Поверхностность
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( сентябрь 2020 г. ) |
В социальной психологии поверхностность означает недостаток глубины в отношениях, разговоре и анализе. Принцип «поверхностность против глубины». [1] Говорят, что он проник в западную культуру, по крайней мере, со времен Платона . [2] Социальная психология считает, что в повседневной жизни социальная обработка колеблется между поверхностной и более глубокой формой обработки.
Исторический очерк
[ редактировать ]Сократ стремился убедить своих спорщиков отвернуться от поверхностности мировоззрения, основанного на принятии условностей, к исследованной жизни философии. [3] основано (как, по крайней мере, считал Платон ) на лежащих в основе идеях . На протяжении более чем двух тысячелетий вслед за Платоном наблюдалось общее повышение ценности критической мысли над поверхностной субъективностью, которая отказывалась от глубокого анализа. [4] Салонный стиль Пресьезов мог на какое-то время проявить поверхностность и поиграть с возможностью беззаботного рассмотрения серьезных тем; [5] но преобладающий западный консенсус решительно отверг такие элементы, как повседневная болтовня [6] или меняющиеся капризы моды [7] как поверхностное отвлечение от более глубокой реальности.
Модернистские перекрестные течения
[ редактировать ]Напротив, Ницше открыл модернистскую эпоху застенчивым восхвалением поверхностности: «Что требуется, так это мужественно остановиться на поверхности, складке, коже, обожать внешний вид, верить в формы, тона, слова, в весь Олимп внешности! Эти греки были поверхностны – из глубины !». [8]
Однако его (по-прежнему) предпочтение поверхностности на протяжении большей части 20-го века было омрачено полной приверженностью модернизма модели глубины/поверхности и привилегией первого над вторым. Фредерик Джеймсон выделил четыре основные модернистские версии веры в более глубокую реальность — марксистскую, психоаналитическую, экзистенциальную и семиотическую, — в каждой из которых реальность понимается как скрытая за неподлинной поверхностью или фасадом. [9] Джеймсон резко противопоставляет этим моделям недостаток глубины, аисторичность, поверхностность и плоскостность постмодернистского сознания с его новым культом образа и симулякра . [10]
Постмодернизм
[ редактировать ]В последней трети 20-го века Лиотар начал оспаривать платонический взгляд на истинный смысл, скрытый за поверхностью, как театральное мировоззрение, вместо этого настаивая на том, что чувственные проявления имеют свою собственную реальность, которая обязательно влияет на чисто вербальный порядок понятности. [11] Точно так же деконструкция все чаще стремится разрушить иерархию глубины/поверхности, иронично предполагая, что поверхностность так же глубока, как и глубина. [12] Результатом стал призыв отказаться от идеи, что за видимостью скрывается какая-то абсолютная истина; [13] и, как следствие, растущая постмодернистская замена глубины поверхностью или множеством поверхностей. [14]
Этот процесс замещения уже шел полным ходом к 1990-м годам, когда, как известно, «поверхность была глубиной». [15] и в новом тысячелетии привело к состоянию так называемой гипервизуальности: все на виду. [16] В эту новую эпоху разоблачения [17] мы все погружены в то, что психоаналитик Майкл Парсонс назвал «тоталистическим миром, в котором царит ужас внутреннего мира; все должно быть раскрыто». [18]
Если сторонники постмодернизма приветствовали то, что новый выход за пределы дихотомии поверхность/глубина позволил более полно оценить возможности поверхностного [19] - поверхностное сознание настоящего в отличие от глубин исторического времени [20] - критики, такие как Дж. Г. Баллард, возражают, что конечным продуктом является мир «законов без наказаний, событий без значения, солнца без теней»: [21] поверхности без глубины. Они рассматривают постмодернистскую поверхностность как побочный продукт ложного сознания глобального капитализма, где поверхностные отвлекающие факторы, новости и развлечения перенасыщают энергичный ум таким образом, что исключают возможность представить любую критическую альтернативу. [22]
Терапия
