Jump to content

Жак Ибер

(Перенаправлено с Иберта )
Жак Ибер

Жак Франсуа Антуан Мари Ибер (15 августа 1890 — 5 февраля 1962) — французский композитор классической музыки . Изучив музыку с раннего возраста, он учился в Парижской консерватории выиграл ее главный приз, Римскую премию и с первой попытки , несмотря на то, что учеба была прервана его службой во время Первой мировой войны .

Иберт сделал успешную композиторскую карьеру, написав (иногда в сотрудничестве с другими композиторами) семь опер, пять балетов, музыку к пьесам и фильмам, произведения для фортепиано соло, хоровые произведения и камерную музыку. Его, вероятно, больше всего помнят по его оркестровым произведениям, включая «Дивертисмент» (1930) и «Эскаль» (1922).

Как композитор Иберт не привязывался ни к одному из распространенных музыкальных жанров своего времени, и его называли эклектиком. Это видно даже в самых известных его произведениях: «Дивертисмент для небольшого оркестра» беззаботен и даже легкомыслен, а «Эскаль» (1922) — глубоко романтическое произведение для большого оркестра.

Параллельно с творческой деятельностью Иберт был директором Академии Франции на вилле Медичи в Риме. Во время Второй мировой войны он был объявлен вне закона пронацистским правительством в Париже и на время отправился в изгнание в Швейцарию. После войны ему вернули прежнюю известность во французской музыкальной жизни, и его последнее музыкальное назначение было руководителем Парижской оперы и Комической оперы .

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Ибер родился в Париже. Его отец был успешным бизнесменом, а мать - талантливой пианисткой, которая училась у Антуана Франсуа Мармонтеля и поощряла музыкальные интересы юного Иберта. С четырех лет он начал заниматься музыкой, сначала обучаясь игре на скрипке, а затем на фортепиано у своей матери, несмотря на желание отца, чтобы его сын следовал его деловой профессии. После окончания школы он зарабатывал на жизнь частным преподавателем, концертмейстером и пианистом в кино. Он также начал сочинять песни, иногда под псевдонимом Уильям Берти, и помогал бизнесу своего отца, который потерпел финансовый крах. В 1910 году Ибер стал студентом Парижской консерватории , обучаясь у Эмиля Пессарда (гармония), Андре Гедальжа (контрапункт) и Поля Видаля (композиция). [ 1 ] Жедальж также давал ему частные уроки оркестровки; Среди однокурсников Иберта на этих частных занятиях были Артур Онеггер и Дариус Мийо . [ 2 ]

Музыкальные занятия Иберта были прерваны началом Первой мировой войны, во время которой он служил морским офицером. После войны он женился на Розетте Вебер, дочери художника Жана Вебера. выиграл главный приз консерватории — Римскую премию . Возобновив учебу, он с первой попытки в 1919 году [ 2 ] Эта премия дала ему возможность продолжить музыкальное образование в Риме. В ходе них Иберт сочинил свою первую оперу « Персея и Андромеда» (1921) на либретто своего зятя, писателя Мишеля Вебера, писавшего под псевдонимом «Нино». [ 3 ]

Композитор и администратор

[ редактировать ]
Иберт в 1930-е годы

Среди ранних оркестровых композиций Иберта были «Баллада де ла Жёль де Ридинг» , вдохновленная Оскара Уайльда , стихотворением и «Эскалес» ( «Порты захода »), вдохновленная его опытом посещения средиземноморских портов во время службы на флоте. [ 4 ] Первое из этих произведений было исполнено на Concerts Colonne в октябре 1922 года под управлением Габриэля Пьерне ; второй был исполнен в январе 1924 года под управлением Поля Парая, дирижирующего оркестром Ламуре . Эти две работы сделали Иберту раннюю репутацию как дома, так и за рубежом. Его издатель Альфонс Ледюк заказал у него два сборника фортепианной музыки, Histoires и Les Rencontres , что повысило его популярность. [ 2 ] В 1927 году ​​его опера-буфф «Анжелика» была поставлена ; это была самая успешная из его опер, музыкальный фарс, демонстрирующий эклектичный стиль и чутье. [ 3 ]

Помимо сочинения, Иберт занимался дирижированием и музыкальным администрированием. Он был членом профессиональных комитетов, а в 1937 году был назначен директором Академии Франции на вилле Медичи в Риме. Ибер, при восторженной поддержке своей жены, «всецело отдался своей административной роли и оказался отличным послом французской культуры в Италии». [ 2 ] Он занимал этот пост до конца 1960 года, за исключением вынужденного перерыва, когда Франция и Италия находились в состоянии войны во время Второй мировой войны.

