Мальчик из Варшавского гетто
На самой известной фотографии, сделанной во время восстания в Варшавском гетто в 1943 году , мальчик держит руки над головой, а роттенфюрер СС Йозеф Блёше направляет в его сторону автомат. Мальчик и другие прятались в бункере во время окончательной ликвидации гетто, но были пойманы и изгнаны немецкими войсками. После того, как фотография была сделана, всех евреев на фотографии вывели на Умшлагплац и депортировали в лагерь смерти Майданек или Треблинку . Точное местонахождение и фотограф неизвестны, и Блёше - единственный человек на фотографии, которого можно с уверенностью опознать. Это изображение является одной из самых известных фотографий Холокоста . [ а ] и мальчик приехал представлять детей во время Холокоста , а также всех еврейских жертв. [ б ]
Фон
Варшава – столица Польши. До войны здесь проживало около 380 000 евреев, около четверти населения. После немецкого вторжения в сентябре 1939 года на евреев начали распространяться антиеврейские законы . В 1941 году они были вынуждены переселиться в Варшавское гетто , в котором проживало до 460 000 человек всего на 2,4% площади города. Официальный рацион питания составлял всего 180 калорий на человека в день. Хотя быть пойманным на «арийской» стороне города было преступлением, караемым смертью, люди выживали за счет контрабанды и открытия нелегальных мастерских. [ 8 ]
В середине 1942 года большая часть евреев Варшавского гетто была депортирована в лагерь смерти Треблинка . В январе 1943 года, когда немцы возобновили депортации, Еврейская боевая организация оказала вооруженное сопротивление. Евреи начали рыть бункеры и переправлять в гетто оружие. 19 апреля 1943 года около 2000 солдат под командованием руководителя СС и полиции Юргена Штропа вошли в гетто на танках, чтобы ликвидировать гетто. Они рассчитывали быстро разгромить плохо вооруженных еврейских повстанцев, но вместо этого восстание в Варшавском гетто , крупнейший акт еврейского сопротивления Холокосту , затянулось на четыре недели. Немцам пришлось поджечь гетто, закачать отравляющий газ в бункеры и выбить евреев с их позиций, чтобы провести их на Умшлагплац и депортировать в Майданек и Треблинку. По данным Мемориального музея Холокоста США , «[эт] его, казалось бы, безнадежная борьба… стала одним из самых значительных событий в истории еврейского народа». [ 8 ]
Во время подавления восстания Штроп ежедневно отправлял коммюнике высшему руководителю СС и полиции Фридриху-Вильгельму Крюгеру в Кракове ; Пропагандистская рота 689 и Франц Конрад сделали фотографии, чтобы задокументировать события. [ 9 ] [ 10 ] Избранные фотографии и коммюнике были собраны вместе с кратким изложением действий Германии в виде « Отчета Штропа» — личного сувенира Генриха Гиммлера . [ 11 ] Отчет был призван продемонстрировать эффективность Штропа как командира и оправдать его неспособность быстро очистить гетто. [ 12 ] В отчете увековечен предполагаемый героизм эсэсовцев, участвовавших в подавлении восстания, особенно шестнадцати человек, убитых еврейскими боевиками. [ 3 ] [ 13 ] Во время восстания было расстреляно более 7000 евреев, подавляющее большинство которых не участвовало в боевых действиях. [ 12 ]
Первоначальное название доклада было: «Еврейского квартала Варшавы больше нет!» ( Немецкий : В Варшаве больше нет еврейского жилого района! ). [ 11 ] Отражая нацистскую пропаганду , доклад дегуманизировал евреев, описывая их как « бандитов », « вшей » или «крыс», а их депортацию и убийство — как « очистительную акцию ». [ 12 ] [ 14 ] Вместо того, чтобы быть убитыми или убитыми, евреи были «уничтожены». [ 3 ] Было сделано три копии отчета для Гиммлера, Крюгера и Штропа. [ 11 ] [ 12 ] Один экземпляр отчета Штропа хранится в Институте национальной памяти (IPN) в Варшаве. Еще одна копия была использована в качестве доказательства на Нюрнбергском процессе , хотя в конечном итоге фотография не была показана суду. США Эта копия хранится в Национальном управлении архивов и документации (NARA). [ 13 ] [ 15 ]
Фотография
