История Боливии до 1809 г.
История Боливии |
---|
![]() |
![]() |
Франсиско Писарро и его товарищи -конкистадоры из быстро растущей Испанской империи впервые прибыли в Новый Свет в 1524 году. Но еще до прихода европейцев империя инков находилась в затруднительном положении. Писарро добился ошеломляющих успехов в своей военной кампании против инков, которые, несмотря на некоторое сопротивление, потерпели поражение. В 1538 году испанцы разгромили силы инков возле озера Титикака, что позволило испанцам проникнуть в центральную и южную Боливию.
Хотя местное сопротивление продолжалось несколько лет, испанские завоеватели продвигались вперед, основав города Ла-Пас в 1549 году и Санта-Крус-де-ла-Сьерра в 1561 году. В регионе, известном тогда как Верхнее Перу , испанцы нашли сундук с минеральными сокровищами, который они искали. - В Потоси была самая большая в западном мире концентрация серебра . На пике своего развития в 16 веке в Потоси проживало более 150 000 человек, что делало его крупнейшим городским центром в мире. В 1570-х годах вице-король Франсиско де Толедо ввел принудительную форму труда, миту , которая требовала от коренных мужчин из горных районов проводить каждый шестой год работы в шахтах. Мита и технологические достижения в нефтепереработке привели к процветанию горнодобывающей промышленности в Потоси. [1]
В начале 18 века горнодобывающая промышленность вступила в длительный период упадка, о чем свидетельствует затмение Потоси Ла-Пасом. лишь небольшое количество слитков После 1700 года из Верхнего Перу в Испанию отправлялось . В середине 18 века контроль Испании над Южной Америкой начал ослабевать. В 1780 году потомок инков Тупак Амару II возглавил почти 60 000 туземцев в битве против испанцев возле перуанского города Куско . Испания подавила восстание в 1783 году и в качестве наказания казнила тысячи туземцев, но восстание продемонстрировало шаткую природу испанского колониального правления в Андах. [1]
Завоевание и колониальное правление, 1532–1809 гг.
[ редактировать ]
Завоевание и поселение
[ редактировать ]Франсиско Писарро , Диего де Альмагро и Эрнандо де Луке возглавили открытие Испанией и завоевание Империи инков . Впервые они отплыли на юг в 1524 году вдоль побережья Тихого океана из Панамы, чтобы подтвердить легендарное существование золотой страны под названием Биру . [2]
Поскольку быстро расширяющаяся империя инков была внутренне слаба, завоевание было удивительно легким. После того, как инка Уайна Капак умер в 1527 году, его сыновья Уаскар и Атауальпа вели гражданскую войну за престолонаследие. Хотя Атауальпа победил своего брата, он еще не укрепил свою власть, когда в 1532 году прибыли испанцы, и серьезно недооценил их силы. Атауальпа не пытался победить Писарро, когда тот прибыл на побережье в 1532 году, поскольку правитель инков был убежден, что те, кто командует горами, контролируют и побережье. Когда Писарро заключил союзы с индейцами, недовольными правлением инков, Атауальпа не изменил церемониальный подход инков к войне , который включал в себя проведение атак при свете полной луны. 16 ноября 1532 года Писарро заключил Атауальпу в тюрьму во время их первой встречи , а затем казнил его, даже после выплаты выкупа, эквивалентного полувековому производству золота и серебра в Европе. Год спустя Куско пал. [2]
Несмотря на быструю победу Писарро, вскоре начались индийские восстания, которые периодически продолжались на протяжении всего колониального периода. В 1537 году Инка Манко , которого испанцы сделали марионеточным императором , восстал против новых правителей и восстановил государство «неоинков». Это государство продолжало бросать вызов испанской власти даже после того, как испанцы подавили восстание и обезглавили Тупака Амару на городской площади Куско в 1572 году. Более поздние восстания в горной местности Боливии обычно организовывались старейшинами общины и оставались локальными, за исключением Великое восстание Тупака Амару II в восемнадцатом веке. [2]
