Jump to content

Судоку

(Перенаправлено с Судокяна )

Типичная головоломка судоку с девятью строками и девятью столбцами, пересекающимися в квадратных промежутках. Некоторые ячейки заполнены числами; другие представляют собой пустые ячейки, которые необходимо решить.
Типичная головоломка судоку
Предыдущая головоломка, показывающая ее решение.
Решение головоломки выше

Судоку ( / s ˈ d k , - ˈ d ɒ k -, s ə -/ ; японский : 数独 , латинизированный : судоку , букв. «цифра-одиночная»; первоначально назывался числом ) [ 1 ] логике основан на , [ 2 ] [ 3 ] комбинаторный [ 4 ] с размещением цифр головоломка . В классическом судоку цель состоит в том, чтобы заполнить сетку 9 × 9 цифрами так, чтобы каждый столбец, каждая строка и каждая из девяти подсеток 3 × 3, составляющих сетку (также называемых «коробками», «блоками» или «блоками»). регионы") содержит все цифры от 1 до 9. Программа для создания головоломки предоставляет частично заполненную сетку, которая для правильно составленной головоломки имеет единственное решение.

В 19 веке французские газеты публиковали варианты головоломок судоку, а с 1979 года эта головоломка появляется в сборниках головоломок под названием Number Place. [ 5 ] Однако современное судоку начало приобретать широкую популярность только в 1986 году, когда оно было опубликовано японской компанией по производству головоломок Николи под названием «Судоку», что означает «одиночное число». [ 6 ] Впервые оно появилось в американской газете, а затем в The Times (Лондон) в 2004 году благодаря усилиям Уэйна Гулда , который разработал компьютерную программу для быстрого создания уникальных головоломок.

Из газеты La France от 6 июля 1895 года: В инструкции к головоломке говорилось: «Используйте числа от 1 до 9 девять раз каждое, чтобы заполнить сетку таким образом, чтобы сумма горизонтальных, вертикальных и двух основных диагональных линий давала одну и ту же величину. общий."

Предшественники

[ редактировать ]

Числовые головоломки появились в газетах в конце 19 века, когда французские составители головоломок начали экспериментировать с удалением чисел из магических квадратов . Парижская ежедневная газета Le Siècle 19 ноября 1892 года опубликовала частично завершенный магический квадрат 9×9 с подквадратами 3×3. [ 7 ] Это не было судоку, потому что оно содержало двузначные числа и для решения требовало арифметики, а не логики, но у него были общие ключевые характеристики: каждая строка, столбец и подквадрат в сумме давали одно и то же число.

6 июля 1895 года конкурент Le Siècle , компания La France , усовершенствовала головоломку так, что она стала почти современным судоку, и назвала ее carré magiquediabolique («дьявольский магический квадрат»). Он упростил головоломку с магическим квадратом 9 × 9 так, что каждая строка, столбец и ломаная диагональ содержали только цифры 1–9, но не обозначали подквадраты. Хотя они не были помечены, каждый подквадрат 3×3 действительно содержал числа от 1 до 9, а дополнительное ограничение на ломаные диагонали приводило только к одному решению. [ 8 ]

Эти еженедельные головоломки были особенностью французских газет, таких как L'Echo de Paris , около десяти лет, но исчезли во время Первой мировой войны . [ 9 ]

Современное судоку

[ редактировать ]

Современное судоку, скорее всего, было разработано анонимно Говардом Гарнсом , 74-летним архитектором на пенсии и разработчиком головоломок из Коннерсвилля, штат Индиана , и впервые опубликовано в 1979 году журналом Dell Magazines под названием Number Place (самый ранний известный пример современного судоку). [ 1 ] Имя Гарнса всегда присутствовало в списке авторов выпусков Dell Pencil Puzzles and Word Games , которые включали Number Place, и всегда отсутствовало в выпусках, в которых его не было. [ 10 ] Он умер в 1989 году, не успев увидеть свое творение как всемирное явление. [ 10 ] Неясно, был ли Гарнс знаком с какой-либо из перечисленных выше французских газет.

Головоломка была представлена ​​в Японии Маки Кадзи ( 鍜治 真起 , Кадзи Маки ) , президентом компании по производству головоломок Николи, в газете Monthly Nikolist в апреле 1984 года. [ 10 ] как Судзи ва докушин ни кагиру ( 数字は独身に限る ) , что можно перевести как «цифры должны быть одиночными» или как «цифры ограничены одним появлением» (по-японски докушин означает «неженатый человек») . Позже название было сокращено до Судоку (数独), в результате чего для формирования более короткой версии были взяты только первые кандзи составных слов. [ 10 ] «Судоку» является зарегистрированной торговой маркой в ​​Японии. [ 11 ] и головоломка обычно называется Number Place ( ナンバープレース , Nanbāpurēsu ) или, более неформально, сокращением двух слов, Num(ber) Pla(ce) ( ナンプレ , Nanpure ) . В 1986 году Николи представил два нововведения: количество данных было ограничено до 32, а головоломки стали «симметричными» (то есть данные были распределены во вращательно-симметричных ячейках ). Сейчас он публикуется в основных японских периодических изданиях, таких как « Асахи Симбун» .

Распространение за пределами Японии

[ редактировать ]

В 1997 году гонконгский судья Уэйн Гулд увидел в японском книжном магазине частично законченную головоломку. За шесть лет он разработал компьютерную программу для быстрого создания уникальных головоломок. [ 5 ] Зная, что британские газеты имеют долгую историю публикации кроссвордов и других головоломок, он продвигал судоку в британской газете «Таймс» , которая запустила его 12 ноября 2004 года (назвав его «Су Доку»). Первое письмо в The Times относительно Су Доку было опубликовано на следующий день, 13 ноября, от Яна Пейна из Брентфорда , в котором он жаловался, что из-за головоломки он пропустил остановку на метро . [ 12 ] Головоломки судоку быстро распространились в других газетах как регулярная статья. [ 5 ] [ 13 ]

Быстрый рост судоку в Великобритании от относительной безвестности до первой полосы национальных газет вызвал комментарии в средствах массовой информации и пародии (например, когда The Guardian рекламировал раздел G2 себя как первое газетное приложение с сеткой судоку на каждой странице). ). [ 14 ] Признавая различную психологическую привлекательность простых и сложных головоломок, The Times представила обе одновременно 20 июня 2005 года. С июля 2005 года Channel 4 включил ежедневную игру судоку в свою телетекста службу . 2 августа в программе BBC Radio Times было показано еженедельное Суперсудоку с сеткой 16×16.

В Соединенных Штатах первой газетой, опубликовавшей в 2004 году головоломку-судоку Уэйна Гулда, была The Conway Daily Sun (Нью-Гэмпшир). [ 15 ]

Первое в мире телешоу судоку в прямом эфире, состоявшееся 1 июля 2005 года на канале Sky One.

Первое в мире судоку-шоу в прямом эфире, Sudoku Live , представляло собой соревнование по головоломкам, которое впервые транслировалось 1 июля 2005 года на канале Sky One . Его представила Кэрол Вордерман . Девять команд по девять игроков (по одной знаменитости в каждой команде), представляющих географические регионы, соревновались в решении головоломки. У каждого игрока было портативное устройство для ввода чисел, соответствующих ответам на четыре клетки. Фил Коллин из Уинчелси, Англия , стал обладателем главного приза серии, забрав домой более 23 000 фунтов стерлингов за серию игр. Домашняя публика участвовала в отдельном интерактивном конкурсе, который выиграла Ханна Уити из Чешира .

Позже, в 2005 году, BBC запустила SUDO-Q игровое шоу , в котором судоку сочеталось с общими знаниями. Однако в нем использовались только головоломки 4×4 и 6×6. До окончания шоу в 2007 году было снято четыре сезона.

