Ли Кво-тин

Ли Кво-тин ( традиционный китайский : 李國鼎 ; упрощенный китайский : 李国鼎 ; пиньинь : Lǐ Guódong ; 28 января 1910 — 31 мая 2001) был китайским экономистом и политиком, наиболее известным как «Отец тайваньского экономического чуда ». New York Times была удостоена звания «Крестного отца технологий» на Тайване за его работу по преобразованию экономики Тайваня из аграрной системы в одного из ведущих мировых производителей информационных и телекоммуникационных технологий. [1] Его карьера длилась около 40 лет, когда он работал на правительство Гоминьдана как до, так и после его поражения и последующего отступления на Тайвань . делает его одной из самых почитаемых фигур в истории Тайваня Его вклад и по сей день .
Биография
[ редактировать ]
Ли родился в Нанкине , Китай , 28 января 1910 года в семье из округа Уюань провинции Цзянси . [1] [2]
Он окончил Национальный центральный университет ( Нанкинский университет ) в 1930 году и изучал физику в Кембриджском университете в 1934 году. [3] [4] Несмотря на то, что он получил докторскую стипендию для продолжения учебы в Кембридже, он вернулся в Китай, чтобы поддержать военные усилия Китая, когда Япония вторглась в Китай в 1937 году . Позже он бежал на Тайвань в июле 1948 года вместе с Националистической партией, когда Коммунистическая партия Китая захватила Китай. Он стал президентом Китайской судостроительной корпорации на Тайване в 1951 году и был назначен членом Комиссии промышленного развития, ответственной за планирование и экономическое развитие Тайваня в 1953 году. В 1959 году он стал главой Центра промышленного развития и инвестиций при Совет помощи США . [3]

Он занимал ряд руководящих должностей в промышленности и правительстве Тайваня , в том числе пост министра экономики с 1965 по 1969 год и министра финансов с 1969 по 1976 год. После 1976 года он был назначен « министром без портфеля » и занимался продвижением науки и технологий на Тайване. [3] В 1968 году он получил Премию Рамона Магсайсая за государственную службу. Он разработал политику, которая помогла привлечь предпринимателей в технологическую индустрию и помогла финансировать тайваньские компании по производству электроники, что привело к первенству Тайваня как производителя компьютерных комплектующих. Ли сыграл очень важную роль в создании TSMC , крупнейшего в мире производителя микросхем в 2023 году. [5] [6] Он также помог построить научный парк Синьчжу , который позже стал известен как Тайваньская Силиконовая долина . Парк является одним из ведущих мировых центров производства полупроводников , а также развития промышленных и компьютерных технологий . По состоянию на 2018 год в парке расположены более 500 высокотехнологичных компаний. [7] Ли также был старшим советником президента Китайской Республики Чэнь Шуйбяня . [3]
Экономическая политика
[ редактировать ]В общей сложности Ли был государственным чиновником 40 лет, 10 из которых он провел в материковом Китае, прежде чем Коммунистическая партия Китая выиграла гражданскую войну . Тони Фу-Лай Ю предполагает, что время, проведенное Ли в Китае, а также его научное университетское образование сильно повлияли на его политику на Тайване. У Ли не было формального экономического образования, поэтому большая часть его знаний в области экономического управления была получена на основе практического опыта и работы с другими экономистами. Следовательно, Ю утверждает, что его политика была изолирована от популярной экономической идеологии и вместо этого основывалась на прагматизме. [3] Сам Ли также утверждает, что цель его работ — раскрыть свой опыт формирования политики для будущего использования в других развивающихся странах, и он не писал об экономической, административной или политической теории. [8]
Ю утверждает, что политику Ли можно объяснить эволюционной экономикой . Два экономиста из Йельского университета, Густав Ранис и Джон Ч. Фей, написали вступительные эссе к книге Ли 1995 года «Эволюция политики, лежащей в основе успеха развития Тайваня» . Следовательно, можно интерпретировать, что взгляды Раниса и Фэя на экономическую политику являются репрезентативными для Ли. [3]
