Бетт Борн
Бетт Борн | |
---|---|
![]() Борн в 2010 году | |
Рожденный | Питер Борн 22 сентября 1939 г. |
Умер | 23 августа 2024 г. Ноттинг-Хилл , Лондон, Англия | (84 года)
Образование | Центральная школа речи и драмы |
Занятие | Актер |
Годы активности | 1943–2022 |
Заметная работа | Вихрь , склад Донмара , 2002 г. |
Семья | Майк Берри (брат) |
Награды | Премия Кларенса Дервента 2003, Премия OBIE за выступление (2001, 1991), Manchester Evening News Премия |
Бетт Борн (урожденная Питер Борн ) [ 1 ] 22 сентября 1939 — 23 августа 2024) — британский актёр, трансвестит, участник кампании и активист. Его театральная карьера длилась шесть десятилетий. Он приобрел известность в середине 1970-х годов после того, как присоединился к нью-йоркской труппе альтернативного гей-кабаре Hot Peaches . Борн основал свою собственную альтернативную гей-театральную труппу Bloolips.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Питер Борн родился в Хакни , Восточный Лондон, [ 2 ] в рабочую семью. У него было две сестры и брат (актер и певец Майк Берри ). Его мать была актрисой-любителем. [ 3 ] Борн дебютировал на сцене в возрасте четырех лет в составе группы «Мадам Бехенна и ее танцующие дети», выступая в ратуше Сток-Ньюингтона , где он спел « Не сидите под яблоней ». Первой пьесой, которую он увидел, была постановка « » Торнтона Уайлдера Наш город в начале 1950-х годов, хотя интерес к актерскому мастерству у него был и до этого. [ 3 ] Его отец был равнодушен к актерским устремлениям сына. Когда Борну было 16, он прошел трехмесячное обучение на гравера. Затем он работал журналистом в журнале New Scientist . Борн начал свою театральную карьеру, работая за кулисами лондонского театра Гаррик .
Спектакли 1960-х годов
[ редактировать ]Борн изучал драму в лондонской Центральной школе речи и драмы в Swiss Cottage и выступал на сцене и на телевидении на протяжении 1960-х годов. Он появлялся в таких сериалах, как «Мстители» и «Узник» . В 1969 году он появился вместе с сэром Яном Маккелленом в гастрольном двойном составе Кристофера Марлоу » « Эдварда II и Шекспира « Ричарда II» . [ 2 ]
Активизм и карьера в кабаре
[ редактировать ]![]() | Этот раздел содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( июнь 2021 г. ) |
В 1970-х годах, разочаровавшись в шоу-бизнесе, Борн приостановил свою актерскую карьеру, чтобы стать активистом Фронта освобождения геев . [ 4 ] Он стал членом печально известной гей-коммуны, базирующейся на Колвилл-Террас в Ноттинг-Хилле Лондоне в . [ 2 ] В этот период Борн начал носить одежду и сменил имя на «Бетт».
Борн вспоминала свое раннее участие в публичной демонстрации: «Многие королевы очень боялись нас, потому что мы каким-то образом глубоко нарушали правила и пугали их. Люди были очень напуганы. Мы совсем не пугали. было намного сильнее, чем все, что они делали. Это также было связано с чувством юмора или нет. Ношение платьев тоже было для меня большим удовольствием». [ 5 ]
В 1976 году Борн присоединился к нью-йоркской труппе гей-кабаре Hot Peaches и выступал с ними по всей Европе , кульминацией чего стало шоу в Институте современного искусства в Лондоне. [ 2 ] Когда труппа вернулась в Нью-Йорк , Борн остался в Лондоне и основал собственную гей-музыкальную комедийную компанию Bloolips, в которой все роли исполняли мужчины.
кровавые губы
[ редактировать ]Вдохновением для создания компании Бетт послужила «запись, которую он нашел на одном из ларьков с мусором на рынке Портобелло , где Джин Меткалф читала (своим лучшим голосом BBC) историю «Гадкого утенка» . Это была идеальная история о каминг-ауте, и, таким образом, Блулипс родился». [ 6 ] Компания наняла сценариста Джона Тейлора (Jon Jon) для написания многих постановок компании. Рэй Доббинс написал некоторые сценарии позже в карьере труппы. Сатирическая политическая комедия сочеталась с чечеткой и пением, причем мужчины были одеты в клоунские костюмы, а не в женские наряды или изображали женщин. Спектакли во многом опирались на гламур золотой эпохи Голливуда и Бродвея 1920-х и 1930-х годов и были поставлены, продюсированы и поставлены в традициях водевиля с Бетт в главной роли. Декорации и костюмы были созданы так, чтобы выглядеть безвкусными и неряшливыми, подразумевая, что компания была на последнем издыхании. Каждый член труппы с ограниченным бюджетом шил свои собственные костюмы «из пластиковых корзин для белья, сломанных абажуров и татуировок из подержанных магазинов, иногда используя швабры вместо париков». [ 7 ]
Во всех шоу звучали оригинальные песни или обработки известных номеров. Одной из их самых запоминающихся экранизаций стала «Мы в деньгах» (из фильма « Золотоискатели» 1933 года ). Некоторые из их наиболее известных оригинальных песен включали «Let's Scream Our Tits Off», «I'm Mad About Leisure», «BANANAS», «I Want to Be Bad» и «Я бы хотел танцевать танго, но мой костюм» Говорит Нет». Многие темы и названия шоу были адаптированы из известных фильмов, в том числе «Жажда в космосе» , «Отель Гланд» , «Get Hur» , «Гадкий утенок» . Чувство юмора и комедия были в стиле Мела Брукса и Джина Уайлдера . С «Bloolips» традиционное театральное образование Борна вступило в свои права; его подача и расчет времени на сцене были безупречны. «Первые репетиции Bloolips проходили в моей квартире в Ноттинг-Хилле, семеро из нас танцевали чечётку в ряд. Однажды днем мы спустились вниз выпить кофе, и вдруг потолок обвалился», — вспоминала Бетт в интервью The Guardian . [ 2 ] Премьера своего первого концерта Bloolips состоялась «в The Tabernacle, Notting Hill на Powis Square в августе 1978 года и стала сенсацией». [ 6 ] Для труппы стало обычной практикой проводить премьеры своих постановок в The Tabernacle в Ноттинг-Хилле на благо местного сообщества.
«Два года спустя мы поехали в Нью-Йорк и открылись в бродвейском театре Нью-Сити. Мы стали любимцами Ист-Виллиджа , переехали в офф-бродвейский театр «Орфей» , показ которого продлился до июня 1981 года, и выиграли внебродвейская премия OBIE », — вспоминает Бетт. [ 6 ] Бетт живо вспоминает свой первый визит в Нью-Йорк с Bloolips в «Письме от Бетт Борн», написанном художнице Фрэнси Лишак, в котором он рассказывает о волнении и оживлении города в начале 80-х и о том, насколько гостеприимно было местное гей-сообщество. и жители Нью-Йорка в целом были к ним настроены. Об этом же периоде рассказывает и Lavinia Co-op в интервью Лышаку. [ 8 ] Критик New York Times . Мел Гуссов расточал похвалы Lust in Space и шести англичанам, которые ее исполнили «Bloolips причудливо забавны. Важно не то, что вы делаете, а то, как вы это делаете. Они танцуют чечетку с грохотом и точностью, гармонируют со старыми мелодиями и никогда не забывают пародийный характер своих усилий, подражая