Ганс Балушек

Ганс Балушек (9 мая 1870 — 28 сентября 1935) — немецкий художник, график и писатель.
Балушек был видным представителем немецкого критического реализма и поэтому стремился с яркой откровенностью изобразить жизнь простого народа. [1] Его картины посвящены рабочему классу Берлина. Он принадлежал к движению Берлинского сецессиона , группе художников, интересующихся современными тенденциями в искусстве. Тем не менее, при жизни он был наиболее широко известен своими причудливыми иллюстрациями к популярной детской книге « Путешествие маленького Питера на Луну» (немецкое название: Peterchens Mondfahrt ).
Ганс Балушек после 1920 года был активным членом Социал-демократической партии Германии , которая в то время еще исповедовала марксистский взгляд на историю.
Жизнь
[ редактировать ]

Детство и юность (1870–1889)
[ редактировать ]Ганс Балушек родился 9 мая 1870 года в Бреслау , в то время шестом по величине городе Германии (ныне Вроцлав , Польша), в семье Франца Балушека, геодезиста и инженера путей сообщения, и его жены. [2] У него было три сестры, две из которых умерли от туберкулеза в детстве. После франко-прусской войны и основания Германской империи в 1871 году Франц стал независимым инженером железных дорог и какое-то время жил в гораздо меньшем городе Хайнау (ныне Хойнув , Польша). Именно в детстве Ганс Балушек увлекся железными дорогами, что позже отразилось в его картинах. [2]
В 1876 году семья с шестилетним Гансом переехала в Берлин, где в течение следующего десятилетия пять раз меняла место жительства, живя в нескольких недавно построенных квартирах, построенных специально для рабочих. Берлин оказался в разгаре экономического кризиса после паники 1873 года , но Францу Балушеку повезло сохранить работу на железной дороге, и он смог поддержать свою семью в стиле kleinbürgerlich (мелкобуржуазный) среди менее богатых пролетарских соседей семьи.
После начальной школы Ганс Балушек в возрасте 9 лет поступил в Асканскую гимназию, среднюю школу в районе Темпельхоф-Шёнеберг в Берлине, которая предлагала учебные программы по гуманитарным и естественным наукам. [2]
В 1880-х годах на молодого Балушка произвела глубокое впечатление берлинская выставка картин русского художника Василия Верещагина , чьи работы изображали ужасы войны, особенно русско-турецкой войны 1877–1878 годов . Эти картины широко обсуждались в художественных кругах Берлина, где их графический реализм стал для некоторых шоком. Балушек начал копировать картины и писать свои военные сцены в манере Верещагина, влияние которой можно обнаружить в некоторых более поздних работах Балушека. [2]
В 1887 году его отец устроился на работу на железной дороге на большом немецком острове Рюген , и семья переехала в соседний Штральзунд , где Балушек завершил гимназическое образование. В Штральзунде на него повлиял преподаватель Макс Шютте, который учил своих студентов принципам социализма, особенно подчеркивая взаимосвязь между экономическими и социальными проблемами, и который в конечном итоге был уволен из-за своих левых политических взглядов. Балушек и его одноклассники посвятили себя изучению политических произведений Толстого и Золя популярных в то время . Когда Балушек сдал Abitur (выпускной экзамен) в 1889 году и окончил гимназию , он заявил, что хочет стать художником. [2]
Ранние годы художника (1890–1894).
[ редактировать ]После окончания школы Балушек был принят в Берлинский университет искусств (Universität der Künste), где познакомился с немецким художником Мартином Бранденбургом , с которым ему пришлось сохранить дружбу на всю жизнь. Университет, однако, оставался довольно консервативным, несмотря на множество новых тенденций в искусстве, таких как широко популярный французский импрессионизм . [2] Обучение сосредоточено на традиционных методах и истории искусства.
Балушек жил в районе Шенеберг в Берлине. Его самый ранний известный альбом для рисования датируется 1889 годом и включает в себя автопортрет, на котором он изображен в студенческой одежде. Среди его ранних работ — военные и военные сцены, а также изображения уличной жизни Штральзунда и Берлина. В 1890-е годы он создавал иллюстрации классовых различий и пролетарской жизни в Берлине, в которых окончательно отошел от традиционных техник.
Балушек покинул университет искусств в 1893 году и начал работать как независимый художник, сосредоточившись теперь почти исключительно на социально-классовых различиях, что сделало его аутсайдером на сцене консервативного искусства вильгельминовской Германии . Тем временем он читал левые произведения Герхарта Гауптмана , Толстого , Ибсена , Иоганна Шлафа и Арно Хольца и находился под сильным влиянием литературы натурализма . [2]
Художественное развитие (1894–1914).
[ редактировать ]



Основной период художественного развития Баклушек начался в 1894 году и продлился два десятилетия, вплоть до начала Первой мировой войны в 1914 году. Балушек отождествлял себя с оппозицией традиционному репрезентативному искусству и наладил отношения с художниками в кругу, где доминировал импрессионист Макс Либерман (позже классифицированный как нацистами как практиком « дегенеративного искусства »). Картины Балушека этого периода изображают жизнь на окраине Берлина, где процветало строительство фабрик, жилых комплексов и железных дорог. Его любимыми темами были фабрики, кладбища и, прежде всего, простые рабочие Берлина. Например, его работа 1894 года «Полдень» ( Миттаг ) изображает женщин с детьми, приносящих корзины с обедом своим мужчинам, работающим на фабриках, и напоминает «бесконечную тяжелую работу» жизни рабочего класса с ее постоянным повторением повседневных задач. [3] В «Свободном вечере железнодорожника» ( Eisenbahner-Feierabend ) 1895 года эта тема представлена отдельным рабочим, который, уставший, возвращается с работы на фоне железнодорожных сооружений, дымовых труб и проводов трамвая, и его приветствуют встревоженные дети.
В то время Балушек поддерживал дружеские отношения с поэтом-авангардистом Рихардом Демелем , известным такими стихами, как «Рабочий человек» ( Der Arbeitmann ) и «Четвертый класс » ( Vierter Klasse ). [4] Балушек создал иллюстрацию для обложки Демеля «Женщина и мир » ( Weib und Welt сборника стихов ), вышедшего в 1896 году.Балушек установил отношения с несколькими писателями левого толка, в том числе с поэтом и драматургом Арно Хольцем , наиболее известным благодаря сборнику стихов «Фантаз» (1898), описывающему голодающих художников берлинского района Веддинг. Хольц был для Балушека ключевой фигурой литературного натурализма и духовным наставником. Примерно в это же время Балушек разработал свой собственный стиль живописи, используя акварели и гуаши технику ; он редко писал маслом. Поверхность сначала была подготовлена масляно-меловым карандашом, который, по мнению Балушека, был особенно восприимчив к серым городским тонам рабочего Берлина. [5]
Во второй половине 1890-х годов Балушек постепенно получал признание на берлинской художественной сцене, особенно после выставок в 1895, 1896 и 1897 годах с Мартином Бранденбургом . Хотя Балушек ранее выставлялся в небольших галереях, это было его первое знакомство с широкой публикой. В то время как Либерман и другие художники рисовали пролетарские темы, работы Балушека теперь считались новыми и необычными. Берлинский коллекционер произведений искусства Карл Брохан отметил, что «прямая честность» «кусочков жизни» Балушека была «тревожно провокационна». Его изображение бесчеловечной среды обитания и мрачных условий труда за часто блестящим фасадом общества показало, по словам искусствоведа Вилли Пастора, «что за кулисами скрыто нечто большее, чем уютная история». [6]
