Упразднение Халифата
![]() «Последний халиф», иллюстрация в Le Petit Journal illustré в марте 1924 года, вскоре после отмены смертной казни. | |
Дата | 3 марта 1924 г |
---|---|
Расположение | Великое Национальное Собрание Турции |
Причина | Реформы Ататюрка |
Османский халифат в мире , последний широко признанный халифат , был упразднен 3 марта 1924 года (27 раджаба 1342 года хиджры ) указом Великого национального собрания Турции . Этот процесс был одной из реформ Ататюрка после замены Османской империи Республикой Турецкой . [ 1 ] Абдул-Меджид II был свергнут как последний османский халиф.
Халиф номинально был высшим религиозным и политическим лидером всех мусульман мира. [ 2 ] В годы, предшествовавшие отмене, во время продолжающейся турецкой войны за независимость , неопределенное будущее халифата вызвало резкую реакцию среди мирового сообщества мусульман-суннитов . [ 3 ] Потенциальной отмене халифата активно противостояло базирующееся в Индии движение Халифат . [ 1 ] и вызвало жаркие дебаты во всем мусульманском мире . [ 4 ] Отмена 1924 года произошла менее чем через 18 месяцев после отмены Османского султаната , до которого Османский султан был халифом по должности .
Сообщается, что Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк) предложил халифат Ахмеду Шарифу ас-Сенусси при условии, что он будет проживать за пределами Турции; Сенусси отклонил предложение и подтвердил свою поддержку Абдулмеджида. [ 5 ] В последующие годы было предложено по меньшей мере 13 различных кандидатов в халифат, но ни один из них не смог достичь консенсуса по кандидатуре во всем исламском мире. [ 6 ] [ 7 ] Кандидатами были Абдул-Меджид II, его предшественник Мехмед VI , король Хиджаза Хусейн , султан Марокко Юсеф , король Аманулла Хан Афганистана , имам Яхья из Йемена и король Египта Фуад I. [ 6 ] прошли безуспешные «конференции халифата» . В 1924 году в Голландской Ост-Индии (ныне Индонезия) [ 7 ] в 1926 г. в Каире и в 1931 г. в Иерусалиме. [ 6 ] [ 7 ]
Османский панисламизм
[ редактировать ]В конце 19-го века османский султан Абдул-Хамид II начал свою панисламистскую программу, стремясь защитить Османскую империю от Запада нападения и расчленения , а также подавить демократическую оппозицию внутри страны. [ нужна ссылка ]
он отправил эмиссара Джамаля ад-Дина аль-Афгани В конце 19 века в Британскую Индию. Дело османского монарха вызвало религиозные страсти и симпатии среди индийских мусульман . Большое количество мусульманских религиозных лидеров начали работать над распространением информации и развитием участия мусульман от имени халифата; из них Маулана Мехмуд Хасан попытался организовать национальную войну за независимость против британского владычества при поддержке Османской империи. [ 8 ]
Конец султаната
[ редактировать ]
После поражения Османской империи в Первой мировой войне османский султан под руководством союзников попытался подавить националистические движения и добился официальной фетвы шейха аль-Ислама, объявляющей их неисламскими. Но националисты постепенно набирали обороты и начали пользоваться широкой поддержкой. Многие чувствовали, что нация созрела для революции. Стремясь нейтрализовать эту угрозу, султан согласился провести выборы в надежде успокоить и привлечь на свою сторону националистов. К его ужасу, националистические группы победили в опросах , что побудило союзные державы распустить Генеральную ассамблею Османской империи в апреле 1920 года. [ 9 ]
В конце турецкой войны за независимость Великое национального движения Турецкого национальное собрание проголосовало за отделение халифата от султаната и упразднило последний 1 ноября 1922 года. [ 10 ] Первоначально Национальное собрание, казалось, было готово предоставить халифату место в новом режиме, и Мустафа Кемаль не осмелился полностью отменить халифат, поскольку он все еще пользовался значительной поддержкой со стороны простых людей. Халифат символически принадлежал Дому Османа . [ 11 ] 19 ноября 1922 года наследный принц Абдул-Меджид был избран халифом Национальным собранием Турции в Анкаре . [ 10 ] Он обосновался в Стамбуле (в то время Константинополе ) 24 ноября 1922 года. Но эта должность была лишена всякой власти, и чисто церемониальное правление Абдул-Меджида было недолгим. [ 12 ]
