Афганские погонщики верблюдов в Австралии
Часть серии о |
Ислам в Австралии |
---|
История |
|
Мечети |
Организации |
Исламские организации в Австралии |
Группы |
События |
День открытых дверей Национальной мечети |
Люди |
Афганские погонщики верблюдов в Австралии , также известные как « афганцы » ( пушту : افغانان ) или « ганы » ( пушту : غانز ), были погонщиками верблюдов , которые работали в глубинке Австралии с 1860-х по 1930-е годы. Небольшие группы погонщиков верблюдов отправлялись в Австралию и из нее с трехлетними интервалами для обслуживания австралийской скотоводческой промышленности, перевозя товары и перевозя тюки шерсти верблюжьими поездами . Их обычно называли «афганцами», хотя большинство из них происходили из дальних западных частей Британской Индии , в первую очередь из СЗПП и Белуджистана (ныне Пакистан ), который населяли этнические пуштуны (исторически известные как афганцы ) и белуджи. . Тем не менее, многие из них были и из самого Афганистана. Кроме того, были также выходцы из Египта и Турции . [ 1 ] Большинство погонщиков верблюдов, включая погонщиков из Британской Индии, были мусульманами , тогда как значительное меньшинство составляли сикхи из региона Пенджаба . Они основали станции по разведению верблюдов и заставы для отдыха, известные как караван-сараи , по всей внутренней части Австралии, создавая постоянную связь между прибрежными городами и отдаленными станциями выпаса скота и овец примерно до 1930-х годов, когда они были в значительной степени заменены автомобилями . . [ 1 ] Они оказали жизненно важную поддержку исследованиям, коммуникациям и заселению засушливых внутренних районов страны, где климат был слишком суров для лошадей. Они также сыграли важную роль в утверждении ислама в Австралии , построив первую мечеть страны в Марри в Южной Австралии в 1861 году, Центральную мечеть Аделаиды (первая постоянная мечеть в Аделаиде , действующая до сих пор) и несколько мечетей в Западной Австралии .
Многие погонщики верблюдов и их семьи позже вернулись на родину, но многие остались и обратились к другим промыслам и способам заработка на жизнь. Сегодня многие люди могут проследить свою родословную от первых погонщиков верблюдов, многие из которых вступали в брак с местными аборигенками и европейскими женщинами в глубинке Австралии.
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Различные колонии Австралии находились под властью Британской империи , и первые поселенцы использовали людей с британских территорий, особенно из Азии, в качестве мореплавателей. В 1838 году Джозеф Брюс и Джон Глисон вывели 18 первых «афганцев», прибывших в колонию Южная Австралия в 1838 году. Первый верблюд, который стал известен как «Гарри», прибыл в Порт-Аделаиду в 1840 году и использовался в экспедиции 1846 года Джона Хоррокса . Он доказал свою ценность как вьючное животное. [ 2 ] но, к сожалению, стал причиной смерти Хоррокса в результате случайного выстрела, поэтому позже был подавлен. [ 3 ] [ 2 ] [ 4 ]
Верблюды успешно использовались при исследовании пустынь в других частях мира, но к 1859 году в Австралию было импортировано только семь верблюдов. [ 5 ] В 1858 году Джордж Джеймс Лэнделлс , который был известен экспортом лошадей в Индию, получил от Викторианского исследовательского комитета поручение купить верблюдов и нанять погонщиков верблюдов. [ 5 ] [ 6 ] Восемь (или три [ 7 ] Погонщики верблюдов прибыли в Мельбурн из Карачи на корабле «Чинсура» 9 июня 1860 года с партией из 24 верблюдов для экспедиции Бёрка и Уиллса . [ 8 ] [ 2 ] В 1866 году Сэмюэл Стаки отправился в Карачи и импортировал более 100 верблюдов, а также 31 человека. В 1860-х годах около 3000 погонщиков верблюдов приехали в Австралию из Афганистана и Индийского субконтинента, а также еще больше верблюдов. [ 4 ]