Фотография была сделана во время восстания в Варшавском гетто (с 19 апреля по 16 мая). [ 16 ] в Варшавском гетто. В ходе обсуждения на интернет-форуме Ассоциации защиты остатков Варшавы «Пригородная железная дорога Марки» это место было осторожно идентифицировано как Новолипие 34 из-за сходства архитектурных деталей, особенно водосточной трубы . Эти утверждения обсуждаются в книге Магдалены Кичиньской и Марцина Дзеджича на польском языке 2018 года « Тераз ’43» ( «Сейчас ’43 »). [ 14 ] Фотографом был либо Франц Конрад, либо член Пропагандистской роты 689. [ 9 ] [ 10 ] Альберт Кузиан, Эрхард Йозеф Кноблах и Артур Гримм работали фотографами в пропагандистской роте 689; Кьюзиан, возможно, утверждал, что сделал фотографию. [ 10 ] На суде в Польше Конрад утверждал, что фотографировал во время восстания только для того, чтобы пожаловаться на жестокость Штропа Адольфу Гитлеру . Суд не принял это требование. Осужденный за личное убийство семи евреев и депортацию тысячи других в лагеря смерти, Конрад был приговорен к смертной казни и казнен в 1952 году. [ 3 ] [ 17 ]
На фотографии изображена группа еврейских мужчин, женщин и детей, которых вооруженные немецкие солдаты вытеснили из бункера. Оригинальная подпись гласила: «Насильно вытащили из бункеров» ( нем . Mit Gewalt aus Bunkern hervorgeholt ). [ 14 ] Большинство евреев носят рваную одежду и имеют мало личных вещей. После того, как их вытащили из бункера, их отправили на Умшлагплац для депортации в лагерь смерти . В центре фотографии — маленький мальчик в кепке газетчика и носках до колен, на вид шесть или семь лет. Он поднимает руки вверх, сдаваясь, а роттенфюрер СС Йозеф Блёше держит пистолет-пулемет, направленный вниз в его сторону. [ 14 ] [ 16 ] [ 5 ] Фотография содержит много противоположностей; как выразился Ричард Раскин: «СС против евреев, преступники против жертв, военные против гражданских лиц, власть против беспомощности, угрожающие руки с оружием против пустых рук, поднятых в знак капитуляции, стальные каски против непокрытой головы или мягких кепок, самодовольство против страха, безопасность против гибели, мужчины против женщин и детей». [ 1 ] По мнению Фредерика Руссо , Штроп, вероятно, решил включить фотографию в отчет, потому что она продемонстрировала его способность преодолевать иудео-христианскую мораль и нападать на невинных женщин и детей. [ 18 ]
Идентификация
Мальчик
Есть несколько человек, которые, как утверждается, являются мальчиком на фотографии, но его личность остается неясной. [ 7 ] [ 10 ] [ 17 ] Все предложенные версии заявителей не соответствуют известным фактам о фотографии. [ 6 ] Мальчику, вероятно, было меньше десяти лет, потому что на нем не было повязки со Звездой Давида . [ 17 ] Доктор Лужан Доброшицкий , историк Института еврейских исследований Йиво , изучавший фотографию, заявил, что «Эта фотография самого драматического события Холокоста требует от историков более высокого уровня ответственности, чем любая другая... [ Это слишком свято, чтобы позволять людям делать с ним все, что они хотят». [ 19 ] [ 20 ]
- Артур Домб Семёнтек , родившийся в Ловиче в 1935 году, впервые был предложен в качестве объекта фотографии в 1950 году. Семёнтек был из зажиточной семьи, а его отец был членом юденрата в Ловичском гетто, ликвидированного в Варшаве в 1941 году. Ядвига Песецка, двоюродная сестра Сементека и жительница Варшавы, и ее муж бежали в Советский Союз в сентябре 1939 года. Они пережили Холокост и подписали письменные показания о том, что Сементек был мальчиком на фотографии в 1970-х годах. [ 10 ] [ 14 ]
- В 1999 году 95-летний мужчина по имени Авраам Зелинваргер рассказал Дому борцов с гетто в Израиле, что мальчик на фотографии — его сын Леви Цайлинваргер , родившийся в 1932 году. Авраам бежал в Советский Союз в 1940 году, но его жена Хана (которая будет женщиной на фотографии), сын и дочь, как полагают, были убиты во время Холокоста. Ричард Раскин лично усомнился в утверждении Зелинваргера из-за отсутствия сходства между Леви и мальчиком на фотографии. [ 10 ] [ 14 ]
- В 1978 году Исраэль Рондель рассказал « Еврейской хронике» , что он был мальчиком на фотографии, но поскольку он сказал, что фотография была сделана в 1941 году, а другие детали не совпадают, его заявление было отклонено. [ 10 ] [ 21 ] [ 6 ]
- Цви Хаим Нуссбаум ( де , фр .) (1936–2012) [ 22 ] родился в Тель-Авиве, но перед войной его семья вернулась в Польшу. Он скрывался на «арийской» стороне Варшавы. Поскольку у него и его семьи были действующие палестинские визы, они попали в ловушку отеля «Польски» , в которой немцы обещали безопасный выезд из оккупированной Европы. Освобожденный американскими войсками в концентрационном лагере Берген-Бельзен в 1945 году, Нуссбаум заявил в 1982 году, что его арестовали перед отелем «Польски» 13 июля 1943 года и заставили поднять руки, как изображено. Хотя некоторые еврейские организации некритически приняли это утверждение в то время, когда оно было сделано, невозможно, чтобы Нуссбаум был мальчиком на фотографии. [ 19 ] [ 20 ] [ 14 ] Сам Нуссбаум никогда не заявлял, что уверен в идентификации, говоря: «Я думаю, что это я, но я не могу честно в этом поклясться. Полтора миллиона еврейских детей приказали поднять руки». [ 10 ] [ 19 ] Доброшицкий указал на несоответствия между утверждением Нуссбаум и тем, что известно о фотографии. Предполагается, что все изображения в отчете Штропа были сделаны внутри Варшавского гетто, тогда как отель «Польски» не находится в гетто. Облавы в отеле «Польски» произошли во дворе, а на фотографии изображена улица. Большинство евреев на фотографии одеты в тяжелую одежду, что позволяет предположить, что фотография была сделана не в июле; у них нарукавные повязки, которые они бы не носили, скрываясь на «арийской» стороне города. Немцы одеты в боевую форму, которая им не понадобилась бы во время облав в отеле «Польски». Более того, Нуссбаум был арестован более чем через месяц после того, как отчет Штрупа был передан Гиммлеру. [ 19 ] [ 20 ] [ 23 ] Сравнение с фотографией Нуссбаума 1945 года, проведенное судебным антропологом К. Р. Бернсом из Университета Джорджии, показало, что у Нуссбаума были оторваны мочки ушей, в отличие от мальчика на фотографии. [ 10 ]
Другие люди
По словам внучки Ставаровской Голды Шулькес , женщиной, вышедшей из здания прямо за мальчиком, была Голда Ставаровская . Мальчика с белой сумкой через плечо опознали как Арон Лейзер (Лев) Картузинский (или Картузинский). [ 24 ] [ 25 ] из Гданьска его сестра Хана Иченгрин. Тот же человек был также идентифицирован как Гарри-Хаим Нишавер . [ 24 ] Эстер Гросбанд-Ламет, пережившая Холокост польско-американского происхождения, рассказала, что маленькая девочка на крайнем левом переднем плане — ее племянница Чанна (Ханка) Ламет. [ 24 ] [ 25 ] (или Ханна Лемет) (1937–1943), убитая в Майданеке. Женщина, носящая шарф, тогда будет матерью Ханки Матильдой Голдфингер-Ламет. [ 25 ] или Матильда Ламет Голдфингер , [ 24 ] замужем за Моше Ламетом; семья была из Варшавы. [ 10 ] [ 14 ] [ 7 ]
Единственная достоверная идентификация - это роттенфюрер Йозеф Блёше, эсэсовец, целивший MP 28 . в мальчика пистолет-пулемет [ 1 ] [ 10 ] [ 14 ] Блёше родился в Судетах в 1912 году и служил в айнзацгруппах . [ 10 ] и он был полицейским, работавшим в Варшавском гетто во время восстания. Марек Эдельман показал, что Блёше убивал евреев в рамках своей «повседневной рутины», и что он, как известно, совершал насилие в отношении детей и беременных женщин. [ 1 ] [ 14 ] За свои действия во время подавления восстания в Варшавском гетто Блёше был награжден Крестом военных заслуг 2-й степени с мечами . [ 10 ] Блёше появляется на нескольких фотографиях в «Отчете Штропа». Во время суда над ним в Восточной Германии фотографии использовались обвинением в качестве косвенных доказательств. Он был признан виновным в убийстве по меньшей мере 2000 человек и казнен в 1969 году. [ 14 ] О фотографии Блёше заявил:
На снимке я, как сотрудник отделения гестапо в Варшавском гетто, вместе с группой эсэсовцев выгоняю из дома большое количество граждан-евреев. Группа еврейских граждан состоит преимущественно из детей, женщин и стариков, выгнанных из дома через подворотню с поднятыми руками. Затем еврейских граждан отвели на так называемую Умшлагплац , откуда их перевезли в лагерь смерти Треблинка. [ 10 ]
Во время суда судья спросил Блёше о событиях, запечатленных на печально известной фотографии:
Судья: «Вы были с автоматом… против маленького мальчика, которого вы вытащили из здания с поднятыми руками. Как отреагировали эти жители в те моменты?»
