Айлбе из Эмли
Сент-Айльбе или Элвис | |
---|---|
Рожденный | 5 век |
Умер | 528 |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Праздник | 12 сентября [ 2 ] |
Покровительство | Мюнстер , [ 3 ] Архиепископия Кашел и Эмли, волки |
Сент-Альбе (англ. Ирландский: [ˈalʲəvʲə] ; Латинское : Albeus, Alibeus ), обычно известный на английском языке как St Elvis ( британский / валлийский ), Eilfyw или Eilfw , [ 4 ] считался главным «допатрицианским» святым Ирландии (хотя его смерть была зарегистрирована в начале VI века). Он был епископом , а затем святым . [ 5 ] [ 6 ]
Об Айлбе мало что можно считать достоверным: в ирландских источниках VIII века он считается первым епископом, а затем покровителем Эмли в Мюнстере. Более поздние валлийские источники (11 в.) связывают его со Святым Давидом , крещение которого ему приписывают, а очень поздние источники (16 в.) даже приводят ему местную валлийскую генеалогию, что делает его древним британцем .
Святой Айльбе почитается как один из четырех великих покровителей Ирландии. Его праздник - 12 сентября. Он является покровителем архиепархии Кашел и Эмли . [ 7 ]
Источники
[ редактировать ]Жизнь . Айлбе включена в Vitae Sanctorum Hiberniae (VSH), латинский сборник житий средневековых ирландских святых, составленный в 14 веке Существует три основные рукописные версии VSH: Дублинская, Оксфордская и Саламанкская . Чарльз Пламмер составил издание VSH на основе двух сохранившихся дублинских рукописей 1910 года. [ 8 ]
Профессор Уильям В. Хейст из Мичиганского университета составил издание единственной рукописи Саламанки в 1965 году. [ 9 ] Профессор Оксфорда Ричард Шарп предполагает, что рукопись Саламанки наиболее близка к оригинальному тексту, от которого произошли все три версии. Анализ Шарпом ирландских форм имен в Саламантическом кодексе показал сходство между ним и « Житием святой Бригиты» , достоверно написанным текстом VII века, что привело его к выводу, что девять (а возможно, и десять) житий были написаны гораздо раньше, c . 750 –850. [ 10 ]
Далее он предположил, что эта более ранняя Жизнь Айльбе в Салмантикском кодексе изначально была написана для содействия делу Церкви Эоганахт в Эмли . Закон Айльбе (784 г.) был издан, возможно, в ответ на Закон Патрика . [ 11 ]
Более поздние жизни из дублинской коллекции идут дальше и делают Айльбе главным «допатриканским» святым Ирландии (остальные — Киаран из Сайгира , Деклан из Ардмора, Аббан из Мойарни и Ибар из Беггерина или острова Беггери). [ 12 ] » Айльбе назван «вторым Патриком и покровителем Мюнстера» ( secundus Patricius et патронус Мумение В «Дублинском житии Айльбе» утверждается, что Мюнстер был вверен ему Святым Патриком, в то время как в « Житии святого Деклана Ардморского ) . [ 13 ]
Дополнительный материал предоставлен житиями родственных святых, таких как Патрик . Все они включают в себя многочисленные чудесные события и очевидные нестыковки и анахронизмы. [ 14 ] Фактически, самое раннее упоминание имени Айлбеус , по-видимому, содержится в « Тирекана конца VII века. Жизнеописании святого Патрика» [ 15 ] хотя, судя по всему, речь идет о другом «Аилбе», священнике, связанном с Уи Айлелло в Коннахте, позднее известном как «Святой Айлбе из Сенкуа (Шанко в графстве Слайго)». VIII века Другие ранние упоминания об Айльбе находятся в Навигатио Брендани («Путешествие святого Брендана »). [ 16 ] и в мартирологе Таллахта и мартирологе Энгуса первых лет 9 века. [ 17 ]

Легендарная жизнь
[ редактировать ]В легенде, восходящей к « Вите» , или «Жизни святого», отец Айлбхе сбежал от короля Кронана еще до рождения ребенка, и слуги его матери, которым король приказал казнить ребенка, вместо этого поместили его на камень в пустыне. где его нашла и выкормила волчица. [ 18 ] Много времени спустя, когда Айльбе был епископом, старая волчица, преследуемая охотничьим отрядом, подбежала к епископу и положила свою голову ему на грудь. Айльбе защищал волчицу и после этого каждый день кормил ее и ее детенышей из своего зала. [ 5 ] Айлбе был обнаружен в лесу приезжими британцами: говорят, что эти британские приемные родители планировали оставить его в Ирландии, когда вернутся домой, но постоянно и чудесным образом не могли совершить переход, пока не согласились взять его с собой. [ 19 ] Затем они взяли с собой Айльбе, когда вернулись в Уэльс ( Вита Албей 2).