В течение первых двух десятилетий испанского правления заселение Боливийского нагорья — теперь известного как Верхнее (Альто) Перу или Чаркас — было отложено из-за гражданской войны между силами Писарро и силами Альмагро. Два конкистадора разделили территорию инков: север находился под контролем Писарро, а юг - под контролем Альмагро. Боевые действия вспыхнули в 1537 году, когда Альмагро захватил Куско после подавления восстания инков Манко. Писарро победил и казнил Альмагро в 1538 году после битвы при Лас-Салинасе , но сам был убит три года спустя бывшими сторонниками Альмагро. Брат Писарро Гонсало взял на себя управление Верхним Перу, но вскоре оказался втянутым в восстание против испанской короны . Только после казни Гонсало Писарро в 1548 году Испании удалось восстановить свою власть; позже в том же году колониальные власти основали город Ла-Пас , который вскоре стал важным торговым и перевалочным центром. [2]
Индийское сопротивление задержало завоевание и заселение Боливийской низменности. Испанцы основали Санта-Крус-де-ла-Сьерра в 1561 году, но Гран-Чако , колониальное название засушливого региона Чако, оставался границей насилия на протяжении всего колониального периода. В Чако индейцы, в основном чиригуано , осуществляли беспощадные нападения на колониальные поселения и оставались независимыми от прямого испанского контроля. [2]
Экономика колониального Верхнего Перу
[ редактировать ]Испания сразу же осознала огромный экономический потенциал Верхнего Перу. Горная местность была богата полезными ископаемыми, а в Потоси была самая большая в западном мире концентрация серебра . Этот район был густонаселен и мог поставлять рабочих для серебряных рудников. Кроме того, Верхнее Перу могло бы обеспечить продовольствием шахтеров на Альтиплано. [3]
Добыча серебра
[ редактировать ]
Несмотря на эти условия, производство серебра в колониальный период резко колебалось. После первоначального пятнадцатилетнего всплеска производства в 1560 году объем производства начал падать из-за острой нехватки рабочей силы, вызванной неспособностью индийского населения противостоять европейским болезням . Примерно в то же время богатые поверхностные месторождения Потоси истощились, а это означало, что для добычи серебра потребуется еще больше рабочей силы. О нехватке рабочей силы говорил Франсиско де Толедо , энергичный наместник (представитель короля) Перу, во время визита в Верхнее Перу в 1570-х годах. Толедо использовал доколумбовую миту для привлечения принудительной рабочей силы для рудников Потоси примерно из шестнадцати горных районов, которые считались поставщиками миты . Взрослых мужчин могут обязать проводить каждый шестой год работы на шахтах. Отныне добыча полезных ископаемых в Потоси зависела от миты и системы труда, в которой относительно свободные люди работали вместе с теми, кого принуждали. Толедо также регулировал законы о горнодобывающей промышленности, учредил монетный двор в Потоси и внедрил процесс ртутной амальгамы . Внедрение амальгамного процесса было особенно важным, поскольку оно устранило контроль Индии над переработкой. [3]
Вторая проблема — истощение богатых поверхностных руд — потребовала технологических инноваций. Гидравлическая энергия приобрела повышенное значение в связи со строительством крупных нефтеперерабатывающих центров . К 1621 году система искусственных озер емкостью в несколько миллионов тонн обеспечивала стабильное водоснабжение нефтеперерабатывающих заводов. После решения трудовых и технологических проблем добыча серебра стала процветать. К середине 17 века добыча серебра в Потоси стала настолько важной, что в городе проживало самое большое население в Западном полушарии - около 160 000 жителей. [3]
Серьезный спад последовал за окончанием 17-го бума в горнодобывающей промышленности. Истощение первых богатых жил потребовало более глубоких и дорогих шахт. Быстрое сокращение населения Индии из-за болезней и эксплуатации мита также привело к снижению производства серебра. лишь небольшое количество слитков из Верхнего Перу. После 1700 года в Испанию отправлялось [3]