На этих выставках искусствоведы с изумлением бродили от картины к картине, которую некоторые из них находили лишенной вкуса и изысканности. [6] В таких работах, как «Парк развлечений Хазенхайде» (1895) , поверхностное праздничное настроение контрастирует с кислыми выражениями лиц предполагаемых весельчаков. В фильме «Здесь семья может варить кофе» (1895) похожее настроение вызывают измученные и морщинистые лица женщин, а в «Тингл-клубок» (1890) патриотически оформленный интерьер ночного клуба контрастирует с рискованным выступлением проститутки. В берлинском парке развлечений курящий подросток-рабочий контрастирует с ребенком, надувающим воздушный шарик, а акварель « Новые дома » (1895) изображает монотонные ряды пустующих новых многоквартирных домов возле фабрики. [3]
В конце XIX века берлинская художественная сцена раскололась на два лагеря из-за недовольства художников-новаторов официально разрешенными выставками в городских музеях. Под руководством импрессиониста Вальтера Лейстикова в 1892 году была создана художественная группа «XI», и Балушек был приглашен для участия в XI выставках. В 1898 году многие члены XI, также возглавляемые Лейстиковым, сформировали Берлинский сецессион , в том числе Балушек, который стал секретарем группы. В состав Сецессиона также вошли немецкие художники Кете Кольвиц , Отто Нагель и Генрих Зилле , а также пропагандировались французский импрессионизм , пуантилизм и символизм . Балушек регулярно дебютировал на выставках Сецессиона, становясь фоном для консервативных критиков. Например, граф Вальдемар фон Ориола, депутат рейхстага от Национал-либеральной партии, назвал его работу «безудержной пародией на эстетические нормы». [3]
В 1900 году Балушек влюбился в актрису театра Шарлотту фон Пазатку-Липинский. Художественное признание в любви к ней он написал в виде сказочной картины, в которой предстал в образе эльфа, дарящего розу даме, похожей на Пзатку-Липинскую. Они поженились в 1902 году и переехали в дом в районе Тиргартен в Берлине. Однако их первоначально романтический брак оказался бездетным и не приносил личного удовлетворения, и в 1913 году они развелись. [3]
Балушек был описан в 1904 году как первый в серии монографий Германа Эссвайна под названием «Современные иллюстраторы» , в которую позже вошли Эдвард Мунк , Тулуз-Лотрек и Обри Бердсли . Эссвейн выделил не только популярные сказочные иллюстрации Балушека, но и его суровые изображения жизни берлинского рабочего класса. [7]
В 1908 году Балушек стал членом совета директоров Берлинского Сецессиона, в этом качестве он стал участвовать во все более спорных дебатах. Появление экспрессионизма привело к спорам среди членов Сецессиона. Например, Макс Бекманн жаловался на «одну наглую наглость за другой» со стороны художников нового поколения, а Либерманн препятствовал проведению выставки Сецессиона с участием Анри Матисса . [3] В 1910 году более авангардная отколовшаяся группа «Новый Сецессион», возглавляемая Георгом Таппертом и Максом Пехштейном , организовала «выставку работ, отвергнутых Берлинским Сецессионом». [8] Внутренние разногласия достигли пика в 1913 году, что ускорило отставку 42 художников Сецессиона, включая весь совет директоров, в том числе Балушека. [3] В том же году Балушек, которому тогда было 43 года, женился на Ирен Дрёссе, 25-летней бывшей студентке факультета искусств. Их брак выдержал испытание временем, и во время Первой мировой войны Ирен родила двух дочерей. [3]
Развитие во время Первой мировой войны (1914–1918)
[ редактировать ]Первая мировая война оказала глубокое влияние на художественную сцену Берлина и на отдельных художников. Объявление Германией войны России и Франции привело к разрядке сдерживаемой напряженности, которая накапливалась десятилетиями из-за напряженных международных отношений и повторяющихся кризисов.
