Jump to content

Бетт Борн

Бетт Борн
Борн в 2010 году
Рожденный
Питер Борн

( 1939-09-22 ) 22 сентября 1939 г.
Умер 23 августа 2024 г. (23 августа 2024 г.) (84 года)
Ноттинг-Хилл , Лондон, Англия
Образование Центральная школа речи и драмы
Занятие Актер
Годы активности 1943–2022
Заметная работа Вихрь , склад Донмара , 2002 г.
Семья Майк Берри (брат)
Награды Премия Кларенса Дервента 2003, Премия OBIE за выступление (2001, 1991), Manchester Evening News Премия

Бетт Борн (урожденная Питер Борн ) [ 1 ] 22 сентября 1939 — 23 августа 2024) — британский актёр, трансвестит, участник кампании и активист. Его театральная карьера длилась шесть десятилетий. Он приобрел известность в середине 1970-х годов после того, как присоединился к нью-йоркской труппе альтернативного гей-кабаре Hot Peaches . Борн основал свою собственную альтернативную гей-театральную труппу Bloolips.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Питер Борн родился в Хакни , Восточный Лондон, [ 2 ] в рабочую семью. У него было две сестры и брат (актер и певец Майк Берри ). Его мать была актрисой-любителем. [ 3 ] Борн дебютировал на сцене в возрасте четырех лет в составе группы «Мадам Бехенна и ее танцующие дети», выступая в ратуше Сток-Ньюингтона , где он спел « Не сидите под яблоней ». Первой пьесой, которую он увидел, была постановка « » Торнтона Уайлдера Наш город в начале 1950-х годов, хотя интерес к актерскому мастерству у него был и до этого. [ 3 ] Его отец был равнодушен к актерским устремлениям сына. Когда Борну было 16, он прошел трехмесячное обучение на гравера. Затем он работал журналистом в журнале New Scientist . Борн начал свою театральную карьеру, работая за кулисами лондонского театра Гаррик .

Спектакли 1960-х годов

[ редактировать ]
Бетт Борн (слева) с другими активистами GLF на праздновании 40-летия Лондонской фондовой биржи.

Борн изучал драму в лондонской Центральной школе речи и драмы в Swiss Cottage и выступал на сцене и на телевидении на протяжении 1960-х годов. Он появлялся в таких сериалах, как «Мстители» и «Узник» . В 1969 году он появился вместе с сэром Яном Маккелленом в гастрольном двойном составе Кристофера Марлоу » « Эдварда II и Шекспира « Ричарда II» . [ 2 ]

Активизм и карьера в кабаре

[ редактировать ]

В 1970-х годах, разочаровавшись в шоу-бизнесе, Борн приостановил свою актерскую карьеру, чтобы стать активистом Фронта освобождения геев . [ 4 ] Он стал членом печально известной гей-коммуны, базирующейся на Колвилл-Террас в Ноттинг-Хилле Лондоне в . [ 2 ] В этот период Борн начал носить одежду и сменил имя на «Бетт».

Борн вспоминала свое раннее участие в публичной демонстрации: «Многие королевы очень боялись нас, потому что мы каким-то образом глубоко нарушали правила и пугали их. Люди были очень напуганы. Мы совсем не пугали. было намного сильнее, чем все, что они делали. Это также было связано с чувством юмора или нет. Ношение платьев тоже было для меня большим удовольствием». [ 5 ]

В 1976 году Борн присоединился к нью-йоркской труппе гей-кабаре Hot Peaches и выступал с ними по всей Европе , кульминацией чего стало шоу в Институте современного искусства в Лондоне. [ 2 ] Когда труппа вернулась в Нью-Йорк , Борн остался в Лондоне и основал собственную гей-музыкальную комедийную компанию Bloolips, в которой все роли исполняли мужчины.

