Jump to content

Ганс Балушек

Автопортрет , 1918 год.

Ганс Балушек (9 мая 1870 — 28 сентября 1935) — немецкий художник, график и писатель.

Балушек был видным представителем немецкого критического реализма и поэтому стремился с яркой откровенностью изобразить жизнь простого народа. [1] Его картины посвящены рабочему классу Берлина. Он принадлежал к движению Берлинского сецессиона , группе художников, интересующихся современными тенденциями в искусстве. Тем не менее, при жизни он был наиболее широко известен своими причудливыми иллюстрациями к популярной детской книге « Путешествие маленького Питера на Луну» (немецкое название: Peterchens Mondfahrt ).

Ганс Балушек после 1920 года был активным членом Социал-демократической партии Германии , которая в то время еще исповедовала марксистский взгляд на историю.

Ганс Балушек, 1930 год.
Дождь , 1917 год.

Детство и юность (1870–1889)

[ редактировать ]

Ганс Балушек родился 9 мая 1870 года в Бреслау , в то время шестом по величине городе Германии (ныне Вроцлав , Польша), в семье Франца Балушека, геодезиста и инженера путей сообщения, и его жены. [2] У него было три сестры, две из которых умерли от туберкулеза в детстве. После франко-прусской войны и основания Германской империи в 1871 году Франц стал независимым инженером железных дорог и какое-то время жил в гораздо меньшем городе Хайнау (ныне Хойнув , Польша). Именно в детстве Ганс Балушек увлекся железными дорогами, что позже отразилось в его картинах. [2]

В 1876 году семья с шестилетним Гансом переехала в Берлин, где в течение следующего десятилетия пять раз меняла место жительства, живя в нескольких недавно построенных квартирах, построенных специально для рабочих. Берлин оказался в разгаре экономического кризиса после паники 1873 года , но Францу Балушеку повезло сохранить работу на железной дороге, и он смог поддержать свою семью в стиле kleinbürgerlich (мелкобуржуазный) среди менее богатых пролетарских соседей семьи.

После начальной школы Ганс Балушек в возрасте 9 лет поступил в Асканскую гимназию, среднюю школу в районе Темпельхоф-Шёнеберг в Берлине, которая предлагала учебные программы по гуманитарным и естественным наукам. [2]

В 1880-х годах на молодого Балушка произвела глубокое впечатление берлинская выставка картин русского художника Василия Верещагина , чьи работы изображали ужасы войны, особенно русско-турецкой войны 1877–1878 годов . Эти картины широко обсуждались в художественных кругах Берлина, где их графический реализм стал для некоторых шоком. Балушек начал копировать картины и писать свои военные сцены в манере Верещагина, влияние которой можно обнаружить в некоторых более поздних работах Балушека. [2]

В 1887 году его отец устроился на работу на железной дороге на большом немецком острове Рюген , и семья переехала в соседний Штральзунд , где Балушек завершил гимназическое образование. В Штральзунде на него повлиял преподаватель Макс Шютте, который учил своих студентов принципам социализма, особенно подчеркивая взаимосвязь между экономическими и социальными проблемами, и который в конечном итоге был уволен из-за своих левых политических взглядов. Балушек и его одноклассники посвятили себя изучению политических произведений Толстого и Золя популярных в то время . Когда Балушек сдал Abitur (выпускной экзамен) в 1889 году и окончил гимназию , он заявил, что хочет стать художником. [2]

Ранние годы художника (1890–1894).

[ редактировать ]

После окончания школы Балушек был принят в Берлинский университет искусств (Universität der Künste), где познакомился с немецким художником Мартином Бранденбургом , с которым ему пришлось сохранить дружбу на всю жизнь. Университет, однако, оставался довольно консервативным, несмотря на множество новых тенденций в искусстве, таких как широко популярный французский импрессионизм . [2] Обучение сосредоточено на традиционных методах и истории искусства.

Балушек жил в районе Шенеберг в Берлине. Его самый ранний известный альбом для рисования датируется 1889 годом и включает в себя автопортрет, на котором он изображен в студенческой одежде. Среди его ранних работ — военные и военные сцены, а также изображения уличной жизни Штральзунда и Берлина. В 1890-е годы он создавал иллюстрации классовых различий и пролетарской жизни в Берлине, в которых окончательно отошел от традиционных техник.

