Чуфут-Кале
Чуфут Кале
Чуфут-Кале | |
---|---|
Историческое поселение | |
Координаты: 44 ° 44'28 "N 33 ° 55'28" E / 44,74111 ° N 33,92444 ° E | |
Область | Крым Крым |
Округ | Bakhchysarai Raion |
Учредил | 6-10 века |
Часовой пояс | UTC+4 (МСК) |
Чуфут-Кале ( крымскотатарский : гора Чуфут) Татарское произношение: [tʃuˈfut qaˈle] ; Русский и украинский : Чуфут-Кале — Чуфут-Кале ; Караимы : Кала - קלעה - Кала [ 1 ] ) — средневековый город-крепость в Крымских горах , ныне лежащий в руинах. Это национальный памятник культуры крымских караимов всего в 3 км (1,9 мили) к востоку от Бахчисарая .
Его название крымскотатарское и турецкое , что означает « Еврейская крепость» ( çufut/çıfıt – еврей, qale/kale – крепость), в то время как крымские караимы называют ее просто «Крепость», считая это место историческим центром крымской караимской общины. [ 2 ] В средние века крепость была известна как Кырк Йер (Место Сорока) и как караимы, к секте которых принадлежит большая часть ее жителей, Села ха-Йехудим. [ 3 ] [ 4 ] ( на иврите «Скала евреев»). [ сомнительно – обсудить ]
Версии названий
[ редактировать ]- Чуфут-Кале (русская или украинская транслитерация: Чуфут-Кале) упоминается в советской научной литературе, [ 5 ] а также в произведениях караимских авторов на русском языке со второй половины XIX века до постсоветской эпохи, [ 6 ] [ 7 ] в том числе Серой Шапшал ; публикации [ 8 ]
- Джуфт Кале [Джуфт Кале] используют современные крымские караимские лидеры, утверждая, что это первоначальное название города (в переводе с тюркского — Двойная крепость ), что со временем оно превратилось в «неправильное, но более легко произносимое название: Чуфут» . -Кале [Чуфут Кале] или Чуфт-Кале [Чуфт Кале]»; [ 2 ]
- Сорок мест, Сорок Ор, Кырк-Ор, Дворец Гевхер Чуфут-Кале, Чифут-Калеси , [ 9 ] Орда-и уаззам Кыркыр [ 10 ] были крымскотатарскими именами во времена Крымского ханства;
- Кала ( Караим ): Калаа , кала , кала — крепость); [ 1 ] [ 7 ]
- Села Юхудим ( ивр . סלע יהודים — «Скала евреев» (в караимском произношении) использовалась в крымско-караимской литературе до второй половины 19 века; [ 3 ] [ 11 ] [ 12 ]
- Селах-ха-Караим (ивр.: סלע הקראים — «Скала караимов»), использовавшийся крымскими караимами со второй половины XIX века; [ 13 ]
История
[ редактировать ]Исследователи не пришли к единому мнению относительно времени возникновения города. Вероятно, это было укрепленное поселение V или VI века на периферии Византийской империи . Другие полагают, что городище-крепость появилось в X-XI веках. [ нужна ссылка ] В ранний период истории города он был в основном населен аланами , самым могущественным из позднесарматских племен , говорившими на восточноиранском языке , который был предком осетинского . Они начали проникать в Крым во II веке . Поселившись в этом горном регионе, аланы приняли христианство . В письменных источниках пещерный город упоминается в 13 веке под названием Кырк-Ор («Сорок укреплений»). Это название просуществовало до середины 17 века.
В 1299 году войска Золотой Орды под предводительством Ногай-хана совершили набег на Крым; в то время в Кирке Оре находился гарнизон византийских солдат. Мощная крепость выдержала прямой штурм татар, которые затем сумели ослабить защитников громкой музыкой в течение трех дней и ночей. На четвертое утро защитники были слишком измотаны, чтобы отразить новую атаку, и крепость подверглась всеобщей резне. Захватив таким образом город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XV века татары поселили караимских мастеров перед восточной линией укреплений и построили вторую оборонительную стену для защиты своего поселения, так появилась новая часть города. [ нужна ссылка ]
После падения Константинополя в 1453 году многие евреи-караимы , которые все еще говорили по-гречески, решили мигрировать в Крым, в частности в княжество Феодоро и Чуфут-Кале, поскольку в Крыму была знакомая византийская культура. [ 14 ]
В 15 веке первый крымский хан Хаджи Гирей , осознав преимущества крепости, превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство значительно усилилось. Значение Кырк-Ора как опорного пункта снизилось, и крымский хан Меньли I Гирей перенес свою столицу в Бахчисарай. Старый город оставался цитаделью Бахчисарая и местом заключения аристократических заключенных.
В середине 17 века татары покинули Кырк-Ор. только караимы и несколько семей крымчаков . Из-за антиеврейских ограничений на пребывание в других городах Крымского ханства здесь остались жить [ 15 ] [ 16 ] Постепенно город приобрел название Чуфут-Кале, что по-тюркски означало «еврейская крепость», имеющее негативный и пренебрежительный смысл. [ 17 ]
После присоединения Крымского ханства к Российской империи в 1783 году жителям крепости было разрешено жить в любой точке Крыма. С этого времени Чуфут-Кале опустел. К середине 19 века город прекратил свое существование. [ нужна ссылка ]
Легенды
[ редактировать ]Об этом месте ходит много легенд. По одной из них, «Кырк Йер» он назывался потому, что ханы Меньли-Гирей или Тохтамыш , основатели города, привезли с собой сорок караимских семей и в их честь назвали его «Место сорока». [ нужна ссылка ]
Другая легенда, взращенная караимами, чтобы показать древность своей секты, гласит, что караимы были завезены сюда из Персии во времена первого изгнания. Первые поселенцы города оказали большое влияние на своих соседей- хазар . Хакам , весьма искусный в фальсификации эпитафий и рукописей, сделал вид, что раскопал на кладбище Чуфут-Кале надгробия , Авраам Фиркович датируемые 6 годом нашей эры, и обнаружил гробницу Сангари, которая показана до сих пор. караимами. Однако, по мнению Гаркави, на кладбище Чуфут-Кале, называемом «Долиной Иосафата», никакой эпитафии ранее 1203 г. нельзя увидеть; и могилы принадлежат не караимам, а старым поселенцам-раввинитам, называемым крымчаками . Чуфут-Кале, однако, существовал еще в седьмом веке. Абу аль-Фида упоминает его под именем «Кырк Йер». [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]-
крупным планом Вид на кенасы
-
Внутри пещеры
-
Одно из зданий кенасы
-
Мавзолей Джанике-Ханым, дочери Тохтамыша.
-
Панорама пещер и стен
В художественной литературе
[ редактировать ]«Чуфуткале» упоминается (а также транслитерируется как «Жевать-Фут-Кале») в шедевре Владимира Набокова 1968 года «Ада», стр. 338. В романе это место используется для обозначения смерти второстепенного персонажа Перси де Прея во время воображаемая Вторая Крымская война 1888 года. [ нужна ссылка ]
Он также упоминается в великой книге Джонатана Литтела «Добрые» (2006), стр. 232, и используется, чтобы подчеркнуть сложную историю региона. [ нужна ссылка ]
Адам Мицкевич сонет написал в Чуфут-Кале , «Переход через пропасть» опубликованный в 1826 году. [ 18 ]
Второй том автобиографии Константина Паустовского «Повесть из жизни» содержит описание его посещения Чуфут-Кале во время Первой мировой войны. Описание содержится в главе 65 «Один день».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Караимско-русско-польский словарь / Н. А. Баскаков, А. Зайончковский, С. Ш. Шапшал, 1974, C. 683 (Географические названия)
- ^ Jump up to: а б Крымские караимы (автор — К. Ефетов )
- ^ Jump up to: а б «Происхождение и история крымских караимов» С.Бейм 1862 Крым. Чуфут Кале.Бахчисарай
- ^ Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона— С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907 ст. Чуфут Кале ;
- ^ Чуфут Кале // Большая советская энциклопедия
- ^ Память о Чуфут-Кале / С. Бейм . — О.: [б.и.], 1862. — 82с., с.431-444
- ^ Jump up to: а б Фиркович М.Ю. Древний караимский город Кале ныне называется «Чуфут-Кале». - Вильно, 1907 г.
- ^ Шапшал С. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. — СПб., 1895.
- ^ "В западной оконечности долины Бахчисарая , в получасе езды от города, находится место со 120 дорогами, с замком на высокой скале. Сейчас оно называется просто Кале (крепость) или Чифут-Калеси (Еврейская крепость)" , так как оно населено только евреями караимской секты» // Крымское ханство Иоганн Тунман, 1784 г.
- ^ Исламская энциклопедия Турецкого религиозного фонда (на турецком языке). Том. 14. 1996. с. 77.
- ^ Авраам Фиркович . «Документ Манжалиса» («Версия списка, найденного в Манджалисе / Каморара... Авраама Пирквица в 1981 году»)
- ^ Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона— С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907 ст. Чуфут Кале
- ^ «Мемориальная доска в кенасе Чуфут Кале в честь посещения царской семьей в 1886 году» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ Дэн Шапира (2003). Авраам Фиркович в Стамбуле (1830-1832): прокладывая путь тюркскому национализму . Издание КараМ. п. 3. ISBN 9756467037 .
- ^ Гурджи и ашкенази, или крымчаки в городе Чуфут-Кале/ М. Кизилов // Крымчаки, 2009. т.№ 4.-С.12-15.
- ^ Меметов А. О так называемых «тюркских народах» Крыма Archived 2011-10-19 at the Wayback Machine . // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009 г. С. 172—178.
- ^ «Татьяна Щеголева. Караимы Крыма: история и современное состояние общества» . Архивировано из оригинала 4 июля 2017 г. Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ Ленчевская, Ольга (2 июля 2015 г.). «Крымские сонеты» Адама Мицкевича – столкновение двух культур и поэтическое путешествие в романтическое «Я» . www.readingsjournal.net . Проверено 19 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История и памятники Чуфут-Кале
- Карта крепости
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Чуфут-Кале» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.