net.art
net.art относится к группе художников , которые работали в сфере интернет-искусства с 1994 года. Среди первых последователей и основных членов этого движения — Вук Чосич , Jodi.org , Алексей Шульгин , Оля Лялина , Хит Бантинг , Дэниел. Гарсиа Андухар , [1] и Рэйчел Бейкер. [2] Хотя эта группа была сформирована как пародия на авангардные движения такими писателями, как Тильман Баумгертель, Жозефина Босма, Ганс Дитер Хубер и Пит Шульц, их отдельные произведения имеют мало общего.
Термин «net.art» также используется как синоним нет-арта или интернет-искусства и охватывает гораздо более широкий спектр художественных практик. В этом более широком определении net.art означает искусство, которое использует Интернет в качестве средства массовой информации и которое невозможно испытать каким-либо другим способом. Обычно объектом net.art является Интернет и определенная социокультура, которую он породил, но это не обязательно.
Немецкий критик Тильман Баумгертель , опираясь на идеи американского критика Клемента Гринберга , в своих трудах часто приводил доводы в пользу «медийной специфики» нет-арта. Согласно предисловию к его книге «net.art. Materialien zur Netzkunst», особыми качествами net.art являются «связность, глобальный охват, мультимедиальность, нематериальность, интерактивность и равенство». [3]
История движения net.art
[ редактировать ]Движение net.art возникло в контексте более широкого развития интернет-искусства . Таким образом, net.art — это скорее движение и критическая и политическая веха в истории интернет-искусства, чем конкретный жанр . Ранними предшественниками движения net.art являются международные движения Fluxus (Nam June Paik) и авангард-поп ( Mark Amerika ). Авангардное движение стало особенно широко известно в интернет-кругах с 1993 года, в основном благодаря популярному сайту Alt-X .
В 1995 году термин «net.art» был использован инициатором nettime Питом Шульцем в качестве названия выставки в Берлине в 1995 году, на которой Вук Чосич и Алексей Шульгин показывали свои работы. [4] Позже это слово использовалось в отношении встречи художников и теоретиков «net.art per se» в Триесте в мае 1996 года и относилось к группе художников, которые тесно сотрудничали в первой половине 1990-х годов. Эти встречи породили сайт net.art как таковой. [5] фальшивый веб-сайт CNN, «отмечающий» это событие. [6] Термин «net.art» был ошибочно приписан художнику Вуку Кошичу в 1997 году, после того как Алексей Шульгин написал о происхождении этого термина в розыгрыше в списке рассылки nettime. [7] Согласно сообщению Шульгина, net.art возник из «соединённых фраз в электронном письме, испорченном техническим сбоем (трясина буквенно-цифрового мусора, единственный разборчивый термин «net.art»)». [6]
Социальные сети онлайн
[ редактировать ]net.artists создали сообщества цифрового искусства посредством активной практики веб-хостинга и курирования веб-искусства. net.artists определили себя посредством международного и сетевого способа общения, взаимодействия обменов, совместной и совместной работы. [ нужна ссылка ] . Они широко представлены в нескольких списках рассылки , таких как Rhizome , File Festival, Electronic Language International Festival , Nettime , Syndicate и Eyebeam. Личность net.artists определяется как их цифровыми работами, так и их критическим участием в сообществе цифрового искусства, как показывает полемическая дискуссия под руководством Оли Лялиной, которая произошла на Nettime в начале 2006 года в статье «Новые медиа» в Википедии. [8]
Net.artists, такие как Джоди, разработали особую форму искусства электронной почты, или спама искусства , посредством повторной обработки текста и искусства ASCII . Появился термин «спам-искусство». [9] от сетевых критиков и практиков сетевого искусства [10] Фредерику Мадре описать все подобные формы деструктивного вмешательства в списки рассылки, где, казалось бы, бессмысленные тексты создавались с помощью простых скриптов, онлайн-форм или набирались вручную.
Можно установить связь с электронной почтой художников «Codeworks», таких как Mez или mi ga, или роботов, таких как Mailia , которые анализируют электронные письма и отвечают на них. «Codeworks» — это термин, придуманный поэтом Аланом Сондхеймом для определения текстовых экспериментов художников, играющих с искусственным кодом и неисполняемыми скриптами или языками разметки. [ нужна ссылка ]
Тактическое медиасетевое искусство
[ редактировать ]net.art развивался в контексте культурного кризиса в Восточной Европе в начале 1990-х годов после распада Советского Союза и падения Берлинской стены . Художники, участвующие в экспериментах net.art, связаны с идеей «социальной ответственности», которая могла бы ответить на идею демократии как современного капиталистического мифа. Интернет, который часто пропагандируется как превосходный инструмент демократии, но в значительной степени участвует в правилах корыстных интересов, стал мишенью сетевых художников, которые утверждали, что «пространство, где вы можете покупать, — это пространство, где вы можете воровать, но также и где можешь раздавать». net.artists сосредоточены на поиске новых способов совместного использования общественного пространства .
Ставя под сомнение такие структуры, как окно навигации, и подвергая сомнению их функциональность, авторы net.artist показали, что то, что большинство пользователей Интернета считает естественным, на самом деле тщательно сконструировано и даже контролируется корпорациями. Браузеры компаний, такие как Netscape Navigator или Internet Explorer, отображают удобные для пользователя структуры («навигация», «исследование» являются ориентирами социальных практик), чтобы предоставить пользователю знакомую среду; net.artists пытаются разорвать это знакомство. Оля Лялина в фильме « Мой парень вернулся с войны» [11] или дуэт Джоди с их серией всплывающих окон и апплетов, вызывающих сбой браузера, задействовал материальность навигации в своей работе. Их эксперименты породили то, что можно было бы назвать «браузерным искусством», которое было расширено британского коллектива I/O/D экспериментальным навигатором WebStalker от .
Алексей Шульгин и Хит Бантинг поиграли со структурой рекламных порталов, создав списки ключевых слов, которые вряд ли будут использоваться для поиска, но, тем не менее, существуют в сети в виде URL-адресов или компонентов метаданных: они используют эти реляционные данные для объединения путей навигации с целью создания новых читаемые тексты [ нужна ссылка ] . Пользователь не просматривает один художественный веб-сайт, который имеет свой собственный смысл и эстетическую значимость внутри себя, а скорее подвергается воздействию всей сети как совокупности социально-экономических сил и политических позиций, которые не всегда видны.
Рэйчел Грин связала net.art с тактическими медиа как формой Detournement . Грин пишет: «Подрыв корпоративных веб-сайтов имеет размытую границу с хакерскими и агитационными практиками, которые впоследствии станут важной областью сетевого искусства, часто называемой «тактическими медиа». [6]
Хакерская культура
[ редактировать ]Коллектив Джоди работает с эстетикой компьютерных ошибок, имеющей много общего как на эстетическом, так и на прагматическом уровне с хакерской культурой . Задавая вопросы и нарушая опыт просмотра с помощью хаков, трюков с кодом, фальшивого кода и фальшивых вирусов, критически исследуется контекст, в котором они являются агентами. В свою очередь, цифровая среда начинает заботиться о своей внутренней структуре. Коллектив 0100101110101101.org расширяет идею «арт-хактивизма», осуществляя кодовые вмешательства и пертурбации на арт-фестивалях, таких как Венецианская биеннале . С другой стороны, коллектив irational.org расширяет идею «арт-хактивизма», осуществляя вмешательства и возмущения в реальный мир, действуя на него как на возможную основу для социального реинжиниринга.
«Мы можем указать на поверхностную разницу между большинством net.art и хакерством: хакеры одержимы идеей проникнуть внутрь других компьютерных систем и иметь там свое агентство, тогда как ошибка 404 в JTDDS (например) только вовлекает другие системы в преднамеренное вмешательство. неправильным образом, чтобы сохранить «секретное» сообщение в своих журналах ошибок. Приятно думать о художниках как о хакерах, которые пытаются проникнуть внутрь культурных систем и заставить их делать то, для чего они никогда не были предназначены: художники как хакеры культуры». [12]
Эксперт по сетям взломал DNS-серверы, чтобы команда Linux Traceroute раскрыла историю « Звездных войн IV» . [13] Это глубокое техническое перепрофилирование ради очарования и веселья можно назвать нет.арт-перформансом.
Компьютерные черви могут быть намеренно добрыми и позитивными, когда их перепрофилируют для крупномасштабного эфемерного искусства, использующего весь Интернет в качестве холста. [14]
Критика мира искусства
[ редактировать ]В период расцвета развития net.art, особенно во время подъема глобального капитализма dot.com появилась первая серия критических колонок на немецком и английском языках , в онлайн-издании Telepolis . под редакцией писателя и художника Армина Медоша , включала в себя колонки американского художника и сетевого теоретика Марка Америки «Amerika Online». Работа, опубликованная в Telepolis [15] Эти колонки высмеивали то, как скромные сетевые художники (включая его самого) воспринимали себя слишком серьезно. В ответ европейские net.artists выдавали себя за Америку в фальшивых электронных письмах, чтобы разрушить его демистификацию маркетинговых схем, которые большинство net.artists использовали для достижения легитимности в мире искусства. Было высказано предположение, что «двойные сообщения были призваны повысить осведомленность США об электронных исполнителях в Европе и могут даже содержать элемент зависти». [16]
Многие из этих интервенций net.art также затрагивали проблему искусства как бизнеса и исследовали основные культурные учреждения, такие как Tate Modern . Харвуд, участник коллектива Mongrel, в своей работе «Неудобная близость». [17] (первый онлайн-проект по заказу Тейт) отражает собственный веб-сайт Тейт и предлагает новые изображения и идеи, составленные из его собственного опыта, его прочтения работ Тейт и рекламных материалов, которые отражают его интерес к Тейт . веб-сайту [ нужна ссылка ] .
net.artists активно участвовали в дебатах по поводу определения net.art в контексте арт-рынка. net.art продвигал модернистскую идею произведения искусства как процесса , в отличие от концепции искусства как создания предметов. [ нужна ссылка ] . Александр Р. Галлоуэй в статье e-flux под названием «Инфраструктура Джоди» утверждает, что подход Джоди к net.art, который включает в себя те самые структуры, которые управляют кодированием, является уникально модернистским: форма и содержание сходятся в произведениях искусства. [18] Представление этого процесса в мире искусства – независимо от того, следует ли его продавать на рынке или демонстрировать в институциональной арт-среде, проблематично для цифровых произведений. [ нужна ссылка ] создан для Интернета . Сеть, какой бы рыночной она ни была, не может быть ограничена идеологическими измерениями легитимной области искусства, институтом легитимации ценности искусства, который является одновременно идеологическим и экономическим. [ нужна ссылка ] . «Все на продажу » от Алены — это ранний эксперимент net.art, направленный на решение подобных проблем. Конкурс WWWArt Award, инициированный Алексеем Шульгиным в 1995 году, предлагает награждать найденные в Интернете работы тем, что он называет «чувством искусства». [ нужна ссылка ]
Некоторые проекты, такие как «Архив» , «Гибриды » или «Копии» ( под Иоахима Шмида Евы и Франко Маттес псевдонимом 0100101110101101.org ), являются примерами того, как хранить на веб-сайте данные, связанные с искусством или документальные данные. Клонирование, плагиат и коллективное создание предлагаются в качестве альтернативных ответов, например, в проекте Refresh. [19]

Оля Лялина затронула проблему цифрового кураторства через свою веб-платформу Teleportacia.org, онлайн-галерею для продвижения и продажи работ net.art. Оригинальность каждого произведения net.art защищена гарантией, представленной его URL-адресом , которая служит барьером против воспроизводства и/или подделки. Лялина утверждала, что это позволило покупателю произведения владеть им по своему усмотрению: контролировать адрес местоположения как средство контроля доступа к произведению. [ нужна ссылка ] Эта попытка придать нет-арту экономическую идентичность и легитимацию в мире искусства была поставлена под сомнение даже в сфере нет-арта, хотя проект часто воспринимался как сатира . [20] С другой стороны, Тео Спиллер действительно продал веб-арт-проект Megatronix Муниципальному музею Любляны в мае 1999 года, назвав весь проект продажей net.art.trade. [21]
Teleportacia.org стал неоднозначным экспериментом над понятием оригинальности в эпоху экстремального цифрового воспроизведения и культуры ремиксов . Гарантия оригинальности, защищенная URL-адресом, была быстро оспорена Евой и Франко Маттесом , которые под псевдонимом 0100101110101101.org клонировали контент и создали несанкционированное зеркало , показав, что net.art работает в том же контексте и такое же качество, как и оригинал. «Последний настоящий сетевой арт-музей» — еще один пример попытки Оли Лялиной разобраться с этой проблемой.
Онлайн-эксперименты в социальных сетях, такие как Poietic Generator , существовавший раньше [22] движение net.art, участвовало в этом, [23] и все еще существовать после него, [24] может показать, что модная схема net.art, возможно, забыла некоторые глубокие теоретические вопросы. [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэй, Стюарт А., изд. (2017). Современная мексиканская культура: критические основы . Издательство Университета Аризоны. п. 294. ИСБН 978-0-8165-3753-2 .