Традиция, также восходящая к самой ранней Вите ( Vita Albei 9), гласит, что он отправился в Рим и был рукоположен в епископы святым Иларием , который тогда был Папой . Говорят, что после рукоположения в Риме он кормил жителей города в течение трех дней, прежде чем вернуться домой. [ 19 ] В конце его жизни пришёл сверхъестественный корабль, и он поднялся на него, чтобы узнать тайну своей смерти. Вернувшись из мира фейри, он вернулся в Эмли, чтобы умереть и быть похороненным. [ 19 ]
В самом раннем житии говорится, что святой Айльба был крещен Палладием ( Vita Albei 2), что может быть совместимо с традицией, которая сделала его «допатрицианским» евангелистом Ирландии (поскольку Палладий был записан как посланный в Ирландию в 431 г. , скорее всего, до времен Патрика). Год его смерти – 528 – записан в «Анналах Иннисфоллена» (составленных в Эмли, вероятно, в 1092 году). [ 20 ] однако это несовместимо с карьерой «допатриция». Однако это вполне может быть отражением того факта, что многие подобные некрологи (записи о дате смерти) ирландских святых были ретроспективно добавлены в анналы.
Говорят, что Эйлбхе основал монастырь и епархию Эмли . ( ирландский : Имлех) [ 21 ] ), что стало очень важным в Мюнстере . Говорят, что именно он был ответственен за пожертвование королем Энгусом островных земель для Святой Энды . монастыря [ 22 ] Он также связан с основанием монастыря Клейн Фрайари в VI веке в современном графстве Килдэр.
Связи с Уэльсом
[ редактировать ]Житие святого Давида, написанное Ригифархом в конце XI века, [ 23 ] утверждает, что Айльбе крестил Святого Давида , [ 24 ] [ 25 ] покровитель Уэльса . Согласно валлийским традициям, он затем взял на воспитание мальчика. [ 1 ] во время службы епископом Меневии (современный собор Святого Давида ) перед отъездом с миссией по обращению южной Ирландии. Он также считался основателем Llanailfyw или St Elvis в Пембрукшире . [ 14 ] [ 26 ]
Поздние валлийские источники [ 27 ] дайте ему британское происхождение. Таким образом, 16 в. Ачау'р Сэйнт записывает " Eilvyw a Dirdan Saint Breudan " (вариант: " Breudain ") в 16 веке. Рукопись Бонедда-и-Сента записывает « Ailvyw vab Dirdan ». Это сделало бы его потомком Гортемира (современный валлийский: Гвертефир ; английский: Вортимер Блаженный) и двоюродным братом святых Давида , Киби и Садырнина . [ 1 ]
Возможное дохристианское происхождение
[ редактировать ]Профессор Падрайг О Риайн предполагает, что культ святой Айлбе может иметь дохристианское происхождение. [ 28 ] Имя Айлбе довольно широко фигурирует в контексте ирландских народных сказок, вероятно, возникших в основном из дохристианской языческой мифологии. Например, Айлбе было именем «божественной гончей» в « Сказке о свинье Мак Да То ». [ 29 ] связанный с Маг Айльбе или «равниной Айльбе», [ 30 ] где стоял Лиа Айлбе , или «камень Айльбе». «Божественная гончая» Айльбе защищала Ленстер , главным центром которого был Айлен , чей женский эпоним, Айлен , владел чудесной болонкой Айльбе , согласно «Метрическим Диндсенчам ». С этими «собачьими» ассоциациями можно сравнить традицию который идентифицировал отца Айльбе как « Ол-чу » (« Олкнаис » в Vita Albei 1), «большая гончая», а также (вероятно связанная) история о маленькой Айльбе, о которой заботилась волчица.
