Теория Аверроэса о единстве интеллекта

Единство интеллекта (также называемое единством интеллекта или монопсихизмом ), [ 1 ] Философская теория, предложенная средневековым андалузским философом Аверроэсом (1126–1198), утверждала, что все люди обладают одним и тем же интеллектом . Аверроэс изложил свою теорию в своем длинном комментарии к Аристотеля книге « О душе», чтобы объяснить, как универсальное знание возможно в рамках аристотелевской философии разума . На теорию Аверроэса повлияли родственные идеи, выдвинутые предыдущими мыслителями, такими как сам Аристотель, Плотин , Аль-Фараби , Авиценна (Ибн Сина) и Авемпас (Ибн Баджа).
Как только в 13 веке стали доступны латинские переводы произведений Аверроэса, эта теория была подхвачена и расширена аверроистами на христианском Западе, такими как Сигер Брабантский ( ок. 1240 – ок. 1284 ), Иоанн Жандунский ( ок. 1285 – 1284 ). 1328) и Джон Бэконторп ( ок. 1290 – 1347). Это также повлияло на секуляристскую политическую философию Данте Алигьери ( ок. 1265–1321) в четырнадцатом веке. Однако он был отвергнут другими философами, в том числе Фомой Аквинским (1225–1274), написавшим подробную критику, а Аверроэс получил осуждение со стороны властей католической церкви . В наше время эта теория больше не рассматривается как обоснованная; историк философии Питер Адамсон считает это продуктом времени Аверроэса.
Фон
[ редактировать ]Идея единого универсального интеллекта, связанного со всеми человеческими знаниями, была предложена философами до Аверроэса. [ 2 ] Греческий философ Аристотель (384–322 до н. э.) предлагает «разум создателя», который позволяет думать, делая вещи понятными, подобно тому, как свет позволяет видеть, делая вещи видимыми. [ 2 ] Плотин (ум. 270), чьи работы были хорошо известны в исламском мире, предположил, что люди приобретают знания через связь с божественным разумом. [ 2 ] Мусульманские философы Аль-Фараби (ум. 951) и Авиценна (также известный как Ибн Сина, ум. 1037) развивают эту теорию и называют ее « агентом интеллекта », который придает материи формы и облегчает человеческое познание. [ 2 ] Авемпейс (также известный как Ибн Баджа, ум. 1138) предложил теорию интеллекта, которая должна была повлиять на теорию Аверроэса, но, согласно Британской энциклопедии 1911 года , его сохранившиеся работы настолько неясны и неполны, что ученые-философы не знают, как хорошо разработанной была его теория. [ 3 ]
Идея Аверроэса отличается от предыдущих теорий, поскольку другие утверждают, что универсальный интеллект является сверхчеловеческим и что каждая человеческая личность имеет свой собственный интеллект , в то время как Аверроэс отождествляет единый интеллект с разумом всех людей. [ 4 ] Хотя Аверроэс излагает свои общие идеи о человеческом интеллекте во всех трех своих комментариях к « О душе» Аристотеля , эта теория появляется только в его последнем длинном комментарии. В своих двух предыдущих комментариях он предлагает различные тезисы для объяснения человеческого знания, предполагая, что понятие единства интеллекта является его наиболее зрелой теорией после рассмотрения других идей. [ 2 ]
Теория
[ редактировать ]Оригинальная диссертация Аверроэса
[ редактировать ]Аверроэс утверждает, как выразился историк философии Питер Адамсон , что «есть только одна, единственная человеческая способность к человеческому познанию». [ 4 ] Он называет его, используя современную терминологию, «материальным разумом», который один и тот же для всех людей. [ 5 ] Интеллект вечен и постоянно думает обо всем, что можно помыслить. [ 6 ] Он использует способности (например, мозг) отдельных людей в качестве основы своего мыслительного процесса. [ 6 ] Процесс, происходящий в человеческом мозге, назвал «фикр» Аверроэс (известный как cogitatio на латыни, часто переводимый как «размышление» на английском языке), процесс, который содержит не универсальное знание, а «активное рассмотрение конкретных вещей», с которыми человек столкнулся. . [ 6 ] Такое использование человеческих способностей объясняет, почему мышление может быть индивидуальным опытом: если в какой-то момент универсальный интеллект использует мозг человека для размышления об объекте мысли, то этот человек также испытывает это мышление. [ 6 ]
По мнению Аверроэса, это объясняет, как возможно универсальное знание: потому что существует универсальная способность к знанию. [ 7 ] Аристотеля Он также использует его для интерпретации отрывков из «О душе» , и эта экзегетическая ценность рассматривается Аверроэсом и более поздними сторонниками теории как сильная сторона теории. [ 8 ]
Латинские аверроисты
[ редактировать ]Начиная с тринадцатого века, западноевропейские писатели переводили произведения Аверроэса на латынь , порождая круг последователей, известных как латинские аверроисты . [ 9 ] Латинские аверроисты подхватили, среди других идей Аверроэса, теорию единства интеллекта и развили ее. [ 5 ] Сигер Брабантский утверждает, что этот уникальный интеллект связан с человеческим телом только в «операционном союзе». [ 5 ] Иоанн Жандунский говорит, что интеллект действует внутри тела и соединяется с ним благодаря фантазматам . [ 5 ] Другой аверроист, Джон Бэконторп, предположил, что существует онтологический и эпистемологический аспект союза между уникальным интеллектом и телом, разработав теорию, которая называется «двойное соединение» (лат. copulatio bifaria ). [ 5 ] Он утверждает, что благодаря онтологическому соединению интеллект становится способностью человека . [ 5 ]