Балушек покинул университет искусств в 1893 году и начал работать как независимый художник, сосредоточившись теперь почти исключительно на социально-классовых различиях, что сделало его аутсайдером на сцене консервативного искусства вильгельминовской Германии . Тем временем он читал левые произведения Герхарта Гауптмана , Толстого , Ибсена , Иоганна Шлафа и Арно Хольца и находился под сильным влиянием литературы натурализма . [2]

Художественное развитие (1894–1914).

[ редактировать ]
Железнодорожный вокзал Большого города , 1904 год.
Парк развлечений Хазенхайде , 1895 год.
Город рабочих , 1920 год.
Здесь семья может приготовить кофе , 1895 год.

Основной период художественного развития Баклушек начался в 1894 году и продлился два десятилетия, вплоть до начала Первой мировой войны в 1914 году. Балушек отождествлял себя с оппозицией традиционному репрезентативному искусству и наладил отношения с художниками в кругу, где доминировал импрессионист Макс Либерман (позже классифицированный как нацистами как практиком « дегенеративного искусства »). Картины Балушека этого периода изображают жизнь на окраине Берлина, где процветало строительство фабрик, жилых комплексов и железных дорог. Его любимыми темами были фабрики, кладбища и, прежде всего, простые рабочие Берлина. Например, его работа 1894 года «Полдень» ( Миттаг ) изображает женщин с детьми, приносящих корзины с обедом своим мужчинам, работающим на фабриках, и напоминает «бесконечную тяжелую работу» жизни рабочего класса с ее постоянным повторением повседневных задач. [3] В «Свободном вечере железнодорожника» ( Eisenbahner-Feierabend ) 1895 года эта тема представлена ​​отдельным рабочим, который, уставший, возвращается с работы на фоне железнодорожных сооружений, дымовых труб и проводов трамвая, и его приветствуют встревоженные дети.

В то время Балушек поддерживал дружеские отношения с поэтом-авангардистом Рихардом Демелем , известным такими стихами, как «Рабочий человек» ( Der Arbeitmann ) и «Четвертый класс » ( Vierter Klasse ). [4] Балушек создал иллюстрацию для обложки Демеля «Женщина и мир » ( Weib und Welt сборника стихов ), вышедшего в 1896 году.Балушек установил отношения с несколькими писателями левого толка, в том числе с поэтом и драматургом Арно Хольцем , наиболее известным благодаря сборнику стихов «Фантаз» (1898), описывающему голодающих художников берлинского района Веддинг. Хольц был для Балушека ключевой фигурой литературного натурализма и духовным наставником. Примерно в это же время Балушек разработал свой собственный стиль живописи, используя акварели и гуаши технику ; он редко писал маслом. Поверхность сначала была подготовлена ​​масляно-меловым карандашом, который, по мнению Балушека, был особенно восприимчив к серым городским тонам рабочего Берлина. [5]

Во второй половине 1890-х годов Балушек постепенно получал признание на берлинской художественной сцене, особенно после выставок в 1895, 1896 и 1897 годах с Мартином Бранденбургом . Хотя Балушек ранее выставлялся в небольших галереях, это было его первое знакомство с широкой публикой. В то время как Либерман и другие художники рисовали пролетарские темы, работы Балушека теперь считались новыми и необычными. Берлинский коллекционер произведений искусства Карл Брохан отметил, что «прямая честность» «кусочков жизни» Балушека была «тревожно провокационна». Его изображение бесчеловечной среды обитания и мрачных условий труда за часто блестящим фасадом общества показало, по словам искусствоведа Вилли Пастора, «что за кулисами скрыто нечто большее, чем уютная история». [6]

На этих выставках искусствоведы с изумлением бродили от картины к картине, которую некоторые из них находили лишенной вкуса и изысканности. [6] В таких работах, как «Парк развлечений Хазенхайде» (1895) , поверхностное праздничное настроение контрастирует с кислыми выражениями лиц предполагаемых весельчаков. В фильме «Здесь семья может варить кофе» (1895) похожее настроение вызывают измученные и морщинистые лица женщин, а в «Тингл-клубок» (1890) патриотически оформленный интерьер ночного клуба контрастирует с рискованным выступлением проститутки. В берлинском парке развлечений курящий подросток-рабочий контрастирует с ребенком, надувающим воздушный шарик, а акварель « Новые дома » (1895) изображает монотонные ряды пустующих новых многоквартирных домов возле фабрики. [3]

В конце XIX века берлинская художественная сцена раскололась на два лагеря из-за недовольства художников-новаторов официально разрешенными выставками в городских музеях. Под руководством импрессиониста Вальтера Лейстикова в 1892 году была создана художественная группа «XI», и Балушек был приглашен для участия в XI выставках. В 1898 году многие члены XI, также возглавляемые Лейстиковым, сформировали Берлинский сецессион , в том числе Балушек, который стал секретарем группы. В состав Сецессиона также вошли немецкие художники Кете Кольвиц , Отто Нагель и Генрих Зилле , а также пропагандировались французский импрессионизм , пуантилизм и символизм . Балушек регулярно дебютировал на выставках Сецессиона, становясь фоном для консервативных критиков. Например, граф Вальдемар фон Ориола, депутат рейхстага от Национал-либеральной партии, назвал его работу «безудержной пародией на эстетические нормы». [3]

В 1900 году Балушек влюбился в актрису театра Шарлотту фон Пазатку-Липинский. Художественное признание в любви к ней он написал в виде сказочной картины, в которой предстал в образе эльфа, дарящего розу даме, похожей на Пзатку-Липинскую. Они поженились в 1902 году и переехали в дом в районе Тиргартен в Берлине. Однако их первоначально романтический брак оказался бездетным и не приносил личного удовлетворения, и в 1913 году они развелись. [3]

Балушек был описан в 1904 году как первый в серии монографий Германа Эссвайна под названием «Современные иллюстраторы» , в которую позже вошли Эдвард Мунк , Тулуз-Лотрек и Обри Бердсли . Эссвейн выделил не только популярные сказочные иллюстрации Балушека, но и его суровые изображения жизни берлинского рабочего класса. [7]

В 1908 году Балушек стал членом совета директоров Берлинского Сецессиона, в этом качестве он стал участвовать во все более спорных дебатах. Появление экспрессионизма привело к спорам среди членов Сецессиона. Например, Макс Бекманн жаловался на «одну наглую наглость за другой» со стороны художников нового поколения, а Либерманн препятствовал проведению выставки Сецессиона с участием Анри Матисса . [3] В 1910 году более авангардная отколовшаяся группа «Новый Сецессион», возглавляемая Георгом Таппертом и Максом Пехштейном , организовала «выставку работ, отвергнутых Берлинским Сецессионом». [8] Внутренние разногласия достигли пика в 1913 году, что ускорило отставку 42 художников Сецессиона, включая весь совет директоров, в том числе Балушека. [3] В том же году Балушек, которому тогда было 43 года, женился на Ирен Дрёссе, 25-летней бывшей студентке факультета искусств. Их брак выдержал испытание временем, и во время Первой мировой войны Ирен родила двух дочерей. [3]

Развитие во время Первой мировой войны (1914–1918)

[ редактировать ]
Военная зима , 1917 год.

Первая мировая война оказала глубокое влияние на художественную сцену Берлина и на отдельных художников. Объявление Германией войны России и Франции привело к разрядке сдерживаемой напряженности, которая накапливалась десятилетиями из-за напряженных международных отношений и повторяющихся кризисов.

Даже в художественном сообществе были оптимистические патриотические выражения, хотя некоторые немецкие художники, такие как Кольвиц и Нагель, не участвовали в волне народного энтузиазма. Балушек и Либерманн были среди тех, кто внес свой вклад в журнал искусствоведа Пауля Кассирера «Военное время» ( Kriegszeit ), попытку продемонстрировать поддержку военных усилий со стороны художественного сообщества, а также в еженедельное издание « Журнал художников войны» ( Künstlerblätter zum Krieg ). Несколько бывших членов Сецессиона, в том числе Бекманн и Эрих Хекель , пошли добровольцами в немецкую армию. [9]

Патриотическая позиция Балушека противоречила его давнему отвращению к монархии Гогенцоллернов, но, возможно, отражала скрытое недовольство повсеместным влиянием французского искусства в Германии. В 1915 году он внес около двух десятков рисунков на военную карту, изданную под эгидой ассоциации госпиталей. Он включал в себя иллюстрации современного оружия, сопровождаемые «ярким патриотическим текстом», а также жуткие изображения боевых сцен и полевых госпиталей. [10]

Хотя в свои 40 лет Балушек пошел добровольцем на военную службу, а в 1916 году был направлен резервистом сначала на Западный фронт, затем на Восточный фронт. Во время службы в армии он рисовал более торжественные изображения батальных сцен. (Его близкий друг Мартин Бранденбург, сепаратист, был тяжело ранен в бою, потерял глаз и умер от ран после войны в 1919 году.) На картине Балушека 1917 года « На родину» ( Zur Heimat ) изображен солдатский гроб. с медалями, загружаемыми для отправки в Германию, и напоминает о патриотической жертве солдата. Окончание войны в 1918 году с ее катастрофическим исходом для Германии глубоко потрясло Балушека, и он держался на расстоянии от революции, породившей Веймарскую республику . Его художественные произведения сократились до нескольких иллюстраций и автопортрета, на котором он изображен с мрачным выражением лица. [9]

Веймарские годы (1918–35).

[ редактировать ]
Иллюстрация на обложке Балушека, 1919 год.

Для Балушека-художника последующие годы прошли во власти иллюстраций к сказкам, а те, которые он внес в « Путешествие Маленького Петра на Луну » ( Peterchens Mondfahrt ) в 1919 году, до сих пор считаются классикой детской литературы. [11] Балушек иллюстрировал другие детские книги, в том числе «Что нам говорит календарь» ( Was der Kalender erzählt ), «В сказочную страну» ( In's Märchenland ) и «О маленьких людях, маленьких животных и мелочах» ( Von Menschlein, Tierlein, Dinglein ), появившиеся в 1919, 1922 и 1924 годы соответственно. Он также иллюстрировал издание «Сказок братьев Гримм» 1925 года. [11] Тем временем он создавал плакаты и рекламные материалы для театра и кино, а также рисунки костюмов для продюсеров и образные сцены из берлинской жизни для знаменитого винного бара Lutter & Wegner. [11]

Как и многие другие художники, Балушек после войны оказался в кризисе, но воспользовался представившейся возможностью и решил заняться культурно-просветительской деятельностью. Он поддержал производство фильма « Путешествие матери Краузе к счастью» (1919), в котором была изображена жестокость бедности и восхвалялся коммунизм как спасительная сила. [12] В 1920 году он был среди основателей Народной школы Большого Берлина (Volkshochschule Gross-Berlin) и преподавал там живопись. [12]

Балушек также был среди основателей Лиги пролетарской литературы (Bund für proletarische Literatur), а в 1924 году был назначен членом литературного консультативного совета «книжного кружка» Социал-демократической партии. Он вступил в партию в 1920 году и был председателем представителей художников округа Шенеберг . Он стал советником мэра Густава Бёсса и сыграл ведущую роль в создании Бюро благосостояния берлинских художников, председателем которого он какое-то время был. [12]

Иллюстрация Балушека на обложке книги «Сто лет немецких железных дорог».

Балушек иллюстрировал ряд периодических изданий, в том числе «Социал-демократическое иллюстрированное национальное знамя» ( Illustrierte Reichsbannerzeitung ), а также школьные учебники и романы; его увлечение железнодорожным транспортом видно на иллюстрациях этого периода. Он принадлежал к левому крылу социал-демократов и был доволен деятельностью коммунистов, значительной политической силы в Веймарской Германии. Его картина «Будущее» ( Zukunft ) появилась на титульном листе коммунистического журнала « Серп и молот» в 1920 году. [12] Балушек был среди 10 немецких художников левого толка, принявших участие в международной антивоенной конференции 1924 года в Амстердаме. [13] В 1929–31 годах он был директором Художественной выставки Большого Берлина. [12]

Могила Балушека

Запрещено нацистами

[ редактировать ]

Как и следовало ожидать, после того, как нацисты пришли к власти в январе 1933 года, они заклеймили Балушека «художником-марксистом» и отнесли его работы к так называемому дегенеративному искусству ( entartete Kunst ). [14] Его сняли со всех должностей и запретили участвовать в выставках. [15]

Ганс Балушек умер 28 сентября 1935 года в Берлине в возрасте 65 лет и был похоронен на Вильмерсдорфском лесном кладбище в Штансдорфе, к югу от Берлина, недалеко от Потсдама.

Послевоенные события

[ редактировать ]

Ганс Балушек не входит в число самых известных художников Берлинского сецессиона. В послевоенной Западной Германии ему уделялось сравнительно мало внимания, тогда как в Восточной Германии его прославляли за его левые темы, а его работы часто воспроизводились в качестве иллюстраций в различных публикациях. Экспонаты его работ были организованы в годовщины его смерти, в частности, в Музее Меркишес в Восточном Берлине. [16] В 1981 году мемориальная доска была установлена ​​на доме, который он занимал в районе Шенеберг в Берлине. [17]

небольшой парк в Шенеберге ( Hans-Baluschek-Park [ de ] После воссоединения в 2004 году его именем был назван ).

