Увертюры Гектора Берлиоза

Французский композитор Гектор Берлиоз написал ряд «увертюр», многие из которых стали популярными концертными произведениями. Они включают в себя настоящие увертюры , предназначенные для вступления к операм, а также независимые концертные увертюры, которые по сути являются первыми оркестровыми тональными поэмами .
Откровенные судьи
[ редактировать ]
«Францы-судьи» , соч. 3. Написано в 1826 году. Увертюра к первой оперной попытке Берлиоза , так и не поставленная. Увертюра была впервые исполнена в концертном зале Парижской консерватории в рамках концерта Берлиоза 26 мая 1828 года. В своем исследовании композитора Жак Барзен описывает это произведение как «настоящее проявление силы для молодого драматического музыканта, работающего без знания Бетховена».
Инструментарий - две флейты, дублирующие пикколо, два гобоя, два кларнета до мажор, два фагота, контрафагот , четыре валторны (ми ♭ и ре), три трубы (две ми ми и одна ми ♭ ), три тромбона, две офиклеиды, перкуссия (литавры, большой барабан и тарелки) и струнные.
Уэверли
[ редактировать ]Уэверли: большая увертюра (Waverley: Grand Overture), соч. 1. Концертная увертюра , написанная в 1828 году. Впервые она была исполнена в Парижской консерватории 26 мая 1828 года. Берлиоз черпал вдохновение из романов сэра Вальтера Скотта « Уэверли» .
Инструментарий: две флейты (второе двойное пикколо), два гобоя, два кларнета (один до мажор и один ля ля), четыре фагота, четыре валторны ре мажор, три трубы (одна ре мажор и две ля ля), три тромбона, офиклеид. , литавры и струнные.
Король Лир
[ редактировать ]
Le roi Lear (Король Лир), соч. 4. Написано в Ницце в 1831 году во время возвращения Берлиоза во Францию после пребывания в Италии (в связи с получением Римской премии ). Увертюра основана на шекспировском « Короле Лире» — недавнем открытии композитора, чья любовь к драматургу проявляется во многих других его произведениях. Впервые оно было исполнено в Парижской консерватории 22 декабря 1833 года.
Инструментарий - две флейты (второе удвоение пикколо), два гобоя, два кларнета до мажор, два фагота, четыре валторны (в ми ♭ и до), две трубы до мажор, три тромбона, офиклеида , литавры и струнные. В публикации увертюры Брайткопфа и Хертеля офиклеид заменен на тубу на том основании, что французские и немецкие оркестры больше не владеют офиклеидами. Это редакционное решение поддерживается во многих современных спектаклях.
Роб Рой
[ редактировать ]Интрата Роба Роя Макгрегора (Увертюра Роба Роя). Написано в 1831 году и впервые исполнено в Парижской консерватории 14 апреля 1833 года. Увертюра была вдохновлена романом сэра Вальтера Скотта « Роб Рой» . Берлиоз никогда не был доволен произведением, считая его «длинным и расплывчатым», и снял его после премьеры. Жалобная мелодия для английского рожка позже нашла заметное применение для альта соло в «Гарольде в Италии» .
Инструментарий — две флейты (второе удвоение пикколо), два гобоя, английский рожок , два кларнета ля ля, два фагота, четыре валторны (ре и соль), три трубы (одна ре мажор и две ля ля), три тромбона, литавры. , арфа и струны.
Добро пожаловать Челлини
[ редактировать ]Увертюра к одноименной опере , написанной в 1838 году.
Инструментарий: две флейты, два гобоя, два кларнета до мажор, четыре фагота, четыре валторны (соль, ми и ре), четыре трубы (соль, ми и ре), два корнета ля ля, три тромбона, офиклеида , перкуссия. ( тимбалы , тарелки, треугольник, большой барабан) и струнные.
Римский карнавал
[ редактировать ]
Le carnaval romain, ouverture pour orchester (Увертюра к Римскому карнавалу), соч. 9. Написано в 1843 году и впервые исполнено в Зале Герца в Париже 3 февраля 1844 года. Отдельная увертюра, предназначенная для концертного исполнения, составленная из материала и тем из оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини» , включая музыку из карнавальной сцены оперы. – отсюда и название увертюры. Он написан для большого оркестра, написан в тональности ля мажор и включает выдающееся и знаменитое соло для английского рожка .