Ранис в основном пишет по неоклассической теории роста , которая утверждает, что устойчивые темпы экономического роста могут быть достигнуты путем правильного баланса движущих сил труда, капитала и технологий. [8] [9] Он также пишет о концепции экономики с избытком рабочей силы в сельском хозяйстве , которая, высвобождая рабочую силу и создавая излишки сельскохозяйственной продукции, приводит к повышению производительности в расширении коммерческих секторов. [10] [8]
Фей утверждает, что эволюцией политики управляют два основных типа сил: объективные и субъективные. Объективные силы — это заранее определенные условия, охватывающие физическую среду, внешние экономические условия и т. д. Субъективные силы включают личные убеждения, экономические знания, воспоминания, опыт и «здравый смысл». Фей считает, что политические убеждения и идеология являются сильнейшими факторами в формировании экономической политики и, следовательно, представляют собой непрерывный процесс. Следуя концепции эволюционной экономики, Фэй считает, что экономическая политика должна меняться, чтобы соответствовать новым и постоянно меняющимся ситуациям. Таким образом, политика не должна быть статичной при ее создании, а должна развиваться и совершенствоваться, чтобы адаптироваться к новым ситуациям. [3] Сам Ли утверждает, что либерализация тайваньской экономики была постепенным процессом, а не резким, после международной популярности мысли о свободном рынке в 1960-х и 1970-х годах. [11]
Прагматическая экономика
[ редактировать ]Ли утверждает, что существует два типа вопросов, которые имеют решающее значение для анализа эволюции политики. Во-первых, это экономическое воздействие политики, во-вторых, причинно-следственная связь или то, почему определенная политика появляется и реализуется в определенное время. [8]
Ли считает, что прагматизм должен заменить идеологию с точки зрения формирования политики:
[Инновационная политика должна основываться на] ожидании надвигающихся проблем и конфликтов, а не быть чисто идеологически мотивированной. . . Само понятие эволюции политики предполагает, что время (или своевременное появление) конкретной политики имеет важное значение, а хорошая политическая инновация – это та, которая не приходит преждевременно. Идеологические соображения часто мешают правильному выбору времени, как, например, в случае с так называемым законодательством о государстве всеобщего благосостояния, которое экономика просто не может поддерживать. То, что почти можно назвать отказом от идеологии, лежит в основе здорового прагматизма, которым руководствовались политики Тайваня и поддерживали социальный консенсус в пользу экономического роста и экономической либерализации . [8]
Он выступает против разработки политики, основанной на идеологии, потому что она часто влияет на сроки проведения определенной политики и слишком часто меняется слишком быстро. Он считает, что такая политика «мотивирована целями, которые считаются более важными, чем фактическое благосостояние людей», что представляет собой резкий обзор политики, основанной на идеологии. Ли считает, что экономическая среда, в которой проводится политика, важнее идеологии, и что политика не должна ограничиваться скрытыми мотивами экономики, основанной на идеологии. [8]
Пересмотр политики
[ редактировать ]Разработка политики Ли методом проб и ошибок стала возможной благодаря гибкой политике правительства Тайваня. Ли говорит, что это позволило отказаться от неэффективных программ или изменить их, а также легко создавать и внедрять новые в ответ на новые ситуации. [8]
На политику Ли часто влиял его опыт работы в Гоминьдане в материковом Китае. Гиперинфляция была одной из основных причин того, что Чан Кайши уступил материковый Китай Коммунистической партии, и поэтому Ли ненавидел любое инфляционное финансирование во время своего управления экономикой Тайваня. [8]
Его нежелание полагаться на инфляцию проявляется в его утверждении:
Опыт Тайваня показывает, что фискальные реформы (налоговое законодательство) и монетарные реформы (движение к автономии центрального банка) являются важными эволюционными шагами, предпринимаемыми ответственным правительством. . . В основе обеих реформ лежит отказ от безумия полагаться на печатный станок для создания покупательной способности, которую правительство сможет использовать для решения социально-экономических проблем. [8]
