Томасо Пантера
Томасо Пантера | |
---|---|
![]() Tomaso Panther Gt5-S | |
Обзор | |
Производитель | DE Tomaso Automobili |
Производство | 1971–1992 (7,260 произведены) [ 1 ] |
Сборка | Италия: Моден [ 2 ] |
Дизайнер |
|
Тело и шасси | |
Сорт | Спортивный автомобиль ( ы ) |
Стиль тела | 2-й купе 2-д-двое Targa Top (Pantera и Targa) |
Макет | Задний средний двигатель, задний привод |
Трансмиссия | |
Двигатель |
|
Передача инфекции | 5-ступенчатое руководство |
Размеры | |
Колесная база | 2500 мм (98,4 дюйма) [ 3 ] |
Длина | 4013 мм (158 дюймов) - 1971 Спецификация [ 3 ] 4270 мм (168 дюймов) - позже спецификация |
Ширина | 1702 мм (67 дюймов) - 1971 Спецификация [ 3 ] 1811 мм (71,3 дюйма) - позже спецификация |
Высота | 1100 мм (43 дюйма) |
Сгибать вес | 1420 кг (3131 фунт) - 1971 Спецификация 1474 кг (3250 фунтов) - позже спецификация |
Хронология | |
Предшественник | Де Томасо Менуста |
Преемник | Томаса Гуара |
De Tomaso Pantera -это в среднем двигателе, спортивный автомобиль производимый итальянским производителем автомобилей De Tomaso с 1971 по 1992 год. [ 1 ] Итальянец для «Panther», Pantera была самой популярной моделью автопроизводителя, с более чем 7000 производителей в течение двадцатилетнего производственного запуска. Более трех кварталов производства было продано американскими дилерами Линкольна - Mercury с 1972 по 1975 год; После того, как это соглашение закончилось де Томасо, продолжил производство автомобиля в меньших количествах в начале 1990 -х годов.
История
[ редактировать ]Pantera была спроектирована итальянской дизайнерской фирмой Carrozzeria Ghia Дизайнер Американской Родитесь Томом Тяарда [ 4 ] и заменил Мангусту . В отличие от Mangusta, в котором использовалось стальное шасси на основе костяки, шасси Pantera имело стальной монокок -дизайн, в первую очередь De Tomaso с использованием этой техники строительства.

Автомобиль дебютировал в Модене в марте 1970 года и был представлен на Нью -Йоркском автосалоне 1970 года несколько недель спустя. [ 4 ] Примерно через год были проданы первые производственные автомобили, а производство было увеличено до трех в день. [ 4 ] Де Томасо продал права на Пантеру Форду, которые должны были распространять автомобили в Соединенных Штатах через свои дилерские центры Линкольна-Меркури , в то время как Алехандро де Томасо сохранил права на продажу «Пантера» в Европе. [ 5 ]
Сиденья, поддерживаемые планками, которые привлекли критику на автосалоне в Нью-Йорке, были заменены более обычными спортивными сиденьями, обнимающими кузов, в производственных автомобилях: комната для ног была щедрой, но педали были не настойчивы, а заповедник был недостаточным для водителей выше приблизительно 6 футов (1,83 м) высотой. [ 4 ] Отражая трансатлантические амбиции своих производителей, Pantera поставляется с обилием стандартных функций, которые появлялись в Европе, такие как электрические окна, кондиционер и даже «двери, которые гудят, когда ... открыты». [ 4 ] К тому времени, когда Pantera достигла стадии производства, интерьер в большинстве случаев был хорошо отсортирован, хотя покоя рука на центральной консоли может привести к непреднамеренному активации плохо расположенных сигарет. [ 4 ]
Первые модели Pantera 1971 года были включены на 5,8 л (351 куб) Ford Cleveland V8, имевший мощность 335 пс (246 кВт; 330 л.с.). Высокий крутящий момент, обеспечиваемый двигателем Ford, уменьшил необходимость в чрезмерном изменении передачи на низких скоростях: это сделало автомобиль гораздо менее требовательным к вождению в городских условиях, чем многие из местных предложений. [ 4 ]
ZF , используемый в Mangusta , Transaxle также использовался для Pantera: пассажир в ранней пантере записал, что механические звуки, исходящие от трансаксы, были более навязчивыми, чем хорошо сдержанный шум двигателя. [ 4 ] Другой итальянский автомобиль, который поделился ZF Transaxle, - Maserati Bora , также выпущенный в 1971 году, хотя и не доступен для продажи. [ 6 ] Полномоскоростной дисковые тормоза , а также рулевое управление с помощью мощности, все было стандартным оборудованием на пантере. Pantera 1971 года может ускоряться до 97 км/ч (60 миль в час) за 5,5 секунды в соответствии с автомобилем и водителем . [ 7 ]
Весной 1972 года де Томасо представил более спортивную модель GTS для европейского рынка. GTS был разработан для гонок группы 3 и получил более мощный двигатель с DIN 350 PS (257 кВт; 345 л.с.) в 6000 об / мин, благодаря соотношению сжатия 11,0: 1 (против 8,0: 1 на рынке США Pantera), больше Карбюраторы Holley , кованый впускной коллектор алюминия и свободные выхлопные заголовки. GTS также имеет значительно более широкие колеса, более агрессивную настройку рулевой стойки, вентилируемые дисковые тормоза, скорректированные скорости пружины и передаточные числа, а также заметные элементы матового черного тела. [ 5 ]
Логотип Pantera включал T-образный символ, который был брендом, использовавшимся аргентинскими предками о ранчо скота де Томасо. [ 8 ] Помимо версии аргентинского флага, повернутой на его стороне, вдохновленной основателем компании Алехандро де Томасо, родившись и выросшего в Аргентине.

В Соединенных Штатах
[ редактировать ]

В конце 1971 года Ford начал импортировать Pantera для продажи американского рынка через своих дилеров Lincoln - Mercury . Первые 75 автомобилей были просто европейскими импортом и известны своими «дверными ручками» и ручными ручными ручками Carrozzeria Vignale . В этом году в общей сложности 1 007 автомобилей достигли Соединенных Штатов. Как и в большинстве итальянских автомобилей дня, защита от ржавчины была минимальной, а качество подгонки и завершения на этих ранних моделях было плохим, так как большое количество припоя тела использовалось для покрытия недостатков панели кузова. Впоследствии Ford увеличил свое участие в производстве более поздних автомобилей с внедрением точных штампов для панелей для тела, что привело к улучшению общего качества. [ 9 ]
Несколько модификаций были внесены в Pantera за 1972 год модельного года. куб. двигатель 351 л ( Новый 5,8 Агрессивный распределительный вал "Cobra Jet" (с тем же подъемом и продолжительностью, что и Factory Cam Performance Cam 428 Cobra ) в попытке вернуть часть мощности, потерянной благодаря снижению коэффициента сжатия вместе с дистрибьютором двойной точки. Было сделано много других изменений двигателя, включая использование заводского заголовка выхлопных газов .
«Lusso» (роскошная) Pantera L также была представлена в августе 1972 года как 1972 год. 1 ⁄ 2 модель. Для американского рынка в нем был большой черный единственный передний бампер, который включал встроенный аэродинамический профиль, чтобы уменьшить переднюю часть на высоких скоростях, а не отдельные бамперы, все еще используемые за границей, а также двигатель Кливленда, а затем на выходе мощности 264 л.с. (197 кВт) при 5400 об / мин. Модель «L» показала множество заводских обновлений и обновлений, которые исправили большинство проблем и проблем, которые испытали более ранние автомобили. Это было настолько улучшено, что Detomaso Pantera 1973 года была импортной автомобилем года в журнале Road Test Magazine [ объяснить ] Бьючие предложения от Ferrari, Maserati, Lamborghini и Porsche. В течение 1973 года приборная панель была изменена, отклонившись от двух отдельных стручков для датчиков в унифицированный блок с наборами, наклоненными к водителю.
