Государственный совет
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |
Государственный совет | |
Предшественник | Королевский совет |
---|---|
Формирование | 1799 год |
Основатель | Консульство |
Тип | Консультативный орган Верховный суд |
Цель | Совет и согласие Суд последней инстанции |
Штаб-квартира | Королевский дворец |
Расположение | |
Членство | ~300 [ 1 ] |
Веб-сайт | www |
Во Франции Conseil d'État ( [kɔ̃sɛj deta] ; Государственный совет ) — правительственный орган, который действует одновременно как юрисконсульт исполнительной власти и как верховный суд по административному правосудию , который является одной из двух ветвей государственной власти . Французская судебная система . [ 2 ] Основанный в 1799 году Наполеоном в качестве преемника Королевского совета ( Conseil du Roi ), он расположен в Пале-Рояле в Париже и в основном состоит из юристов высшего уровня. Вице-президент Государственного совета занимает девятое место по значимости. [ 3 ] государственный служащий во Франции.
Члены Государственного совета входят в состав Большого корпуса французского государства ( Grand corps de l'État ). Государственный совет набирает в основном лучших студентов, окончивших Национальную школу управления .
Состав
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвящённой |
Портал Франции |
Генеральную сессию Государственного совета возглавляет премьер-министр или, в его отсутствие, министр юстиции . [ 4 ] Однако, поскольку настоящим президентом Совета является вице-президент, [ 4 ] [ 5 ] Вице-президент Государственного совета обычно председательствует на всех собраниях, кроме самых торжественных. Делается это также по понятным причинам, связанным с разделением властей.
В число других членов Совета входят (в порядке убывания важности):
- Department heads ( отделов Руководители
- Советники Conseillers d'État ordinairesрядовые
- советники Conseillers d'État en service extraordinaireЧрезвычайные
- запросов Мастера Maîtres des requêtes
- Мастер запросов необыкновенных
- Старшие магистры ( аудиторы первого класса )
- Магистр ( аудиторы второго класса )
Вице-президент Государственного совета назначается приказом в совете по рекомендации министра юстиции и избирается из числа глав департаментов или рядовых членов совета. [ 6 ] Руководители отделов назначаются аналогичным образом и избираются из числа рядовых советников. [ 7 ]
Рядовые советники, мастера просьб и старшие мастера назначаются на основании старшинства предыдущего ранга. [ 8 ] В число назначений, не входящих в состав Совета, могут входить судьи по административным делам. [ 9 ] или может прийти из-за пределов системы правосудия. [ 10 ] Магистры набираются из числа выпускников Национальной академии управления Франции . [ 11 ] Совет заседает в Пале-Рояле в Париже .
Совет разделен на 7 подразделений:
- Административные иски ( раздел «судебные дела» ) — см. ниже.
- Отчет и исследования ( раздел du rapport et des études ): пишет годовой отчет, проводит исследования и помогает контролировать вынесение решений и вердиктов.
- Финансы ( раздел финансов ), внутренние дела ( раздел de l'intérieur ), благосостояние и социальное обеспечение ( раздел Sociale ), общественные работы ( раздел des travaux publics ) и административные вопросы ( раздел de l'administration , созданный приказом от марта 2008 года). ) рассматривать все без исключения постановления и нормативные акты, изданные Кабинетом министров, а также проверять и подписывать все постановления Совета ( décrets en Conseil d'État ). Эти проверки, хотя и являются обязательными, не являются обязательными. Государственный совет также изучает правовые вопросы и проблемы, представленные на рассмотрение Кабинета министров. [ 12 ] Кроме того, он отвечает за проведение административных судебных проверок. [ 13 ]
История
[ редактировать ]Государственный совет берет свое начало в 13 веке, когда к этому времени Королевский двор ( Curia regis ) разделился на три части, одной из которых был Королевский совет ( Curia in consilium , позднее Conseil du roi ), который тоже распался на три части. отдельные части: секретный совет «Тайный совет», частный совет «Частный совет» и финансовый совет «Совет финансов». Реорганизованный при Людовике XIV в две основные группы: Частный государственный совет, финансы и управление , который был прямым предшественником Государственного совета. На нем собрались юрисконсульты и эксперты, которые консультировали короля по искам против Короны. Официально созданный в 1557 году, это был крупнейший из королевских советов, Франции в состав которого входили верховный канцлер , лорды пэров, министры и государственные секретари, генеральный контролер , 30 государственных советников , 80 магистров запросов и интенданты финансов. . Судебная часть Совета была известна как Conseil d'Etat privé или Conseil des party .