Ли указывает, что в этом заключалось главное отличие политики Тайваня от политики стран Латинской Америки, и что этот метод управления экономикой привел к более ответственному правительству и прозрачной системе налогообложения. [8] Ли утверждает, что в 1950–70-е годы либерализация экономики Тайваня была непреднамеренным эффектом их новой политики, и только в 1983 году такой «внешнеориентированный рост» стал считаться полезным, а слияние международной конкуренции с стимулировался внутренний рынок. [3] Более того, Ли говорит, что правительство Тайваня с самого начала руководствовалось принципом, согласно которому следует поощрять частную собственность и рыночную среду, благоприятствующую частному бизнесу. [8] Ли пишет:
Другие меры стимулирования, принятые правительством, включали улучшение инвестиционного климата, упрощение административных процедур. . . предоставление необходимого финансирования через банковские учреждения, а также содействие инвестициям и экспорту посредством налоговых льгот и других стимулов. [8]
Это послужило основой для «Принципа народного благосостояния» Ли. [12] где важность защиты частной собственности для улучшения социально-экономической деятельности и установления свободной экономики заменялась лишь необходимостью расширения государственного капитала. Ю утверждает, что эта точка зрения соответствует тому, что Роберт Уэйд называет «управляемой рыночной экономикой». [3] Ли утверждает, что основная проблема других менее развитых стран (НРС) заключалась в том, что:
Предполагаемый провал рынка в некоторых других НРС на самом деле может быть вызван прямо противоположной причиной: провалом политического вмешательства в рынок. Хотя в начале переходного периода 1950-х годов рыночная структура была далека от совершенства, общая тенденция заключалась в усилении рыночного механизма – деполитизации рынка. Опыт Тайваня показывает, что сокращение вмешательства может сработать. [8]
Ли утверждает, что без такой же готовности развивающихся стран поддерживать свободный рынок экономические чудеса и история Тайваня для них бесполезны. [3]
Роль правительства
[ редактировать ]Ли объясняет, что экономическое развитие Тайваня изначально тормозилось из-за «нехватки природных ресурсов , нехватки капитала и иностранной валюты, технологической отсталости и отсутствия предпринимательских навыков», однако благодаря прямому участию и поощрению правительства были созданы необходимая инфраструктура и стимулы. Для процветания частных предприятий, включая снижение рисков, было создано: [8]
Среди основных инициатив были: разработка инвестиционной программы и предоставление кредитов под низкие проценты; создание промышленных зон, зон экспортной переработки и научно-технического парка; Десять крупных проектов развития, двенадцать новых проектов развития и четырнадцать ключевых проектов 1970-х и 1980-х годов. Правительство также приняло различные дополнительные фискальные, финансовые, валютные и меры по содействию торговле, чтобы ускорить темпы индустриализации. [8]
Правительство Тайваня позаботилось о том, чтобы не конкурировать с частными предприятиями без крайней необходимости, и наиболее прибыльные инвестиционные проекты были оставлены частным предприятиям. Во многих случаях правительство сначала проводило технико-экономическое обоснование, прежде чем предлагать кредиты под низкие проценты частным предпринимателям. В других случаях правительство выступало в качестве единоличного владельца бизнеса, прежде чем передать его частным инвесторам. [3]
Однако Ли был твердо убежден в том, что правительству важно отступить, как только частный сектор станет более устойчивым. В этом случае бюджетно-налоговая политика станет в большей степени «стабилизирующим и уравновешивающим механизмом, призванным уравновешивать колебания в частном экономическом поведении. Эволюция налогово-бюджетной политики на Тайване следовала такому же прогрессу… с уменьшением государственного вмешательства по мере того, как экономика неуклонно двигалась в направлении либерализации». ." [8]
Это приводит к аргументу Ли о том, что правительство играет две основные роли в экономическом развитии:
- Обеспечение конкуренции . Чтобы способствовать конкуренции в малых развивающихся странах, лучше всего открыть экономику и подвергнуть отечественные предприятия международной конкуренции. Ли считает, что антимонопольные законы излишни в открытой экономике. В новых отраслях государственная защита должна предоставляться только на начальном этапе. [3]
- Определите области производства, характеризующиеся внешними эффектами («деятельность, при которой производители товаров или услуг не могут легко взимать плату с тех, кто получает выгоду» — это несколько отличается от общепринятого взгляда на внешние эффекты ): Товары с внешним эффектом не являются фиксированными и будут созревать. с экономикой. Таким образом, секторы, управляемые государством, могут стать более приватизированными по мере развития экономики, хотя достаточно сложно решить, что правительство должно предоставить, основываясь на внешней экономии, и, следовательно, это должно оставаться постоянной задачей. [3]
Возможность передачи
[ редактировать ]Что касается возможности передачи экономического успеха Тайваня другим развивающимся странам, Ли считает, что:
...Хотя наш политический опыт нельзя перенести на НРС в целом, отдельные меры (такие как ЗЭП и инвестиционные стимулы), которые я ввел, время от времени успешно применялись соседними странами [...] Если опыт вообще может быть передан, ключевой вопрос касается обстоятельств, при которых проводится такая политика. Если обстоятельства слишком разные, маловероятно, что политика приведет к такому же результату. Вопрос о результате политики — это экономический вопрос, но то, как формулируется политика, — это политический вопрос. Хорошая экономика может быть отвергнута плохой политикой. Таким образом, возможность распространения политического опыта Тайваня на другие развивающиеся экономики во многом зависит от того, смогут ли их культуры позволить прагматизму преодолеть идеологию, а также от того, насколько сильно они привержены политической и экономической свободе. [8]
Хотя Тайвань на протяжении своей истории добился относительного экономического успеха вместе с другими « четырьмя азиатскими тиграми» , проводившими аналогичную экономическую политику, что и Тайвань, отсутствие такого же «чудесного» развития в странах Латинской Америки , которые использовали те же принципы, ставит под вопрос, является ли политика Ли Ли политики могут быть полностью перенесены и привести к однозначному успеху. [13] Ли также не учел внешние факторы, которые способствовали первоначальному экономическому росту Тайваня, такие как экономическая и военная помощь, предоставленная правительством США в 1949–1965 годах, которая помогла снизить инфляцию. [13]
Экономические достижения
[ редактировать ]В Тайване наблюдался рост ВВП на 10,6% в год с 1965 по 1979 год без ухудшения распределения доходов, повышение уровня грамотности, более высокая продолжительность жизни, чем почти во всех других развивающихся странах, рост доходов от производства на 15% в год с 1960 по 1979 год. и безработица на уровне менее 2% с 1970 года. По состоянию на 1988 год доход на душу населения был в три-десять раз выше, чем в Китае. Тайваня В 1953 году доход на душу населения был ниже, чем в странах Средиземноморья , и значительно ниже любой страны Латинской Америки и Малайзии , тогда как к 1982 году доход на душу населения Тайваня достиг 2500 долларов США, что намного выше, чем в Малайзии, Бразилии и Мексике , и на одном уровне с Португалией . Аргентина и Чили . [13]
В 1973 году доля обрабатывающей промышленности в НДП составляла 36%, что было высоким показателем даже по стандартам промышленно развитых стран. Экспорт составляет более половины ВВП и на 90% состоит из промышленных товаров, включая текстиль, одежду, изделия из кожи и дерева, радио, телевидение, кассетные магнитофоны, электронные калькуляторы, швейные машины, станки, полупроводники и компьютеры. Это было резким изменением по сравнению с экспортом 1955 года, который на 90% был сельскохозяйственным и состоял в основном из сахара и риса. [13]
Ян Литтл пишет: «Государственные расходы упали с 19,6% ВНП в 1963 году до 16% в 1973 году, тогда как [в 1979 году] доходы выросли с 21% до 22,4%. Однако, по словам Уэйда, государственные расходы как доля ВНП увеличились с 20% в 1963 году до 23% в 1973 году и до 27% в 1980–81 годах. Однако государственные доходы увеличились с 19,3% в 1963 году до 25,8% в 1973 году. [13]