Европейская модель GTS вызвала интерес к Соединенным Штатам, когда импортировались несколько серых рыночных автомобилей и многие из предложенных деталей. В первой половине 1974 года была введена американская версия Pantera GTS , причем первые 40 автомобилей были доступны только в Калифорнии. В этой модели были представлены значки GTS и матовые черные секции, а также специальное рулевое колесо и электрические часы, но не более высокий двигатель сжатия, ни колеса или другие модификации производительности своего европейского аналога. [ 10 ]
Отключение Форда
[ редактировать ]
Форд прекратил импортировать Pantera в США в 1975 году, продав около 5500 автомобилей. Де Томасо продолжал строить автомобиль в постоянно экранирующих формах производительности и роскоши в течение почти двух десятилетий для продажи в остальном мире. Небольшое количество автомобилей было импортировано в США импортерами Grey Market в 1980 -х годах, в частности Pantermerica и Amerisport. После 1974 года Ford прекратил двигатель Cleveland 351, но производство продолжалось в Австралии до 1982 года. Де Томасо начал поиск своих двигателей из Австралии, как только американские поставки прекратились. Эти двигатели были настроены в Швейцарии и были доступны с диапазоном выходов до 360 пс (265 кВт; 355 л.с.). [ 11 ]
После того, как у Форда были уничтожены насущные инструменты, и Vignale обанкротился, вскоре поставлено примерно 175 тел, построенных Vignale в белом. [ 12 ] [ 13 ] Де Томасо переключился на использование тел, построенных вручную Maggiora в середине 1976 года. После того, как делился на низкокачественные работы, де Томасо переключился на Embo Spa , который продолжил строить следующие 504 Panteras с 1979 года до конца производства. По словам де Томасо, шасси было полностью пересмотрено примерно в 1980 году, пропустив вперед с 7554 до шасси № 9000 (хотя большинство источников утверждают, что автомобили в серии 9000 были сделаны Maggiora с июня 1976 года, в то время как автомобили с эмбо-телом начались снова с 9100)) с 9100) начались с 9100) с 9100). Полем [ 13 ] [ 14 ] С мая 1980 года в состав включал GT5, который связал и заклеил на расширениях колесах из стекловолокна, а с ноября 1984 года модель GT5-S, в которой смешали арки и отличительный вид с широким телом. [ 14 ] GT5 также включал лучшие тормоза, более роскошный интерьер, гораздо большие колеса и шины, а также комплект для кузова стекловолокна также включал воздушную плотину и боковые юбки. Производство широкого тела GT5 (и аналогично оборудованных узких моделей GTS) продолжалось до 1985 года, когда GT5-S заменил GT5. Несмотря на то, что фабрика не предоставила свои записи, анализ, основанный на номерах идентификации транспортных средств , от регистратора Late Model (9000 серий 9000), показал, что, вероятно, было построено менее 197 моделей GT5 Pantera. GT5-S имел одноразовую стальную крылья для одного куска вместо вспышек из стекловолокна GT5, а также меньшую стальную переднюю воздушную плотину. «S» в названии GT5-S выступало за «сталь». В противном случае GT5-S был в значительной степени идентичен GT5. Анализ VIN серии POCA 9000 показывает, что было построено менее 183 пантер GT5-S. Одновременное производство GTS продолжалось по индивидуальному заказу и очень ограниченному, до конца 1980 -х годов. [ 15 ]
Автомобиль продолжал использовать двигатель Ford V8, хотя в конце 1986 года, когда заканчивалась поставка двигателей Ford 351 Cleveland из Австралии, де Томасо постепенно начал вытеснять их с помощью Windsor Engines Ford 351 в пантере. В целом, было построено около 7260 автомобилей. [ 16 ]
Пантера 90 Да
[ редактировать ]В 1990 году двигатель 351 был заменен 5,0-литровым двигателем Ford 302 с электронным впрыском топлива и модифицированными головками цилиндров, впускными коллекторами, распределителями, клапанами и поршнями. Остановка мощности была улучшена за счет добавления четырехколесных вентилируемых и просверленных дисковых тормозов с булновыми суппортами Brembo, которые были разделены с Ferrari F40 . Pantera получила новый стиль, написанный Марчелло Гандини , редизайн подвески и частичный перепроектирование шасси. Новая модель была названа Pantera 90 Si, и она была представлена в 1990 году. Задватные фонари были получены из фейнифруционной, первой серии Alfa Romeo 33 . Только 41 модели 90 SI были сделаны до того, как Pantera, наконец, была выведена в 1993 году, чтобы освободить место для радикальной гуары . Из 41 изготовленных автомобилей два были использованы для аварийных испытаний, а один был зарезервирован для музея де Томасо. Таким образом, только 38 были проданы общественности, из которых четыре были конвертированы в Таргас Pavesi . [ 17 ] [ 16 ] В Великобритании модель была продана как Pantera 90.
-
Томасо Пантера 90 Да
-
Вид сзади
-
Интерьер предал происхождение Пантеры в начале 1970 -х годов
Спецификации
[ редактировать ]
Спецификационные данные | 1971 л [ 19 ] | 1988 GT5 S. [ 20 ] |
---|---|---|
Конфигурация двигателя | 351 . куб | |
Топливная система | Автолит 4-болотный карбюратор | Holley 4-Barrel Carburorator |
Сгибать вес | 1420 кг (3131 фунт) | 1474 кг (3250 фунтов) |
Колесная база | 2,515 мм (99 дюймов) | |
Передняя трасса | 57,0 в (1448 мм) | 59,4 в (1509 мм) |
Задний трек | 58,0 в (1473 мм) | 62,2 в (1580 мм) |
Длина | 158,0 в (4013 мм) | 168,1 в (4270 мм) |
Ширина | 67,0 в (1702 мм) | 77,6 в (1 971 мм) |
Высота | 43,4 в (1,102 мм) | 43,3 в (1100 мм) |
Тормоза | Фронт: 279 мм (11,0 дюймов) вентилируется; Задняя часть: 302 мм (11,9 дюйма) вентилируется [ 21 ] |
Фронт: 284 мм (11,2 дюйма) вентилируется; Задняя часть: 297 мм (11,7 дюйма) вентилируется [ 22 ] |
Власть | 243 кВт (330 пс; 325 л.с.) при 5400 об / мин | 257 кВт (350 пс; 345 л.с.) при 6000 об / мин |
Крутящий момент | 344 фунт -футов (466 Нм) при 3500 об / мин | 333 фунт -футов (451 Нм) при 3800 об / мин |
Экономия топлива | Шоссе (экстрардан): 14,6 миль на ( 16,1 л/100 км; 17,5 миль на галлон галлон [ 19 ] [ 20 ] [ 23 ] | |
Коэффициент сжатия | 11.0:1 | 9.5:1 |
Коробка передач | 5-ступенчатая ZF механическая передача | |
Максимальная скорость | 159 миль в час (256 км/ч) [ 23 ] | 174 миль в час (280 км/ч) [ 20 ] |
Автоспорта
[ редактировать ]Группа 3
[ редактировать ]
Де Томасо предложил автомобиль соревнования Pantera, построенный в специальном заказе в соответствии с правилами гонок группы 3 в период с 1972 по 1984 год на основе Pantera GTS. 30 автомобилей были построены для частных команд клиентов. Правила группы 3 были очень строгими и допускали небольшие изменения в оригинальные производственные автомобили. Более ранние автомобили группы 3 печально известны автомобилям «кнопка» шасси, так как они были построены вручную, потому что De Tomaso не имела надлежащей сборочной линии, когда Pantera начала производство. Специальное оборудование автомобилей группы 3 включало в себя колеса Campagnolo (15 х 8 дюймов спереди и 15 x 10 дюймов в задней части), регулируемые удары Koni, гоночные тормоза и специальное защитное оборудование, необходимое в то время: окна из плекси-стекла с вырезом, Рулонный бар, огнетушитель и гоночные сиденья. Модификации двигателя включали в себя усиленный распределительный вал, 10-литровый масляный кастрюль и карбюратор с 4 баррелями Holley Racing. Смещение двигателя также было увеличено до 5,8 литра. Двигатель имел выходную мощность 336 пс (247 кВт; 331 л.с.). Двигатель был соединен с 5-ступенчатой коробкой передач с близлежащим соотношением с тяжелым сцеплением с одной пластиной и ограниченным дифференциалом скольжения. Сообщалось, что с помощью длинных передач, автомобили группы 3 могут достичь максимальной скорости до 280 км/ч (174 миль в час). Автомобили группы 3 были настолько конкурентоспособными, что это побудило Porsche ускорить разработку более мощных 911 Carrera RS и Carrera RSR Race Cars. Использование гоночных тормозов для Pantera Group 3 не было разрешено до 1975 года, и автомобиль конкурировал с тормозами дорожной юридической пантеры, которая оказалась его слабой точкой. Из -за аварии в 1973 году на шаридной трассе усиленные центры, разработанные De Tomaso для автомобиля группы 3, были одобрены в группе 3. [ 24 ] [ 25 ]
Группа 4
[ редактировать ]
После того, как Pantera начала производство, De Tomaso представила версию автомобиля, ориентированную на автоспорт. За этим последовала модифицированная версия группы 4 в 1972 году. Британскому инженеру и водителю Майк Паркс, который ранее разработал гоночные автомобили для Ferrari, было поручено разработать новый автомобиль.
Согласно правилам, автомобиль группы 4 был основан на стальном монококовом шасси на дорожном автомобиле. Двойная подвеска с пошлин была существенно изменена, и регулируемые удары KONI были использованы для улучшения управления на трассе и освободить место для более широких колес Campagnolo и шин. Большие вентилируемые тормоза, поставляемые Girling, и была использована рулевая стойка быстрого соотношения для уточнения управляемости и остановки. Стандартная стальная оболочка корпуса Pantera также получила модификации, такие как алюминиевые двери, передняя крышка и крышка двигателя, а также расклешенные стеклянные колесные арки для размещения широких колес и шин. Стеклянные окна Plexi использовались повсюду, и отверстия были разрезаны в шасси, где это возможно, чтобы уменьшить вес. У машины не было передних или задних бамперов и переднего спойлера глубокого подбородка. У этого также не было ржаволистики или внутренних удобств. Интерьер был оснащен переключателем, а не на радио, гоночных гоночных сидений с легким весом, виниловой отделкой, рулонной клеткой и пробуренными алюминиевыми педалями. У конечного автомобиля был вес 1100 кг (2425 фунтов).
Ford, обеспечивая большую финансовую поддержку в разработке дороги Pantera, мало интересовался версией автомобиля Motorsport и отказался поставлять двигатели для Pantera Group 4. Де Томасо занялся частным американским застройщиком двигателя Bud Moore для снабжения двигателей для автомобиля.
Основываясь на том же двигателе Ford 351 Cleveland V8, который использовался на дороге, идущий Pantera, двигатель в группе 4 Pantera был оснащен алюминиевыми головками на заказ, коваными поршнями TRW, масляными кастрюлями с большой емкостью и титановыми клапанами. Первоначально был установлен один карбюратор Holley Racing 1150 CFM. Двигатель имел более высокий коэффициент сжатия 12,0: 1. Смещение гоночного двигателя не изменилось от двигателя дороги Пантера. в стиле выхлопная система «спагетти», аналогичную той, которая использовалась в Ford GT40 Использовалась . Двигатель имел заявленную мощность мощности 507 пс (373 кВт; 500 л.с.), хотя автомобили работали при выходной мощности 446 пс (328 кВт; 440 л.с.) при 7000 об / мин, что было увеличено до 477 пс (351 кВт; 470 л.с.) Когда использовались карбюраторы Weber 850 CFM. Двигатель был соединен с 5-ступенчатой механической коробкой передач с 5-ступенчатой коробкой передач с тяжелой пластиной с одной сцеплением. [ 26 ]
Первая группа группы 4 была введена в 24 часа Lemans 1972 года. Проблемы машины затем стали очевидными. Двигатель оказался ненадежным, и автомобиль также подвергался штрафу веса, увеличивая вес до 1250 кг (2756 фунтов). Это было установлено, как сообщается, из -за влияния Porsche на руководящий орган гонки. Другой проблемой автомобиля была жесткость его шасси. Тем не менее, автомобиль продолжал конкурировать в группе 4, и проблема с двигателем была решена путем поиска запасных двигателей с более низким коэффициентом сжатия. Всего было сделано 14 автомобилей группы 4. Некоторые автомобили группы 3 были изменены в спецификациях группы 4 каперами. [ 27 ]
Группа 5
[ редактировать ]Гоночные автомобили Pantera Group 5 были преобразованы частными гоночными командами из автомобилей группы 4 и группы 3 и участвовали в гонках класса 5 в группе с 1976 по 1981 год. У автомобилей группы 5 были только более широкие панели для кузова и не было значительных модификаций проектирования, механических и шасси.
Тем не менее, два автомобиля были широко изменены, чтобы конкурировать в классе IMSA GTX и группы 5 соответственно. Первый автомобиль с шасси № 001 был построен из нового шасси итальянской гоночной команды Сала и Марвети. Второй автомобиль с номером шасси № 1603 был автомобиль группы 4, проведенный Hugh Kleinpeter в США, а затем перенес модификацию. После этого первый был преобразован в спецификации класса группы C в 1983 году, а второй был преобразован в спецификации класса IMSA GTP соответственно. Обе машины были неконкурентоспособными в своих категориях. [ 28 ]
Ares Design Project1
[ редактировать ]
Итальянский производитель автомобилей Ares Design представил Project1 в 2019 году как современную переосмысление Pantera, основанную на шасси Lamborghini Huracán .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный «Автомобили: вчера: Пантера» . Detomaso.it/gb/ . Архивировано из оригинала 2001-06-28 . Получено 2008-08-09 .
- ^ Джедлика, Дэн. "1971-74 ДЕТЕМОМОСО ПАНТЕРЕРА" . Дорожные испытания и классические автомобили Дэна Джедлика . Архивировано из оригинала 2020-02-04.
- ^ Jump up to: а беременный в 1971 - 1991 год De Tomaso Pantera Review - Top Speed
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Колтрин, Пит (10 июля 1971 года). «Оставь Хомбург дома: [Отчет о посещении завода де Томасо]». Мотор : 29.
- ^ Jump up to: а беременный Уэйкфилд, Рон, изд. (Май 1974). "Pantera GTS & Pantera L". Дорога и трек . Тол. 25, нет. 9. CBS Consumer Publishing Division. п. 45
- ^ Фрер, Пол (10 июля 1971 года). «Континентальный дневник .... до сих пор построено только две Бора». Мотор : 30–31.
- ^ "ДЕТЕМОМСО ПАНТЕРЕРА" . Машина и водитель . Август 1971 . Получено 29 марта 2023 года .
- ^ Фицджеральд, Крейг (апрель 2010 г.). «Де Томасо: Южноамериканское наследие итальянского автопроизводителя находится в его эмблеме» . Хеммингс спорт и экзотический автомобиль . Архивировано из оригинала 2011-03-17.
- ^ "Pantera International" .
- ^ Уэйкфилд , с. 48
- ^ Хейц, Рудольф, изд. Автооталог 1987 (на немецком языке). . Vol п. 120.
- ^ Санчес, Дэвид Родригес (2024-04-04). «История бренда Tomaso через его автомобили (2 -я часть)» [История бренда Tomaso через американские автомобили (часть 2)]. Эскадерия (на испанском). Арчндд из оригинала 2024-05-19.
- ^ Jump up to: а беременный Пенс, Джордж. «Эволюция Пантера в Европе» . Pantera International . Архивировано из оригинала 2023-06-10.
- ^ Jump up to: а беременный De Tomaso Pantera: детали и аксессуары (PDF) , De Tomaso Automobili Spa, 1986, с. 24–25 - через Pi Motorsports, Inc.
- ^ https://poca.clubexpress.com/content.aspx?page_id=22&club_id=999896&module_id=201653 Клуб владельцев Pantera Club of America (POCA) 9000 Series Series реестр
- ^ Jump up to: а беременный "1991 Detomaso Pantera 90 Si | Monterey 2019" . RM Sotheby's . Получено 2020-05-01 .
- ^ "Синяя пантера - де Томасо Пантера Си " www.classicdriver.com Получено 2020-05-0
- ^ «Давно забытый прототип Пантера всплывает на вилле -д'Эсте» . italiaspeed.com/2008 . 2008-03-05 . Получено 2008-07-18 .
- ^ Jump up to: а беременный Зал, Павел (ред.). «1971 де Томасо Пантера Л» . Automobile-comogl.com . Получено 23 сентября 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «1988 De Tomaso Pantera Gt5 S (Man. 5) Технические характеристики» . Automobile-catalog.com . Получено 11 июня 2018 года .
- ^ «1974 де Томасо Пантера Л» . Supercars.net . 14 апреля 2016 года.
- ^ "1985 De Tomaso Patera Gt5-S " Supercars.net 14 апреля
- ^ Jump up to: а беременный Уилсон, Квентин (1995). Конечная классическая автомобильная книга . DK Publishing, Inc. ISBN 0-7894-0159-2 .
- ^ «1973 г. Томасо Пантера GP3, 1973 от Tomaso Pantera Group 3 Coupé Chassis № 2006» . Бонхамс . 2009-02-07 . Получено 2019-07-05 .
- ^ "Pantera GTS" . DE Tomaso Driver's Club . Получено 2019-07-05 .
- ^ "De Tomaso Pantera Group 4" . Ян Б. Леун . Получено 2019-07-05 .
- ^ Мелиссен, Вутер (2015-06-17). "Tomaso Pantera Group 4" . Ultimate Car Page . Получено 2019-07-05 .
- ^ "Gr 5 Panteras, 1976 - 1981" . Получено 2019-07-05 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]