всем, от недалеких изобретателей до ярких роковые женщины». [ 9 ] Компания Bloolips гастролировала по Великобритании и Европе на протяжении 1980-х и 1990-х годов. Они пользовались огромным успехом в Америке, где несколько раз выступали за пределами Бродвея в Нью-Йорке и выиграли две премии OBIE Awards , в том числе одну за нью-йоркскую постановку « Жажда в космосе» , где она шла девять месяцев. Затем последовал двухмесячный сезон в Сан-Франциско . «Мы продолжали гастролировать по Европе, США и Канаде до последнего концерта в 1998 году». [ нужна ссылка ]
Один рецензент написал: «Если бы Басби Беркли придумал мюзикл о Древнем Риме и включил в него английских комиков мюзик-холла, которые любят наряжаться хоринами, это могло бы выглядеть как Get Hur». [ 10 ]
Первоначальными основными участниками Bloolips были Бетт Борн, Lavinia Co-op, Precious Pearl, Diva Dan и Gretel Feather. За время существования Bloolips в труппе было около 25 разных участников. «Мы были настоящими Присциллами, королевами пустыни, носившимися по стране в сломанном фургоне VW», - вспоминает Лавиния Кооп о своем турне с труппой. [ 7 ]
Документальный фильм о Bloolips был снят в Нью-Йорке в 1993 году. Фильм под названием Bloolips содержит кадры выступления труппы Get Hur , а также закулисные кадры и интервью с актерами. [ 11 ]
- Шоу кровавых губ
Bloolips отыграли 13 концертов и распались в 1998 году. В их число входили:
- Гадкий утенок (1978–79)
- Щека! (1978)
- Вамп и лагерь (1979)
- Жажда в космосе (1980–82)
- Ням-ням (1983)
- Шансы и ерунда (1983–84)
- Липкие булочки (1983–84)
- Живые легенды (1985)
- С закинутой спиной и без бретелек (1986–87)
- Подростковый мусор (1987–88)
- Гланд Отель (1988–90)
- Получите как (1993)
- Остров потерянной обуви (1995)
В 1988 году Bloolips совершили поездку по Канаде, посетив Галифакс, Новую Шотландию и Оттаву в постановке Best of Bloolips .
В 1990 году Борн и Драгоценная Перл (Пол Шоу) взяли перерыв в работе Bloolips и появились вместе с Лоис Уивер и Пегги Шоу в фильме «Прекрасная отсрочка» . [ 12 ] к написанию которого приложили руку Борн и Шоу. Спектакль был поставлен компанией Split Britches и поставлен в Лондоне , Нью-Йорке , Сан-Франциско , Бостоне и Сиэтле . В 1991 году компания выиграла премию Village Voice OBIE Award за ансамблевое производство.
Более поздняя карьера и смерть
[ редактировать ]В 1995 году Борн выступил в Нью-Йорке в постановке персонального шоу Рэя Доббинса « К востоку от Иди» . [ 13 ] В том же году Борн получил премию Manchester Evening News за исполнение роли леди Брэкнелл в постановке Английского гастролирующего театра по пьесе Оскара Уайльда « Как важно быть серьезным» . [ 14 ]
В 1991 году он появился в роли 250-летнего Замбинеллы в постановке Нила Бартлетта и Ника Блумфилда «Сарразин» в нью-йоркской студии Dance Theater Workshop . Стивен Холден назвал это «бравурным спектаклем» и описал Борна как «призрачный апофеоз ренегатского эротического духа, одновременно разрушенной (хотя и царственной) великой дамы и грустного клоуна». [ 15 ] Он повторил эту роль в Lyric Hammersmith в 1996 году. [ 16 ]
В 1998 году Борн и Пол Шоу посетили Америку с лучшим произведением производства Bloolips под названием Bloo Revue . [ 17 ]
В 1999 году Борн сыграл своего друга Квентина Криспа в Тима Фаунтина пьесе «Обитель инопланетянина » в лондонском театре Буша . [ 18 ] Спектакль широко гастролировал и играл в Нью-Йорке и Сиднее .