Блёше: «Они были в ужасном страхе».
Судья: «Это хорошо отражается на этом маленьком мальчике. Что вы думаете?»
Блёше: «Мы были свидетелями подобных сцен ежедневно. Мы даже не могли подумать». [ 26 ]
Наследие
Газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала эту фотографию 26 декабря 1945 года вместе с другими фотографиями из отчета Струпа, которые были использованы в качестве доказательств на Нюрнбергском процессе. 27 декабря оно перепечатало фотографию, заявив:
Более удачливые жители гетто погибли в бою, забрав с собой несколько немцев. Но не всем повезло. Был маленький мальчик лет 10. Женщина, оглядывавшаяся через плечо на суперменов с винтовками наготове, возможно, была матерью этого мальчика. Там была маленькая девочка с бледным, милым лицом. Там был старик с непокрытой головой. Они вышли на улицу, дети подняли свои маленькие ручки, подражая старшим, ибо супермены были не прочь убить детей. [ 6 ]
Фотография не была широко известна до 1970-х годов. [ 16 ] возможно, потому, что большинство стран предпочитали прославлять сопротивление нацизму, а не анонимные жертвы. В 1969 году он появился на обложке английского издания произведения « Герхарда звезда . [ 13 ] В 2016 году журнал Time включил ее в список 100 самых влиятельных фотографий всех времен, заявив, что она оказала «доказательное воздействие», превосходящее влияние многих других «жгучих изображений», созданных во время Холокоста; ребенок «стал олицетворением 6 миллионов беззащитных евреев, убитых нацистами». [ 2 ] Об этой фотографии написано несколько книг, в том числе «Ребенок под дулом пистолета: пример из жизни фотографии» Ричарда Раскина, «Мальчик: история Холокоста» Дэна Пората и «L'Enfant juif de Varsovie». Histoire d'une Photography ( перевод: Еврейский ребенок Варшавы: История фотографии ) Фредерика Руссо. [ 1 ] [ 16 ] Фотография по-разному воспринимается снявшим ее эсэсовцем и другими наблюдателями; По словам Раскина, «одна группа людей увидела на этой фотографии героических солдат, сражающихся с отбросами человечества, в то время как подавляющее большинство человечества видит здесь грубую бесчеловечность человека ». [ 1 ] [ 16 ] По словам Евы Фогельман , фотография способствовала распространению мифа о том, что евреи шли пассивно, « как овцы на бойню ». [ 27 ]
Это изображение использовалось в некоторых спорных произведениях искусства, сравнивающих восстание в Варшавском гетто со Второй интифадой в Газе , что, по мнению некоторых, равнозначно тривиализации Холокоста . В книге британско-израильского художника Алана Шехнера «Наследие детей, подвергшихся насилию: от Польши до Палестины» камера фокусируется на мальчике на фотографии, который держит другую фотографию ребенка в Газе, которого несут солдаты ЦАХАЛа . Шехнер заявил, что он не намеревался сравнивать Холокост с израильско-палестинским конфликтом , а просто иллюстрировал страдания детей из-за цикла насилия , в котором травма заставляет жертв становиться насильниками. Другой подход использовал Норман Финкельштейн в фоторепортаже под названием « Deutschland über alles », также сопоставляя варшавскую фотографию с изображениями страданий палестинцев. Подзаголовок гласил заглавными буквами: «Внуки переживших Холокост делают с палестинцами именно то, что сделала с ними нацистская Германия». [ 4 ]
Художник Самуэль Бак, переживший Холокост , создал серию из более чем ста картин, вдохновленных фотографией, а также собственным опытом и воспоминаниями о потерянном друге детства. В этих работах вытянутые руки мальчика часто изображаются на тему распятия или мальчик рассматривается как часть воображаемого памятника. [ 28 ] [ 29 ]
И NARA, и IPN описывают изображение как находящееся в общественном достоянии . Однако в 1990-х годах корпорация Corbis приобрела фотографию из архива Беттманна и лицензировала три ее версии, взимая за ее использование коммерческую плату. [ 15 ] По состоянию на 2018 год [update], Getty Images , которая приобрела лицензионные права Corbis в 2016 году, [ 30 ] продолжает выставлять его на продажу, предоставляя в качестве образца его копию с водяным знаком заявления об авторских правах. [ 31 ]
