Информационный метаболизм
Информационный метаболизм , иногда называемый информационным метаболизмом или энергоинформационным метаболизмом , — это психологическая теория взаимодействия между биологическими организмами и окружающей их средой, разработанная польским психиатром Антонием Кемпинским . [1] [2] [3]
Обзор
[ редактировать ]Кемпинский изложил свою психологическую теорию в нескольких книгах. [4] [5] [6] [7] [8] [9] но наиболее подробное описание дано в его книге «Меланхолия» 1974 года (по-польски: «Меланхолия»). [7] Для объяснения психологических явлений, встречающихся у человека, он заимствовал многие понятия из области кибернетики , получившей в то время популярность в Польше благодаря работам Мариана Мазура (отца польской школы кибернетики ). Кемпинский начинает с рассмотрения большинства основных организмов и того, чем они отличаются от неодушевленной материи. Прежде всего, любой организм можно рассматривать как автономную, но открытую систему , отделенную от окружающей среды границей ( кожей или клеточной мембраной ). Будучи открытой системой, она находится в постоянном обмене с окружающей средой. Этот обмен можно рассматривать как двоякий: энергетический и информационный . Для анализа можно рассматривать энергетический и информационный метаболизм как отдельные процессы. Кемпинский постулирует, что жизнь поддерживается, если происходят оба метаболизма, и прекращается, если один из них прекращается. [3]
Концепцию энергетического метаболизма относительно легко понять. Молекулы тела постоянно заменяются. катаболические и анаболические В клетках происходят процессы. Информационный метаболизм — это другая сторона того же процесса, но он касается структурного аспекта (т.е. того, как организованы материя и энергия) и того, как осуществляется управление. Во время энергетического обмена организм стремится сохранить свойственный ему порядок ( негэнтропия ) и проецирует этот порядок на окружающую среду. Из-за этого нарушается порядок окружающего мира. Напротив, неживая материя не обладает способностью повышать или даже поддерживать свою негэнтропию, поскольку спонтанные природные процессы всегда сопровождаются генерацией энтропии .
Два биологических закона
[ редактировать ]Информационный метаболизм в целом можно рассматривать как обмен сигналами между организмом и окружающей средой, а также как обработку сигналов, исходящих из организма. Эти сигналы необходимо интерпретировать применительно к каким-то целям. Для всех организмов эти цели основаны на двух биологических законах: первый закон гласит, что организм должен быть ориентирован на собственное выживание. Второй закон гласит, что сохранение вида не менее важно. [7] Кемпинский заметил, что эти цели противоречивы. Конфликт между двумя биологическими законами часто является источником этических дилемм. Бывают случаи, когда организму приходится пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти свое потомство. Иногда он вынужден сражаться с представителями своего вида, чтобы защитить себя. Первый биологический закон эгоистичен и связан с уходом от реальности (побегом, разрушением реальности и т. д.). Второй биологический закон альтруистичен и требует обращения к реальности ( половое размножение требует союза с партнером).
У человека связь между целями различных повседневных действий и двумя биологическими законами менее прямая, тем не менее эти законы все равно нас мотивируют. Люди способны проецировать себя в будущее, мыслить абстрактно и сознательно , поэтому их цели могут носить трансцендентный и символический характер. Этот факт обычно выражается как вера в высшее благо или загробную жизнь . [7] [5]
Иерархия ценностей
[ редактировать ]Невозможно уследить за всей информацией, порождаемой различными процессами, происходящими в реальности. Поскольку организмы стремятся соблюдать два биологических закона, правильный выбор сигналов становится центральной проблемой. [7] По мнению Кемпинского, для интеграции информации необходима иерархия ценностей. У людей эта иерархия включает три уровня: биологический, эмоциональный и социокультурный. [10] Первые два уровня обрабатываются подсознательно . Третий уровень, напротив, связан с сознанием. С биологической точки зрения количество процессов, происходящих одновременно в организме и его физическом окружении, практически бесконечно. Существует также бесконечное количество способов оформления этих процессов . Эту сложность необходимо уменьшить, поскольку только избранные сигналы могут восприниматься и обрабатываться в нервной системе . Более того, сигналы должны быть упорядочены в соответствии с их актуальностью в настоящем и будущем. Структура тела и расположение различных рецепторов адаптированы эволюционно для обеспечения изоляции наиболее важных сигналов от окружающей среды. Внутренняя структура тела корректируется для обеспечения правильной интеграции информации. Из всех сигналов, улавливаемых рецепторами, только наиболее важные достигают уровня субъективного опыта . На уровне сигналов, доходящих до области субъективного опыта, внимание активно направляется (с помощью эмоций) на те, которые связаны с двумя биологическими законами. Восприятие не пассивное и инклюзивное, а упреждающее и избирательное. [7] Выше биологического и эмоционального уровней интерпретации сигналов находится рамка социальных и культурных норм сообщества, которая служит ориентиром для сознательных решений. Социокультурный фон играет важную роль в жизни людей. [8]
Две фазы информационного метаболизма
[ редактировать ]Разделение информационного метаболизма на две фазы условно основано на анализе ориентировочной реакции . Информационный метаболизм инициируется восприятием изменения внутренней или внешней среды организма. На первом этапе организм стремится получить прямую информацию о воспринимаемом явлении . По этой причине оно должно обратить свое внимание «вовне», на реальность. Воспринимаемое явление затем подсознательно оценивается. Результат этой оценки проявляется как эмоция . Знак вызванной эмоции может быть положительным или отрицательным. Эта эмоция, возникающая быстро и автоматически, служит фоном второй фазы информационного метаболизма. [7]
На второй фазе организм выполняет локомоторную реакцию на явление. Движение к источнику стимула выполняется, если стимул означает положительную возможность. Если в первой фазе раздражитель был оценен отрицательно, то вполне вероятно, что реализуемая реакция примет форму побега, борьбы или обездвиживания. Во время второй фазы организм занят преимущественно своими собственными действиями. Он наблюдает за их эффектом и вносит коррективы (что образует петлю обратной связи ). Несмотря на обратную связь, его связь с реальностью менее интенсивна, чем на первом этапе. Отрыв от реальности во второй фазе информационного метаболизма больше у сложных животных и достигает максимума у человека. [7]
Функциональные структуры
[ редактировать ]Термин функциональная структура использовался Кемпинским для обозначения двух явлений. Во-первых, этот термин использовался для обозначения реакции организма на раздражитель. Во-вторых, оно обозначало модель реальности, сформированную в сознании на второй фазе информационного метаболизма. [7] У человека число возможных функциональных структур, связанных с первой фазой информационного метаболизма, ограничено. К ним относятся, например, эндокринные реакции автономной нервной системы и основные двигательные закономерности.
Диапазон и сложность функциональных структур, создаваемых на втором этапе, гораздо шире. Люди обладают способностью генерировать множество возможных моделей реальности в ответ на вновь воспринимаемое явление. Функциональные структуры могут быть относительно сложными. Они включают в себя предсказания относительно поведения объектов окружающей среды, а также запланированной последовательности действий человека. Обычно на второй фазе информационного метаболизма генерируется множество функциональных структур, но воплощается (исполняется) только одна. Те, что были созданы, но отвергнуты, постепенно попадают в бессознательное и образуют юнгианскую тень . Если конкретная структура воплощена, вероятность ее выбора в будущем возрастает. Забытые структуры могут проявить себя в самый неожиданный момент. Эта ситуация известна как одержимость Тенью. Кемпинский отметил, что воплощенная реакция является сигналом для других организмов. Оно всегда принимает форму движения (или его отсутствия). [7] В случае человека это может быть речь (по Кемпинскому, речь — высшая форма движения). [7] [5] ).
Эмоциональная окраска
[ редактировать ]Эмоциональная окраска проявляется на первой фазе информационного метаболизма. [7] Он обозначает общее отношение организма к раздражителю. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным. Это зависит от характера раздражителя и физического состояния организма в момент восприятия. Человек имеет очень мало сознательного контроля над возникающими чувствами. Он выбирается на более низких уровнях нейрофизиологической операции. Выбор установки на первой фазе (положительной или отрицательной) ограничивает характер функциональных структур, возникающих на второй фазе. Хотя обычно существует множество возможных способов реагирования, они ограничены эмоциональным фоном, возникающим на первой фазе.
Реальность не статична, она всегда развивается, хотя и можно выявить некоторые закономерности и законы. Благодаря этому усилия, связанные с организацией мира, адекватного нашим собственным потребностям, продолжаются на протяжении всей жизни. Его невозможно прекратить из-за второго закона термодинамики . [7] Чтобы уменьшить собственную энтропию и энтропию своего ближайшего окружения, организму необходимо затратить энергию. Субъективно это переживается как чувство трудности, усилия или бремени. Интегративные усилия присущи жизни. Эти усилия вознаграждаются положительным эмоциональным состоянием – чувством удовлетворения, связанным с преодолением препятствий и продвижением к важным целям. Напротив, негативные чувства, такие как тревога или страх , означают опасность. В случае тревоги эта опасность обычно отдалена во времени и пространстве и точно не известна. Страх, напротив, означает близкую и конкретную угрозу целостности организма. [8]
У здоровых людей баланс между отрицательными и положительными эмоциями находится на стороне положительных. Они более охотно участвуют в обмене информацией с окружающей средой и берут на себя задачи, связанные с интегративными усилиями. Напротив, пациенты с депрессией отстраняются от реальности, что снижает скорость их информационного метаболизма. Во многих случаях предрасположенность к депрессии вызвана отсутствием теплого и дружелюбного материнского окружения в детстве. [7] Наличие дружелюбной и безопасной материнской среды в детстве имеет решающее значение для формирования общего положительного отношения к окружающей среде. Если среда детства враждебна, отношение отстранения усиливается и становится автоматизированным. [7]
Проблема власти
[ редактировать ]Жизнь можно рассматривать как конфликт между двумя порядками – порядком личности и порядком окружающей среды. Как процесс, расположенный между этими двумя порядками, информационный метаболизм становится инструментом установления правильного баланса власти («Я контролирую» и «Меня контролируют»). [7] В патологических случаях индивид может стремиться получить абсолютный контроль над своим окружением или, наоборот, полностью подчиниться какой-то внешней силе (т.е. своему партнеру, политической группе и т. д.). Потребность в абсолютном контроле не может быть удовлетворена, поэтому она часто принимает форму фантазии , которая иногда становится неотличимой от реальности (например, при шизофрении ). [5] Многие люди подчиняются революционным движениям, обещающим утопическое будущее, и социальным идеологиям, которые предлагают простые ответы на сложные жизненные проблемы. Они отказываются от своей личной ответственности, чтобы найти облегчение от бремени жизни. В своих размышлениях об информационном метаболизме Кемпинский пытался объяснить психологические механизмы, которые сделали возможными зверства Второй мировой войны . [5] [9]
Анатомические основы информационного метаболизма
[ редактировать ]Традиционно предполагается, что функциональные структуры, связанные с субъективным переживанием эмоций и настроений (первая фаза информационного метаболизма), контролируются филогенетически более старыми отделами мозга ( промежуточный и ринэнцефалон ), а генерируемые во второй фазе информационного метаболизма - субъективно переживаемые как мысли, связаны с неокортексом . [7]
Математическая природа информационного метаболизма
[ редактировать ]Математический характер информационного метаболизма двоякий. Рецепторы, выступающие в качестве входов для метаболизированных сигналов, действуют аналогично аналоговым электронным устройствам. Обработка сигналов в остальной части нервной системы бинарная (ответ нейрона может быть двояким: нулевой – нет реакции или 1 – при потенциала действия высвобождении ). Благодаря этим характеристикам организмы можно считать аналогом цифровых систем. [4] [7]
Прием
[ редактировать ]Книги Кемпинского считаются классикой польской психиатрической и философской литературы. [11] Из-за интереса к его творчеству его наиболее важные книги несколько раз переиздавались (недавно, в 2012–2015 гг., издательством Wydawictwo Literackie [12] ). Рецензенты оценили работу Кемпинского как проницательную, всеобъемлющую и уникальную. [13] Тем не менее, его концепция информационного метаболизма подверглась критике со стороны некоторых ученых как противоречивая. [14] Споры были связаны с тем, что некоторые элементы теории невозможно проверить научным методом, поскольку сложно спланировать соответствующие эксперименты. [14] В ответ на эти возражения психиатр Яцек Бомба отметил, что информационный метаболизм никогда не задумывался как научная теория, а скорее как антропологическая модель, которая точно интегрирует открытия нейрофизиологии , психологии , социальных наук и медицины . [14]