Короли династии Бурбонов в Испании пытались реформировать колониальную экономику в середине восемнадцатого века, возродив горнодобывающую промышленность. Испанская корона предоставила финансовую поддержку, необходимую для разработки более глубоких шахт, и в 1736 году согласилась снизить ставку налога с 20 до 10 процентов от общего объема добычи. Корона также помогла создать в 1751 году банк по закупкам полезных ископаемых Banco de San Carlos и субсидировала цены на ртуть для местных рудников. Основание металлургической академии в Потоси свидетельствовало об озабоченности короны техническими усовершенствованиями в производстве серебра. Однако попытки возродить горнодобывающую отрасль в Верхнем Перу оказались успешными лишь частично и не смогли остановить экономический крах Потоси в начале XIX века. Тем не менее, добыча полезных ископаемых по-прежнему имела решающее значение для экономики Верхнего Перу, поскольку поставки продовольствия, отправляемые из долин в горнодобывающие центры на Альтиплано, влияли на сельскохозяйственное производство. [3]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Земледелие сначала велось на колониальных энкомьендах . Корона предоставила небольшому числу конкистадоров право на труд и продукцию индейцев, живших в энкомьенде , насчитывалось около восьмидесяти двух энкомьенд и к 1650-м годам в Верхнем Перу . Энкомендеро имели тенденцию монополизировать сельскохозяйственное производство, контролировать дешевую индийскую рабочую силу и собирать дань, которую индейцы должны были платить короне. Поскольку энкомендеро было трудно контролировать, и они жестоко обращались со своими работниками, корона неоднократно пыталась поставить индейцев под свою прямую юрисдикцию и контроль. [3]
Во второй половине шестнадцатого века сельскохозяйственное производство переместилось из энкомьенд в крупные поместья, где индейцы работали в обмен на землепользование. Кочабамба стала крупным производителем кукурузы и пшеницы в долинах во все возрастающих количествах производились листья коки . , а во время колониального правления [3]
Помимо горнодобывающей промышленности и сельскохозяйственного производства, индийская дань ( алькабала ) становилась все более важным источником дохода для короны, несмотря на миграцию индейцев во избежание уплаты. Первые попытки собрать дань с индейцев путем перемещения их в деревни или общины коренных народов ( comunidades indígenas ) не увенчались успехом из-за сопротивления как со стороны энкомендеро , так и со стороны индейцев. Но к концу 18 века рост индийского населения, распространение дани на всех индийских мужчин (включая тех, кто владел землей) и относительное снижение доходов от рудников в совокупности сделали Алькабалу вторым по величине источником дохода. в Верхнем Перу. Выплаты дани также увеличились, потому что испанский абсолютизм не пошел на уступки человеческим несчастьям, таким как стихийные бедствия. Индийская дань ежегодно увеличивалась на 1 миллион испанских долларов . [3]
Колониальное государство, церковь и общество
[ редактировать ]Администрация
[ редактировать ]Долговечность испанской империи в Южной Америке можно частично объяснить успешным управлением колониями. Поначалу оно было в первую очередь заинтересовано в контроле над независимо мыслящими конкистадорами. Тем не менее, главной целью вскоре стало поддержание притока доходов короны и сбор дани товарами и рабочей силой с индийского населения. сложную бюрократию С этой целью Испания вскоре создала в Новом Свете , в которой различные институты контролировали друг друга, а местные чиновники обладали значительной автономией. [4]
Верхнее Перу, сначала входившее в состав вице-королевства Перу , было включено в новое вице-королевство Рио-де-ла-Плата (столицей которого был Буэнос-Айрес ), когда оно было создано в 1776 году. Вице-королю помогала аудиенсия ( совет), который одновременно был высшим апелляционным судом юрисдикции и, в отсутствие наместника, также обладал административными и исполнительными полномочиями.
