Элифас Леви
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( апрель 2022 г. ) |
Элифас Леви | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Альфонс Луи Констант 8 февраля 1810 г. |
Умер | 31 мая 1875 г. | (65 лет)
Место отдыха | Кладбище Иври , Иври-сюр-Сен (позже обнаружено и помещено в общую могилу) |
Супруг | |
Дети | 4+ |
Элифас Леви Захед , урожденный Альфонс Луи Констан (8 февраля 1810 — 31 мая 1875), был французским эзотериком , поэтом и писателем. Первоначально сделав церковную карьеру в католической церкви, он отказался от священства, когда ему было около двадцати пяти лет, и стал церемониальным магом . В возрасте 40 лет он начал исповедовать оккультные знания. [ 1 ] Он написал более 20 книг по магии , каббале , алхимии и оккультизму .
Псевдоним «Элифас Леви» был анаграммой его имени «Альфонс Луи» на иврите . Леви получил известность как оригинальный мыслитель и писатель, его работы привлекли внимание в Париже и Лондоне среди эзотериков и художников романтического или символистского вдохновения. [ 2 ] [ 3 ] Он покинул Великий Восток Франции (французскую масонскую организацию, породившую континентальное масонство ), полагая, что первоначальные значения ее символов и ритуалов были утеряны. «Я сразу же перестал быть масоном, потому что масоны, отлученные Папой от церкви, не верили в терпимость к католицизму… [и] суть масонства — это терпимость ко всем верованиям». [ 4 ]
На политическое, оккультное и литературное развитие Леви повлияли многие авторы, такие как французский монархист Жозеф де Местр (которого он цитирует во многих частях своей «Догмы и ритуала высокой магии» ), Парацельс , Роберт Фладд , Сведенборг , Фабр д'Оливе , Розенкрейцеры , Платон , Раймунд Луллий и другие эзотерики. [ 5 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период
[ редактировать ]Родившийся Альфонс Луи Констан, он был сыном сапожника в Париже. В 1832 году он поступил в семинарию Сен - Сюльпис , чтобы учиться для принятия римско-католического священства , в качестве иподиакона отвечал за катехизис , позже был рукоположен в диакона , оставаясь клириком до конца жизни. За неделю до рукоположения в сан священника он решил оставить священнический путь, однако дух милосердия и жизнь, которую он провел в семинарии, остались с ним на всю оставшуюся жизнь, позже он писал, что приобрел понимание вера и наука без конфликтов. [ 6 ]
В 1836 году, оставив священническую стезю, он вызвал гнев начальства. Он дал постоянный обет целомудрия и послушания в качестве иподьякона и диакона, поэтому возвращение к гражданской жизни было для него особенно болезненным; он продолжал носить церковную одежду, рясу , до 1844 года.
Возможные причины ухода Леви из семинарии Сен-Сюльпис в 1836 году выражены в следующей цитате А. Е. Уэйта : «Он [Леви], однако, по-видимому, имел странные взгляды на доктринальные вопросы, хотя никаких подробностей не приводится. Такова одна история. по крайней мере, но альтернатива говорит проще, что он отказался от священнической карьеры из-за сомнений и угрызений совести». [ 7 ]
Ему пришлось избежать крайней бедности, работая репетитором в Париже. Около 1838 года он встретился и находился под влиянием взглядов мистика Симона Ганно , и, возможно, именно благодаря встречам Ганно он также встретил Флору Тристан . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В 1839 году он вступил в монашескую жизнь в аббатстве Солем , но не смог поддерживать дисциплину и покинул монастырь.
По возвращении в Париж он написал «La Bible de la liberté» («Библия свободы»), за что в августе 1841 года его заключили в тюрьму.
Круг Элифаса Леви («(Закон об ассоциации 1901 года был создан 1 апреля 1975 года») дает следующее описание брака и отцовства Леви: «В возрасте 32 лет он познакомился с двумя молодыми девушками, которые были друзьями, Эжени С. и Ноэми Кадио. Несмотря на свое предпочтение Евгении, он также попал под чары Ноэми, на которой ему пришлось жениться в 1846 году, чтобы избежать конфронтации с ней. отец девочки. Семь лет спустя Ноэми сбежала из семейного дома, чтобы присоединиться к маркизу Монферрие, и в 1865 году брак был аннулирован от этого брака, в частности близнецы, которые умерли вскоре после рождения. возраста, например, у маленькой Мари, которая умерла, когда ей было семь лет, у Леви был внебрачный сын от Эжени С., родившийся 29 сентября 1846 года, но ребенок так и не родил. Имя Леви. Однако он знал своего отца, который видел, что он был образован. Из надежных источников мы знаем, что потомки этого сына живут сегодня среди нас во Франции». [ 11 ]
В начале 20-го века А. Е. Уэйт описывает брак Леви, погибшее потомство и (возможное) нарушение правил семинарии Сен-Сюльпис следующим образом:
Мне не удалось установить, в какой период он женился на мадемуазель. Ноэми, шестнадцатилетняя девушка, которая впоследствии стала известной как скульптор, но это был побег, и в конце концов она ушла от него. Говорят даже, что она добилась успеха в иске о недействительности — не на обычных основаниях, поскольку она родила ему двоих детей, которые умерли в ранние годы, если не в младенчестве, а на том основании, что она была несовершеннолетней, в то время как он принял безвозвратные обеты. Сен-Сюльпис, однако, является семинарией для светских священников, не дающих обета безбрачия, хотя правила Латинской церкви запрещают им вступать в брак. [ 12 ]
Неожиданно в 1850 году, в возрасте 40 лет, Леви пережил период обострения финансового и духовного кризиса, который привел его, в более глубоком смысле, к поиску убежища в среде эзотеризма и оккультизма середины XIX века. [ 11 ]

Более поздний период
[ редактировать ]В декабре 1851 года Наполеон III организовал переворот, который положил конец Второй республике и положил начало Второй Империи. Леви видел в императоре защитника народа и восстановителя общественного порядка. В «Moniteur parisien» 1852 года Леви похвалил действия нового правительства, но вскоре разочаровался в жесткой диктатуре и в конце концов был заключен в тюрьму в 1855 году за публикацию полемического шансона против императора. Однако изменилось отношение Леви к «народу». Еще в «Празднике Дье» и «Книге лармов» 1845 года он скептически относился к способности необразованных людей освободиться. Подобно сен-симонианцам , он перенял теократические идеи Жозефа де Местра, чтобы призвать к созданию «духовной власти», возглавляемой элитным классом священников. После катастрофы 1849 года он был полностью убежден, что «массы» не способны установить стройный порядок и нуждаются в обучении. [ 13 ]
Деятельность Леви отражает борьбу за примирение, как с провалом 1848 года, так и с жесткими репрессиями со стороны нового правительства. Он участвовал в «Revue philosophique et religieuse» , основанном его старым другом Фовети, где он впервые публично пропагандировал свои «каббалистические» идеи в 1855–1856 годах (в частности, используя свое гражданское имя). [ 14 ]
Леви начал писать «Историю магии» в 1860 году. В следующем, 1861 году, он опубликовал продолжение «Догмы и ритуала» , La clef des grands mystères («Ключ к великим тайнам»). В 1861 году Леви снова посетил Лондон. Среди других магических работ Леви - Fables etsymoles («Истории и образы»), 1862 г., Le sorcier de Meudon («Волшебник Медона», расширенное издание двух романов, первоначально опубликованных в 1847 г.) 1861 г. и La science des esprits ( «Наука о духах»), 1865. В 1868 году он написал Le grand arcane, ou l'occultisme Dévoilé (« Великая тайна, или раскрытый оккультизм»); однако это было опубликовано только посмертно в 1898 году. [ нужна ссылка ]
Тезис о магии, пропагандируемый Элифасом Леви, имел значительную известность, особенно после его смерти. Этому успеху способствовало то, что спиритуализм был популярен по обе стороны Атлантики с 1850-х годов. Однако Леви отклонялся от спиритуализма и критиковал его, поскольку он считал, что после смерти человека сохраняются только мысленные образы и «астральные силы», которыми могут свободно манипулировать опытные маги, в отличие от автономных духов, которые постулировал спиритуализм. [ 15 ]
В отношении предполагаемых сверхъестественных явлений, о которых сообщали практикующие спиритуализм, Леви был явно доверчив. Он объяснил: «Явления, которые совсем недавно встревожили Америку и Европу, явления столоверчения и флюидических проявлений, являются просто магнитными токами в начале их формирования, призывами со стороны Природы, приглашающими нас на благо человечества. восстановить великие симпатические и религиозные цепи». [ 16 ]
Его магические учения были свободны от явного фанатизма, хотя и оставались довольно неясными; и ему нечего было продавать (несмотря на его публикации). Он действительно заявлял о себе: «Бедный и малоизвестный ученый, [который] нашел рычаг Архимеда, и он предлагает его вам только ради блага человечества, ничего не прося взамен». [ 16 ] Он не притворялся посвященным какого-то древнего или вымышленного тайного общества . Он включил карты Таро в свою магическую систему, и в результате Таро стало важной частью атрибутов западных магов. [ 17 ]
Он оказал глубокое влияние на магию Герметического Ордена Золотой Зари , а затем и бывшего члена Золотой Зари Алистера Кроули . Он также был первым, кто заявил, что пентаграмма или пятиконечная звезда с одной вершиной вниз и двумя вершинами вверх символизирует зло, а пентаграмма с одной вершиной вверх и двумя вершинами вниз представляет добро. [ нужна ссылка ] Идеи Леви также повлияли на Елену Блаватскую и Теософское общество . [ 18 ]
Как церемониальный маг
[ редактировать ]О своем первом опыте общения с британскими эзотеристами в 1854 году Леви писал: «Я предпринял поездку в Лондон, чтобы избавиться от внутреннего беспокойства и без перерыва посвятить себя науке. [...] Они немедленно попросили меня творят чудеса, как если бы я был шарлатаном, и я был несколько обескуражен, поскольку, говоря откровенно, я был далек от того, чтобы посвящать других в тайны Церемониальной Магии, я все время уклонялся от ее Более того, такие церемонии требовали оборудования, которое было бы дорого и трудно собрать, поэтому я погрузился в изучение трансцендентной Каббалы и больше не беспокоился об английских адептах. [ 19 ]
Однако вскоре после его прибытия в Англию за его навыками известного мага стали серьезно ухаживать; и Леви обязан: пожилая британка, которая, согласно соглашению о строжайшей секретности, «строгая среди адептов», предоставила ему «полный магический кабинет», содержащий необходимые принадлежности для применения его теорий в практике магии в Англии. [ 20 ]
Теория магии
[ редактировать ]В предисловии к «Истории магии» (переводчик А. Э. Уэйт) перечисляет (то, что он считал) девять ключевых принципов магии, систематизированных в более ранней работе Леви « Доктрина и ритуал трансцендентальной магии» . Они есть:
(1) Существует мощная и настоящая Магия, популярные преувеличения которой на самом деле ниже истины. (2) Существует грозная тайна, составляющая роковую науку о добре и зле. (3) Оно наделяет многими способностями, по-видимому, сверхчеловеческими. (4) Это традиционная наука о тайнах Природы, переданная нам от Магов. (5) Посвящение в нем дает мудрецу власть над душами и полную способность управлять человеческой волей. (6). По-видимому, из этой науки возникла одна непогрешимая, непогрешимая и истинно кафолическая религия, которая всегда существовала в мире, но она неприспособлена для масс. (7) По этой причине возникла экзотерическая религия апологетов [притч], басен и чудесных историй, которая является всем, что возможно для профана: она претерпела различные трансформации и представлена в наши дни Латинское христианство под послушанием Рима. (8) Его покровы действительны в своей символике, и его можно назвать действительным для толпы, но учение посвященных равносильно отрицанию любой буквальной истины в нем. (9) Только Магия дает истинную науку. [ 21 ]
Тремя главными компонентами магической диссертации Леви были: астральный свет, воля и воображение. Леви не создавал ни одну из этих концепций как оккультные.
