Jump to content

Дом Мельникова

Координаты : 55 ° 44'53 "N 37 ° 35'22" E  /  55,74806 ° N 37,58944 ° E  / 55,74806; 37,58944
(Перенаправлено из Дома Мельникова )
Дом Мельникова
Вид на дом Мельникова со стороны переулка в мае 2021 года.
Карта
55 ° 44'53 "N 37 ° 35'22" E  /  55,74806 ° N 37,58944 ° E  / 55,74806; 37,58944
Расположение 10 Кривоарбатский переулок , , Москва , Российская Федерация
Дизайнер Konstantin Melnikov
Строитель Московское коммунальное хозяйство
Дата начала 1927
Дата завершения 1929
Веб-сайт https://muar.ru/dom-melnikova

Дом Мельникова ( дом-мастерская архитектора Константина Степановича Мельникова ) — одноквартирный жилой дом, знаковое здание советского авангарда . Он был построен в 1927–1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве выдающимся советским архитектором Константином Мельниковым для себя и своей семьи.

Дом-мастерская считается вершиной творчества Мельникова благодаря своим новаторским конструктивным особенностям, оригинальному художественному образу и продуманной функциональной планировке. Этот одноквартирный жилой особняк, расположенный недалеко от центра Москвы, является уникальным образцом такого типа строительства советского времени.

В 2011 году Музей архитектуры Щусева взял на себя управление зданием, которое сейчас экспонируется в составе его филиала — Музея Мельникова , созданного в 2014 году.

В 2022 году интерьеры дома были закрыты для посещения в связи с реставрацией. Тем не менее, посетители по-прежнему могут попасть в сад и осмотреть его снаружи. [ 1 ]

История создания

[ редактировать ]

Поиск архитектурно-планировочного решения

[ редактировать ]

Иметь собственный отдельный дом-мастерскую Константин Мельников мечтал еще во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества . Изначально он планировал купить уже построенный дом и отремонтировать его. Он долго искал подходящее здание в Москве. Сохранился проект архитектора реконструкции одного из старых каменных домов Москвы в стиле неоклассицизма, созданного в 1916–1917 годах. Традиционную планировку и внешний вид первых эскизов собственного дома Мельникова можно отнести к влиянию его бывшего учителя, архитектора Ивана Жолтовского . Мельников учился у Жолтовского на архитектурном отделении училища и работал под его руководством с 1917 года в Архитектурно-планировочной мастерской Строительного управления Моссовета, которая была первой государственной архитектурной мастерской советского времени.

Архитектор Константин Мельников , 1920-е годы.

Однако в начале 1920-х годов Мельников начал усиленно работать над эскизами дома новаторского стиля. В личном архиве архитектора хранятся различные варианты проектов его собственных домов, каждый из которых предполагает строительство дома-мастерской, сочетающего в себе домашнюю и рабочую среду. Мельников был настолько привязан к своей семье, что не мог представить себе работу в какой-либо другой атмосфере, кроме как дома. [ 2 ]

Вид на дом Мельникова со двора, май 2020 г.

В отличие от других построек Мельникова, собственный дом-мастерскую архитектор спроектировал, исходя исключительно из личного вкуса и представлений о жилище и рабочей среде. При подготовке эскизов дома Мельников выступал одновременно в двух ролях – заказчика и дизайнера – и мог позволить себе максимальную свободу формообразования.

Первоначальный известный проект нового дома представлял собой двухэтажное квадратное здание с большой угловой русской печью в центре первого этажа. Другие эскизы изображают дом в виде усеченной пирамиды с небольшими антресольными комнатами, подвешенными в едином внутреннем пространстве. При этом и в первоначальном, и в последующих вариантах проекта дома Мельников больше ориентировался на интерьер и планировку помещений, чем на внешний вид дома. Он стремился создать пространство, которое отвечало бы потребностям его самого и его семьи.

Эксперименты с круговым планом впервые появились в рисунках Мельникова в 1922 году. Архитектор набросал здание овальной и даже яйцевидной формы, продолжая при этом развивать интерьер. Финальным вариантом проекта, сочетающим в себе два пересекающихся друг друга цилиндра, считают исследователи творчества Мельникова. [ 3 ] зародился из нереализованного проекта Зуевского клуба . В 1927 году Мельников участвовал в конкурсе на проект этой клюшки. Он описал свою конструкцию как « орган пятицилиндровый ». Позже, когда здание строилось по проекту Ильи Голосова , Мельников решил воплотить хотя бы часть его идей в собственном доме. Дом представлял собой серию вертикальных цилиндров, вписанных друг в друга.

«Нас было двое — претендентов — и два объекта, — вспоминал Константин Мельников, — и мы решили ввести в проект Голосова цилиндр, который до сих пор звучит одиноко с декоративным соло. Так и сделали люди, хорошие люди, но Архитектура не простил им сорванную идею и вернулся ко мне в блестящем дуэте нашего дома». [ 3 ]

Первые наброски собственного дома К. Мельникова в начале 1920-х годов.
Эскизы квадратного дома-мастерской, 1920–1921 гг. Один из «круглых» вариантов проекта, 1922 г.

На криволинейную структуру нового дома, возможно, повлиял тот факт, что семья Мельниковых жила в коммунальной квартире долгое время (с 1918 по ноябрь 1929 года) , прежде чем переехать в собственный дом в Кривоарбатском переулке. Одна из комнат коммунальной квартиры имела план в форме четверти круга и выходила пятью окнами на угол Петровки и Страстного бульвара . [ 4 ] При проектировании особняка архитектор учел тип семейной жизни, сложившийся в квартире на Петровке. Основная мебель, приобретенная для квартиры, стала основой обстановки дома-мастерской.

Строительство: конструктивные особенности стен и оболочек.

[ редактировать ]

Дом Мельникова уникален тем, что в конце 1920-х годов , когда НЭП в СССР сворачивался и по всей стране началось строительство коммунальных домов, одному мужчине разрешили построить частный дом в центре столицы. Этому факту существует несколько объяснений.

Во-первых, дом Мельникова был официально признанным экспериментальным зданием. Здесь архитектор апробировал идею круглого дома, который в дальнейшем можно было использовать в других проектах благодаря экономичности и простоте строительства, в том числе при возведении коммунальных домов. [ Примечание 1 ]

Во-вторых, к середине 1920-х годов Константин Мельников был одним из крупнейших и наиболее уважаемых архитекторов не только в СССР , но и в мире как советский архитектор. СССР Всемирную известность получил благодаря постройке павильона на Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже . [ Примечание 2 ]

В-третьих, свой дом-мастерскую архитектор построил в 1927–1929 годах, когда он имел большое количество реальных заказов и мог выделить на строительство средства из семейного бюджета. [ 2 ] Общая сумма полученных им гонораров за проекты Бахметьевской и Ново-Рязанской мастерских к моменту начала фактического строительства дома в сентябре 1927 года составила 10 900 рублей. [ 5 ] Именно эту сумму архитектор заплатил в 1927 году. [ 6 ] При этом первоначальная смета строительства составляла 25 140 рублей, а к октябрю 1929 года выросла до 37 846 рублей. [ 7 ] Строительство дома велось строительной организацией Муниципального хозяйства Москвы исключительно за счет средств архитектора. (После двух лет переписки и переговоров с московскими властями, 1 октября 1929 года, когда строительство дома было фактически завершено, Константин Мельников получил ремонтно-строительный кредит в размере 27 000 рублей сроком на 15 лет). В связи с тем, что строящееся здание считалось опытным строительством, Мельников был также освобожден от строительного налога и арендной платы за землю . решением Президиума Московского горисполкома Моссовета от 11.11.1933 [ 8 ]

Наконец, существует версия, что архитектор получил землю в награду от советской власти за работу над первым саркофагом Ленина в 1924 году. [ 9 ]

Сам Константин Мельников описал в своих воспоминаниях процесс принятия решения о строительстве собственного дома в Кривоарбатском переулке:

«В 1927 году участки под застройку раздал от Моссовета товарищ Домарев. Увидев макет нашего дома, он решительно отказался от всех конкурентов из государственных учреждений, заявив, что легче найти участки, чем построить дом такой архитектуры. «Дайте Мельникову сюжет». Он не был архитектором и малообразованным, он был просто чернорабочим». [ 3 ]

Утвержденная проектная документация (июль 1927 г.)
Схематический план сайта с координационными подписями и примечаниями К. Мельникова Утвержденный проект строительства. Планы этажей и здание в разрезе Пояснительная записка Мельникова К. С. с чертежом конструкции стен здания.

вариант проекта Утвержденный к строительству был датирован 19 июня 1927 года . В этом проекте окончательно определилась общая объемно-пространственная композиция здания мастерской. Однако детали конструкции здания были значительно уточнены Мельниковым в процессе строительства. Одновременно с проектом архитектор изготовил разъемную модель здания, что позволило увидеть архитектурную композицию и внутреннюю планировку будущего здания мастерской. Модель была нужна для получения участка под застройку и для объяснения строителям сложной объемно-пространственной структуры здания.

