Судоку
Судоку ( / s uː ˈ d oʊ k uː , - ˈ d ɒ k -, s ə -/ ; японский : 数独 , латинизированный : судоку , букв. «цифра-одиночная»; первоначально назывался числом ) [ 1 ] логике основан на , [ 2 ] [ 3 ] комбинаторный [ 4 ] с размещением цифр головоломка . В классическом судоку цель состоит в том, чтобы заполнить сетку 9 × 9 цифрами так, чтобы каждый столбец, каждая строка и каждая из девяти подсеток 3 × 3, составляющих сетку (также называемых «коробками», «блоками» или «блоками»). регионы") содержит все цифры от 1 до 9. Программа для создания головоломки предоставляет частично заполненную сетку, которая для правильно составленной головоломки имеет единственное решение.
В 19 веке французские газеты публиковали варианты головоломок судоку, а с 1979 года эта головоломка появляется в сборниках головоломок под названием Number Place. [ 5 ] Однако современное судоку начало приобретать широкую популярность только в 1986 году, когда оно было опубликовано японской компанией по производству головоломок Николи под названием «Судоку», что означает «одиночное число». [ 6 ] Впервые оно появилось в американской газете, а затем в The Times (Лондон) в 2004 году благодаря усилиям Уэйна Гулда , который разработал компьютерную программу для быстрого создания уникальных головоломок.
История
[ редактировать ]Предшественники
[ редактировать ]Числовые головоломки появились в газетах в конце 19 века, когда французские составители головоломок начали экспериментировать с удалением чисел из магических квадратов . Парижская ежедневная газета Le Siècle 19 ноября 1892 года опубликовала частично завершенный магический квадрат 9×9 с подквадратами 3×3. [ 7 ] Это не было судоку, потому что оно содержало двузначные числа и для решения требовало арифметики, а не логики, но у него были общие ключевые характеристики: каждая строка, столбец и подквадрат в сумме давали одно и то же число.
6 июля 1895 года конкурент Le Siècle , компания La France , усовершенствовала головоломку так, что она стала почти современным судоку, и назвала ее carré magiquediabolique («дьявольский магический квадрат»). Он упростил головоломку с магическим квадратом 9 × 9 так, что каждая строка, столбец и ломаная диагональ содержали только цифры 1–9, но не обозначали подквадраты. Хотя они не были помечены, каждый подквадрат 3×3 действительно содержал числа от 1 до 9, а дополнительное ограничение на ломаные диагонали приводило только к одному решению. [ 8 ]
Эти еженедельные головоломки были особенностью французских газет, таких как L'Echo de Paris , около десяти лет, но исчезли во время Первой мировой войны . [ 9 ]
Современное судоку
[ редактировать ]Современное судоку, скорее всего, было разработано анонимно Говардом Гарнсом , 74-летним архитектором на пенсии и разработчиком головоломок из Коннерсвилля, штат Индиана , и впервые опубликовано в 1979 году журналом Dell Magazines под названием Number Place (самый ранний известный пример современного судоку). [ 1 ] Имя Гарнса всегда присутствовало в списке авторов выпусков Dell Pencil Puzzles and Word Games , которые включали Number Place, и всегда отсутствовало в выпусках, в которых его не было. [ 10 ] Он умер в 1989 году, не успев увидеть свое творение как всемирное явление. [ 10 ] Неясно, был ли Гарнс знаком с какой-либо из перечисленных выше французских газет.
Головоломка была представлена в Японии Маки Кадзи ( 鍜治 真起 , Кадзи Маки ) , президентом компании по производству головоломок Николи, в газете Monthly Nikolist в апреле 1984 года. [ 10 ] как Судзи ва докушин ни кагиру ( 数字は独身に限る ) , что можно перевести как «цифры должны быть одиночными» или как «цифры ограничены одним появлением» (по-японски докушин означает «неженатый человек») . Позже название было сокращено до Судоку (数独), в результате чего для формирования более короткой версии были взяты только первые кандзи составных слов. [ 10 ] «Судоку» является зарегистрированной торговой маркой в Японии. [ 11 ] и головоломка обычно называется Number Place ( ナンバープレース , Nanbāpurēsu ) или, более неформально, сокращением двух слов, Num(ber) Pla(ce) ( ナンプレ , Nanpure ) . В 1986 году Николи представил два нововведения: количество данных было ограничено до 32, а головоломки стали «симметричными» (то есть данные были распределены во вращательно-симметричных ячейках ). Сейчас он публикуется в основных японских периодических изданиях, таких как « Асахи Симбун» .
