Jump to content

Шитала

(Перенаправлено с «Деревенской богини» )

Шитала
Богиня недугов [ 1 ]
Богиня Шитала на Джварасуре
Принадлежность Деви
Парвати
Оружие Веник , веер , кувшин для воды (лечебная вода для лечения болезней)
Устанавливать Джварасур (осел)
Фестивали Шитала Астами
Супруга Шива

Шитала ( санскрит : शीतला , IAST : śītalā ) букв. « Прохлада» , также пишется как Шитала и Ситла , — индуистская богиня, почитаемая прежде всего в Северной Индии . [ 2 ] Она считается воплощением богини Парвати . Считается, что она излечивает оспу, язвы, вурдалаки, гнойнички и другие болезни, наиболее непосредственно связанные с заболеванием оспой . Шитале поклоняются во вторник. [ 3 ] Саптами и Аштами (седьмой и восьмой день индуистского месяца), особенно после Холи в месяц Чайтра . Празднование богини Шиталы на седьмой и восьмой день индуистского месяца называется Шитала Саптами и Шитала Астами соответственно. [ 4 ]

Мифология

[ редактировать ]

Божество обычно изображается как мать, защищающая детей от детских недугов, таких как сыпь и оспа . Она также служит богиней плодородия, помогающей женщинам найти хороших мужей и зачать здоровых детей. Ее благоприятное присутствие обещает благополучие семьи и считается защитой источников средств к существованию преданного. Шиталу также вызывают, чтобы обеспечить освежающие дожди и предотвратить голод, засуху и болезни скота. [ 5 ]

XVI века Сканда Пураны В некоторых копиях раздела Каши Кханда о Варанаси описывается, как Шитала лечит такие недуги, как пустулы оспы: [ 6 ]

Чтобы избавиться от фурункулов и волдырей (опы), а также ради детей, преданный берет чечевицу Масура по меркам и перемалывает ее. Благодаря силе Ситалы дети освобождаются от этой болезни.

- Сканда Пурана , Глава 12.

Самые ранние стихи на бенгальском языке на Шитале были написаны в Саптаграме в 1690 году. Композиции 18-го века из Миднапура , Западная Бенгалия, привели к растущей известности Шиталы в религиозном поклонении. В этот период конфликты между Империей маратхов и Британской Ост-Индской компанией привели к голоду, который увеличил смертность от оспы. [ 7 ]

Название и варианты

[ редактировать ]

На санскрите имя «Шитала» (Sheetala śītalā ) буквально означает «тот, кто охлаждает». Эпитет , богини- матери Деви почитаемой в индуизме , «Шитала» представляет собой божественное благословение, дарующее прохладное облегчение от страданий лихорадки. Богине Шитале поклоняются под разными именами на всем Индийском субконтиненте. Преданные чаще всего обращаются к Шитале, используя почетные суффиксы, предназначенные для уважаемых материнских фигур, таких как Шитала- Ма ( хинди : मा māṃ ), Шитала- Мата (санскрит: мата мата ) и Шитала- Амма ( каннада : ಅಮ್ಮ ам'ма ). Шитала почитается индуистами , буддистами и общинами адиваси . Она упоминается в тантрической и пуранической ее более позднее появление в народных текстах литературе, а способствовало популяризации ее поклонения. [ 8 ]

Поклонение Шитале Деви особенно популярно в регионах Северной Индии , особенно среди Джатавов . [ 9 ] где она традиционно идентифицируется как аспект богини Парвати , божественной супруги Шивы . Говорят, что она тоже обитает на дереве нима, хотя у нее есть особые святилища и небольшие храмы, которыми управляет дьявольский жрец, обычно Джатав . В некоторых местах, например в Музаффарнагаре, ей поклоняются как Уджали Мата или Яркой Матери. Другие святыни расположены в Сикандарпуре; в Биджноре, Раевале, Дехрадуне и Джалоне. поклонялись на протяжении многих веков . этим богиням джатавы Судя по документам, [ 9 ] Помимо обращения к ней как «Матери», Шитала Деви также почитается такими почетными титулами, как Тхакурани , Джаграни (царица мира), Карунамайи (полная милости), Мангала (благоприятная), Бхагавати (царица мира). богиня), Даямайи (сострадательная, полная милости и доброты). [ 10 ] В Гургаоне штата Харьяна Шитала считается Крипи (женой Дроны ) и ей поклоняются в Шитала Мата Мандир Гургаон . [ 11 ] В Южной Индии функции Шиталы берет на себя воплощенная богиня Мариамман , которой широко поклоняются тамильские народы .