Основные отличия оригинальной (1927 г.) и реализованной (1929 г.) конструкции: [ 10 ]

  • Оба цилиндра в первоначальном проекте имели общую покатую крышу, а их высота незначительно отличалась друг от друга. Это произошло из-за того, что вместо балкона-террасы, который в конечном итоге был построен, предполагалось включить мезонин с двумя комнатами для детей.
  • В первоначальном плане в целях экономии денег не предусматривался подвальный этаж с калорифером. Печь предполагалось разместить в центре второго этажа, что сильно ограничивало возможности планировки комнаты Мельникова. Однако при строительстве были обнаружены фундаменты стен прежнего дореволюционного дома. В процессе строительства под передним цилиндром был устроен небольшой подвал, вмещавший 14 м². 2 калориферная камера. Это позволило архитектору создать свободную планировку первого этажа.
  • Из-за наличия печи на первом этаже лестница, расположенная в месте пересечения двух цилиндров, в оригинальном проекте сдвинута в сторону внутренней части переднего цилиндра, ближе к входу в дом.
  • В первоначальном проекте не было шестиугольных окон, ставших символом дома. Вместо этого Мельников планировал иметь два узких витража, которые вертикально прорезали бы весь задний цилиндр и были обращены на запад и восток соответственно. Уточним: шестиугольные проемы, названные Мельниковым «продухами», изначально были включены в конструкцию, чтобы уменьшить использование дорогого и дефицитного кирпича, а также обеспечить равномерное распределение нагрузок. И только в процессе строительства архитектор решил перепрофилировать некоторые из этих вентиляционных отверстий в оконные проемы.
Каркас дома в процессе строительства (Мельников и его жена Анна Гавриловна перед домом), 1927 год.

Стены и полы дома-мастерской представляют собой оригинальные и технически новаторские конструкции, некоторые из которых Мельников пытался запатентовать, но безуспешно. [ 11 ]

дома Стены выполнены из красного кирпича с узорной кладкой, создающей ажурный каркас. Кладку выполняли по проекту со сдвигом вдоль стены в ряд и поперек стены в два ряда. В результате в наружных стенах дома, по словам самого Мельникова, образовалось 124 шестиугольных проема. [ 3 ] Другие источники предполагают, что первоначально в стенах находилось «около 200 человек». [ 4 ] или 100 отверстий. [ 12 ] При строительстве почти половину проемов заполнили, оставив 64 под окна и ниши. Оригинальный каркас стены позволяет переносить оконные проемы без ущерба для несущих конструкций. Новые окна можно установить практически в любом месте стены, а существующие при необходимости можно закрыть. При строительстве для заполнения ненужных проемов использовался сыпучий песок, глина и битый кирпич. Это снизило затраты на строительство и сэкономило материалы. Кроме того, высокое содержание воздуха между частицами этой смеси позволяет ей действовать как «аккумулятор тепла» с меньшим рассеиванием тепла по сравнению с кирпичами. По расчетам архитектора, [ 13 ] Предложенная им конструкция сократила расход кирпича почти вдвое по сравнению с обычной кладкой той же несущей способности. Кроме того, система кладки Мельникова обеспечила равномерное распределение напряжений по всей стене и исключила необходимость в несущих столбах и перемычках. [ 3 ]

Мембранная конструкция межэтажной перекрытия, 1929 г.

Межэтажные перекрытия также были уникально построены с использованием деревянных реек, помещенных на ребро. Когда Мельников строил собственный дом, он уже успешно возводил новаторские деревянные конструкции. Примерами таких сооружений являются павильон «Махорка» на Первой Всероссийской сельскохозяйственной и ремесленно-промышленной выставке 1923 года в Москве, павильон СССР на Всемирной выставке 1925 года в Париже, деревянные торговые павильоны и административное здание Ново- Сухаревский рынок .

«Недостаток средств заменялся обилием архитектурного воображения, — писал К. Мельников, — чувство независимости уничтожало всякую зависимость от осторожности; интимность темы открывала грандиозные перспективы нерешённых жизненных задач; действительно, реальная экономика сделала девяти- метровый пролет такой же опасный и не менее новый, как громадина Санта-Мария-дель-Фьоре ». [ 3 ]

Межэтажные перекрытия строятся с использованием сетки квадратных ячеек размером 0,5х0,5 метра, образованных путем пересечения досок перекрытия под прямым углом. Затем над сеткой сверху и снизу по диагонали укладывают деревянную настил из шпунтованных досок. Эта конструкция устраняет необходимость в колоннах , стропилах и балках , позволяя оболочке структурно функционировать как единая мембранная плита. [ 2 ] Оболочка обеспечивает структурную надежность даже при провисании под действием силы тяжести. Например, в мастерской архитектора потолок со временем просел . Однако во время ремонта Мельников решил не распрямлять его, мотивируя это тем, что двояковыпуклый потолок лучше отражает свет, направляя его вниз. [ 2 ]

Объемно-планирующая композиция

[ редактировать ]

Архитектурное решение

[ редактировать ]
План дома мастерской. Аксонометрия , 1927–1929 гг.

Дом состоит из двух вертикальных цилиндров одинакового диаметра , но разной высоты, пересекающих друг друга на одну треть радиуса . Это создает уникальный план в форме буквы «8», ориентированный с севера на юг . Нижний цилиндр имеет вертикальный разрез в южной части и увенчан плоской крышей с открытой террасой . Цилиндр сзади имеет покатую крышу, спускающуюся от центра здания к его северной части.

В конспектах лекций на архитектурном факультете Военно-инженерной академии, где когда-то преподавал Константин Мельников, архитектор подробно объясняет преимущества цилиндрической конструкции:

«Экономия материалов:

Прямая связь между архитектурным изучением геометрии и экономическим эффектом. Цель состоит в том, чтобы... площадь пола была окружена стенами по минимальному периметру. Требуемая площадь, скажем, 1600 м². Высота постоянная...

Возьмем параллелепипед , куб и цилиндр....

Итак, для трёх вариантов периметр равен 200, 160 и 140 метров соответственно. Это вполне реальная экономия на форме тома». [ 3 ]

дома-мастерской Главный фасад , выходящий на Кривоарбатский переулок, имеет строго симметричную композицию. Единственный вход в дом расположен в центре вырезанной части небольшого цилиндра, окруженного двумя большими прямоугольными окнами. Основную плоскость фасада здания занимает огромное окно-ширма, простирающееся на всю высоту второго этажа. Над окном рельефными буквами на бетоне надпись: «КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР».

«Чтобы не противоречить и не соответствовать образу жизни, создававшему для всех общую единую жизнь, — писал К. С. Мельников, — я в 1927 году лично спроектировал для себя дом в центре Москвы с надписью «КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР», настойчиво заявляя о высокой важности каждого из нас». [ 3 ]

Боковые стены переднего цилиндра почти полностью пустые, всего несколько шестиугольных окон на первом этаже и одно восьмиугольное окно на западной стороне на уровне первого этажа.

Фасады северного цилиндра сзади выполнены более свободно. В них 57 шестиугольных вертикальных окон, образующих единый орнамент со своеобразным ритмом повторяющихся элементов, расположенных в пять ярусов. Нижний ряд окон отделен более высоким участком глухой стены от четырех верхних. Второй ярус соответствует второму этажу, а три верхних яруса — третьему. На общую композицию северного фасада динамично влияет необычный узор оконных переплетов. Эти переплеты бывают трех типов: по одному в окнах первого яруса, по одному во втором и четвертом ярусах и по одному в третьем и пятом ярусах окон.

Объемная композиция дома, 2021 г.
Северо-восточный фасад Северо-западный фасад Главный фасад
Индивидуальные архитектурные элементы, 2021 г.
Входная дверь Схема шестиугольного окна первого этажа северного цилиндра. Окна на западной стороне меньшего цилиндра. Верхнее окно, единственное восьмиугольное окно в доме.