Французские короли имели право отправлять правосудие и выносить решения в качестве суда последней инстанции и делегировали эту судебную власть королевским судам и парламентам . Но французский король по-прежнему сохранял за собой право отменить их по своему желанию. В частности, французские короли сохраняли за собой право решать важные вопросы и выносить решения, когда административные акты оспаривались. Решения Королевского Государственного совета считались вынесенными в рамках остаточной надлежащей юрисдикции Короля ( Justice Retenue ), то есть зарезервированной за сувереном власти отправлять правосудие по определенным вопросам. Юрисконсульты также помогали королю в разработке новых законов и посредством делегированной юрисдикции напрямую осуществляли суверенные права ( jura regalia ).
Для получения дополнительной информации о французском государственном управлении во время Старого режима см. Ancien Régime во Франции .
Правительство французского консульства учредило нынешний Государственный совет в 1799 году как судебный орган для рассмотрения исков против государства и оказания помощи в разработке важных законов. Первый консул (впоследствии император ) председательствовал на заседаниях Совета, и Совет выполнял многие функции Кабинета министров . После Реставрации Бурбонов Совет сохранил статус административного суда , но утратил свою прежнюю известность. Его роль была более точно определена парламентским актом 1872 года.
Первоначально Государственный совет был судом первой и последней инстанций, но с момента создания tribunaaux administratifs в 1953 году и апелляционного административного суда в 1987 году он все чаще становился надзорным судом, с роль апелляционного суда в небольшом числе областей. [ 14 ] Государственный совет рассматривает апелляции по вопросам права судов низшей инстанции и дает консультативные заключения по закону по рекомендациям судов низшей инстанции. [ 14 ] Ниже него расположены 42 административных суда первой инстанции и 8 административных судов апелляционной инстанции . [ 15 ]
Консультативная роль
[ редактировать ]Определенные виды нормативных актов должны быть рассмотрены Советом и получить его консультативное одобрение, в том числе:
- Все законопроекты, предложенные непарламентскими членами и до внесения в парламент.
- Приказы совета, подписанные премьер-министром и членами кабинета министров; любой такой приказ представляет собой форму делегированного законодательства, определяющего, как статут или акт парламента должен выполняться или вводиться в силу. Как правило, статутный закон разрешает, предписывает или запрещает действие, определенное в общих чертах, и требует постановления правительства для определения его объема и применения.
Консультативная нагрузка Совета распределяется между его административными подразделениями в зависимости от министерства или ведомства, на которое распространяется правительственное распоряжение.
Административная юстиция
[ редактировать ]Совет действует как высший апелляционный суд для судов административного права. Он рассматривает как жалобы на административные решения национального уровня (в частности, приказы, правила, постановления и решения исполнительной власти), так и апелляции нижестоящих административных судов. Решения Совета окончательны и обжалованию не подлежат.
Хотя, строго говоря, Государственный совет не является судом, он действует как судебный орган, вынося решения по искам и искам против административных органов. Истцы представлены адвокатами, набранными из Коллегии Верховного суда, члены которой имеют лицензию на ведение дел в Совете и Кассационном суде ; любой такой адвокат носит титул советника в суде старших инстанций ( Avocat aux Conseils ). [ 16 ]
Первоначальная юрисдикция
[ редактировать ]Совет рассматривает дела против решений национального правительства, в частности, постановлений правительства, министерских правил и постановлений, решений, вынесенных комитетами, комиссиями и советами общенациональной юрисдикции, а также иски, касающиеся региональных вопросов и вопросов выборов в ЕС.
Совет постановил, что такие действия ограничиваются:
- отношения между исполнительной и законодательной ветвями власти , например, следует ли вносить законопроект в парламент;
- действия, которые являются неотъемлемой частью Франции политики внешней . [ 17 ]
В этой роли Совет обеспечивает мощный контроль над действиями исполнительной власти.
Апелляционная юрисдикция
[ редактировать ]Государственный совет обладает апелляционной юрисдикцией в отношении решений местных выборов, вынесенных любым из 37 административных судов.