Между тем, « Айлбе Грудбрек » была дочерью Кормака мак Арта (главного мифического ирландского короля) и женой (как и ее сестра Грайнн ) Финна (= буквально «белый») или Фионна мак Кумхейла в Тохмарке Айлбе , [ 31 ] Эхтра Кормаик, сын Артура [ 32 ] и «Сожжение дома Финна». [ 33 ] Айлбе также было именем нескольких фианн Финна (товарищей по его группе) и их женщин в Акаллам-на-Сенорахе. [ 34 ] и Дуэнэйр Финн . Ан Айлбе также была дочерью Мидера , сына Дагды . [ 35 ]
Имя «Айлбе»
[ редактировать ]Имя Айлбе было объяснено в Vita Albei как производное от ail «камень» и beo «живой». По словам Бэринга Гулда и Фишера [ 36 ] это «очень сомнительная этимология». Это явно связано с историей о том, как после рождения его выставили за скалой, прежде чем о нем заботился волк ( Вита Албей 2). [ 37 ] и очень похоже на народную этимологию. Тем не менее, мы можем отметить спорадическую ассоциацию Айльбе (как святого или мифологического персонажа) с «скалами» (ирландский ail ). Лиа Айлбе (камень Айлбе) на Магх Айлбе (равнине Айлбе) может иметь тавтологическое происхождение, в то время как Слиаб Айлбе был связан с легендарной фигурой Айлбе в Дуанайре Финн . [ 38 ] Река Эйлбхайн Тиречана упоминается в «Vita Patricii» ( Тиречан 5.2). [ 39 ] может содержать « камень ». По словам Уотсона, [ 40 ] Это находится у «чудесного каменного алтаря (= выдающейся скалы с религиозными ассоциациями) на горе Уи Айелло », где, как говорят, Патрик установил вторую Святую Айльбе (из Сенкуа ) - вероятно, на старом месте церкви Шанко. , графство Слайго, где большая скала выходит на колодец:. [ 41 ] Лучше всего все это можно объяснить типичным процессом звуковой ассимиляции слова «камень» с именем «аил-быть» .
Корень albho — «белый, яркий», как в латинском albus , «белый», по-видимому, фигурирует в именах различных божеств или полубожеств, или в именах с вероятными мифологическими ассоциациями, отсюда и Mons Albanus . Альбула как старое название Тибра и легендарной Альбы Лонги в Лациуме; германские божества Альбиахены [ 42 ] полубожественная пророчица Альбруна , упомянутая Тацитом (вульгарная латынь Aurinia : Germania 8), или духовные или демонические существа из германского мира, которые в современном английском языке представлены словом «эльф»; [ 43 ] Альфито , которое было записано как имя «людоедки» или «медвежонка-питомника» и вполне могло соответствовать более ранним слоям греческих богов; [ 44 ] и, возможно, « Рабху » из индийской мифологии и Ригведы. [ 45 ] Этот корень также можно найти в именах кельтских божеств, таких как Альбаринус , Альбочело. [ 46 ] (если они не содержат латинского Albus ) и, возможно, божество Альбиус, записанное в единственной надписи из Энье-ле-Дюк. [ 47 ]
Однако корень albho- «белый, яркий» не встречается ни в ирландском, ни в каком-либо из существующих кельтских языков. Возможно, он фигурирует в кельтском языке древней Галлии (как и в названиях выше), но там он на самом деле мог быть заимствован из древнего лигурийского языка (корень очень распространен в топонимах древней Лигурии). Однако в британских кельтских языках появляется корень albi(i̭)o- , «мир», как видно, например, в вешском elfydd , «мир, земля». Фактически, убедительно доказано, что этот корень связан с корнем albho – «белый, яркий». [ 48 ] и оно определенно появляется в галльском божественном имени альбио-рикс («царь мира», параллельном Думно-риксу и Биту-риксу аналогичного значения). [ 49 ] Однако оно не встречается в ирландском языке, за одним единственным исключением: ирландское название «Британия», то есть ирландская версия названия Альбион, встречающегося в древних источниках как самое старое зарегистрированное название Британии. На ирландском языке это слово звучит как Albe- , Alpe- и Albu , Alpu . Однако нет очевидного объяснения тому, почему это имя появляется в форме ailbe , и корень albi(i̭)o- не принял бы эту форму в ирландском языке в соответствии с тем, как обычно развивался язык. I слова в ai Ailbe не является полной гласной , а представляет собой слышимое «скольжение» перед палатализованным l . [ 50 ] Этот палатализованный l с i -glide не встречается в ирландском Альбу , «Британия».
