Эмбера-Вунаан
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
15,000–16,000 (9 000–10 000 Эмбера и 6 000 Вуанана) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Колумбия , Панама | |
Языки | |
Языки чоко | |
Родственные этнические группы | |
Люди Караманта , люди Катио |
Эмбера -Воунаан — полукочевой коренной народ Панамы, проживающий в провинции Дарьен на берегах рек Чукунаке , Самбу и Туира и их водных путей. Эмбера -воунаан раньше были широко известны под названием чоко , и они говорят на языках эмбера и воунаан , входящих в языковую семью чоко .
Имя
[ редактировать ]Имя Эмбера означает «народ». В совокупности они известны как Чоко и принадлежат к двум основным группам: Эмбера в верховьях Атрато и рек Сан-Хуан и Вунаан в нижнем течении реки Сан-Хуан. Эмбера также известны как народы Атрато, Бедеа, Чоло, Дариен, Дариена, Эбера, Эмберак, Эмперия и Панама Эмбера. Ваунаан также известен как народ Чанко, Чокама, Ноанама, Ноэнама, Нонама, Воунаан или Вунд Меу. Третья группа чоко называется катио , их также называют народом эмбена, эпера, эябида или катио. [1]
Жилье
[ редактировать ]Народ чоко, или эмбера, живет в небольших деревнях от 5 до 20 домов вдоль берегов рек по всему водоразделам рек Чукунаке/Туира/Бальсас в провинции Дариен в Панаме. На каждом притоке, ответвляющемся от основной речной системы, обычно есть по три деревни. Деревни находятся примерно в полудне ходьбы друг от друга. Они построены на небольшом возвышении примерно в 100 футах (30 м) от реки. Дома в деревне расположены на расстоянии примерно 20–50 футов (6–15 м) друг от друга на вершине холма на столбах, без стен, а только с высокими соломенными крышами. Вокруг каждой деревни джунгли частично расчищены и заменены плантациями бананов и подорожников , товарной культуры для Эмбера, которые продают их, чтобы получить деньги за свои подвесные моторы, москитные сетки и тому подобное. Холмы, ведущие к реке от деревень, обычно состоят из плотной красноватой глины. Иногда голые дети играют на больших валунах. Каноэ-долбленки обычно можно увидеть вытащенными на берег реки.
Дома Эмберы возвышаются над землей примерно на восемь футов. Дома стоят на больших столбах, вкопанных в землю, и имеют соломенную крышу из пальмовых листьев. Все столярные изделия обвиты виноградной лозой бежуко. Стен нет. На опорных столбах и балках свисают гамаки, корзины, горшки, луки и стрелы, противомоскитные сетки, одежда и другие предметы. Пол сделан из расколотых стволов черных пальм или кана-бланка (белого тростника), а кухня построена на глиняной платформе площадью около трех квадратных футов; поверх этого основания разводят костер, поддерживая над огнем кастрюли с помощью треножника из прочных палок. Доступ к домам осуществляется с земли через наклонное бревно с глубокими выемками для лестницы. Иногда на ночь переворачивают выемки вниз, если какое-то животное пытается забраться в дом, пока они спят.
Общество
[ редактировать ]Народ чоко имеет матрилинейное происхождение, практикует полигамию и живет семейными единицами. Касик , или вождь чоко, жил в самой большой деревне и столице нации чоко, называемой Унион Чоко . Город расположен на берегу реки Туира .
Чоко имеют свою собственную форму правления и живут по своим неписаным правилам. Они избегают полагаться на Национальную полицию Панамы или любую другую ветвь правительства Панамы или Колумбии. Не ассимилированные ни в панамском, ни в колумбийском обществе, народ Эмбера не занимает никаких гражданских позиций и не имеет членов, которые стали частью Национальной гвардии в Панаме. Медицинскую помощь в основном оказывают обученные шаманы .
Земля находится в общественной собственности и обрабатывается сообществом. Во время сбора урожая все жители деревни берутся за работу. Если один охотник добудет более крупное животное, например пекари или тапир , мясо разделят все жители деревни.
Экономика
[ редактировать ]Калабаш . важен для эмберов, которые собирают тыквы с дерева для чашек и мисок, а также для ложек Помимо дикой рыбы и дичи, на которых до сих пор охотятся с помощью силков, духовых ружей, луков и стрел, а также огнестрельного оружия, существенную часть их рациона составляет маниока , ядовитый корень, который перед приготовлением необходимо прессовать в лепешки, которые хорошо хранятся и могут храниться. использовать для поглощения жидкости во время еды. Некоторые общины также выращивают рис, кофе, бананы и другие растения, а также выращивают свиней, кур и крупный рогатый скот для производства продуктов питания.
Появление
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2018 г. ) |
Мужчины носят прически «чашечной стрижки» и, когда они не в городах, традиционно носят только минимальную набедренную повязку . Женщины носят яркую ткань, обернутую на талии, как юбку. За исключением городов, женщины традиционно не прикрывают торс и носят длинные прямые черные волосы. Дети ходят голыми до полового созревания, и традиционно никто не носил обуви. Однако в некоторых районах традиционная одежда заменяется одеждой и обувью западного производства. В некоторых общинах дети посещают школы, которым требуется форма.
Они красят свои тела краской, изготовленной из Genipa americana , ягоды вида генипового дерева. Считается, что черный краситель отпугивает насекомых, и такие рисунки известны как татуировки джагуа . [2] В особых случаях, используя эту же краску, они наносят на все свое тело замысловатые геометрические узоры, используя деревянные бруски, вырезанные из пробкового дерева. В этих особых случаях женщины также носят серебряные ожерелья и серебряные серьги; многие ожерелья сделаны из старых серебряных монет. Они пробивают дырку в монете и продевают через нее серебряную цепочку. Многие монеты на этих ожерельях датируются XIX веком и передаются от матери к дочери.
Вунаан в голливудских фильмах
[ редактировать ]Племя Вуанана появлялось на экране как минимум в двух голливудских фильмах. » Роланда Жоффе Первое появление было в «Миссии , в которой они изобразили гуарани, живших в районе водопадов Игуасу в Аргентине во время войны гуарани в 18 веке. Позже они изобразили таино и карибов в фильме Ридли Скотта «1492: Покорение рая » о прибытии Колумба в Америку. Племя выступало вместе с такими известными актерами, как Роберт Де Ниро , Джереми Айронс , Лиам Нисон и Жерар Депардье , а также Сигурни Уивер , Арманд Ассанте, Фрэнк Ланжела, Рэй МакНелли и другие. Несмотря на то, что в обоих фильмах изображены другие коренные народы, вунаан говорят на своем родном языке.
Наиболее известными членами племени, действовавшими, были:
- Берселио Мойя , сыгравший индийского мальчика, который всегда следовал за персонажем Де Ниро в «Миссии» , и переводчик Колумба Утапан в «Покорении рая» .
- Алехандрино Мойя , сыгравший лейтенанта вождя в «Миссии» , и касик таино «Гуарионекс» в «Покорении рая » .
В обоих фильмах можно увидеть других неназванных членов племени.
Еще один фильм, в котором вунааны сыграли другие племенные народы, — «Конец копья» , рассказывающий историю четырех миссионеров в Эквадоре. Из-за сложности добраться до места, где на самом деле происходили события, съемки проводились в Панаме. Актеры Вунаана научились пользоваться оружием оригинального племени.
См. также
[ редактировать ]- Эмбера-Вунаан Комарка , коренная территория Панамы
- Резервация коренных народов Хурадо , резервация коренных народов Рио-Кипарадо , территории коренных народов в Колумбии , в основном населенные эмбера-воунаном. [3]
- Чафил Чеукарама , вунаанский художник и иллюстратор.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Чоко». Страны и их культуры. (получено 23 февраля 2011 г.)
- ^ Каллаган 20
- ^ https://especiales.semana.com/especiales/hora-mas-oscura-quibdo/images/mapa-indigenas-choco-movil.jpg
Ссылки
[ редактировать ]- Каллаган, Марго М. Дариен. Баскетбольная корзина в тропическом лесу. 4-е изд. Сан-Лейкс, Аризона: HPL Enterprises, 2009. ISBN 978-9962-00-640-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эмбера Воунан из Панамы
- Сообщество Эллы Друа Эмбера-Вунаан. Архивировано 29 января 2011 г. в Wayback Machine.