Он действует как кассационный суд последней инстанции для решений, вынесенных любым из восьми апелляционных административных судов, а это означает, что он рассматривает дела, в которых истец утверждает, что апелляционный суд проигнорировал или неверно истолковал закон. Если он решит, что первоначальный апелляционный суд принял неправильное решение, Государственный совет в большинстве ситуаций передаст дело в другой административный апелляционный суд для повторного рассмотрения. Однако в интересах более быстрого принятия решений и правильного толкования закона ( bonne Administration de la Justice ), [ 18 ] он также имеет право выносить решение по делу, не передавая его, действуя таким образом как апелляционный суд последней инстанции ( jugement en dernier ressort ).
Судебная процедура
[ редактировать ]Как и почти все французские суды, судебная система Совета является следственной , и разбирательство начинается на основании искового заявления с подробным описанием фактической подоплеки дела и причин, по которым апеллянту должна быть предоставлена помощь. Затем Совет начинает официальное расследование, прося апеллянта, т.е. правительство или правительственное учреждение или офис, предоставить Совету подробное заявление в защиту. Бремя доказывания не лежит на истце ; вместо этого Совет решает, есть ли у апеллянта основания для подачи иска и допустило ли правительство ошибку, если информация, предоставленная апеллянтом, достаточна для обнаружения ранее нераскрытых доказательств. Конечно, обе стороны могут представить дополнительные заявления и информацию до тех пор, пока дело не будет готово к вынесению окончательного решения.
Формирование судебного решения зависит от важности дела, для юриспруденции и интересов закона. Все образования относятся к отделу по административным претензиям.
Более мелкие дела (без новых юридических вопросов) рассматриваются одной палатой (известной как подотделы, т.е. су-секция , до их реорганизации в 2016 году). [ 19 ] ). Там 10 камер. Более крупные дела относятся к объединенным палатам ( chambres réunies ), конфигурации, состоящей из двух палат, хотя в некоторых важных финансовых делах могут рассматриваться три или четыре палаты, объединяющиеся в специальную структуру, «полную фискальную палату» ( plénière фискальная ) палата. Наиболее важные дела относятся к формированию решений отдела по административным претензиям ( раздел ). Речь идет только о очень важных делах, связанных со сложными, новыми и/или важными юридическими вопросами. В эту конкретную структуру, в которую входят председатель десяти палат, три помощника председателя департамента по административным искам и председатель департамента, который, помимо магистрата, ответственного за Расследование по этому делу насчитывает 15 членов.
Наиболее крупные дела разрешаются Ассамблеей по административным искам ( Assemblée du contentieux ). Здесь присутствуют все президенты департаментов под председательством вице-президента Государственного совета. Речь идет о менее 10 случаях в год.
Все дела, даже те, которые в конечном итоге были решены Ассамблеей содержания , сначала изучаются палатой.
Хотя, как это является общим правилом французского административного права, процедура является письменной, одним из ее основных моментов является устное заключение ( общественного докладчика государственного магистрата), излагающего его личное видение дела, совершенно беспристрастное и свободное, на чистом основании. юридическая точка зрения. Чтение выводов по прошлым делам часто полезно для понимания мышления судей и причины решения, принятого по делу. Тем не менее, в отличие от юрисдикций общего права, действующих в соответствии с stare decisis , эти прежние решения не представляют собой обязательный прецедент для французских судей, которые по-прежнему могут адаптировать или отменить их (в так называемом reversement de jurisprudence ).
Начиная с приказа от 2009 г. (№ 2009–14, от 7 января 2009 г.), существует возможность для сторон высказаться после заключения общественного докладчика . Юристы используют эту возможность только в серьезных делах, когда это может иметь существенное значение (например, в деле Хоффмана-Глемана – 16 февраля 2009 г. – о компенсации дочери депортированного еврея во время Второй мировой войны, предполагающей ответственность французского государства). ).
В некоторых случаях может возникнуть некоторая путаница относительно того, должно ли дело рассматриваться в административном или судебном суде , и в этом случае Суд по юрисдикционным спорам, или трибунал по конфликтам , состоит из четного числа членов государственного совета и Судьи Высшего судебного суда созываются для принятия решения о том, кому будет передано дело. До 2015 года этот суд возглавлял министр юстиции, голос которого разрывал любую потенциальную связь. С 2015 года члены суда избирают председателя из своего состава сроком на 3 года, а в случае равенства голосов состав суда может быть изменен, включив в него еще несколько судей.