Избранные произведения

[ редактировать ]
  1. ^ Ганс Балушек: В борьбе за свое искусство , в: Die Gartenlaube № 27, 1920; Страницы 447–450.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Настоящий берлинец из Бреслау 1870–1893 гг. В: Брохан 2002, стр. 14–24.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Книжка с картинками общественной жизни 1894–1914 гг. В: Брохан 2002, стр. 25–54.
  4. ^ Ричард Демель: Рабочий. В: Женщина и мир , Берлин, 1896 г., стр. 123–125.
  5. ^ согласно Эссвайну, стр. 14, и Брохану, стр. 30.
  6. ^ Jump up to: а б Вилли Пастор: Изучайте главы. Берлин, 1902 г. Цитируется по Bröhan 2002, стр. 39.
  7. ^ Герман Эссвейн: Ганс Балушек . Пайпер, Мюнхен и Лейпциг, 1910 год.
  8. ^ Анке Даемген: Новый Сецессион в Берлине , в упр. Кат.: Противники Либермана - Новый сецессион в Берлине и экспрессионизм , Фонд Бранденбургских ворот, Дом Макса Либермана, Берлин, 2011, стр. 22.
  9. ^ Jump up to: а б Военное время 1914–1918 гг. В: Брохан 2002, стр. 69–79.
  10. ^ Ханс Балушек, Ришар Дю Мулен-Экарт [ де ] : Война 1914–1916. Хьюго Бермюлер Верлаг, Берлин-Лихтерфельде, 1915 г. ( цифровая копия )
  11. ^ Jump up to: а б с В лучшем мире. Фэнтези и сказки. В: Брохан 2002, стр. 80–85.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Для Республики. 1920–1935. В: Брохан 2002, стр. 86–109.
  13. ^ Фридегунд Вайдеманн: Коллекция пролетарско-революционного и антифашистского искусства в Доме Отто-Нагеля как третьем отделе Национальной галереи. Исследования и отчеты, Том 25, Вклад в историю искусства, нумизматику и реставрацию, Государственные музеи Берлина - Прусское культурное наследие 1985; стр. 92–95.
  14. ^ «Ганс Балушек (на немецком языке)» . kunstbilder-galerie.de . Проверено 30 июня 2014 г.
  15. ^ «Ганс Балушек — «художник сточной канавы» и депутат Шёнеберга от искусства» . friedenau-netzwerk.de . Проверено 30 июня 2014 г.
  16. ^ В Märkisches Museum представлены картины Ганса Балушека. В: Новая Германия , 27 сентября 1985 г.
  17. ^ Мемориальная доска Гансу Балушеку. В: Der Tagesspiegel , 27 сентября 1981 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Маргит Брохан: Ганс Балушек. 1870–1935. Художник, рисовальщик, иллюстратор . 2-е расширенное издание. Музей Брохана, Берлин, 2002 г., ISBN   3-9807894-0-3 .
  • Герман Эссвейн: Ганс Балушек . Пайпер, Мюнхен и Лейпциг, 1910 год.
  • Ганс Маковски: Ганс Балушек. В: Искусство и художники. Иллюстрированный ежемесячный журнал по изобразительному и декоративному искусству. Издательство Бруно Кассирера, Берлин, 1903 г. (том 1), стр. 331–338.
  • Гюнтер Мейснер : Ганс Балушек . Verlag der Kunst, Дрезден, 1985.
  • Фридрих Вендель: Ганс Балушек - Монография . Дитц Нахф., Берлин, 1924 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Под редакцией Тобиаса Хоффмана и Фабиана Райффершайдта. СЕКРЕТНЫЕ КОДЫ. ПЕРЕЧИТАЙТЕ КАРТИНУ ГАНСА БАЛУЩЕКА! . 1-е изд. Музей Брохана, Берлин, 2024 г.
  • Брохан, Маргит. Ганс Балушек. 1870–1935. Художник, рисовальщик, иллюстратор . 2-е изд. Музей Брохана, Берлин, 2002 г., ISBN   3-9807894-0-3
  • Эссвейн, Герман. Ганс Балушек . Пайпер, Мюнхен и Лейпциг, 1910 год.
  • Готвальдт, Альфред. Поэзия рельсов. Воспоминания о Гансе Балушеке, железнодорожном художнике в Берлине . В: История железных дорог 41 (2010), стр. 68–72.
  • Мейснер, Гюнтер. Ганс Балушек . Verlag der Kunst, Дрезден, 1985.
  • Вендель, Фридрих . Ганс Балушек - Монография . Дитц Нахф., Берлин, 1924 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2d7eb80d9b2daedb66eebcba3e433bc__1721357340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/bc/a2d7eb80d9b2daedb66eebcba3e433bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hans Baluschek - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)