кровавые губы

[ редактировать ]

Вдохновением для создания компании Бетт послужила «запись, которую он нашел на одном из ларьков с мусором на рынке Портобелло , где Джин Меткалф читала (своим лучшим голосом BBC) историю «Гадкого утенка» . Это была идеальная история о каминг-ауте, и, таким образом, Блулипс родился». [ 6 ] Компания наняла сценариста Джона Тейлора (Jon Jon) для написания многих постановок компании. Рэй Доббинс написал некоторые сценарии позже в карьере труппы. Сатирическая политическая комедия сочеталась с чечеткой и пением, причем мужчины были одеты в клоунские костюмы, а не в женские наряды или изображали женщин. Спектакли во многом опирались на гламур золотой эпохи Голливуда и Бродвея 1920-х и 1930-х годов и были поставлены, продюсированы и поставлены в традициях водевиля с Бетт в главной роли. Декорации и костюмы были созданы так, чтобы выглядеть безвкусными и неряшливыми, подразумевая, что компания была на последнем издыхании. Каждый член труппы с ограниченным бюджетом шил свои собственные костюмы «из пластиковых корзин для белья, сломанных абажуров и татуировок из подержанных магазинов, иногда используя швабры вместо париков». [ 7 ]

Во всех шоу звучали оригинальные песни или обработки известных номеров. Одной из их самых запоминающихся экранизаций стала «Мы в деньгах» (из фильма « Золотоискатели» 1933 года ). Некоторые из их наиболее известных оригинальных песен включали «Let's Scream Our Tits Off», «I'm Mad About Leisure», «BANANAS», «I Want to Be Bad» и «Я бы хотел танцевать танго, но мой костюм» Говорит Нет». Многие темы и названия шоу были адаптированы из известных фильмов, в том числе «Жажда в космосе» , «Отель Гланд» , «Get Hur» , «Гадкий утенок» . Чувство юмора и комедия были в стиле Мела Брукса и Джина Уайлдера . С «Bloolips» традиционное театральное образование Борна вступило в свои права; его подача и расчет времени на сцене были безупречны. «Первые репетиции Bloolips проходили в моей квартире в Ноттинг-Хилле, семеро из нас танцевали чечётку в ряд. Однажды днем ​​мы спустились вниз выпить кофе, и вдруг потолок обвалился», — вспоминала Бетт в интервью The Guardian . [ 2 ] Премьера своего первого концерта Bloolips состоялась «в The Tabernacle, Notting Hill на Powis Square в августе 1978 года и стала сенсацией». [ 6 ] Для труппы стало обычной практикой проводить премьеры своих постановок в The Tabernacle в Ноттинг-Хилле на благо местного сообщества.

«Два года спустя мы поехали в Нью-Йорк и открылись в бродвейском театре Нью-Сити. Мы стали любимцами Ист-Виллиджа , переехали в офф-бродвейский театр «Орфей» , показ которого продлился до июня 1981 года, и выиграли внебродвейская премия OBIE », — вспоминает Бетт. [ 6 ] Бетт живо вспоминает свой первый визит в Нью-Йорк с Bloolips в «Письме от Бетт Борн», написанном художнице Фрэнси Лишак, в котором он рассказывает о волнении и оживлении города в начале 80-х и о том, насколько гостеприимно было местное гей-сообщество. и жители Нью-Йорка в целом были к ним настроены. Об этом же периоде рассказывает и Lavinia Co-op в интервью Лышаку. [ 8 ] Критик New York Times . Мел Гуссов расточал похвалы Lust in Space и шести англичанам, которые ее исполнили «Bloolips причудливо забавны. Важно не то, что вы делаете, а то, как вы это делаете. Они танцуют чечетку с грохотом и точностью, гармонируют со старыми мелодиями и никогда не забывают пародийный характер своих усилий, подражая всем, от недалеких изобретателей до ярких роковые женщины». [ 9 ] Компания Bloolips гастролировала по Великобритании и Европе на протяжении 1980-х и 1990-х годов. Они пользовались огромным успехом в Америке, где несколько раз выступали за пределами Бродвея в Нью-Йорке и выиграли две премии OBIE Awards , в том числе одну за нью-йоркскую постановку « Жажда в космосе» , где она шла девять месяцев. Затем последовал двухмесячный сезон в Сан-Франциско . «Мы продолжали гастролировать по Европе, США и Канаде до последнего концерта в 1998 году». [ нужна ссылка ]

