Вуду Макбет
Макбет | |
---|---|
![]() Плакат Энтони Велониса | |
Написал |
|
Дата премьеры | 14 апреля 1936 г. |
Место премьеры | Театр Лафайет , Гарлем , Нью-Йорк |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | Трагедия |
« Вуду -Макбет» — общее прозвище для поставленной Федеральным театральным проектом в 1936 году, нью-йоркской постановки Уильяма Шекспира » « Макбета . Орсон Уэллс адаптировал и поставил постановку, перенес действие пьесы из Шотландии на вымышленный карибский остров, нанял полностью чернокожих актеров и получил за свою постановку прозвище от гаитянского вуду , исполнившего роль шотландского колдовства . [1] : 86 Спектакль, ставший сенсацией кассовых сборов, считается знаковым театральным событием по нескольким причинам: новаторская интерпретация пьесы, успех в продвижении афроамериканского театра и роль в обеспечении репутации его 20-летнего режиссера.
Фон
[ редактировать ]Управление проекта работ обеспечивало экономический стимул во время Великой депрессии и под его эгидой находился Федеральный проект номер один , отвечавший за создание рабочих мест в сфере искусства, для которого был создан Федеральный театральный проект. Негритянский театральный отряд был разделен на две половины: «Современное отделение» для создания театра по современным проблемам чернокожих и «Классическое отделение» для постановки классической драмы. [1] : 88 Цель заключалась в том, чтобы предоставить чернокожим писателям, актерам и рабочим сцены возможность войти в состав театральной рабочей силы, а также поднять гордость общества за счет исполнения классических пьес без привязки к цвету кожи актеров. [1] : 88–89
Концепция
[ редактировать ]Пьеса Шекспира повествует о падении узурпатора в средневековой Шотландии , действия которого поощряются тремя ведьмами. Центральной идеей постановки Уэллса было прямое исполнение текста, но с использованием костюмов и декораций, отсылающих к Гаити XIX века, особенно во времена правления раба, ставшего императором, Анри Кристофа . [2] : 222 Хотя основной причиной этого выбора было то, что это была подходящая обстановка для полностью черного актерского состава, Уэллс чувствовал, что это также повысило реализм пьесы: он думал, что популярность постановки отчасти объясняется тем, что идея вуду была более правдоподобной. для современной аудитории, чем средневековое колдовство. [3] : 100
Во многих постановках часто вырезают образ Гекаты , королевы ведьм. Вместо этого Уэллс превратил персонажа в ключевую фигуру. В исполнении Эрика Берроуза в роли огромного человека кнутом с [1] : 86–88 Геката председательствует на мероприятиях как начальник манежа магов и часто закрывает сцены. [4] Геката заканчивает пьесу строкой «Чары сработали», повторенной из первого акта. [2] : 224 Уэллса Киноверсия «Макбета» 1948 года , в которой Геката не появляется, также заканчивается этой строкой.
В постановке использован единый неизменный декор замка в джунглях. На задниках были стилизованные пальмы и изображения скелетов. [2] : 229–231
Неизвестно, были ли удалены из текста ссылки на Шотландию. В книге подсказок Уэллса они сохранены, но в сохранившейся записи фильма о кульминации постановки строка «Слава королю Шотландии» сокращена до «Слава королю». [1] : 89
Производство
[ редактировать ]Негритянская театральная группа Федерального театрального проекта была образована в 1935 году под руководством выдающейся актрисы Роуз МакКлендон . [6] : 59 Она посоветовала национальному директору Холли Флэнаган , что проект должен начаться под опытным руководством, и выбрала продюсера Джона Хаусмана содиректором подразделения. [6] : 62–63 [7] : 179 Их партнерство так и не было реализовано; Вскоре стало очевидно, что МакКлендон нездорова, и она лишь несколько раз появлялась официально, прежде чем в декабре 1935 года серьезно заболела. [7] : 179 [8]
Что касается названия подразделения, Хаусман позже писал: «Слово «черный» было табу. Слово «негр» использовалось официально и повсеместно, хотя существовали некоторые идеологические разногласия относительно того, следует ли его писать с маленькой или с заглавной буквы «Н». [7] : 177
Хаусман зарекомендовал себя как генеральный менеджер полностью черной постановки « Четыре святых в трех действиях» (1934). [3] : 99 По совету композитора Вирджила Томсона Хаусман разделил подразделение на две части, между которыми участники проекта могли сами выбирать и переключаться с одной постановки на другую. Один раздел был посвящен оригинальной современной драме на черную тематику. «Другой, — писал Хаусман, — посвятит себя исполнению классических произведений, интерпретаторами которых будут наши актеры, без уступок и ссылок на цвет». [7] : 184
«Чтобы эта прекрасная схема сработала, — писал Хаусман, — было одно существенное условие — чтобы качество этих «классических» постановок было исключительно высоким. Было бы фатально взяться за рискованное и трудное дело постановки Шекспира в Гарлеме, пока я не нашел режиссера, в творческом воображении и силе которого я был полностью уверен». [7] : 184–185
Хаусман пригласил своего недавнего коллегу, 20-летнего Орсона Уэллса, присоединиться к проекту. Уэллс сначала отказался, так как эта работа помешала бы его прибыльной карьере на радио, и он боялся, что его снова обанкротят , но его молодая жена Вирджиния убедила его согласиться на эту работу. [9] : 80 Осенью 1935 года Уэллс позвонил Хаусману после того, как у них с Вирджинией появилось вдохновение. [9] : 82 Уэллс предложил поставить полностью чёрную постановку « Макбета» , перенесенную из Шотландии на мифический остров, вдохновленный Гаити XIX века и фантастическим миром «Бури» . Идея предлагала творческие преимущества в музыке, костюмах и декорациях, а также возможность сделать роль колдовства достоверной для современной аудитории, заменив гаитянский вудуизм. [3] : 100 постановка была широко известна как «Вуду -Макбет» . До презентации [2] : 229
По просьбе Уэллса Хаусман не присутствовал на ранних репетициях. [7] : 189 оставив ему возможность сосредоточиться на первых двух постановках Негритянского театра, обе из современного направления. «Идём вместе, Чиллун» , сценарий и сорежиссер которого написал актёр Фрэнк Уилсон , был скромно принятой первой постановкой, представленной в феврале 1936 года. [7] : 186 Вторым стал Рудольфа Фишера , «Человек-колдун умирает» детективная комедия с Дули Уилсоном в главной роли (режиссер Джозеф Лоузи ), ставшая хитом. [7] : 189
Фактически, поскольку Conjur' Man Dies играл на сцене, пока актерский состав «Макбета» из 150 человек, их репетиции должны были начинаться в полночь и длиться большую часть ночи. репетировал [10]
Декорации и костюмы были разработаны Натом Карсоном . [11] : 3 Уэллс и Карсон исследовали стиль Директории , униформу наполеоновской эпохи и тропическую растительность. [7] : 185 Декорации и костюмы были выполнены Федеральной театральной мастерской за 2000 долларов. [11] : 8 [12] : 182
Освещение , впоследствии было создано Эйбом Федером считавшимся основателем профессии светодизайнера . [13] У Федера были сложные отношения с Уэллсом, который, по его мнению, был слишком молод и не разбирался в практических вопросах театра; он продолжал придерживаться этого мнения в интервью десятилетия спустя. [2] : 232
Уэллс также столкнулся с некоторыми трудностями в утверждении авторитета среди чернокожих актеров и съемочной группы, но покорил их своей энергией и теплотой. [2] : 224 и порадовал всех, наполнив репетиционный зал едой и питьем. [3] : 103 Чернокожие актеры и члены съемочной группы, опрошенные десятилетия спустя, сказали, что Хаусман и Уэллс полностью им доверяли. [1] : 88
«Я бы никогда ничего не добился в театре, если бы не Орсон Уэллс», - Канада Ли вспоминал . «То, как я смотрел на актерское мастерство, было интересно, и это определенно лучше, чем голодать. Но у меня не было серьезного подхода к этому, пока… я не столкнулся с Орсоном Уэллсом. Он ставил постановку « Макбета» Федерального театра с участием Негритянские игроки и каким-то образом я выиграли роль Банко . Он репетировал с нами целых шесть месяцев, но когда спектакль наконец пошел перед публикой, это было правильно – и это было чудесное ощущение, осознание того, что это было правильно. театр стал для меня важен. Я уважал его за то, что он мог сказать, у меня было стремление — я унаследовал это от Орсона Уэллса — работать как сумасшедший и быть убедительным актером». [14]