На Эдинбургском фестивале Fringe в 2001 году Борн получил премию Herald Award за роль Криспа. [ 19 ] Фонтан написал для Борна еще две пьесы: «HOTBOI» , которая была поставлена в Театре Сохо в 2004 году; [ 20 ] и Рок в 2008 году. [ 21 ]
Борн участвовал в Donmar Warehouse на постановке «Вихря» в 2002 году, за что получил премию Кларенса Дервента . [ 22 ] В 2005 году он появился в фильме «Прочитай мои бедра» в лондонском Drill Hall , сыграв греческого поэта-гея 20-го века Константина П. Кавафи . [ 23 ]
Он снова работал с Бартлеттом в Lyric Hammersmith в 2003 году, выступая в постановке Шекспира « Перикл, принц Тирский» в главной роли с Уиллом Кином . [ 24 ]
В 2005 году в Королевском национальном театре Борн участвовал в постановке Improbable Theatre фильма « Театр крови» . [ 25 ] В Королевской шекспировской труппе Борн сыграл Догберри в Шекспира пьесе «Много шума из ничего» в лондонском театре Новелло в 2007 году. В том же году Борн работал с драматургом Марком Рэйвенхиллом над короткометражной пьесой «Потрошитель» , поставленной в Юнион-театре в Лондоне. Борн исполнила роль королевы Виктории . [ 26 ]
В 2009 году Борн рассказал о своей жизни в «Жизни в трёх действиях» в театре Траверс в Эдинбурге, инсценированном чтении стенограмм бесед с драматургом Марком Рэйвенхиллом . [ 27 ] [ 28 ]
В 2013 году Бетт и Пол Шоу дали специальный ретроспективный спектакль под названием «Правильная пара» , описав свой путь в шоу-бизнесе с помощью монологов и поворотов из избранных постановок за последние 40 лет. [ 29 ]
В 2022 году Бетт появилась вместе с Перл/Полом в роли королевы на мероприятии Duckie's Alternative Royal Command, проходившем в Зале Королевы Елизаветы в рамках празднования Платинового юбилея . [ нужна ссылка ]
Борн умер в своем доме в Ноттинг-Хилле , Лондон, 23 августа 2024 года в возрасте 84 лет. [ 30 ]
Актерские работы
[ редактировать ]Театр
[ редактировать ]- Эдвард II (Эдмунд Кентский), Эдинбургский фестиваль и Вест-Энд, 1969 г.
- Ричард II , Эдинбургский фестиваль и Вест-Энд, 1969 год.
- Видение любви, явленное во сне для Глории в Дрилл-Холле , Лондон, 1989–1990 гг.
- Как важно быть серьезным (леди Брэкнелл), 1995 г.
- Сарразин , Lyric Hammersmith , Лондон, 1996 г. [ 16 ]
- Джо Ортона ( Похоронные игры Прингл), Дрилл Холл, Лондон, 1996 г. [ 31 ]
- Resident Alien ( Квентин Крисп ), Театр Буша , Лондон, 1999
- Вихрь (Понсефор Квентин), склад Донмар , Лондон, 2002 г.
- Перикл, принц Тира (рассказчик), Lyric Hammersmith , Лондон, 2003 г.
- HOTBOI (он же Deep Rimming in Poplar ) (Рег), Театр Сохо , Лондон, 2004 г.
- Прочтите мои бедра ( Константин П. Кавафи ), The Drill Hall , Лондон, 2005 г. [ 23 ]
- Театр крови (Майкл Мерридью), Королевский национальный театр , Лондон, 2005 г.
- Потрошитель (Королева Виктория), Union Theater , Лондон, 2007 г.
- Много шума из ничего (Догберри), Театр Новелло , Лондон, 2007 г.
- Рок (Генри Уилсон), Театр Овальный дом, Лондон, 2008 г.
- Жизнь в трех действиях (в роли самого себя), Театр Траверс , Эдинбург, 2009 г.
- Жизнь в трех действиях (в роли самого себя), Склад Святой Анны , Бруклин, 2010 г.
- Правильная пара (в роли самого себя), Brighton Festival Fringe, 2012
- Макбет (Портер), Шекспировский театр «Глобус» , 2013 г.