Спустя годы

[ редактировать ]

Военные годы были тяжелыми для Иберта. В 1940 году правительство Виши запретило его музыку, и он уехал в Антиб на юге Франции, а затем в Швейцарию и Верхнюю Савойю . В августе 1944 года он был вновь допущен к музыкальной жизни страны, когда генерал де Голль отозвал его в Париж. В 1955 году Иберт был назначен администратором Réunion des Théâtres Lyriques Nationaux, который руководил как Парижской оперой , так и Комической оперой . Менее чем через год здоровье вынудило его уйти в отставку. Вскоре после этого он был избран членом Академии изящных искусств . [ 2 ]

Иберт умер в Париже в возрасте 71 года и похоронен на кладбище Пасси города в 16-м округе .

Могила Иберта

Иберт отказался присоединиться к какой-либо конкретной музыкальной моде или школе, утверждая, что «все системы действительны», и эта позиция заставила многих комментаторов отнести его к категории «эклектиков». [ 3 ] Его биограф Александра Ледерих пишет: «Его музыка может быть праздничной и веселой… лирической и вдохновенной или описательной и вызывающей воспоминания… часто с оттенком нежного юмора… все элементы его музыкального языка, за исключением гармонии, тесно связаны с классической традицией». [ 2 ] Ранние оркестровые произведения, такие как «Эскаль », выполнены в «пышном стиле импрессионизма». [ 5 ] но Иберт, по крайней мере, не менее известен своими беззаботными, даже легкомысленными пьесами, среди которых Дивертисмент для небольшого оркестра и Концерт для флейты. [ 5 ]

Сценические произведения Иберта также охватывают большое разнообразие стилей. Его первая опера «Персея и Андромеда» представляет собой лаконичное, слегка сатирическое произведение. Анжелика демонстрирует свой «эклектичный стиль и превосходное написание стилизованных декораций». [ 3 ] «Король Ивето» написан частично в простом народном стиле. Опера-буфф «Гонзаг» — еще одно эссе в стиле старой оперы-буфф. «Л'Эглон» , написанный совместно с Онеггером, использует персонажей комедии дель арте и множество музыкальных стилизаторов в доступном и изысканном стиле. [ 2 ] В фарсовом «Маленьком кардинале» музыка звучит в виде пьес в стиле оперетты. Напротив, «Странствующий шевалье» — хореографическая пьеса с участием хора и двух чтецов — выполнена в эпическом стиле. [ 3 ] Практика сотрудничества Иберта с другими композиторами распространялась и на его произведения для балетной сцены. Его первой работой, написанной специально для балета, был вальс для L'Eventail de Jeanne (1929), в котором он был одним из десяти участников, среди которых были Равель и Пуленк . Он был единственным композитором еще четырех балетов в период с 1934 по 1954 год. [ 2 ]

Для театра и кино Иберт был плодовитым композитором эпизодической музыки. Его самой известной театральной партитурой была музыка к Эжена Лабиша » «Шапке Италии , которую Ибер позже переработал в сюиту «Дивертисмент» . Другие партитуры варьировались от музыки к фарсу до музыки к шекспировским постановкам. Его оценки в кино охватывали столь же широкий диапазон. Он написал музыку более чем к дюжине французских фильмов, а для американских режиссеров написал музыку к фильму Орсона Уэллса « 1948 года Макбет» и цирковой балет к Джина Келли в «Приглашению на танец» 1952 году. [ 2 ]

Работает

[ редактировать ]
  • «Любовь Юпитера» , балет (1945)
  • Странствующий рыцарь , хореографическая эпопея (1951)

Оркестровый

[ редактировать ]
  • Баллада о Редингской тюрьме (1920)
  • Лестница (1922)
    1. Рим – Палермо
    2. Тунис - Нефта
    3. Валенсия
  • Вальс (1927; для детского балета L'éventail de Jeanne , в котором каждый из десяти французских композиторов представил свой танец)
  • Развлечения (1929)
  • Симфоническая сюита (1930)
  • Морская симфония (1931)
  • Праздничная увертюра (1940)
  • Луисвиллский концерт (1953)
  • Посвящение Моцарту (1955)
  • Вакханалия (1956)
  • Тропизмы воображаемой любви (1957)
  • Бостониана (1961; первая часть неоконченной симфонии)

Концерты

[ редактировать ]