Приписать здание эпохи советского авангарда к тому или иному архитектурному стилю сложно из-за его многообразных особенностей. Дом-мастерскую по проекту Мельникова часто ошибочно называют конструктивистским . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] или функционалист [ 12 ] здание, как отмечают сотрудники Музея архитектуры. Однако, несмотря на некоторое внешнее сходство, творчество Мельникова не соответствовало архитектурным тенденциям того времени. [ 17 ] Он категорически возражал против того, чтобы его здания относились к этим стилям:

«В наш век возникновения конструктивизма Рационализм, Функционализм, АРХИТЕКТУРА прекратили свое существование...», — писал К. Мельников, — «Что касается меня, то я знал другое, и это другое — не только конструктивизм. Я люблю личность, уважаю личности и упиваться личностью. Каждый догмат в своем творчестве я считал врагом, однако все конструктивисты в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которую я предвидел за 100 лет». [ 3 ]

Планировка и дизайн интерьера

[ редактировать ]

Особняк расположен на прямоугольном участке площадью около 840 квадратных метров, простирающемся вглубь квартала. Короткая сторона участка выходит на Кривоарбатский переулок и имеет длину около 18 метров, а длинная — около 43 метров. Дом отодвинут от красной линии переулка, разделив участок на две неравные части. В передней, меньшей части, расположен палисадник с двумя березами и черничником, посаженными архитектором. Участок отделен от Кривоарбатского переулка деревянным забором с двумя глухими воротами по краям и калиткой в ​​центре. Калитка была соединена с домом антенным телефоном в виде металлической трубы. Телефонная линия проходила под землей, а затем через подвал, соединяясь с первым этажом дома. Подземный участок сохранился, хотя и был утерян при жизни Мельникова. Рядом с полем для игры в крикет расположена площадка секторной формы, углубляющаяся в участок. Он имеет навес, который защищает от непогоды посетителей, ожидающих входа внутрь. [ 12 ] В северной части участка за домом семья Мельниковых построила открытую площадку для турниров и волейбольных игр, а также скамейку и стол, выходящие на дворовый фасад дома. Они также построили сарай, огород и посадили фруктовые деревья.

Несмотря на необычную и сложную в организации пространственную структуру здания, его внутренняя планировка отличается исключительной функциональной продуманностью. Сам Мельников сказал:

«Тому, кто сможет точно посчитать, сколько этажей в доме, я подарю приз, а моему брату-архитектору — загадку: как мы добились такого разнообразного диапазона объемов из единой стандартной формы, которая образовала органическая сущность архитектуры нашего дома» [ 3 ]

Внутренняя планировка
  1. передняя комната
  2. столовая
  3. кухня
  4. коридор
  5. санитарный блок
  6. кабинет хозяйки
  7. рабочие комнаты детей
  8. рабочие комнаты детей
  9. гардеробная (гардеробная)
  10. гостиная
  11. спальня
  12. мастерская
  13. открытая терраса

Повседневная деятельность семьи происходила на первом этаже дома-мастерской, который был разделен на следующие помещения: [ 2 ] [ 4 ] [ 12 ]

  • Парадная комната (6,3 м. 2 ) доступ через центр фасада, выходящего на улицу. Оригинальная внутренняя стеклянная дверь служит двум целям: она может закрыть переднюю комнату, чтобы объединить коридор с лестницей на второй этаж, или закрыть вход в коридор, эффектно расширив пространство передней.
    Вход. Слева от входа окно столовой, справа окно парадной. июль 2020 г.
  • Столовая (17 м. 2 ) — главная комната на первом этаже, где семья собиралась, обедала и принимала гостей. Он освещен одним шестиугольным проемом и большим прямоугольным окном слева от входа в дом.
  • Кухня (7 м. 2 ) находится рядом со столовой. Одно из шестиугольных проемов во внешней стене со стороны кухни превращено в холодильный шкаф, а на месте первоначального проема между кухней и столовой установлен шкаф. Кухня освещена двумя шестиугольными окнами, перед которыми расположена рабочая зона, состоящая из газовой плиты и длинного стола с контейнерами для еды и посуды. Первоначально рядом с плитой стояла кухонная духовка. Над плитой расположена стеклянная вытяжка, необычная для 1920-х годов. Эта сетка позволяет вытягивать воздух из плиты посредством вентиляции, что было особенно важно, поскольку на кухне не было запирающейся двери.
  • Санитарный узел, состоящий из ванной и туалета (7 м. 2 ), примыкает к кухне и имеет с ней общее сообщение. В ванной комнате шестиугольное окно и газовый обогреватель.
  • Две детские мастерские одинакового размера (5,6 м2). 2 ) для сына и дочери архитектора. Каждая комната имеет шестиугольное окно и оборудована учебной мебелью: возле окна у перегородки размещены письменные столы, полки для книг и учебников. На побеленном потолке этих комнат нарисованы цветные треугольники: желтый для дочери и синий для сына.
  • Гардеробная (гардеробная) (14,2 м. 2 ). Вдоль стен гардеробной расположены встроенные шкафы: справа от двери — женский шкаф, выкрашенный в белый цвет (для матери и дочери), слева — мужской шкаф, выкрашенный в желтый цвет (для отца и сына). ). В этой комнате хранилась одежда всех членов семьи. Здесь Мельниковы переодевались перед выходом на улицу и перед сном — в спальню было принято подниматься наверх в пижамах или халатах. В гардеробной стоял диван, туалетный столик и большая выдвижная тележка.
  • Мастерская хозяйки Анны Гавриловны Мельниковой (6,5 м). 2 ). Там был шкаф для белья, место для глажки и швейная машинка.
  • Коридор (13,7 м 2 ) соединяет кухню, столовую и туалетную комнату не дверями, а проемами, доходящим до потолка (высота первого этажа 2,65-2,7 метра). Коридор ведет в подвал, который находится только под первым цилиндром. Во время строительства были обнаружены и встроены в подвал две кирпичные стены зданий, которые когда-то стояли на этом месте. В стене коридора есть два отверстия для антенного телефона и домофона. Они используются для связи с мастерской на 3-м этаже и посетителями у входа у ворот.

В доме имеется подвал с калориферной камерой (14,6 м2). 2 ), который распределяет теплый воздух по воздуховодам во все помещения. Систему рециркуляционного воздушного отопления спроектировал сам архитектор. [ 18 ] Первоначальным источником отопления был каминный обогреватель, также конструкции Константина Мельникова, просуществовавший до конца 1950-х годов. [ 19 ] Топка калорифера была соединена с кухней каналом для утилизации горючих отходов. Кроме того, в подвале есть верстак для домовладельца и место для хранения продуктов.

Цилиндр, выходящий на Кривоарбатский переулок, имеет один этаж над первым, а другой цилиндр — двухэтажный. Лестница шириной более 1 метра ведет на второй этаж спереди. Лестница начинается с прямого марша, а затем переходит в узкую винтовую лестницу, заканчивающуюся на третьем этаже.

На втором этаже расположены:

  • Передним помещением дома была гостиная (50 м2). 2 ), где Мельниковы принимали гостей и вели беседу. Мебель, в том числе пианино, диван, кресло и круглый стол, была тщательно подобрана с учетом назначения комнаты. После войны Мельников стал использовать комнату как рабочий кабинет и пристроил к ней большой письменный стол, принадлежавший художнику Виктору Мельникову. Гостиная освещена большим окном-ширмой. Помимо главного окна, в комнате есть небольшое восьмиугольное окно на западной стене, которое придает помещению ощущение масштаба. Первоначально это окно не планировалось, но во время строительства Мельников заметил, что из него открывается вид на церковь Николая Чудотворца в Плотниках (к сожалению, разрушенную в 1932 году). Кроме того, на закате через это окно в гостиную проникает луч солнечного света. В результате окно оставили на месте и придали ему восьмиугольную форму, что сделало его единственным в доме.
    Спальня, 1930-е годы.
  • Спальня (43 м. 2 ) располагался на втором этаже северного цилиндра и предназначался исключительно для сна. Особое значение Мельников придавал роли сна в жизни человека:

«И теперь, если я слышу, что нам нужно питание для нашего здоровья, я говорю: «Нет, нам нужен сон». Все говорят, что для отдыха нужен воздух, это опять же не правильно - я считаю, что без сна воздух бессилен восстановить наши силы». [ 3 ]

Спальню в доме Мельникова делили все члены семьи. В ней не было ни шкафов, ни другой мебели, кроме трех кроватей, встроенных в пол: двуспальной кровати для родителей и односпальных кроватей для сына и дочери. Кровати-пьедесталы, выросшие из пола и представлявшие собой часть цельного интерьера с закругленными углами, были изготовлены из оштукатуренных досок и отделаны сверху золотистым материалом. Кровать родителей визуально отделялась от детской двумя перегородками, расположенными радиально. Экраны не касались друг друга и не доходили до внешних стен.

"Я использовал принцип распределения жилых помещений не по отношению к членам семьи лично, - рассказал Мельников, - а по функциям этих жилых помещений. Так, например, спальня всего одна и она функционирует исключительно как спальня, что обеспечивает наилучшую гигиену" [ 3 ]

Спальню освещают 12 шестиугольных окон с видом на сад, потолочные светильники отсутствуют. Вся комната отделана единым медно-золотым материалом, включая стены, потолок и встроенные кровати. Мельников описал комнату как ощущение «видимого воздуха». [ 2 ] Спальня сильно пострадала во время войны, в результате чего были утрачены кровати на пьедестале и отделка пола. Во время послевоенного ремонта стены были поклеены обоями, а комната была перепрофилирована под личное пространство жены архитектора.