Корсар
[ редактировать ]Корсар (Корсар), соч. 21. Увертюра, написанная во время отпуска Берлиоза в Ницце в августе 1844 года. Впервые она была исполнена под названием La Tour de Nice ( Башня Ниццы ) 19 января 1845 года. Затем она была переименована в Le Corsaire Rouge (в честь Джеймса Фенимора Купера ). роман «Красный вездеход» ) и, наконец, «Корсар» (отсылка к Байрона стихотворению «Корсар» ).
Инструментарий - две флейты, два гобоя, два кларнета до, четыре валторны (до и фа), два фагота, две трубы до, два корнета си ♭ , три тромбона, офиклеида , литавры и струнные.
Бегство в Египет
[ редактировать ]Увертюра к опере «Бегство в Египет». Вместе с двумя хоровыми пьесами, «L'adieu des bergers» и «Le repos de la Sainte Famille» , это составило небольшое произведение, изображающее Иисуса и его семью, бегущих в Египет, чтобы избежать преследований со стороны царя Ирода . Она была опубликована в 1852 году, но легла в основу другого, более крупного произведения: оратории «Детство Христа» .
Беатрис и Бенедикт
[ редактировать ]Беатрис и Бенедикт . Увертюра к одноименной опере , написанной в 1862 году.
Троянцы в Карфагене
[ редактировать ]Эпическая опера Берлиоза «Троянцы» при его жизни так и не была исполнена полностью. Пытаясь поставить оперу в Театре Лирик в 1863 году, он разделил ее на две части: акты 1 и 2 стали La Prize de Troie ( «Взятие Трои» ), а акты 3–5 — Les Troyens à Carthage ( «Троянцы»). в Карфагене ). Только последняя была принята, и Берлиоз написал оркестровый пролог, чтобы представить эту версию, вспоминая трагическую судьбу Трои .
Записи
[ редактировать ]Отдельные увертюры записывались много раз. Это неполный список сборников, посвященных исключительно увертюрам Берлиоза:
- Увертюры : «Вольные судьи», «Уэверли», «Король Лир», «Римский карнавал», «Беатриче и Бенедикт», «Корсар», Бенвенуто Челлини, Роб Рой. Лондонский филармонический оркестр под управлением Адриана Боулта . Записано 28–29 августа 1956 года: пластинки Westminster WST 14008 и WST 14009 переизданы на компакт-диске, First Hand Remasters FHR07, 2010 г.
- Увертюры : «Вольные судьи», «Уэверли», «Король Лир», «Римский карнавал», «Беатриче и Бенедикт», «Корсар», Бенвенуто Челлини. Государственная капелла Дрездена под управлением сэра Колина Дэвиса . Компакт-диск, RCA, 1998 г.
- Увертюры : «Осуждение Фауста», соч. 24 (отрывки): Часть I, сцена 3: Венгерский марш/Марш Ракоци и часть II, сцена 7: Ballet des syphes; Увертюра «Римский карнавал», соч. 9; Ромео и Джульетта, соч. 17 – Любовная сцена; Король Лир; Бенвенуто Челлини, соч. 23 – Увертюра; Корсар, Увертюра, соч. 21. Польский государственный филармонический оркестр, Катовице , Кеннет Жан дир. CD, DDD, TT: 68 минут, Наксос . Кот. нет. №: 8.550231, штрих-код 0730099523127
- Увертюры : Бенвенуто Челлини, соч. 23; Уэверли, соч. 1; Беатрис и Бенедикт; Король Лир, соч. 4; Увертюра «Римский карнавал», соч. 9; Роб Рой; «Корсар», соч. 21. Симфонический оркестр Сан-Диего , Йоав Талми. CD, DDD, TT: 75 минут, Наксос . Кот. № 8.550999, штрих-код 0730099599924.
- Увертюры : «Роменский карнавал», «Беатриче и Бенедикт», «Корсар», Беневенуто Челлини , «Троянцы: Королевская охота и буря» , «Ромео и Джульетта: Королева Маб Скерцо» и Камиля Сен-Санса » «Прялка Омфалы , Бостонский симфонический оркестр под управлением Чарльза Мунка . компакт-диск, RCA
Ссылки
[ редактировать ]- Буклет с примечаниями к записи Дэвиса
- Дэвид Кэрнс : Берлиоз: Становление художника (первый том биографии композитора) (Андре Дойч, 1989)
- Хью Макдональд : Берлиоз («Мастера-музыканты», JMDent, 1982)
- Берлиоз: Мемуары (Дувр, 1960).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уэверли , Король Лир , Увертюра Роба Роя , Увертюра к Римскому карнавалу , Корсар : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур