Джон Мандин
Джон Мандин | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Джон Мандин Графтон, Новый Южный Уэльс , Австралия |
Награды | Премия «Красная охра» |
Веб-сайт | www |
Джон Мандин ОАМ (1951 г.р.) — австралийский художник, куратор, активист и писатель из числа аборигенов. Он является членом народа Бунджалунг на севере Нового Южного Уэльса . Он известен тем, что в 1988 году задумал работу «Мемориал аборигенов» , выставленную в Национальной галерее искусств в Канберре .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон родился в Графтоне, Новый Южный Уэльс, в 1951 году. Он родился шестым из 11 детей в семье Роя Мандина и Олив Бриджит Мандин (в девичестве Донован). Отец Джона, Рой, был профсоюзным скотоводом , а отец Оливии присоединился к первой коренных народов Австралии политической партии , Прогрессивной ассоциации австралийских аборигенов , в 1920-х годах. [ 1 ] Его семья росла в очень бедной семье, но он благодарит своего отца за то, что он поощрял детей думать: «Полагаю, за столом не следует говорить о сексе, политике и религии, но он заставлял нас говорить о чем угодно. было в газетах». [ 2 ] Он старший брат бывшего политика Ньюнггай Уоррена Мандина . [ 3 ]
Он выходец из племени Вехбал из нации Западный Бунджалунг , из северных рек Нового Южного Уэльса . [ 4 ] Он также является потомком народа Юин . [ 5 ]
Мандин провел свою молодую жизнь в Южном Графтоне . [ 1 ] он знакомился с традициями искусства и техники аборигенов . С юных лет [ 6 ]
В 1963 году его семья поселилась в западном пригороде Сиднея Оберн . [ 1 ] Мандин поступил в колледж братьев Марист, который тогда назывался колледжем Бенедикта , а затем поступил в университет Маккуори . [ 2 ]
Художественная карьера
[ редактировать ]Решив, что колледж ему не подходит, он стал консультантом по искусству в Центре искусств Милингимби. [ 7 ] в качестве консультанта по искусству и ремеслам в Милингимби на Крокодиловых островах в 1979 году, а затем в течение 16 лет в качестве куратора и консультанта в Bula'Bula Arts в Рамингининге , Арнемленд . Там он задумал концепцию знаменитого Мемориала аборигенов , который находится в постоянной экспозиции Национальной галереи Австралии в Канберре . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Мандин особенно известен своей работой в качестве концепт-художника и продюсера Мемориала аборигенов . Это произведение современного искусства коренных народов Австралии , состоящее из 200 украшенных полых бревенчатых гробов , предложенных в ознаменование празднования двухсотлетия Австралии в 1988 году; бревенчатые гробы символизируют 200 лет европейской оккупации Австралии. Их дизайн напрямую отсылает к традиционной церемонии погребения полых бревен в Центральном Арнемленде. [ 9 ] [ 10 ] посвящен памяти коренных австралийцев, погибших в результате заселения европейцев. Работа была реализована 43 художниками из Рамингининга и соседних общин Центрального Арнемленда на Северной территории , в том числе Дэвидом Маланги , Джорджем Милпуррурру и Филипом Гудтайкудтай . Ее приобрела Национальная галерея Австралии , где она находится в постоянной экспозиции. Его первая выставка состоялась на Сиднейской биеннале в 1988 году, и за эти годы она побывала в различных галереях по всему миру. [ 8 ]
В 1994 году он был одним из кураторов (вместе с Фионой Фоули ) «Тиерабовбарварриау — Я никогда не стану белым человеком» , [ 11 ] для Гаванской биеннале и Музея современного искусства в Сиднее. Tyerabowbarwarryaou была первой выставкой современного искусства аборигенов в MCA. Мандин был куратором выставки Aratjara , которая побывала в Дюссельдорфе , Лондоне и Дании в 1993–94 годах. В 1994 году Мандин и Фоули вместе работали над созданием выставки « Искусство аборигенов: Коллекция Арнотта» в MCA. [ 12 ] Выставка стала первой публичной демонстрацией коллекции картин аборигенов Arnott's Biscuits, которая включает 275 картин из коры, подаренных MCA в июне 1993 года компанией Arnott's Biscuits . В коллекции представлены работы с 1960-х по начало 1980-х годов известных художников из творческих центров в Грооте-Эйландте и его окрестностях , Йирркала , Галивинку , Милингимби , Манингрида , Рамингининг , Гунбаланья , Вадейе и с островов Тиви .
The Native Born (1996, MCA) представляла собой выставку и публикацию, демонстрирующую церемониальное и утилитарное ткачество и художественные работы общины Рамингининг. [ 13 ] Это привело к включению таких художников, как Робин Джунгини, в Сиднейскую биеннале 1998 года . [ 14 ] Они медитируют: картины из коры из коллекции Арнотта Музея современного искусства (2008 г.) была еще одной крупной выставкой. [ 15 ] который состоял из более чем 200 предметов из коллекции Рамингининг . Он разделил коллекцию между шестью различными средами в районе Рамингининг: Ларрта'пуй ( мангровые заросли ), Дилтджипуй (леса); Гулунбуй (водопои); Ретьяпуй (джунгли); Рангипуй (пляжи); и Ниниджияпуй (равнины). Мандин отдал дань уважения сложной системе родства культуры аборигенов, используя произведения, которые не только изображали объекты природы, но также представляли историю и социальную структуру аборигенов Австралии. [ 16 ]
В 2008 году Мандин создал выставку под названием Etched in the Sun. Выставка была организована в галерее Drill Hall в Канберре . Он состоял из нескольких репродукций изобразительного искусства, представляющих годы сотрудничества художников-аборигенов и полиграфистов. произведения искусства, созданные в период с 1997 по 2007 год такими художниками из числа коренных народов, как Джуди Уотсон , Бандук Марика и Жан Батист Апуатими . Были включены [ 17 ]
Еще одна выставка, которую он курировал в 2008 году, была « Нгадху, нгулили, нгеаниньягу: личная история искусства аборигенов в премьер-штате» . Он проходил в Центре искусств Кэмпбеллтауна и включал в себя работы таких художников, как Брук Эндрю, Бронвин Бэнкрофт и Бэджер Бейтс. [ 18 ]
В 2020 году Мандин получил Австралии Совета премию «Красная охра» за выдающиеся достижения. [ 19 ] [ 7 ]
В 2022 году Мандин возглавил «Проект росписи семейного хора Даби». Проект возник на основе мемориальной фрески Джимми и Пегги Ламберт в музее Кандоса. Он был создан в честь жизни Джимми и Пегги, которые пережили резню в Даби в 1823 году. Для выставки Мандин пригласил более 60 потомков раскрасить пальцами изображения Пегги и Джимми. [ 20 ]
Мандин работал над проектом «Динго» — выставкой, которую он курировал для Нгунунггулы, которая рассматривает духовную мифологию и историю предков динго . В проекте также представлены работы таких художников, как Карла Диккенс , Фиона Фоли и Дэниел Бойд . [ 21 ]
По состоянию на 2023 год [update] Мандин продолжает работать независимым куратором современного искусства коренных народов и культурным наставником для коллег-художников коренных народов. [ 22 ] Он работал во Нгунунггулы второй комиссии по входному павильону . Комиссия по входным павильонам — это ежегодная инициатива, посвященная прославлению Гундунгурра языка , культуры и истории . Выставка откроется 22 октября 2023 года и будет открыта для публики до 26 ноября. [ 23 ]
Упражняться
[ редактировать ]Кураторская работа Мандина известна акцентом на сложности и различиях в содержании и стиле, но без ущерба для культурных и политических заявлений художников. [ 6 ]
Он написал на своем веб-сайте: «Искусство — это культурное выражение; история народа; утверждение через ряд жизненных опытов самоопределения; пересказ нерассказанной истории; выявление истины истории… заявление, которое, возможно, невозможно сделать каким-либо другим способом». [ 24 ]
Другая деятельность
[ редактировать ]Помимо работы в центрах искусств, Мандин играл значительную роль в обществе и работал со многими региональными и общественными организациями по всей Австралии. Мандин всегда был предан своей культуре и сообществу и в 1987 году вступил в Ассоциацию художников-аборигенов Севера, Кимберли и Арнема (ANKAAA) в качестве одного из ее основателей. Он также занимал кураторские должности в нескольких учреждениях, включая Художественную галерею Новый Южный Уэльс и Музей современного искусства Австралии . [ 7 ]