Бегать
[ редактировать ]Постановка открылась 14 апреля 1936 года в театре Лафайет в Гарлеме . Бесплатный предварительный просмотр двумя днями ранее собрал на 3000 человек больше, чем могло вместиться. [7] : 198
«Несмотря ни на что, эта пьеса стала для меня самым большим успехом в жизни», — сказал Уэллс интервьюеру BBC Лесли Мегахи в 1982 году. «Потому что в ночь премьеры было остановлено все движение в пяти кварталах. К театру в Гарлеме невозможно было приблизиться. .. Там были все, кто был кем-то в черном или белом мире. И когда спектакль закончился, было так много вызовов на занавес, что, наконец, занавес остался открытым, и зрители вышли на сцену, чтобы поздравить актеров. это было волшебно». [15] : 180–181
«Макбет» играл в течение десяти недель с аншлагом в театре Лафайет (14 апреля – 20 июня 1936 г.). [7] : 203 [16] : 333 Затем постановка была перенесена в Театр Адельфи (6–18 июля). [16] : 333 [17] 15 июля Джек Картер завершил только первый акт, а завершил спектакль дублёр Томас Андерсон . [17] Начиная с 16 июля Морис Эллис играл роль Макбета, а Чарльз Коллинз сменил Эллиса в роли Макдуфа. [18]
Затем постановка совершила поездку по площадкам WPA по всей стране, начиная с выступлений в Бриджпорте (21–25 июля). [19] и Хартфорд, Коннектикут (28 июля – 1 августа). [17] «Макбет» исполнялся в Далласе 6 августа. [17] [20] и постановка была представлена на Выставке столетия Техаса 13–23 августа. Выступления проходили в новом оркестре и амфитеатре под открытым небом на 5000 мест . [21] где интегрированные сидения были уникальным опытом для театралов Далласа. [22] : 64 Спектакль стал одним из самых обсуждаемых моментов выставки и собрал большую восторженную аудиторию. Для многих это была первая возможность увидеть профессиональную драматическую постановку афроамериканских актеров. [22] : 96
Уэллса отправили присоединиться к труппе во время показа спектакля в Индианаполисе (25–29 августа), чтобы успокоить ссоры между труппами, которые угрожали постановке после эскалации расовой напряженности во время тура по сегрегированному Югу. Инкогнито, на одном из спектаклей там он исполнил роль Макбета. [23] когда Эллис заболел. [16] : 333 Тур длиной 4000 миль продолжился в Чикаго (1–13 сентября). [24] Детройт и Кливленд , финиширующие в Сиракьюс , Нью-Йорк (23–25 сентября). [25]
После возвращения труппы в Нью-Йорк финальные спектакли «Макбета» были представлены 6–17 октября в Majestic Theater в Бруклине. [6] : 393 [26] Постановщик был приглашен в Лондон импресарио Чарльзом Б. Кокраном , но Уэллс отказался, потому что пытался обеспечить свою карьеру в Нью-Йорке. [3] : 110
Заключительные четыре минуты постановки сохранились в редком фильме 1937 года « Мы снова работаем» , документальном фильме WPA, который находится в свободном доступе и его можно посмотреть в Интернете. [27] Морис Эллис и Чарльз Коллинз появляются в роли Макбета и Макдуфа, что указывает на то, что съемки проходили после 16 июля 1936 года. [18]
Хаусман поставил еще одну пьесу для Негритянской театральной группы Федерального театрального проекта. После десяти месяцев работы директором проекта он заверил Холли Фланаган, что подразделение жизнеспособно и им должен руководить триумвират. [7] : 208–209 включая западно-индийского интеллектуала Гарри Эдварда, [28] : 98–99 Карлтон Мосс и Гас Смит. Ему и Уэллсу было разрешено создать новое подразделение Классического театра. [7] : 208–209 который стал известен как Проект Федерального театра 891. Его первая постановка « Лошадь ест шляпу » открылась в сентябре 1936 года. [16] : 334
Бросать
[ редактировать ]
Актерский состав «Макбета» насчитывал 150 человек. [29] [10] но только четверо были профессиональными актерами: Джек Картер, Эдна Томас , Канада Ли и Эрик Берроуз . [12] : 66 [ сомнительно – обсудить ] }
Хуано Эрнандес сначала был выбран на роль Макбета , но покинул постановку всего после трех репетиций, чтобы сыграть главную роль в радиосериале NBC. [30] : 97 Джек Картер , сыгравший Крауна в оригинальной постановке « Порги» . На роль был выбран [7] : 189 Роуз МакКлендон должна была сыграть леди Макбет , но когда она серьезно заболела, Эдна Томас . роль унаследовала [3] : 101–102 И Картер, и Томас были светлокожими и носили темный макияж, чтобы не отличаться от остальных актеров. [3] : 102 Томас сыграл леди Макбет как мать Макбета. [3] : 102
Картер был бывшим преступником и алкоголиком, но Уэллс выбрал его, несмотря на то, что его предупредили о его привычке пропадать на несколько недель в запоях. Картер понимал важность постановки для своей карьеры и держал употребление алкоголя под контролем во время выступления в Гарлеме. [3] : 101 Уэллс потратил много времени, помогая Картеру направить свой адреналин в свое выступление. [2] : 226 Двое мужчин сблизились и вместе посещали ночные заведения Гарлема после репетиций. [2] : 226–228 Его поведение стало настолько неприятным во время выступления на Бродвее, что его заменил Морис Эллис, сыгравший роль Макдуфа . [3] : 101–102
Канада Ли сыграла Банко. [1] : 86–88 Ли познакомился с Уэллсом еще до его участия в постановке, на представлении «Стивидора». Зрители были вовлечены в яростный крик, и Ли спас Уэллса от нападения другого члена аудитории с ножом. [31]
Роль Гекаты, которую Уэллс изменил с королевы-ведьмы оригинала на роль мужчины-жреца вуду, сыграл Эрик Берроуз, прошедший обучение в лондонской Королевской академии драматического искусства . [7] : 189 Газета New York Times отметила, что заключительная фраза Берроуза: «Очарование сработало!» Когда опустился занавес, в театре Лафайет на 1200 мест разразился 15-минутный аплодисменты. [32]
Несмотря на то, что профессиональных афроамериканских актеров было немного, а многие актеры никогда раньше не играли в Шекспире, Уэллс считал, что они показали лучшее понимание ритма пятистопного ямба, чем многие профессионалы. [3] : 102
Уэллс также нанял африканских барабанщиков и танцоров во главе с из Сьерра-Леоне барабанщиком и хореографом Асадатой Дафорой . [2] : 223 [33] Танцор Абдул Ассен, член танцевальной труппы Дафоры Шогола Алоба, который в программе указан только как «Абдул», [11] получил широкую оценку рецензентов за роль Знахаря. [34] Изложение Дафорой и Ассеном практик вуду и музыкальное сопровождение речей ведьм барабанным боем понравилось публике, критикам и самому Уэллсу. [3] : 108 Участие Ассена, Дафоры и африканских музыкальных и танцевальных традиций диаспоры добавило мощного ощущения аутентичности гаитянской обстановке, которая стала частью фольклора, окружающего постановку. [34]
Список актеров
[ редактировать ]Актерский состав и съемочная группа «Макбета» указаны в оригинальном производственном блокноте. [11] : 4–5 и в «Театре Орсона Уэллса» Ричарда Франса . [12] : 181–182
- Дункан (Король) … Служебный колокол
- Малькольм (Сын короля)… Уорделл Сондерс
- Макдуф … Морис Эллис
- Банко … Канада Ли
- Макбет… Джек Картер
- Росс … Фрэнк Дэвид
- Леннокс … Томас Андерсон
- Сивард … Арчи Сэвидж
- Первый убийца… Джордж Никсон
- Второй убийца… Кеннет Ренвик
- Доктор… Лоуренс Шено
- Священник… Эл Уоттс
- Первый посланник… Филандра Томас
- Второй посланник… Герберт Глинн [11] : 4
- Портер… Дж. Льюис Джонсон
- Сейтон … Ларри Лаурия
- Лорд… Чарльз Коллинз
- Первый капитан… Лайл Гренидж
- Второй капитан… Олли Симмонс [11] : 4
- Первый Чемберлен… Уильям Камбербэтч [11] : 4
- Второй Чемберлен… Бенни Таттнолл [11] : 4
- Первый судебный секретарь… Чонси Уоррелл [11] : 4
- Второй судебный секретарь… Джордж Томас
- Мальчик с первой страницы… Сара Тёрнер [11] : 4
- Второй паж … Берил Бэнфилд [11] : 4
- Леди Макдафф … Мари Янг
- Леди Макбет… Эдна Томас
- Герцогиня… Альма Диксон [11] : 4
