Макбет (фильм 1948 года)
Макбет | |
---|---|
Режиссер | Орсон Уэллс |
Автор сценария | Орсон Уэллс (в титрах не указан) |
На основе | Макбет Уильяма Шекспира |
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Джон Л. Рассел |
Под редакцией | Луи Линдси |
Музыка | Жак Ибер |
Цветовой процесс | Черное и белое |
Производство компания | |
Распространено | Снимки Республика |
Даты выпуска | 3 сентября 1948 г. (Венецианский кинофестиваль).
|
Время работы | 107 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | $800,000 [1] –$900,000 [2] |
«Макбет» — американская историческая драма 1948 года режиссёра Орсона Уэллса . Экранизация генерала , одноименной Уильяма Шекспира трагедии . В ней рассказывается история шотландского который стал королем Шотландии посредством предательства и убийства. В фильме снимались Уэллс в главной роли и Жанетт Нолан (в ее дебютном полнометражном фильме) в роли леди Макбет .
Сюжет
[ редактировать ]В средние века к Макбету и Банко приближаются Три Ведьмы . Они обращаются к Макбету, называя его «таном Кавдора» и будущим королем Шотландии. Прибывают люди короля Дункана и поздравляют Макбета с победой, присуждая ему титул тана Кавдора. Макбет отправляет своей жене письмо о пророчестве Трех Ведьм, в котором она задается вопросом, способен ли Макбет убить Дункана.
Дункан приветствует и хвалит Макбета, заявляя, что проведет ночь в замке Макбета. Позже той же ночью Макбет выражает дискомфорт по поводу убийства Дункана. Леди Макбет преодолевает возражения мужа, бросая вызов его мужественности, и убеждает его убить Дункана. За кадром Макбет убивает Дункана, но возвращается к жене с кинжалами. Когда Дункана находят мертвым, Макбет подставляет двух слуг Дункана, нанося на них окровавленные кинжалы. Вспоминая пророчество, Банко с подозрением относится к потенциальной роли Макбета в убийстве Дункана. Вернувшись к жене, Макбет выражает свою вину и заявляет, что больше никогда не сможет спать.
Сыновья Дункана Малькольм и Доналбейн бежали, и Макбет становится новым королем Шотландии. Обеспокоенный тем, что потомки Банко будут править Шотландией, Макбет приглашает Банко на королевский банкет. Он посылает двух мужчин успешно убить Банко, но его сын Флинс убегает. На банкете Макбета начинают преследовать призраки Банко. Остальные паникуют из-за того, что Макбет злится на пустой стул, пока отчаявшаяся леди Макбет не говорит им, что ее муж просто болен безобидной болезнью.
В ярости Три ведьмы предупреждают Макбета остерегаться Макдуфа, сбежавшего в Англию. Макбет выставляет Макдуфа предателем и посылает солдат убить его. Когда солдаты прибывают в замок Макдуфа, всех казнят, включая леди Макдуф и их маленького сына. Вернувшись в Англию, Росс сообщает Макдуфу, что его семья убита, на что Макдуф клянется отомстить. Вместе с Малькольмом и Доналбейном они возвращаются в Шотландию с огромной армией, чтобы вести войну против Макбета.
Вернувшись в Шотландию, Макбет узнает о приближающейся английской армии и просит врача оказать помощь леди Макбет, страдающей галлюцинациями. Охваченная чувством вины за убийства, леди Макбет ходит во сне по замку и падает с крутого утеса насмерть. Вскоре после этого вторгается английская армия, прикрываясь срубанием веток деревьев. Они штурмуют замок, где Макдуф сражается с Макбетом на мечах. Макдуф обезглавливает Макбета, а Росс преподносит корону Малькольму.