[ редактировать ]Почти все глубинные психологии бросают вызов постмодерну, ценя глубину выше поверхности - стремясь, по словам Дэвида Купера , к «перемене из глубин самого себя вверх в поверхностность своей социальной внешности». [23] Могут бушевать споры о том, стоит ли начинать анализ с поверхности или с помощью глубоких интерпретаций. [24] но это, по сути, вопрос времени. Так, например, юнгианцы в начале терапии подчеркивают то, что они называют фазой восстановления личности , как попытку сохранить поверхностность, но позже оптимально видят, как клиент движется от поверхности к более глубоким эмоциям и творчеству. [25]
Фриц Перлз , напротив, утверждал, что «простота гештальт- подхода заключается в том, что мы обращаем внимание на очевидное, на самую поверхность. Мы не углубляемся в область, о которой ничего не знаем, в так называемое бессознательный ' ". [26] Подобный акцент на поверхностном подпитывал большую часть фрейдовских войн поздней современности , в которых, по словам Джонатана Лира , «настоящим объектом нападок – для которого Фрейд является лишь подставной лошадкой – является сама идея о том, что у людей есть бессознательные способности». мотивация». [27] Учитывая выбор поверхности или глубины — «должны ли мы видеть в людях глубину, слои смысла, которые лежат под поверхностью их собственного понимания?» — он спрашивает: «Или мы должны воспринимать себя как прозрачных для самих себя... игнорировать сложность, глубину и темноту человеческой жизни»; [28] постмодернистский уклон остается в сторону поверхностности.
Социальная обработка
[ редактировать ]Социальная психология считает, что в повседневной жизни социальная обработка колеблется между поверхностностью, когда мы полагаемся на первые впечатления и непосредственные суждения, и более глубокой формой обработки, при которой мы стремимся понять другого человека более полно. [29] В обычной жизни мы обязательно принимаем других за чистую монету. [30] и использовать идеальные типы / стереотипы для руководства нашей повседневной деятельностью; в то время как институты тоже могут полагаться на поверхностный консенсус группового мышления [31] чтобы предотвратить более глубокое расследование.
Однако некоторые обстоятельства требуют перехода от поверхностной обработки к обширной. Когда ситуация становится серьезной, мы должны все глубже и глубже задумываться над ее пониманием, оставляя поверхностные суждения в тех случаях, когда ставки не высоки, а низки. [32]
В СМИ
[ редактировать ]- Артист Билл Хикс часто критиковал потребительство , поверхностность, посредственность и банальность в средствах массовой информации и массовой культуре , описывая их как репрессивные инструменты правящего класса, призванные «держать людей глупыми и апатичными». [33]
- В частности, Интернет 2.0 часто рассматривается как специально поощряющий поверхностность, заменяющий глубокий, взвешенный анализ шумным, но нефильтрованным наблюдением. [34]
- Олдоса Хаксли « Роман После многих лет» представляет собой исследование американской культуры, особенно того, что он считал ее нарциссизмом , поверхностностью и одержимостью молодежью. Фрейд аналогичным образом исследовал то, что в начале 20-го века было общепринятым контрастом между (исторической) глубиной Европы и поверхностностью Америки; [35] но к концу века другой европеец, Бодрийяр , вернулся к образу Америки как мелкой, бескультурной пустыни только для того, чтобы похвалить ее в постмодернистских терминах, «потому что там вы избавлены от всех глубин – блестящая, подвижная, поверхностная нейтральность». . [36]
- «Гордость и предубеждение» анализировались с точки зрения движения от поверхностности первоначально благоприятной оценки Элизабет Беннет Уикхема – ее первых впечатлений – к более глубокому осознанию ею ценности мистера Дарси. [37]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Э. Р. Смит/Д. М. Маки, Социальная психология (2007), с. 18-9
- ^ Лакан, Дж. , Четыре фундаментальные концепции психоанализа (Penguin 1994), с. 71 и с. 112
- ^ Кэтрин А. Морган, Миф и философия от досократиков до Платона (2000), с. 229
- ^ М. Р. Гладштейн / К. М. Сикабарра, Феминистские интерпретации Айн Рэнд (1999), с. 130
- ^ А. Де Риенкоут, Секс и власть в истории (1974), с. 268
- ^ Кэтрин Кассет, Завтра нет (1996), с. 74
- ^ Г. Д. Маккракен, Трансформации (2008), с. 219
- ^ Цитируется по Грегори Кастлу, «Путеводитель по теории Блэквелла» (OxfordLiteraryironic 2007), стр.
