Брача Серри
Брача Серри Привет Шри | |
---|---|
Рожденный | 13 июля 1940 г. Сана , Йемен |
Умер | 25 апреля 2013 г. Иерусалим |
Псевдоним | Пуа Мери-Дор |
Занятие | Поэт |
Язык | иврит |
Национальность | Израильский |
Предмет | Народ мизрахи, феминизм, оккупация Палестины |
Годы активности | 1970–2013 |
Заметные награды | Литературная премия премьер-министра, 1990 г. |
Браха Серри ( иврит : ברכה סרי; 13 июля 1940 — 25 апреля 2013) — израильский поэт , лауреат литературной премии премьер-министра за 1990 год.
Биография
[ редактировать ]Серри родился в Сане , Йемен . [ 1 ] в религиозной еврейской семье. Ее отец, Моше («Моси»), был владельцем магазина и учеником раввина Йихья Кафиха , лидера религиозного течения Дор Дайм . [ 2 ] Ее матерью была Хамама, большая часть семьи которой уже жила в Израиле с 1932 года. Серри приехала в Израиль в возрасте 10 лет вместе со своими родителями в рамках операции «Ковер-самолет» . Семья поселилась в йеменском квартале недалеко от Кирьят-Аты . [ 3 ] Серри имеет степень бакалавра и магистра в области иврита и семитской лингвистики Еврейского университета в Иерусалиме и занимался исследованием йеменских диалектов, особенно языка женщин. [ 3 ]
В 1960-е и 1970-е годы в Иерусалиме наблюдался всплеск социальных движений, затронутых аналогичными событиями в других частях мира, занимающихся социальными и политическими правами, включая « Черные пантеры» ( социальное движение Мизрахи ) и «Мацпен » ( антисионизм ). Серри стал участником группы на территории кампуса, занимающейся расширением прав и возможностей йеменского населения. [ 4 ] Серри преподавал иврит палестинцам из Восточного Иерусалима (только недавно завоеванного Израилем, в 1967 году ) и инициировал кампании по распространению грамотности в общинах иммигрантов. [ 4 ] В начале 1970-х годов она вышла замуж за американского происхождения бывшего хиппи , которого позже оставила с двумя маленькими детьми из-за домашнего насилия , и воспитывала их одна.
В сотрудничестве с муниципалитетом Иерусалима Серри проводила молодежные программы, но часто оказывалась в противоречии с бюрократическим истеблишментом. Это была постоянная тема для Серри, которая оказывалась на обочине почти всех социальных и институциональных условий: в университете она нашла интеллектуальное развитие, но оторванность от своей религии, культуры и традиций. В своей работе с городом и религиозными организациями она была «примитивной» Мизрахи в ашкеназском мире. В стране, которой правили военные, она была женщиной. [ 4 ]
В 1989–1997 годах Серри жил в Беркли , Калифорния . [ 1 ] [ 5 ]
Письмо
[ редактировать ]Работы Серри сосредоточены на нескольких основных темах, включая иудаизм , идентичность Мизрахи и политический феминизм. Ее часто откровенно политическая и феминистская поэзия во многом опирается на метафорическую традицию великих йеменских поэтов, таких как Шалом Шабази . [ 2 ]
Ее первой опубликованной работой стал рассказ «Криа» («Разрыв», 1980), появившийся в феминистском журнале «Нога» . По этой истории была снята одноименная пьеса, которая шла более года и дважды гастролировала. [ 1 ] между 1983 и 1987 годами и получил похвалу критиков. [ 2 ] Рассказ, посвященный патриархальным традициям бракосочетания в Йемене, также был включен в антологию женских рассказов в 1994 году. В нем рассказывается о брачной ночи молодой девушки, которую ее отец выдал замуж за старика, уже дважды - овдовевший. Девушка совершенно невинна и не готова к тому, что произойдет. Повествование ведется с точки зрения девушки и описывается как жестокое изнасилование, которое в ее культуре является обрядом перехода от девичества к женственности, что, к ее ужасу, означает полное порабощение домом и семьей. Она беременеет, и история заканчивается трудным описанием рождения первенца. [ 6 ] Эту историю она написала под псевдонимом Пуа Мери-Дор, по ее словам, «от смущения» из-за табуированной темы. [ 7 ]
В основе творчества Серри лежат автобиографические основы. Одной из них была ее мать, которая была необразованной, рано вышла замуж и родила 18 детей. Серри хотела расширить возможности таких женщин, как ее мать, и дать им право голоса. Она вспоминала, что писала стихи для матери, но боялась, что та подумает, что Серри издевается над ней, когда она вручит ей изданную книгу. Но для Серри ее мать была первым поэтом, которого она знала. Женщины в Йемене, которые жили почти полностью отдельно от мужчин, пели или скандировали о своих проблемах и чувствах, выполняя домашние дела, повторяя и добавляя строки по мере перехода от работы к работе. По словам Серри, только по прибытии в Израиль ее мать замолчала. [ 4 ] Это был более личный и феминистский аспект.
Но на ее творчество также повлиял ее отец, который был политическим, революционным, социальным и образовательным реформатором. Он был частью движения Дор Дайм в Йемене, ортодоксального течения, которое верило в расширение образования, в том числе и для женщин, развитие независимого мышления и отказ от суеверий и невежества. Ее поэзия сочетает в себе оба этих влияния с реальностью ее собственного времени и места, а также ее статусом в нем. [ 4 ]
Политические аспекты произведений Серри отражают левую идеологию и проблемы, касающиеся культуры и идентичности Мизрахи в Израиле. [ 5 ] В ее сборнике стихов « Семьдесят странствующих стихотворений » (1983) стиль битников сочетается с йеменскими традициями и феминистским самовыражением. В своих произведениях и в своей активности она начала создавать связи между социальной борьбой мизрахимов в Израиле и безнравственностью оккупации Палестины , будучи феминисткой-мизрахи , обрисовывая в общих чертах покровительственные, патриархальные взгляды израильских левых, в частности в ее более поздних сборниках «Священная корова» (1990) и «Красная телка» (1991). [ 8 ]
Серри основала издательство Ха'Ор Ха'Гануз после того, как ее стихи были отвергнуты ведущими издателями, которые публиковали почти исключительно поэтов-ашкенази. [ 5 ] Новаторство ее работы отразилось и на дизайне издаваемых ею книг. Ее сочинения стали в значительной степени интертекстуальными , включая ссылки из Библии, касающиеся женщин, и одновременно указывая на условия, в которых живут женщины-мизрахи в современную эпоху, которые отказываются отказываться от своих традиций. Ее работы также включают ее социальную активность, как и ее современница Вики Ширан , и еврейские темы, такие как поэтесса Хавива Педайя . Ее произведения считаются междисциплинарными , постмодернистскими и феминистскими . [ 4 ]
Ее работы были включены в антологию поэзии Мизрахи « Сто лет, сто писателей: сборник еврейских стихотворений поэтов-мизрахи 20-го века » под редакцией Сами Шалома Четрита (1980). Ее стихи также вошли в антологию в «Племени Дины» (1989). [ 1 ]
С самого начала, когда издатели отказались от ее работ, Серри стала важной фигурой в изучении и критике израильской поэзии в знак признания ее важного литературного вклада. [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]- Семьдесят стихотворений странствий , Иерусалим: самостоятельное издание, 1983.
- Красная корова , Тель-Авив: Kaweish Publishing, 1990.
- Освящение (Книга Завета и Благодати, часть 1) Киддошин (Книга Завета и Благодати - Часть 1) , Иерусалим: Издательство Хаор ХаГноц, 2000.
- часть 2) Нурит: Уроки трудовой дисциплины (Книга Завета и Благодати ,
- Молитвы и молчание .
- Эдна .
- Мудрость Бина , Иерусалим: Издательство Хаор ХаГноц, 2006.
- О вине Бат Яин , Иерусалим: Издательство Хаор ХаГноз, 2007.
- Якум Поркан Якум Поркан 2011 , Иерусалим: Издательство Хаор Ханоз, 2011.
- Неграмотный: сборник переведенных стихов , Беркли: Ха'Ор Ха'Гануз, 1995. [ 9 ]
Награды
[ редактировать ]- 1998 - Премия за выдающиеся достижения новых иммигрантов
- 2009 - Литературная премия премьер-министра.
- 2011 - Особая награда Либи БаМизрах («Мое сердце на Востоке»).
Дополнительное чтение
[ редактировать ]- Бе-сод Бераха: Йециратах шел Бераха Серри
В тайном благословении: поэзия Брача Серри ; Генриетта Дахан Калев ; Иерусалим: Кармель, 2013.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Алкалай, Аммиэль (1996). Ключи от сада: новая израильская письменность . Книги «Огни большого города». п. 290.
- ^ Jump up to: а б с д Генриетта ДеХаан Дог (2003). Бесод Браха: создание тайной Брахи (на иврите). Иерусалим: Кармель.
- ^ Jump up to: а б «Барака Шри (1941-2013)» . Лексикон новой еврейской литературы (на иврите) . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мати Шмоелоф (27 апреля 2013 г.). «Свиток, талисман, тампон» . земля амореев . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Женщина со скрытым светом» . Гаарец (на иврите). 24 мая 2013 года . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Став, Шира (лето 2017 г.). « «Разрыв»: Брача Серри и инцестуозный порядок [«Разрыв»: Брача Серри и инцестуозный порядок]». Теория и критика (на иврите). 48 : 59–80.
- ^ Лави, Смадар (1995). Бехар, Рут; Гордон, Дебора (ред.). «Поэты границ: перевод посредством диалога», в журнале «Женщины, пишущие о культуре» . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 423–425.
- ^ Мати Шмоелоф (11 февраля 2006 г.). «О благодатной поэзии Браха Сери» (на иврите) . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Безграмотный: сборник переводных стихов» . Книги о Болериуме . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 27 марта 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (в архиве)
- Брача Серри на IMDb
- Брача Серри на Facebook