Весь третий этаж занимала мастерская Мельникова (50 м2). 2 ), где он работал. Позже мастерскую на третьем этаже занял его сын Виктор Мельников , чтобы продолжить карьеру художника, а гостиная была переоборудована под кабинет К. С. Мельникова. [ 20 ] Мастерская и гостиная практически идентичны по площади и высоте. Однако посетители воспринимают их совершенно по-разному. [ 21 ] В гостиной одно большое окно, а мастерскую освещают 38 шестиугольных окон, образующих сложный орнаментальный узор. Кроме того, в гостиной есть застекленная дверь, ведущая на террасу, выходящую на юг. Метод освещения мастерской создал необычный внешний вид и обеспечил оптимальные условия освещения рабочего места архитектора. Свет падал со всех сторон, не давая руке затенять рисунок. [ 2 ]

Выступ небольшого цилиндра создает в студии антресоль. Константин Мельников любил использовать это пространство для просмотра разложенных на полу эскизов, рисунков и картин. С мезонинного балкона можно выйти на террасу, огороженную глухим парапетом. Крыша ребристая, крытая железом, сверху решетчатый деревянный настил. Вода поступает через равномерно расположенные отверстия в желоба и сбрасывается в водосточные трубы, закрепленные на стыках цилиндров. На часть террасы, являющейся продолжением круглой крыши северного цилиндра, простирается навес. Летом Мельниковы любили пить чай на террасе, отдыхать на свежем воздухе и использовать его для загара в помещении . [ 2 ]

У современников были неоднозначные мнения об архитектурном решении дома-мастерской. В 1929 году, когда строительство близилось к завершению, в журнале «Строительство Москвы» началась дискуссия на эту тему. Первая статья, написанная известным архитектурным критиком Николаем Лухмановым, высоко оценила проект Мельникова. В последующей публикации редакция опубликовала дополнительные отзывы инженеров и архитекторов по поводу здания. Однако представленные оценки были неоднозначными, о чем свидетельствуют названия статей: «Опыт должен привлекать внимание», «Беспринципный эксперимент», «Неудачные конструкции». [ 22 ]

В начале 1930-х годов наиболее критические высказывания в адрес дома-мастерской высказали члены ВОПРА (Всероссийского общества (позже Всесоюзного объединения) пролетарских архитекторов). Они осудили формальные решения Мельникова и нашли в этом маленьком здании враждебные классовые черты. Архитектор А. Михайлов, один из идеологов ВОПРА, писал:

В погоне за эксцентричностью конструкции, новизной форм Мельников построил дом... Эксперимент Мельникова направлен лишь на улучшение, на оригинальное истолкование архитектурного выражения определенной формы - жилой буржуазной ячейки.... И в В художественном плане Мельников не дал ничего положительного, так как его работа с всенаправленными цилиндрами представляет собой игру «чистых» построений, идеологически выхолощенных и тем самым подталкивающих к формалистически-эстетическому созерцанию. [ 4 ] [ 23 ]

Другой известный архитектор той эпохи, активный член группы «ОСА» и один из ведущих архитектурных критиков 1930-1950-х годов, Роман Хигер, оценил дом Мельникова так:

...винтовые лестницы, сложная и неуклюжая планировка - не могли, конечно, никак решить проблемы массовой архитектуры жилья, но удовлетворяли изысканный архитектурный вкус его владельца, также склонного к конструктивным экспериментам и головоломкам. [ 3 ]

С середины 1930-х до середины 1950-х годов дом-мастерская подвергался критической оценке в связи с переходом советской архитектуры от авангардных идей к неоклассическим стилизациям, известным как сталинский ампир. Этот сдвиг привел к смене бурной дискуссии и противоречивых заявлений.

Современное состояние памятника

[ редактировать ]

Реструктуризация и убытки

[ редактировать ]

Встроенная в пол спальня во время Великой Отечественной войны лишилась кроватей, а также оригинальной отделки стен и потолка . 23 июля 1941 года в результате бомбардировки близлежащего театра имени Вахтангова взрывная волна выбила часть стекол в окнах заднего (северного) цилиндра Дома Мельникова. Оригинал сохранился лишь частично.

В конце 1940-х годов, пока в доме жила семья Виктора Мельникова, на первом этаже снесли две перегородки. Одна перегородка разделяла две бывшие детские учебные комнаты, другая – туалетную (гардеробную) комнату и рабочую комнату А.Г. Мельниковой. В результате четыре небольшие комнаты были преобразованы в две спальни — одну для дочерей Виктора, а другую для него и его жены Ирины.

В начале 1950-х годов для семьи Виктора Мельникова в доме был оборудован отдельный вход. [ 24 ] Этот вход разместили на кухне, где раньше был встроенный шкаф-холодильник. Первоначальная планировка первого этажа и холодильник на кухне были восстановлены в 1990-е годы.

Во время в 1976 году реконструкции здания негашеной извести фасады покрасили светло-серой краской, которая скрыла естественный белый цвет первоначально покрывавшей их . Кроме того, с некоторыми отклонениями от первоначального проекта был перестроен деревянный забор с калиткой.

Техническое состояние

[ редактировать ]

Некачественно проведенные ремонтно-восстановительные работы в середине 1990-х годов привели к появлению множества трещин и повреждению уникальных мембранных межэтажных перекрытий. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Несмотря на обращения жильцов здания и письма в различные инстанции, ошибки и недостатки реставраторов не были исправлены, а работа была принята Департаментом охраны памятников Москвы на оценку «отлично».

В 1990-е – 2014 годы вокруг памятника архитектуры велись интенсивные строительные работы, в результате которых ухудшилась изоляция здания и потеря исторического вида из цеха на церковь Спаса-Преображения на Песках.

Состояние наружных стен в 2010-х годах характеризовалось наличием поверхностных трещин в слоях штукатурки, но без проколов и частичной потерей красочного слоя. Оконные створки южного цилиндра сгнили в нижней части из-за роста клена в 2000-х годах. В начале 2010-х годов были большие опасения по поводу возможного проседания Дома Мельникова из-за изменения гидрогеологической ситуации.

17 апреля 2006 года на международной конференции «Наследие под угрозой. Сохранение архитектуры и всемирного наследия ХХ века» была принята резолюция, в которой содержится просьба к Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Комитету по культурному наследию Москвы признать, что выдающееся наследие Константина Мельникова оказался в опасности. Им также было предложено разработать план консервации Дома Мельникова и его коллекции в рамках существующих международных стандартов реставрационных работ. Кроме того, им было поручено обеспечить включение Дома Мельникова и его коллекции в список памятников федерального значения. [ 28 ] Дом Мельникова внесен в список 100 наиболее находящихся под угрозой исчезновения объектов мира. [ 29 ]

Реставрация Музея архитектуры

[ редактировать ]

Музей Мельникова был основан в 2014 году, что привело к усилению усилий по восстановлению дома. В декабре того же года нанятые музеем реставраторы осмотрели и почистили исторические воздуховоды отопления. В феврале 2015 года музей подписал меморандум с международной инжиниринговой и проектной компанией Arup на проведение комплексного обследования Дома Мельникова. [ 30 ] В 2019 году специалисты Arup подготовили отчет и программу работ по изучению конструкций дома, включая его фундаменты и основания, а также геологических и гидрогеологических условий прилегающего участка.

Программа реализовывалась в 2017–2019 годах в рамках масштабного научного обследования первого в истории Дома Мельникова. Исследование проведено за счет пожертвования Группы ПИК (Россия) и гранта Фонда Гетти (США) в рамках инициативы Keeping It Modern по сохранению памятников ХХ века. [ 31 ] Углубленное инженерное обследование здания и прилегающей территории стало решающим этапом, определившим все последующие долгосрочные мероприятия по консервации и реставрации памятника. Предреставрационные изыскания — международный проект под руководством Павла Кузнецова директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Тапани Мустонен, архитектор-реставратор из Финляндии и член исполнительного совета Europa Nostra . Главным международным экспертом выступил . Ранее Мустонен занимался консервацией памятника модернизма — Выборгской библиотеки . За документальное и архивное исследование Дома Мельникова отвечала российский эксперт Татьяна Царева. [ 32 ] В проекте по исследованию цветов и колорита интерьеров приняли участие эксперты Агентства культурного наследия (Нидерланды) Мариэль Полман и Люк Мегенс.

ПИК профинансировал геологические, гидрогеологические и геодезические изыскания территории Дома Мельникова. Грант Фонда Гетти был использован для обследования всех фундаментов, конструкций, строительных и отделочных материалов, архитектурных цветов, цветов интерьера и инженерных сетей, включая оригинальную систему воздушного отопления и «воздушный телефон», а также других элементов здания. Результаты предреставрационного обследования Дома Мельникова доступны общественности на сайте Музея архитектуры им. Щусева. [ 33 ] и в онлайн-библиотеке Фонда Гетти на английском языке. [ 34 ]

По результатам обследования стены, колонны и внутренние перегородки здания находятся в работоспособном состоянии. Однако отделка фасада неудовлетворительна и требует восстановления штукатурного и красочного слоев, а также срочного ремонта витража южного фасада. Подкровельные конструкции обоих цилиндров, внутренние лестницы и межэтажные оболочки также находятся в ограниченном эксплуатационном состоянии.

Музеем архитектуры создан Международный консультативный комитет по сохранению Дома Мельникова (ISC) во главе с историком архитектуры профессором Жаном-Луи Коэном В 2017 году для обеспечения прозрачности процесса реставрации (Франция). В январе 2020 года ЦИФ провел встречу в Музее архитектуры им. Щусева в Москве, на которой обсуждались результаты обследования дома и дальнейшие шаги по его реставрации. [ 35 ] Результаты обследования признаны исчерпывающими и достаточными для объективной оценки состояния памятника и принятия решения о необходимых работах. Музею архитектуры рекомендовано перейти к следующему этапу, который предполагает разработку детального проекта консервации с привлечением российских и международных специалистов, принимавших участие в обследовании здания.

По мнению МКК, приоритетами в консервации Дома Мельникова должны быть: минимальное вмешательство («ровно столько, сколько необходимо, и не более») в консервацию Дома Мельникова, сохранение, а не восстановление или воссоздание с потенциальной утратой подлинность. Важно сохранить аутентичность материалов, отделки, методов и дизайна. Учитывая, что конструкции здания не представляют непосредственной опасности и при надлежащих условиях эксплуатации, наблюдения и своевременного текущего ремонта, оно имеет ограниченную пригодность для использования в качестве музейной экспозиции и для организации экскурсий со строгими ограничениями по количеству и общему весу посетителей.

Сохранность Дома Мельникова зависит от поддержания соответствующей температуры и влажности как в интерьерах, так и в конструкциях. Для обеспечения безопасного использования здания важно соблюдать рекомендуемые организационные меры, такие как ограничение количества посетителей и недопущение перегрузки крыши снегом в зимний период. Отмечается, что в настоящее время гидрогеологические риски зданию, возникшие в результате активного строительства в 1990-2000-е годы, отсутствуют. Однако рекомендуется продолжить мониторинг гидрогеологии и геодезии здания.

За исключением работ на фасадах зданий, требующих капитального ремонта, все остальные запланированные консервационные мероприятия предполагается локализовать. Перечень этих мер следующий:

Перечень мер

Несмотря на то, что начало проектных и реставрационных работ задерживается из-за поиска финансирования и пандемии COVID-19, в марте 2021 года Музей архитектуры публично объявил о начале реставрационных работ Дома Мельникова, назвав ПАО «Группа ЛСР» головным предприятием музея. генеральный партнер по его сохранению. [ 36 ] Группа ЛСР обязалась выделить средства на четырехлетний период восстановления. В 2021 году планируют подготовить проект реставрации памятника. Генеральным проектировщиком выступило архитектурное бюро «Рождественка», которое ранее принимало участие в обследовании Дома. На их долю также была возведена реставрация исторического забора дома в 2015 году и садового сарая в 2019 году. Согласно проекту, все необходимые реставрационные работы планируется провести в период с 2022 по 2024 год. В «Группе ЛСР» названа улица в г. Честь Мельникова в рамках флагманского московского жилого комплекса ЗИЛАРТ. [ 37 ]

По словам директора музея Мельникова Павла Кузнецова , приоритетом при разработке реставрационных мероприятий является максимальное сохранение аутентичных материалов и оригинальных архитектурных и инженерных решений 1920-х годов. [ 38 ] Елизавета Лихачева , директор Музея архитектуры, заявила, что с реставрацией они не торопятся. Метод, который они используют, называется «открытой реставрацией», которая предполагает закрытие частей дома и сада для посетителей, оставляя остальную часть доступной. [ 37 ] Цель – создать модель сохранения памятников архитектуры ХХ века. [ 36 ]

Цель масштабной реставрации — обеспечить долгосрочную сохранность Дома Мельникова для использования в качестве музейного экспоната. Кроме того, будет подготовлено номинационное досье на включение здания в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО . Это будет включать формулирование и обоснование всемирной универсальной ценности объекта. В феврале 2019 года Совет Российского национального комитета ИКОМОС (Международный совет по памятникам и достопримечательностям) поддержал инициативу Музея архитектуры о включении Дома Мельникова в Список объектов всемирного наследия. [ 39 ]

[ редактировать ]

Константин Мельников оставил свой дом детям Виктору и Людмиле. После смерти отца и матери (в 1974 и 1977 годах соответственно) Виктор Мельников продолжал проживать в доме. В 1988 году Людмила потребовала разделить дом, чтобы она тоже могла в нем жить. Виктор отказался, и Людмила впоследствии подала на него в суд. Юридический спор между братьями и сестрами длился восемь лет. В итоге Мосгорсуд присудил Людмиле 50% владения домом-мастерской, но без права проживания в нем.

В 2003 году Виктор Мельников подарил свою долю дома дочери Елене. Однако в начале 2005 года Виктор заподозрил Елену в том, что она обманным путем заставила его подписать дарение. В присутствии прессы и представителей архитектурного сообщества Виктор Мельников заявил, что исключил Елену из своего завещания. Исполнительницей своей воли он назначил старшую дочь Екатерину Каринскую. Однако в марте 2005 года он заявил, что завещает дом, всю коллекцию отца и собственные произведения государству, лишив наследства обеих дочерей. [ 40 ] Иск об оспаривании завещания подала дочь Виктора Мельникова Елена. В сентябре Виктор Мельников выиграл дело, а 13 декабря 2005 года решение суда вступило в законную силу. [ 41 ] После смерти отца Елена Мельникова подала заявление об обжаловании решения в президиум Мосгорсуда. Однако на судебном заседании 16 марта 2006 года Елена решила не подавать дальнейшие иски о праве собственности на дом. Вместо этого она выразила поддержку созданию в доме государственного музея. [ 15 ] [ 42 ]

Семья Мельниковых

Покойная Людмила (умерла в 2003 году), [ 43 ] дочь Константина Мельникова, завещала свои 50% доли в собственности младшему сыну Алексею Борисовичу Ильганаеву. Через несколько дней после смерти Виктора Мельникова выяснилось, что Ильганаев продал свою долю Сергею Гордееву . [ 41 ] [ 44 ] который на тот момент был сенатором Совета Федерации от Пермского края. Гордеев является президентом и крупнейшим акционером Группы ПИК (одной из крупнейших строительных и девелоперских компаний России) по состоянию на 2021 год. В декабре 2010 года Гордеев передал в дар Российской Федерации указанную долю с намерением передать ее Музею Щусева. Архитектура. [ 45 ]

Многолетняя судебная тяжба за право собственности на здание завершилась в марте 2017 года.

В наследстве Виктора Мельникова дом с мемориальной мебелью, а также его и его отца творческий архив. Несмотря на то, что Виктор Мельников в своем завещании указал только одного наследника - РФ, обе его дочери - Екатерина Каринская и Елена Мельникова - по закону имеют право на обязательную долю в наследстве.

По состоянию на март 2021 года три четверти права собственности на дом принадлежит Российской Федерации, включая долю Людмилы и половину доли Виктора. Кроме того, две дочери Виктора Мельникова зарегистрировали по одной восьмой титула дома как его обязательные наследники, которые не были упомянуты в завещании. С октября 2013 года в соответствии с законодательством об охране памятников за сохранение дома как объекта культурного наследия и проведение реставрационных мероприятий отвечает Музей архитектуры. Это связано с тем, что Департамент культурного наследия города Москвы выдал музею как пользователю памятника охранное обязательство. В декабре 2013 года суд определил, что памятник, находящийся в совместной собственности наследников Виктора Мельникова, не подлежит разделу или выделению имущества в натуре согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона РФ от 25.06.2013. 2002 г., № 73-ФЗ. [ 46 ]

Дом Мельникова, наряду с творческим наследием архитектора Константина Мельникова и художника Виктора Мельникова, согласно решению Пресненского районного суда Москвы от 9 декабря 2013 года, признан единым неделимым объектом, представляющим значительную историческую и культурную ценность. Любая попытка Разделение этого наследия привело бы к непропорциональной утрате уникального культурного объекта. [ 47 ] Суд постановил, что принудительные наследники имеют право на компенсацию от наследника по желанию РФ. Назначенная судом экспертиза установила рыночную стоимость 1/4 доли права собственности на дом по состоянию на 30.05.2016 в размере 66 521 750 рублей. [ 48 ]

В период с 2017 по 2019 год Минкульт России неоднократно направлял письма в Минфин России и Росимущество с просьбой выделить из федерального бюджета средства на выкуп ¼ доли у обязательных наследников, сестер Елены Мельниковой и Екатерины Каринской. Впоследствии, в 2019–2020 годах, Музей архитектуры подал заявки в Минкультуры России на получение средств федерального бюджета на те же цели.

Угрозы сохранению

[ редактировать ]

В 1987 году Экспериментальному жилому дому Мельникова присвоен статус памятника истории и культуры. Согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», здание теперь считается объектом культурного наследия народов России регионального значения в России. [ 49 ] В марте 2014 года по результатам государственной историко-культурной экспертизы, проведенной по заказу Музея архитектуры, распоряжением Правительства Российской Федерации памятнику присвоена категория охраны до объекта культурного наследия федерального значения.

Однако, несмотря на этот статус, «Траст Ойл» получила разрешение постановлением Правительства Москвы от 13 августа 2002 года № 637-ПП. [ 50 ] построить и реконструировать здания общей площадью около 13,6 тыс. м 2 , а также несколько уровней подземной парковки в 100 метрах от стены дома Мельникова. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] Позднее это разрешение было подтверждено постановлением Правительства Москвы от 13 марта 2007 года № 152-ПП. [ 54 ] Хотя дом Мельникова не попал в зону воздействия строительства, [ 55 ] застройщику было поручено профинансировать обследование его технического состояния и мониторинг деформаций уникального здания и прилегающей территории на протяжении всего периода строительства ввиду его культурного значения. В октябре-декабре 2012 года НИИОСП Герсеванова по поручению Москомнаследия и за счет средств компании «Траст Ойл» провел комплексное обследование конструкций дома Мельникова, в том числе фундамента здания. [ 56 ] В ходе исследования выяснилось, что разрушение Дома Мельникова произошло из-за отсутствия ремонта и неадекватности конструктивных решений.

В разное время проводились исследования по оценке инженерно-геологических и гидрогеологических условий участка «Дом Мельникова». Однако результаты оказались противоречивыми.

ООО «Росэкоцентр» провело прогноз по оценке влияния антропогенной деятельности на гидрогеологические условия в результате предполагаемого строительства по ул. Арбат, 39-41 (северо-восточная часть территории от Дома Мельникова). [ 57 ] Исследование показывает, что строительство приведет к снижению уровня аллювиального водоносного горизонта на 0,1 метра. Таким образом, строительство не приведет к затоплению территории. Допустимые изменения режима и баланса подземных вод находятся в пределах годовой амплитуды колебаний уровня подземных вод.

В ноябре 2006 года специалисты Московского государственного строительного университета провели обследование конструкций и фундамента Дома Мельникова. [ 58 ] В докладе сделан вывод, что строительство в районе памятника архитектуры и прилегающей территории недопустимо.

По данным инженерно-геофизических изысканий, проведенных ООО «СВЗ». [ 57 ] в 2008 году на участке возле дома Мельникова не выявлено значительных зон разуплотнения почвы до глубины 60 метров.

Согласно «Карте-схеме инженерно-геологического районирования территории Москвы по степени опасности карстово-суффозионных процессов», расположение Дома Мельникова отнесено к потенциально опасной территории по карсто-суффозионным процессам. Поэтому необходим регулярный мониторинг.

С августа 2012 года по январь 2013 года НИИОСП Герсеванова проводил ежемесячный деформационный мониторинг. [ 57 ] дома Мельникова. В отчетах зафиксировано появление новых трещин в перегородках и в местах соединения стен и перегородок с потолком. Согласно экспертному заключению, обнаруженные дефекты не связаны с деформацией фундамента дома Мельникова. Вместо этого они вызваны продолжающейся деформацией деревянных межэтажных перекрытий, находящихся в неприемлемом техническом состоянии. Мониторинг деформации Дома Мельникова был приостановлен в феврале 2013 года, поскольку внучка Мельникова Екатерина Каринская отказалась пустить НИИОСП в здание памятника архитектуры.

Проведенное в 2017–2018 годах обследование фундаментов и оснований здания, а также геологических условий и гидрогеологической обстановки прилегающего участка не выявило каких-либо рисков для конструкций дома. [ 59 ] Геодезический мониторинг за этот период не выявил негативных явлений, осадочных деформаций в здании не было. Регулярные наблюдения за верхним горизонтом грунтовых вод в 2019–2021 годах, который находится на глубине около 7,5 м (так называемый верховой уровень) и при глубине фундамента от 1,4 м (южная сторона здания) до 3,0-3,5 м (северная сторона). стороне здания) и питается преимущественно за счет осадков, также не показывает отрицательной динамики.

Создание музея Мельникова.

[ редактировать ]

Практически сразу после завершения строительства дом стал объектом своего рода паломничества . [ 2 ] Несмотря на то, что здание всегда было жилым, его посещали люди разных профессий в экскурсионных группах и индивидуально, что зафиксировано в семейном архиве Мельниковых. Художник и историк Игорь Грабарь , посетивший дом Мельникова в 1933 году, оставил следующий отзыв:

«Я никогда не завидовал людям, но, уезжая отсюда, поймал себя на зависти: хотел бы я так жить».

Идея создания музея в доме Мельникова возникла еще при жизни архитектора. В последние годы жизни Константин Мельников болел, и это заставляло его все серьезнее задумываться о судьбе своего дома. В 1972 году он обратился в Союз архитекторов с просьбой создать в доме музей. [ 60 ] но это предложение не было одобрено.

Мемориальная доска, ноябрь 2019 г.

Виктор Мельников, ставший владельцем дома после смерти отца в 1974 году, видел свою задачу в превращении уникального здания в музей. Следуя этому намерению, он при жизни не продал ни одной работы Константина Мельникова. [ 60 ] Виктор Мельников и его сестра Людмила лично проводили экскурсии для постоянных посетителей, специалистов и иностранных студентов-архитекторов. [ 61 ] В 1977 году дом Мельникова посетил известный итальянский кинорежиссер и сценарист Микеланджело Антониони и оставил в гостевой книге следующую запись:

«Этот дом, как плод архитектуры будущего, прекрасен. Он нуждается в реставрации и консервации как музей». [ 62 ]

Начиная с 1985 года Виктор Мельников неоднократно поднимал вопрос о создании музея в доме Мельникова. Однако он выдвинул ряд определенных требований: [ 25 ] [ 63 ] что он, Виктор Мельников, всю свою жизнь проведший в доме, должен иметь возможность жить в нем. Остальным наследникам обеспечить квартирами. Где-нибудь по соседству организовать центр изучения творчества Мельникова, архив проектов Мельникова-старшего и картин Мельникова-младшего, а также выставочное пространство. Наконец, государство должно гарантировать сохранность мемориальной обстановки дома. Варианты филиала Музея архитектуры им. Щусева [ 64 ] в доме-мастерской также рассматривались. Однако решение о создании музея в доме Мельникова было принято не при жизни детей архитектора.

Когда в 2005 году Виктор Мельников завещал свою долю в собственности Российской Федерации, он также передал в дар государству свои художественные произведения. Однако он поставил условие о государственного музея отца и сына Мельниковых создании . Завещание включает ряд других условий, таких как сохранение мемориальной атмосферы в доме-мастерской, организация экскурсий для групп таким образом, чтобы обеспечить сохранность памятника архитектуры, учет уникальности и структурных особенностей памятника, а также выделение дополнительных помещений вблизи Мельникова. Дом для хранения и выставки работ. Важно учитывать уникальность и конструктивные особенности памятника.

Музеефикация в 21 веке.

[ редактировать ]

Весной 2013 года Музей архитектуры имени Щусева организовал конкурс на создание концепции музея Мельникова . [ 65 ] Конкурс выиграло бюро Citizenstudio . [ 66 ] Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых (Музей Мельникова) создан Министерством культуры Российской Федерации в 2014 году как филиал Музея архитектуры им. Щусева. Он расположен на улице Воздвиженка, в шаговой доступности от дома Мельникова.

Подготовка к музеефикации Дома началась в конце октября 2014 года. С 3 декабря 2014 года Дом Мельникова открыт для посетителей как главный экспонат музея. Посещения организуются только по предварительной записи, в составе экскурсионной группы в тестовом режиме, допуская проведение только одной экскурсии в день для группы не более пяти человек. [ 67 ]

Садовая территория вокруг дома с апреля 2014 года является круглогодичным музейным пространством, открытым для бесплатного посещения публики. В 2015 году по оригиналу воссоздан уличный забор Дома с необычной полукруглой входной группой. дизайн Константина Мельникова. [ 68 ]

Осенью 2015 года Музей Мельникова открыл в саду уличную выставку-инсталляцию «Открытый Мельников». Следующим летом на территории был установлен уличный макет, отображающий конструкцию дома в разрезе. На основе архивных материалов, фотографий, картин и дневников Константина Мельникова музей реконструировал садовые дорожки, кустарники и клумбы. Кроме того, воссоздан мемориальный огород и установлена ​​садовая мебель для посетителей. В 2019 году на историческом месте воссоздан деревянный садовый сарай в первоначальных размерах и приспособлен для нужд музейного магазина по совместному проекту архитектурных бюро «Александр Бродский» и «Рождественская». [ 69 ] Летом в саду проходят лекции, мастер-классы и ежегодные праздничные мероприятия на открытом воздухе, посвященные дню рождения Константина Мельникова 3 августа.

