Цель устойчивого развития 5
Цель устойчивого развития 5 | |
---|---|
![]() | |
Заявление о миссии | «Достичь гендерного равенства и расширить возможности всех женщин и девочек» |
Коммерческий? | Нет |
Тип проекта | Цель устойчивого развития |
Расположение | Глобальный |
Основатель | Объединенные Нации |
Учредил | 2015 |
Веб-сайт | ЦУР |
Цель устойчивого развития 5 ( ЦУР 5 или Глобальная цель 5 ) касается гендерного равенства и является пятой из 17 целей устойчивого развития, установленных Организацией Объединенных Наций в 2015 году. 17 ЦУР признают, что действия в одной области повлияют на результаты в других, и что развитие должно сбалансировать социальную , экономическую и экологическую устойчивость . [1]
ЦУР 5 имеет девять задач и 14 показателей. Шесть из целей являются целевыми результатами :
- положить конец всем формам дискриминации в отношении всех женщин и девочек во всем мире
- положить конец насилию и эксплуатации женщин и девочек
- искоренение вредных практик, таких как ранние детские и принудительные браки, а также калечащие операции на женских половых органах.
- повышение ценности неоплачиваемого ухода и поощрение общих домашних обязанностей
- обеспечение полного участия женщин в руководстве и принятии решений
- обеспечение доступа к всеобщим репродуктивным правам и здоровью .
Три средства достижения целей [2] являются:
- содействие равным правам на экономические ресурсы, собственность и финансовые услуги для женщин
- содействие расширению прав и возможностей женщин с помощью технологий
- принятие и укрепление политики гендерного равенства, а также поддержка законодательства по обеспечению ее соблюдения. [3]
Приняв обязательство «Не оставлять никого позади», страны взяли на себя обязательство ускорить прогресс в первую очередь для тех, кто отстает больше всего. [4] : 54 Целью ЦУР 5 является предоставление женщинам и девочкам равных прав и возможностей жить без насилия и дискриминации, в том числе на рабочем месте .
Пандемия COVID-19 затронула женщин, поскольку они более уязвимы и имеют ограниченный доступ к лечению. [5] Факты показывают, что во время пандемии наблюдался рост насилия в отношении женщин. [6]
Фон
[ редактировать ]Цели устойчивого развития представляют собой совокупность 17 глобальных целей, поставленных Организацией Объединенных Наций . [7] Общие цели тематически связаны, однако каждая из них имеет свои конкретные цели, которые необходимо достичь. ЦУР охватывают широкий спектр вопросов социального и экономического развития, включая бедность, голод, здравоохранение, образование, изменение климата , гендерное равенство , водоснабжение, санитарию, энергетику, урбанизацию, окружающую среду и социальную справедливость . [8]
Цели, показатели и прогресс
[ редактировать ]
Цели и индикаторы ЦУР 5 обширны и обеспечивают равные возможности для женщин (женщин и девочек). [9] Задачи охватывают широкий спектр гендерных вопросов, включая прекращение всех форм дискриминации в отношении всех женщин во всем мире (задача 5.1), насилия и эксплуатации женщин (задача 5.2), искоренение такой практики, как калечащие операции на женских половых органах и принудительные браки (задача 5.3), повышение ценности неоплачиваемый уход и способствовать разделению домашних обязанностей (задача 5.4), обеспечить полное участие женщин в руководстве и принятии решений (задача 5.5), обеспечение доступа к всеобщим репродуктивным правам и здоровью (задача 5.6), содействие равным правам на экономические ресурсы, владение собственностью и финансовые услуги для женщин (задача 5.a), содействие расширению прав и возможностей женщин с помощью технологий (задача 5.b), а также принятие, усиление политики и обеспечение соблюдения законодательства по обеспечению гендерного равенства (задача 5.c). [10]
Индикаторы представляют собой показатели, с помощью которых мир стремится отслеживать, достигнуты ли эти цели.
Задача 5.1: Покончить с дискриминацией в отношении женщин и девочек
[ редактировать ]Первой задачей ЦУР 5 является задача 5.1: «Положить конец всем формам дискриминации в отношении всех женщин во всем мире». [7]

Эта цель имеет один показатель. Показатель 5.1.1: Наличие или отсутствие правовой базы для поощрения, обеспечения соблюдения и мониторинга равенства и недискриминации по признаку пола. [10]
Это означает, что показатель работает над созданием правовых рамок, которые могут применяться для поощрения и обеспечения соблюдения недискриминации по признаку пола посредством различных мер, включая, среди прочего, прием на работу, равную оплату труда, изнасилование в браке и права собственности. [9] [11]
Дискриминацию в отношении женщин (или сексизм) можно измерить с помощью ряда показателей, таких как ранние браки, гендерное насилие и права собственности женщин. [12]
За последние десятилетия количество детских браков сократилось. [13] : 65 Девочки из более бедных семей чаще страдают от детских браков, чем девочки из более богатых семей. [13] : 68
Учреждениями-хранителями показателя 5.1.1 являются структура «ООН-женщины» и Всемирный банк. [14]

Задача 5.2: Положить конец любому насилию в отношении женщин и девочек и их эксплуатации.
[ редактировать ]Полное название задачи 5.2 звучит так: «Ликвидировать все формы насилия в отношении всех женщин в общественной и частной сферах, включая торговлю людьми , сексуальную и другие виды эксплуатации». [7]
Эта цель имеет два показателя: [10] [15]
- Показатель 5.2.1: Доля когда-либо имевших партнера женщин и девочек в возрасте 15 лет и старше, подвергшихся физическому, сексуальному или психологическому насилию со стороны нынешнего или бывшего интимного партнера в течение предыдущих 12 месяцев, с разбивкой по формам насилия и по возрасту.
- Показатель 5.2.2: Доля женщин и девочек в возрасте 15 лет и старше, подвергшихся сексуальному насилию со стороны лиц, не являющихся интимным партнером, в течение предыдущих 12 месяцев, с разбивкой по возрасту и месту происшествия.
Задача 5.3: Искоренить принудительные браки и калечащие операции на половых органах
[ редактировать ]
Полное название задачи 5.3 звучит так: «Искоренить все вредные практики, такие как детские, ранние и принудительные браки и калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО)». [7] Фактические данные показывают, что калечащие операции на женских половых органах не приносят никакой пользы для здоровья. [16]
Устранив вредные практики, женщины смогут прожить свою полноценную жизнь без какого-либо вреда. [17]
Есть два показателя: [10]
- Показатель 5.3.1: Доля женщин в возрасте 20–24 лет, вышедших замуж или в союзе до 15 и до 18 лет.
- Показатель 5.3.2: Доля девушек и женщин в возрасте 15–49 лет, подвергшихся калечащим операциям на женских половых органах (КОЖПО) или обрезанию
Согласно отчету о ходе работы за 2020 год: «Согласно последним данным из 31 страны, где сконцентрирована эта практика, по крайней мере 200 миллионов девочек и женщин подверглись калечащим операциям на женских половых органах. Вредная практика становится менее распространенной, но прогресс не наблюдается. достаточно быстро, чтобы достичь глобальной цели по его ликвидации к 2030 году». [18] : 8

Задача 5.4: Ценить неоплачиваемый уход и поощрять совместные домашние обязанности
[ редактировать ]Полное название задачи 5.4: «Признавать и ценить неоплачиваемый уход и домашний труд посредством предоставления государственных услуг, инфраструктуры и политики социальной защиты, а также поощрения совместной ответственности внутри домохозяйства и семьи в соответствии с национальными требованиями» [7]
Эта цель имеет один показатель: показатель 5.4.1 – «Доля времени, затраченного на неоплачиваемый труд по дому и уходу, в разбивке по полу, возрасту и местонахождению». [10]
Неоплачиваемый уход и работа по дому включают приготовление пищи и уборку, доставку воды и дров или уход за детьми и пожилыми людьми. [17] : 6 Данные за 2020 год показали, что «женщины уже тратят в три раза больше часов, чем мужчины, на неоплачиваемую работу по уходу на дому». [18] : 8
Задача 5.5: Обеспечить полное участие в руководстве и принятии решений
[ редактировать ]
Полное название задачи 5.5 звучит так: «Обеспечить полное и эффективное участие женщин и равные возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни». [7]
Индикаторами являются: [10]
- Показатель 5.5.1: Доля мест, занимаемых женщинами в (a) национальных парламентах и (b) местных органах власти
- Показатель 5.5.2: Доля женщин на руководящих должностях
По состоянию на 2020 год «представительство женщин в одной или нижних палатах национального парламента достигло 25 процентов, что немного выше 22 процентов в 2015 году». [18] : 8
Задача 5.6: Всеобщий доступ к репродуктивным правам и здоровью
[ редактировать ]Полное название задачи 5.6: «Обеспечение всеобщего доступа к сексуальному и репродуктивному здоровью и репродуктивным правам , как это согласовано в соответствии с Программой действий Международной конференции по народонаселению и развитию и Пекинской платформой действий , а также итоговыми документами их обзорные конференции». [7]

Индикаторами являются: [10]
- Показатель 5.6.1: Доля женщин в возрасте 15–49 лет, которые принимают собственные обоснованные решения относительно сексуальных отношений, использования противозачаточных средств и охраны репродуктивного здоровья.
- Показатель 5.6.2: Число стран, законы и правила которых гарантируют полный и равный доступ женщинам и мужчинам в возрасте 15 лет и старше к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, информации и образованию.
Меньше женщин в возрасте от 15 до 49 лет смогли «принимать собственные решения относительно сексуального и репродуктивного здоровья и прав» в Центральной и Западной Африке по сравнению со странами Европы , Юго-Восточной Азии , Латинской Америки и Карибского бассейна . [18] : 8
Задача 5.a: Равные права на экономические ресурсы, собственность и финансовые услуги
[ редактировать ]Полное название задачи 5.а звучит так: «Провести реформы, чтобы предоставить женщинам равные права на экономические ресурсы, а также доступ к собственности и контролю над землей и другими формами собственности, финансовыми услугами, наследством и природными ресурсами в соответствии с национальными законами». законы». [7]
Эти два показателя: [10]
- Показатель 5.a.1: Доля всего сельского населения, имеющего в собственности или гарантированных правах на сельскохозяйственные земли, в разбивке по полу; и (b) доля женщин среди владельцев или правообладателей сельскохозяйственных земель по типу владения
- Показатель 5.a.2: Доля стран, в которых правовая база (включая обычное право ) гарантирует женщинам равные права на владение землей и/или контроль над ней

Задача 5.b: Содействие расширению прав и возможностей женщин с помощью технологий
[ редактировать ]Полное название задачи 5.b звучит так: «Расширять использование передовых технологий, в частности информационных и коммуникационных технологий, для содействия расширению прав и возможностей женщин». [7]
Эта цель имеет один показатель: показатель 5.b.1 — «Доля лиц, владеющих мобильными телефонами, в разбивке по полу». [10]
В отчете ООН за 2020 год говорится: « предоставление женщинам мобильных телефонов Доказано, что ускоряет социальное и экономическое развитие . [18] : 8
Существуют большие гендерные различия в доступе к Интернету и его использовании. Мужчины на 21% чаще имеют доступ к Интернету, чем женщины, а в наименее развитых странах мира этот показатель возрастает до 52%. [19] Большинство тех, кто не в сети, — женщины из развивающихся стран, что усиливает гендерное неравенство. В период с 2013 по 2019 год гендерный разрыв в использовании Интернета вырос с 11% до 17%. В наименее развитых странах за тот же период разрыв увеличился с 30% до 43%. [20]
Задача 5.c: Принять и укрепить политику и осуществимое законодательство по обеспечению гендерного равенства.
[ редактировать ]Полное название задачи 5.c: «Принять и укрепить разумную политику и осуществимое законодательство для содействия гендерному равенству и расширению прав и возможностей всех женщин и девочек на всех уровнях». [7] : 4
Эта цель имеет один показатель: показатель 5.c.1 – это «Доля стран, в которых имеются системы отслеживания и публичного ассигнования на цели гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин ». [10]
Кастодиальные агентства
[ редактировать ]Учреждения-хранители несут ответственность за мониторинг и отчетность по показателям: [21]
- Показатель 5.1.1: Организация Объединенных Наций-женщины (ООН-женщины) , Всемирный банк (ВБ) , Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
- Индикатор 5.2.1 и 5.2.2: Чрезвычайный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) , Структура «ООН-женщины» , Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) , Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) , Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН)
- Индикатор 5.3.1 и 5.3.2: Чрезвычайный детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ)
- Показатель 5.4.2.: СОООН, Организация Объединенных Наций-Женщины (ООН-женщины)
- Показатель 5.5.1: МПС, Организация Объединенных Наций-Женщины (ООН-женщины)
- Показатель 5.5.2: Международная организация труда (МОТ)
- Индикатор 5.6.1: и 5.6.2: Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА).
- Индикатор 5.a.1 и 5.a.2: Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)
- Показатель 5.a.2: Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)
- Показатель 5.1: Международный союз электросвязи (МСЭ)
- Показатель 5.c.2: Структура «ООН-женщины», Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Мониторинг прогресса
[ редактировать ]Ежегодный отчет подготавливается Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, оценивая прогресс в достижении Целей устойчивого развития. [18] Это отчеты высокого уровня о ходе реализации всех ЦУР.
Проблемы
[ редактировать ]
Влияние пандемии COVID-19
[ редактировать ]Пандемия COVID-19 в 2020 году также создаст проблему для достижения гендерного равенства. Влияние COVID-19 на женщин было значительным. Некоторые примеры включают сложные экономические последствия, увеличение неоплачиваемой работы по уходу (например, во время закрытия школ), рост домашнего насилия и другие факторы. [22]
Связи с другими ЦУР
[ редактировать ]Несмотря на то, что ЦУР 5 является отдельной целью, другие ЦУР могут быть достигнуты только в случае достижения ЦУР 5. [17] : 4 т.е. потребностям женщин уделяется такое же внимание, как и потребностям мужчин. Связь между ЦУР 5 и другими ЦУР была тщательно проанализирована в докладе Структуры «ООН- женщины» о гендерном равенстве в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года . [23]
Организации
[ редактировать ]
Несколько глобальных организаций пообещали добиться прогресса в достижении ЦУР 5 различными способами. Например:
- Структура «ООН-женщины» работает над расширением прав и возможностей женщин .
- «Равенство сейчас» выступает за защиту и продвижение прав человека женщин и девочек.
- Vital Voices работает с женщинами-лидерами в областях расширения экономических прав, участия женщин в политической жизни и прав человека.
- ПРООН работает над продвижением участия и лидерства женщин во всех формах принятия решений. [24]
- ЮНИСЕФ налаживает партнерские отношения со всем мировым сообществом для ускорения гендерного равенства.
- ВОЗ работает ради мира, в котором никто не будет лишен медицинских услуг из-за своего пола или по какой-либо другой причине.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Системный подход к глобальной устойчивости» . Будущая Земля. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ Бартрам, Джейми; Броклхерст, Кларисса; Брэдли, Дэвид; Мюллер, Майк; Эванс, Барбара (декабрь 2018 г.). «Политический обзор средств достижения целей и показателей устойчивого развития в области водоснабжения и санитарии» . npj Чистая вода . 1 (1): 3. дои : 10.1038/s41545-018-0003-0 . S2CID 169226066 .
Текст был скопирован из этого источника, который доступен по международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0.
- ^ «Цель 5: Гендерное равенство – трекер ЦУР» . Наш мир в данных . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Отчет о целях устойчивого развития за 2016 год . Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. 2016. ISBN 978-92-1-101340-5 . OCLC 959869696 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ Леал Фильо, Уолтер; Брандли, Лусиана Лондеро; Ланге Сальвиа, Аманда; Рэйман-Бахус, Лез; Платье, Йоханнес (1 июля 2020 г.). «COVID-19 и цели ООН в области устойчивого развития: угроза солидарности или возможность?» . Устойчивость . 12 (13): 5343. дои : 10.3390/su12135343 . ISSN 2071-1050 .
Текст был скопирован из этого источника, который доступен по международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0.
- ^ Оньянго, Моника Адиамбо. «Сексуальное и гендерное насилие во время COVID-19: уроки Эболы» . Разговор . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Организация Объединенных Наций (2017 г.) Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 6 июля 2017 г., Работа Статистической комиссии в отношении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. ( A/RES/71/313. Архивировано 23 октября 2020 г. в Wayback Machine ).
- ^ Организация Объединенных Наций (2015 г.), Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 г., Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года ( A/RES/70/1. Архивировано 22 мая 2019 г. в Wayback Machine ).
- ^ Jump up to: а б «Цель 5: Гендерное равенство – отслеживание ЦУР» . Наш мир в данных . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ричи, Розер, Миспи, Ортис-Оспина (2018) «Измерение прогресса в достижении целей устойчивого развития». (ЦУР 5). Архивировано 26 ноября 2020 г. на веб-сайте Wayback Machine SDG-Tracker.org.
Текст был скопирован из этого источника, который доступен по международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0.
- ^ «Детский брак» . www.unicef.org . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ «Дискриминация женщин сохраняется во всем мире, препятствуя развитию» . ООН Женщины . Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Прогресс для каждого ребенка в эпоху ЦУР» (PDF) . ЮНИСЕФ . Архивировано (PDF) из оригинала 15 июля 2020 г. Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «ЕЭК ООН» (PDF) . ЕЭК ООН . Архивировано (PDF) из оригинала 1 октября 2020 г. Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Цели устойчивого развития (2020 г.). «Репозиторий метаданных показателей ЦУР» .
- ^ «Калечащие операции на женских половых органах» . www.who.int . Архивировано из оригинала 29 января 2021 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию (2017 г.) , ПФВУ 2017 г. Тематический обзор ЦУР 5: Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек. Архивировано 31 июля 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Организация Объединенных Наций (18 апреля 2020 г.). «Прогресс в достижении целей устойчивого развития, доклад Генерального секретаря» . Объединенные Нации . Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию, созванный под эгидой Экономического и Социального Совета (E/2020/57). Архивировано из оригинала 30 декабря 2020 года . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ «Гендерный разрыв в доступе к Интернету: используя метод, ориентированный на женщин» . Фонд Всемирной паутины . 10 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ МСЭ, Публикации (2019). «Измерение цифрового развития: факты и цифры» (PDF) . itu.int . Архивировано (PDF) из оригинала 19 сентября 2020 г. Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ «Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций (2018 г.), Конференция европейских статистиков, Женева, Агентства-хранители ЦУР 5» (PDF) . ЕЭК ООН . Архивировано (PDF) из оригинала 1 октября 2020 г. Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Аналитическая записка Организации Объединенных Наций (2020 г.) : Влияние COVID-19 на женщин. Архивировано 27 ноября 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ ООН-Женщины. (21 марта 2019 г.). Превращая обещания в действия: гендерное равенство в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 978-1-63214-108-8 . OCLC 1096436801 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 27 августа 2020 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Участие женщин в принятии решений» . ПРООН . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 20 августа 2020 г.