Примечания
- ^
- «Гаарец» : «Одно из самых убедительных и устойчивых изображений Холокоста» [ 1 ]
- Журнал Time : «Холокост породил множество жгучих изображений. Но ни одно из них не имело такого доказательного воздействия, как сдача мальчика». [ 2 ]
- Журнал Tablet : «Мальчика, о котором идет речь, можно увидеть на одном из самых известных изображений Холокоста» [ 3 ]
- Майкл Ротберг: «Часто воспроизводимая фотография мальчика в Варшавском гетто с поднятыми руками — возможно, самый известный образ Холокоста» [ 4 ]
- Ярослав Марек Рымкевич : «Все знают фотографию: мальчик в фуражке и носках до колен с поднятыми руками» [ 5 ]
- Дэниел Х. Магилоу и Лиза Сильверман: «Это изображение вскоре стало символом всего Холокоста». [ 6 ]
- ^
- Журнал Time : «Ребенок, личность которого так и не была подтверждена, стал олицетворением 6 миллионов беззащитных евреев, убитых нацистами». [ 2 ]
- «Гаарец »: «Картина, заслуживающая шести миллионов имен» [ 1 ]
- Хидабрут : «Его анонимность символизирует полтора миллиона детей, которые погибли в Холокосте и превратились в пепел». [ 7 ]
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мальц, Джуди (3 марта 2011 г.). «Исследования Холокоста / Картина стоимостью шесть миллионов имен» . Гаарец . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Как маленький мальчик стал лицом Холокоста» . Журнал «Тайм» . № 100 Фотографии | Самые влиятельные изображения всех времен. 17 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кирш, Адам (23 ноября 2010 г.). «Снято на пленку» . Планшетный журнал . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ротберг, Майкл (осень 2011 г.). «От Газы до Варшавы: отображение многомерной памяти». Критика . 53 (4). Издательство Государственного университета Уэйна : 532, 536–537. дои : 10.1353/crt.2011.0032 . JSTOR 23133895 . S2CID 144587788 .
- ^ Перейти обратно: а б Рэдстон, Сюзанна (январь 2001 г.). «Социальные связи и психический порядок: Свидетельства». Культурные ценности . 5 (1): 64–65. дои : 10.1080/14797580109367221 . ISSN 1479-7585 . S2CID 144711178 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Магилов, Дэниел Х.; Сильверман, Лиза (2019). «Мальчик в Варшавском гетто (фотография, 1943 год): что знаковые фотографии говорят нам о Холокосте?». Репрезентации Холокоста в истории: Введение . Издательство Блумсбери . стр. 17–18. ISBN 978-1-350-09182-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Штейн, Шира (24 августа 2014 г.). «Кто этот мальчик на знаменитой фотографии Варшавского гетто?» . Хидабрут . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейлих, Мири; Дин, Мартин (2012). «Варшава». В Мегарджи, Джеффри П .; Дин, Мартин ; Хекер, Мел (ред.). Гетто в оккупированной немцами Восточной Европе . Энциклопедия лагерей и гетто, 1933–1945 гг . Том. 2. Перевод Фишмана, Сэмюэля. Блумингтон: Мемориальный музей Холокоста США . стр. 456–459. ISBN 978-0-253-00202-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Томаш Стемповский (17 марта 2013 г.). «Фотографии восстания в гетто» (на польском языке) . Проверено 8 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Раскин, Ричард (2007). "Мальчик на фотографии?" . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Отчет Струпа (полная копия в высоком разрешении)» . Ассоциация Тиргартенштрассе, 4 . Архивировано из оригинала 30 марта 2015 года . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Доклад Струпа в новой версии» . Еврейский исторический институт . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Жаннель, Жан-Луи . « Еврейский ребенок Варшавы. История фотографии», Фредерик Руссо « Еврейский ребенок Варшавы. История фотографии Фредерика Руссо . Ле Монд (на французском языке). 