Все это делает точную форму имени Айлбе на ирландском языке, возможно, несколько загадочной.
Наследие
[ редактировать ]В Эмли есть католическая церковь, посвященная Святой Айльбе, построенная в конце девятнадцатого века. Древний и обветшалый кельтский крест на кладбище известен как «Крест Святого Альбы». Церковь Сент-Айльбе начала девятнадцатого века сейчас используется как деревенская ратуша. Его имя носит монашеский устав девятого века, написанный на староирландском языке . [ 51 ] [ 52 ]
Хотя церковь Святого Элвиса в Уэльсе сейчас лежит в руинах, [ 53 ] в городе до сих пор стоит храм в честь тезки прихода. 51 ° 52'12,7 дюйма с.ш. 5 ° 10'43,2 дюйма з.д. / 51,870194 ° с.ш. 5,178667 ° з.д. , на котором есть надпись, касающаяся его имени и связи со Святым Давидом. [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Святой Элвис» в Терри Бревертона книге «Уэльс: исторический спутник» , стр. 164 f. Издательство Amberley (Страуд), 2009.
- ^ Также ранее и в некоторых местах 13 сентября и 27 февраля. [ 1 ]
- ^ Чаллонер, Ричард. Мемориал древнего британского благочестия: или Британский мартиролог , с. 127 . У. Нидхэм, 1761. По состоянию на 14 марта 2013 г.
- ^ Пламмер, Чарльз (1968) [1910]. Vitae Sanctorum Hiberniae [Жития святых Ирландии] (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон. п. 46 и сл., т. 46 и сл. 1.
- ^ Jump up to: а б Терстон, Герберт (1907). «Сент-Альбе» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона (печать); Новое Адвент (Интернет) . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ Смит, Уильям; Уэйс, Генри (1880). Словарь христианской биографии . Лондон: Джон Мюррей. п. 82 .
- ^ Jump up to: а б «История», Эмли Пэриш .
- ^ Пламмер, Чарльз (1968) [1910]. Жития святых Ирландии Жития святых Ирландии Том. II (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон. стр. xxviii-xxxi, 46-64.
- ^ Хейст, WW, изд. (1965). Жития святых Ирландии из кодекса, бывшего Салмантика, ныне Брюсселя. (Жития святых Ирландии, из рукописи Саламанки, ныне хранящейся в Брюсселе) . Subsidia Hagiographica 28. Брюссель: Société des Bollandistes. ; через в Де Паоре, Лиаме (1993) «Мир Святого Патрика», Дублин: Four Courts Press
- ^ Шарп, Ричард (1991). Жития средневековых ирландских святых: введение в жития святых Ирландии Оксфорд: Кларендон. ISBN 9780198215820 .
- ^ стр. 19 в О Риан-Радель, Дагмар (1998). «Вопрос о святых Мюнстера-препатрициев» в «Раннесредневековом Мюнстере. Археология, история и общество», изд. М. А. Монк и Дж. Шиэн. Корк. стр. 17–22.
- ^ Шарп, указ. соч., стр. 115-116.
- ^ От Райана-Ределя, op.cit. п. 19.
- ^ Jump up to: а б Бэринг-Гулд, Сабина и др. Жития британских святых: Святые Уэльса и Корнуолла и ирландские святые, посвятившиеся в Британии , Vol. Я, стр. 128 и далее. Почетное общество Симмродориона (Лондон), 1911 г.