- «Дитя-молния» ( Тиресий ), Шекспировский театр «Глобус» , 2013
Фильм
[ редактировать ]- Пойманный взглядом (1991) - рассказчик
- Немного Липпи (1992) - Венера Ламур
- Мои летние каникулы (1996) - английский интервьюируемый
- Шери (2009) - баронесса
- Макбет (2013) - как Портер
- Это идет с обувью (2014) - как он сам
Телевидение
[ редактировать ]- Диксон из Док-Грин (1963) – Роберт
- Диксон из Док-Грин (1964) – Блэки
- Диксон из Док-Грин (1965) – Мэтчем
- Узник (1967) – Оператор проекции
- Святой (1967) – Перри
- Барон (1967) – Питер
- Мстители (1968) – Прис
- Эдвард II (1970) – Эдмунд Кентский
- Мстители (1966) – Аллен
Наследие и дань уважения
[ редактировать ]- В картинках: Bloolips и вселяющая радость переодевания - выставка в Platform Southwark в Лондоне прославляет наследие труппы радикального дрэг-театра. [ 32 ]
- Bloolips и Radical Drag: выставляем себя напоказ, июль 2019 г. Платформа Саутварк, Лондон. [ 6 ]
- В 2014 году Борн снялся в документальном фильме о своей жизни и творчестве « It Goes with the Shoes» , сценаристом и режиссером которого выступил Марк Рэйвенхилл. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мегсон, Крис (24 мая 2012 г.). Современная британская драматургия: 1970-е годы: голоса, документы, новые интерпретации . А&С Черный. стр. 81–. ISBN 9781408129395 . Проверено 5 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Смит, Руперт (5 декабря 2005 г.). «Прямой театр — это все фальшь» . Хранитель . Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Бетт Борн (интервью), Кожа наших зубов , Янг Вик, 26 февраля 2004 г., статья Говарда Локстона
- ^ «Бетт Борн» . Неоконченные истории . Проверено 25 августа 2024 г.
- ^ «Ветераны-геи 1970-х годов возглавят марш гордости 2020 года» . Журнал QX . 18 июня 2020 г. Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хадсон, Дэвид (19 июля 2019 г.). «Что такое «радикальное сопротивление» и кем были Bloolips?» . Новости гей-звезд . Архивировано из оригинала 20 июля 2019 года.
- ^ Jump up to: а б «Кооператив Лавинии о том, как Bloolips привнесли радикальное сопротивление мейнстриму - и Империю Хакни» . Hackney Gazette (Интервью). 14 марта 2018 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ "Бар-02_Лавиния Куп | Фрэнси Лышак" . francielyshak.com . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Гусов, Мел (14 мая 1981 г.). «Театр — это всего лишь жонглирование?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Берсон, Миша (15 января 1993 г.). «Кемпинг с кровавыми губами» . Сиэтл Таймс .
- ^ Bloolips (документальный фильм) 1993, Нью-Йорк: Bloolips
- ^ «Прекрасная отсрочка» . Разделенные штаны . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Гейтс, Анита (19 мая 1997 г.). «Безумие со слайдами» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Локи, Рейнард. «Бетт Борн возвращается на лондонскую сцену в спектакле Fountain's RESIDENT ALIENT» . Бродвейский мир . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Холден, Стивен (9 сентября 1991 г.). « Сарразин: сексуальность и иллюзия» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Пол (19 сентября 1996 г.). «Театр Сарразин Лирик, Хаммерсмит» . Независимый . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Хьюз, Дэвид-Эдвард (25 февраля 1998 г.). «Сиэтл на доске» импортирует Bloo Revue из Великобритании Афиша .
- ^ «Resident Alien, обзоры и т. д.» (PDF) . Тим Фонтан . [ мертвая ссылка ]
- ^ «Большой палец вверх за превосходство Борна» . Вестник . 31 августа 2009 г.
- ^ Хутера, Дональд (22 ноября 2004 г.). «ХОТБОИ/Мы» . Таймс . ISSN 0140-0460 .