Когда Абдул-Меджид был провозглашен халифом, Кемаль отказался разрешить проведение традиционной османской церемонии, прямо заявив:
Халиф не имеет никакой власти или положения, кроме как в качестве номинального номинального главы. [ 13 ]
В ответ на прошение Абдулмеджида об увеличении его содержания Кемаль написал:
Ваш офис, Халифат, является не чем иным, как исторической реликвией. Оно не имеет оправдания для существования. Это дерзость, что вы посмеете написать кому-либо из моих секретарей! [ 13 ]
29 октября 1923 года Национальное собрание провозгласило Турцию республикой и провозгласило Анкару своей новой столицей. Спустя более чем 600 лет Османская империя официально прекратила свое существование. [ 10 ]
Крах Халифата
[ редактировать ]
В марте 1924 года Мухаммад аль-Джизави , ректор университета престижного каирского Аль-Азхар , в ответ на крах и проблему проповеди в такой среде, [ 14 ] сформулировал резолюцию:
Принимая во внимание, что Халифат в Исламе подразумевает общий контроль над духовными и мирскими делами Ислама; Принимая во внимание, что турецкое правительство лишило халифа Абдул Меджида его светских полномочий, тем самым лишив его права стать халифом в том смысле, которого требует ислам; учитывая, что в принципе халифу суждено быть представителем Пророка, охраняющим все, что касается ислама, что обязательно означает, что халиф должен быть предметом уважения, почитания и повиновения; и поскольку халиф Абдул Меджид больше не обладает такими качествами и даже не имеет права жить на своей родной земле; поэтому теперь было решено созвать исламскую конференцию, на которой будут представлены все мусульманские народы, чтобы решить, кого следует назначить халифом... [ 15 ]
Два индийских брата, Мохаммад Али Джаухар и Маулана Шаукат Али , лидеры индийского движения Халифат , распространяли брошюры, призывающие турецкий народ сохранить Османский халифат ради ислама. 24 ноября 1923 года Сайед Амир Али и Ага Хан III направили письмо Исмету-паше (Инёню) от имени движения. [ 16 ] Однако при новом националистическом правительстве Турции это было истолковано как иностранная интервенция; любая форма иностранного вмешательства была названа оскорблением турецкого суверенитета и, что еще хуже, угрозой государственной безопасности. Мустафа Кемаль-паша незамедлительно воспользовался своим шансом. По его инициативе Национальное собрание 3 марта 1924 года упразднило халифат. Абдулмеджид был отправлен в ссылку вместе с остальными членами Османского дома. [ 17 ]
Последствия
[ редактировать ]
Поскольку мусульманский мир не смог найти консенсус по вопросу создания нового Халифата, институт Халифата вошел в период покоя. [ нужна ссылка ]
В Египте дебаты сосредоточились вокруг скандальной книги Али Абдель Разика, в которой приводились доводы в пользу светского правительства и против халифата. [ 18 ]
Сегодня существуют две структуры панисламской координации: Всемирная мусульманская лига и Организация исламского сотрудничества , обе из которых были основаны в 1960-х годах. [ 19 ]
Наиболее активной группой, которая существует для восстановления халифата, является «Хизб ут-Тахрир» , основанная в 1953 году как политическая организация в контролируемом тогда Иорданией Иерусалиме Такиуддином ан-Набхани , исламским ученым и судьей апелляционного суда из Хайфы . [ 20 ] Эта организация распространилась более чем на 50 стран и выросла до числа членов, оцениваемых в «десятки тысяч». [ 21 ] до «около миллиона». [ 22 ]
Исламистские организации, такие как Федеративное Исламское Государство Анатолия (базировалось в Германии, 1994–2001 гг.) и Исламское Государство Ирака и Леванта (с 1999 г. по настоящее время, провозглашение халифата в 2014 г.), заявили, что они восстановили Халифат, хотя эти утверждения не получили большого признания со стороны других мусульман. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Браун 2011 , с. 260.
- ^ Озджан 1997 , стр. 45–52.
- ^ Нафи 2012 , с. 47.
- ^ Нафи 2012 , с. 31.
- ^ Озоглу 2011 , с. 5; Озоглу цитирует 867.00/1801: Марк Ламберт Бристоль , 19 августа 1924 года.
- ^ Jump up to: а б с Можжевельник 2012 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с Панкхерст 2013 , с. 59.
- ^ Озджан 1997 , стр. 89–111.
- ^ Энайят и Инайят 2005 , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б с Нафи 2016 , с. 184.
- ^ Дахлан 2018 , с. 133.
- ^ Энаят и Инайат 2005 , стр. 53.