Распространение за пределами Японии
[ редактировать ]В 1997 году гонконгский судья Уэйн Гулд увидел в японском книжном магазине частично законченную головоломку. За шесть лет он разработал компьютерную программу для быстрого создания уникальных головоломок. [ 5 ] Зная, что британские газеты имеют долгую историю публикации кроссвордов и других головоломок, он продвигал судоку в британской газете «Таймс» , которая запустила его 12 ноября 2004 года (назвав его «Су Доку»). Первое письмо в The Times относительно Су Доку было опубликовано на следующий день, 13 ноября, от Яна Пейна из Брентфорда , в котором он жаловался, что из-за головоломки он пропустил остановку на метро . [ 12 ] Головоломки судоку быстро распространились в других газетах как регулярная статья. [ 5 ] [ 13 ]
Быстрый рост судоку в Великобритании от относительной безвестности до первой полосы национальных газет вызвал комментарии в средствах массовой информации и пародии (например, когда The Guardian рекламировал раздел G2 себя как первое газетное приложение с сеткой судоку на каждой странице). ). [ 14 ] Признавая различную психологическую привлекательность простых и сложных головоломок, The Times представила обе одновременно 20 июня 2005 года. С июля 2005 года Channel 4 включил ежедневную игру судоку в свою телетекста службу . 2 августа в программе BBC Radio Times было показано еженедельное Суперсудоку с сеткой 16×16.
В Соединенных Штатах первой газетой, опубликовавшей в 2004 году головоломку-судоку Уэйна Гулда, была The Conway Daily Sun (Нью-Гэмпшир). [ 15 ]
Первое в мире судоку-шоу в прямом эфире, Sudoku Live , представляло собой соревнование по головоломкам, которое впервые транслировалось 1 июля 2005 года на канале Sky One . Его представила Кэрол Вордерман . Девять команд по девять игроков (по одной знаменитости в каждой команде), представляющих географические регионы, соревновались в решении головоломки. У каждого игрока было портативное устройство для ввода чисел, соответствующих ответам на четыре клетки. Фил Коллин из Уинчелси, Англия , стал обладателем главного приза серии, забрав домой более 23 000 фунтов стерлингов за серию игр. Домашняя публика участвовала в отдельном интерактивном конкурсе, который выиграла Ханна Уити из Чешира .
Позже, в 2005 году, BBC запустила SUDO-Q — игровое шоу , в котором судоку сочеталось с общими знаниями. Однако в нем использовались только головоломки 4×4 и 6×6. До окончания шоу в 2007 году было снято четыре сезона.
В 2006 году на веб-сайте судоку была опубликована песня-трибьют судоку автора песен Питера Леви: [ 16 ] но пришлось быстро удалить файл MP3 из-за интенсивного движения. Посольство Японии также номинировало песню на награду, а Леви вел переговоры с Sony в Японии о выпуске песни как сингла. [ 17 ]
Программное обеспечение для судоку очень популярно на ПК, веб-сайтах и мобильных телефонах. Он поставляется со многими дистрибутивами Linux . Программное обеспечение также было выпущено на игровых консолях, таких как Nintendo DS , PlayStation Portable , Game Boy Advance , Xbox Live Arcade , Nook устройстве для чтения электронных книг , планшете Kindle Fire, нескольких моделях iPod и iPhone . Многие телефоны Nokia также имели судоку. Фактически, всего через две недели после того, как Apple Inc. 11 июля 2008 года представила онлайн- магазин приложений App Store в своем iTunes Store , в нем уже было около 30 различных игр-судоку, созданных различными разработчиками программного обеспечения специально для iPhone и iPod Touch. Одна из самых популярных видеоигр с участием судоку — Brain Age: тренируйте свой мозг за минуты в день! . Он был хорошо принят критиками и коммерчески, а особую похвалу получил за реализацию судоку. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] и было продано более 8 миллионов копий по всему миру. [ 21 ] Из-за своей популярности Nintendo выпустила вторую игру Brain Age под названием Brain Age. 2 , в котором есть более 100 новых головоломок судоку и другие занятия.