- ^ Фрост, Шарлотта (2016). «9» . В Бейли, Крис; Гардинер, Хейзел (ред.). Ревизуализация визуальной культуры . Рутледж. п. 127. ИСБН 978-1-317-06349-0 .
- ^ Баумгертель, Т. (1999). нет.арт. Материалы для нет-арта. Нюрнберг: Издательство современного искусства. п. 15. ISBN 3-933096-17-0
- ^ Босма, Дж. (2011). Сетевые отношения. Давайте поговорим о сетевом искусстве. Роттердам: NAiPublishers, 2011. Печать. стр.148.
- ^ «Конкретный Net.art признан возможным» . CNN Интерактив. 16 мая 1989 г. Проверено 12 марта 2009 г. (воспроизведение афиши мероприятия на сайте Ljudmila.org)
- ^ Jump up to: а б с Рэйчел Грин, Интернет-искусство , Thames & Hudson Ltd, Лондон, 2004 г.
- ^ Вейбель, П. и Друкри, Т. ред. (2001). net_condition. искусство и мировые СМИ. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 25. ISBN 978-0262731386
- ^ Лялина, О. Новое определение , Список архивов Nettime
- ^ Мадре, F. Интервью Жозефины Босмы , архив списка Nettime
- ^ Мадре, F pleine-peau.com , сайт создан в 1994 году.
- ↑ Мой парень вернулся с войны. После ужина нас оставили в покое.
- ^ "<луч><взрыв> 404" . вещь.нет . 1 мая 1998 г. Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ Шарвуд, Саймон. «Traceroute обнаруживает «сканируемый» текст Эпизода IV «Звездных войн»» . www.theregister.com . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Эйкок, Джон (15 сентября 2022 г.). «Рисунок Интернета» . Леонардо . 42 (2): 112–113 – через MUSE.
- ^ «Америка Онлайн» . Телеполис. Архивировано из оригинала 4 мая 2009 г. Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ Мирапол, М. Война слов: эрзац-электронная почта меняет искусство. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , New York Times.
- ^ Неудобная близость
- ^ «Инфраструктура Джоди — Журнал № 74, июнь 2016 г. — e-flux» . www.e-flux.com . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ «Многоузловая сессия создания веб-серфинга для неопределенного количества игроков» . 14 марта 1997 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ Райт, Ричард (25 августа 1998 г.). «Рынок чистого искусства: что будет дальше?» . Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ Мирапол, М. «В конце концов, в интернет-искусстве могут быть деньги» , The New York Times, 13 мая 1999 г.
- ^ Дон Фореста. Архивировано 18 октября 2013 г. в Wayback Machine : краткий исторический график художественных обменов посредством телекоммуникаций. Предшественники, до 1995 года, до Интернета (PDF). Архивировано 18 октября 2013 г. в Wayback Machine , Жилбертто Прадо : CRONOLOGIA DE EXPERIÊNCIAS ARTÍSTICAS NAS REDES DE TELECOMUNICAÇÕES ( Веб- архив 25 апреля 2009 г. в Wayback Machine )
- ^ Королевский музей Маримонта, Бельгия, 1999: · сетевое искусство · искусство в , Фестиваль онлайн- искусство движении
- ^ Призыв к финансированию мобильной версии Poietic Generator (краудфандинговая платформа KissKissBanBank)
- ^ Анн Коклен : Частое посещение нематериального , PUF, коллекция «Lignes d’art», 2006. Что я знаю? Современное искусство , ППУ, 9-е издание, май 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Барански Сандрин, Сетевая музыка, музыка сложности?, European University Editions, 2010 г. Сетевая музыка.
- Босма, Жозефина, Nettitudes Let’s Talk Net Art , издательство Nai010, Роттердам, 2011 г., ISBN 978-90-5662-800-0
- (на испанском языке) Мартин Прада, Хуан, Художественные практики и Интернет в эпоху социальных сетей , Редакция AKAL, Мадрид, 2012 г., ISBN 978-84-460-3517-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Томас Дреер: История компьютерного искусства, гл. VI.3 Сетевое искусство в Интернете, Мюнхен, 2014 г.
- Томас Дреер: Интернет-уроки IASLonline по NetArt.