Богатство Верхнего Перу и его удаленность от Лимы убедили власти Лимы создать аудиенцию в городе Чукисака (современный Сукре) в 1558 году. Чукисака стала особенно важной как административный и сельскохозяйственный центр снабжения Потоси. Юрисдикция аудиенсии , известной как Аудиенсия Чаркас , первоначально охватывала радиус 100 « лиг » (179 600 гектаров ) вокруг Чукисаки, но вскоре в нее вошли Санта-Крус и территория, принадлежащая современному Парагваю , а до 1568 года — также весь район Куско. Президент аудиенсии обладал судебной, административной и исполнительной властью в регионе, но только в повседневных вопросах; более важные решения были приняты в Лиме . Эта ситуация привела к конкурентному отношению и репутации Верхнего Перу как напористой страны, что подкреплялось экономической важностью региона. [4]
Испания осуществляла контроль над более мелкими административными единицами в колониях через королевских чиновников, таких как коррегидор , который представлял короля в муниципальных органах власти, избираемых их гражданами. К началу 17 века в Верхнем Перу было четыре коррегидора . [4]
В конце 18 века Испания провела административную реформу, чтобы увеличить доходы короны и устранить многие злоупотребления. Была создана система интендантства , дающая широкие полномочия высококвалифицированным чиновникам, непосредственно подчиняющимся королю. В 1784 году Испания учредила четыре округа в Верхнем Перу, охватывающие нынешние департаменты Ла-Пас, Кочабамба, Потоси и Чукисака. [4]
Испанская корона первоначально контролировала местные органы власти косвенно, но со временем централизовала процедуры. Сначала вице-король Франсиско де Толедо подтвердил права местных дворян и гарантировал им местную автономию. Но в конечном итоге корона стала нанимать испанских чиновников, corregidores de indios , для сбора дани и налогов с индейцев. Corregidores de indios также импортировали товары и заставляли индейцев покупать их - практика, которой широко злоупотребляли, которая оказалась огромным источником богатства для этих чиновников, но вызвала большое негодование среди индийского населения. [4]
Религия
[ редактировать ]
Вместе с первыми испанскими поселенцами в Верхнем Перу пришло светское и регулярное духовенство, чтобы начать обращение индейцев в христианство . было основано первое епископство Верхнего Перу В 1552 году в Ла-Плате ; в 1605 году епископствами стали также Ла-Пас и Санта-Крус. В 1623 году иезуиты основали Королевский и Папский высший университет Сан-Франциско Ксавьера Чукисаки , первый университет Верхнего Перу. [4]
Хотя официальная религия инков быстро исчезла, индейцы продолжали свое местное богослужение под защитой местных индийских правителей. Однако по мере того, как христианство оказывало влияние на индейцев, развивался новый народный католицизм, включающий символы местной религии. Церковь была терпима к местным индийским религиям. Например, в 1582 году епископ Ла-Платы разрешил индейцам построить святилище темной Девы Копакабаны на берегу озера Титикака ( с тех пор Копакабана является традиционным религиозным центром аймара). [4]
Положение коренных народов
[ редактировать ]Завоевание и колониальное правление были для индейцев травмирующим опытом. Коренное население, легко восприимчивое к европейским болезням, быстро сокращалось. Положение индейцев ухудшилось в 18 веке, когда Испания потребовала более высоких выплат дани и увеличила обязательства миты для увеличения добычи полезных ископаемых. [4]
Эти глубокие экономические и социальные изменения и распад местной культуры способствовали росту алкоголизма . До прихода испанцев инки употребляли алкоголь только во время религиозных церемоний. Использование листа коки в Индии также возросло, и, по словам одного летописца, в конце XVI века «только в Потоси торговля кокой составляет более полумиллиона песо в год, поскольку потребляется 95 000 корзин коки». ." [4]
Реакция Индии на колониальное правление и обращение в христианство была разной. Многие индейцы адаптировались к испанскому образу жизни, порвав со своими традициями и активно пытаясь войти в рыночную экономику. Они также использовали суды для защиты своих интересов, особенно против новых начислений дани. Другие максимально придерживались своих обычаев, а некоторые восстали против белых правителей.
