Фольклор Мальдив
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2008 г. ) |
Мальдивская мифология или мальдивский фольклор представляет собой совокупность мифов, сказок и анекдотов, принадлежащих устной традиции мальдивцев . Хотя некоторые мальдивские мифы уже вкратце упоминались британским комиссаром на Цейлоне Х.П. Беллом еще в конце XIX века, [ 1 ] их изучение и публикация были осуществлены лишь совсем недавно испанским писателем и художником Ксавьером Ромеро-Фриасом , в то время, когда то исконное мировоззрение быстро исчезало. [ 2 ]
Мальдивы расположены в теплой экваториальной зоне Индийского океана, окруженной очень глубокими водами. Эта нация состоит исключительно из коралловых атоллов. Здесь около 1200 небольших плоских и песчаных островов, но обитаемы из них только около 200.
Мальдивы были постоянно заселены на протяжении тысячелетий; поэтому фольклор этих островов очень древний.
Мифы о происхождении
[ редактировать ]Основные мифы происхождения отражают зависимость мальдивцев от кокосовой пальмы и тунца .
Легенда гласит, что первые жители Мальдивских островов умерли в большом количестве, но великий колдун или человек -фандита заставил кокосовые пальмы вырасти из черепов захороненных трупов первых поселенцев. Поэтому, согласно мальдивским преданиям, кокосовая пальма имеет антропоморфное происхождение. [ 2 ]
Кокосовая пальма занимает центральное место в современном государственном гербе Мальдив .
был Говорят , что тунец доставлен в воды Мальдив мифическим мореплавателем ( маалими ) по имени Боду Ниями Калефану, который подошел близко к Дагасу (мифическому дереву на краю света), чтобы доставить эту ценную рыбу. [ 2 ]
Мифы о вымирании
[ редактировать ]Эти мифы рассказывают, что конец Мальдивских островов станет великой катастрофой, когда острова будут затоплены окружающим океаном. Подобные мифы встречаются на Андаманских, а также на Никобарских островах . [ 2 ]
Происхождение Мале
[ редактировать ]Ранними поселенцами на Мальдивах, вероятно, были гуджаратцы, которые достигли Шри-Ланки и заселили ее около 500 г. до н. э. Доказательства культурного влияния Северной Индии можно вывести из методов строительства лодок и серебряных монет с перфорацией. [ 3 ]
Говорят, что рыбаки Гираавару регулярно ходили на некую большую песчаную отмель ( финолху ) на южной оконечности своего атолла, чтобы почистить тунца после хорошего улова. Из-за большого количества потрохов тунца и крови вода вокруг этой отмели выглядела как большая лужа крови ( маа лей ганде'х). «Маа» (от тамильского «Маа» _ букв. _ «Великий» или «большой»), что означает большой, и «Ле» означает кровь. Традиционно у первых жителей Мальдив, в том числе народа Гираавару, не было королей. Они жили простым обществом и управлялись местными старостами.
Однажды на атолл Мале прибыл принц с субконтинента по имени Коймала, плывущий с севера на большом корабле. Жители Гираавару издалека заметили его судно и приветствовали его. Они позволили принцу Коймале поселиться на большой песчаной отмели посреди вод, зараженных рыбьей кровью. На песчаной отмели были посажены деревья, и говорят, что первым деревом, которое выросло на нем, было дерево папайи. Со временем местные островитяне признали власть этого северного принца. Был построен дворец, и остров получил формальное название Маа-ле Мале , а ближайший остров получил название Хулуле ( Хулхуле ). [ 2 ]
Злые духи
[ редактировать ]Большинство популярных на Мальдивах сказок посвящено злым духам и их взаимодействию с островитянами. Эти истории всегда содержат урок в той или иной форме. Определенные действия стали необходимы, чтобы избежать неприятностей с духовным миром. Эти модели поведения, такие как важность сохранения секретов, а также избегание определенных районов острова и неблагоприятных времен, были важным компонентом древней народной духовности. [ 4 ]
Мальдивские духи могут принимать человеческий облик, даже если неизвестно, имеют они человеческое происхождение или нет. В человеческом облике злобность этих духов часто маскируется красотой и молодостью. Некоторые мальдивские злые духи (ханди) имеют вид очаровательных красивых женщин. Эти истории о женских духах берут свое начало в поклонении древней дравидийской деревенской богине и указывают на этническое происхождение мальдивцев. [ 4 ]
Другие злые духи, которые являются предметом многих народных историй на Мальдивах ( faru Furēta означает «рифовый монстр»), представляют собой грубых монстров, приходящих из океанских вод, в основном из рифов. Сказки о рифовых монстрах являются частью местной культурной среды, для которой характерна океаническая среда, в которой на протяжении тысячелетий развивалась мальдивская культура. [ 2 ]
Местная фауна
[ редактировать ]Народные сказки, где героями являются рыбы, крабы и морские птицы, такие как сказки о Макане, Финдане, Калхубондаге Дийе, Фандияару Какуни или Доне Мохонааи Мияру, знакомят нас с миром местной фауны Мальдивских атоллов, где наземных животных очень мало. . Многие из этих сказок предназначены для детей, а некоторые до сих пор весьма популярны. Хотя большинство историй этого типа являются оригинальными, некоторые из них представляют собой иностранные сказки или басни, которые были адаптированы к островному контексту местными рассказчиками или мальдивскими учеными людьми, такими как покойный Мухаммад Джамиль . [ 2 ]
Могучие колдуны
[ редактировать ]В устной литературе предков мальдивцев - колдун или ученый человек острова, знавший магические искусства. Магия или колдовство известны на Мальдивах как фандита .
Мальдивский колдун или фандита верияа всегда изображается в фольклоре мальдивцев как герой. Только он знал, как умилостивить духов, наводивших ужас на жителей острова ежедневно (а лучше каждую ночь). Некоторые недавние истории склонны изображать колдуна в роли злодея, но они совершенно не связаны с исконными традициями Мальдив. [ 4 ]
Обращение в ислам
[ редактировать ]По словам известного марокканского путешественника Ибн Батуты , человеком, ответственным за обращение мальдивцев в ислам, был посетитель-мусульманин- суннит по имени Абу аль Баракат уль Барбари. Он подчинил Раннамаари , демона, пришедшего из моря, и убедил короля стать мусульманином. [ 5 ]
Однако в более достоверных местных исторических хрониках «Раадавали» и «Тарих» упоминается, что этот святой на самом деле был персом из города Тебриза по имени Юсуф Шамсуд-дин. Он также известен среди местных жителей как Табризугефану. [ 6 ] Очень почитаемая могила этого святого сейчас стоит напротив территории Хукуру Миски, в центре столицы Мале.
Местные персонажи
[ редактировать ]Истории о местных персонажах, таких как Рону Эдуру , Куда Тутту Диди , Калхукуру или Наалаафуши Фагиру (бедняк из Наалаафуши ), дают нам представление об образе жизни на Мальдивах, когда архипелаг был королевством, а столица Мале — странное, спокойное место. Из этих историй мы многое узнаем о жизни при дворе в Мале и о взаимодействии между Радуном (королем Мальдив) и его подданными. [ 2 ]
Современные варианты
[ редактировать ]Поскольку на Мальдивах большое количество островов, многие народные истории имеют разные версии в зависимости от конкретного острова и рассказчика. В последнее время некоторые рассказы были сокращены современными мальдивскими писателями, такими как Абдулла Садик или Ахумаду Шарифу (Мараду), из-за их чрезмерной длины. [ 4 ]
Другие истории ( «Карукуру» , «Телабагуди» и сказки о Мамели ) были очищены, поскольку в них было много случайных упоминаний о дефекации и телесных жидкостях, особенно в древних народных историях с внешних атоллов, где местные ценности считали это приемлемым. [ 2 ]
Миф о Коймале
[ редактировать ]Коймала Сири Махаабарана Махаа Радун ( Дхивехи Коймала : : < /dhivehi span > </font><font> парень») или Кало ( Дхивехи ??? </span> < : Мальдивские острова . Некоторые версии мифа о Коймале утверждают, что он относится к первому правителю Мальдив после обращения в ислам , также известному как Дхарумаванта расгефаану , который правил с 1117 по 1141 год. Считается, что он был также первым королем из Дома Коймалы. Тэмугэ и Лунная династия. По другим сведениям, он был четвертым королем Лунной династии, основанной королем Балаадеттией как Королевство Сома Ванса; хотя до Коймалы дом управлял только частью Мальдив.
Однако приписывание этой легенды первому исламскому правителю не объясняет, кто построил большие буддийские памятники, которые присутствуют на многих обитаемых островах и были построены в первом тысячелетии нашей эры. [ 2 ] Он также оставляет без объяснения существование древней королевской династии на Мальдивах еще до обращения, как это доказывает переписка короля XII века с Сангумануном , или общиной буддийских монахов, в Сатхудхувумати ( атолл Хаддуммати ) посредством медных пластин. [ 7 ]
Согласно мальдивскому фольклору, Коймала был принцем с Индийского субконтинента , прибывшим на атолл Мале . Жители Гираавару издалека заметили его судно и приветствовали его. Они позволили принцу Коймале поселиться на большой песчаной отмели посреди вод, зараженных рыбьей кровью. На песчаной отмели были посажены деревья, и говорят, что первым деревом, которое выросло на нем, было дерево папайи . Со временем местные островитяне признали власть этого северного принца. Был построен дворец, и остров официально назвали Маа-ле ( Мале ), а ближайший остров получил название Хулху-ле ( Хулхуле ). С тех пор Мале является резиденцией мальдивской короны, а теперь и главой государства.
Другая версия утверждает, что Коймала был сингальским принцем королевского происхождения из Шри-Ланки . Говорят, что принц женился на дочери цейлонского короля и совершил с ней путешествие на двух судах с Цейлона. Достигнув Мальдивских островов, они были застигнуты штилем и некоторое время отдыхали на острове Расгетему (что означает Королевский остров) на северном атолле Маалхосмадулху . Жители Мальдивских островов, которые тогда были буддистами , узнав, что двое главных посетителей были королевского происхождения из буддийского королевства Цейлон, пригласили их остаться и в конечном итоге провозгласили Коймалу своим королем в Расгетему. Новый король и его супруга мигрировали в Мале и поселились там с согласия аборигенов Гираавару (См. Люди Гираавару ) — тогда самой важной общины атолла Мале. До этого момента считалось, что Мальдивами управляли разные матриархаты на разных атоллах.
После поселения в Мале были отправлены два судна, чтобы доставить больше людей его расы для заселения Мале. У гираавару и, возможно, у других аборигенов Мальдивских островов не было традиции заключать браки за пределами своей общины.
Неясно, насколько эта легенда правдива. Хотя он мог быть первым королем Мальдивских островов, история принца на самом деле могла быть искажением историй о короле Соорудасаруна-Адеттия и короле Балаадеттия — обоих принцах, изгнанных из Индийского королевства Калинга , которые основали Солнечную и Лунные династии Мальдив. Согласно этому источнику ( Китаб фи Атаари Меду эль-Кадимийе Алламы Ахмеда Шихабуддина, относящийся к медным пластинам Маапананса ), Коймала или Сири Махабарана, сын короля Сири Бована Ананды, был четвертым королем Лунной династии и дядей короля Дховеми ( Сири Бавана-адитта) первый султан (мусульманский король) Мальдивских островов.
Говорят, что Коймала стал королем 14 атоллов и двух тысяч островов Дхива -Махала . Его царство называлось Маликадду дхемедху – или «всем, что лежит между Малику и Адду» . Он сражался против индейцев Раджи Дада (или сил тамильского императора Раджи Раджи Чолы I из империи Чола ), чтобы претендовать на два самых северных атолла для недавно сформированного Мальдивского королевства. В 1141 году Коймале наследовал его племянник Дховеми Каламинья .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ксавьер Ромеро-Фриас , Жители Мальдивских островов, Исследование популярной культуры древнего океанского королевства . Барселона 1999, ISBN 84-7254-801-5
- Ксавье Ромеро-Фриас, Народные сказки Мальдив , Издательство Северного института азиатских исследований, Копенгаген, 2012 г., ISBN 978-87-7694-104-8 , ISBN 978-87-7694-105-5
- Дон Хияла и Алифулу. Абдулла Садигу, Мули . Новинка Пресс. Мале, 1996 год.
- Азиатские вариации Рамаяны . Под редакцией К. Р. Шриниваса Айенгара. Сахитья Академия. Дели, 1983 год
- Фуратама Сатека Райвару. Дивехи Бахай Тариха Хидмайкура Кауми Марказу . Мужчина 1996 года.
- Владимир Пропп , Морфология сказки , Остин, Техас, 1 984, ISBN 0-292-78376-0
- Дивехи Адакада. Бабаге Донманику. Дивехи Бахай Тариха Хидмайкура Кауми Марказу . Мужчина 1993 г.
- Донкамана. Абару . Малый 1974 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ HCP Bell, Мальдивские острова: отчет о физических особенностях, истории, жителях, производстве и торговле . Коломбо, 1883 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ксавьер Ромеро-Фриас , Жители Мальдивских островов, Исследование популярной культуры древнего океанского королевства , Барселона, 1999 г., ISBN 84-7254-801-5
- ^ «Откуда пришли жители Мальдив?» .
- ^ Jump up to: а б с д Ромеро-Фриас, Ксавьер (2012) Народные сказки Мальдив , NIAS Press. Архивировано 28 мая 2013 г. в Wayback Machine . ISBN 978-87-7694-104-8 , ISBN 978-87-7694-105-5
- ^ Ибн Баттута, Путешествие по Азии и Африке 1325-1354 гг., тр. и изд. ХАР Гибб (Лондон: Бродвейский дом, 1929)
- ^ HCP Bell , Мальдивские острова. Монография по истории, археологии и эпиграфике с В.Л. Де Сильвой, Коломбо, 1940 г.
- ^ HA Maniku и GD Виджаявардхана, Исдху Лоамафану
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Электронная книга «Деревенские народные сказки Цейлона» (Цейлон = Шри-Ланка); 75 сказок; в формате HTML