- Медсестра… Вирджиния Гирвин [11] : 4
- Молодой Макдуф… Бертрам Холмс [11] : 4
- Дочь Макдуфа… Ванда Мэйси [11] : 4
- Флинс … Карл Кроуфорд [11] : 4
- Геката … Эрик Берроуз [11] : 4
- Первая ведьма… Вильгельмина Уильямс
- Вторая ведьма… Жозефина Уильямс
- Третья ведьма… Король Зола
- Знахарь … Абдул
Прием
[ редактировать ]Перед открытием постановки Гарлема коммунисты пытались настроить общественность против проекта, ошибочно полагая, что Уэллс нанял чернокожих актеров, чтобы создать комическую или пародийную версию Шекспира. Во время репетиций театр пикетировали. Один мужчина попытался порезать лицо Уэллса бритвой, но Канада Ли, бывший боксер, остановил его. [3] : 104
По словам Уэллса, по мере приближения премьеры гнев внезапно сменился «без всякой причины» всеобщим волнением и гордостью за сообщество. [3] : 105 «Вуду Макбет » превзошел все ожидания, став кассовой сенсацией. В ночь открытия Седьмую авеню пришлось закрыть на 10 кварталов по обе стороны от театра. [3] : 107
Большинству рецензентов, в том числе из The New York Times и New York Daily News , понравился спектакль, они высоко оценили его энергию и азарт. Однако Картера критиковали за плохую подачу стихов и за то, что он больше интересовался демонстрацией своего телосложения, чем игрой. Один рецензент, Перси Хаммонд из Herald Tribune , отрицательно отзывался обо всем актерском составе, обвиняя актеров в неслышности и робости. В ответ один из африканских барабанщиков создал куклу вуду Хаммонда, воткнул в нее булавки и призвал Уэллса взять на себя ответственность за любые мучения, которые в результате перенес Хаммонд. Уэллс говорит, что находил это забавным, пока вскоре после этого не умер Хаммонд. [3] : 109
Галерея
[ редактировать ]Премьера
[ редактировать ]- Премьера в театре Лафайет (14 апреля 1936 г.)
- Премьера
- Премьера
- Хэлли Фланаган , национальный директор Федерального театрального проекта
- Филип В. Барбер, директор FTP в Нью-Йорке
- Роуз МакКлендон , содиректор Негритянского театра, вторая справа.
- Ллойд Томас, Кеннет Макферсон и Джимми Дэниэлс
- Премьера
- Премьера
- Премьера
- Аудитория премьеры, включая Фреди Вашингтона (слева)
- Аудитория премьеры, включая Фреди Вашингтона
Производственные кадры
[ редактировать ]- Макбет со священником и калеками, ищущими благословения Дункана
- Макбет и леди Макбет
- Убийцы с Макбетом
- Убийцы на коронационном балу Макбета
- Леди Макбет успокаивает гостей дворца
- Макбет с тремя ведьмами и деятелями вуду
- Макбет
- Макбет
- Сын и дочь Макдуфа с медсестрой
- Макдуф и Малькольм
- Макдуф узнает об убийстве своей семьи
- Макдуф и Макбет
- Макдуф приветствует победу над Макбетом
Литые портреты
[ редактировать ]- Джек Картер (Макбет)
- Эдна Томас (Леди Макбет)
- Джек Картер и Эдна Томас
- Эрик Берроуз (Геката)
- Канада Ли (Банко)
- Морис Эллис (Макдуф)
- Чарльз Коллинз (Макдуф)
- Мари Янг (леди Макдафф)
- Вирджиния Гирвин (медсестра), Бертрам Холмс и Ванда Мэйси
- Ванда Мэйси и Бертрам Холмс (дети Макдуфа)
- Уорделл Сондерс (Малкольм)
- Телохранитель Макбета
- Дж. Льюис Джонсон (Портер)
возрождения
[ редактировать ]Используя оригинальную книгу с подсказками 1936 года , в 1977 году Новый федеральный театр Генри-Стрит-Сеттлмент возобновил постановку с Лексом Монсоном и Эстер Ролле в главных ролях . [1] : 87–88
В 2001 году Ленвуд Слоан создал « Во-Дю Макбет» , частично вдохновленный постановкой Федерального театра 1936 года. [35]
Национальный фестиваль черных искусств объявил о своих планах возродить спектакль в 2012 году в Атланте при финансовой поддержке Национального фонда искусств . [36]
Американский театр Century Theater поставил спектакль в 2013 году. [37]
Влияние
[ редактировать ]состоялась премьера биографического фильма « Вуду Макбет» В 2021 году на Международном кинофестивале в Кливленде . Созданный Школой кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии , он рассказывает о создании оригинальной постановки 1936 года с Ингер Тюдор в главных ролях в роли Роуз МакКлендон и Джуэлл Уилсон Бриджес в роли Орсона Уэллса.