Относительно «Астрального света» Уэйт отмечал: «Астральный свет, который является ни чем иным, как одической силой барона Карла Райхенбаха , как по существу признает сам французский писатель [Леви], [...]» [ 22 ] и: «Эту силу он [Леви] обычно называет Астральным Светом, имя, заимствованное у Сен-Мартена и французских мистиков восемнадцатого века». [ 23 ]
Луи Клод де Сен-Мартен использовал термин «астрал» для обозначения «психической силы». [ 24 ]
«Астральный свет» также был обязан идеям протогипнотизера XVIII века Франца Месмера : «[Месмер] разработал теорию «животного магнетизма». Он считал, что это жидкость, которая пронизывает вселенную, но наиболее активна в нервной организации человека и позволяет одному человеку, заряженному этой жидкостью, оказывать мощное влияние на другого». [ 25 ]
Астрал — прилагательное, означающее: «Связанный со звездами, состоящий из них». [ 26 ] Леви использовал термин «Астрал» не только как синоним «психической силы», но и потому, что он верил в древнюю и средневековую астрологическую практику. Как писал сам Леви: «В Природе нет ничего безразличного, камешек, более или менее лежащий на дороге, может разрушить или глубоко изменить судьбы величайших людей и даже величайших империй, в гораздо большей степени, чем невозможно определить положение отдельной звезды». безразличен к судьбам существующего ребенка, вступающего фактом своего рождения во всеобщую гармонию сидерического [астрологического] мира». [ 27 ]
за три столетия до Левия «Воля» и «воображение» как магические агенты были утверждены Парацельсом :
Магия — это великая сокрытая мудрость, а разум — это великое открытое безумие. Никакая броня не защищает от магии, поскольку она поражает внутренний дух жизни. В этом мы можем быть уверены, что только посредством полного и сильного воображения мы можем воплотить в образ дух любого человека. Никакие заклинания, никакие обряды не нужны; Создание кругов и разбрасывание благовоний — это всего лишь обман и жонглирование. Человеческий дух настолько велик, что ни один человек не может его выразить; вечен и неизменен, как Сам Бог есть разум человека; и если бы мы правильно постигли разум человека, для нас не было бы ничего невозможного на земле. Через веру воображение оживляется и завершается, ибо действительно случается, что всякое сомнение портит его совершенство. Вера должна укреплять воображение, поскольку вера утверждает волю. Поскольку человек не вполне верил и воображал, в результате искусство оказывается неопределенным, тогда как оно могло бы быть полностью достоверным. [ 28 ]
Независимо от того, является ли объект вашей веры реальным или ложным, вы, тем не менее, получите одни и те же результаты. Таким образом, если я поверю в статую святого Петра так, как я должен был верить в самого святого Петра, я получу те же результаты, которые я должен был получить от святого Петра. Но это суеверие. Однако вера творит чудеса; и истинная это вера или ложная, она всегда будет производить одни и те же чудеса. [ 29 ]
Элифас Леви предупреждал: «Операции [магической] науки не лишены опасности. Их результатом может быть безумие для тех, кто не утвердился на основе высшего, абсолютного и непогрешимого разума. Они могут чрезмерно возбудить нервную систему. , порождая ужасные и неизлечимые болезни». [ 30 ] «Пусть же те, кто ищет в магии средства удовлетворения своих страстей, остановятся на этом смертоносном пути, где они не найдут ничего, кроме смерти или безумия. В этом смысл вульгарной традиции, которую дьявол рано или поздно завершил, удушив колдуны». [ 31 ]
Социалистическое происхождение
[ редактировать ]Долгое время считалось, что социалистическая Константа исчезла с кончиной Второй республики и уступила место оккультисту Элифасу Леви. Однако, по мнению историка религий Юлиана Штрубе , написавшего докторскую диссертацию о Константе, это повествование было построено в конце XIX века в оккультных кругах и было некритически принято более поздними учёными. Штрубе утверждает, что Констант не только развил свой оккультизм как прямое следствие своих социалистических и постцерковных идей, но и продолжал пропагандировать реализацию социализма на протяжении всей своей жизни. [ 32 ]