В июне 2008 года судебный процесс присяжных по делу о наркотиках в Австралии, стоимость которого превысила 1 миллион австралийских долларов , был прерван, когда было обнаружено, что четверо или пять из двенадцати присяжных играли в судоку вместо того, чтобы выслушивать доказательства. [ 22 ]
Варианты
[ редактировать ]Вариации размеров сетки или формы областей
[ редактировать ]Хотя сетка 9×9 с областями 3×3 на сегодняшний день является наиболее распространенной, существует множество других вариаций. Примеры головоломок могут представлять собой сетки 4×4 с областями 2×2; Сетки 5×5 с областями пентамино опубликованы под названием Logi-5; Чемпионат мира по головоломкам включал сетку 6×6 с областями 2×3 и сетку 7×7 с шестью областями гептамино и непересекающейся областью. Также возможны более крупные сетки или различные неправильные формы (под различными названиями, такими как Сугуру , Тектоника , Головоломка Судоку и т. д.). The Times предлагает «Додека судоку» размером 12 × 12 с 12 областями по квадратам 4 × 3. Журналы Dell Magazines регулярно публикуют головоломки «Числовое место претендента» размером 16 × 16 (с использованием цифр 1–16 или букв AP). Николи предлагает гигантов «Судоку Гигант» размером 25 × 25. Головоломка размером 100×100 под названием Судоку-Зилла была опубликована в 2010 году. [ 23 ]
Мини Судоку
[ редактировать ]Вариант 6×6 с областями 3×2 под названием «Мини-судоку» появляется в американской газете USA Today и других изданиях. Цель такая же, как и в стандартном судоку, но в головоломке используются только цифры от 1 до 6. Похожая форма для младших решающих головоломок, названная «Юниорское судоку», появилась в некоторых газетах, например в некоторых изданиях. Дейли Мейл .
Наложение дополнительных ограничений
[ редактировать ]Другой распространенный вариант — добавить ограничения на размещение чисел помимо обычных требований к строкам, столбцам и полям. Часто предел принимает форму дополнительного «измерения»; наиболее распространенным является требование, чтобы числа на главных диагоналях сетки также были уникальными. Все вышеупомянутые головоломки «Number Place Challenger» относятся к этому варианту, как и головоломки Sudoku X в The Daily Mail , в которых используются сетки 6×6.
Убийца Судоку
[ редактировать ]Убийственный вариант судоку сочетает в себе элементы судоку и какуро . Убийственная головоломка-судоку состоит из «клеток», обычно изображаемых в виде прямоугольников, обведенных черточками или цветами. Сумма чисел в клетке записывается в левом верхнем углу клетки, числа в клетке повторяться не могут.
Другие варианты
[ редактировать ]Также распространены головоломки, состоящие из более чем двух сеток. Пять сеток 9×9, которые перекрываются в угловых областях в форме квинконса, известны в Японии как Гаттай 5 (пять объединенных) судоку. В The Times , The Age и The Sydney Morning Herald эта форма головоломки известна как самурайское судоку. Газеты Baltimore Sun и Toronto Star публикуют головоломку этого варианта (под названием «Дай пять») в своем воскресном выпуске. Часто в перекрывающихся регионах не размещаются никакие данные. Также публикуются последовательные сетки, в отличие от перекрывающихся, при этом значения в определенных местах сетки необходимо передавать в другие.