В 2014–2017 годах музей провел инвентаризацию мемориального убранства и архивного содержимого дома. В результате описи обнаружено более 27 предметов, в том числе дневниковые записи Константина Мельникова, переписанные сотрудниками музея. Исследовательская работа ведется с использованием архивов дома, а результаты публикуются в различных формах. В 2017 году в сотрудничестве с издательством DOM Publishers (Берлин) вышла книга П. Кузнецова «Дом Мельникова: шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей». [ 70 ] В 2018 году на основе архивных документов и дневников архитектора 1920-1940-х годов создан спектакль «Мельников. Документальная опера». [ 71 ] Год спустя он был номинирован на театральную премию «Золотая маска» в категории «Лучший экспериментальный спектакль». [ 72 ]

Пустой дом Мельникова готов к началу реставрационных работ (июнь 2023 г.)

Музей Мельникова установил связи с другими жилыми домами – шедеврами модернизма за рубежом. В 2016 году музей подписал соглашение с Центром национальных памятников (Франция) о побратимстве Дома Мельникова с виллой Савойя — шедевром, построенным Ле Корбюзье. [ 73 ] Год спустя на вилле Савойя в рамках объединения двух памятников состоялась выставка, посвященная Константину Мельникову. [ 74 ]

В 2015 году Дом Мельникова стал первым российским зданием, вошедшим в список сети Iconic Houses. [ 75 ] около 150 уникальных жилых домов 20-го века. Это включение увеличило вероятность получения гранта Фонда Гетти в 2017 году на предреставрационное обследование здания. Дом Мельникова был представлен европейской аудитории во время ежегодного лекционного тура Iconic Houses в октябре 2019 года в Норвегии, Германии, Нидерландах и Чехии. [ 76 ] и был первым участником лекционного тура Iconic Houses по США и Канаде в феврале 2020 года. [ 77 ] [ 78 ]

В марте 2021 года музей обнародовал информацию о предстоящей реставрации и сообщил, что на время работ дом не будет полностью закрыт для посещения.

Дом в произведениях литературы и искусства

[ редактировать ]

«Два любовника Кривоарбатского.
Вместе в двойных объятиях.
Завернут в плащ в форме ромба.
Не реагирует на оскорбительные ругательства».
- писал поэт Андрей Вознесенский о доме архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ На основе проекта собственного дома Константин Мельников разработал три проекта жилья: коммунальный дом, блочный дом и секционный дом. Однако эти проекты так и не были построены.
  2. Степень популярности Мельникова в Париже зафиксирована в рассказе Ильи Эренбурга «Лето 1925 года», где есть эпизод, показывающий, как «мода на Мельникова достигла самых широких слоев парижан, восприимчивых ко всякой новизне, стала примета времени и уличная молва: случайная прохожая выкрикивает своей спутнице самые острые, по ее мнению, признаки современности - футбол, джаз, павильон, построенный Мельниковым...» (см. И. Эренбург, Лето 1925 года Москва, стр. 205).
  1. ^ "Дом Мельникова закрывается для посещения с 1 октября" . muar.ru (in Russian). Archived from the original on 2023-06-24 . Retrieved 2023-06-24 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хан-Магомедов С. О. Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова. - Moscow: Архитектура-С, 2006. - p. 80.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / Сост. А. Стригалёв и И. Коккинаки. — Moscow: Искусство, 1985. — p. 311.
  4. ^ Jump up to: а б с д Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. — Moscow: Архитектура-С, 2006. — p. 168.
  5. ^ Архив Дома Мельникова. Op. 396/135, lett. 2-7, 9-13
  6. ^ Архив Дома Мельникова. Op. 1121/1, lett. 7
  7. ^ Архив Дома Мельникова. Op. 196/178, lett. 116
  8. ^ See copy of extract from the minutes of the Presidium of the City Executive Committee of the Mossovet from (копия выписки из протокола Президиума Горисполкома Моссовета) 11.11.1933 Архив Дома Мельникова. Op. 396/181
  9. ^ "Мавзолей. Документальный фильм Павла Лобкова (Россия, телеканал НТВ; 1999г.)" . YouTube (in Russian). Archived from the original on 2016-09-19 . Retrieved 2017-10-02 .
  10. ^ П. Кузнецов. Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей. Berlin, 2017, p. 75.
  11. ^ Отзывы из Комитета по делам изобретений ВСНХ СССР. Архив Дома Мельникова. Op. 1167, lett. 96-112
  12. ^ Jump up to: а б с д "Паспорт жилого дома-мастерской архитектора К.С.Мельникова" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 2010-10-11 . Retrieved 2008-08-07 .
  13. ^ К. Мельников. Набросок шестиугольного проема с расчетом необходимого количества кирпичей. Архив Дома Мельникова. Op. 396/178, lett. 19. Published in the book: П. Кузнецов. Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей. Berlin, 2017, pp. 104—105
  14. ^ В доме Константина Мельникова поселится государство. Сын великого архитектора завещал мировой шедевр конструктивизма Archived 2008-10-11 at the Wayback Machine Article in the paper « Коммерсантъ », March 3, 2005
  15. ^ Jump up to: а б Особняк Мельникова в Кривоарбатском переулке должен стать музеем Archived 2008-06-30 at the Wayback Machine Сообщение РИА «Ореанда», March 17, 2006
  16. ^ Дом, который оставил Мельников Archived 2008-12-19 at the Wayback Machine Article on the website lenta.ru, March 13, 2006
  17. ^ Он не каялся никогда Archived 2012-09-07 at archive.today Статья в журнале «Власть» от 8 августа 2000 года
  18. ^ К. Мельников. Расчеты воздушно-калориферной (циркуляционной) системы отопления для дома арх. Мельникова. Архив Дома Мельникова. Op. 1341/1
  19. ^ К. Мельников. Чертеж калорифера для дома арх. Мельникова. 17.11.1928 г. Архив Дома Мельникова. Op. 396/178, lett. 5
  20. ^ Дом, который построил М. Article in the paper « Известия », November 5th, 2007
  21. ^ Авангард в арьергарде Archive version Article in the journal « Аргументы и факты », website: walk.rambler.ru
  22. ^ Строительство Москвы. — 1929. — № 10. — pp.18-20.
  23. ^ Михайлов А. Группировки советской архитектуры. - М.-Л., 1932. - С 58.
  24. ^ See К. Мельников. Авторские изменения в планировке 1-го этажа дома для размещения в нём квартиры с отдельным входом для семьи В. Мельникова. Начало 1950-х гг. Правки на светокопии 1920-х гг. Архив Дома Мельникова, Op. 661, lett. 1. Published in the book: Кузнецов П.. Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей. Berlin, 2017, pp. 118—119.
  25. ^ Jump up to: а б А крыша течёт Archived 2008-09-12 at the Wayback Machine Article in the magazine «Итоги» November 26, 2000
  26. ^ Делать невозможное возможным Archived 2007-12-08 at the Wayback Machine Article in the magazine «Моя Москва» № 5, 2006
  27. ^ "Московское общество охраны архитектурного наследия" . Archived from the original on 2008-09-16 . Retrieved 2024-02-24 .
  28. ^ "Резолюция международной конференции "Heritage at Risk—Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие" " (PDF) . Archived from the original (PDF) on 2008-05-17 . Retrieved 2008-08-15 .
  29. ^ «Список наблюдения за памятниками мира» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2008 г. Проверено 24 февраля 2024 г.
  30. ^ "Музей Мельниковых и Arup подписали меморандум по обследованию Дома Мельниковых" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  31. ^ «Сохраняя современность: гранты, выданные в 2017 году (Фонд Гетти)» . www.getty.edu . Архивировано из оригинала 4 августа 2017 г. Проверено 5 мая 2021 г.
  32. ^ "Опубликованы результаты детального обследования Дома Мельникова" . muar.ru (in Russian). Archived from the original on 2021-05-06 . Retrieved 2021-05-05 .
  33. ^ "Пред-реставрационное обследование Дома Мельникова 2017-2019" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  34. ^ «Дом Мельникова: отчет об исследовании и рекомендации по плану сохранения» . www.getty.edu . Архивировано из оригинала 9 мая 2021 г. Проверено 5 мая 2021 г.
  35. ^ "Международные эксперты обсудили ход реставрации Дома Мельникова" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-06 . Retrieved 2021-05-05 .
  36. ^ Jump up to: а б "Реставрация Дома Мельникова начнется в этом году" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  37. ^ Jump up to: а б Багдасарова, Софья (2021-03-05). "Как будто хозяин вышел за хлебом: Музей архитектуры готов к реставрации дома Мельникова" . The Art Newspaper Russia (in Russian). Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  38. ^ "Реставрация Дома Мельникова начнётся в этом году" . culture.gov.ru . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  39. ^ "ИКОМОС России поддержал внесение Дома Мельникова в список ЮНЕСКО" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-06 . Retrieved 2021-05-05 .
  40. ^ В доме Константина Мельникова поселится государство. Сын великого архитектора завещал мировой шедевр конструктивизма Archived 2008-10-11 at the Wayback Machine Article in the paper « Коммерсантъ » March 3, 2005
  41. ^ Jump up to: а б Музей или наследство Archived 2008-09-18 at the Wayback Machine Article in the paper «Стенгазета» March 15, 2006
  42. ^ Чудо в доме Мельникова Archived 2008-10-11 at the Wayback Machine Article in the paper « Коммерсантъ » March 17, 2006
  43. ^ "Дом-студия Мельникова" (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 г. Проверено 8 октября 2008 г.
  44. ^ Дом Мельникова наполовину продан. Часть мирового шедевра конструктивизма купил сенатор Гордеев Archived 2008-10-11 at the Wayback Machine Article in the paper « Коммерсантъ » March 11, 2006
  45. ^ "Свидетельство о государственной регистрации права собственности на Дом Мельникова" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  46. ^ Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 09.12.2013 по гражданскому делу № 2/526-13, отт. 7
  47. ^ Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 09.12.2013 г. по гражданскому делу № 2/526-13, л. 8
  48. ^ Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06.10.2016 г. по гражданскому делу № 2/248-2016, л. 7
  49. ^ "Решение Моссовета от 23 марта 1987 года № 647" . Archived from the original on 2018-12-10 . Retrieved 2018-12-10 .
  50. ^ "Постановление Правительства Москвы № 637-ПП от 13 августа 2002 года" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 2016-03-05 . Retrieved 2024-02-24 .
  51. ^ Дому Мельникова роют яму Archived 2008-10-11 at the Wayback Machine Article in the paper « Коммерсантъ » March 1, 2007
  52. ^ Провальные явления. Дом Мельникова снова в зоне особого риска Archived 2007-10-28 at the Wayback Machine Article in the paper «Время новостей» April 27, 2007
  53. ^ Вечное движение к яме. Дом Мельникова все ещё стоит. По недоразумению Archived 2008-09-17 at the Wayback Machine Article in the paper « Московские новости », August 10, 2007
  54. ^ "Постановление Правительства Москвы № 152-ПП от 13 марта 2007 года «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 августа 2002 года № 637-ПП»" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 2016-03-05 . Retrieved 2024-02-24 .
  55. ^ "Письмо НИИОСП по вопросу влияния строительства МФК на Дом Мельникова" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 2013-12-26 . Retrieved 2024-02-24 .
  56. ^ "Отчет НИИОСП по обследованию технического состояния конструкций Дома Мельникова" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 2013-12-26 . Retrieved 2024-02-24 .
  57. ^ Jump up to: а б с "Научно-техническое заключение НИИОСП по результатам обследования и мониторинга технического состояния конструкций Дома Мельникова" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 2013-12-26 . Retrieved 2024-02-24 .
  58. ^ "Научно-технический отчёт «Обследование конструкций, фундаментов и состояния грунтового основания дома-памятника архитектора Мельникова, расположенного по адресу: г. Москва, Кривоарбатский переулок, 10»" (PDF) . Archived from the original (PDF) on 2016-03-05 . Retrieved 2024-02-24 .
  59. ^ "Пред-реставрационное обследование Дома Мельникова 2017-2019" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  60. ^ Jump up to: а б Бельмо на Арбате? Archived 2008-04-08 at the Wayback Machine Article in the magazine « Огонёк », September 10–16, 2007
  61. ^ «Э.А. Кац. Новые знакомства с фуллереновой архитектурой» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2013 г. Проверено 26 июня 2008 г.
  62. ^ «Молок Николай. И крыша течет // Журнал «Итоги», 26.10.2000» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2008 г. Проверено 11 августа 2008 г.
  63. ^ Круглый дом в Кривоарбатском Archived 2008-09-16 at the Wayback Machine Article in the paper «Труд», October 23, 2002
  64. ^ Архитектурные символы России Article in the paper « The New York Times », May 16, 2005
  65. ^ "Конкурс-консультация на концепцию музея в доме Мельникова" . Archived from the original on 2015-07-15 . Retrieved 2015-07-15 .
  66. ^ "Проекты победителей и участников конкурса на концепцию музея "Дом Мельникова" " . Archived from the original on 2015-07-15 . Retrieved 2015-07-15 .
  67. ^ "Вечерняя Москва—Знаменитый Дом Мельникова откроется для посетителей 3 декабря" . Archived from the original on 2015-04-02 . Retrieved 2015-01-27 .
  68. ^ "Противоаварийные работы по ограждению Дома Мельникова" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  69. ^ "В саду Дома Мельникова открыт музейный киоск" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  70. ^ "Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей" . Архи Ру . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  71. ^ "Премьера спектакля "МЕЛЬНИКОВ. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОПЕРА" " . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  72. ^ "Мельников. Документальная опера" . Archived from the original on 2020-06-29 . Retrieved 2021-05-05 .
  73. ^ "Вилла Савой и Дом Мельникова стали памятниками-побратимами" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-06 . Retrieved 2021-05-05 .
  74. ^ «Мельников/Ле Корбюзье, встреча на вилле Савойя» (на французском языке). Архивировано из оригинала 5 мая 2021 г. Проверено 5 мая 2021 г.
  75. ^ "Дом Мельникова включен в список уникальных жилых зданий Iconic Houses" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .
  76. ^ "5-ый лекционный тур Iconic Houses 7-15 октября 2019" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-10 . Retrieved 2021-05-05 .
  77. ^ «Дом Мельникова: спасение иконы авангарда» . www.iconichouses.org . Архивировано из оригинала 06 мая 2021 г. Проверено 5 мая 2021 г.
  78. ^ "Лекции о Доме Мельникова в США и Канаде" . muar.ru . Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2021-05-05 .