Даже в художественном сообществе были оптимистические патриотические выражения, хотя некоторые немецкие художники, такие как Кольвиц и Нагель, не участвовали в волне народного энтузиазма. Балушек и Либерманн были среди тех, кто внес свой вклад в журнал искусствоведа Пауля Кассирера «Военное время» ( Kriegszeit ), попытку продемонстрировать поддержку военных усилий со стороны художественного сообщества, а также в еженедельное издание « Журнал художников войны» ( Künstlerblätter zum Krieg ). Несколько бывших членов Сецессиона, в том числе Бекманн и Эрих Хекель , пошли добровольцами в немецкую армию. [9]
Патриотическая позиция Балушека противоречила его давнему отвращению к монархии Гогенцоллернов, но, возможно, отражала скрытое недовольство повсеместным влиянием французского искусства в Германии. В 1915 году он внес около двух десятков рисунков на военную карту, изданную под эгидой ассоциации госпиталей. Он включал в себя иллюстрации современного оружия, сопровождаемые «ярким патриотическим текстом», а также жуткие изображения боевых сцен и полевых госпиталей. [10]
Хотя в свои 40 лет Балушек пошел добровольцем на военную службу, а в 1916 году был направлен резервистом сначала на Западный фронт, затем на Восточный фронт. Во время службы в армии он рисовал более торжественные изображения батальных сцен. (Его близкий друг Мартин Бранденбург, сепаратист, был тяжело ранен в бою, потерял глаз и умер от ран после войны в 1919 году.) На картине Балушека 1917 года « На родину» ( Zur Heimat ) изображен солдатский гроб. с медалями, загружаемыми для отправки в Германию, и напоминает о патриотической жертве солдата. Окончание войны в 1918 году с ее катастрофическим исходом для Германии глубоко потрясло Балушека, и он держался на расстоянии от революции, породившей Веймарскую республику . Его художественные произведения сократились до нескольких иллюстраций и автопортрета, на котором он изображен с мрачным выражением лица. [9]
- Первая мировая война
- Атака - (с изображением немецких войск)
- Полевой госпиталь
- Война
- Поражение – (С изображением русских войск)
- Наказание – (с изображением убитых франктирёров )
- Заснежено
- декабрь
- Церковное окно
Веймарские годы (1918–35).
[ редактировать ]
Для Балушека-художника последующие годы прошли во власти иллюстраций к сказкам, а те, которые он внес в « Путешествие Маленького Петра на Луну » ( Peterchens Mondfahrt ) в 1919 году, до сих пор считаются классикой детской литературы. [11] Балушек иллюстрировал другие детские книги, в том числе «Что нам говорит календарь» ( Was der Kalender erzählt ), «В сказочную страну» ( In's Märchenland ) и «О маленьких людях, маленьких животных и мелочах» ( Von Menschlein, Tierlein, Dinglein ), появившиеся в 1919, 1922 и 1924 годы соответственно. Он также иллюстрировал издание «Сказок братьев Гримм» 1925 года. [11] Тем временем он создавал плакаты и рекламные материалы для театра и кино, а также рисунки костюмов для продюсеров и образные сцены из берлинской жизни для знаменитого винного бара Lutter & Wegner. [11]
Как и многие другие художники, Балушек после войны оказался в кризисе, но воспользовался представившейся возможностью и решил заняться культурно-просветительской деятельностью. Он поддержал производство фильма « Путешествие матери Краузе к счастью» (1919), в котором была изображена жестокость бедности и восхвалялся коммунизм как спасительная сила. [12] В 1920 году он был среди основателей Народной школы Большого Берлина (Volkshochschule Gross-Berlin) и преподавал там живопись. [12]
Балушек также был среди основателей Лиги пролетарской литературы (Bund für proletarische Literatur), а в 1924 году был назначен членом литературного консультативного совета «книжного кружка» Социал-демократической партии. Он вступил в партию в 1920 году и был председателем представителей художников округа Шенеберг . Он стал советником мэра Густава Бёсса и сыграл ведущую роль в создании Бюро благосостояния берлинских художников, председателем которого он какое-то время был. [12]
- Путешествие на Луну, 1919 год.
- Лунная пушка
- Ночь
- Дворец Ночной Феи
- Звездный луг
- Битва с Человеком на Луне
- Назад Домой
- Иллюстрация из «Путешествия на Луну».

Балушек иллюстрировал ряд периодических изданий, в том числе «Социал-демократическое иллюстрированное национальное знамя» ( Illustrierte Reichsbannerzeitung ), а также школьные учебники и романы; его увлечение железнодорожным транспортом видно на иллюстрациях этого периода. Он принадлежал к левому крылу социал-демократов и был доволен деятельностью коммунистов, значительной политической силы в Веймарской Германии. Его картина «Будущее» ( Zukunft ) появилась на титульном листе коммунистического журнала « Серп и молот» в 1920 году. [12] Балушек был среди 10 немецких художников левого толка, принявших участие в международной антивоенной конференции 1924 года в Амстердаме. [13] В 1929–31 годах он был директором Художественной выставки Большого Берлина. [12]
- Судьи Берлинского Сецессиона (1908 г.), слева направо: Фриц Климш , Август Галл , Вальтер Лейстиков , Ганс Балушек, Пауль Кассирер , Макс Слефогт (сидит), Джордж Моссон (стоит), Макс Крузе (стоит), Макс Либерманн (сидит) ), Эмиль Рудольф Вайс (стоя), Ловис Коринт (стоя).
- Балушек открывает Художественную выставку Большого Берлина в 1931 году.

Запрещено нацистами
[ редактировать ]Как и следовало ожидать, после того, как нацисты пришли к власти в январе 1933 года, они заклеймили Балушека «художником-марксистом» и отнесли его работы к так называемому дегенеративному искусству ( entartete Kunst ). [14] Его сняли со всех должностей и запретили участвовать в выставках. [15]
Ганс Балушек умер 28 сентября 1935 года в Берлине в возрасте 65 лет и был похоронен на Вильмерсдорфском лесном кладбище в Штансдорфе, к югу от Берлина, недалеко от Потсдама.
Послевоенные события
[ редактировать ]Ганс Балушек не входит в число самых известных художников Берлинского сецессиона. В послевоенной Западной Германии ему уделялось сравнительно мало внимания, тогда как в Восточной Германии его прославляли за его левые темы, а его работы часто воспроизводились в качестве иллюстраций в различных публикациях. Экспонаты его работ были организованы в годовщины его смерти, в частности, в Музее Меркишес в Восточном Берлине. [16] В 1981 году мемориальная доска была установлена на доме, который он занимал в районе Шенеберг в Берлине. [17]
небольшой парк в Шенеберге ( Hans-Baluschek-Park После воссоединения в 2004 году его именем был назван ).
Избранные произведения
[ редактировать ]- Избранные произведения
- Прибытие экспресса , 1909 год.
- Уголок большого города , 1929 год.
- Железнодорожный вокзал , 1929 год.
- Служба занятости , 1931 год.
- Холод , 1917 год.
- Распродажа рождественских елок 1930 г.
- Глубокий снег , 1918 год.
- Летний фестиваль , 1909 год.
- Сиротская улица, Берлин , 1927 год.
- Фонтан у городских ворот , 1935 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ганс Балушек: В борьбе за свое искусство , в: Die Gartenlaube № 27, 1920; Страницы 447–450.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Настоящий берлинец из Бреслау 1870–1893 гг. В: Брохан 2002, стр. 14–24.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Книжка с картинками общественной жизни 1894–1914 гг. В: Брохан 2002, стр. 25–54.
- ^ Ричард Демель: Рабочий. В: Женщина и мир , Берлин, 1896 г., стр. 123–125.
- ^ согласно Эссвайну, стр. 14, и Брохану, стр. 30.
- ^ Jump up to: а б Вилли Пастор: Изучайте главы. Берлин, 1902 г. Цитируется по Bröhan 2002, стр. 39.
- ^ Герман Эссвейн: Ганс Балушек . Пайпер, Мюнхен и Лейпциг, 1910 год.
- ^ Анке Даемген: Новый Сецессион в Берлине , в упр. Кат.: Противники Либермана - Новый сецессион в Берлине и экспрессионизм , Фонд Бранденбургских ворот, Дом Макса Либермана, Берлин, 2011, стр. 22.
- ^ Jump up to: а б Военное время 1914–1918 гг. В: Брохан 2002, стр. 69–79.
