Шитала
Шитала | |
---|---|
Богиня недугов [ 1 ] | |
![]() Богиня Шитала на Джварасуре | |
Принадлежность | Деви Парвати |
Оружие | Веник , веер , кувшин для воды (лечебная вода для лечения болезней) |
Устанавливать | Джварасур (осел) |
Фестивали | Шитала Астами |
Супруга | Шива |
Шитала ( санскрит : शीतला , IAST : śītalā ) букв. « Прохлада» , также пишется как Шитала и Ситла , — индуистская богиня, почитаемая прежде всего в Северной Индии . [ 2 ] Она считается воплощением богини Парвати . Считается, что она излечивает оспу, язвы, вурдалаки, гнойнички и другие болезни, наиболее непосредственно связанные с заболеванием оспой . Шитале поклоняются во вторник. [ 3 ] Саптами и Аштами (седьмой и восьмой день индуистского месяца), особенно после Холи в месяц Чайтра . Празднование богини Шиталы на седьмой и восьмой день индуистского месяца называется Шитала Саптами и Шитала Астами соответственно. [ 4 ]
Мифология
[ редактировать ]Божество обычно изображается как мать, защищающая детей от детских недугов, таких как сыпь и оспа . Она также служит богиней плодородия, помогающей женщинам найти хороших мужей и зачать здоровых детей. Ее благоприятное присутствие обещает благополучие семьи и считается защитой источников средств к существованию преданного. Шиталу также вызывают, чтобы обеспечить освежающие дожди и предотвратить голод, засуху и болезни скота. [ 5 ]
XVI века Сканда Пураны В некоторых копиях раздела Каши Кханда о Варанаси описывается, как Шитала лечит такие недуги, как пустулы оспы: [ 6 ]
Чтобы избавиться от фурункулов и волдырей (опы), а также ради детей, преданный берет чечевицу Масура по меркам и перемалывает ее. Благодаря силе Ситалы дети освобождаются от этой болезни.
- Сканда Пурана , Глава 12.
Самые ранние стихи на бенгальском языке на Шитале были написаны в Саптаграме в 1690 году. Композиции 18-го века из Миднапура , Западная Бенгалия, привели к растущей известности Шиталы в религиозном поклонении. В этот период конфликты между Империей маратхов и Британской Ост-Индской компанией привели к голоду, который увеличил смертность от оспы. [ 7 ]
Название и варианты
[ редактировать ]На санскрите имя «Шитала» (Sheetala śītalā ) буквально означает «тот, кто охлаждает». Эпитет , богини- матери Деви почитаемой в индуизме , «Шитала» представляет собой божественное благословение, дарующее прохладное облегчение от страданий лихорадки. Богине Шитале поклоняются под разными именами на всем Индийском субконтиненте. Преданные чаще всего обращаются к Шитале, используя почетные суффиксы, предназначенные для уважаемых материнских фигур, таких как Шитала- Ма ( хинди : मा māṃ ), Шитала- Мата (санскрит: мата мата ) и Шитала- Амма ( каннада : ಅಮ್ಮ ам'ма ). Шитала почитается индуистами , буддистами и общинами адиваси . Она упоминается в тантрической и пуранической ее более позднее появление в народных текстах литературе, а способствовало популяризации ее поклонения. [ 8 ]
Поклонение Шитале Деви особенно популярно в регионах Северной Индии , особенно среди Джатавов . [ 9 ] где она традиционно идентифицируется как аспект богини Парвати , божественной супруги Шивы . Говорят, что она тоже обитает на дереве нима, хотя у нее есть особые святилища и небольшие храмы, которыми управляет дьявольский жрец, обычно Джатав . В некоторых местах, например в Музаффарнагаре, ей поклоняются как Уджали Мата или Яркой Матери. Другие святыни расположены в Сикандарпуре; в Биджноре, Раевале, Дехрадуне и Джалоне. поклонялись на протяжении многих веков . этим богиням джатавы Судя по документам, [ 9 ] Помимо обращения к ней как «Матери», Шитала Деви также почитается такими почетными титулами, как Тхакурани , Джаграни (царица мира), Карунамайи (полная милости), Мангала (благоприятная), Бхагавати (царица мира). богиня), Даямайи (сострадательная, полная милости и доброты). [ 10 ] В Гургаоне штата Харьяна Шитала считается Крипи (женой Дроны ) и ей поклоняются в Шитала Мата Мандир Гургаон . [ 11 ] В Южной Индии функции Шиталы берет на себя воплощенная богиня Мариамман , которой широко поклоняются тамильские народы .
Шитала Пуджа
[ редактировать ]Шитале в основном поклоняются женщины в Ситаластами, восьмой день Пхалгуны , одиннадцатого месяца индуистского лунного календаря, который обычно приходится на середину февраля и конец марта, как установил Рагхунандана , поскольку длинные сухие ночи связаны со смертью от болезней. оспа. [ 7 ] проводится множество арти санграх и стути Для пуджи Ситалы . Некоторые из них — Шри Шитала Мата Чалиса, Шитала Маа ки арти и Шри Шитала Мата аштак.
Согласно распространенному мнению, многие семьи не зажигают свои печи в день Аштами/Саптами, и все преданные с радостью едят холодную пищу (приготовленную накануне вечером) в виде прасада . Идея заключается в том, что по мере того, как весна угасает и приближается лето, следует избегать холодной пищи. [ 12 ]

Иконография и символика
[ редактировать ]Традиционные изображения
[ редактировать ]Шитала традиционно изображается в виде молодой девушки, увенчанной веером, едущей верхом на осле и держащей короткую метлу, чтобы разливать содержимое своего горшка, полного вирусных пустул или холодной воды бессмертия. В небольших сельских святилищах, построенных общинами Адиваси и Бахуджан , Шитала может быть просто представлена гладкими каменными плитами с нарисованными чертами лица и декоративными украшениями, подаренными преданными. Примечательно, что ссылки на листья нима повсеместно встречаются в литургии Шиталы, а также появляются в ее иконографии , что предполагает раннее понимание Azadirachta indica как лекарственного растения . Более того, листья нима широко упоминаются в « Сушрута Самхите» , где они указаны как эффективное жаропонижающее средство , а также как средство от некоторых воспалительных заболеваний кожи.
Шитала — это форма богини Катьяяни . Она обеспечивает прохладу лихорадящим больным. Согласно Деви Махатмьям , когда асур по имени Джварасура заразил всех детей бактериальной лихорадкой, богиня Катьяяни прибыла в своем аватаре Шитала, чтобы очистить кровь детей, избавив их от бактерий, вызывающих лихорадку, и победив злого Джварасуру. На санскрите джвара означает «лихорадка», а шитала означает «прохлада». В иконографии Северной Индии Шитала часто изображается с Джварасурой как с ее вечным слугой. Другие божества, которым часто поклоняются вместе с Шиталой Деви, включают Гхенту-дебата, бога кожных заболеваний; Рактабати , богиня инфекций крови и шестидесяти четырех эпидемий; и Оладеви , богиня болезней, связанных с холерой. [ 13 ]
Она также изображается восседающей на троне в восьмирукой форме, держащей трезубец , метлу , диск (чакру), горшок с вирусными пустулами и целебной водой, ветки нима, ятаган , раковину . и рука, изображающая варадамудру . Ее также окружают два осла. Это изображение сделало ее богиней защиты, удачи, здоровья и силы.