Шитала Пуджа

[ редактировать ]

Шитале в основном поклоняются женщины в Ситаластами, восьмой день Пхалгуны , одиннадцатого месяца индуистского лунного календаря, который обычно приходится на середину февраля и конец марта, как установил Рагхунандана , поскольку длинные сухие ночи связаны со смертью от болезней. оспа. [ 7 ] проводится множество арти санграх и стути Для пуджи Ситалы . Некоторые из них — Шри Шитала Мата Чалиса, Шитала Маа ки арти и Шри Шитала Мата аштак.

Согласно распространенному мнению, многие семьи не зажигают свои печи в день Аштами/Саптами, и все преданные с радостью едят холодную пищу (приготовленную накануне вечером) в виде прасада . Идея заключается в том, что по мере того, как весна угасает и приближается лето, следует избегать холодной пищи. [ 12 ]

Голова Шиталы Пуджа

Иконография и символика

[ редактировать ]
Изображение Шиталы

Традиционные изображения

[ редактировать ]

Шитала традиционно изображается в виде молодой девушки, увенчанной веером, едущей верхом на осле и держащей короткую метлу, чтобы разливать содержимое своего горшка, полного вирусных пустул или холодной воды бессмертия. В небольших сельских святилищах, построенных общинами Адиваси и Бахуджан , Шитала может быть просто представлена ​​гладкими каменными плитами с нарисованными чертами лица и декоративными украшениями, подаренными преданными. Примечательно, что ссылки на листья нима повсеместно встречаются в литургии Шиталы, а также появляются в ее иконографии , что предполагает раннее понимание Azadirachta indica как лекарственного растения . Более того, листья нима широко упоминаются в « Сушрута Самхите» , где они указаны как эффективное жаропонижающее средство , а также как средство от некоторых воспалительных заболеваний кожи.

Шитала — это форма богини Катьяяни . Она обеспечивает прохладу лихорадящим больным. Согласно Деви Махатмьям , когда асур по имени Джварасура заразил всех детей бактериальной лихорадкой, богиня Катьяяни прибыла в своем аватаре Шитала, чтобы очистить кровь детей, избавив их от бактерий, вызывающих лихорадку, и победив злого Джварасуру. На санскрите джвара означает «лихорадка», а шитала означает «прохлада». В иконографии Северной Индии Шитала часто изображается с Джварасурой как с ее вечным слугой. Другие божества, которым часто поклоняются вместе с Шиталой Деви, включают Гхенту-дебата, бога кожных заболеваний; Рактабати , богиня инфекций крови и шестидесяти четырех эпидемий; и Оладеви , богиня болезней, связанных с холерой. [ 13 ]

Она также изображается восседающей на троне в восьмирукой форме, держащей трезубец , метлу , диск (чакру), горшок с вирусными пустулами и целебной водой, ветки нима, ятаган , раковину . и рука, изображающая варадамудру . Ее также окружают два осла. Это изображение сделало ее богиней защиты, удачи, здоровья и силы.