Один рецензент написал: «Если бы Басби Беркли придумал мюзикл о Древнем Риме и включил в него английских комиков мюзик-холла, которые любят наряжаться хоринами, это могло бы выглядеть как Get Hur». [ 10 ]

Первоначальными основными участниками Bloolips были Бетт Борн, Lavinia Co-op, Precious Pearl, Diva Dan и Gretel Feather. За время существования Bloolips в труппе было около 25 разных участников. «Мы были настоящими Присциллами, королевами пустыни, носившимися по стране в сломанном фургоне VW», - вспоминает Лавиния Кооп о своем турне с труппой. [ 7 ]

Документальный фильм о Bloolips был снят в Нью-Йорке в 1993 году. Фильм под названием Bloolips содержит кадры выступления труппы Get Hur , а также закулисные кадры и интервью с актерами. [ 11 ]

Шоу кровавых губ

Bloolips отыграли 13 концертов и распались в 1998 году. В их число входили:

  • Гадкий утенок (1978–79)
  • Щека! (1978)
  • Вамп и лагерь (1979)
  • Жажда в космосе (1980–82)
  • Ням-ням (1983)
  • Шансы и ерунда (1983–84)
  • Липкие булочки (1983–84)
  • Живые легенды (1985)
  • С закинутой спиной и без бретелек (1986–87)
  • Подростковый мусор (1987–88)
  • Гланд Отель (1988–90)
  • Получите как (1993)
  • Остров потерянной обуви (1995)

В 1988 году Bloolips совершили поездку по Канаде, посетив Галифакс, Новую Шотландию и Оттаву в постановке Best of Bloolips .

В 1990 году Борн и Драгоценная Перл (Пол Шоу) взяли перерыв в работе Bloolips и появились вместе с Лоис Уивер и Пегги Шоу в фильме «Прекрасная отсрочка» . [ 12 ] к написанию которого приложили руку Борн и Шоу. Спектакль был поставлен компанией Split Britches и поставлен в Лондоне , Нью-Йорке , Сан-Франциско , Бостоне и Сиэтле . В 1991 году компания выиграла премию Village Voice OBIE Award за ансамблевое производство.

Более поздняя карьера и смерть

[ редактировать ]

В 1995 году Борн выступил в Нью-Йорке в постановке персонального шоу Рэя Доббинса « К востоку от Иди» . [ 13 ] В том же году Борн получил премию Manchester Evening News за исполнение роли леди Брэкнелл в постановке Английского гастролирующего театра по пьесе Оскара Уайльда « Как важно быть серьезным» . [ 14 ]

В 1991 году он появился в роли 250-летнего Замбинеллы в постановке Нила Бартлетта и Ника Блумфилда «Сарразин» в нью-йоркской студии Dance Theater Workshop . Стивен Холден назвал это «бравурным спектаклем» и описал Борна как «призрачный апофеоз ренегатского эротического духа, одновременно разрушенной (хотя и царственной) великой дамы и грустного клоуна». [ 15 ] Он повторил эту роль в Lyric Hammersmith в 1996 году. [ 16 ]

В 1998 году Борн и Пол Шоу посетили Америку с лучшим произведением производства Bloolips под названием Bloo Revue . [ 17 ]

В 1999 году Борн сыграл своего друга Квентина Криспа в Тима Фаунтина пьесе «Обитель инопланетянина » в лондонском театре Буша . [ 18 ] Спектакль широко гастролировал и играл в Нью-Йорке и Сиднее .

На Эдинбургском фестивале Fringe в 2001 году Борн получил премию Herald Award за роль Криспа. [ 19 ] Фонтан написал для Борна еще две пьесы: «HOTBOI» , которая была поставлена ​​в Театре Сохо в 2004 году; [ 20 ] и Рок в 2008 году. [ 21 ]

Борн участвовал в Donmar Warehouse на постановке «Вихря» в 2002 году, за что получил премию Кларенса Дервента . [ 22 ] В 2005 году он появился в фильме «Прочитай мои бедра» в лондонском Drill Hall , сыграв греческого поэта-гея 20-го века Константина П. Кавафи . [ 23 ]

