Носорог (производство Орсона Уэллса)
Носорог | |
---|---|
![]() | |
Написал | Юджин Ионеско Дерек Проуз (перевод) |
Дата премьеры | 1959 (Оригинальная парижская постановка) 28 апреля 1960 г. (эта постановка) |
Место премьеры | Театр Royal Court , Лондон (эта постановка) |
Язык оригинала | Французский |
Жанр | Театр Абсурда |
«Носорог» — постановка 1960 года по Эжена Ионеско , одноименной сюрреалистической пьесе написанной годом ранее. Это была первая постановка пьесы на английском языке, в которой снимались будущие муж и жена Лоуренс Оливье и Джоан Плаурайт , а режиссером выступил Орсон Уэллс . Оливье также выступил сопродюсером пьесы, которая стала последней работой Уэллса как театрального режиссера.
Производство
[ редактировать ]В марте 1960 года пьеса Уэллса «Перезвоны в полночь» только что закрылась после неудачного выступления в Дублине, разбив его надежды на переезд в Лондон. Но коммерческий провал пьесы сделал это невозможным, и Уэллс искал новый проект. К нему обратился его де-факто британский агент Вольф Манковиц с предложением стать режиссером «Носорога» . Позже он признался одному биографу, что его главным образом мотивировала возможность поработать с Оливье, которым он давно восхищался, но он думал: «Это ужасная пьеса. Я ненавижу ее… Но я хотел сыграть» . это из-за Ларри». [ 1 ] Он сказал другому биографу: «Мне не понравилась пьеса. Я согласился на нее, потому что считал, что эта уловка достаточно хороша, чтобы можно было устроить вечер в театре по ее поводу. И это сработало — кажется, оно всегда работает везде, независимо от того, как это делается. Но на протяжении репетиций, с каждым днем мне казалось, что Ионеско мне нравится меньше как драматург». [ 2 ]
В этой постановке спектакль был перенесен с оживленной парижской улицы в лондонский паб с тщательно продуманной декорацией, заполненной распашными дверями, люками, телевизионными мониторами, зеркалами и продвинутыми спецэффектами. [ 3 ]
Помимо постановки спектакля, Уэллс также разработал декорации, костюмы, освещение и звуковые эффекты. Постановка была затруднена: Оливье и Уэллс разошлись в своих интерпретациях пьесы. [ 4 ] Уэллс описал: «[Оливье] заставил меня следовать всем моим указаниям, как идеальный солдат, никогда не спорить с ними и всегда выполнять их... и он отводил всех актеров в сторону и говорил им, что я их неправильно направляю. Вместо того, чтобы мне было трудно руководить им , он сделал для меня почти невозможным управление актерским составом . Он собирал их небольшими группами и проводил тихие небольшие репетиции, не имеющие ко мне никакого отношения». Затем Оливье повторил то, что он сделал с Джоном Гилгудом , который ставил его в пьесе несколькими годами ранее - он сказал Уэллсу перед всем актерским составом, что режиссер не должен возвращаться на будущие репетиции, так как он их всех так расстраивает - Уэллс вспоминал: «Он сказал мне оставаться дома, и я так и сделал! Меня это так унижало и тошнило, что вы не можете себе представить . контролировать это, освещать и так далее... [но] я так и не вернулся к спектаклю. Они поменяли актерский состав, и у них была Мэгги Смит. в, и у них был Алан Бейтс , и они переехали в другой театр. Но я не ходил на репетиции. Все эти актеры думают обо мне очень плохо, потому что думают, что мне просто было неинтересно, я была так унижена, я не знала, как вернуться!.. Он лидер английской сцены, он играет главную роль. , и постоянно им руководю! Что я собирался делать? Да, это был черный момент». [ 5 ] После более чем тридцати лет постановки пьес это была последняя должность Уэллса в качестве театрального режиссера, хотя ему предстояло прожить еще 25 лет.