Мандин известен среди аборигенов своей работой и убеждениями. Как автор, Мандин может выражать свои взгляды на искусство и оставаться актуальным. Мандин часто использует свои произведения как средство глубже заглянуть в искусство, за пределы его средств и истоков. [ 25 ]
С 2005 по 2006 год Мандин был профессором-исследователем в Национальном музее этнологии (Минпаку) в Осаке , Япония. [ 8 ]
В октябре 2023 года, накануне австралийского референдума 2023 года по вопросу « Голос коренных народов в парламенте» , Мандин выступил в поддержку голосования «Да» в телевидения SBS дискуссионной программе «Insight» . Он не обсуждал это мнение со своим братом Ньюнггаем Уорреном Мандайном , который является одним из лидеров кампании «Нет». [ 3 ]
Почести и награды
[ редактировать ]- 1993: Медаль Ордена Австралии «за заслуги в развитии искусства, ремесел и культуры аборигенов». [ 26 ]
- 2005-2006: Аспирант Национального колледжа искусств и дизайна. [ 27 ]
- 2015: Победитель 2-го уровня в категории «Проект коренных народов» или «Место хранения» за ферму Бунгари в художественной галерее Мосман на церемонии Австралийской ассоциации музеев и галерей . вручения наград MAGNA Awards [ 28 ] [ не удалось пройти проверку ]
- 2016: Конференция Best in Heritage, Дубровник , представленная работа и финалист, Bungaree's Farm [ нужна ссылка ]
- 2017: Первая премия Power Publications за писательское искусство коренных народов за эссе «Мемориал аборигенов: забытая война Австралии». [ 29 ] [ 30 ]
- 2020: Премия «Красная охра» - Совет искусств Австралии [ 4 ]
Другие роли
[ редактировать ]- Покровитель премии King & Wood Mallesons 2020 в области современного искусства первой нации [ 31 ]
- Покровитель 2018: Премия King & Wood Mallesons в области современного искусства первой нации [ 31 ]
- Судья 2018: Премия Woollahra Small Sculpture Award [ 32 ]
- 2007 Судья: Национальная художественная премия Тельстра в области искусства аборигенов и жителей островов Торресова пролива [ нужна ссылка ]
- 2000 Судья: Искусство места : 5-я Национальная премия в области искусства наследия коренных народов , Комиссия по наследию Австралии. [ нужна ссылка ]
- 1993 Куратор: Совета Бэйсайда. Конкурс искусств первых наций [ нужна ссылка ]
- 1988 Судья: Национальная художественная премия аборигенов и жителей островов Торресова пролива Тельстра [ нужна ссылка ]
- 1985-87 Советник по искусству аборигенов, Артбанк. [ нужна ссылка ]
- 1996 Судья: Национальная художественная премия аборигенов и жителей островов Торресова пролива Тельстра [ нужна ссылка ]
Сочинения
[ редактировать ]- 2008 - Судьба, строящая дьякона , эссе для тайных [выставка] - Дестини Дикон и Вирджиния Фрейзер, Танданья, Фестиваль искусств Аделаиды
- Вступительная речь Джона Мандина OAM: Twined о Робин Джунгини и Карен Миллс [ 33 ]
- 2012- Жизнь теней
- 2014- Перформанс аборигенов: Как странно!, Эссе, Артлинк
- 2015- Мемориал аборигенов забытой войне Австралии , Эссе, Artlink
- 2015- Бунгари-Человек в космосе
- 2015- Женщина на дюнах , Фиона Фоули, Интервью, Artlink [2]
- 2017- Бал-маска Трейси Моффат , Австралийский павильон на 57-й Венецианской биеннале, Обзор, Artlink
- 2017- Lucky Country - Адам Хилл, он же Блэк Дуглас , каталожное эссе, Триеннале 2017, ЧТО
- 2017- Четыре женщины (я принадлежу) Двойной , Каталог эссе, Художественная галерея Лисмора, стр.6-9
- 2018- Дорога на остров Бентинк: Салли и ее сестры - Салли и ее дочери , Проект «История коренных народов»
- 2018- Арчи Мур 1970-2018 , Обзор, Артлинк
- 2019- Политико-магический реализм, Судьба Диакона , Краткое эссе
- 2019- Блак Лик Ми , Портреты Блака Квинсленда, Художественная галерея Кэрнса
- 2019- Кто эти незнакомцы и куда они идут , каталог «Эссе», Фиона Фоли, Международная фотобиеннале в Балларате.
Выставки
[ редактировать ]Год | Выставка (как куратор) | Соавторы | Художники | Галерея | Фестиваль | Расположение | Описание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2022 | Проект Динго | Дэниэл Бойд , Майкл Кук, Джудит Криспин, Карла Диккенс , Блэк Дуглас , Майкл Изер , Фиона Фоли, Мэддисон Гиббс, Джули Гоф, Ароха Гровс, Фиона Холл, Уорвик Кин, Гарта Лена, Триш Леветт, Джон Уильям Линдт, Джонни Малибирр, Тина Маккарти, Талулла Маккорд, Дэни Меллор, Джон Мандин ОАМ ФАХА, Джеймс Нигл, Лин Онус, Джордж Паско-младший, Дженни Сейджс, Питер Свон, Джейсон Уинг | Нгунунгула | Боурал, Новый Южный Уэльс | Проект «Динго» будет исследовать духовную мифологию и исторические повествования о предках динго. Кроме того, в нем рассматриваются вопросы семейного и национального прощения, а также связи аборигенов со страной и природой. [ 34 ] | ||
2020 | Три видения Гарингала | Карла Диккенс , Джейсон Уинг, Блэк Дуглас | Художественная галерея Мосмана | Сиднейский фестиваль | Сидней, Новый Южный Уэльс | ||
2019 | Кто эти незнакомцы и куда они идут? | Фиона Фоули | Международная фотобиеннале в Балларате | Балларат, Виктория | Серия фотографий, масштабные инсталляции и дебют в Сиднее нового музыкального звукового ландшафта, основанного на древнейшей известной песне аборигенов, документирующей первый обмен мнениями между капитаном Куком в 1770 году между народом батджала из К'гари . Также представлен Национальной художественной школой в январе 2020 года. [ нужна ссылка ] | ||
2017 | Жизнь в свое время | Дэниел Бойд , Джейсон Винг, Питер Маккензи, Лиэнн Тобин, Амала Грум, Блэк Дуглас, Лия Флэнаган , Сэнди Вудс, Шантель Вудс, Кэролайн Окли, Бьорн Стюарт, Карла Диккенс и Уорвик Кин [ 35 ] | Художественная галерея Мосмана | Сидней | Выставка, отражающая происхождение самоопределения и активности аборигенов и жителей островов Торресова пролива до и после референдума 1967 года . Включена перепостановка « Фермы Бангари» , захватывающей трехканальной видеоинсталляции, отражающей жизнь Бангари ; впервые поставлена в Художественной галерее Мосман в 2015 году. [ 35 ] | ||
2015 | Ферма Бунгари | Дэниел Бойд , Блэк Дуглас , Карла Диккенс , Лия Флэнаган , Амала Грум, Уорвик Кин , Питер Маккензи, Джон Мандин ОАМ, Кэролайн Окли, Бьорн Стюарт, Лиэнн Тобин, Джейсон Уинг, Шанталь Вудс и Сэнди Вудс. | Художественная галерея Мосмана | Сидней, Новый Южный Уэльс | Современные аудио-, видео-, перформансы и инсталляции аборигенов, окружающие наследие Бангари; введен в эксплуатацию в 2015 году в ознаменование 200-летия основания фермы Бангари губернатором Маккуори 31 января 1815 года. [ 36 ] | ||
2012 | Жизнь теней | Натали Кинг | Вернон А Ки , Бинди Коул , Бренда Л. Крофт , Дестини Дикон/Вирджиния Фрейзер, Фиона Фоули, Гэри Ли, Майкл Райли , Иван Сен , Кристиан Томпсон | Бангкокский центр искусств и культуры | Бангкок , Таиланд | Гастролировал по Азии, начиная с Бангкока; курируемый Мандайном и Натали Кинг, с работами девяти австралийских художников из числа коренных народов и одного некоренного австралийца. | |
2012 | Граждане-призраки: свидетели вмешательства [ 37 ] | Элисон Алдер, Бинди Коул, Фиона Фоли, Дэн Джонс, Фиона МакДональд, Чипс Маккинолти , Салли М. Малда | Проекты крест-арта | Вуллонгонг , Новый Южный Уэльс | «На континенте, полном призраков и теней колониализма, исторический, социальный и физический ландшафт изрыт. Каждая история — это история о привидениях, наполненная тенями, своего рода история о «шраме». (Джон Мандин) [ 37 ] |