- ^ Берстон, Пол (26 мая 2008 г.). «Бетт Борн находится между молотом и наковальней» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ «Вортекс» . Архивировано из оригинала 20 июля 2008 года . Проверено 30 августа 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Хутера, Дональд (16 декабря 2005 г.). «Театр: Прочтите мои бедра» . Таймс . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Тейлор, Пол (2 февраля 2014 г.). «Перикл, Национальный театр, Оливье, Лондон» . Независимый . Лондон . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ «Театр Крови» . Маловероятно . Архивировано из оригинала 10 апреля 2008 года.
- ^ Рэйвенхилл, Марк (14 октября 2007 г.). «Иногда нет ничего страшнее, чем кусок губки и резиновой трубки, пропитанный сценической кровью» . Хранитель . Лондон.
- ^ Рэйвенхилл, Марк (23 августа 2009 г.). «Сказочная жизнь Бетт Борн» . Хранитель . Лондон.
- ^ Жак, Адам (11 декабря 2011 г.). «Как мы встретились: Марк Рэйвенхилл и Бетт Борн» . Независимый . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ «Обзор: Правильная пара» . Журнал Вада . 8 февраля 2013 г.
- ^ Хэнней, Марк Л. (29 августа 2024 г.). «Английский «Радикальный перетаскивание»» «Актер и активист за права геев, любимый публикой театра в центре Нью-Йорка, умер в возрасте 84 лет» . Сценические голоса . Проверено 30 августа 2024 года .
- ^ Тейлор, Пол (31 мая 1996 г.). «Театр: Похоронные игры, Дрилл-Холл, Лондон» . Независимый . Проверено 25 августа 2024 г.
- ^ Бернс, Шон (15 июля 2019 г.). «В картинках: кровавые губы и всеохватывающая радость от переодевания» . Фриз . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Фельперин, Лесли (13 февраля 2014 г.). «Бетт Борн: Это сочетается с обувью – обзор» . Хранитель . Проверено 25 августа 2024 г.
- Дополнительные источники
- Каллен, Фрэнк; Хэкман, Флоренция; Макнилли, Дональд (16 октября 2006 г.). Водевиль, старый и новый: Энциклопедия эстрадных исполнителей в Америке, набор 2V . Психология Пресс. стр. 123–. ISBN 9780415938532 .
- Уилмер, SE (23 сентября 2002 г.). Театр, общество и нация: инсценировка американской идентичности . Издательство Кембриджского университета. стр. 179–. ISBN 9780521802642 .
- Катбертсон, Ян (27 декабря 2010 г.). «Бетт Борн: Весёлая жизнь глазами понтов» . Австралиец .
- Рэйвенхилл, Марк (10 апреля 2012 г.). «Бетт Борн — королева Лондона» . www.standard.co.uk . Архивировано из оригинала 26 октября 2018 года.
- Интервью в Архиве незаконченных историй, запись истории альтернативного театра: Бетт Борн и Bloolips
- Тейлор, Пол (10 сентября 1996 г.). «Ну, черт… никто не идеален» . Независимый .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Короткометражный документальный фильм о Bloolips, 1993 г.
- Бетт Борн и Bloolips – выставляют себя напоказ
- Бетт Борн на IMDb
- Lust In Space Билла Вольфа, - живые картины изображающие Lust in Space и труппу Bloolips во время их визита в Сан-Франциско в 1981 году.
- Дискография Бетт Борн на Discogs
- 1939 рождений
- 2024 смерти
- Лауреаты премии Кларенса Дервента
- Актеры из лондонского района Хакни
- Английские трансвеститы
- Английские актеры-геи
- Выпускники Королевской центральной школы речи и драмы
- Британские актеры-мужчины
- Ноттинг Хилл
- Английские ЛГБТ-актеры
- История королевского района Кенсингтон и Челси
- Английские ЛГБТ 20-го века
- театр 20 века
- Английские ЛГБТ XXI века