Хотя погонщики верблюдов были выходцами из разных этнических групп и разных регионов – в основном из Белуджистана, Кашмира, Синда и Пенджаба (части современного Пакистана, Афганистана, северо-западной Индии и восточного Ирана), а также некоторых из Египта и Турции, они были известны под общим названием «афганцы», позже сокращенные до «ганов». [ 4 ] Этнические группы включали пуштунов, пенджабцев, белуджей (или белуджей) и синдхов (из региона между южным Гиндукушем в Афганистане и рекой Инд на территории современного Пакистана). [ 9 ] а также другие (меньшее количество) из Кашмира , Раджастана , Египта, Персии и Турции. [ 2 ] Большинство из них исповедовали ислам, и многие смешали его со своими местными обычаями, в частности с кодексом чести пуштунов. [ 10 ]
Использование верблюдов
[ редактировать ]До строительства железных дорог и широкого распространения автомобилей верблюды были основным средством перевозки грузов в глубинке, где климат был слишком суров для лошадей и других вьючных животных. С 1850 по 1900 годы погонщики верблюдов сыграли важную роль в открытии Центральной Австралии , помогая построить австралийскую сухопутную телеграфную линию между Аделаидой и Дарвином , а также железные дороги. Верблюды перевозили припасы, а их грузчики возводили заборы, служили проводниками в нескольких крупных экспедициях и снабжали товарами и услугами почти каждую внутреннюю шахту или станцию. [ 3 ]
Большинство погонщиков верблюдов прибыли в Австралию в одиночку, оставив жен и семьи, чтобы работать по трехлетним контрактам. Те, кому не предоставили жилого помещения на станции (например, на Томаса Элдера » « Белтане ), [ 2 ] обычно жили вдали от белого населения, сначала в лагерях, а затем в «Гантаунах» возле существующих поселений. Процветающая афганская община жила в Марри, Южная Австралия (тогда также известная как Херготт-Спрингс), что привело к прозвищам «Маленькая Азия» или «Маленький Афганистан». Когда железная дорога достигла Уднадатты , караваны следовали между ней и Алис-Спрингс (ранее известный как Стюарт). [ 3 ] Здесь были караван-сараи для караванов верблюдов, следовавших из Квинсленда , Нового Южного Уэльса и Алис-Спрингс. [ 6 ] Местные аборигены пользовались большим признанием, и некоторые погонщики верблюдов женились на местных женщинах-аборигенах и создавали семьи в Австралии. [ 2 ] Однако некоторые замужние европейские женщины, а писательница Эрнестина Хилл писала о белых женщинах, которые присоединились к афганской общине и обратились в ислам, даже совершая паломничество в Мекку . [ 3 ]
В 1873 году Магомет Салех сопровождал исследователя Питера Уорбертона в Западную Австралию . Трое афганцев помогли Уильяму Кристи Госсу найти путь от реки Финке до Перта . Два года спустя Салех помогал Эрнесту Джайлзу в экспедиции, а Дж. У. Льюис использовал верблюдов при обследовании местности к северо-востоку от озера Эйр в 1874 и 1875 годах. [ 3 ]
В 1880-х годах верблюды использовались полицией на севере Южной Австралии для сбора статистических данных и форм переписи населения, а также для других видов работ, а полиция Марри использовала верблюдов в патрулировании до 1949 года. [ 3 ] В Финке/Апутуле , прямо за границей Северной территории, последний патруль верблюжьей полиции состоялся в 1953 году. [ 11 ]
В 1890-х годах верблюды широко использовались на золотых приисках Западной Австралии для перевозки еды, воды, техники и других грузов. проживало 300 мусульман В 1898 году в Кулгарди . [ 6 ]
Во время засухи в Федерации , которая опустошила восточную Австралию с 1895 по 1902 год, верблюды и их погонщики были незаменимы. Джон Эдвардс писал Генеральному прокурору в 1902 году: «Не будет преувеличением сказать, что если бы не Афган и его верблюды, Уилканния , Уайт-Клифс , Тибубурра , Мильперинка и другие города... практически перестали бы существовать. существовать". [ 6 ]
Успех и дискриминация
[ редактировать ]На рубеже веков мусульманские предприниматели доминировали в верблюжьем бизнесе, в том числе Фаззли Ахмед ( Порт-Огаста -Уднадатта, затем Брокен-Хилл ) и Фаиз Магомет (Марри и Кулгарди). Абдул Вейд (также известный как Вади, Вабед, Вахид) добился особенного успеха в Новом Южном Уэльсе : он купил и открыл станцию Вангаманна как предприятие по разведению и перевозке верблюдов. Он женился на вдове Эмили Озадель, и у них родилось семеро детей. Уэйд усердно работал над тем, чтобы приспособиться и стать равным своим австралийским сверстникам, одеваясь в европейском стиле, обучая своих детей в лучших частных школах и становясь натурализованным гражданином. Однако его попытки были высмеяны, и в конце эпохи верблюдов он продался и вернулся в Афганистан. [ 2 ] К 1901 году в Австралии насчитывалось около 2000–4000 погонщиков верблюдов. Многие из них регулярно ездили домой по семейным делам. [ 6 ]
Хотя поселенцы из глубинки, фермеры и другие лица, имевшие дело с афганцами, часто ручались за них, обнаруживая, что они придерживаются многих общих ценностей, возникли предрассудки, и в конце 19 - начале 20 веков колониальные правительства, правительства штатов и федеральные правительства ввели дискриминационное законодательство. Одним из примеров был закон 1895 года, который запрещал афганцам вести добычу полезных ископаемых на золотых приисках Западной Австралии после того, как между общинами возникла напряженность и афганцев обвинили в загрязнении водоемов (хотя никаких доказательств этому так и не было обнаружено). [ 6 ] [ 2 ] В «Балладе об Абдуле Ваде» (2022) автор Райан Бутта рассказывает о том, как Абдул Уэйд подвергся нападению со стороны людей, которые считали его угрозой своим деловым интересам, несмотря на его вклад в развитие общества, в том числе предложение сотен своих верблюдов в дополнение к австралийским вклад в Первую мировую войну в 1914 году. Погонщики верблюдов спасли жителей Куннамуллы от «полуголодной смерти» после того, как в 1890 году наводнение отрезало город от всех других видов транспорта. В 1892 году «Бюллетень» опубликовал редакционную статью, в которой говорилось, что «импортированные азиаты… это еще одно проклятие дешевой рабочей силы в стране, где таких проклятий уже слишком много». [ 12 ] [ 13 ]
Многим погонщикам верблюдов было отказано в натурализации, и им было отказано во въезде, когда они попытались вернуться в Австралию после посещения дома на основании Закона об ограничении иммиграции 1901 года . В 1903 году была подана петиция о ряде дискриминационных действий, но из этого ничего не вышло. [ 2 ]
Последний из погонщиков верблюдов
[ редактировать ]В течение 1930-х и 1940-х годов, не имея работы, а иногда и враждебно настроенного сообщества, многие погонщики верблюдов вернулись на свою родину, но другие остались и разработали ремесла и другие способы заработка на жизнь. небольшое количество «древних мужчин в тюрбанах», предположительно 117-летнего возраста . В 1952 году в мечети Аделаиды было обнаружено [ 2 ]
Зафиксировано, что первым человеком, внесшим депозит (его жизненные сбережения в размере 29 фунтов стерлингов) в недавно созданный Сберегательный банк Южной Австралии 11 марта 1848 года, был «афганский пастух», имя которого было записано как «Кроппо Синг». [ 14 ]
Влияние и наследие
[ редактировать ]С середины 1800-х до начала 1900-х годов верблюды и погонщики вносили значительный вклад в шерстяную промышленность , горнодобывающую промышленность , строительство сухопутного телеграфа и забора, защищающего от кроликов , а также транспортировку воды туда, где она была необходима. [ 12 ] Однако, хотя помощь афганцев была высоко оценена, они также подвергались дискриминации из-за своей религии и внешнего вида, а также из-за конкуренции, которую они составляли с европейским быком ( быком ). [ 2 ] и погонщики лошадей. [ 12 ] Многие из европейских участников также были погонщиками верблюдов, и в 1903 году владелец европейского верблюжьего поезда в Вилканнии заменил всех своих афганских погонщиков верблюдов европейцами. [ 15 ]