- ^ гл. 6.4 и гл. 18 в Билере, Людвиге (1979) «Патрицианские тексты из Книги Армы», Дублинский институт перспективных исследований. [1]
- ^ глава 12 в Селмере, Карл (1959) Навигация Святого Брендана Эббота , изд., Нотр-Дам, Индиана; http://markjberry.blogs.com/StBrendan.pdf Дениса О'Донохью, 1893 г.
- ^ Стоукс, Уитли (1905). Фелир Оэнгуссо Сели Де: Мартиролог Оэнгуса Калди, Публикации Общества Генри Брэдшоу, том. 29. Лондон; Общество Генри Брэдшоу [2] ; «Мартиролог Таллахта из Ленстерской книги и рукописи 5100–4 в Королевской библиотеке», изд. Ричард Ирвин Бест и Хью Джексон Лоулор, Брюссель, 1931 год; транс Мэтью Келли, Дублин, 1857 г. [3]
- ^ Баллингарри. « Слайд «История прихода »»
- ^ Jump up to: а б с Ответы.com. « Айлбхе ».
- ^ Шон Мак Аирт, изд. и транс, «Анналы Инисфоллена», Дублин, 1944 г. («Дублинский институт перспективных исследований», 1951 г., переиздано в 1988 г.)
- ↑ Полное название епархии на гэльском языке — Имлич Иубхаир , «Граница озера тисов » , напоминание о дохристианской истории Эмли. [ 7 ]
- ^ Архиепископия Кашела и Эмли
- ^ Уэйд-Эванс, AW (1913) Жизнь святого Давида Ригифарха, изд. и пер., University of Wales Press и (1944) Vitae Sanctorum Britanniae, изд. и транс, Кардифф, UWP. (стр. 150–172, 364–387 в новом издании, под ред. Скотта Ллойда, Welsh Academic Press Cardiff, 2013); Шарп, Ричард и Дэвис, Джон Рубен, изд. (2007) «Вита С. Дэвид» в Эвансе, Дж. Вине и Вудинге, Джонатане М., изд. «Святой Давид Уэльский, культ, церковь и нация», Boydell Press, Вудбридж
- ^ Токе, Лесли (1908). «Католическая энциклопедия: Святой Давид» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2009 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ Би-би-си. « Святой Давид ».
- ^ «ГЕНУКИ: Святой Элвис» .
- ^ стр.67 (№ 92), стр. 70 (№ 35) в Bartrum, PC (1966): Ранние валлийские генеалогические трактаты, Кардифф: UWP.
- ^ Падрейг О'Риайн, св. Эйлбе в «Словаре ирландской биографии», Королевская ирландская академия, издательство Кембриджского университета [4]
- ^ пер. в Кроссе, Т.П. и Словере, CH (1936) «Древние ирландские сказки», Нью-Йорк; стр. 68-76 в Кох, Джон Т. и Кэри, Джон изд. 2003 «Кельтский героический век», Публикации кельтских исследований: Аберистуит
- ^ примечание 84 в Kenney JF (1929) «Источники ранней истории Ирландии: Том 1, церковный», Колумбия (перепечатано в Нью-Йорке, 1966 г.)
- ^ с. 276 в О'Рахилли, штат Флорида. (1946) «Ранняя ирландская история и мифология», Дублинский институт перспективных исследований; п. 151 в JFCampbell, Leabhair na Feinne (немецкий перевод в «Zeitschrift Celtische Philologie» 13)
- ^ в Cross, op.cit. стр. 503-7
- ^ в «Эриу», 1904 г.
- ^ в Дули, Энн и Роу, Гарри (1999) «Сказки старейшин Ирландии», Oxford University Press
- ^ Дули, указ. цит. стр.15
- ^ Бэринг-Гулд и Фишер (1907), «Жития британских святых», том I, стр. 130 [5]
- ^ Ограбление, цит. 167-81; пер. Де Паор, op.cit, стр. 227-43
- ^ II, 95, xlii в MacNeill, Eoin and Murphy, Gerard (1908-54) Duanaire Finn, 3 тома, Irish Texts Society 7, 28, 43.
- ^ Билер, op.cit, стр. 127
- ^ с. 469, примечание 1 в Watson, WJ (1926) «Кельтские топонимы Шотландии», Эдинбург/Лондон.
- ^ с. 608 в Макниле, Мэр (1962) «Фестиваль Лугнаса», Oxford University Press.
