Jump to content

Цель устойчивого развития 5

Цель устойчивого развития 5
Заявление о миссии «Достичь гендерного равенства и расширить возможности всех женщин и девочек»
Коммерческий? Нет
Тип проекта Цель устойчивого развития
Расположение Глобальный
Основатель Объединенные Нации
Учредил 2015
Веб-сайт ЦУР .org

Цель устойчивого развития 5 ( ЦУР 5 или Глобальная цель 5 ) касается гендерного равенства и является пятой из 17 целей устойчивого развития, установленных Организацией Объединенных Наций в 2015 году. 17 ЦУР признают, что действия в одной области повлияют на результаты в других, и что развитие должно сбалансировать социальную , экономическую и экологическую устойчивость . [1]

ЦУР 5 имеет девять задач и 14 показателей. Шесть из целей являются целевыми результатами :

Три средства достижения целей [2] являются:

Приняв обязательство «Не оставлять никого позади», страны взяли на себя обязательство ускорить прогресс в первую очередь для тех, кто отстает больше всего. [4] : 54  Целью ЦУР 5 является предоставление женщинам и девочкам равных прав и возможностей жить без насилия и дискриминации, в том числе на рабочем месте .

Пандемия COVID-19 затронула женщин, поскольку они более уязвимы и имеют ограниченный доступ к лечению. [5] Факты показывают, что во время пандемии наблюдался рост насилия в отношении женщин. [6]

Цели устойчивого развития представляют собой совокупность 17 глобальных целей, поставленных Организацией Объединенных Наций . [7] Общие цели тематически связаны, однако каждая из них имеет свои конкретные цели, которые необходимо достичь. ЦУР охватывают широкий спектр вопросов социального и экономического развития, включая бедность, голод, здравоохранение, образование, изменение климата , гендерное равенство , водоснабжение, санитарию, энергетику, урбанизацию, окружающую среду и социальную справедливость . [8]

Цели, показатели и прогресс

[ редактировать ]
Девочки, которым удалось избежать детских браков

Цели и индикаторы ЦУР 5 обширны и обеспечивают равные возможности для женщин (женщин и девочек). [9] Задачи охватывают широкий спектр гендерных вопросов, включая прекращение всех форм дискриминации в отношении всех женщин во всем мире (задача 5.1), насилия и эксплуатации женщин (задача 5.2), искоренение такой практики, как калечащие операции на женских половых органах и принудительные браки (задача 5.3), повышение ценности неоплачиваемый уход и способствовать разделению домашних обязанностей (задача 5.4), обеспечить полное участие женщин в руководстве и принятии решений (задача 5.5), обеспечение доступа к всеобщим репродуктивным правам и здоровью (задача 5.6), содействие равным правам на экономические ресурсы, владение собственностью и финансовые услуги для женщин (задача 5.a), содействие расширению прав и возможностей женщин с помощью технологий (задача 5.b), а также принятие, усиление политики и обеспечение соблюдения законодательства по обеспечению гендерного равенства (задача 5.c). [10]

Индикаторы представляют собой показатели, с помощью которых мир стремится отслеживать, достигнуты ли эти цели.

Задача 5.1: Покончить с дискриминацией в отношении женщин и девочек

[ редактировать ]

Первой задачей ЦУР 5 является задача 5.1: «Положить конец всем формам дискриминации в отношении всех женщин во всем мире». [7]

Карта мира по показателю 5.1.1 в 2015 г. - Доля закона, предписывающего недискриминацию по признаку пола при приеме на работу [10]

Эта цель имеет один показатель. Показатель 5.1.1: Наличие или отсутствие правовой базы для поощрения, обеспечения соблюдения и мониторинга равенства и недискриминации по признаку пола. [10]

Это означает, что показатель работает над созданием правовых рамок, которые могут применяться для поощрения и обеспечения соблюдения недискриминации по признаку пола посредством различных мер, включая, среди прочего, прием на работу, равную оплату труда, изнасилование в браке и права собственности. [9] [11]