8 января 2009 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Новик, Мариуш (19 мая 2018 г.). «Только у угнетателя есть имя. История мальчика с картинки» . ТВН24 . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Струк, Янина (2004). Фотографирование Холокоста: интерпретации доказательств . ИБ Таурис . стр. 208–209. ISBN 978-1-86064-546-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Болото, Александр . «L'enfant juif de Varsovie» [Еврейский ребенок Варшавы] (на французском языке). 2 октября 2013 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мальчик — символ детства, потерянного во время Холокоста» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ Ковальский, Вальдемар . «Эта фотография из гетто говорит больше тысячи слов. Изгнанные евреи, немецкий конвой и испуганный взгляд маленького мальчика...» [Эта фотография из гетто говорит больше тысячи слов. Изгнанные евреи, конвой немцев и испуганные глаза маленького мальчика...]. NaTemat.pl (на польском языке). 19 апреля 2016 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марголик, Дэвид (28 мая 1982 г.). «Врач из Рокленда думает, что он мальчик из Холокоста, фотография сделана в Варшаве» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бергер, Джозеф (12 октября 2012 г.). «Гетто, нацисты и один маленький мальчик» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Харрис, Клэй (17 сентября 1978 г.). «Мальчик из Варшавского гетто-символ Холокоста» . Вашингтон Пост . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ «Доктор Цви Хаим Нуссбаум» . Новости журнала . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Клейкамп, Антония (29 апреля 2018 г.). «Варшава 1943: Кто этот мальчик на печально известной фотографии из гетто?». [Варшава 1943: Кто этот мальчик на печально известной фотографии из гетто?]. Мир (на немецком языке) . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Немецкие солдаты направляют оружие на женщин и детей во время ликвидации гетто. Оригинальная немецкая подпись (сборник Штропа) гласит: «Выдернуты из бункеров силой» Варшава, Польша, 19 апреля – 16 мая 1943 года» . Яд Вашем . Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Евреи, захваченные войсками СС и СД во время подавления восстания в Варшавском гетто, вынуждены покинуть свое убежище и отправиться на Умшлагплац для депортации» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 11 октября 2018 г. (Номер фотографии: 26543)
- ^ Порат, Дэн (2013). Мальчик: история Холокоста (на иврите). Двир .
- ^ Миддлтон-Каплан, Ричард (2014). «Миф о еврейской пассивности». В Генри, Патрике (ред.). Еврейское сопротивление против нацистов . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки . п. 8. ISBN 9780813225890 .
- ^ «Переживший Холокост/художник задает трудные вопросы» . Вабашский колледж . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ Фьюэлл, Данна Нолан ; Филлипс, Гэри Аллен (2009). Символ утраты: преследующий ребенок Самуэля Бака (PDF) . Бак, Сэмюэл . Бостон: Публикации Pucker Art. ISBN 978-1-879985-21-6 . OCLC 318057887 .
- ^ Лоран, Оливье. «Длившаяся десятилетие война за лицензирование изображений внезапно закончилась» . ВРЕМЯ . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ «Нацисты арестовывают евреев в Варшавском гетто» . Гетти Изображения . 7 октября 2016 г. Проверено 1 ноября 2018 г.
Дальнейшее чтение
- Кичиньска, Магдалена ; Дзеджич, Марцин (2018). Тераз '43 [ Сейчас '43 ] (на польском языке). ISBN 9788380322448 . Издательство Wielka Litera
- Порат, Дэн (2011). Мальчик: История Холокоста . Фаррар, Штраус и Жиру . ISBN 978-0-8090-3072-9 .
- Раскин, Ричард (2004). Ребенок под прицелом: пример из жизни фотографии . Издательство Орхусского университета . ISBN 9788779340992 .
- Руссо, Фредерик (2014). Еврейский ребенок Варшавы. История фотографии [ Еврейский ребенок Варшавы: История фотографии ] (на французском языке). Порог . ISBN 9782021212334 .
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с фотографией мальчика из Варшавского гетто, на Викискладе?