По мнению оккультиста Папюса ( Жерара Анкосса ) и биографа-оккультиста Поля Чакорнака, обращение Констана к оккультизму было результатом «посвящения» эксцентричного польского эмигранта Юзефа Марии Хёне-Вронского . Эти двое действительно знали друг друга, о чем свидетельствует письмо Константа Хёне-Вронскому от 6 января 1853 года, в котором он благодарил его за включение одной из статей Константа в работу Хёне-Вронского 1852 года « Историософия или наука об истории» . В письме Констан выражает свое восхищение «еще недооцененным гением» Хоне-Вронского и называет себя его «искренним поклонником и преданным учеником». [ 33 ] Тем не менее, Штрубе утверждает, что влияние Вронского было кратким, между 1852 и 1853 годами, и поверхностным. Он критикует исследования Папюса и его товарищей, основанные на попытках Папюса связаться с Константом 11 января 1886 года, через 11 лет после смерти Константа. [ 34 ]
Позднее создание специфически французской эзотерической традиции, в которой Констан должен был стать решающим звеном, увековечило идею явного разрыва между социалистом Константом и оккультистом Леви. Штрубе в 2016 году писал, что другой нарратив был независимо разработан Артуром Эдвардом Уэйтом , который был близким современником Леви. Штрубе полагал, что А. Е. Уэйт знал недостаточно подробностей о жизни Константа. [ 35 ]
Более того, Штрубе предполагает, что Леви рассматривал «магию» как новый порядок — идеологию (потенциально политически полезное суеверие), с помощью которой будет сформулирована новая иерархия, как он интерпретирует заявление Леви: «Поэтому мы разъяснили это ясно, как мы считаем, что наша Магия противостоит гоетическому и некромантическому видам. Это одновременно абсолютная наука и религия, которая действительно не должна разрушать и поглощать все мнения и все формы поклонения, но должна. возродить и направить их, воссоздав круг посвященных и обеспечив таким образом слепые массы мудрыми и ясновидящими лидерами». [ 36 ] Штрубе утверждает, что «путешествие в Лондон, которое Леви совершил в мае 1854 года, не вызвало его озабоченности магией» и что «хотя Леви заявлял о своем участии в магических ритуалах. Вместо этого именно вышеупомянутая социалистически-магнетистическая диалектика охватила интерес Леви». в магии». [ 37 ] Несмотря на это, очевидно, что утверждение Леви ограничивается магией и ее видами, где Леви предлагает объединить науку и религию и продвигает свои собственные методы, заявляя, что применил научный подход в своих исследованиях, противопоставляя его гоэтическому и некромантическому подходу. методы.
Избранные произведения
[ редактировать ]- Леви, Элифас (1841а). свободы Библия .
- Леви, Элифас (1841b). социальные доктрины Религиозные и .
- Леви, Элифас (1841c). женщины Успение .
- Леви, Элифас (1844). Богородица .
- Леви, Элифас (1845). слез Книга
- Леви, Элифас (1848). свободы Завещание .
- Леви, Элифас (1854–1856). Догма и ритуал высшей магии [ Доктрина и ритуал высшей магии ]. Включает материалы по алхимии. [ 38 ]
- Леви, Элифас (1860). История магии [ История магии ].
- Леви, Элифас (1861). Ключ к Тайнам Великим .
- Леви, Элифас (1862). Басни и символы [ Истории и символы ].
- Леви, Элифас (1865). Наука о духах . Париж: Жермер Байьер, книготорговец-издатель.
- Леви, Элифас (1868). оккультизм раскрытый Великая тайна, или .
- Леви, Элифас (1894). Книга великолепия
- Леви, Элифас (1895). Мажорные и Соломона минорные тональности .
- Леви, Елифаз (1896). Магический ритуал Sanctum Regnum .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Макинтош 1972 .
- ^ Июнь 1972 г. , с. 16.
- ^ Мерсье 1969 , с. 62.
- ^ Chacornac Frères 2001 .
- ^ Леви 1896a , с. 34.
- ^ Леви 1896a , с. 30.
- ^ Леви 1922 , с. viii.
- ^ Эндрюс 2006 , стр. 40–41, 95, 102.
- ^ Гроган 2002 , стр. 193–194.
- ^ Бертен 1995 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б был бы Он
- ^ Леви 1922 , стр. viii–ix.
- ^ Штрубе 2016a , стр. 418–426.
- ^ Штрубе 2016a , стр. 470–488.
- ^ Джозефсон-Шторм 2017 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Леви 1896а , с. 56.
- ^ Джозефсон 2013 .
- ^ Джозефсон-Шторм 2017 , с. 116.
- ^ Леви 1896a , стр. 64–65.
- ^ Леви 1896a , стр. 64–67.
- ^ Леви 1922 , с. х-кси.
- ^ Леви 1922 , с. 12.
- ^ Уэйт 1886 , с. xxxvi.
- ^ Уэйт 1922 , с. 18.
- ^ Хадсон 1893 , с. 84.
- ^ Оксфордский иллюстрированный словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1986. с. 44.
- ^ Уэйт 1891 , с. 163.
- ^ Гордон 2001 , с. 958.
- ^ Хадсон 1893 , стр. 148–149.
- ^ Уэйт 1886 , с. 24.
- ^ Уэйт 1886 , с. 26.
- ^ Штрубе 2016b , с. 21.
- ^ Принке 2013 , с. 133.
- ^ Штрубе 2016a , стр. 426–438.
- ^ Штрубе 2016a , стр. 590–618.
- ^ Леви 1896a , с. 16.
- ^ Штрубе 2016a , стр. 455–470.