Критика
[ редактировать ]Трехлетний пакет стимулов Тайваня в 1991 году для стимулирования частного сектора составил 40 миллиардов тайваньских долларов (1,5 миллиарда долларов США) и включал кредиты малому и среднему бизнесу и 20 миллиардов тайваньских долларов для высокотехнологичных предприятий. Пакет также передал частному сектору 30 000 гектаров земли, принадлежащей государству, предложил пятилетние налоговые каникулы для высокотехнологичных отраслей, позволил привлечь больше иностранных рабочих для восполнения нехватки рабочей силы в строительстве и промышленности, а также позволил увеличить количество промышленных полуфабрикатов. товары, которые будут импортированы из материкового Китая для переработки на Тайване. Цель плана заключалась в том, чтобы не допустить падения роста ВВП Тайваня и частных инвестиций ниже их тогдашних годовых уровней в 6–7% и 10–15%. [14]
Среди критиков плана были и те, кто работал в производственных компаниях, заявив, что «планы правительства настолько грубы, что на промышленном уровне мы не можем работать с его программами». Один из таких вице-президентов сказал, что, поскольку крупные компании частного сектора планируют свои действия на несколько лет вперед, расплывчатая и непредсказуемая политика правительства может легко пойти наперекосяк. Он добавляет, что объем финансирования, предлагаемый правительством, «не может повлиять на то, в чем действительно нуждается частный сектор ». [14]
Среди других критиков были бизнесмены, которые утверждали, что план принесет пользу только крупным корпорациям, а не 97% производственных компаний, которые были малыми и средними. Они утверждали, что Кабинет министров не противодействует более серьезному препятствию на пути роста частного сектора: Центрального банка антиинфляционной политике с высокими процентными ставками и ограниченной ликвидностью. Менеджер компании по производству компьютерных комплектующих сказал: «В Китае легче найти деньги, чем здесь». [14]
Более того, высказывалась серьезная критика по поводу жизнеспособности одной политики «передовой практики», которой должна придерживаться каждая развивающаяся страна. Ха-Джун Чанг утверждает, что многие уже развитые страны на самом деле не достигли своего нынешнего уровня развития за счет использования политики и институтов, которые они рекомендуют, но фактически активно использовали «плохую» торговую и промышленную политику, такую как защита молодой промышленности и экспортные субсидии. . [15] Чанг предполагает, что многие институты, которые считаются необходимыми для экономического развития, являются следствием, а не причиной экономического развития. В заключение Чанг предлагает, чтобы политика учитывала развивающиеся страны в зависимости от их уровня развития и потребностей, а не использовала общий набор политик. [15]

Наследие
[ редактировать ]Резиденция Ли в Тайбэе теперь является музеем. Традиционный японский дом 1930-х годов был домом Ли с 1972 по 2001 год. Бывший мэр Тайбэя Хау Лунг-бин с любовью вспоминает: «Я был так впечатлен его обстановкой [...] Они показали, насколько он благоразумен, и он много читал. книг и периодических изданий». [16] [17] Кроме того, в честь Ли в 2011 году в его честь был назван астероид ( 239611 Ликвохтинг ). [18]
Четыре профессорские должности в Стэнфордском университете также названы в честь доктора Ли в области экономического развития, инженерии, медицины и китайской культуры. [19] По состоянию на 2014 год держателями в каждой области являются: экономическое развитие (Сюэгуан Чжоу [20] ), инженерное дело ( Иньюй Е [21] ), медицина ( Стэнли Н. Коэн [22] ) и китайской культуры ( Марк Эдвард Льюис [23] ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Саксон, Вольфганг (2 июня 2001 г.). «Ли Кво-тин, 91-летний житель Тайваня, умер; возглавил усилия по преобразованию экономики» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 ноября 2014 г.
- ^ «Чудотворец уходит» . 1 июня 2001 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ю, Тони Фу-Лай (март 2007 г.). «Архитектор тайваньского экономического чуда: эволюционная экономика Ли Го-Тина». Глобальный экономический обзор . 36 .
- ^ Национальный центральный университет позже переименован в Нанкинский университет в материковом Китае и восстановлен на Тайване.
- ^ Миллер, Крис (2022). Чип-война: борьба за самую важную в мире технологию . Скрибнер . п. 167. ИСБН 978-1982172008 . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Чан, Шейла (20 июля 2023 г.). «TSMC сообщает о первом падении прибыли за 4 года, поскольку спад спроса на электронику продолжается» . CNBC . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «Добро пожаловать в научный парк Синьчжу» . Научный парк Синьчжу . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Ли, Го-Тин (1995). Эволюция политики, лежащая в основе успеха развития Тайваня . Сингапур: World Scientific.
- ^ Персонал, Инвестопедия. «Неоклассическая теория роста» . Инвестопедия . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ «Экономика избытка рабочей силы» (PDF) . www.econ.yale.edu . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Ли, Го-Тин (1988). Экономическая трансформация Тайваньской Китайской Республики . Лондон: Издательство Shepherd-Walwyn.
- ^ «Краткое введение в Тайвань» . 3 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2008 г. Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уэйд, Роберт (1988). Развивающиеся государства Восточной Азии . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 30–67.
- ^ Jump up to: а б с Баум, Джулиан (15 июля 1993 г.). «Политика: коррекция в середине курса». Дальневосточное экономическое обозрение . 156, 28: 60–61 – через ProQuest Central.
- ^ Jump up to: а б Ха-Джун, Чанг (2012), «Выбрасывая лестницу», Политика развития в переходный период , Пэлгрейв Макмиллан, doi : 10.1057/9781137028303.0010 , ISBN 9781137028303
- ^ Администратор веб-сайта правительства Северного города (28 июля 2009 г.). Глобальная информационная сеть правительства города Тайбэй .Глобальная информационная сеть правительства города Тайбэй (на китайском языке (Тайвань)) . Проверено 10 ноября 2018 г. .
- ^ по делам, Департамент культуры (02.06.2010). «Резиденция Ли Квох-тина теперь является музеем» . Департамент по делам культуры . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ «Почта Китая» . Почта Китая . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ «Тайвань вносит 1 миллион долларов в фонд целевого капитала» . news-service.stanford.edu . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ «FSI | Shorenstein APARC — Сюэгуан Чжоу» . aparc.fsi.stanford.edu . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ «Профиль Инью Йе | Стэнфордские профили» . Profiles.stanford.edu . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ «Стэнли Н. Коэн, доктор медицинских наук | Стэнфордские медицинские профили» . med.stanford.edu . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ «Марк Эдвард Льюис | Исторический факультет» . History.stanford.edu . Проверено 10 ноября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Добро пожаловать в Кво-Тин Ли — путь Тайваня к модернизации» [Кво-Тинг Ли — путь Тайваня к модернизации]. Дата обращения 17 ноября 2014 г. ( на китайском языке) .
- « Веб-сайт Мемориала Кво-Тинга Ли» [Веб-сайт Мемориала Кво-Тинга Ли], Институт информационной индустрии , 2001 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2001 г. Проверено 17 ноября 2014 . г. (на китайском языке)
- « развития науки и технологий КТ Ли» Фонд 2014. Проверено 17 ноября 2014 г. . (на китайском языке).
- «Индекс финансовых показателей: КТ Ли» [Индекс финансовых показателей: КТ Ли]. История Министерства финансов, РПЦ онлайн . Архивировано из оригинала 17 ноября 2014 г. Проверено 17 ноября 2014 г. . (на китайском языке)
- 1910 рождений
- 2001 смертей
- Выпускники Кембриджского университета
- Экономическая история Тайваня
- Экономисты из провинции Цзянсу
- Выпускники Нанкинского университета
- Выпускники Национального центрального университета
- Политики из Нанкина
- Кавалеры ордена Блестящей Звезды.
- Китайские экономисты ХХ века
- Политики Китайской Республики из провинции Цзянсу
- Старшие советники президента Ли Дэн Хуэя
- Тайваньские экономисты ХХ века
- Министры экономики Тайваня
- Министры финансов Тайваня
- Тайваньцы из Цзянсу