Он снова работал с Бартлеттом в Lyric Hammersmith в 2003 году, выступая в постановке Шекспира « Перикл, принц Тирский» в главной роли с Уиллом Кином . [ 24 ]

В 2005 году в Королевском национальном театре Борн участвовал в постановке Improbable Theatre фильма « Театр крови» . [ 25 ] В Королевской шекспировской труппе Борн сыграл Догберри в Шекспира пьесе «Много шума из ничего» в лондонском театре Новелло в 2007 году. В том же году Борн работал с драматургом Марком Рэйвенхиллом над короткометражной пьесой «Потрошитель» , поставленной в Юнион-театре в Лондоне. Борн исполнила роль королевы Виктории . [ 26 ]

В 2009 году Борн рассказал о своей жизни в «Жизни в трёх действиях» в театре Траверс в Эдинбурге, инсценированном чтении стенограмм бесед с драматургом Марком Рэйвенхиллом . [ 27 ] [ 28 ]

В 2013 году Бетт и Пол Шоу дали специальный ретроспективный спектакль под названием «Правильная пара» , описав свой путь в шоу-бизнесе с помощью монологов и поворотов из избранных постановок за последние 40 лет. [ 29 ]

В 2022 году Бетт появилась вместе с Перл/Полом в роли королевы на мероприятии Duckie's Alternative Royal Command, проходившем в Зале Королевы Елизаветы в рамках празднования Платинового юбилея . [ нужна ссылка ]

Борн умер в своем доме в Ноттинг-Хилле , Лондон, 23 августа 2024 года в возрасте 84 лет. [ 30 ]

Актерские работы

[ редактировать ]
  • Пойманный взглядом (1991) - рассказчик
  • Немного Липпи (1992) - Венера Ламур
  • Мои летние каникулы (1996) - английский интервьюируемый
  • Шери (2009) - баронесса
  • Макбет (2013) - как Портер
  • Это идет с обувью (2014) - как он сам

Телевидение

[ редактировать ]