В 2017 году Боб Девин Джонс поставил постановку « Вуду Макбет», вдохновленную версией Уэллса, но отличающуюся от нее. [38]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Климан, Бернис В. (1992). Макбет . Манчестер: Издательство Манчестерского университета . ISBN 0719027314 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кэллоу, Саймон (1996). Орсон Уэллс: Дорога в Занаду . Нью-Йорк: Викинг Пресс . ISBN 0670867225 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Лиминг, Барбара (1985). Орсон Уэллс, Биография . Нью-Йорк: Викинг Пресс . ISBN 978-0-618-15446-3 .
- ^ Риппи, Маргарита Х. (2009). Орсон Уэллс и незавершенные проекты РКО: постмодернистская перспектива . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса. ISBN 9781441623423 . OCLC 459794779 .
- ^ «Нэт Карсон проектирует 1931–1949 годы» . Архивы и рукописи, Отделение театра Билли Роуза . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 10 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Фланаган, Халли (1965). Арена: История Федерального театра . Нью-Йорк: Бенджамин Блом, переиздание [1940]. OCLC 855945294 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хаусман, Джон (1972). Прохождение: Мемуары . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 0-671-21034-3 .
- ^ «Роуз МакКлендон III». Нью-Йорк Таймс . 9 декабря 1935 г.
- ^ Jump up to: а б Брэди, Фрэнк (1989). Гражданин Уэллс: Биография Орсона Уэллса . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . ISBN 0-385-26759-2 .
- ^ Jump up to: а б «Игроки WPA собираются дать «Макбету» с тропическим регионом, чтобы придать цвет: Эдна Томас напишет роль леди Лорда, известной как ветеран-премьер-министр в четверг Джек Картер в главной роли — 150 в бессмертной трагедии Шекспира». Нью-Йорк Амстердам Новости . 4 апреля 1936 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «Производственная тетрадь из Нью-Йоркской постановки « Макбета » . Американская память: этап нового курса . Библиотека Конгресса . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Франция, Ришар (1977). Театр Орсона Уэллса . Льюисбург, Пенсильвания: Издательство Бакнеллского университета. ISBN 0-8387-1972-4 .
- ^ Гусов, Мел (26 апреля 1997 г.). «Эйб Федер, мастер освещения во всех его формах, умер в возрасте 87 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Актер благодарит Орсона Уэллса за обучение». Лос-Анджелес Трибьюн . 15 ноября 1943 г. с. 18.
- ^ Эстрин, Марк В. и Орсон Уэллс. Орсон Уэллс: Интервью . Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 2002. ISBN 1578062098
- ^ Jump up to: а б с д Уэллс, Орсон ; Богданович, Петр ; Розенбаум, Джонатан (1992). Это Орсон Уэллс . Нью-Йорк: HarperCollins Издательство . ISBN 0-06-016616-9 .
- ^ Jump up to: а б с д «Вести сцены». Нью-Йорк Таймс . 16 июля 1936 г.