В настольную версию судоку можно играть со стандартной колодой набора из 81 карты (см. игру «Сет» ). Трехмерная головоломка судоку была опубликована в The Daily Telegraph в мае 2005 года. The Times также публикует трехмерную версию под названием Tredoku. Кроме того, версия кубика Рубика для судоку называется «Кубик Судоку» .
Было разработано множество других вариантов. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Некоторые из них имеют разную форму в виде перекрывающихся сеток 9×9, например бабочка, ветряная мельница или цветок. [ 27 ] Другие варьируют логику решения сетки. Одним из них является «Больше, чем судоку». При этом сетка судоку размером 3 × 3 представлена 12 символами «Больше (>)» или «Меньше (<)» на общей линии двух соседних чисел. [ 10 ] Другой вариант логики решения - «Бестолковое судоку», в котором каждая из девяти сеток судоку 9×9 помещена в массив 3×3. Центральная ячейка в каждой сетке 3 × 3 из всех девяти головоломок остается пустой и образует десятую головоломку судоку без заполнения какой-либо ячейки; следовательно, «невежественный». [ 27 ] Примеры и другие варианты можно найти в Словаре судоку .
Математика судоку
[ редактировать ]В этом разделе речь идет о классическом судоку, за исключением головоломки, гипер- и других вариантов. Заполненная сетка судоку представляет собой особый тип латинского квадрата с дополнительным свойством отсутствия повторяющихся значений ни в одном из девяти блоков (или блоков ячеек 3×3). [ 28 ]
Общая задача решения головоломок судоку на n 2 × n 2 сетки из n × n блоков известны как NP-полные . [ 29 ] Многие алгоритмы решения судоку , такие как грубая сила с возвратом и танцующие ссылки , могут эффективно решать большинство головоломок 9 × 9, но комбинаторный взрыв происходит с увеличением n , создавая практические ограничения для свойств судоку, которые можно строить, анализировать и решать как n. увеличивается. Головоломку судоку можно выразить как задачу раскраски графа . [ 30 ] Цель состоит в том, чтобы построить 9-раскраску конкретного графа по частичной 9-раскраске.
Наименьшее количество подсказок для правильного судоку — 17. [ 31 ] Десятки тысяч различных головоломок судоку содержат всего 17 подсказок. [ 32 ]
Количество классических сеток решения судоку 9×9 составляет 6 670 903 752 021 072 936 960, или около 6,67 × 10. 21 . [ 33 ] Число существенно различных решений с симметрий , как вращение, отражение, перестановка и перемаркировка, значительно меньше — 5 472 730 538. учетом таких [ 34 ]
В отличие от количества полных сеток судоку, количество минимальных головоломок судоку 9×9 точно неизвестно. (Минимальная головоломка — это такая головоломка, в которой нельзя удалить ни одной подсказки без потери уникальности решения.) Однако статистические методы в сочетании с генератором головоломок показывают, что примерно (с относительной ошибкой 0,065%) 3,10 × 10 37 минимальные головоломки и 2,55×10 25 существуют несущественно эквивалентные минимальные головоломки. [ 35 ]
Соревнования
[ редактировать ]- Первый чемпионат мира по судоку проходил в Лукке , Италия , с 10 по 11 марта 2006 года. Победительницей стала Яна Тылова из Чехии . [ 36 ] Конкурс включал множество вариантов. [ 37 ]
- Второй чемпионат мира по судоку проходил в Праге, Чехия , с 28 марта по 1 апреля 2007 года. [ 38 ] Индивидуальным чемпионом стал Томас Снайдер из США. Командным чемпионом стала Япония. [ 39 ]
- Третий чемпионат мира по судоку проходил в Гоа, Индия , с 14 по 16 апреля 2008 года. Томас Снайдер вновь стал чемпионом в личном зачете, а также выиграл первый в истории Classic Trophy (подмножество соревнований, учитывающее только классическое судоку). Чехия выиграла командное соревнование. [ 40 ]