Наследие и дань уважения

[ редактировать ]
  • В картинках: Bloolips и вселяющая радость переодевания - выставка в Platform Southwark в Лондоне прославляет наследие труппы радикального дрэг-театра. [ 32 ]
  • Bloolips и Radical Drag: выставляем себя напоказ, июль 2019 г. Платформа Саутварк, Лондон. [ 6 ]
  • В 2014 году Борн снялся в документальном фильме о своей жизни и творчестве « It Goes with the Shoes» , сценаристом и режиссером которого выступил Марк Рэйвенхилл. [ 33 ]
  1. ^ Мегсон, Крис (24 мая 2012 г.). Современная британская драматургия: 1970-е годы: голоса, документы, новые интерпретации . А&С Черный. стр. 81–. ISBN  9781408129395 . Проверено 5 августа 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Смит, Руперт (5 декабря 2005 г.). «Прямой театр — это все фальшь» . Хранитель . Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года.
  3. ^ Jump up to: а б Бетт Борн (интервью), Кожа наших зубов , Янг Вик, 26 февраля 2004 г., статья Говарда Локстона
  4. ^ «Бетт Борн» . Неоконченные истории . Проверено 25 августа 2024 г.
  5. ^ «Ветераны-геи 1970-х годов возглавят марш гордости 2020 года» . Журнал QX . 18 июня 2020 г. Проверено 19 июня 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Хадсон, Дэвид (19 июля 2019 г.). «Что такое «радикальное сопротивление» и кем были Bloolips?» . Новости гей-звезд . Архивировано из оригинала 20 июля 2019 года.
  7. ^ Jump up to: а б «Кооператив Лавинии о том, как Bloolips привнесли радикальное сопротивление мейнстриму - и Империю Хакни» . Hackney Gazette (Интервью). 14 марта 2018 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
  8. ^ "Бар-02_Лавиния Куп | Фрэнси Лышак" . francielyshak.com . Проверено 9 ноября 2022 г.
  9. ^ Гусов, Мел (14 мая 1981 г.). «Театр — это всего лишь жонглирование?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 9 ноября 2022 г.
  10. ^ Берсон, Миша (15 января 1993 г.). «Кемпинг с кровавыми губами» . Сиэтл Таймс .
  11. ^ Bloolips (документальный фильм) 1993, Нью-Йорк: Bloolips
  12. ^ «Прекрасная отсрочка» . Разделенные штаны . Проверено 9 ноября 2022 г.
  13. ^ Гейтс, Анита (19 мая 1997 г.). «Безумие со слайдами» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 9 ноября 2022 г.
  14. ^ Локи, Рейнард. «Бетт Борн возвращается на лондонскую сцену в спектакле Fountain's RESIDENT ALIENT» . Бродвейский мир . Проверено 9 ноября 2022 г.
  15. ^ Холден, Стивен (9 сентября 1991 г.). « Сарразин: сексуальность и иллюзия» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 августа 2024 г.
  16. ^ Jump up to: а б Тейлор, Пол (19 сентября 1996 г.). «Театр Сарразин Лирик, Хаммерсмит» . Независимый . Проверено 9 ноября 2022 г.
  17. ^ Хьюз, Дэвид-Эдвард (25 февраля 1998 г.). «Сиэтл на доске» импортирует Bloo Revue из Великобритании Афиша .
  18. ^ «Resident Alien, обзоры и т. д.» (PDF) . Тим Фонтан . [ мертвая ссылка ]
  19. ^ «Большой палец вверх за превосходство Борна» . Вестник . 31 августа 2009 г.
  20. ^ Хутера, Дональд (22 ноября 2004 г.). «ХОТБОИ/Мы» . Таймс . ISSN   0140-0460 .
  21. ^ Берстон, Пол (26 мая 2008 г.). «Бетт Борн находится между молотом и наковальней» . Таймс . ISSN   0140-0460 . Проверено 28 июня 2021 г.
  22. ^ «Вортекс» . Архивировано из оригинала 20 июля 2008 года . Проверено 30 августа 2009 г. [ мертвая ссылка ]
  23. ^ Jump up to: а б Хутера, Дональд (16 декабря 2005 г.). «Театр: Прочтите мои бедра» . Таймс . Проверено 9 ноября 2022 г.
  24. ^ Тейлор, Пол (2 февраля 2014 г.). «Перикл, Национальный театр, Оливье, Лондон» . Независимый . Лондон . Проверено 24 февраля 2021 г.
  25. ^ «Театр Крови» . Маловероятно . Архивировано из оригинала 10 апреля 2008 года.
  26. ^ Рэйвенхилл, Марк (14 октября 2007 г.). «Иногда нет ничего страшнее, чем кусок губки и резиновой трубки, пропитанный сценической кровью» . Хранитель . Лондон.
  27. ^ Рэйвенхилл, Марк (23 августа 2009 г.). «Сказочная жизнь Бетт Борн» . Хранитель . Лондон.
  28. ^ Жак, Адам (11 декабря 2011 г.). «Как мы встретились: Марк Рэйвенхилл и Бетт Борн» . Независимый . Проверено 9 ноября 2022 г.
  29. ^ «Обзор: Правильная пара» . Журнал Вада . 8 февраля 2013 г.
  30. ^ Хэнней, Марк Л. (29 августа 2024 г.). «Английский «Радикальный перетаскивание»» «Актер и активист за права геев, любимый публикой театра в центре Нью-Йорка, умер в возрасте 84 лет» . Сценические голоса . Проверено 30 августа 2024 года .
  31. ^ Тейлор, Пол (31 мая 1996 г.). «Театр: Похоронные игры, Дрилл-Холл, Лондон» . Независимый . Проверено 25 августа 2024 г.
  32. ^ Бернс, Шон (15 июля 2019 г.). «В картинках: кровавые губы и всеохватывающая радость от переодевания» . Фриз . Проверено 9 ноября 2022 г.
  33. ^ Фельперин, Лесли (13 февраля 2014 г.). «Бетт Борн: Это сочетается с обувью – обзор» . Хранитель . Проверено 25 августа 2024 г.
Дополнительные источники
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b19c0ec797af78ef451d9857f5938d5a__1725057600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/5a/b19c0ec797af78ef451d9857f5938d5a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bette Bourne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)