Реакция
[ редактировать ]Прием
[ редактировать ]
Хотя произведения Аверроэса имеют очень ограниченное влияние в исламском мире, латинский перевод его произведений пользовался широкой аудиторией в Западной Европе. [ 11 ] Тезис о единстве интеллекта, в частности, вызвал интеллектуальные споры в латинском христианском мире. [ 5 ] [ 2 ] Многие, особенно аверроисты, видели в этой теории привлекательность, поскольку она объясняла универсальное знание и оправдывала идею Аристотеля об интеллектуальной душе . [ 5 ] [ 8 ] Латинские аверроисты, поддерживавшие эту теорию, часто разрабатывали ее дальше и пытались решить вопросы, которые Аверроэс не затронул в своей оригинальной работе ( см. выше ). [ 5 ] Итальянский поэт Данте Алигьери (ок. 1265–1321) использовал теорию Аверроэса как основу своей секуляристской политической философии в трактате «О монархии» . [ 10 ] Он утверждал, что, поскольку все человечество разделяет один интеллект, люди должны быть политически объединены для достижения своих высших целей - всеобщего мира и счастья на земле. [ 10 ]
Критика
[ редактировать ]
Однако другие мыслители были против этой теории. Многие схоластические мыслители, в том числе итальянец Фома Аквинский, критиковали его за неспособность объяснить, как люди могут мыслить индивидуально. [ 2 ] и как этот единый интеллект связан с человеческим телом. [ 5 ] Они также раскритиковали диссертацию с богословской точки зрения. Если существует только одна вечная душа и индивидуализированное мышление происходит только через низшую способность, которая погибнет вместе с телом, когда человек умрет, то теория не может обеспечить бессмертие человека и загробную жизнь. [ 6 ] [ 5 ]
Фома Аквинский написал трактат De Unitate Intellectus, Contra Averroistas («О единстве интеллекта против аверроистов»), в котором содержались подробные аргументы в пользу отклонения этой теории. [ 12 ] Он использовал упомянутые выше философские и теологические оппозиции и использовал свое собственное прочтение Аристотеля, чтобы показать, что Аверроэс неверно истолковал сказанное Аристотелем. [ 6 ] Власти католической церкви осудили эту теорию, наряду с другими идеями Аверроэса, в 1270 и 1277 годах епископом Этьеном Темпье ) и снова в 1489 году в Падуе местными епископами. ( парижским [ 5 ]
Современная оценка
[ редактировать ]Современный историк философии Питер Адамсон говорит, что эта теория кажется «явно ложной». [ 13 ] с современной точки зрения. Однако он также указывает, что во времена Аверроэса это была разумная интерпретация идей Аристотеля, хотя и не обязательно принятая другими современными философами. [ 14 ] По мнению Адамсона, современную критику можно подвергнуть теории, например, поставив под сомнение идею «универсального знания», которую эта теория пытается объяснить. [ 14 ] Тот факт, что факт (например, «лягушки — амфибии») универсален, не означает, что акт размышления о нем должен быть универсальным. [ 14 ] Если акт размышления о нем не является универсальным, нет необходимости объяснять это явление с помощью единого универсального интеллекта. [ 14 ] Материалистическую теории параллель можно найти в футурологической глобального мозга .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^
«5.4: Тезис о единственности Аверроэса», в: Хассе, Даг Николаус (12 августа 2021 г.) [19 сентября 2008 г.]. Залта, Эдвард Н. (ред.). «Влияние арабской и исламской философии на Латинский Запад» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. ISSN 1095-5054 . Проверено 29 октября 2023 г.
Самая известная философская доктрина Аверроэса утверждает, что у всех людей есть только один интеллект. Доктрину иногда называют «монопсихизмом», но это проблематичный термин, поскольку тезис единства Аверроэса касается интеллекта, а не души.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Адамсон 2016 , с. 188.
- ^ Британская энциклопедия 1911 , стр. 279.
- ^ Jump up to: а б Адамсон 2016 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хассе 2014 , Тезис о единстве Аверроэса .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Адамсон 2016 , с. 192.
- ^ Адамсон 2016 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б Адамсон 2016 , стр. 188–189.
- ↑ Fakhry 2001 , p. 134.
- ^ Jump up to: а б с Fakhry 2001 , p. 135.
- ^ Фахри 2001 , стр. 166–167.
- ↑ Fakhry 2001 , p. 151.
- ^ Адамсон 2016 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с д Адамсон 2016 , с. 193.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Адамсон, Питер (2016). Философия в исламском мире: история философии без пробелов . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-957749-1 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 276–283.
- Фахри, Маджид (2001), Аверроэс (Ибн Рушд) Его жизнь, творчество и влияние , Oneworld Publications , ISBN 978-1-85168-269-0
- Хассе, Даг Николаус (2014). «Влияние арабской и исламской философии на Латинский Запад» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.