Философ Якуб Завила-Недзвецкий отметил, что нынешнее прочтение Кемпинского должно скорректировать его работу, которая в основном была донаучной, еще до появления доказательной медицины , современной философии разума и эпохи когнитивной психологии . [15] Он перечислил два положения Кемпинского, которые в настоящее время считаются неверными, а именно утверждение о том, что информационный метаболизм имеет свой центр управления ( аргумент гомункула ) и мнение о том, что мозг используется только на 30%. Тем не менее, как отметил Завила-Недзвецкий, эти концепции не были центральными в теории Кемпинского и могут быть смело отвергнуты. Он также напомнил, что Кемпинский скептически относился к методам, не имеющим прочной научной основы, например психоанализу , и вообще отвергал магическое мышление. [15]
При жизни Кемпинский отмечал, что его модель информационного метаболизма не является полной. [16] Работа над ним была прервана его болезнью и смертью. Некоторые исследователи взяли его работу и разработали на ее основе свои собственные теории. Кокошка использовал концепцию информационного метаболизма как основу своей модели состояний сознания. [1] Струзик предположил, что теорию информационного метаболизма можно использовать как расширение Бриллюэна принципа негэнтропии информации . [16]
Опираясь на работы Кемпинского и юнгианскую типологию , литовский экономист Аугустинавичюте предложила свою псевдонаучную теорию. [17] теория информационного метаболизма в сознании человека и обществе, известная как соционика . [3]
См. также
[ редактировать ]- Аутопоэзис
- Информация
- Негэнтропия
- Соционика
- Социальный метаболизм
- Что такое Жизнь? , научная книга 1944 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кокошка, Анджей (2007). Состояния сознания: модели для психологии и психотерапии . Нью-Йорк: Springer Science & Business Media. ISBN 978-0-387-32758-7 .
- ^ Белецкий, Анджей (2015). «Общая сущность жизни: кибернетический подход». Биологическая кибернетика . 109 (3): 401–419. дои : 10.1007/s00422-015-0652-8 . ПМИД 25985758 . S2CID 253887347 .
- ^ Jump up to: а б с Петрак, Кароль (2018). "Основы соционики - обзор". Исследование когнитивных систем . 47 : 1–11. дои : 10.1016/J.COGSYS.2017.07.001 . S2CID 34672774 .
- ^ Jump up to: а б Кемпинский, Антони (1972). Психопатология неврозов (на польском языке) . Варшава: Национальные медицинские издательства.
- ^ Jump up to: а б с д и Кемпинский, Антони (1972). Шизофрения (на польском языке) . Варшава: Национальные медицинские издательства.
- ^ Кемпинский, Антони (1972). Ритм жизни (на польском языке) . Краков: Wydawnictwo Literackie.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Кемпинский, Антони (1974). Меланхолия (на польском языке) . Варшава: Национальные медицинские издательства.
- ^ Jump up to: а б с Кемпинский, Антони (1977). Тревога (на польском языке) . Варшава: Национальные медицинские издательства.
- ^ Jump up to: а б Кемпинский, Антони (1978). Психопатии (на польском языке) . Варшава: Национальные медицинские издательства.
- ^ Шохов, Максимилиан; Стегер, Флориан (2016). «Антони Кепинский (1918–1972), пионер посттравматического стрессового расстройства» . Британский журнал психиатрии . 208 (6): 590. doi : 10.1192/bjp.bp.115.168237 . ПМИД 27251694 .
- ^ Рын, Здислав. «Мастер Антоний Кемпинский» . psychiatria.pl . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Литература, Издательство. «Антони Кемпиньский» . www.wydawnictwoliterackie.pl .
- ^ Бжезицкий, Евгениуш (2014). «Предисловие». В Кемпински, Антони (ред.). Шизофрения (на польском языке) . Литературное издательство.
- ^ Jump up to: а б с Цекларц, Январь (2018). «Пересмотр концепции информационного метаболизма Антони Кемпинского (на польском языке)» (PDF) . Психиатр. Пол . 52 (1): 165–173. дои : 10.12740/PP/65751 . ПМИД 29704423 .
- ^ Jump up to: а б Завила-Недзвецкий, Якуб. «Кемпинский, философия разума, исследование некоторых пределов автономии пациента» . academia.edu . Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Струзик, Тадеуш (1987). «Информационный метаболизм Кепинского, принцип Карно и теория информации». Международный журнал неврологии . 36 (1–2): 105–111. дои : 10.3109/00207458709002144 . ПМИД 3654085 .
- ^ Mineev, V. V. (2014). Введение в историю и философию науки [Introduction to the history and philosophy of science] . p. 84. ISBN 978-5-4458-7511-6 .
В длинный список псевдонаучных концепций сегодня входят: теория торсионных полей, проекты холодного синтеза, волновая генетика, яфетическая теория, теория «живой материи», «новая хронология», евгеника, дианетика, крионика, соционика…