- ^ Ханс Балушек, Ришар Дю Мулен-Экарт : Война 1914–1916. Хьюго Бермюлер Верлаг, Берлин-Лихтерфельде, 1915 г. ( цифровая копия )
- ^ Jump up to: а б с В лучшем мире. Фэнтези и сказки. В: Брохан 2002, стр. 80–85.
- ^ Jump up to: а б с д и Для Республики. 1920–1935. В: Брохан 2002, стр. 86–109.
- ^ Фридегунд Вайдеманн: Коллекция пролетарско-революционного и антифашистского искусства в Доме Отто-Нагеля как третьем отделе Национальной галереи. Исследования и отчеты, Том 25, Вклад в историю искусства, нумизматику и реставрацию, Государственные музеи Берлина - Прусское культурное наследие 1985; стр. 92–95.
- ^ «Ганс Балушек (на немецком языке)» . kunstbilder-galerie.de . Проверено 30 июня 2014 г.
- ^ «Ганс Балушек — «художник сточной канавы» и депутат Шёнеберга от искусства» . friedenau-netzwerk.de . Проверено 30 июня 2014 г.
- ^ В Märkisches Museum представлены картины Ганса Балушека. В: Новая Германия , 27 сентября 1985 г.
- ^ Мемориальная доска Гансу Балушеку. В: Der Tagesspiegel , 27 сентября 1981 г.
Источники
[ редактировать ]- Маргит Брохан: Ганс Балушек. 1870–1935. Художник, рисовальщик, иллюстратор . 2-е расширенное издание. Музей Брохана, Берлин, 2002 г., ISBN 3-9807894-0-3 .
- Герман Эссвейн: Ганс Балушек . Пайпер, Мюнхен и Лейпциг, 1910 год.
- Ганс Маковски: Ганс Балушек. В: Искусство и художники. Иллюстрированный ежемесячный журнал по изобразительному и декоративному искусству. Издательство Бруно Кассирера, Берлин, 1903 г. (том 1), стр. 331–338.
- Гюнтер Мейснер : Ганс Балушек . Verlag der Kunst, Дрезден, 1985.
- Фридрих Вендель: Ганс Балушек - Монография . Дитц Нахф., Берлин, 1924 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Под редакцией Тобиаса Хоффмана и Фабиана Райффершайдта. СЕКРЕТНЫЕ КОДЫ. ПЕРЕЧИТАЙТЕ КАРТИНУ ГАНСА БАЛУЩЕКА! . 1-е изд. Музей Брохана, Берлин, 2024 г.
- Брохан, Маргит. Ганс Балушек. 1870–1935. Художник, рисовальщик, иллюстратор . 2-е изд. Музей Брохана, Берлин, 2002 г., ISBN 3-9807894-0-3
- Эссвейн, Герман. Ганс Балушек . Пайпер, Мюнхен и Лейпциг, 1910 год.
- Готвальдт, Альфред. Поэзия рельсов. Воспоминания о Гансе Балушеке, железнодорожном художнике в Берлине . В: История железных дорог 41 (2010), стр. 68–72.
- Мейснер, Гюнтер. Ганс Балушек . Verlag der Kunst, Дрезден, 1985.
- Вендель, Фридрих . Ганс Балушек - Монография . Дитц Нахф., Берлин, 1924 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Ганса Балушека или о нем в Internet Archive
- Литература Ганса Балушека и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Янка Имвольде, Лутц Вальтер Ханс Балушек dhm.de (на немецком языке)
- «Произведения Ганса Балушека» . Zeno.org (на немецком языке).
- Ганс Балушек на IMDb
- Томас Носке: Ганс Балушек . В: www.epoche2.de , 2007 г.
- Запись Ханса Балушека в Список имен художников Союза.
- Краткая биография Балушека
- Немецкие художники XIX века.
- Немецкие художники-мужчины XIX века
- Немецкие художники-мужчины
- Немецкие художники 20 века.
- Немецкие художники-мужчины 20-го века
- 1870 рождений
- 1935 смертей
- Художники из Вроцлава
- Художники из Силезии
- Персонал немецкой армии Первой мировой войны
- Выпускники Берлинского университета искусств