул Гази (13 век), вождь племени Кайы , отец Османа I.
- Осман Гази (1299–1326), основатель Османской империи.
- Орхан Гази (1281–1362), второй османский султан
- Гази Султан Мурад , шестой османский султан
- Гази Султан Мехмед , завоеватель Константинополя
- Гази Челеби (14 век), пират и правитель Синопа , Турция.
- Гази Эвренос (1288–1417), османский военачальник.
- Сикандар Хан Гази , военачальник во время завоевания Силхета в 1303 году.
- Хайдар Гази , второй визирь Силхета, участвовавший в завоевании Силхета в 1303 году.
- Ихтияруддин Гази Шах XIV века , султан Сонаргаона
- Шахзада Даньял Дулал Гази , принц Бенгалии, участвовавший в завоевании Каматы в 1498 году.
- Гази Хусрев-бей , османский бей боснийского происхождения (1480–1541)
- Гази Хан , вождь белуджей XV века из Дера Гази Хана, Индия
- Газы Гирей , крымскотатарский хан XVI века.
- Гази Осман-паша (1832–1897), османский фельдмаршал
- Гази Сайяд Салар Масуд (1014–1034), военачальник Газневидов
- Гази Сайед Салар Саху (начало 11 века), военачальник Газневидов
- Гази Мустафа Кемаль (1881–1938), турецкий фельдмаршал, первый президент Турции.
- Гази Аманулла Хан , король , который начал Афганистана войну за независимость в 1919 году, в результате которой страна впервые получила независимость от Великобритании после американской революции 1776 года.
- Гази Умра Хан из Джандола , «афганский Наполеон», возглавивший знаменитое восстание из Читрала против Британской империи.
- Гази Вазир Акбар Хан , афганский королевский генерал, который вел битву против режима сикхов Хальсы в Джамруде и сражался до победы над Британской империей в Первой афганской войне.
- Гази Мохаммад Аюб Хан , победитель битвы при Майванде
- Гази Мир Заман Хан , герой войны за независимость Афганистана
- Насир I из Калата XVIII века , король Белуджистана с фамилией Гази-э-Дин.
- Абдул Рашид Гази , исламский фундаменталист и ректор Университета Фаридия .
Связанные термины
[ редактировать ]- Акынджи : (турецкий) «налетчик», более поздняя замена гази.
- аль-Авасим : сирийско- анатолийская пограничная территория между Византийской и различными халифальными империями.
- рибат : укрепленный монастырь, используемый воинствующим религиозным орденом; наиболее часто используется в Северной Африке
- тугур : передовая/пограничная крепость.
- uc : турецкий термин, обозначающий границу; uc beği (пограничник) - титул, присвоенный ранними османскими правителями; позже заменен на серхадд (граница)
- моджахеды
См. также
[ редактировать ]- Газа Диссертация
- Джихад ( изм )
- Федайен
- Янычар
- Распространение ислама
- Мусульманские завоевания
- Битва при Хамра аль-Асаде
- Анатолийский Бейликс
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абул-Энейн, Х. Юсуф и Зухур, Шерифа, « Исламские правила ведения войны », Институт стратегических исследований, Военный колледж армии США, Diane Publishing Co., Дарби, Пенсильвания, ISBN 1-4289-1039-5 стр. 6.
- ^ Куллберг, Ансси (1 октября 2003 г.). «История движения за независимость Чечни II: суфийское сопротивление» . Евразийский политик .
- ^ «Гази - Ассоциация турецкого языка | Словарь» . sozluk.gov.tr (на турецком языке) . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ «Чем отличается мученик от ветерана» . Разница между 19 ноября 2014 г. Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Пол Уитли (2001). Места, где мужчины молятся вместе: города в исламских странах, VII-X века . Издательство Чикагского университета. п. 11. ISBN 978-0-226-89428-7 .
- ^ Эй Джей Кэмерон (1973). Абу Зарр аль-Гифари: исследование его образа в агиографии ислама . Королевское азиатское общество: [распространяется] Лузаком. п. 9. ISBN 978-0-7189-0962-8 .
- ^ Уильям Монтгомери Ватт; Пьер Качья (1996). История исламской Испании . Издательство Эдинбургского университета. стр. 6–7. ISBN 978-0-7486-0847-8 .
- ^ Уильям Монтгомери Ватт (1978). «Мухаммед» . В Энн Кэтрин Суинфорд Лэмбтон; Бернард Льюис (ред.). Центральные исламские земли от доисламских времен до первой мировой войны . Издательство Кембриджского университета. п. 45. ИСБН 978-0-521-29135-4 .