Бросать
[ редактировать ]Актерский состав «Макбета» внесен в Каталог художественных фильмов AFI . [3]
- Орсон Уэллс в роли Макбета
- Жанетт Нолан в роли леди Макбет
- Дэн О'Херлихи в роли Макдуфа
- Родди МакДауэлл, как Малкольм
- Эдгар Барье в роли Банко
- Алан Нэпьер в роли Святого Отца
- Эрскин Сэнфорд, как Дункан
- Джон Диркс, как Росс
- Кин Кертис в роли Леннокса
- Пегги Уэббер в роли леди Макдафф и ведьмы
- Лайонел Брэм, как Сивард
- Арчи Хьюгли, как Сивард
- Джерри Фарбер в роли Флинса
- Кристофер Уэллс — ребенок Макдуфа
- Морган Фарли, как доктор
- Люрин Таттл — джентльменка и ведьма
- Брейнерд Даффилд — первый убийца и ведьма
- Уильям Алланд — второй убийца
- Джордж Чирелло, как Сейтон
- Гас Шиллинг — носильщик
- Роберт Алан — Третий убийца (в титрах не указан)
- Гарри Уилсон — гость банкета (в титрах не указан)
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]В 1947 году Орсон Уэллс начал продвигать идею перенести драму Шекспира на киноэкран. Первоначально он пытался заинтересовать Александра Корду экранизацией « Отелло» , но не смог заручиться поддержкой проекта. [4] Уэллс переключился на экранизацию « Макбета» , который в жестоком сеттинге он представлял себе как «идеальную смесь между «Грозовым перевалом» и «Невестой Франкенштейна ». [5]
Объединившись с продюсером Чарльзом К. Фельдманом , Уэллс успешно убедил Герберта Йейтса , основателя и президента Republic Pictures , в перспективе создания киноверсии « Макбета» . Йейтс пытался поднять уровень своей студии, производившей вестерны Роя Роджерса и малобюджетные полнометражные фильмы, до уровня престижной студии. «Республика» уже пыталась представить необычные фильмы, в том числе Густава Мачати » «Ревность (1945) и » Бена Хехта ( «Призрак розы 1946). [6]
Ранее Уэллс ставил так называемый «Вуду-Макбет» в 1936 году в Нью-Йорке с полностью черным составом и снова в 1947 году в Солт-Лейк-Сити в рамках Фестиваля столетия Юты . Для своей экранизации он позаимствовал аспекты из обеих постановок. [7] [ нужна страница ]
«Макбет» стал четвертым случаем, когда голливудская студия после немой эпохи сняла фильм по пьесе Шекспира: United Artists спродюсировала «Укрощение строптивой» в 1929 году, Warner Brothers сняли «Сон в летнюю ночь» в 1935 году, а Metro-Goldwyn-Mayer продюсировал «Ромео и Джульетту» в 1936 году. Ни один из этих фильмов не имел коммерческого успеха, но коммерческий и критический престиж заработала Лоуренса Оливье киноверсия « Генриха V» (которая была снята в Великобритании в 1944 году, но не транслировалась в США до 1946 года). помог продвинуть « Макбет » Уэллса вперед. [8] [ нужна страница ]
Бюджет
[ редактировать ]Однако Йейтс не смог обеспечить Уэллсу большой бюджет . Уэллс гарантировал создание законченного негатива « Макбета» при бюджете в 700 000 долларов. Когда некоторые члены совета директоров Республики выразили опасения по поводу проекта, Уэллс заключил контракт, в котором он соглашался лично выплатить любую сумму, превышающую 700 000 долларов. [6]
Кастинг
[ редактировать ]Уэллс взял на себя главную роль, но поначалу ему не удалось выбрать Леди Макбет , которую Республика считала центром внимания фильма. Его первым выбором была Вивьен Ли , но Уэллс никогда не приближался к ней, так как считал, что ее муж, Лоуренс Оливье , не поддержит его. [9] Роль была предложена Таллуле Бэнкхед , но она отказалась. По просьбе Уэллса к Энн Бакстер , Мерседес МакКембридж и Агнес Мурхед обратились, но они были недоступны. «Нет никаких доказательств того, что эти отказы стали для Уэллса большим ударом», — писал биограф Фрэнк Брейди . [6] Уэллс остановил свой выбор на Джанетт Нолан , одной из артисток репертуара театра «Меркурий» на радио и коллеге, которому доверяют, еще с тех пор, как они работали на «Марш времени» . радиопрограмме [6] [10]
Уэллс пригласил ирландского актера Дэна О'Херлихи на его первую роль в американском кино в роли Макдуфа , а пригласил бывшую детскую звезду Родди МакДауэлла на роль Малкольма . Уэллс также выбрал свою дочь Кристофера на роль сына Макдуфа; это было ее единственное появление в кино. [11] [ нужна страница ]
Съемки
[ редактировать ]Фильм снимался на декорациях, оставшихся от вестернов , которые обычно снимались на студии Republic Studios. Чтобы уложиться в плотный график производства, Уэллс попросил актеров «Макбета» предварительно записать свои диалоги. [12]
Позже Уэллс выразил разочарование по поводу малобюджетности фильма. Большая часть костюмов была арендована у Western Cost , за исключением костюмов для «Макбета» и «Леди Макбет». «Мою надо было отправить обратно, потому что я выглядел в ней как Статуя Свободы », — сказал Уэллс режиссеру Питеру Богдановичу . «Но на другой не было теста, и ничего из того, что было в наличии в Western, мне не подходило, поэтому я застрял на нем». [13]
Уэллс также сказал Богдановичу, что сцена, которая, по его мнению, была наиболее эффективной, на самом деле была основана на голоде. «Нашей лучшей массовой сценой был кадр, где все огромные силы армии Макдуфа атакуют замок», - сказал он. «В этом была очень очевидная срочность, потому что на самом деле происходило то, что мы только что объявили обеденный перерыв, и все эти статисты спешили на обед». [14]
Уэллс снял «Макбета» за 23 дня, из которых один день был посвящен повторным съемкам. [15]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Изначально Republic планировала выпустить «Макбета» к декабрю 1947 года, но Уэллс не был готов к фильму. Студия представила фильм на Венецианском кинофестивале 1948 года , но была внезапно снята с производства, когда его сравнили в невыгодную пользу с версией «Гамлета » Оливье , которая также участвовала в конкурсе фестиваля. [16]
При прокате в США компания Republic протестировала фильм в нескольких городах. Критическая реакция была в подавляющем большинстве отрицательной, с жалобами на решение Уэллса заставить его актеров говорить шотландским картавием и изменить исходный текст. [17]
После его первоначального выпуска Republic приказала Уэллсу вырезать две катушки из фильма и перезаписать большую часть саундтрека, чтобы актеры говорили своими естественными голосами, а не с приближением к шотландскому акценту, как первоначально просил Уэллс. Эта новая версия была выпущена Republic в 1950 году. Хотя критическая реакция по-прежнему не была благоприятной, фильм принес студии небольшую прибыль. [ нужна ссылка ]
У Уэллса были смешанные чувства по поводу «Макбета» . В лекции 1953 года на Эдинбургском фестивале Fringe он сказал: «Моей целью при создании «Макбета» не было создание великого фильма – и это необычно, потому что я думаю, что каждый кинорежиссер, даже когда он делает чепуху, должен иметь как можно больше его цель - создание великолепного фильма. Я думал, что снимаю то, что могло бы стать хорошим фильмом, и который, если бы 23-дневный график съемок был нарушен, мог бы побудить других режиссеров взяться за сложные темы с большей скоростью. К сожалению, нет. один критик в любой части мира решил похвалить меня за скорость. Они подумали, что это скандал, что это займет всего 23 дня. Конечно, они были правы, но я не мог написать каждому из них и объяснить это. никто не дал мне денег на дальнейшие съемки. Однако я не стыжусь ограничений картины». [15]
Усеченная версия « Макбета» оставалась в выпуске до 1980 года, когда оригинальная неразрезанная версия с саундтреком с шотландским оттенком была восстановлена Архивом кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Библиотекой Фолджера Шекспира . [5] На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 87% на основе 30 рецензий со средней оценкой 7,4 из 10. По мнению критиков сайта, этому захватывающему, эксцентричному «Макбету» могут помешать бюджетные ограничения, но Орсон Уэллс справляется как за камерой, так и перед ней». [18]
Журнал Slant писал: «В то время как французские писатели и режиссеры, такие разные, как Жан Кокто, Андре Базен и Робер Брессон, прославляли фильм, американские критики раскритиковали его, а американская публика его презирала». Брессон заявил: «Я слишком люблю естественную обстановку и естественный свет, чтобы не любить также искусственный свет и картонные декорации «Макбета». [19]
Variety писала: «Идея Уэллса о Шекспире - это такая персонализированная версия. Производство было сравнительно недорогим и выглядело соответствующе. Настроение такое же суровое, как шотландские болота и скалы, которые создают фон для сюжета. манере, когда Уэллс доминировал практически во всех кадрах». [20]
Приспособление
[ редактировать ]Выводя на экран «Макбета» , Уэллс внес несколько изменений в оригинал Шекспира. Он добавил эпизоды с участием ведьм, чтобы повысить их значимость. В начале фильма создают глиняную фигурку Макбета, которая символизирует его взлет и падение. [15] Он рушится кучей, по-видимому, по собственной воле, сразу после обезглавливания Макбета. Ведьмы словно околдовали куклу, и все, что с ней происходит, кажется, происходит и с Макбетом, как в вуду. Ведьмы также возвращаются в конце фильма, наблюдая за драмой издалека и произнося в качестве финальной фразы «Мир, очарование закончилось». В оригинальном тексте эта строка произносится в первом акте, когда ведьмы впервые противостоят Макбету. [21]
Из-за цензуры речь Портера была лишена всякой двусмысленности . [ нужна ссылка ]
Главным изменением является появление Уэллсом нового персонажа, Святого Человека. Священник читает молитву святому Михаилу . Позже Уэллс объяснил, что присутствие персонажа должно было подтвердить, что «основной момент этой постановки - борьба между старой и новой религиями. Я видел ведьм как представителей друидской языческой религии, подавленной христианством , которая сама по себе является новым явлением». [22] Есть тонкий намек на то, что леди Макбет смертельно ранит Дункана перед нападением Макбета на короля, и Макбет является свидетелем сцены лунатизма и безумия леди Макбет ; в спектакле его нет. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоппер 1947 , с. 37.