Основные постановления Государственного совета
[ редактировать ]Осуществляя судебный надзор почти за всеми актами исполнительной власти, решения Государственного совета могут иметь большое значение, часто не для конкретного рассматриваемого дела, а из-за их важности для формирования юридической интерпретации. Хотя Франция является страной гражданского права и здесь нет формального правила прецедента ( stare decisis ), суды низшей инстанции следуют доктрине постоянной юриспруденции в отношении Государственного совета. Основные постановления Совета собираются в юридические отчеты и комментируются учеными; размещен На официальном сайте Совета список комментариев к важным решениям . Совет сформировал свою собственную правовую доктрину , которая состоит в основном из принципов, выведенных из дел, но включает в себя значительную часть судебной практики, основанной на законах .
Решения названы по именам инициаторов дела (апеллянтов) и имеют весьма формальные вежливые названия. Мужским именам раньше предшествовало Sieur , женским именам — Dame или Demoiselle , а вдов называли Dame veuve .
Государственный совет выносит около 10 000 постановлений в год.
Наиболее важные постановления собраны в публикации под названием «GAJA» (т.е. Les Grands Arrêts de la Jurisprudence Administration – Основные постановления административной юриспруденции), опубликованной издательством Dalloz и написанной некоторыми из самых влиятельных авторов или судей время во Франции (например, Бруно Женевуа или Проспер Вейль). GAJA объясняет около 120 постановлений, принятых с 1873 года по настоящее время, и цитирует несколько сотен других важных постановлений.
Важные постановления включают в себя:
- 19 февраля 1875 г. — принц Наполеон.
Тот факт, что решение было принято по политическим соображениям, не делает его «актом правительства», который не может быть одобрен Советом ( отменяя предыдущую доктрину ). Князя уволили из армии по политическим причинам. Совет заявил, что его дело должно быть рассмотрено, но затем решил, что оно необоснованно, поскольку закон гласит, что его поручение может быть отозвано. - 28 мая 1954 года — Барель . Свобода мнений государственных служащих .
После того как ряду коммунистов было отказано в приеме в Национальную школу управления, было решено, что правительство не может отстранять людей от подачи заявлений на должности государственной службы исключительно на основании их политических убеждений. - 19 октября 1962 г. - Канал, Робин и Годо.
Исполнительная власть может принимать решения посредством указов только в узко определенных пределах, разрешенных уполномочивающим законом. Исполнительная власть не может требовать создания судов , чьи процедуры и отсутствие возможности обращения за помощью выходят за рамки общих принципов уголовного права .
Это решение стало источником напряженности между Советом и тогдашним президентом Шарлем Де Голлем . - 3 февраля 1989 г. - корпорация Alitalia.
Исполнительная власть несет ответственность за отмену своих собственных незаконных правил и положений, даже если они изначально были законными. Регулирующее законодательство должно соответствовать Европейского Союза . действующим директивам - 27 октября 1995 г. - Коммуна Морсан-сюр-Орж , также известная как « дело о бросании карликов ».
Уважение человеческого достоинства должно быть включено в общественный порядок (принципы, регулирующие общественную сферу во Франции). В этом случае мэр запретил мероприятие по бросанию гномов на том основании, что оно противоречит «общественным интересам», поскольку не уважает человеческое достоинство. Это решение не включает в себя мораль как часть общественного порядка . - 30 октября 1998 г. - Сарран, Левашер и др.
Конституция Франции имеет преимущественную силу по отношению к международным договорам, включая европейские договоры. Конституция является высшей нормой, стоящей выше всех других правовых норм. - 3 марта 2004 г. – Дело об асбесте .
Государство может быть привлечено к ответственности за непринятие соответствующих мер в соответствии с современными научными знаниями для защиты здоровья работников (от асбеста), даже если работники наняты частными работодателями. - 3 октября 2008 г. - Муниципалитет Анси.
Поскольку Хартия окружающей среды упоминается в преамбуле Конституции Франции , все права и обязанности, которые она определяет, имеют конституционную ценность.
Французский институт административных наук
[ редактировать ]Государственный совет связан с Французским институтом административных наук (IFSA) . Вице-президент Государственного совета является президентом IFSA, а его основными членами являются государственные советники. В 2009 году Государственный совет провел ежегодную конференцию IFSA, которая была организована на тему: «Общественная безопасность: партнерство между государственной властью и частным сектором».