Ликвидация оспы

[ редактировать ]

Исторически считалось, что Шитала вызывает оспу среди неверующих, предоставляя им возможность для размышлений. Учитывая ее религиозную роль в исцелении тех, кто делает подношения другим, выздоравливающим от болезни, усилия Всемирной организации здравоохранения по распространению вакцин против оспы первоначально столкнулись с сопротивлением, поскольку местные жители рассматривали вакцинацию как попытку западной науки обойти индуистский религиозный порядок. Чтобы бороться с этим мнением, Международная программа ликвидации оспы (SEP) выпустила плакаты, изображающие Шиталу с иглой для вакцинации, чтобы по-новому интерпретировать иммунизацию как результат силы Шиталы. [ 14 ]

В буддийских легендах Джварасура и Шитала иногда изображаются как спутники Паранасабари , буддийской богини болезней. Джварасура и Шитала сопровождают ее справа и слева от нее соответственно. [ 15 ]

Храмы Шитала в Индии

[ редактировать ]
Шитала Макара Дхам (Тилочан Махадев, Джаунпур)
Интерьер храма Шитала в Бидхан Сарани в Калькутте, Западная Бенгалия.

Некоторые из известных храмов:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Арнольд, Д. (1993) Колонизация тела: государственная медицина и эпидемические заболевания в Индии девятнадцатого века, Беркли, University of California Press.
  • Обойе, Дж. и М.Т. де Мальманн (1950). «Шитала-холод: индийская богиня оспы», Artibus Asiae, 13 (3): 207–227.
  • Банг, Б.Г. (1973). «Современные представления о богине оспы Ситале в Западной Бенгалии», Человек в Индии, 53 (1): 79–104.
  • Кинсли, Д. Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции
  • Даймок, Э.К. младший (1982) «Теология отталкивающего: миф о богине Ситале», в Дж. С. Хоули и Д. М. Вульфе (редакторы), «Божественная супруга: Радха и богини Индии», Беркли, University of California Press , 184–203
  • Феррари, Фабрицио М. (2009). «Старые ритуалы для новых угроз. Карьера Ситалы, холодной матери Бенгалии, после оспы». В Брозиус, К. и У. Хускен (ред.), Ritual Matters, Лондон и Нью-Йорк, Routledge, стр. 144–171.
  • Феррари, Фабрицио М. (2015). Религия, преданность и медицина в Северной Индии. Целительная сила Ситалы. Лондон: Блумсбери.
  • Инхорн, MC и Пи Джей Браун (редакторы) (2005). Антропология инфекционных болезней. Международные перспективы здравоохранения, Амстердам, Routledge.
  • Джунгхаре, И.Ю. (1975) «Песни богини Шиталы: религиозно-культурные и лингвистические особенности», Человек в Индии, 55 (4): 298–316.
  • Катьял А. и Н. Кишор (2001) «Исполнение богини: священный ритуал в профессиональном исполнении», The Drama Review, 45 (1), 96–117.
  • Коленда, П. (1982) «Оспа и ужас бездетности: образы и идеи богини оспы в деревне на севере Индии», в книге Дж. Дж. Престона (ред.), Mother Worship, Chapel Hill, University of North Carolina Press, 227. –250
  • Мукхопадьяй, СК (1994) Культ богини Ситалы в Бенгалии: исследование народной культуры, Калькутта, Firma KLM.
  • Николас, Р. (2003). Плоды поклонения. Практическая религия в Бенгалии, Chronicle Books, Нью-Дели.
  • Стюарт, Т.К. (1995) «Встреча с богиней оспы: благоприятная песня Ситалы», в Д.С. Лопесе-младшем (редактор), «Религия Индии на практике», Принстон, Princeton University Press, 389–397.
  • Уодли, С.С. (1980) «Шитала: Крутой», Азиатские фольклорные исследования, 39: 33–62.
  1. ^ «Шитала, Шитала, Ситала, Шитала, Ситала: 24 определения» . 3 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 г. . Проверено 6 августа 2022 г.
  2. ^ Народная религия: изменения и преемственность, автор Харвиндер Сингх Бхатти, издатель Rawat Publications, 2000 г. Оригинал из Университета Индианы, оцифрованный 18 июня 2009 г. ISBN   8170336082 , 9788170336082