- ^ Jump up to: а б Армстронг 1933 , с. 243.
- ^ ВЕЛИКОЕ СОБРАНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ КРАХА ХИЛАФА, перевод Мираата
- ^ Халифат. Выпуск «Таймс»: 43612, 28 марта 1924 г.
- ^ Нафи 2016 , стр. 185–186.
- ^ Нафи 2016 , с. 183.
- ^ Нафи 2016 , с. 189.
- ^ Нафи 2016 , стр. 190–191.
- ^ «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Исламская партия освобождения)» . GlobalSecurity.org . Проверено 19 марта 2014 г.
- ^ Филиу, Жан-Пьер (июнь 2008 г.). «Хизб ут-Тахрир и фантазии халифата» . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ Малик, Шив (13 сентября 2004 г.). «За Аллаха и Халифат» . Новый государственный деятель . Проверено 19 марта 2014 г.
- ^ «Что означает провозглашение ИГИЛ халифата?» . Аль Ахбар . 30 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 19 января 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ардыч, Нурулла (2012). Ислам и политика секуляризма: Халифат и модернизация Ближнего Востока в начале 20 века . Рутледж . ISBN 978-0-415-67166-8 .
- Армстронг, Гарольд Куртенэ (1933). Серый Волк, Мустафа Кемаль: Интимное исследование диктатора . Минтон, Балч и Ко.
- Арнольд, Томас В. (18 ноября 2016 г.). Халифат . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-315-44322-5 .
- Блэк, Энтони (19 июля 2011 г.). История исламской политической мысли . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-8878-4 .
- Браун, Дэниел В. (24 августа 2011 г.). Новое введение в ислам . Джон Уайли и сыновья . ISBN 978-1-4443-5772-1 .
- Дахлан, Малик (1 августа 2018 г.). Хиджаз: первое исламское государство . Издательство Оксфордского университета. стр. 133–. ISBN 978-0-19-093501-6 .
- Энаят, Хамид; Инаят, Хамид (24 июня 2005 г.). «Кризис Халифата» . Современная исламская политическая мысль . ИБ Таурис. ISBN 978-1-85043-465-8 .
- Гуида, Микеланджело (2008). «Сейид-бей и упразднение Халифата». Ближневосточные исследования . 44 (2): 275–289. дои : 10.1080/00263200701874917 . JSTOR 40262571 . S2CID 144310690 .
- Кедури, Эли (1963). «Египет и Халифат 1915-1946». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 95 (3–4): 208–248. дои : 10.1017/S0035869X00121938 . JSTOR 25202646 . S2CID 162821935 .
- Кеннеди, Хью (11 октября 2016 г.). Халифат: история идеи . Основные книги. ISBN 978-0-465-09439-4 .
- Мелис, Никола (2021). «Вопрос Османского халифата между теорией и практикой». Итальянский журнал международной истории . 4 (1): 15–39. дои : 10.30461/101430 .
- Нафи, Башир (11 декабря 2012 г.). «Отмена Халифата в историческом контексте» В Аль-Рашиде; Керстен; Штерин (ред.). Демистификация Халифата: историческая память и современный контекст . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-932795-9 .
- Нафи, Башир (2016). «Отмена халифата: причины и последствия» . Различные аспекты исламской культуры, т. 6, пт. I: Ислам в современном мире; Ретроспектива эволюции ислама и мусульманского мира . ЮНЕСКО . стр. 183–192.
- Оливер-Ди, Шон (13 августа 2009 г.). Вопрос о Халифате: британское правительство и исламское управление . Лексингтонские книги . ISBN 978-0-7391-3603-4 .
- Озджан, Азми (1997). Панисламизм: индийские мусульмане, османы и Британия, 1877–1924 гг . БРИЛЛ. ISBN 90-04-10632-4 .
- Озоглу, Хакан (2011). От халифата к светскому государству: борьба за власть в ранней Турецкой республике . АВС-КЛИО . ISBN 978-0-313-37956-7 .
- Панкхерст, Реза (12 апреля 2013 г.). Неизбежный Халифат?: История борьбы за глобальный исламский союз с 1924 года по настоящее время . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-025732-3 .
- Тейтельбаум, Джошуа (2000). « Возвращение» халифата: Шариф Хусейн ибн Али, Мустафа Кемаль и Османский халифат». Мир ислама . 40 (3): 412–424. дои : 10.1163/1570060001505343 . JSTOR 1571258 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с отменой Халифата, на Викискладе?