Местные восстания
[ редактировать ]Локальные, в основном нескоординированные, восстания происходили на протяжении всего колониального правления. Только в XVIII веке в Боливии и Перу произошло более 100 восстаний. [4] Напротив, ранние индийские восстания были антихристианскими, а восстания конца шестнадцатого века основывались на мессианской христианской символике, которая была римско-католической и антииспанской.
Растущее недовольство Индии колониальным правлением спровоцировало великое восстание Тупака Амару II . Этот образованный, говорящий по-испански индеец, урожденный Хосе Габриэль Кондорканки, взял имя своего предка Тупака Амару. В 1770-х годах он был озлоблен жестоким обращением с индейцами со стороны коррегидорес де индиос . В ноябре 1780 года Тупак Амару II и его последователи схватили и казнили особо жестокого коррегидора де Индиос . Хотя Тупак Амару II настаивал на том, что его движение было реформистским и не стремилось свергнуть испанское правление, его требования включали создание автономного региона для коренных жителей. Восстание быстро переросло в полномасштабное восстание. Около 60 000 индейцев в перуанских и боливийских Андах присоединились к этому делу. Одержав несколько первоначальных побед, в том числе разгромив испанскую армию численностью 1200 человек, Тупак Амару II был схвачен и убит в мае 1781 года; тем не менее, восстание продолжалось, прежде всего в Верхнем Перу. Там сторонник Тупака Амару II, индейский вождь Томас Катари , возглавил восстание в Потоси в первые месяцы 1780 года. Катари был убит испанцами за месяц до Тупака Амару II. Еще одно крупное восстание возглавил Хулиан Апаза , пономарь , который взял имена двух мятежных мучеников, назвав себя Тупак Катари (также пишется Катари). Он осаждал Ла-Пас более 100 дней. Испании не удалось подавить все восстания до 1783 года, а затем она приступила к казням тысяч индейцев. [4]
Растущее инакомыслие Криолло
[ редактировать ]росло растущее недовольство испанским правлением В конце 18 века среди криолло (лиц чисто испанского происхождения, родившихся в Новом Свете) . Криоллос начал брать на себя активную роль в экономике, особенно в горнодобывающей промышленности и сельскохозяйственном производстве, и поэтому возмущался торговыми барьерами, установленными меркантилистской политикой испанской короны. Вдобавок криолло были возмущены тем, что Испания зарезервировала все административные должности высшего уровня для полуостровов (лиц испанского происхождения, проживающих в Новом Свете). [4]
Просвещение , подчеркивающее разум, ставящее под сомнение авторитет и традиции, а также индивидуалистические тенденции, также способствовало недовольству криолло . Инквизиция , не хранила сочинения Никколо Макиавелли , Бенджамина Франклина , Томаса Пейна Жан -Жака Руссо , Джона Локка и других за пределами Испанской Америки; их идеи часто обсуждались криоллами , особенно получившими образование в университете Чукисаки. Поначалу криолло Верхнего Перу находились под влиянием Французской революции , но в конечном итоге отвергли ее как слишком жестокую. Хотя Верхнее Перу было принципиально лояльно по отношению к Испании, идеи Просвещения и независимости от Испании продолжали обсуждаться разрозненными группами радикалов. [4]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Профиль страны: Боливия ( PDF ). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (январь 2006 г.).
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с д и Мария Луиза Вагнер. «Завоевание и поселение». В Хадсоне и Ханратти.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мария Луиза Вагнер. «Экономика Верхнего Перу». В Хадсоне и Ханратти.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Мария Луиза Вагнер. «Государство, церковь и общество». В Хадсоне и Ханратти.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Рекс А. Хадсон и Деннис М. Хэнратти. Боливия: страновое исследование . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 1989 г.).
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .