Люди Уошо
Washoe Tribal Flag | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,500 (2007) [ 1 ] | |
Регионы со значительным населением | |
![]() ( ![]() ![]() | |
Языки | |
Английский это сказал [ 1 ] |
Человек | Приходите: OW |
---|---|
Люди | Ваши: Шив |
Язык | Приходите: разблокировать и т. Д. |
Страна | Ваши: Шиу ɂitdeh |
Washoe , или WaShioshiw («Люди отсюда», или транслитерированы в более старой литературе, как WA Shu ), являются великим бассейном племен коренных американцев живущих недалеко от озера Тахо на границе между Калифорнии и Невадой . [ 1 ] Название «Washoe» или «Washo» (как предпочтительно сами) получено из автоним waashiw ( wa · @shiw или wá: oshiw ) на языке Washo или от WaShioShiw ( WaShí: @shiw ), множественной формы WaShiw.
Территория
[ редактировать ]Люди Washoe прожили в Великом бассейне и в горах Восточной Сьерра -Невада, по крайней мере, последние 6000 лет, [ 2 ] Некоторые говорят до 9000 лет [ 3 ] или больше. Перед контактом с европейцами территория народа Уосуоса, сосредоточенная вокруг Тахо ( / ː t ː h oʊ / ; Washo : Dágaw / daagaw / da озера ow Ага - «Край озера») и был примерно ограничен южным берегом Медового озера на севере, рекой Западной Уокер , озером Топаз и перевалом Сонора на юге, гребнем Сьерра -Невада на западе и сосной Ореховые горы и диапазон Вирджинии на востоке. Рядом с озером Тахо Уошо использовал верхние диапазоны Карсона ( Да : Бал Кайлам ), Траки ( Дабайдудуве ) и рек Уэст Уокер на востоке, а также в долине Сьерра (место обширных пресноводных болот, наполненных хвостами, булрушес и щелочные квартиры, которые стекают в реку Среднего Форк -Перо ) на севере. Washoe, как правило, проведет лето в Сьерра -Неваде, особенно на озере Тахо; Падение в диапазонах на восток; и зима и весна в долинах между ними. Озеро Уошо ( C'óʔyaʔ Dáagaw ) было названо в его честь.
Washoe/Washo были свободно организованы в три (в некоторых источниках четыре) региональных групп, говорящих немного разные диалекты , которые, в свою очередь, были разделены на группах (сотрудничающие семьи для сезонной охоты и живут вместе в зимних лагерях) и в ядерных семьях. Региональная группа была определена тем, где у людей был зимний лагерь:
- Welmelti («северяне» или «северные люди Washoe»)
- Pauwalu / Powalu («Восточные» или «Центральные люди Washoe»)
- Hungalelti («южане» или «народ южного Washoe») и,
- Tanalelti («Западные люди» или «Западные люди») [ 4 ]
С тех пор, как западная часть территории Washo находилась в горах и подвергалась тяжелым снегам, там немногие люди зимули, поэтому очень немногие были организованы в западную группу. [ 4 ]
История
[ редактировать ]
Люди Washoe - единственное великое племя бассейна , чей язык не является численным , поэтому, как полагают, они населяли регион до соседних племен. Комплекс Kings Beach, который появился около 500 г. н.э. вокруг озера Тахо и Северной Сьерра -Невада, считается ранней культурой Washoe. Комплекс Martis , возможно, совпадал с культурой Kings Beach, и дома Martis Pit сменились коническими коры домов исторической культуры Washoe. [ 5 ]
Люди Washoe, возможно, вступили в контакт с испанскими исследователями в начале 19 -го века, но Washoe не поддержал контакт с людьми европейской культуры до калифорнийской золотой лихорадки 1848 года . [ 2 ] Устойчивость Washoe к вторжениям на их землях оказалось бесполезным, и последним вооруженным конфликтом с Washoes и неиндийцами была картофельная война 1857 года, когда голодали, которые были убиты за сбором картофеля с европейско-американской фермы недалеко от Медового озера в Калифорнии . [ 6 ]
Потеря охоты на долину для ферм и пиньяновых сосновых рощи, чтобы прокормить Вирджиния -Сити спрос на пиломатериалы и угля, побудила большую часть Washoe к зависимости от рабочих мест на белых ранчо и фермах и в городах. Районы, где они поселились, стали известны как индийские колонии .
Культура
[ редактировать ]
Клетчатые орехи пиньяна , собранные осенью, обеспечивали большую часть еды, съеденной зимой. Корни, семена, ягоды и игра обеспечили большую часть еды, которую едят в течение остальной части года. Люди Washoe также были глубоко осведомлены о своей земле и где были многочисленны ресурсы. Это включало понимание сезонных циклов как растений, так и животных. Люди Вашиу также зависели от рыбалки на озере Тахо и окружающих ручьев. Рыбалка была огромной частью жизни Вашиу; И у каждой семьи были свои собственные рыболовные площадки, пока контакт с западной цивилизацией не привел к коммерческому рыбалке в этом районе, что уничтожило еще один важный ресурс для WASHIW. [ 7 ]
Танец кедрового ореха и обряды с половым созреванием девочек остаются очень важными церемониями. [ 8 ] Люди Вашиу когда -то полагались на медицины и их знания о лекарственных растениях и церемониях. Большая часть этих знаний и деятельности была потеряна из -за контакта с западным миром.
Культура Washoe основывалась в основном на легендах, которые несут объяснение различных областей жизни. Легенды были переданы от одного поколения в другое по рассказу историй и были рассказаны молодым поколениям, чтобы научить их основным вещам жизни Уошо. Дети могли бы узнать о методах сбора, подготовке медицины, и легенды должны были научить их оценить землю, в которой они жили, и дать им лучшее понимание образа жизни Уошо. [ 9 ] Дети были воспитываны в окружающей среде, которая признала семью самой ценной вещью. Вся жизнь Washoe была сосредоточена на сотрудничестве и единстве, и более старые члены племени должны были передать свои знания младшему, чтобы культура племени выжила. Каждый в семье играл свою роль в повседневных занятиях, таких как рыбалка, сбор или охота, что помогло людям с повседневной жизненной задачей более эффективно. [ 9 ]
Жизненный цикл
[ редактировать ]Площадь людей жительства Washoe позволяет им получать еду из трех разных способов: рыбалка, собрание и охота. Поскольку каждый путь требовал особых навыков и знаний, люди обычно обучались в одной области, чтобы уменьшить возможность выполнения выполнения задач, за которые они отвечали. Следовательно, жизнь племени Уошо зависела от фактических возможностей окружающей среды. Кроме того, нехватка источников не позволил бы племени выступать во всех отношениях одновременно, поэтому образ жизни Washoe был разделен на три периода: «Год рыбалки», «Год сбора» и «Год охоты».
- «Год рыбалки», который произошел после периода голода, начался ранней весной, когда снег в горах начал раставать. В то время некоторые члены племени (в основном молодые мужчины, мальчики, а иногда и не состоящие в браке женщины) покинули зимние лагеря и переехали к озеру Тахо, чтобы начать сезон рыбалки. Делая это, они могли бы спасти остатки от резервов еды для людей, которые остались в зимних лагерях. Они использовали пещеры и естественные укрытия в качестве защиты от холода, а также одежда в пояснице и одеяла, изготовленные из кожи кролика, чтобы согреться. Они ловились за сигу, которую некоторые из них потребляли, и некоторые они несли обратно в зимние лагеря, чтобы их люди могли есть и собирать силы для обратной поездки на озеро, которое произошло, когда стало теплее. Это было решение семьи, когда покинуть зимние лагеря и отправиться на озеро Тахо, и это зависело от состояния и возраста членов семьи (семья с младенцами или пожилыми людьми, как правило, покидает лагеря позже, чем приподнятые члены племени. Весь Washoe Племя должно было быть возвращено к берегу озера Тахо. Чтобы сохранить рыбу, высушивающую ее на солнце и сделала запасы еды на будущее.
- «Год сбора» - мог быть выполнен в течение всего года, но использовались различные способы приобретения, и были предоставлены различные типы и количество пищи. Зимой Washoe ела в основном еду, которую они собрали до того, как начался зимний сезон, потому что можно было найти очень мало овощей. Когда наступила весна, все больше и больше еды стало доступно. Тем не менее, еда была ограничена, если она была найдена, и она могла кормить только определенное количество людей, поэтому племя расщепляется небольшими группами и по -разному искало еду. Сбор обычно проводился женщинами, в то время как мужчины практиковали рыбалку на озере или охоту.
- «Год охоты» - началось, когда первые животные появились в начале весны. Это была только мужская деятельность, поэтому мальчики обучались с самого молодого возраста. Племя Washoe охотится на более крупных животных, таких как олени, медведи или антилопа, а также меньшие: кролики, птицы, белки. Различные методы и время охоты были скорректированы для различных видов животных.
Падение было самым богатым в пищевом сезоне года, так как все способы получения еды могли быть выполнены. Зимний период был временем голода, поскольку запасы еды быстро закончились, и почти не было получено пищи в течение самых холодных месяцев в году. Тем не менее, люди Washoe узнали, как пережить самое тяжелое время года, узнав, как использовать ресурсы, которые им дала земля. Они знали, что им нужно сохранить равновесие, так как каждый способ получения пищи был одинаково важен для этих людей, чтобы выжить. [ 10 ]
Антрополог Эрнестин Фридл отметил, что сотрудничество мужчин и женщин в сборе пищи приводит к «никаким индивидуальным распределениям пищи и относительно небольшой разницам в правах мужчин и женщин», способствуя гендерному равенству среди доколониального Washoe. [ 11 ]
Язык
[ редактировать ]Washoe / (today: Wašiw Wagayay) has been regarded as a language isolateWaŋ [ 1 ] [ 12 ] Тем не менее, иногда он предварительно рассматривается как часть спорной семьи Хокана . [ 13 ] Язык написан в латинском сценарии . [ 1 ]
Язык WASHIW в настоящее время считается умирающим языком, поскольку только горстка беглевых носителей использует этот язык. В племени произошло недавнее возрождение языка и культуры. «Вашив Вагайей Махал» («Дом, где говорят Вашиу») был первой попыткой народа Вашиу возобновить свой язык для будущих поколений. Племя в настоящее время опирается на Департамент культурных ресурсов племен для предоставления языковых классов сообществу. Тем не менее, недавно в племени произошел педагогический сдвиг, и молодежь стала центром языковых и культурных программ.