Дискриминацию в отношении женщин (или сексизм) можно измерить с помощью ряда показателей, таких как ранние браки, гендерное насилие и права собственности женщин. [12]

За последние десятилетия количество детских браков сократилось. [13] : 65  Девочки из более бедных семей чаще страдают от детских браков, чем девочки из более богатых семей. [13] : 68 

Учреждениями-хранителями показателя 5.1.1 являются структура «ООН-женщины» и Всемирный банк. [14]

Карта мира по показателю 5.2.1 в 2016 г. - Доля женщин старше 14 лет, подвергшихся физическому или сексуальному насилию со стороны интимного партнера за последний год [10]

Задача 5.2: Положить конец любому насилию в отношении женщин и девочек и их эксплуатации.

[ редактировать ]

Полное название задачи 5.2 звучит так: «Ликвидировать все формы насилия в отношении всех женщин в общественной и частной сферах, включая торговлю людьми , сексуальную и другие виды эксплуатации». [7]

Эта цель имеет два показателя: [10] [15]

  • Показатель 5.2.1: Доля когда-либо имевших партнера женщин и девочек в возрасте 15 лет и старше, подвергшихся физическому, сексуальному или психологическому насилию со стороны нынешнего или бывшего интимного партнера в течение предыдущих 12 месяцев, с разбивкой по формам насилия и по возрасту.
  • Показатель 5.2.2: Доля женщин и девочек в возрасте 15 лет и старше, подвергшихся сексуальному насилию со стороны лиц, не являющихся интимным партнером, в течение предыдущих 12 месяцев, с разбивкой по возрасту и месту происшествия.

Задача 5.3: Искоренить принудительные браки и калечащие операции на половых органах

[ редактировать ]
Дорожный знак кампании против калечащих операций на женских половых органах в Уганде

Полное название задачи 5.3 звучит так: «Искоренить все вредные практики, такие как детские, ранние и принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО)». [7] Фактические данные показывают, что калечащие операции на женских половых органах не приносят никакой пользы для здоровья. [16]

Устранив вредные практики, женщины смогут прожить свою полноценную жизнь без какого-либо вреда. [17]

Есть два показателя: [10]

  • Показатель 5.3.1: Доля женщин в возрасте 20–24 лет, вышедших замуж или в союзе до 15 и до 18 лет.
  • Показатель 5.3.2: Доля девушек и женщин в возрасте 15–49 лет, подвергшихся калечащим операциям на женских половых органах (КОЖПО) или обрезанию

Согласно отчету о ходе работы за 2020 год: «Согласно последним данным из 31 страны, где сконцентрирована эта практика, по крайней мере 200 миллионов девочек и женщин подверглись калечащим операциям на женских половых органах. Вредная практика становится менее распространенной, но прогресс не наблюдается. достаточно быстро, чтобы достичь глобальной цели по его ликвидации к 2030 году». [18] : 8 

Карта мира по показателю 5.4. 1 место в 2015 г. - Доля среднесуточного времени, затрачиваемого женщинами на домашнюю работу (оплачиваемую и неоплачиваемую) [10]

Задача 5.4: Ценить неоплачиваемый уход и поощрять совместные домашние обязанности

[ редактировать ]

Полное название задачи 5.4: «Признавать и ценить неоплачиваемый уход и домашний труд посредством предоставления государственных услуг, инфраструктуры и политики социальной защиты, а также поощрения совместной ответственности внутри домохозяйства и семьи в соответствии с национальными требованиями» [7]

Эта цель имеет один показатель: показатель 5.4.1 – «Доля времени, затраченного на неоплачиваемый труд по дому и уходу, в разбивке по полу, возрасту и местонахождению». [10]

Неоплачиваемый уход и работа по дому включают приготовление пищи и уборку, доставку воды и дров или уход за детьми и пожилыми людьми. [17] : 6  Данные за 2020 год показали, что «женщины уже тратят в три раза больше часов, чем мужчины, на неоплачиваемую работу по уходу на дому». [18] : 8 

Задача 5.5: Обеспечить полное участие в руководстве и принятии решений

[ редактировать ]
Карта мира по показателю 5.5.2 в 2017 г. – Доля фирм, в которых топ-менеджером является женщина [10]

Полное название задачи 5.5 звучит так: «Обеспечить полное и эффективное участие женщин и равные возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни». [7]

Индикаторами являются: [10]

  • Показатель 5.5.1: Доля мест, занимаемых женщинами в (a) национальных парламентах и ​​(b) местных органах власти
  • Показатель 5.5.2: Доля женщин на руководящих должностях

По состоянию на 2020 год «представительство женщин в одной или нижних палатах национального парламента достигло 25 процентов, что немного выше 22 процентов в 2015 году». [18] : 8 

Задача 5.6: Всеобщий доступ к репродуктивным правам и здоровью

[ редактировать ]

Полное название задачи 5.6: «Обеспечение всеобщего доступа к сексуальному и репродуктивному здоровью и репродуктивным правам , как это согласовано в соответствии с Программой действий Международной конференции по народонаселению и развитию и Пекинской платформой действий , а также итоговыми документами их обзорные конференции». [7]

Центр репродуктивной медицины в Копенгагене, Дания

Индикаторами являются: [10]

  • Показатель 5.6.1: Доля женщин в возрасте 15–49 лет, которые принимают собственные обоснованные решения относительно сексуальных отношений, использования противозачаточных средств и охраны репродуктивного здоровья.
  • Показатель 5.6.2: Число стран, законы и правила которых гарантируют полный и равный доступ женщинам и мужчинам в возрасте 15 лет и старше к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, информации и образованию.

Меньше женщин в возрасте от 15 до 49 лет смогли «принимать собственные решения относительно сексуального и репродуктивного здоровья и прав» в Центральной и Западной Африке по сравнению со странами Европы , Юго-Восточной Азии , Латинской Америки и Карибского бассейна . [18] : 8 

Задача 5.a: Равные права на экономические ресурсы, собственность и финансовые услуги

[ редактировать ]

Полное название задачи 5.а звучит так: «Провести реформы, чтобы предоставить женщинам равные права на экономические ресурсы, а также доступ к собственности и контролю над землей и другими формами собственности, финансовыми услугами, наследством и природными ресурсами в соответствии с национальными законами». законы». [7]

Эти два показателя: [10]

  • Показатель 5.a.1: Доля всего сельского населения, имеющего в собственности или гарантированных правах на сельскохозяйственные земли, в разбивке по полу; и (b) доля женщин среди владельцев или правообладателей сельскохозяйственных земель по типу владения
  • Показатель 5.a.2: Доля стран, в которых правовая база (включая обычное право ) гарантирует женщинам равные права на владение землей и/или контроль над ней
Молодая женщина фотографируется на свой мобильный телефон в Сиднее: в 66 странах иметь телефон по-прежнему является роскошью для женщин.

Задача 5.b: Содействие расширению прав и возможностей женщин с помощью технологий

[ редактировать ]

Полное название задачи 5.b звучит так: «Расширять использование передовых технологий, в частности информационных и коммуникационных технологий, для содействия расширению прав и возможностей женщин». [7]

Эта цель имеет один показатель: показатель 5.b.1 — «Доля лиц, владеющих мобильными телефонами, в разбивке по полу». [10]

В отчете ООН за 2020 год говорится: « предоставление женщинам мобильных телефонов Доказано, что ускоряет социальное и экономическое развитие . [18] : 8 

Существуют большие гендерные различия в доступе к Интернету и его использовании. Мужчины на 21% чаще имеют доступ к Интернету, чем женщины, а в наименее развитых странах мира этот показатель возрастает до 52%. [19] Большинство тех, кто не в сети, — женщины из развивающихся стран, что усиливает гендерное неравенство. В период с 2013 по 2019 год гендерный разрыв в использовании Интернета вырос с 11% до 17%. В наименее развитых странах за тот же период разрыв увеличился с 30% до 43%. [20]

Задача 5.c: Принять и укрепить политику и осуществимое законодательство по обеспечению гендерного равенства.

[ редактировать ]

Полное название задачи 5.c: «Принять и укрепить разумную политику и осуществимое законодательство для содействия гендерному равенству и расширению прав и возможностей всех женщин и девочек на всех уровнях». [7] : 4 

Эта цель имеет один показатель: показатель 5.c.1 – это «Доля стран, в которых имеются системы отслеживания и публичного ассигнования на цели гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин ». [10]

Кастодиальные агентства

[ редактировать ]

Учреждения-хранители несут ответственность за мониторинг и отчетность по показателям: [21]

Мониторинг прогресса

[ редактировать ]

Ежегодный отчет подготавливается Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, оценивая прогресс в достижении Целей устойчивого развития. [18] Это отчеты высокого уровня о ходе реализации всех ЦУР.

Проблемы

[ редактировать ]
Девочки играют во время учебы – неравенство в образовании все еще существует

Влияние пандемии COVID-19

[ редактировать ]

Пандемия COVID-19 в 2020 году также создаст проблему для достижения гендерного равенства. Влияние COVID-19 на женщин было значительным. Некоторые примеры включают сложные экономические последствия, увеличение неоплачиваемой работы по уходу (например, во время закрытия школ), рост домашнего насилия и другие факторы. [22]

[ редактировать ]

Несмотря на то, что ЦУР 5 является отдельной целью, другие ЦУР могут быть достигнуты только в случае достижения ЦУР 5. [17] : 4  т.е. потребностям женщин уделяется такое же внимание, как и потребностям мужчин. Связь между ЦУР 5 и другими ЦУР была тщательно проанализирована в докладе Структуры «ООН- женщины» о гендерном равенстве в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года . [23]

Организации

[ редактировать ]
Посетители прилавка заканчивают предложение: «Я поддерживаю женщин в руководстве, потому что…».

Несколько глобальных организаций пообещали добиться прогресса в достижении ЦУР 5 различными способами. Например:

  • Структура «ООН-женщины» работает над расширением прав и возможностей женщин .
  • «Равенство сейчас» выступает за защиту и продвижение прав человека женщин и девочек.
  • Vital Voices работает с женщинами-лидерами в областях расширения экономических прав, участия женщин в политической жизни и прав человека.
  • ПРООН работает над продвижением участия и лидерства женщин во всех формах принятия решений. [24]
  • ЮНИСЕФ налаживает партнерские отношения со всем мировым сообществом для ускорения гендерного равенства.
  • ВОЗ работает ради мира, в котором никто не будет лишен медицинских услуг из-за своего пола или по какой-либо другой причине.
  1. ^ «Системный подход к глобальной устойчивости» . Будущая Земля. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
  2. ^ Бартрам, Джейми; Броклхерст, Кларисса; Брэдли, Дэвид; Мюллер, Майк; Эванс, Барбара (декабрь 2018 г.). «Политический обзор средств достижения целей и показателей устойчивого развития в области водоснабжения и санитарии» . npj Чистая вода . 1 (1): 3. дои : 10.1038/s41545-018-0003-0 . S2CID   169226066 . Текст был скопирован из этого источника, который доступен по международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0.
  3. ^ «Цель 5: Гендерное равенство – трекер ЦУР» . Наш мир в данных . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 20 августа 2020 г.
  4. ^ Отчет о целях устойчивого развития за 2016 год . Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. 2016. ISBN  978-92-1-101340-5 . OCLC   959869696 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 27 августа 2020 г.
  5. ^ Леал Фильо, Уолтер; Брандли, Лусиана Лондеро; Ланге Сальвиа, Аманда; Рэйман-Бахус, Лез; Платье, Йоханнес (1 июля 2020 г.). «COVID-19 и цели ООН в области устойчивого развития: угроза солидарности или возможность?» . Устойчивость . 12 (13): 5343. дои : 10.3390/su12135343 . ISSN   2071-1050 . Текст был скопирован из этого источника, который доступен по международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0.
  6. ^ Оньянго, Моника Адиамбо. «Сексуальное и гендерное насилие во время COVID-19: уроки Эболы» . Разговор . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Организация Объединенных Наций (2017 г.) Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 6 июля 2017 г., Работа Статистической комиссии в отношении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. ( A/RES/71/313. ​​Архивировано 23 октября 2020 г. в Wayback Machine ).
  8. ^ Организация Объединенных Наций (2015 г.), Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 г., Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года ( A/RES/70/1. Архивировано 22 мая 2019 г. в Wayback Machine ).
  9. ^ Jump up to: а б «Цель 5: Гендерное равенство – отслеживание ЦУР» . Наш мир в данных . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 20 августа 2020 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ричи, Розер, Миспи, Ортис-Оспина (2018) «Измерение прогресса в достижении целей устойчивого развития». (ЦУР 5). Архивировано 26 ноября 2020 г. на веб-сайте Wayback Machine SDG-Tracker.org. Текст был скопирован из этого источника, который доступен по международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0.
  11. ^ «Детский брак» . www.unicef.org . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 27 августа 2020 г.
  12. ^ «Дискриминация женщин сохраняется во всем мире, препятствуя развитию» . ООН Женщины . Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 25 августа 2020 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Прогресс для каждого ребенка в эпоху ЦУР» (PDF) . ЮНИСЕФ . Архивировано (PDF) из оригинала 15 июля 2020 г. Проверено 2 апреля 2018 г.
  14. ^ «ЕЭК ООН» (PDF) . ЕЭК ООН . Архивировано (PDF) из оригинала 1 октября 2020 г. Проверено 24 сентября 2020 г.
  15. ^ Цели устойчивого развития (2020 г.). «Репозиторий метаданных показателей ЦУР» .
  16. ^ «Калечащие операции на женских половых органах» . www.who.int . Архивировано из оригинала 29 января 2021 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию (2017 г.) , ПФВУ 2017 г. Тематический обзор ЦУР 5: Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек. Архивировано 31 июля 2020 г. в Wayback Machine.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Организация Объединенных Наций (18 апреля 2020 г.). «Прогресс в достижении целей устойчивого развития, доклад Генерального секретаря» . Объединенные Нации . Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию, созванный под эгидой Экономического и Социального Совета (E/2020/57). Архивировано из оригинала 30 декабря 2020 года . Проверено 27 августа 2020 г.
  19. ^ «Гендерный разрыв в доступе к Интернету: используя метод, ориентированный на женщин» . Фонд Всемирной паутины . 10 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. . Проверено 25 сентября 2020 г.
  20. ^ МСЭ, Публикации (2019). «Измерение цифрового развития: факты и цифры» (PDF) . itu.int . Архивировано (PDF) из оригинала 19 сентября 2020 г. Проверено 25 сентября 2020 г.
  21. ^ «Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций (2018 г.), Конференция европейских статистиков, Женева, Агентства-хранители ЦУР 5» (PDF) . ЕЭК ООН . Архивировано (PDF) из оригинала 1 октября 2020 г. Проверено 25 сентября 2020 г.
  22. ^ Аналитическая записка Организации Объединенных Наций (2020 г.) : Влияние COVID-19 на женщин. Архивировано 27 ноября 2020 г. в Wayback Machine.
  23. ^ ООН-Женщины. (21 марта 2019 г.). Превращая обещания в действия: гендерное равенство в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN  978-1-63214-108-8 . OCLC   1096436801 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 27 августа 2020 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  24. ^ «Участие женщин в принятии решений» . ПРООН . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 20 августа 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 992d009c05046a372380da79b9366f0d__1707838500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/0d/992d009c05046a372380da79b9366f0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sustainable Development Goal 5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)