- ^ «Макбет» Уэллса теперь обходится репутации в 900 000 долларов» . Разнообразие . 2 июля 1947 г. с. 3 – через Интернет-архив .
- ^ AFI без даты.
- ^ Брэди 1989 , стр. 405–6.
- ^ Перейти обратно: а б Шейнфельд и .
- ^ Перейти обратно: а б с д Брэди 1989 , с. 407.
- ^ Брэди 1989 .
- ^ Уокер 2001 .
- ^ Розенбаум 1992 , стр. 208–9.
- ^ Розенбаум 1992 , стр. 207–8.
- ^ Розенбаум 1992 .
- ^ Уэллс, Орсон ; Богданович, Петр (1998). Розенбаум, Джонатан (ред.). Это Орсон Уэллс (1-е изд. Da Capo Press). Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80834-Х . OCLC 37966415 .
- ^ Розенбаум 1992 , с. 207.
- ^ Розенбаум 1992 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коуи 1978 .
- ^ Брэди 1989 , с. 412.
- ^ Брэди 1989 , с. 413.
- ^ Тухлые Помидоры nd .
- ^ Катлер, Аарон (21 января 2010 г.). «Макбет Орсона Уэллса» . Журнал «Слант» .
- ^ Штаб (1 января 1948 г.). «Макбет» . Разнообразие .
- ^ Уильямс 2006 .
- ^ Розенбаум 1992 , с. 214.
Источники
[ редактировать ]- «Макбет» . Каталог художественных фильмов . АФИ . нд . Проверено 19 ноября 2014 г.
- Коуи, Питер (1978). Кино Орсона Уэллса . AS Barnes & Co.
- Брэди, Фрэнк (1989). Гражданин Уэллс . Сыновья Чарльза Скрибнера . ISBN 0-684-18982-8 .
- Гриффит, Ричард; Майер, Артур (1975). Фильмы . У камина . ISBN 0-671-22142-6 .
- Хоппер, Хедда (19 декабря 1947 г.). «Взгляд на Голливуд». Чикаго Дейли Трибьюн . Чикаго. п. 37.
- Уэллс, Орсон ; Богданович, Петр (1992). Розенбаум, Джонатан (ред.). Это Орсон Уэллс . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 0-06-016616-9 .
- «Макбет (1950)» . Гнилые помидоры . Проверено 22 сентября 2019 г.
- Шейнфельд, Майкл (nd). «Макбет» . Телегид . Проверено 15 мая 2014 г.
- Уокер, Джон (2001). Холливелл «Кто есть кто в кино» . ХарперКоллинз . ISBN 0-06-093507-3 .
- Уильямс, Тони (февраль 2006 г.). « Макбет » . Чувства кино (38). ISSN 1443-4059 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1948 года
- Американские фильмы 1940-х годов
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Исторические драмы 1940-х годов
- Американские исторические драмы
- Американские черно-белые фильмы
- Фильмы по мотивам Макбета
- Фильмы Орсона Уэллса
- Фильмы по авторству Жака Ибера
- Фильмы, действие которых происходит в средневековой Шотландии.
- Фильмы по сценариям Орсона Уэллса
- Фильмы «Республика Пикчерз»