Советы, комитеты и ассоциации
[ редактировать ]Год | Роль | Совет, комитет или ассоциация | Расположение | Описание |
---|---|---|---|---|
2020 | Член | Биеннале современного искусства, Фестиваль тихоокеанских искусств | Нумеа, Новая Каледония | |
1985-2000 | Участник - Изобразительное искусство | Комитет по этике исследований AIATSIS | Канберра | |
1998 | Исполнительный член | Культурная сеть коренных народов Австралии | Канберра | Австралийская культурная сеть коренных народов (AICN) была инициативой, первоначально финансируемой независимо в 1998 году Ричардом Праттом через Австралийский фонд культуры и гуманитарных наук. В 2001 году она стала зарегистрированной ассоциацией и получила совместную поддержку Австралийского фонда деловых искусств и AIATSIS . Патрик Додсон . Председателем в тот момент был [ 38 ] Оно было ликвидировано в 2003 году. [ 39 ] |
1991-98 | Исполнительный член | Национальная ассоциация искусств коренных народов (NIAAA) | Восточный Сидней, Новый Южный Уэльс | NIAAA, ранее называвшееся Агентством по управлению искусством аборигенов (AAMA), было национальной ассоциацией по оказанию услуг и защите интересов коренных народов в области искусства и культуры, которая выступала за постоянное и растущее признание и защиту прав художников из числа коренных народов. [ 40 ] К декабрю 2002 года он «практически прекратил свое существование» и потерял финансирование. [ 41 ] |
1996 | Член Референтной группы коренных народов | Защита интеллектуальной собственности аборигенов и жителей островов Торресова пролива | Канберра | Межведомственный комитет Содружества |
1996 | Эксперт-эксперт | Комитет национального культурного наследия | Канберра | Комитет, созданный Департаментом связи и искусств в соответствии с Законом об охране движимого культурного наследия 1986 года. |
1992, 95-96 | Член комитета | Консультативный комитет индустрии культуры ATSIC (CIAC) | Канберра | Комитет, созданный Комитетом аборигенов и жителей островов Торресова пролива (ASIC) для разработки и управления стратегией индустрии культуры аборигенов и жителей островов Торресова пролива. |
1987 | Основатель и исполнительный член | Ассоциация художников-аборигенов Австралии Севера, Кимберли и Арнемленда (ANKA) | Дарвин, Северная Каролина | Художники Арнема, Севера и Кимберли (ANKA), высший орган поддержки и защиты интересов художников-аборигенов и принадлежащие аборигенам общественные центры искусства, расположенные на территории более миллиона квадратных километров страны в верхней части и Северной территории Западной Австралии. |
1989 | Член | Совет Австралии - Комитет по искусству аборигенов и жителей островов Торресова пролива | Канберра | |
1985-87 | Директор | Искусство аборигенов Австралии |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Мандин, Джон (март 2009 г.). «Профиль: Джон Мандин» (PDF) . Искусство австралийских аборигенов (интервью). Беседовала Кинг, Натали.
- ^ Перейти обратно: а б Фенили, Рик (10 ноября 2012 г.). «Счетчик искусства» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ Перейти обратно: а б « Я люблю всю свою семью»: почему Джон Мандин голосует иначе, чем его брат Уоррен» . Новости СБС . 8 октября 2023 г. Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Джон Мандин ОАМ, р. 1951» . Люди Национальной портретной галереи . 24 августа 2023 г. Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Джон, 1990 (напечатано в 2013 г.) [Майклом Райли]» . Национальная портретная галерея . 2023.