Отсутствие Уэллса накануне генеральной репетиции спектакля означало, что некоторые технические проблемы со светом и звуковыми эффектами не были решены к моменту открытия спектакля. Соответственно, на премьере Уэллс установил микрофон в правом проходе бельэтажа, сел там, извинился перед публикой за то, что представление о театре никогда не было полным, а затем во время спектакля начал давать указания по освещению. и инструкции актерам, т.е. "Громче, громче... Уберите музыку... Теперь поднимите занавес... Сейчас, сейчас . Быстрее!... Еще носорог рычит! Еще... Вот и все". [ 6 ]
Спектакль открылся в театре Royal Court в Лондоне 28 апреля 1960 года, где играл до 7 июня. 8 июня он был переведен в Театр Стрэнд , пока окончательно не закрылся 30 июля.
Оливье и Плаурайт полюбили друг друга во время съемок «Развлекателя» в начале того же года, хотя Оливье все еще был женат на Вивьен Ли , и роман двух актеров впервые стал достоянием общественности во время показа пьесы, когда Ли объявила, что ее муж хочет развода. вызвав в то время небольшой скандал. [ 7 ]
Бросать
[ редактировать ]- Бесси. . . Моника Эванс
- Беренджер. . . Лоуренс Оливье
- Джон . . . Дункан Макрэ
- Бакалейщик. . . Генри Вульф
- Жена бакалейщика. . . Марджери Калдикотт
- Дама с кошкой. . . Хейзел Хьюз
- Логик. . . Джеффри Ламсден
- Старый джентльмен. . . Майкл Бейтс
- Мытарь. . . Уилл Стэмп
- Дейзи. . . Джоан Плаурайт (в Театре Ройял Корт) / Мэгги Смит (в Театре Стрэнд)
- Даддард. . . Алан Уэбб (в театре Royal Court) / Майкл Гоф (в театре Strand)
- Мистер Баттерфляй. . . Майлз Маллесон
- Боттард. . . Питер Саллис
- Миссис Биф. . . Глэдис Хенсон
- Пожарный. . . Филип Энтони
- (И Джоан Плаурайт, и Питер Саллис играли в предыдущей лондонской пьесе Уэллса « Моби Дик — репетиция » в 1955 году.)
Прием
[ редактировать ]Несмотря на хаос за кулисами, постановка получила хорошие отзывы, при этом была особо отмечена игра Оливье, а ее тираж был продлен с первых пяти недель, которые были запланированы. [ 8 ] Уэллс отметил: «Мы заработали на этой постановке много денег, и критикам она понравилась». [ 9 ]
Тень Орсона (1999)
[ редактировать ]В 1999 году Остин Пендлтон (который работал актером с Уэллсом в фильме 1969 года « Уловка-22 ») написал пьесу «Тень Орсона» о постановке «Носорога» 1960 года , сосредоточив внимание на конкурирующих эго Оливье и Уэллса. Премьера спектакля состоялась в Чикаго в январе 2000 года, а впоследствии она неоднократно возобновлялась в Великобритании и Америке, в первую очередь во внебродвейской постановке Дэвида Кромера в 2005 году, в которой было показано 349 представлений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барбара Лиминг, Орсон Уэллс (Viking Press, Лондон, 1985), стр. 455-6.
- ^ Джонатан Розенбаум (редактор), Орсон Уэллс и Питер Богданович , Это Орсон Уэллс (Da Capo Press, Нью-Йорк, 1998 [ред. 2-е изд.]), стр. 427-8
- ^ Фрэнк Брэди, Гражданин Уэллс (Hodder & Stoughton, Лондон, 1989) стр.523
- ^ «Носорог», Wellesnet.com
- ^ Барбара Лиминг, Орсон Уэллс (Viking Press, Лондон, 1985), стр. 456-7
- ^ Фрэнк Брэди, Гражданин Уэллс (Hodder & Stoughton, Лондон, 1989), стр. 522-3
- ^ Барбара Лиминг, Орсон Уэллс (Viking Press, Лондон, 1985) стр.456
- ^ Фрэнк Брэди, Гражданин Уэллс (Hodder & Stoughton, Лондон, 1989) стр.522
- ^ Джонатан Розенбаум (редактор), Орсон Уэллс и Питер Богданович , Это Орсон Уэллс (Da Capo Press, Нью-Йорк, 1998 [ред. 2-е изд.]), стр. 427-8