- ^ Катал Дж. Нолан (2006). Эпоха религиозных войн, 1000–1650: энциклопедия глобальных войн и цивилизации . Издательская группа Гринвуд. п. 724. ИСБН 978-0-313-33734-5 .
- ^ Катал Дж. Нолан (2006). Эпоха религиозных войн, 1000–1650: энциклопедия глобальных войн и цивилизации . Издательская группа Гринвуд. п. 718. ИСБН 978-0-313-33734-5 .
- ^ Сешнс, JE (2017). Мечом и плугом: Франция и завоевание Алжира . Издательство Корнельского университета. п. 227. ИСБН 978-0-8014-5446-2 .
- ^ Локман (1588). «Битва при Никополе (1396 г.)» . Хюнернаме . Архивировано из оригинала 29 мая 2013 г.
- ^ Пол Виттек, (2013), Возвышение Османской империи: исследования по истории Турции, Книги Королевского азиатского общества тринадцатого – пятнадцатого веков , стр. 44
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гази ». Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 916. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Шоу, Стэнфорд Джей (1976), «История Османской империи и современной Турции», Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-21280-9 , с. 357
- ^ Ахмед Аль-Давуди (2011), Исламский закон войны: обоснования и правила , стр. 22. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9780230111608 .
- ^ Jump up to: а б Саад, Ибн (1967). Китаб ат-табакат аль-Кабир, Ибн Саад, Том 2 . Пакистанское историческое общество. п. 4. АСИН B0007JAWMK .
ГАЗВА АЛЬ-АБВЫ* Затем (произошла) газва Посланника Аллаха, да благословит его Аллах, в аль-Абве в Сафаре (август 623 г. н.э.)
- ^ Табари, Эл (2008), Фонд сообщества , State University of New York Press, стр. 12, ISBN 978-0887063442 В Сафаре
(который начался 4 августа 623 г.), почти через двенадцать месяцев после его прибытия в Медину двенадцатого числа Раби аль-Авваля, он совершил набег до Ваддана.
- ^ Емельянова Галина Михайловна (2002 г.). Россия и ислам: исторический обзор . Пэлгрейв Макмиллан. п. 50. ISBN 978-0-333-68354-5 .
- ^ Ибрагим, Айман С. (16 ноября 2015 г.). «Четыре способа, которыми ИГИЛ обосновывает свои действия религией, и почему это должно иметь значение (КОММЕНТАРИЙ)» . Вашингтон Пост . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ «Гази - Ассоциация турецкого языка | Словарь» . sozluk.gov.tr (на турецком языке) . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ «Турция чтит память ветеранов в День ветеранов - Новости Турции» . 19 сентября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Газв». Энциклопедия ислама (CD-ROM, версия 1.0 изд.). Брилл. 1999.
- «Гази». Энциклопедия ислама (CD-ROM, версия 1.0 изд.). Брилл. 1999.
- Льюис, Бернард (1991). Политический язык ислама . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-47693-6 . , с. 74
- Файерстоун, Реувен (1999). Джихад: истоки священной войны в исламе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512580-0 . , с. 34
- Петерс, Рудольф (1996). Джихад в классическом и современном исламе: читатель . Издательство Маркуса Винера. ISBN 1-55876-109-8 .
- Аверроэс , Бидаят аль-Муджтахид ва-Нихаят аль-Муктасид
- Виттек, Пол (2002). Возвышение Османской империи . Перевод Хейвуда, Колина. Керзон Пресс. ISBN 0-7007-1500-2 .
- Холт, Питер М., изд. (1970). Кембриджская история ислама: Том 1, Центральные исламские земли . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-07567-Х .
- Робинсон, Чейз (2002). Исламская историография . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-62936-5 .
- Рид, Томас (2009). «Раззия: поворотный момент в современной стратегии». Терроризм и политическое насилие . 21 (4): 617–635. дои : 10.1080/09546550903153449 . S2CID 143516589 .
- Казиев, Шапи. Имам Шамиль. Издательство «Молодая гвардия». Москва, 2001, 2003, 2006, 2010 гг. ISBN 978-5-235-03332-0
- Казиев, Шапи. Ахульго . Кавказская война 19 века . Исторический роман. «Эпоха», Издательство. Махачкала, 2008. ISBN 978-5-98390-047-9
- Мохаммед Бамие (2006). «Кочевники доисламской Аравии». В Дон Чатти (ред.). Кочевые общества на Ближнем Востоке и в Северной Африке: вступление в XXI век . БРИЛЛ. стр. 33–49. ISBN 978-90-04-14792-8 .