- ^ Перейти обратно: а б с «Джон Мандин ОАМ» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Премия «Красная охра» 2020 года , Совет Австралии
- ^ Перейти обратно: а б с «Филип Гудтайкудтай — «Кошечка и кенгуру», куратор Джон Мандин OAM совместно с корпорацией аборигенов Bula'bula Arts, Рамингининг, в The Commercial, Сидней, 27 августа 2023 г. – 27 августа 2023 г.» . Коммерческий . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Харди, Карен. « Знаковый проект – призыв к размышлению ». Канберра Таймс , стр. 10, 12 выход. 2018.
- ^ Хики, М. (2013). « Комментарий к Мемориалу аборигенов 1987–88 ». Академическая медицина , 88 (12), 1897. два : 10.1097/01.ACM.0000437634.98230.73
- ^ Tyerabowbarwarryaou - Я никогда не стану белым человеком
- ^ Искусство аборигенов MCA: Коллекция Арнотта
- ^ Уроженец
- ^ «Джон Мандин :: биография на сайте Design and Art Australia Online» . www.daao.org.au. Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Они медитируют: картины из коры из коллекции Арнотта Музея современного искусства.
- ^ «Уроженец: предметы и изображения из Рамингининга, Арнемленд | Выставки | MCA Australia» .
- ^ «Запечатленные на солнце: гравюры, сделанные местными художниками в сотрудничестве с Бэзилом Холлом; типографии, 1997-2007 гг. - [запись в каталоге]» . Национальная библиотека Австралии . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ «Нгадху, нгулили, нгеаниньягу: личная история искусства аборигенов в главном штате - Каталог | Национальная библиотека Австралии» .
- ↑ Премия «Красная охра» Австралийского совета за заслуги перед жизнью.
- ^ «Художник Цементы | Джон Мандин» .
- ^ «Джон Мандин - Искусство Южного плоскогорья» .
- ^ «Искусство ради нас: разговор Джона Мандина» . 12 мая 2023 г.
- ^ «Комиссия по входному павильону | Джон Мандин Оам Фаха» .
- ^ «Джон Мандин» . Джон Мандин . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ « Да, есть такая вещь, как плохое искусство аборигенов ». «Сидней Морнинг Геральд» , стр. 14, 2001.
- ^ «Джон Мандин — ОАМ» . Австралийские награды . Департамент премьер-министра и кабинета министров . 13 июня 1993 года . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ «Джон Мандин» . Художники сайта фестиваля Cementa . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Национальная премия музеев и галерей 2015 г.
- ^ «Объявление о награждении: первый лауреат премии Power Publications за произведения искусства коренных народов» . Энергетические публикации . 18 июля 2016 года . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ Артлинк, выпуск 35:1 | Март 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б и Премия Вуда Маллесона в области современного искусства первой нации [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Премия Вуллахры за малую скульптуру
- ^ «Twined: плетение и абстракция, Джон Мандин — 23 июля 2010 — The Cross Art Projects» . www.crossart.com.au . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Проект Динго | Куратор Джон Мандин OAM» . ngununggula.com . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Жизнь в свое время» . Художественный альманах . 25 мая 2017 года . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ «Джон Мандин — Генерал 1» . Джон Мандин . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Граждане-призраки: свидетели вмешательства. Кураторы Джон Мандин и Джо Холдер — с 21 июня по 21 июля 2012 г. — Проекты кросс-арта» . https://crossart.com.au . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Культурная сеть коренных народов Австралии (AICN)» . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ [1] , Информационный бюллетень Native Title № 4/2004]
- ^ НИААА
- ^ «Знак одобрения аборигенов теряет свой знак одобрения» . Сидней Морнинг Геральд . 14 декабря 2002 года . Проверено 27 августа 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Интервью с Джоном Мандайном и Джудит Блэколл, сокураторами, и Насимом Насром, участвующим художником, в «Шестом чувстве», Галерея Национальной художественной школы, Новый Южный Уэльс, Австралия» . ХаффПост . 19 августа 2016 г.