- Четвертый чемпионат мира по судоку проходил в Жилине , Словакия , с 24 по 27 апреля 2009 года. После того, как бывший чемпион Томас Снайдер из США выиграл общую квалификацию, Ян Мрозовский из Польши вышел из плей-офф с 36 участниками и стал новым мировым судоку. Чемпион. Принимающая страна Словакия стала лучшей командой в отдельном соревновании трехчленных команд. [ 41 ]
- Пятый чемпионат мира по судоку проходил в Филадельфии, штат Пенсильвания , с 29 апреля по 2 мая 2010 года. Ян Мрозовский из Польши успешно защитил свой титул чемпиона мира в личном зачёте, а Германия выиграла в отдельном командном зачёте. Головоломки были написаны Томасом Снайдером и Вэй-Хва Хуангом , бывшими чемпионами США по судоку. [ 42 ]
- 12-й чемпионат мира по судоку (WSC) проходил в Бангалоре, Индия , с 15 по 22 октября 2017 года. Кота Мориниши из Японии выиграл индивидуальный чемпионат WSC, а Китай – в командном зачете. [ 43 ]
- В Чехии прошел 13-й чемпионат мира по судоку. [ 44 ]
- В Соединенных Штатах Philadelphia Inquirer национальный чемпионат по судоку проводился трижды, каждый раз предлагая приз в размере 10 000 долларов победителю продвинутого дивизиона и место в национальной команде США по судоку, отправляющейся на чемпионаты мира. Победителями мероприятия стали Томас Снайдер (2007 г.), [ 45 ] Вэй-Хва Хуан (2008 г.) и Тэмми МакЛеод (2009 г.). [ 46 ] На турнире 2009 года финалист, занявший третье место в продвинутом дивизионе, Евгений Варшавский, выступил на сцене довольно плохо после того, как на бумаге установил очень быстрое квалификационное время, что привлекло внимание организаторов и участников, включая бывшего чемпиона Томаса Снайдера, который попросил организаторов пересмотреть свое решение. его результаты из-за подозрения в мошенничестве. [ 47 ] После расследования и повторного тестирования Варшавского организаторы дисквалифицировали его и присудили третье место Крису Нариккатту. [ 48 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гроссман, Лев (11 марта 2013 г.). «Мужчины-ответы» . Время . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 1 марта 2013 года . Проверено 4 марта 2013 г. ( требуется регистрация )
- ^ Арнольди, Бен. «Стратегии судоку». Христианский научный монитор .
- ^ Шашек, Сара (22 марта 2006 г.). «Неожиданная победа чемпиона по судоку» . Пражская почта . Архивировано из оригинала 13 августа 2006 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
- ^ Градволь, Ронен; Наор, Мони; Пинкас, Бенни; Ротблюм, Гай Н. (2007). «Криптографические и физические системы доказательства с нулевым разглашением для решения головоломок судоку». В Крещенци, Пьерлуиджи; Пренсипи, Джузеппе; Пуччи, Геппино (ред.). Fun with Algorithms, 4-я Международная конференция FUN 2007, Кастильончелло, Италия, 3-5 июня 2007 г., Материалы . Конспекты лекций по информатике. Том. 4475. Спрингер. стр. 166–182. дои : 10.1007/978-3-540-72914-3_16 . ISBN 978-3-540-72913-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, Дэвид (15 мая 2005 г.). «Значит, вы думали, что судоку пришло из Страны восходящего солнца…» The Observer . Проверено 13 июня 2008 г.
Загадка, захватившая нацию, на самом деле началась с небольшого нью-йоркского журнала.
- ^ Хейс, Брайан (2006). «Небрачные номера». Американский учёный . 94 (1): 12–15. дои : 10.1511/2006.57.3475 .
- ^ Бойер, Кристиан (май 2006 г.). «Дополнение к статье «Французские предки судоку» » (PDF) . По науке (на французском языке): 1–6. Архивировано из оригинала (PDF) 10 декабря 2006 г. Проверено 3 августа 2009 г.