  3. ^ Чаудхари, Рам Гопал Сингх (1917). Прогулки в Бихаре . Экспресс Пресс. Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 31 мая 2022 г.
  4. ^ «Шитала Саптами 2022: Сегодня пост Шитала Саптами, согласно поверьям, поклонение совершается таким образом, чтобы получить результаты» . 24 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 24 марта 2022 г.
  5. ^ www.wisdomlib.org (3 августа 2014 г.). «Шитала, Шитала, Ситала, Шитала, Ситала: 24 определения» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
  6. ^ www.wisdomlib.org (12 октября 2020 г.). «Величие Ситалы [Глава 12]» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
  7. ^ Jump up to: а б Николас, Ральф В. (ноябрь 1981 г.). «Богиня Ситала и эпидемия оспы в Бенгалии» . Журнал азиатских исследований . 41 (1): 21–44. дои : 10.2307/2055600 . JSTOR   2055600 . ПМИД   11614704 . S2CID   8709682 — через JSTOR .
  8. ^ Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы: начало 1850 г. Ориент Блэксван. ISBN  9788125014539 . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б Нараян, Бадри (7 ноября 2006 г.). Женщины-герои и утверждение далитов в Северной Индии: культура, идентичность и политика . Издательство SAGE, Индия. ISBN  978-93-5280-057-5 . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 30 октября 2023 г.
  10. ^ Феррари (2009: 146–147)
  11. ^ Капур, Манави (23 апреля 2016 г.). «В поисках Гуру Дроначарьи в «Гуруграмме» » . Бизнес-стандарт Индии . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года . Получено 5 марта 2018 г. - через Business Standard.
  12. ^ «Шитала Мате будут поклоняться в каждом доме, знайте важность поклонения и поклонения мантре» . 21 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года . Проверено 27 марта 2022 г.
  13. ^ Николас, Ральф В. (2003). Плоды поклонения: практическая религия в Бенгалии Ральф В. Николас . Ориент Блэксван. ISBN  9788180280061 . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
  14. ^ Абоитиз, Николь Куунжиенг; Манела, Эрез (20 мая 2020 г.). «Интервью — Серия о коронавирусе Тойнби: Эрез Манела о ВОЗ, искоренении оспы и необходимости обновления интернационализма» . Фонд премии Тойнби . Архивировано из оригинала 21 января 2024 года . Проверено 1 октября 2023 г.
  15. ^ Мишра, ПК (1999). Исследования индуистского и буддийского искусства П.К. Мишры . Публикации Абхинава. ISBN  9788170173687 . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 4 декабря 2020 г.
  16. ^ «Храм Шри Мата Шитла Деви» . Архивировано из оригинала 16 июля 2009 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
  17. ^ «Храм Шитала Мата в Гургаоне» . религиозный портал.com . Архивировано из оригинала 22 сентября 2007 года . Проверено 5 марта 2018 г.
  18. ^ «Шитала Деви Мандир в городе Гургаон, штат Харьяна» . индуизмtheopensourcefaith.blogspot.in . 19 января 2011 г. Архивировано из оригинала 11 июля 2024 г. Проверено 5 марта 2018 г.
  19. ^ «Храм Шитала в Мумбаи: люди всех религий приходят в гости, знаете, в чем особенность?» , пенджабкесари . 19 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2021 г. Проверено 11 июля 2024 г.
  20. ^ «Фейсбук» . www.facebook.com . Архивировано из оригинала 11 июля 2024 года . Проверено 11 июля 2024 г. [ источник, созданный пользователем ]
  21. ^ «Твердая вера преданных в то, что мать позаботится о вирусе короны на фестивале Шитладеви Наваратри в Бараде» (на маратхи) . Проверено 12 февраля 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  22. ^ «Храм Шитала Деви, Ранибах» . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c25b6ce9de590c4d1277aa63af63c4e__1725747060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/4e/9c25b6ce9de590c4d1277aa63af63c4e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shitala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)