Библиография

[ редактировать ]

На русском языке

[ редактировать ]
  • Хан-Магомедов, С.О. (1984). Кривоарбатский переулок, 10: Путеводитель . Биография московского дома. Moscow: Московский рабочий.
  • Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика . Мир художника. Moscow: Искусство. 1985.
  • Константин Мельников. Рисунки и проекты: Каталог выставки . Moscow: Советский художник. 1989. ISBN  978-5269001739 .
  • Мельников К. С. (2006). Архитекторское слово в его архитектуре . Мoscow: Архитектура-С. ISBN  5-9647-0091-8 .
  • Хан-Магомедов С. О. (2006). Константин Мельников . Moscow: Архитектура-С. ISBN  978-5-9647-0095-1 .
  • Хан-Магомедов С. О. (2006). Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова . Moscow: Архитектура-С. ISBN  5-9647-0109-4 .
  • Гозак А. П. (2010). Дом Мельникова . Шедевр авангарда. Москва: С. Э. Гордеев. ISBN  978-5-91566-046-4 .
  • Егор Егорычев (2012). Дом Мельниковых: Константина и Виктора . Moscow: Москва, которой нет.
  • Архитектура Москвы 1910—1935 гг . Памятники архитектуры Москвы. Moscow: Искусство — XXI век. 2012. pp. 240–243. ISBN  978-5-98051-101-2 .
  • Кузнецов, П.В. (2017). Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей . Теория и история; т. 60. Berlin, Moscow: DOM publishers, Shchusev Museum of Architecture . ISBN  978-3-86922-437-4 .

На других языках

[ редактировать ]
  • Де Магистрис, Алессандро (1998). Цилиндрический дом Константина Мельникова: 1927–1929 (на итальянском языке). Селид. ISBN  978-8876613340 .
  • Кузнецов, Павел (2017). Дом Мельникова: икона авангарда, Родовой дом, Музей архитектуры . Серия «Основы». Том. 61. Берлин: Издательство ДОМ. ISBN  978-3-86922-436-7 .
  • МакЭл; Отакар; Фоссо; Марио (2001). Константин Сергеевич Мельников и строительство Москвы . Скира. ISBN  9788881185399 .
  • Палласмаа, Юхани; Гозак, Андрей (1996). Дом Мельникова. Москва (1927—1929): Константин Мельников . Академия Эд. ISBN  1-85490-413-2 .
  • Паре, Ричард (2007). Потерянный авангард (на немецком языке). Ширмер/Мозель Верлаг Гм. ISBN  978-3-8296-0299-0 .
  • Старр, С. Фредерик (1978). Мельников: архитектор-одиночка в массовом обществе . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-03931-3 .
[ редактировать ]
  • "Музей Мельниковых" . - the Melnikov Museum page on the Shchusev Museum of Architecture website
  • "Дом-студия Мельникова" (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 г. Проверено 8 октября 2008 г. - Статья Клементины Сесил в рамках доклада «Наследие под угрозой: примеры из Москвы и бывшего Советского Союза»
  • «agram.saariste.nl» . Архивировано из оригинала 17 июня 2022 г. Проверено 9 сентября 2008 г. - Фотографии интерьеров дома Мельникова и других работ архитектора
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ef7634c53a28eacff0304b9d73d7f8e__1723164120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/8e/9ef7634c53a28eacff0304b9d73d7f8e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Melnikov House - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)