См. также
[ редактировать ]- Счетная палата
- Государственный советник
- Конституционный Совет
- Французский институт административных наук (IFSA)
- Верховный суд Франции
- Правосудие во Франции
- Политика Франции
- Рецепт
- Апелляционный суд (Франция)
- Общие принципы французского права
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Члены» .
- ^ Министерство юстиции Франции (15 сентября 2021 г.). «Организация правосудия во Франции» . Министерство юстиции (на французском языке) . Проверено 4 марта 2023 г.
Французские суды делятся на два порядка: судебный и административный. Суды судебной инстанции компетентны разрешать споры между частными лицами и налагать санкции на лиц, совершивших преступления против уголовного законодательства. ... Административные суды обладают юрисдикцией, как только речь идет о государственном учреждении (например, муниципалитете или государственной службе).
[Французские суды делятся на два порядка: судебный и административный. Суды судебной инстанции несут ответственность за разрешение споров между частными лицами и за наказание лиц, совершивших уголовные преступления. ...Административные суды обладают юрисдикцией, как только в дело вовлечено государственное учреждение (например, муниципалитет или правительственное учреждение).] - ^ https://www.legifrance.gouv.fr/loda/article_lc/LEGIARTI000043824648/2021-12-02 | Указ № 89-655 от 13 сентября 1989 г. о публичных церемониях, старшинстве, гражданских и воинских почестях
- ^ Jump up to: а б Кодекс административной юстиции, статья Л121-7
- ^ Веб-сайт Совета [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кодекс административной юстиции, статья L133-1.
- ^ Кодекс административной юстиции, статья L133-2.
- ^ Кодекс административной юстиции, статьи Л133-3 , Л133-4 , Л133-5 .
- ^ Кодекс административной юстиции, L133-8.
- ^ Кодекс административной юстиции L133-7.
- ^ Кодекс административной юстиции, статья L133-6.
- ^ Кодекс административной юстиции, L112-2.
- ^ Кодекс административной юстиции, L112-5.
- ^ Jump up to: а б Белл, Джон; Бойрон, Софи; Уиттакер, Саймон (2008). «Судебные учреждения». Принципы французского права . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199541393.003.0003 . ISBN 978-0-19-954139-3 .
- ^ Штайнер, Ева (19 апреля 2018 г.). Законодательство и конституционная основа . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780198790884.003.0001 . ISBN 978-0-19-879088-4 .
- ↑ Буквально «барристер в советах», устаревшее название, где совет исторически относится к ряду различных соборных судов, включая старый Государственный совет и Верховный суд, который вырос из другого соборного суда - Парижского парламента.
- ^ Дополнительную информацию см . в анализе на сайте Conseil. Архивировано 10 октября 2003 г. на Wayback Machine (на французском языке).
- ^ Кодекс административной юстиции, статья L821-2.
- ^ Закон № 2016-483 от 20 апреля 2016 г. об этике, правах и обязанностях государственных служащих, статья 62, §16.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Белл, Джон (2000). «Какова функция Государственного совета при подготовке законодательства?». Ежеквартальный журнал международного и сравнительного правоведения . 49 (3): 661–672. дои : 10.1017/S0020589300064423 . JSTOR 761401 . S2CID 146580752 . ; по сравнению с процедурами, используемыми в правительстве Соединенного Королевства
- Бердсли, Джеймс (1975). «Конституционный обзор во Франции». Обзор Верховного суда . 1975 : 189–259. дои : 10.1086/scr.1975.3108812 . JSTOR 3108812 . S2CID 140742890 . ; обсуждение «общих принципов права»
- Лафон, Жаклин Люсьен (1994). «Юридизация политики во Франции». Международный журнал политической науки . 15 (2): 135–142. JSTOR 1601561 .
- Бруно Латур, «Создание права: этнография Государственного совета» - Кембридж, Великобритания: Polity Press, 2009. [1]
- Пэррис, Генри (1966). «Государственный совет Пятой республики». Правительство и оппозиция . 2 (1): 89–104. дои : 10.1111/j.1477-7053.1966.tb01155.x . S2CID 145327199 .
- Мартин А. Рогофф, «Конституционное право Франции: дела и материалы» - Дарем, Северная Каролина: Carolina Academic Press, 2010. [2]