В 2006 году на веб-сайте судоку была опубликована песня-трибьют судоку автора песен Питера Леви: [ 16 ] но пришлось быстро удалить файл MP3 из-за интенсивного движения. Посольство Японии также номинировало песню на награду, а Леви вел переговоры с Sony в Японии о выпуске песни как сингла. [ 17 ]

Программное обеспечение для судоку очень популярно на ПК, веб-сайтах и ​​мобильных телефонах. Он поставляется со многими дистрибутивами Linux . Программное обеспечение также было выпущено на игровых консолях, таких как Nintendo DS , PlayStation Portable , Game Boy Advance , Xbox Live Arcade , Nook устройстве для чтения электронных книг , планшете Kindle Fire, нескольких моделях iPod и iPhone . Многие телефоны Nokia также имели судоку. Фактически, всего через две недели после того, как Apple Inc. 11 июля 2008 года представила онлайн- магазин приложений App Store в своем iTunes Store , в нем уже было около 30 различных игр-судоку, созданных различными разработчиками программного обеспечения специально для iPhone и iPod Touch. Одна из самых популярных видеоигр с участием судоку — Brain Age: тренируйте свой мозг за минуты в день! . Он был хорошо принят критиками и коммерчески, а особую похвалу получил за реализацию судоку. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] и было продано более 8 миллионов копий по всему миру. [ 21 ] Из-за своей популярности Nintendo выпустила вторую игру Brain Age под названием Brain Age. 2 , в котором есть более 100 новых головоломок судоку и другие занятия.

В июне 2008 года судебный процесс присяжных по делу о наркотиках в Австралии, стоимость которого превысила 1 миллион австралийских долларов , был прерван, когда было обнаружено, что четверо или пять из двенадцати присяжных играли в судоку вместо того, чтобы выслушивать доказательства. [ 22 ]

Варианты

[ редактировать ]
Многоцветная сетка-головоломка судоку с девятью строками и девятью столбцами, пересекающимися в квадратных промежутках. Некоторые пробелы заполнены цифрами; другие представляют собой пустое пространство, требующее решения.
Нономино судоку - или головоломка , как показано в The Sunday Telegraph ...
Предыдущая головоломка, решенная с помощью цифр в пустых местах.
...и его решение (красные цифры)

Вариации размеров сетки или формы областей

[ редактировать ]

Хотя сетка 9×9 с областями 3×3 на сегодняшний день является наиболее распространенной, существует множество других вариаций. Примеры головоломок могут представлять собой сетки 4×4 с областями 2×2; Сетки 5×5 с областями пентамино опубликованы под названием Logi-5; Чемпионат мира по головоломкам включал сетку 6×6 с областями 2×3 и сетку 7×7 с шестью областями гептамино и непересекающейся областью. Также возможны более крупные сетки или различные неправильные формы (под различными названиями, такими как Сугуру , Тектоника , Головоломка Судоку и т. д.). The Times предлагает «Додека судоку» размером 12 × 12 с 12 областями по квадратам 4 × 3. Журналы Dell Magazines регулярно публикуют головоломки «Числовое место претендента» размером 16 × 16 (с использованием цифр 1–16 или букв AP). Николи предлагает гигантов «Судоку Гигант» размером 25 × 25. Головоломка размером 100×100 под названием Судоку-Зилла была опубликована в 2010 году. [ 23 ]

Мини Судоку

[ редактировать ]

Вариант 6×6 с областями 3×2 под названием «Мини-судоку» появляется в американской газете USA Today и других изданиях. Цель такая же, как и в стандартном судоку, но в головоломке используются только цифры от 1 до 6. Похожая форма для младших решающих головоломок, названная «Юниорское судоку», появилась в некоторых газетах, например в некоторых изданиях. Дейли Мейл .

Наложение дополнительных ограничений

[ редактировать ]

Другой распространенный вариант — добавить ограничения на размещение чисел помимо обычных требований к строкам, столбцам и полям. Часто предел принимает форму дополнительного «измерения»; наиболее распространенным является требование, чтобы числа на главных диагоналях сетки также были уникальными. Все вышеупомянутые головоломки «Number Place Challenger» относятся к этому варианту, как и головоломки Sudoku X в The Daily Mail , в которых используются сетки 6×6.

Убийца Судоку

[ редактировать ]
Убийственное судоку
И его решение

Убийственный вариант судоку сочетает в себе элементы судоку и какуро . Убийственная головоломка-судоку состоит из «клеток», обычно изображаемых в виде прямоугольников, обведенных черточками или цветами. Сумма чисел в клетке записывается в левом верхнем углу клетки, числа в клетке повторяться не могут.

Другие варианты

[ редактировать ]

Также распространены головоломки, состоящие из более чем двух сеток. Пять сеток 9×9, которые перекрываются в угловых областях в форме квинконса, известны в Японии как Гаттай 5 (пять объединенных) судоку. В The Times , The Age и The Sydney Morning Herald эта форма головоломки известна как самурайское судоку. Газеты Baltimore Sun и Toronto Star публикуют головоломку этого варианта (под названием «Дай пять») в своем воскресном выпуске. Часто в перекрывающихся регионах не размещаются никакие данные. Также публикуются последовательные сетки, в отличие от перекрывающихся, при этом значения в определенных местах сетки необходимо передавать в другие.

Пример игры «Больше, чем судоку»

В настольную версию судоку можно играть со стандартной колодой набора из 81 карты (см. игру «Сет» ). Трехмерная головоломка судоку была опубликована в The Daily Telegraph в мае 2005 года. The Times также публикует трехмерную версию под названием Tredoku. Кроме того, версия кубика Рубика для судоку называется «Кубик Судоку» .

Было разработано множество других вариантов. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Некоторые из них имеют разную форму в виде перекрывающихся сеток 9×9, например бабочка, ветряная мельница или цветок. [ 27 ] Другие варьируют логику решения сетки. Одним из них является «Больше, чем судоку». При этом сетка судоку размером 3 × 3 представлена ​​12 символами «Больше (>)» или «Меньше (<)» на общей линии двух соседних чисел. [ 10 ] Другой вариант логики решения - «Бестолковое судоку», в котором каждая из девяти сеток судоку 9×9 помещена в массив 3×3. Центральная ячейка в каждой сетке 3 × 3 из всех девяти головоломок остается пустой и образует десятую головоломку судоку без заполнения какой-либо ячейки; следовательно, «невежественный». [ 27 ] Примеры и другие варианты можно найти в Словаре судоку .

Математика судоку

[ редактировать ]
Судоку с 18 подсказками и двусторонней диагональной симметрией.

В этом разделе речь идет о классическом судоку, за исключением головоломки, гипер- и других вариантов. Заполненная сетка судоку представляет собой особый тип латинского квадрата с дополнительным свойством отсутствия повторяющихся значений ни в одном из девяти блоков (или блоков ячеек 3×3). [ 28 ]

Общая задача решения головоломок судоку на n 2 × n 2 сетки из n × n блоков известны как NP-полные . [ 29 ] Многие алгоритмы решения судоку , такие как грубая сила с возвратом и танцующие ссылки , могут эффективно решать большинство головоломок 9 × 9, но комбинаторный взрыв происходит с увеличением n , создавая практические ограничения для свойств судоку, которые можно строить, анализировать и решать как n. увеличивается. Головоломку судоку можно выразить как задачу раскраски графа . [ 30 ] Цель состоит в том, чтобы построить 9-раскраску конкретного графа по частичной 9-раскраске.

Наименьшее количество подсказок для правильного судоку — 17. [ 31 ] Десятки тысяч различных головоломок судоку содержат всего 17 подсказок. [ 32 ]

Количество классических сеток решения судоку 9×9 составляет 6 670 903 752 021 072 936 960, или около 6,67 × 10. 21 . [ 33 ] Число существенно различных решений с симметрий , как вращение, отражение, перестановка и перемаркировка, значительно меньше — 5 472 730 538. учетом таких [ 34 ]

В отличие от количества полных сеток судоку, количество минимальных головоломок судоку 9×9 точно неизвестно. (Минимальная головоломка — это такая головоломка, в которой нельзя удалить ни одной подсказки без потери уникальности решения.) Однако статистические методы в сочетании с генератором головоломок показывают, что примерно (с относительной ошибкой 0,065%) 3,10 × 10 37 минимальные головоломки и 2,55×10 25 существуют несущественно эквивалентные минимальные головоломки. [ 35 ]

Соревнования

[ редактировать ]
Соревнования по судоку в SM City Baliuag
  • Первый чемпионат мира по судоку проходил в Лукке , Италия , с 10 по 11 марта 2006 года. Победительницей стала Яна Тылова из Чехии . [ 36 ] Конкурс включал множество вариантов. [ 37 ]
  • Второй чемпионат мира по судоку проходил в Праге, Чехия , с 28 марта по 1 апреля 2007 года. [ 38 ] Индивидуальным чемпионом стал Томас Снайдер из США. Командным чемпионом стала Япония. [ 39 ]
  • Третий чемпионат мира по судоку проходил в Гоа, Индия , с 14 по 16 апреля 2008 года. Томас Снайдер вновь стал чемпионом в личном зачете, а также выиграл первый в истории Classic Trophy (подмножество соревнований, учитывающее только классическое судоку). Чехия выиграла командное соревнование. [ 40 ]
  • Четвертый чемпионат мира по судоку проходил в Жилине , Словакия , с 24 по 27 апреля 2009 года. После того, как бывший чемпион Томас Снайдер из США выиграл общую квалификацию, Ян Мрозовский из Польши вышел из плей-офф с 36 участниками и стал новым мировым судоку. Чемпион. Принимающая страна Словакия стала лучшей командой в отдельном соревновании трехчленных команд. [ 41 ]
  • Пятый чемпионат мира по судоку проходил в Филадельфии, штат Пенсильвания , с 29 апреля по 2 мая 2010 года. Ян Мрозовский из Польши успешно защитил свой титул чемпиона мира в личном зачёте, а Германия выиграла в отдельном командном зачёте. Головоломки были написаны Томасом Снайдером и Вэй-Хва Хуангом , бывшими чемпионами США по судоку. [ 42 ]
  • 12-й чемпионат мира по судоку (WSC) проходил в Бангалоре, Индия , с 15 по 22 октября 2017 года. Кота Мориниши из Японии выиграл индивидуальный чемпионат WSC, а Китай – в командном зачете. [ 43 ]
  • В Чехии прошел 13-й чемпионат мира по судоку. [ 44 ]
  • В Соединенных Штатах Philadelphia Inquirer национальный чемпионат по судоку проводился трижды, каждый раз предлагая приз в размере 10 000 долларов победителю продвинутого дивизиона и место в национальной команде США по судоку, отправляющейся на чемпионаты мира. Победителями мероприятия стали Томас Снайдер (2007 г.), [ 45 ] Вэй-Хва Хуан (2008 г.) и Тэмми МакЛеод (2009 г.). [ 46 ] На турнире 2009 года финалист, занявший третье место в продвинутом дивизионе, Евгений Варшавский, выступил на сцене довольно плохо после того, как на бумаге установил очень быстрое квалификационное время, что привлекло внимание организаторов и участников, включая бывшего чемпиона Томаса Снайдера, который попросил организаторов пересмотреть свое решение. его результаты из-за подозрения в мошенничестве. [ 47 ] После расследования и повторного тестирования Варшавского организаторы дисквалифицировали его и присудили третье место Крису Нариккатту. [ 48 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Гроссман, Лев (11 марта 2013 г.). «Мужчины-ответы» . Время . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 1 марта 2013 года . Проверено 4 марта 2013 г. ( требуется регистрация )
  2. ^ Арнольди, Бен. «Стратегии судоку». Христианский научный монитор .
  3. ^ Шашек, Сара (22 марта 2006 г.). «Неожиданная победа чемпиона по судоку» . Пражская почта . Архивировано из оригинала 13 августа 2006 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
  4. ^ Градволь, Ронен; Наор, Мони; Пинкас, Бенни; Ротблюм, Гай Н. (2007). «Криптографические и физические системы доказательства с нулевым разглашением для решения головоломок судоку». В Крещенци, Пьерлуиджи; Пренсипи, Джузеппе; Пуччи, Геппино (ред.). Fun with Algorithms, 4-я Международная конференция FUN 2007, Кастильончелло, Италия, 3-5 июня 2007 г., Материалы . Конспекты лекций по информатике. Том. 4475. Спрингер. стр. 166–182. дои : 10.1007/978-3-540-72914-3_16 . ISBN  978-3-540-72913-6 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Смит, Дэвид (15 мая 2005 г.). «Значит, вы думали, что судоку пришло из Страны восходящего солнца…» The Observer . Проверено 13 июня 2008 г. Загадка, захватившая нацию, на самом деле началась с небольшого нью-йоркского журнала.
  6. ^ Хейс, Брайан (2006). «Небрачные номера». Американский учёный . 94 (1): 12–15. дои : 10.1511/2006.57.3475 .
  7. ^ Бойер, Кристиан (май 2006 г.). «Дополнение к статье «Французские предки судоку» » (PDF) . По науке (на французском языке): 1–6. Архивировано из оригинала (PDF) 10 декабря 2006 г. Проверено 3 августа 2009 г.
  8. ^ Бойер, Кристиан (2007). «Французские предки судоку» (на французском языке). (личная страница). Архивировано из оригинала 10 октября 2007 года . Проверено 3 августа 2009 г.
  9. ^ Малверн, Джек (3 июня 2006 г.). «Дьявольские французы опередили нас в Су Доку» . Таймс онлайн . Лондон . Проверено 16 сентября 2006 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Пегг, Эд младший (15 сентября 2005 г.). «Математические игры Эда Пегга-младшего: вариации судоку» . МАА Онлайн . Математическая ассоциация Америки . Проверено 3 октября 2006 г.
  11. ^ «Рег. № 5056856» . Японская торговая марка 5056856 . Японская платформа информации о товарных знаках . Проверено 3 октября 2018 г.
  12. ^ Пейн, Ян (13 ноября 2004 г.). «В раздумьях» . Таймс .
  13. ^ Девлин, Кейт (28–29 января 2012 г.). «Игра чисел (рецензия на книгу Серьезно относиться к судоку Джейсона Розенхауса и др. « »»). Уолл Стрит Джорнал . Выпуск выходного дня. п. С5.
  14. ^ «G2, дом проницательного любителя судоку» . Хранитель . Лондон. 13 мая 2005 года . Проверено 16 сентября 2006 г.
  15. ^ «Исправление, добавленное к «Внутри японского дворца головоломок» » . Нью-Йорк Таймс . 21 марта 2007 г.
  16. ^ «Песня Судоку Питера Леви» . Судоку.org.uk . 17 августа 2006 года . Проверено 5 октября 2008 г.
  17. ^ «У хитовой песни есть цифры» . Вестник Солнца . 17 августа 2006 года . Проверено 5 октября 2008 г.
  18. ^ «Возраст мозга: тренируйте свой мозг за несколько минут в день!» . Gamerankings.com .
  19. ^ «Возраст мозга: … Обзор» . Gamespot.com .
  20. ^ Харрис, Крейг (18 апреля 2006 г.). «Возраст мозга: тренируйте свой мозг по минутам в день» . ИГН . Проверено 8 февраля 2023 г.
  21. ^ Торсен, Тор (26 октября 2006 г.). «Nintendo зафиксировала прибыль в размере 456,6 миллиона долларов» . ГеймСпот . Проверено 29 марта 2013 г.
  22. ^ Нокс, Малькольм (11 июня 2008 г.). «Игра окончена: присяжные, играющие в судоку, прерывают судебный процесс» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 11 июня 2008 г.
  23. ^ Эйзенхауэр, Уильям (2010). Судоку-зилла . CreateSpace. п. 220. ИСБН  978-1-4515-1049-2 .
  24. ^ Снайдер, Томас; Хуан, Вэй-Хва (2009). Мутантное судоку . Пазлрайт Пресс. ISBN  978-1-402765025 .
  25. ^ Conceptis, Пазлы (2013). Удивительные варианты судоку . Головоломщик. ISBN  978-1454906520 . OCLC   700343731 .
  26. ^ Мурали, А.В. (2014). Сборник увлекательных игр и головоломок . Независимое издательство CreateSpace. ISBN  978-1500216429 . OCLC   1152132274 .
  27. ^ Перейти обратно: а б «Цифровая головоломка» . Янко.at.
  28. ^ Кидуэлл, AD (ноябрь 2006 г.). «Два замечания о квадратах судоку». Математический вестник . 90 (519): 425–430. дои : 10.1017/s0025557200180234 . JSTOR   40378190 .
  29. ^ Ято, Такаюки; Сета, Такахиро (2003). «Сложность и полнота поиска другого решения и его применение к головоломкам» (PDF) . IEICE TRANSACTIONS по основам электроники, связи и компьютерных наук . Е86-А (5): 1052–1060. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2020 г.