- ^ Jump up to: а б «Вести сцены». Нью-Йорк Таймс . 17 июля 1936 г.
- ^ «Афиша из Бриджпортской постановки « Макбета » . Коллекция американской памяти Библиотеки Конгресса . Проверено 15 февраля 2015 г. .
- ^ «Афиша из Далласской постановки « Макбета » . Коллекция американской памяти Библиотеки Конгресса . Проверено 15 февраля 2015 г. .
- ^ «Все негры сыграют в постановке «Макбета». Предприятие Олни . 14 августа 1936 года.
- ^ Jump up to: а б Томас, Джесси О. (1938). Участие негров в выставке, посвященной столетию Техаса . Бостон: Издательство Кристофера. ОСЛК 2588921 . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Перри, Эдвард Г. (25 октября 1943 г.). «Актер хвалит Орсона Уэллса за работу в негритянском театре». Лос-Анджелес Трибьюн . п. 18.
- ^ Коллинз, Чарльз (30 августа 1936 г.). « Макбет» как негритянская пьеса приходит в Большой Северный театр» . Чикаго Трибьюн . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Нет титула». Сиракузский Вестник . 27 августа 1936 г. с. 12. «Сиракузы станут последней остановкой гастролей постановки «Макбета»… завершив 4000-мильную прогулку трехдневным забегом в Гражданском университете, который откроется 23 сентября».
- ^ «Плакат бруклинской постановки « Макбета » . Библиотеки Конгресса Коллекция американской памяти . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Сохранившиеся фильмы: кадры из фильма Орсона Уэллса «Вуду» Макбет (1937)» . Национальный фонд сохранения фильмов . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Фраден, Рена (2004). Чертежи Черного федерального театра, 1935–1939 гг . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета [1996]. ISBN 9780521565608 .
- ^ Коллинз, Чарльз (30 августа 1936 г.). « Макбет» как негритянская пьеса приходит в Большой Северный театр» . Чикаго Трибьюн . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Франция, Ришар (2002) [1990]. Орсон Уэллс о Шекспире: сценарии WPA и театра Меркьюри . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780415937269 .
- ^ Куинн, Сьюзен (2008). Куинн, Сьюзен. Яростная импровизация: как WPA и тысячи людей создали высокое искусство в отчаянное время . Нью-Йорк: Уокер и компания.
- ^ Смит, Венди (январь – февраль 1996 г.). «Пьеса, которая наэлектризовала Гарлем» . Цивилизация . воспроизведено онлайн Библиотекой Конгресса . Проверено 6 марта 2015 г.
- ^ «Федеральный театральный проект» . Memory.loc.gov . Проверено 20 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Маргарита Риппи, «Смерть автора: Орсон Уэллс, Асадата Дафора и Макбет 1936 года» в книге «Орсон Уэллс в фокусе» , ред. Джеймс Н. Гилмор и Сидни Готлиб. АйЮ Пресс, 2018, с. 16–17 ISBN 9780253032966
- ^ Слоан, Ленвуд (2016). « Во-Дю Макбет!: Путешествия и страдания драмы Чорко, вдохновленной постановкой FTP». В Ньюстоке, Скотт Л.; Томпсон, Аянна (ред.). Вейворд Макбет : Пересечение расы и производительности . Нью-Йорк: Спрингер . стр. 101–112. ISBN 9780230102163 .
- ^ Брок, Венделл (10 октября 2012 г.). » Шекспировской труппы Джорджии « Макбет : великолепный, пугающий и захватывающий» . айк . Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ Уайт, Эндрю (24 марта 2013 г.). «Театральный обзор: «Вуду Макбет» в американском театре Century» . Путеводитель по театру МД . Мэриленд, США: MD Theater Guide, LLC . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ «Архив событий» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Макбет в базе данных Internet Broadway
- Сохранившиеся фильмы: кадры из фильма Орсона Уэллса «Вуду Макбет» (1937) — Национальный фонд сохранения фильмов
- Макбет , Нью-Йорк, 14 апреля – 20 июня 1936 г.
Производственный блокнот, сценарий пьесы и сопутствующие документы из цифровой коллекции «Этап нового курса» в Библиотеке Конгресса. - Макбета Сценарий в Университете Джорджа Мейсона