Автор Райан Батта подчеркнул тот факт, что погонщики верблюдов были невидимы в некоторых популярных мифологиях и историях Австралии, таких как Банджо Патерсона работа . Патерсон проводил время в Бурке в то время, когда погонщики верблюдов были активной частью общества и бизнеса, но не писал о них. [ 12 ]
Самый известный поезд Австралии, «Ган» , был назван сто лет назад, но не в честь погонщиков верблюдов из глубинки , как это принято в популярном фольклоре. Устаревший пассажирский поезд, курсировавший по узкоколейной Центральной австралийской железной дороге между Порт-Огастой и Алис-Спрингс в 1923 году прозвал «Афганским экспрессом» (это сообщение прекратилось в 1980 году), железнодорожник из Куорна : он наблюдал за бегущим мусульманином. в место тишины для вечерней молитвы во время краткой остановки там. Вскоре название было сокращено до The Ghan никогда не использовала этот термин и перешло в общественное обиход, хотя железнодорожная администрация . В 1960-х годах маркетолог компании Commonwealth Railways решил, что это название является признанием вклада афганских погонщиков верблюдов в развитие транспорта в глубинке. Идея была его выдумкой, но она прижилась. Маркетинг современного Гана между Аделаидой и Дарвином по-прежнему сосредоточен на тех же настроениях, какими бы убедительными они ни были. [ 16 ]
Многие верблюды были застрелены полицией после того, как их заменил современный транспорт, но некоторые погонщики выпустили своих верблюдов в дикую природу, вместо того, чтобы позволить их застрелить. большая популяция диких верблюдов . С того времени сохранилась [ 3 ]
Финиковые пальмы , посаженные везде, где бывали афганцы, являются еще одним наследием погонщиков верблюдов. [ 3 ] Другое, недостаточно изученное наследие погонщиков верблюдов — это следы суфизма , распространившегося по всей Австралии, что проявляется в сохранившихся артефактах, особенно четках, некоторых книгах и письмах, принадлежащих погонщикам верблюдов. [ 17 ] [ 18 ]
Потомки
[ редактировать ]Потомок в четвертом поколении погонщика верблюдов-белуджей, который поселился в Джералдтоне, Западная Австралия , основал овцеводческую станцию и женился на женщине-аборигенке, гордится своим наследием с обеих сторон. Она рассказывает, что ее предку было сложно получить постоянное место жительства и разрешение на брак, но афганцы были порядочными людьми, которые предпочитали жениться, а не насиловать местных женщин. [ 19 ]
Несколько потомков в Аделаиде сформировали Мемориальный комитет потомков и друзей афганских верблюдов в глубинке Австралии, который организовал мемориал в 2007 году. В их число входили Дженис Тавернер (урожденная Магомет), Мона Уилсон (урожденная Акбар), Эрик Султан, Абдул Беджа (сын Джека Беджи и внук Дервиша Беджи ), Лил Хасан (урожденная Фазулла) и Дон Азиз. [ 20 ]
В Марри до сих пор находится самый старый из сохранившихся «Гантаунов», и там до сих пор живут многие потомки первых погонщиков верблюдов. [ 21 ]
Мемориалы
[ редактировать ]есть мемориал На площади Уитмор в Аделаиде , посвященный афганским погонщикам верблюдов. [ 22 ] называется «Вояджеры» и создан южноавстралийским художником Шоном Кирби и его компанией Thylacine Art Projects. Ее открыли в ночь на 11 декабря 2007 года, чтобы можно было оценить освещение скульптуры. Он имеет форму полумесяца , напоминающего песчаные дюны в пустынях Южной Австралии, а также Хилал (полумесяц), связанный с исламом. Изогнутая стена покрыта рифленой плиткой ручной работы, произведенной на JamFactory . На передней части полумесяца находится красный металлический декоративный экран с традиционным исламским узором. Мемориал не имеет мемориальной доски, но перед серповидной стеной стоит небольшой каменный обелиск с арабской надписью. [ 20 ] [ 23 ] [ 24 ]
Есть также бронзовая мемориальная доска в честь Беджи Дервиша на Юбилейной дорожке 150 на Северной террасе. На нем написано: «Дервиш Беджа, 1862–1957 гг., Погонщик верблюдов, исследователь». [ 25 ]
Мемориальная доска Фаизу и Тагу Магомету на террасе Святого Георгия в Перте признает их вклад как владельцев и погонщиков верблюдов в 1890-х годах в открытие внутренних территорий Западной Австралии до строительства железной дороги. [ 26 ]
В фильме
[ редактировать ]- Документальный фильм 2020 года « Афганские погонщики верблюдов в Австралии », снятый афганско-австралийским режиссером Фахимом Хашими , исследует и фиксирует отношения, которые сложились у многих погонщиков верблюдов с женщинами-аборигенами и их потомками. [ 27 ]
- 2020 года Действие художественного драматического фильма , «Печь» происходит во время золотой лихорадки в Западной Австралии и в нем освещаются роли афганских погонщиков верблюдов. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
- «Ватандар, мой земляк» — документальный фильм режиссёра Джолиона Хоффа , соавтором сценария и продюсером которого является хазарский фотограф Музафар Али. [ 31 ] который прибыл в Австралию в качестве беженца в 2015 году. Фильм, исследующий концепцию идентичности, возник после того, как Али начал исследовать долгую историю афганского народа в Австралии. [ 32 ] Премьера фильма состоялась на кинофестивале в Аделаиде в октябре 2022 года. [ 33 ] В фильме задействована Ники Кампстон , художественный руководитель Тарнанти и куратор отдела искусства аборигенов и жителей островов Торресова пролива в Художественной галерее Южной Австралии . [ 34 ]
Мечети
[ редактировать ]Сначала местом молитвы служила специальная комната, отведенная в чьем-то доме, но со временем мусульманские общины захотели иметь специальные места для богослужений. В Марри , важном узле торговли верблюдами, афганские погонщики верблюдов построили самую раннюю мечеть в Австралии в 1861 году. [ 2 ] простое здание с глинобитной крышей, [ 6 ] но впоследствии он вышел из употребления и был снесен. [ 35 ]
Со временем, когда некоторые члены афганской общины преуспели за счет торговли и разведения верблюдов, они внесли свой вклад в строительство старейшей постоянной мечети в Австралии, Центральной мечети Аделаиды , в 1888–1889 годах. [ 35 ]
Пертская мечеть , построенная в 1905 году. [ 36 ] был проплачен за счет усилий по сбору средств во всей мусульманской общине Западной Австралии, большая часть которых была спровоцирована высокообразованным бизнесменом Мохамедом Хасаном Мусаханом (также известным как Хасан Муса Хан) и погонщиком верблюдов Фаизом Магометом. [ 37 ] В 1910 году мечети были также в Кулгарди, Маунт-Малкольм, Леоноре , Баммерс-Крик, Маунт-Сэр-Сэмюэл и Маунт-Магнит (все в Вашингтоне). [ 6 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Дервиш Беджа (или Беджа Дервиш) ( ок. 1862–1957), награжденный за военную службу, возглавил свою общину в Марри. Он приехал из Белуджистана , а позже принял участие вместе с Лоуренсом Уэллсом в экспедиции Калверта 1896 года. [ 3 ] В память о нем установлена мемориальная доска на Юбилейной аллее 150 в Аделаиде.
- Дост Магомед ( ок. 1825 – ок. 1885), сын муллы Мохамеда Джуллы из Газни, был пуштуном, служившим сипаем в британской индийской армии. Нанятый Лэнделлсом для экспедиции Берка и Уиллса, он был одним из первых восьми погонщиков верблюдов, прибывших в Мельбурн из Карачи на корабле «Чинсура» 9 июня 1860 года, и самым старым погонщиком в отряде. Он отправился с Бёрком из Менинди в Купер-Крик , где ждал его вместе с группой Уильяма Браге , помогая кормить их утками и рыбой. Он также участвовал в Викторианской экспедиции по оказанию помощи Ховитту по поиску тел Берка и Уилла, и именно во время этого путешествия его сильно укусил верблюд, в результате чего он потерял способность использовать правую руку. Затем он работал в огороде в Менинди и умер в начале 1880-х годов. [ 8 ]
- Дост Магомет ( ок. 1873–1909) был белуджским погонщиком верблюдов, работавшим на золотых приисках штата Вашингтон в конце 1890-х годов.
- Был также Дост Магомед (род. 1878, Белуджистан), который работал в Порт-Хедленде в 1904 году, и Дост Магомед (род. 1881, Индия), который прибыл в Австралию в 1898 году и несколько раз возвращался домой в период с 1914 по 1931 год. [ 8 ]
- Фаиз Магомет ( ок. 1848–1910) управлял верблюжьей станцией в Южной Австралии, а затем открыл верблюжьи станции в ряде мест Западной Австралии в партнерстве со своим братом Тагом. Он помогал в сборе средств для строительства Пертской мечети и заложил ее первый камень 13 ноября 1905 года. [ 38 ]
- Гул Могомет или Гюль Мухаммед (1865–1950), женившийся на француженке Адриенн Лесир, владел станцией, а позже стал имамом в мечети Аделаиды. [ 39 ]
- Хаджи Мулла Мербан прибыл из Кандагара в Порт-Дарвин в первые дни . Он стал лидером погонщиков верблюдов, работающих на Сухопутной телеграфной линии, и в конце концов поселился в Аделаиде. Он женился на европейке и был известен как миротворец, однажды уладивший спор между Абдулом Вейдом и Ганни Ханом, двумя богатыми владельцами верблюдов. Он также стал первым муллой (духовным лидером) афганской общины ЮАР в мечети Аделаиды. Он был похоронен в Кулгарди в 1897 году. [ 3 ]
- Хасан Муса Хан (30 мая 1863–1939), хорошо образованный и многоязычный, владел книжным магазином, основал Пертскую мечеть , а затем жил в Аделаиде.
- Магомет Аллум ( ок. 1858–1964), травник и филантроп, который поселился в Аделаиде и стал известен как «чудо-человек». [ 6 ] [ 40 ]
- Монга Хан ( ок. 1870–1930) был «лицензированным торговцем» импортными товарами из Виктории. [ 41 ] Согласно исследованию Лена Кенны, Хан был родом из Батроя, деревни в Дадьял Техсиле, Мирпур, Азад Кашмир. [ 42 ] Его портрет 1916 года (записанный в Национальном архиве Австралии ) был использован в 2016 году австралийским художником Питером Дрю для создания плакатной кампании под названием «Настоящие австралийцы говорят добро пожаловать». [ 43 ] За этим проектом последовали книга и электронная книга « Легенда о Монга Хане: австралийском народном герое », включающая иллюстрации, стихи и рассказы . [ 44 ] [ 45 ]
- Мулла Абдулла ( ок. 1855 - 1 января 1915), один из двух участников нападения, известного как Битва при Брокен-Хилле в 1915 году, в ходе которого бывшие погонщики застрелили четырех человек и ранили еще семерых, прежде чем были убиты сами. Вторым мужчиной был Гул Бадша Магомед, которого не путать с Гулом Могометом из Аделаиды, расположенным внизу.
- Абдул Кадир был лидером общины в Уднадатте. [ 3 ]
- Абдул Вад , молодой афганец, который привез своих верблюдов в глубинку в 1890-х годах. [ 12 ]
- Нечеткий Ахмед ( Порт-Огаста — Уднадатта , затем Брокен-Хилл ) [ 2 ]
- Гектор Магомет, Пер Магомет и Чарли Сададин были хорошо известны на трассе Уднадатта. [ 3 ]
Джонс (2007) составил «Биографический список австралийских погонщиков верблюдов» (в который входят сикхи), представляющий «более половины от общего числа погонщиков верблюдов и других мужчин-мусульман из Южной Азии, которые работали в Австралии в эпоху перевозки верблюдов». на страницах 166–191. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Афганский австралийский
- Афганская скала , место в штате Вашингтон, где были застрелены два погонщика верблюдов.
- Ахмадия в Австралии
- Битва при Брокен-Хилле
- Демография Афганистана
- Индийские австралийцы
- Пакистанские австралийцы
- Ислам в Австралии
- Индиец-нерезидент и лицо индийского происхождения
- Пуштунская диаспора
- Верблюжий корпус США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Афганские погонщики верблюдов в Австралии . 3 сентября 2009 г. Australia.gov.au. Архивировано 5 августа 2016 года в Wayback Machine . По состоянию на 8 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Афганские погонщики верблюдов в Австралии» . australia.gov.au . 15 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2014 года . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Афганские верблюды» . История Южной Австралии: исследование Флиндерс-Рейнджерс . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фарис, Незар (декабрь 2012 г.). «Контекстуализация и концептуализация в разнообразном контексте: смешанные модели лидерства» (PDF) . Доклад представлен на конференции ANZAM, проходившей в Перте в 2012 году . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Верблюды и сипаи в экспедиции» . Burkeandwills.net.au. Архивировано из оригинала 16 февраля 2011 года . Проверено 15 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Истории: Погонщики верблюдов и разносчики» . Национальный архив Австралии . Архивировано из оригинала 4 сентября 2019 года . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Примечание: противоречивые источники.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джонс, Филип Г.; Джонс, Анна (2007). Мусульманские погонщики верблюдов Австралии: пионеры внутренних районов, 1860-1930-е годы (изд. Pbk). Уэйкфилд Пресс. п. 39 172. ISBN 9781862547780 .
- ^ Уэстрип, Дж.; Холройд, П. (2010). Колониальные кузены: удивительная история связей между Индией и Австралией . Уэйкфилд Пресс . п. 175. ИСБН 978-1862548411 .
- ^ Джонс, Филип Г.; Джонс, Анна (2007). Мусульманские погонщики верблюдов Австралии: пионеры внутренних районов, 1860-1930-е годы (изд. Pbk). Уэйкфилд Пресс. стр. 26–27. ISBN 9781862547780 .
- ^ Келхэм, Мегг (ноябрь 2010 г.). «Музей в Финке: проект наследия Апутулы» (PDF) . стр. 1–97. Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г. см . в «Историях территорий». Подробную информацию о документе
- ^ Перейти обратно: а б с д и Келси-Сагг, Анна (2 августа 2022 г.). «Райан Бутта говорит, что Генри Лоусон игнорировал афганских погонщиков верблюдов, и от этого наша национальная история становится беднее» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Баллада об Абдуле Ваде» . Подтвердить Нажмите . 26 июля 2022 г. Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Наша история» . БанкСА . Проверено 19 августа 2019 г.
- ↑ Газета National Advocate , 17 апреля 1903 г., стр. 2.
- ^ Баррингтон, Родни, изд. (2024). На перевал: история железной дороги Пичи-Ричи . Куорн, Южная Австралия: Общество охраны железных дорог Пичи-Ричи, Inc. п. 20. ISBN 9781763538726 .
- ^ Кук, Абу Бакр Сираджуддин (2018). «Тасаввуф Устуралия» . Австралийский журнал исламских исследований . 3 (3): 60–74. дои : 10.55831/ajis.v3i3.119 . ISSN 2207-4414 . S2CID 248537054 .
- ^ Кук, Абу Бакр Сираджуддин; Дауд, Рами (18 марта 2022 г.). «К истории суфизма в Австралии: рукопись из мечети Брокен-Хилл» . Журнал суфийских исследований . 11 (1): 115–135. дои : 10.1163/22105956-bja10021 . ISSN 2210-5948 .
- ^ Мохаббат, Бесмилла (1 июня 2019 г.). «Знакомьтесь, четвертое поколение белуджских афганских погонщиков верблюдов» . СБС . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Элтон, Джуд. «Путешественники» . Аделаидия . Исторический фонд Южной Австралии . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Стивенс, Кристина (27 июля 2011 г.). «Австралийские афганские погонщики верблюдов» . Австралийское географическое издание . Первоначально опубликовано в номере AG#20 за октябрь-декабрь.
- ^ Аффифудин, Амирул Хусни (сентябрь 2018 г.). «Отчет об исторической археологии: Магомет Аллум Хан» . ResearchGate : 27–29. дои : 10.13140/RG.2.2.23125.27365 . Проверено 27 ноября 2019 г. .
- ^ «Мемориал афганских погонщиков верблюдов» (фото) . Государственная библиотека Южной Австралии . 2008 год . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ «Афганские погонщики верблюдов» . Памятник Австралии . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ «Мемориальная доска J150, Беджа Дервиш» . Аделаидия . Исторический фонд Южной Австралии . 1 февраля 2009 года . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ «Откройте для себя мультикультурный Перт» (PDF) . Офис мультикультурных интересов .