Вокально-хоровой оркестровый

[ редактировать ]
  • Поэт и фея

Камерный/инструментальный

[ редактировать ]
  • Шесть пьес для арфы соло (1916–1917)
  • Три пьесы для органа Пьес Соленнель, Мюзет, Фуга (1920)
  • Deux mouvements для двух флейт (или флейты и гобоя), кларнета и фагота (1921)
  • Игры , Сонатина для флейты и фортепиано (1923)
  • Садовник Самоса для флейты, кларнета, трубы, скрипки, виолончели и ударных (1924)
  • Франсез для гитары (1926)
  • Арье (Вокализ) для флейты, скрипки и фортепиано (1927)
  • Ария для флейты (или другого инструмента) и фортепиано (1927, 1930)
  • Три коротких пьесы для духового квинтета (1930)
  • Ариетта для гитары (1935)
  • Пять пьес в трио для гобоя, кларнета и фагота (1935)
  • Антракт для флейты (или скрипки) и арфы (или гитары) (1935)
  • Пьеса для флейты соло (1936)
  • Струнный квартет (1937–1942)
  • Инструменты Capriccio pour dix для флейты, гобоя, кларнета, фагота, трубы, арфы, 2-х скрипок, альта и виолончели (1936–1938)
  • Трио для скрипки, виолончели и арфы (1944)
  • Двойные интермедии для флейты, скрипки и клавесина (или арфы) (1946)
  • Этюд-каприз к надгробию Шопена для виолончели соло (1949)
  • Гирларзана для виолончели соло (1950)
  • Каприлена для скрипки соло (1950)
  • Экспромт для трубы и фортепиано (1950)
  • Кариньян для фагота и фортепиано (1953)
  • Арабеска для фагота и фортепиано

Фортепиано

[ редактировать ]
  • Histoires , десять пьес для фортепиано (1922)
    1. Вожак золотых черепах (ре минор)
    2. Маленький белый осел (фа ♯ мажор )
    3. Старый нищий (ми мажор)
    4. Головокружительная девчонка (соль мажор)
    5. В печальном доме (до ♯ минор )
    6. Заброшенный дворец (си минор)
    7. Под столом (ля минор)
    8. La Cage de Cristal (Хрустальная клетка) (ми минор)
    9. Продавец воды (фа минор)
    10. Шествие Балкиса (фа мажор)
  • Токката (ре мажор)
  • Эскаль (аранжировка композитора для фортепиано)
  • Ветер в руинах (В Шампани)
  • Встречи (Малая сюита в форме балета)
  • Утро на воде
  • Рождество в Пикардии
  • Маленькая сюита в 15 образах (1944)
    1. Прелюдия
    2. Круглый
    3. Веселый винодел
    4. Колыбельная звезд
    5. Гонщик Сан-Суси
    6. Парад
    7. Поездка на санях
    8. Романтика
    9. Кадриль
    10. Серенада на воде
    11. Швейная машина
    12. Прощание
    13. Крокусы
    14. Премьер бал
    15. Танец кучера
  • Вальс из оперы «Веер Жанны» (аранжировка композитора для фортепиано)

Случайная музыка

[ редактировать ]

Музыка из кино

[ редактировать ]
  1. ^ «Жак Ибер», в Sax , Mule & Co , Жан-Пьер Тиолле , H&D, 2004, стр. 135
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ледерих, Александра, «Ибер, Жак». Гроув Музыка онлайн . Oxford Music Online, по состоянию на 18 сентября 2010 г. (требуется подписка)
  3. ^ Jump up to: а б с д и Лэнгэм Смит, Ричард 1992, «Иберт, Жак». Оперный словарь New Grove , Grove Music Online, по состоянию на 18 сентября 2010 г. (требуется подписка)
  4. ^ Кун, Лаура (ред.) Иберт, Жак (Франсуа Антуан) , Студенческая энциклопедия музыки, том. 2, Schirmer Reference New York, опубликовано в 1999 г., по состоянию на 18 сентября 2010 г. (требуется подписка)
  5. ^ Jump up to: а б Гриффитс, Пол и Ричард Лэнгэм Смит «Иберт, Жак (Франсуа Антуан Мари)». The Oxford Companion to Music , Oxford Music Online, по состоянию на 18 сентября 2010 г. (требуется подписка)
  6. Пэтси Морита «Антракт для флейты (или скрипки) и арфы (или гитары) (из «Le médecin de son honneur»). «ALLMUSIC», по состоянию на 30 марта 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9eea1dae182ba262ca8088bec32efbbd__1714147320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/bd/9eea1dae182ba262ca8088bec32efbbd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacques Ibert - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)