- ^ Уэйт 2013 , с. 33 и след.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Эндрюс, Наоми Джудит (2006). Муза социализма: гендер в интеллектуальном ландшафте французского романтического социализма .
- Бертен, Фрэнсис (1995). Эзотерика и социализм .
- Чакорнак Фреры (2001) [1926]. «Элифас Леви был масоном – недолго» . Элифас Леви, обновитель оккультизма во Франции (1810–1875), Поль Шакорнак (1884–1964) (на французском языке). Перевод Тревора В. Маккеуна. Париж: Общая библиотека оккультных наук. Архивировано из оригинала 18 декабря 2001 года — через Великую Ложу Британской Колумбии и Юкона.
- Бюссе, Кристиана (н.д.). Элифас Леви: sa vie, son œuvre, ses pensées [ Элифас Леви: Его жизнь, его работа, его мысли ]. де ла Мэнни, больше не издается.
- Гордон, Мелтон Дж., изд. (2001). Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Том. 2 (5-е изд.). Мичиган: Гейл Групп.
- Гроган, Сьюзен (2002). Флора Тристан: Истории из жизни .
- Хадсон, Томсон (1893). Закон психических явлений . Чикаго: AC McClurg and Co.
- Джозефсон, Джейсон Ананда (май 2013 г.). «Тень Бога: закрытые возможности в генеалогии религии» . История религий . 52 (4): 321. дои : 10.1086/669644 . JSTOR 10.1086/669644 . S2CID 170485577 .
- Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-40336-6 .
- Июнь, Хьюберт (1972). Писатели предшествовавшего века (на французском языке). Париж: Зегерс.
- Леви, Элифас (1896a). Dogme et Rituel de la Haute Magi. Часть I: Доктрина трансцендентальной магии . Перевод А.Э. Уэйта. Англия: Райдер и компания.
- Леви, Елифаз (1896б). Магический ритуал Sanctum Regnum . Перевод У. Винна Уэсткотта. Лондон: Джордж Редвей.
- Леви, Элифас (1922). История магии . Перевод А.Э. Уэйта (2-е изд.). Лондон: William Rider & Son Ltd.
- Макинтош, Кристофер (1972). Элифас Леви и французское оккультное возрождение .
- Мерсье, Ален (1969). Эзотерические и оккультные источники символистской поэзии (1870-1914) (на французском языке). Полет. 1: Французский символизм. А.-Г. Низет.
- Принке, Рафал Т. (2013). Высоцкая, Барбара (ред.). «Ученик Вронского – Элифас Леви в кругу польских мессианистов». Корника, книга 30 Дневник библиотеки (на польском языке).
- Штрубе, Джулиан (2016a). Социализм, католицизм и оккультизм во Франции девятнадцатого века: генеалогия сочинений Элифаса Леви . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3110478105 .
- Штрубе, Джулиан (29 марта 2016b). «Социалистическая религия и возникновение оккультизма: генеалогический подход к социализму и секуляризации во Франции XIX века». Религия . 46 (3): 359–388. дои : 10.1080/0048721X.2016.1146926 . ISSN 0048-721X . S2CID 147626697 .
- Уэйт, AE (1886). Тайны магии . Лондон: Джордж Редвей.
- Уэйт, А.Э. (1891). Оккультные науки . Лондон: Киган Пол, Trench, Trubner & Co. Ltd.
- Уэйт, А.Э. (1922). Сен-Мартен, Французский мистик . Лондон: William Rider & Son Ltd.
- Уэйт, А.Э. (2013). Тайная традиция в алхимии: ее развитие и записи . Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1136182921 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боуман, Фрэнк Пол (1969). Элифас Леви, романтический мечтатель (на французском языке). Прессы Universitaires de France.
- Чакорнак, Поль (1926). Элифас Леви: обновитель оккультизма во Франции (на французском языке). Братья Чакорнак.
- Мерсье, Ален (1974). Элифас Леви и магическое мышление в XIX веке Ален Мерсье (на французском языке). Зегерс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- 1810 рождений
- 1875 смертей
- Французские писатели-мужчины XIX века
- Французские писатели XIX века.
- Оккультисты XIX века
- Церемониальные маги
- Христианские оккультисты
- фурьеристы
- Французские католики
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские писатели-оккультисты
- Французские оккультисты
- Гоэтия
- Люди, связанные с Таро
- Писатели из Парижа
- Похороны на Иврском кладбище