ПВС-10
ПВС-10 | |
---|---|
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | ПВС |
Первый полет | Март 1930 г. |
Введение | 1932 |
Ушедший на пенсию | 1939 |
Основные пользователи | Польские ВВС Испанские ВВС |
Произведено | 1931-1932 |
Количество построенных | 80 |
PWS -10 — польский истребитель , построенный на PWS ( Podlaska Wytwórnia Samolotów — Подляский авиационный завод). Это был первый истребитель польской разработки, поступивший в серийное производство.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первые работы над отечественным истребителем для замены злополучных французских SPAD 61 в ВВС Польши были начаты компанией PWS в 1927 году. Основными конструкторами были Александр Гжендзельский и Августин Зданевский. В 1929 году был построен прототип, который совершил первый полет в марте 1930 года. В то же время более современный истребитель PZL P.1 разработала компания PZL . Несмотря на то, что P.1 был более боеспособным истребителем, военное министерство решило, что он нуждается в дальнейшей доработке, и в качестве временной меры была заказана серия из 80 PWS-10. По сравнению с усовершенствованным P.1 PWS-10 представлял собой более классическую конструкцию — зонтичный высокоплан смешанной конструкции.
Серия строилась с 1931 по 1932 год, имела номера от 5-1 до 5-80.
Вариантом PWS-10 был биплан PWS-15 , представлявший собой PWS-10 с другой парой крыльев. По инициативе завода для сравнения с монопланом был изготовлен единственный прототип. Впервые он поднялся в воздух весной 1931 года. Он обладал лучшей маневренностью и скороподъемностью при немного меньшей максимальной скорости. PWS-15 не производился и вскоре был разобран.
Описание
[ редактировать ]зонтик с высоким крылом смешанной конструкции Моноплан- , покрытый брезентом и фанерой. Фюзеляж из металлического каркаса, обтянутого дюралюминием в передней части и брезентом в задней части. Крылья двухлонжеронные эллиптические, деревянной конструкции, обшитые брезентом и фанерой. Стабилизаторы, руль направления и руль высоты металлической конструкции, обтянутые брезентом. пилота Открытая кабина , с лобовым стеклом. Обычное неубирающееся шасси с задними полозьями. с водяным охлаждением Двигатель: 12-цилиндровый рядный двигатель W Lorraine-Dietrich LD-12Eb, построенный по лицензии на польском заводе Skoda Works. Водяной радиатор под передней частью фюзеляжа. Двухлопастной деревянный винт фиксированного шага. Топливный бак 280 л в фюзеляже. Вооружение: два стационарных 7,7-мм пулемета «Виккерс» с прерывателем в бортах корпуса.
Операционная история
[ редактировать ]PWS-10 поступил на вооружение ВВС Польши с 1932 года. Он использовался в кадрах №№. 122, 131, 132, 141. Их летно-технические характеристики были посредственными. Уже в 1933 году их заменили в строевых частях на PZL P.7 и перевели в авиационную школу в Демблине . Некоторые из них использовались там с началом Второй мировой войны , а летом 1939 года все оставшиеся годные к полетам самолеты были собраны в Уленже . [ 1 ]
В конце 1936 года, во время гражданской войны в Испании , 20 PWS-10 были тайно проданы испанским националистам через Португалию синдикатом SEPEWE . Самолеты перевозились в ящиках и собирались рабочими PZL. [ 1 ] Первый самолет поднялся в воздух в декабре 1936 года в Леоне . Будучи к тому времени устаревшими, они не использовались в качестве истребителей, а только для обучения летчиков-истребителей (для 4-й истребительной группы) в Эль-Коперо под Севильей . Позже PWS-10 были переведены в Херес-де-ла-Фронтера , где летали с апреля 1937 года по конец 1938 года. Испанские самолеты получили название Chiquita , или неофициальный Pavipollo и имели номера от 4-1 до 4-20. Некоторые из них были потеряны в авариях или сданы на слом, остальные 11 эксплуатировались до конца 1938 года и были списаны в 1939 году. [ 1 ]
Во время немецкого вторжения в Польшу в сентябре 1939 года они были слишком устаревшими, чтобы их можно было использовать в бою, но некоторые из них использовались для разведывательных полетов в составе импровизированной Демблинской группы в первые дни войны.
Варианты
[ редактировать ]- PWS-10 : одноместный истребитель-биплан.
- PWS-10M : это было первоначальное обозначение PWS-10.
- PWS-15 : PWS-10 с новым крылом, только одна переделка, не удавшаяся.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики
[ редактировать ]Данные польских самолетов 1893–1939 гг. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 7,5 м (24 фута 7 дюймов)
- Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Высота: 2,7 м (8 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 18 м 2 (190 кв. футов)
- Вес пустого: 1115 кг (2458 фунтов)
- Полная масса: 1500 кг (3307 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1550 кг (3417 фунтов)
- Силовая установка: 1 поршневой Lorraine-Dietrich 12Eb W-12 мощностью 340 кВт (450 л.с.) двигатель водяного охлаждения
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 258 км/ч (160 миль в час, 139 узлов) на уровне моря.
- Дальность: 300 км (190 миль, 160 миль)
- Практический потолок: 6500 м (21300 футов)
- Время набора высоты: от 5 минут 40 секунд до 3000 м (9800 футов).
Вооружение
- Орудия: 2 х 7,7-мм пулемета «Виккерс» . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Колодзейский, Анджей (2008). «ПВС-10». Авиация с шахматной доской (на польском языке). Шахматная авиация (№29). Вроцлав: Издательство Санько. ISSN 1643-5702 .
- ^ Цинк 1971 , стр. 408.
- ^ Уильямс и Гастин2003 , с. 146
Библиография
[ редактировать ]- Арраес Серда, Хуан (декабрь 2001 г.). «Польские самолеты националистических ВВС: PWS-10 и RWD-13». Самолеты: весь воздухоплавание и его история (на французском языке). № 105. С. 38–43. ISSN 1243-8650 .
- Цинк, Ежи Б. (1971). Польские самолеты 1893–1939 гг . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-00085-4 .
- Уильямс, Энтони Г.; Гастин, Эммануэль Г. (2003). Летающие пушки: Первая мировая война и ее последствия 1914–32 . Рамсбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN 1-84037-396-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стекло, Эндрю (1977). Польские авиационные структуры 1893–1939 (на польском языке). Варшава: WKiŁ.