Ликвидация оспы
[ редактировать ]Исторически считалось, что Шитала вызывает оспу среди неверующих, предоставляя им возможность для размышлений. Учитывая ее религиозную роль в исцелении тех, кто делает подношения другим, выздоравливающим от болезни, усилия Всемирной организации здравоохранения по распространению вакцин против оспы первоначально столкнулись с сопротивлением, поскольку местные жители рассматривали вакцинацию как попытку западной науки обойти индуистский религиозный порядок. Чтобы бороться с этим мнением, Международная программа ликвидации оспы (SEP) выпустила плакаты, изображающие Шиталу с иглой для вакцинации, чтобы по-новому интерпретировать иммунизацию как результат силы Шиталы. [ 14 ]
буддизм
[ редактировать ]В буддийских легендах Джварасура и Шитала иногда изображаются как спутники Паранасабари , буддийской богини болезней. Джварасура и Шитала сопровождают ее справа и слева от нее соответственно. [ 15 ]
Храмы Шитала в Индии
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2019 г. ) |


Некоторые из известных храмов:
- Шитала Мата Мандир, Манд , расст. – Мандла , депутат парламента
- Место рождения Шиталы Маты, Магра, Бихар Шариф , Наланда , Бихар
- Шитала Мата Мандир, Механди Гандж, Лакхнау , Уттар-Прадеш
- Шитала Мата Мандир, Пита Махешвар Кунд, Гая , Бихар
- Шитала Мата Мандир, Майнпури , Уттар-Прадеш
- Реджиди Хеджди Мандир, (Каджра, недалеко от Сураджгарха , район Джунджуну), Раджастхан
- Шитала Мата Мандир, Меерут , Уттар-Прадеш
- Шитала Чаукия Дхам Шитала Мата Мандир, Джаунпур
- Шитала Мата Мандир Гургаон
- Храм Шитала Мата, Кханда, Сонипат
- Маа Шитала Чаукия Дхам, Джаунпур
- Шри Шитала Мата Мандир, Адалпура, Мирзапур , Уттар-Прадеш
- Шитла Мата Мандир, Джалор , Раджастхан
- Храм Шитала Мата, Реенгус , Раджастхан
- Шитала Мата Мандир, Гария , Калькутта
- Шитала Мата Мандир, Уна, Химачал-Прадеш
- Шитала Мата Мандир, Палампур, Химачал-Прадеш
- Ламдинг, Нагаон, Ассам
- Шитала Мата Мандир, Джодхпур, Раджастан
- Шитала Мата Мандир, Нагаур , Раджастан
- Шитала Мата Мандир, Каушамбхи, Уттар-Прадеш
- Шитала Мата Мандир, Низамбад, Азамгарх, Уттар-Прадеш
- Шитала Мата Мандир, Бармер, Раджастхан
- Шитала Мата Мандир, Бидлан, Сонипат
- Шитала Мата Мандир, Фаррухабад
- Храм Шитала Деви, Гургаон [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- Храм Шитала Маа, Самта
- Шитала Мата Мандир Анджания, Мандла 481998
- Шитла Деви Мандир, Махим, Мумбаи [ 19 ] [ 20 ]
- Шитала Мандир, Джамшедпур, Джаркханд
- Шитла Деви Мандир, Чембур, Мумбаи
- Шитала Деви Мандир, Барад, Махараштра. [ 21 ]
- Шитала Деви Мандир, Ранибах, Найнитал, Уттаракханд [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- Арнольд, Д. (1993) Колонизация тела: государственная медицина и эпидемические заболевания в Индии девятнадцатого века, Беркли, University of California Press.
- Обойе, Дж. и М.Т. де Мальманн (1950). «Шитала-холод: индийская богиня оспы», Artibus Asiae, 13 (3): 207–227.
- Банг, Б.Г. (1973). «Современные представления о богине оспы Ситале в Западной Бенгалии», Человек в Индии, 53 (1): 79–104.
- Кинсли, Д. Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции
- Даймок, Э.К. младший (1982) «Теология отталкивающего: миф о богине Ситале», в Дж. С. Хоули и Д. М. Вульфе (редакторы), «Божественная супруга: Радха и богини Индии», Беркли, University of California Press , 184–203
- Феррари, Фабрицио М. (2009). «Старые ритуалы для новых угроз. Карьера Ситалы, холодной матери Бенгалии, после оспы». В Брозиус, К. и У. Хускен (ред.), Ritual Matters, Лондон и Нью-Йорк, Routledge, стр. 144–171.
- Феррари, Фабрицио М. (2015). Религия, преданность и медицина в Северной Индии. Целительная сила Ситалы. Лондон: Блумсбери.
- Инхорн, MC и Пи Джей Браун (редакторы) (2005). Антропология инфекционных болезней. Международные перспективы здравоохранения, Амстердам, Routledge.
- Джунгхаре, И.Ю. (1975) «Песни богини Шиталы: религиозно-культурные и лингвистические особенности», Человек в Индии, 55 (4): 298–316.
- Катьял А. и Н. Кишор (2001) «Исполнение богини: священный ритуал в профессиональном исполнении», The Drama Review, 45 (1), 96–117.
- Коленда, П. (1982) «Оспа и ужас бездетности: образы и идеи богини оспы в деревне на севере Индии», в книге Дж. Дж. Престона (ред.), Mother Worship, Chapel Hill, University of North Carolina Press, 227. –250
- Мукхопадьяй, СК (1994) Культ богини Ситалы в Бенгалии: исследование народной культуры, Калькутта, Firma KLM.
- Николас, Р. (2003). Плоды поклонения. Практическая религия в Бенгалии, Chronicle Books, Нью-Дели.
- Стюарт, Т.К. (1995) «Встреча с богиней оспы: благоприятная песня Ситалы», в Д.С. Лопесе-младшем (редактор), «Религия Индии на практике», Принстон, Princeton University Press, 389–397.
- Уодли, С.С. (1980) «Шитала: Крутой», Азиатские фольклорные исследования, 39: 33–62.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Шитала, Шитала, Ситала, Шитала, Ситала: 24 определения» . 3 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 г. . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Народная религия: изменения и преемственность, автор Харвиндер Сингх Бхатти, издатель Rawat Publications, 2000 г. Оригинал из Университета Индианы, оцифрованный 18 июня 2009 г. ISBN 8170336082 , 9788170336082
- ^ Чаудхари, Рам Гопал Сингх (1917). Прогулки в Бихаре . Экспресс Пресс. Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ «Шитала Саптами 2022: Сегодня пост Шитала Саптами, согласно поверьям, поклонение совершается таким образом, чтобы получить результаты» . 24 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (3 августа 2014 г.). «Шитала, Шитала, Ситала, Шитала, Ситала: 24 определения» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (12 октября 2020 г.). «Величие Ситалы [Глава 12]» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Николас, Ральф В. (ноябрь 1981 г.). «Богиня Ситала и эпидемия оспы в Бенгалии» . Журнал азиатских исследований . 41 (1): 21–44. дои : 10.2307/2055600 . JSTOR 2055600 . ПМИД 11614704 . S2CID 8709682 — через JSTOR .
- ^ Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван. ISBN 9788125014539 . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Нараян, Бадри (7 ноября 2006 г.). Женщины-герои и утверждение далитов в Северной Индии: культура, идентичность и политика . Издательство SAGE, Индия. ISBN 978-93-5280-057-5 . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Феррари (2009: 146–147)
- ^ Капур, Манави (23 апреля 2016 г.). «В поисках Гуру Дроначарьи в «Гуруграмме» » . Бизнес-стандарт Индии . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года . Получено 5 марта 2018 г. - через Business Standard.
- ^ «Шитала Мате будут поклоняться в каждом доме, знайте важность поклонения и поклонения мантре» . 21 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Николас, Ральф В. (2003). Плоды поклонения: практическая религия в Бенгалии Ральф В. Николас . Ориент Блэксван. ISBN 9788180280061 . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Абоитиз, Николь Куунжиенг; Манела, Эрез (20 мая 2020 г.). «Интервью — Серия о коронавирусе Тойнби: Эрез Манела о ВОЗ, искоренении оспы и необходимости обновления интернационализма» . Фонд премии Тойнби . Архивировано из оригинала 21 января 2024 года . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ Мишра, ПК (1999). Исследования индуистского и буддийского искусства П.К. Мишры . Публикации Абхинава. ISBN 9788170173687 . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Храм Шри Мата Шитла Деви» . Архивировано из оригинала 16 июля 2009 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ «Храм Шитала Мата в Гургаоне» . религиозный портал.com . Архивировано из оригинала 22 сентября 2007 года . Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ «Шитала Деви Мандир в городе Гургаон, штат Харьяна» . индуизмtheopensourcefaith.blogspot.in . 19 января 2011 г. Архивировано из оригинала 11 июля 2024 г. Проверено 5 марта 2018 г.
- ^ «Храм Шитала в Мумбаи: люди всех религий приходят в гости, знаете, в чем особенность?» , пенджабкесари . 19 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2021 г. Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ «Фейсбук» . www.facebook.com . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 11 июля 2024 г. [ источник, созданный пользователем ]
- ^ «Твердая вера преданных в то, что мать позаботится о вирусе короны на фестивале Шитладеви Наваратри в Бараде» (на маратхи) . Проверено 12 февраля 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Храм Шитала Деви, Ранибах» . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 2 апреля 2021 г.