- ^ Бойер, Кристиан (2007). «Французские предки судоку» (на французском языке). (личная страница). Архивировано из оригинала 10 октября 2007 года . Проверено 3 августа 2009 г.
- ^ Малверн, Джек (3 июня 2006 г.). «Дьявольские французы опередили нас в Су Доку» . Таймс онлайн . Лондон . Проверено 16 сентября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пегг, Эд младший (15 сентября 2005 г.). «Математические игры Эда Пегга-младшего: вариации судоку» . МАА Онлайн . Математическая ассоциация Америки . Проверено 3 октября 2006 г.
- ^ «Рег. № 5056856» . Японская торговая марка 5056856 . Японская платформа информации о товарных знаках . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Пейн, Ян (13 ноября 2004 г.). «В раздумьях» . Таймс .
- ^ Девлин, Кейт (28–29 января 2012 г.). «Игра чисел (рецензия на книгу Серьезно относиться к судоку Джейсона Розенхауса и др. « »»). Уолл Стрит Джорнал . Выпуск выходного дня. п. С5.
- ^ «G2, дом проницательного любителя судоку» . Хранитель . Лондон. 13 мая 2005 года . Проверено 16 сентября 2006 г.
- ^ «Исправление, добавленное к «Внутри японского дворца головоломок» » . Нью-Йорк Таймс . 21 марта 2007 г.
- ^ «Песня Судоку Питера Леви» . Судоку.org.uk . 17 августа 2006 года . Проверено 5 октября 2008 г.
- ^ «У хитовой песни есть цифры» . Вестник Солнца . 17 августа 2006 года . Проверено 5 октября 2008 г.
- ^ «Возраст мозга: тренируйте свой мозг за несколько минут в день!» . Gamerankings.com .
- ^ «Возраст мозга: … Обзор» . Gamespot.com .
- ^ Харрис, Крейг (18 апреля 2006 г.). «Возраст мозга: тренируйте свой мозг по минутам в день» . ИГН . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Торсен, Тор (26 октября 2006 г.). «Nintendo зафиксировала прибыль в размере 456,6 миллиона долларов» . ГеймСпот . Проверено 29 марта 2013 г.
- ^ Нокс, Малькольм (11 июня 2008 г.). «Игра окончена: присяжные, играющие в судоку, прерывают судебный процесс» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 11 июня 2008 г.
- ^ Эйзенхауэр, Уильям (2010). Судоку-зилла . CreateSpace. п. 220. ИСБН 978-1-4515-1049-2 .
- ^ Снайдер, Томас; Хуан, Вэй-Хва (2009). Мутантное судоку . Пазлрайт Пресс. ISBN 978-1-402765025 .
- ^ Conceptis, Пазлы (2013). Удивительные варианты судоку . Головоломщик. ISBN 978-1454906520 . OCLC 700343731 .
- ^ Мурали, А.В. (2014). Сборник увлекательных игр и головоломок . Независимое издательство CreateSpace. ISBN 978-1500216429 . OCLC 1152132274 .
- ^ Перейти обратно: а б «Цифровая головоломка» . Янко.at.
- ^ Кидуэлл, AD (ноябрь 2006 г.). «Два замечания о квадратах судоку». Математический вестник . 90 (519): 425–430. дои : 10.1017/s0025557200180234 . JSTOR 40378190 .
- ^ Ято, Такаюки; Сета, Такахиро (2003). «Сложность и полнота поиска другого решения и его применение к головоломкам» (PDF) . IEICE TRANSACTIONS по основам электроники, связи и компьютерных наук . Е86-А (5): 1052–1060. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2020 г.
- ^ Льюис, Р. (2015). Руководство по раскраске графов: алгоритмы и приложения . Спрингер. дои : 10.1007/978-3-319-25730-3 . ISBN 978-3-319-25728-0 . ОСЛК 990730995 . S2CID 26468973 .
- ^ МакГуайр, Дж.; Тугеманн, Б.; Чиварио, Г. (2014). «Судоку с 16 подсказками не существует: решение задачи судоку с минимальным количеством подсказок». Экспериментальная математика . 23 (2): 190–217. arXiv : 1201.0749 . дои : 10.1080/10586458.2013.870056 .