  30. ^ Льюис, Р. (2015). Руководство по раскраске графов: алгоритмы и приложения . Спрингер. дои : 10.1007/978-3-319-25730-3 . ISBN  978-3-319-25728-0 . ОСЛК   990730995 . S2CID   26468973 .
  31. ^ МакГуайр, Дж.; Тугеманн, Б.; Чиварио, Г. (2014). «Судоку с 16 подсказками не существует: решение задачи судоку с минимальным количеством подсказок». Экспериментальная математика . 23 (2): 190–217. arXiv : 1201.0749 . дои : 10.1080/10586458.2013.870056 .
  32. ^ Ройл, Гордон . «Минимальное судоку» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2006 года . Проверено 28 февраля 2012 г.
  33. ^ Слоан, Нью-Джерси (ред.). «Последовательность A107739 (Количество (завершенных) судоку (или судоку) размера n^2 X n^2)» . Электронная энциклопедия целочисленных последовательностей . Фонд ОЭИС.
  34. ^ Слоан, Нью-Джерси (ред.). «Последовательность A109741 (Количество неэквивалентных (завершенных) n^2 X n^2 судоку (или судоку))» . Электронная энциклопедия целочисленных последовательностей . Фонд ОЭИС.
  35. ^ Бертье, Дени (4 декабря 2009 г.). «Непредвзятая статистика CSP - генератор с контролируемым смещением» . В Эллейти, Халед (ред.). Инновации в области вычислительной техники и разработки программного обеспечения . Спрингер. стр. 165–70. Бибкод : 2010iics.book.....S . дои : 10.1007/978-90-481-9112-3 . ISBN  978-90-481-9111-6 . Проверено 4 декабря 2009 г.
  36. ^ «Название судоку для чешского бухгалтера» . Новости Би-би-си . 11 марта 2006 года . Проверено 11 сентября 2006 г.
  37. ^ «Брошюра с инструкциями по чемпионату мира по судоку 2006 г.» (PDF) . Новости Би-би-си . Архивировано (PDF) из оригинала 10 июня 2006 г. Проверено 24 мая 2010 г.
  38. ^ «Отчет о 8-й Генеральной ассамблее Всемирной федерации головоломок» . Всемирная федерация головоломок . 30 октября 2006. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
  39. ^ «Томас Снайдер выигрывает чемпионат мира по судоку» . Американская команда головоломок . 31 марта 2007 года . Проверено 18 апреля 2008 г.
  40. ^ Харви, Майкл (17 апреля 2008 г.). «Это головоломка, но солнце, море и пиво не могут конкурировать с судоку за британскую команду» . ТаймсОнлайн . Лондон . Проверено 18 апреля 2008 г.
  41. ^ Малверн, Джек (27 апреля 2009 г.). «Битва в Су Доку немного выходит за рамки» . ТаймсОнлайн . Лондон . Проверено 27 апреля 2009 г.
  42. ^ «23-летний поляк снова стал чемпионом мира по судоку» . ФиллиИнкуайрер . 2 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 5 мая 2010 года . Проверено 3 августа 2013 г.
  43. ^ «WSPC 2017 — Мастера логики Индия» . wspc2017.logicmastersindia.com .
  44. ^ «Чемпионат мира по судоку | WPF» . orldpuzzle.org .
  45. ^ «Томас Снайдер, чемпион мира по судоку» . Филадельфийский исследователь . 21 октября 2007 года . Проверено 21 октября 2007 г.
  46. ^ Шапиро, Ховард (25 октября 2009 г.). «Идя на 2-е место, она выигрывает 1-е» . Филадельфийский исследователь . Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 года . Проверено 3 августа 2013 г.
  47. ^ Тимпейн, Джон (27 октября 2009 г.). «На национальном чемпионате по судоку расследовано возможное мошенничество» . Филадельфийский исследователь . Архивировано из оригинала 1 ноября 2009 года . Проверено 3 августа 2013 г.
  48. ^ «Победитель, занявший 3-е место, дисквалифицирован из-за скандала с судоку» . Филадельфийский исследователь . 24 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 27 ноября 2009 года . Проверено 3 августа 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ac0a5c94b2e6d38ebe22525bb699f6a__1723450680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/6a/9ac0a5c94b2e6d38ebe22525bb699f6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sudoku - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)