Washoe Tribe и Lake Tahoe
[ редактировать ]Люди Washoe считаются местными жителями районы озера Тахо, занимая озеро и окружают земли на протяжении тысячелетий. [ 14 ] Как местные жители, они считают, что они лучше всего знают о том, как должна поддерживаться земля, и считают себя подходящими опекунами районы озера Тахо , который был центром племен Washoe Ежегодные культурные собрания, где большинство традиционных событий. произошел. [ 15 ] В 2002 году Комитет по энергетике и природным ресурсам официально предоставил опеку апезитору племени Уошо в Неваде и Калифорнии над землей в районе озера Тахо для культурных целей. [ 16 ]
Washoe племена
[ редактировать ]- Рено-Спаренные Индийская колония
- Сюзанвилль Индийский ранчо
- Washoe Tribe в Неваде и Калифорнии [ 17 ]
В соответствии с Законом о реорганизации Индии 1934 года колонии в районе Карсон -Вэлли в Неваде и Калифорнии получили федеральное признание как племя Уошо в Неваде и Калифорнии. Колония в Рено, штат Невада , которая также имеет значительную популяцию Paiute, Washoe и Shoshoni , получила отдельное признание как индийская колония Рено -Спарки. Есть доказательства того, что некоторые Уошо поселились в юго -западном регионе Монтаны . Сюзанвилльская ранчерия включает членов Washoe, а также северные члены Paiute , северо -восточный Майду , Ахомави и Атсугеви . [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и "Washo." Этнолог. Доступ 9 мая 2014 года.
- ^ Jump up to: а беременный Притцкер 246
- ^ Макли, Мэтью (2018). Маленький должен быть сильным . Амхерст: Университет Массачусетса Пресс. п. 19. ISBN 9781625343475 .
- ^ Jump up to: а беременный Даунс, Джеймс (1966). Два мира Washo: индийское племя Калифорнии и Невады . Нью -Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. п. 49 ISBN 9780030566103 .
- ^ D'azevedo 466
- ^ D'azevedo 494
- ^ Dangberg 1968, Azevedo 1986, Nevers
- ^ Прицкер, 246, 248
- ^ Jump up to: а беременный Межплемальный совет Невады (ок. 1988) [1976]. Ва -ней, она, история племен . Межплеменный совет Невады. С. 21–23. OCLC 21328894 .
- ^ Даунс, Джеймс Ф. (2001). Два мира Washo: индийское племя Калифорнии и Невады . Wadsworth/Thomson Learning. С. Глава 4. OCLC 55589767 .
- ^ Фридл, Эрнестин (1987). «Статья 25: Общество и секс -роли». В Анджени, Э. (ред.). Антропология 87/88 . Гулфорд, CT: Душкин. С. 150–155.
- ^ «История индийского племени Washoe». Доступ к генеалогии. Получено 11 мая 2010 года.
- ^ Притцкер 220
- ^ Племя Уошо в Неваде и Калифорнии. «Ва -она, она:« Люди Washoe «прошлое и настоящее» (PDF) .
- ^ "Washoe" озеро неба " " (PDF) .
- ^ Соединенные Штаты. Конгресс. Сенат. Комитет по энергетике и природным ресурсам. (2002). Washoe Indian Tribe Conveyance: Отчет (в сопровождении S. 691) . [USGPO] OCLC 50880144 .
- ^ Притцкер 248
- ^ «Калифорнийские индейцы и их оговорки». Библиотека SDSU и доступ к информации. (Получено 11 мая 2010 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Дангберг, Грейс (1968). Washo Tales: три оригинальных индийских легенда Washo . Музей штата Невада Средний разрыв № 1. Карсон -Сити, штат Невада.
- Д'Азеведо, Уоррен Л. (1986). «Washoe» в Великом бассейне , Уоррен Л. Д'Азеведо, изд. С. 466–498. Том 11 в Справочнике североамериканских индейцев , Уильям С. Стертевант, генеральный редактор. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 0-16-004578-9 , 0160045754 .
- Nevers, Jo Ann (1976). Ва -сала : Межплемальный совет Невады: Университет штата Юта.
- Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513877-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барет, Сэмюэль Альфред (1917). Индейцы Васу . Паб. По заказу попечителей.
- Washo Bibliography , из калифорнийского проекта коллекций индийских библиотеков
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Washoe Tribe из Невады и Калифорнии , официальный сайт
- Индийская колония Reno-Sparks , официальный сайт
- Индийская ранчерия Сюзанвилля , официальный сайт
- Руководство по примечаниям Washo Research, 98–17 . Специальные коллекции, Университетские библиотеки, Университет Невады, Рено. Эти статьи представляют собой исследование, проведенное Анитой Спринг во время ее антропологических летних полевых исследований в 1965 году.