- ^ Мохаббат, Бесмилла (13 ноября 2020 г.). «Режиссер исследует любовь, возникшую между афганскими погонщиками верблюдов и женщинами коренных народов» . Язык SBS . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Австралийский художественный фильм проливает свет на новаторских погонщиков верблюдов во время золотой лихорадки» . Группа золотопромышленной промышленности . 2 декабря 2020 г. Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Бакаре, Ланре (8 сентября 2020 г.). «Директор печи: истории об австралийских погонщиках верблюдов показались огромным историческим упущением » . Хранитель . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Сингх, Манприт К. (9 декабря 2020 г.). « «Противостояние истинам»: фильм раскрывает слои «невыразимой истории» мигрантов-погонщиков верблюдов в Австралии» . Язык SBS . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Ватандар, Мой соотечественник на IMDb
- ^ «Бывший хазарейский беженец и фотограф общается с потомками погонщиков верблюдов в глубинке Австралии» . Новости АВС . 21 января 2023 г. Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Ватандар, мой земляк» . Кинофестиваль в Аделаиде . 8 сентября 2022 г. Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Главная страница» . Ватандар, мой земляк . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Заметки на выходные: Афганская мечеть Аделаиды» . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ Уэстрип, Дж.; Холройд, П. (2010). Колониальные кузены: удивительная история связей между Индией и Австралией . Уэйкфилд Пресс . п. 193. ИСБН 978-1862548411 .
- ^ «inHerit – Управление государственного наследия» . inherit.stateheritage.wa.gov.au . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Куцукис, А.Дж., «Магомет, Фаиз (1848–1910)» , Австралийский биографический словарь , Канберра: Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет , получено 25 апреля 2022 г.
- ^ «История Гула Магомета» . Проект реставрации Фарины . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Ханкель, Валмай А. (1968). «Аллум, Магомет (1858–1964)» . Австралийский биографический словарь . Том. 7. Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Хашми, Зушан (13 июня 2016 г.). «Как кампания «Афганский погонщик верблюдов» случайно скрывает разнообразие» . Новая Матильда . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Джордан, Кристал; Кенна, Лен (2016). «Легенда о Монга-хане. Нет! Правдивая история» . Австралийско-индийское историческое общество Inc. Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Дрю, Питер (2016). « Плакат «Австралиец», созданный Питером Дрю» . Музей прикладного искусства и науки Австралии . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «Легенда о Монга Хане, австралийском народном герое» . Районы . 12 марта 2017 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Дрю, Питер; Курмеловы, Ройс, ред. (2016), Легенда о Монга Хане: австралийский народный герой , Питер Дрю Артс, ISBN 978-0-9954388-0-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лервилл, Бен (10 апреля 2018 г.). «Странная история дикого верблюда Австралии» . Би-би-си .
- Ли, Тим (29 марта 2020 г.). «Иммигрант, который боролся с политикой Белой Австралии за право голоса, оставляет после себя неизгладимое наследие» . Новости АВС . Проверено 1 апреля 2020 г. - История сикхского разносчика Шивы Сингха.
- Сноу, Мэдисон (1 февраля 2020 г.). «Забытая история австралийских экзотических погонщиков верблюдов возрождена живыми родственниками» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация. – Погонщики верблюдов в Западной Австралии.
- Джонс, Филип Г.; Джонс, Анна (2007). Мусульманские погонщики верблюдов Австралии: пионеры внутренних районов, 1860-1930-е годы (изд. Pbk). Уэйкфилд Пресс. ISBN 9781862547780 . ( Онлайн-версия издания 2010 г. в Google Книгах включает краткие биографии большого количества погонщиков верблюдов.)
- Стивенс, Кристина (2003) [1989]. Оловянные мечети и города Ган: история афганских погонщиков верблюдов в Австралии . ISBN 0-9581760-0-0 .
- Стивенс, Кристина (27 июля 2011 г.). «Австралийские афганские погонщики верблюдов» . Австралийское географическое издание .
- «Австралийские мусульманские погонщики верблюдов» . Правительство Южной Австралии, Южно-Австралийский музей. Архивировано из оригинала 27 сентября 2014 года.
- «Афганские погонщики верблюдов Австралии» . Гени . Много имен и дополнительной информации.
- «Афганские погонщики и верблюды» . Государственная библиотека Южной Австралии . СА Память. Фото с информацией и библиографией.
- Библиография о верблюдах и погонщиках в библиотеке Северной территории.
- Афганские верблюды (История Южной Австралии: исследование Флиндерс-Рейнджерс).
- Афганские верблюды (стенограмма телетрансляции ABC, 1 ноября 2004 г. - Джордж Негус ).
- Афганцы-первопроходцы из Бушмага.
- Кук, Абу Бакр Сираджуддин (2023). « Мулла Абдулла, мулла? Переоценка утверждений и доказательств ». Журнал по делам мусульманских меньшинств .