- ^ §223 в Whatmough, Джошуа (1970) Диалекты Древней Галлии, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; I, 79 в Холдере, А. (1896–1907) «Alt-Celtischer Sprachschatz», 3 тома, Лейпциг: Тойбнер; п. 523 в Де Фризе, январь (1956-7) «Altgermanische Religions-geschichte», Берлин; 1, III, C, 1 в книге Бек, Ноэми (2009) Богини в кельтской религии – культ и мифология: сравнительное исследование древней Ирландии, Британии и Галлии, Университет Люмьер, Лион 2
- ^ Де Врис, указ. цит. § 170, 184, ср. 214; стр. 54–5, 176–4 в Холле, Аларик (2007). Эльфы в англосаксонской Англии: вопросы веры, здоровья, пола и идентичности. Бойделл Пресс
- ^ стр. 67 в Chantraine, P (1983) «Этимологический словарь греческого языка», Париж: Klincksiek; стр. 29 в Покорни, Юлиусе (1959) «Indogermanisches Etymologisches Wörterbuch», 2 тома, Берн и Мюнхен: Франке; 22.g, 2, 52,7 в Грейвс, Роберт (1955) Греческие мифы, 2 тома, Penguin и (1948), стр. 67, 366, 434 в «Белая богиня», Лондон: Faber & Faber
- ^ Де Врис op.cit: II, стр. 258, примечание 2; стр. 131-4 в Макдоннеле, А.А. (1897) «Ведическая мифология», Страсбург; Одре Одри, Жан (1987) «Les Rbhus et les Alfes», Bulletin d'etudes Indiennes 5, стр. 159–219.
- ^ с. 303 Эванс, Эллис 1 (967) Галльские личные имена, Оксфорд: Clarendon Press; Что, указ. соч.: §82; Держатель указ. соч.: стр. 86
- ^ Лажуа, Патрис и Кромбе, Пьер, (2016) «Encyclopédie de l'Arbre Celtique» св. Альбиуса, получено 25 августа 2016 г. [6] ; Бек указ.соч.: 4, III, B, 1) c)
- ^ Мейд, Вольфганг (1990) «Убер Альбион, эльфидд, Альбиорикс и другие индикаторы кельтского мировоззрения» в MJ Ball, J, Fife, E, Poppe и J.Rowland, изд. Celtic Linguistics: Readings in the Brythonic Languages, ed. Фестиваль Т. Арвина Уоткинса, Амстердам/Филадельфия.
- ^ Evansop.cit: 243–9, 301-3; Держатель указ. соч.: I, 85 лет; Дж. Вендриес, Revue Celtique 45, стр. 122; п. 248 в Ривет, Альф и Смит, К. (1979) «Топонимы Римской Британии», Лондон: Бэтсфорд; п. 109 в Хэмпе, Эрике (1989) «Валлийский эльфид и альбио» в Бюллетене Совета по кельтским исследованиям 36, стр. 109–10; Whatmough op.cit:§ 7,8, 82
- ^ стр. 55-7, §86 в книге Турнейсен, Рудольф (1946) «Грамматика древнеирландского языка», Дублинский институт перспективных исследований.
- ^ Даффи, Патрик. «Святая Эйльба из Эмли», CatholicIreland.net
- ^ О. Нил, Дж., «Правление Эйлбе из Эмли», Эриу (1907), стр. 92-115
- ^ Современный антиквар. « Святой Элвис ».
- ^ Келсолл, Деннис и Ян (2005). Прогулка по Пембрукширу . Цицерон Пресс. п. 61. ИСБН 9781849650885 .
Источники
[ редактировать ]- Уэбб, Альфред (1878). . Сборник ирландской биографии . Дублин: М. Х. Гилл и сын.
- де Паор, Лиам (пер.) (1993). Мир Святого Патрика: христианская культура апостольской эпохи Ирландии . Дублин: Four Courts Press.
- Гуго, Луи (1932). Христианство в кельтских землях .
- Ó Риайн, Падрайг (ред. и пер.) (2017). Беата Эйлбхе: Жизнь святой Эйлбхе из Кашела и Эмли . Лондон: Ирландское текстовое общество.