- ^ Ройл, Гордон . «Минимальное судоку» . Архивировано из оригинала 26 ноября 2006 года . Проверено 28 февраля 2012 г.
- ^ Слоан, Нью-Джерси (ред.). «Последовательность A107739 (Количество (завершенных) судоку (или судоку) размера n^2 X n^2)» . Электронная энциклопедия целочисленных последовательностей . Фонд ОЭИС.
- ^ Слоан, Нью-Джерси (ред.). «Последовательность A109741 (Количество неэквивалентных (завершенных) n^2 X n^2 судоку (или судоку))» . Электронная энциклопедия целочисленных последовательностей . Фонд ОЭИС.
- ^ Бертье, Дени (4 декабря 2009 г.). «Непредвзятая статистика CSP - генератор с контролируемым смещением» . В Эллейти, Халед (ред.). Инновации в области вычислительной техники и разработки программного обеспечения . Спрингер. стр. 165–70. Бибкод : 2010iics.book.....S . дои : 10.1007/978-90-481-9112-3 . ISBN 978-90-481-9111-6 . Проверено 4 декабря 2009 г.
- ^ «Название судоку для чешского бухгалтера» . Новости Би-би-си . 11 марта 2006 года . Проверено 11 сентября 2006 г.
- ^ «Брошюра с инструкциями по чемпионату мира по судоку 2006 г.» (PDF) . Новости Би-би-си . Архивировано (PDF) из оригинала 10 июня 2006 г. Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ «Отчет о 8-й Генеральной ассамблее Всемирной федерации головоломок» . Всемирная федерация головоломок . 30 октября 2006. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ «Томас Снайдер выигрывает чемпионат мира по судоку» . Американская команда головоломок . 31 марта 2007 года . Проверено 18 апреля 2008 г.
- ^ Харви, Майкл (17 апреля 2008 г.). «Это головоломка, но солнце, море и пиво не могут конкурировать с судоку за британскую команду» . ТаймсОнлайн . Лондон . Проверено 18 апреля 2008 г.
- ^ Малверн, Джек (27 апреля 2009 г.). «Битва в Су Доку немного выходит за рамки» . ТаймсОнлайн . Лондон . Проверено 27 апреля 2009 г.
- ^ «23-летний поляк снова стал чемпионом мира по судоку» . ФиллиИнкуайрер . 2 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 5 мая 2010 года . Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ «WSPC 2017 — Мастера логики Индия» . wspc2017.logicmastersindia.com .
- ^ «Чемпионат мира по судоку | WPF» . orldpuzzle.org .
- ^ «Томас Снайдер, чемпион мира по судоку» . Филадельфийский исследователь . 21 октября 2007 года . Проверено 21 октября 2007 г.
- ^ Шапиро, Ховард (25 октября 2009 г.). «Идя на 2-е место, она выигрывает 1-е» . Филадельфийский исследователь . Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 года . Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ Тимпейн, Джон (27 октября 2009 г.). «На национальном чемпионате по судоку расследовано возможное мошенничество» . Филадельфийский исследователь . Архивировано из оригинала 1 ноября 2009 года . Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ «Победитель, занявший 3-е место, дисквалифицирован из-за скандала с судоку» . Филадельфийский исследователь . 24 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 27 ноября 2009 года . Проверено 3 августа 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Делаэ, Жан-Поль (июнь 2006 г.). «Наука судоку» (PDF) . Научный американец . 294 (6): 80–87. Бибкод : 2006SciAm.294f..80D . doi : 10.1038/scientificamerican0606-80 . JSTOR 26061494 . ПМИД 16711364 .
- Прован, Дж. Скотт (октябрь 2009 г.). «Судоку: стратегия против структуры» . Американский математический ежемесячник . 116 (8): 702–707. дои : 10.4169/193009709X460822 . S2CID 38433481 . Также как UNC/STOR/08/04 .