- ^ А. Беннетт/Н. Ройл, Введение в литературу, критику и теорию (2004), с. 253-4
- ^ М. Хардт/К. Ред. Уикса, The Jameson Reader (2000), стр. 17 и стр. 193
- ^ К. Хром/Дж. Изд. Уильямса, Читатель и путеводитель по Лиотару (2006), стр. 24-8
- ^ Кассет, с. 87
- ^ Р. Аппиньанези/К. Гарратт, Постмодернизм для начинающих (1995), с. 135-6
- ^ Фредрик Джеймсон, Постмодернизм (Лондон, 1991), с. 2 и с. 12
- ^ Майкл Брейсуэлл, Девяностые: когда поверхность была глубиной (Лондон, 2003 г.)
- ^ Ким Тоффолетти, «Переосмысление Бодрийяра» (Лондон, 2011), с. 32
- ^ Л. Магид/А. Коллиер, Myspace (2007), с. 22
- ^ Майкл Парсонс, Голубь, который возвращается, Голубь, который исчезает (Лондон, 2000), с. 85
- ^ Рассел Де Мэннинг, Теология в конце культуры (2005), с. 180
- ^ ЭД Эрмат, Продолжение истории (Принстон, 1992), с. 188
- ^ Дж. Г. Баллард, Люди тысячелетия (Лондон, 2003), с. 294
- ^ Дэвид Эдвардс, Сжигая все иллюзии (1996), с. 194
- ^ Дэвид Купер, Смерть семьи (Пингвин, 1974), с. 13
- ^ Патрик Кейсмент, Дальнейшее обучение у пациента (Лондон, 1997), с. 169
- ^ Дэвид Седжвик, Введение в юнгианскую психотерапию (2006), с. 153
- ^ Фредерик Перлз, Дословно гештальт-терапия (1972), с. 57
- ^ Джонатан Лир, в Парсонсе, стр. 24
- ^ Лир, в Парсонсе, с. 24-5
- ^ Смит/Маки, с. 18 и с. 92-3
- ^ Джон О'Нил, Социология как торговля кожей (Лондон, 1972), с. 173
- ^ Смит/Маки, с. 325
- ^ Смит/Маки, с. 554
- ↑ См . «Билл Хикс в публичном доступе Остина» , 24 октября 1993 г., на Vide.Google.com.
- ^ Эндрю Кин, Культ любителя (2008), с. 16 и с. 213
- ^ Адам Филлипс, О флирте (Лондон, 1994), с. XXI
- ^ Цитируется в издании Стюарта Сима, The Routledge Companion to Postmodernism (Лондон, 2001), стр. 194
- ^ Тони Таннер, «Введение», Джейн Остин, Гордость и предубеждение (Пингвин, 1972), с. 11-24
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энтони Эллиотт, С учетом самих себя (1996)
- Уильям Хэзлитт , «О глубине и поверхностности» в избранных эссе Уильяма Хэзлитта (2004)
- Герберт Маркузе , «Одномерный человек» (1964)
- Ремингтон Норман , Чувство и сходство: анатомия поверхностности в современном обществе (2007). Фаунтхилл. ISBN 978-0-9555176-0-0
- Сэр Ричард Винн Ливингстон , Поверхностность образования (1957)
Внешние ссылки
[ редактировать ]